Королевский дворец (Прага)

Королевский дворец (Прага)

 

Описание Королевского дворца

Старый Королевский дворец (Чешский: Starý královský palác) является частью Пражского Града, Чешская Республика. Его история восходит к 11 веку и само здание разработана в стиле готики и ренессанса. С того времени, когда Пражский Град был окружен каменными стенами, Королевский дворец был резиденцией чешских князей. Здание состоит из трех различных архитектурных слоев. Романский дворец, построенный Собеславом I около 1135 года, образует подвалы нынешнего здания. Пршемысл Отакар II и Карл IV затем добавили свои собственные дворцы над этим, а верхний этаж, построенный для Владислава Ягелло, содержит массивный готический зал Владислава. В период правления Габсбургов Королевский дворец располагал правительственными учреждениями, двор и старым чешским сейм (парламент). В 1924 году Старый Королевский дворец был полностью восстановлен. Здесь также находится копия чешской короны.

 

История

В ходе археологических изысканий на месте Старого дворца были обнаружены остатки деревянных построек, возможно, IX века. Нижний этаж дворца был создан одновременно с каменной оградой Собеслава после 1135 года. Где-то около 1303 года дворец сгорел и опустел, поэтому Иоанну Люксембургскому и молодому Карлу пришлось существенно перестроить его, включая новую часовню. В конце 14 века Вацлав IV расширил дворец в западном направлении. и Петр Парлерж недавно построил церковь Всех Святых. Дворец был разрушен во время гуситских штурмов, но император Сигизмунд восстановил его. Монархи, начиная с Вацлава IV, жили в Королевском дворе в Старом городе Праги (возле Пороховых ворот на том месте, где сегодня находится Муниципальный дом). Только в 1483 году они снова переехали в замок, а около 1490 года Владислав Ягеллон начал эффектную реставрацию дворца, в том числе строительство Владиславского зала, которое продолжил его сын Людвик Ягеллонский (южное крыло Чешской канцелярии). После пожара 1541 г. старый дворец был отремонтирован, ранее жилые комнаты использовались только как кабинеты, и Фердинанд I. Габсбург начал строить новый дворец в западном направлении, по южной стороне двора III.

 

Средневековый дворец

Средневековый дворец лишь частично сохранился как подвал Старого Королевского дворца в Пражском Граде. Вход с северного двора, в который можно попасть через готический портал по наклонному пандусу из третьего двора замка.

Романский дворец
После 1135 года князь Собеслав I построил здесь каменный романский дворец по образцу имперского пфальца. Сохранился продолговатый тронный зал с приделом с восточной стороны из неоштукатуренной блочной кладки общими размерами 11 х 67,5 м. Его южная стена являлась частью южной стены, укрепленной снаружи многоугольными башенками. Зал с романским бочкообразным сводом с плоскими перемычками сегодня разделен готической лестницей. Пол самого нижнего этажа находится примерно на уровне южного сада На Валеч.

Готический дворец
Вацлав I из рода Пршемысловых посвятил себя не только строительству новых замков, но и дополнению и реставрации дворца в Пражском Граде. После Собеслава I и Вацлава I дворец расширил Пржемысл Отакар II, который во время своего правления (1253–1278) в основном сосредоточился на укреплении замковых укреплений. В королевском дворце речь шла больше о модификациях для представления и проживания. И он, и его сын Вацлав II все еще жили в романском дворце Собеслава I, Пршемысла Отакара II. однако он добавил к дворцу другие короткие крылья в северный дворцовый двор). Около 1303 года, в конце правления Вацлава II, королевский дворец сгорел и остался совершенно непригодным для проживания.

Отец Карела IV отвечал за восстановление королевского дворца. Ян Лучембурский, который много строил в Пражском Граде, как пишет Петр Житавский в Збраславской хронике. Это было в 1335–1337 годах, когда король Карел мало времени проводил в Богемии. Иоанн Люксембургский, вероятно, решил восстановить сгоревший дворец из-за своей второй жены Беатрикс Бурбонской, с которой они нашли взаимную привязанность, подтвержденную их браком в 1334 году и рождением их сына Вацлава в 1337 году. Он был назван в честь чешский национальный святой. Руины романского дворца были снесены до уровня северного дворцового двора. На них был построен более длинный, высокий и обширный дворец с аркадами, выходившими в северный дворцовый двор. Помимо жилых комнат во дворце были также залы судебных заседаний, где заседал областной суд, и большой зал на уровне сегодняшнего Владиславского зала. Было, вероятно, три представительных зала, один из которых служил «картинной». С востока к дворцу пристроили соборную церковь Всех Святых.

Основные строители двора Карла IV. это были Матиаш из Арраса, а позже Петр Парлерж. Хотя было найдено несколько каменных указателей, до сих пор неизвестно, кому было поручено строительство царского дворца. Не исключено и участие иностранных строителей, на что указывают клейма на группе порталов на первом этаже дворца, напоминающие клейма французских мастеров-каменщиков.

сын Карла IV, Вацлав IV. он повлиял и на внешний вид дворца, например, достроив северный перпендикулярный флигель - здесь находится так называемый зал с колоннадой, который является последней завершенной комнатой во дворце до гуситских войн. Судя по письменным источникам, с восстановлением дворца после гуситских войн связаны Сигизмунд Люксембургский и король Владислав II. Ягеллонян значительно перестроил дворец.

 

Архитектурное описание

В 10 веке, во время правления князя Венцеслава, на месте Старого королевского дворца стоял деревянный дворец, вероятно, двухэтажный.

Внешний вид
Готическая реконструкция романского дворца сохранила первоначальную планировку (ориентация всего Пражского Града в основном определялась методом укрепления времен Собеслава I), сохранила его продольную форму и ориентацию восток-запад. Позднее к продольному тракту дворца был пристроен северный перпендикулярный флигель.

Готический этаж дворца имеет массивные стены из обработанных каменных блоков. В него можно попасть через вход со стороны III. двор. Через изогнутый профилированный портал можно попасть в северный двор дворца, где сегодня снова можно увидеть аркады, ряд изогнутых арок со скошенными краями, прямо отходящих от квадратных столбов с обрезанными краями.

Эти аркады датируются периодом правления Карла IV, который использовал их для расширения дворца с севера, чтобы на первом этаже можно было создать большой репрезентативный этаж. Аркады были во времена правления Вацлава IV. замуровали. Три из первоначальных девяти (некоторые источники говорят о десяти аркадных арках) были обнаружены в первой половине 20 века.

Готический дворец изначально, по-видимому, имел три этажа, доступ на первый этаж был с восточной стороны северного двора, что также можно узнать по большому изогнутому профилированному порталу, через который можно было попасть на первый этаж. Уровень пола представительского зала на первом этаже совпадал с уровнем пола сегодняшнего Владиславского зала, но зал был короче, чем сегодня.

Внутренняя планировка
За уже упомянутыми аркадами к югу было, вероятно, пять залов, вероятно, предназначенных для проживания. Первоначально у них были деревянные потолки, своды появились только во время правления сына Карла IV, Вацлава IV. Потолки этих пяти залов, как правило, сводились на плане земли из поперечно уложенных прямоугольников с цельным поперечным сводом с ребрами. После гуситских войн, во времена правления Сигизмунда Люксембургского, часть помещений, по-видимому, снова перекрыли сводами.

Своды сохранились до наших дней, в первой части есть ребра в форме груши и они сходятся в консоли скошенной многоугольной формы с накладкой, также многоугольной формы. Шпильки здесь имеют форму кольца. Во второй части ребра рифленые клиновидные (скошенные призматические) и сходятся в конические скобки. Болты здесь без декора. Прямоугольные окна дворца разделены центральными крестами.

Позже, во время правления Вацлава IV, к вытянутому продольному зданию с запада пристроили северное перпендикулярное крыло, на первом этаже которого были построены два помещения, южное из которых представляет собой так называемый Колонный зал Вацлава IV. Замуровав аркады, был создан коридор, который был разделен на ряд небольших камер с бочкообразными сводами. В самом восточном конце готического этажа находится церковь Всех Святых, построенная при Карле IV. по образцу Сент-Шапель в Париже.

Порталы в готическом дворце имеют несколько форм. Портал старшего типа представляет собой профилированный портал с трехлепестковым навершием вверху. Между отдельными комнатами можно найти прямоугольные порталы со скошенными краями. Порталы скошены с одной или обеих сторон. Если фаска только с одной стороны, то она находится на той стороне, где вы входите в большую из двух комнат. Входной портал с эдикулой относится к периоду поздней готики, имеет колонны с тордингом (винтовая форма вала) и капители с растительным орнаментом, с тимпаном и карнизом. Другой тип - седельный портал - некоторые из этих порталов также имеют богатую профилировку по бокам.

Карлов дворец, не сохранившийся в первозданном виде, был построен по французскому образцу во времена правления Карла IV. на месте оригинального романского дворца. На первом этаже с западной стороны располагалось перпендикулярное к северу крыло, которое служило жилыми помещениями (эта часть была перестроена Вацлавом IV). Весь продольный тракт имел плоский потолок на первом этаже, разделенный на пять меньших комнат, изначально несводчатых с плоскими деревянными потолками, вес конструкции несли боковые башенки. Четыре комнаты были прямоугольными, а одна квадратной. Первый этаж, вероятно, был разделен на три части. Из середины трех залов был выход в частную бухтовую часовню Карла IV, которой сегодня уже нет.

 

Колонный зал Вацлава IV. он датируется |около 1400 года. Он сводился на двух стройных осевых столбах цилиндрической формы (разделенных на цоколь, цоколь и шток) серией неправильных поперечных сводов, ребра которых входили в столбы без консолей. Ребра прорезаны несколько раз. На стенках ребра сходятся в пирамидальные кронштейны без накладки. Затем этот свод дополняется крестовым сводом в северо-западном углу. Одним из возможных объяснений использования этого свода является расположение камина в этой части помещения. Ребра свода расположены на разной высоте (но не с таким перепадом высот, как во Владиславском зале), что могло быть вызвано неправильной планировкой. Колонный зал Вацлава IV. своей неясной тектоникой он отклоняется от типично готических сводов. Первоначально это была представительная комната с возможностью проживания (вместе со вторым залом на севере). Возможное расположение очага и большие окна со вставленными каменными крестами, находящиеся теперь ниже уровня земли, свидетельствуют о возможной жилой функции.

Карлов зал был создан путем соединения трех оригинальных комнат, что видно из массивных кирпичных арок и мостовых коридоров. В середине 19 века пол был вымощен готической плиткой с лиственным декором, в небольшой части помещения – мотивом богемского льва. Первоначально плоские потолки позже были заменены ребристым сводом, одно поле свода было украшено сграффито в 16 веке.

На южной периметральной стене можно заметить массивные столбы, поддерживающие свод Владиславского зала, расположенного этажом выше.

Ягеллонские пространства
Главный вход во дворец представляет собой портик из третьего двора в западное крыло. В районе входа справа видна стена романской башни, первоначально охранявшая южный вход в замок. В северном крыле (слева) расположены так называемая Зеленая комната и так называемая Владиславова спальня (Аудиенционный зал), помещение в стиле поздней готики, служившее вместе с примыкающим помещением придворным чиновникам, гербы которых изображены на стены. Жилые помещения Владислава были на этаж выше и соединены крытым мостом с царской молельней в соборе.

Центральное и самое известное пространство – Владиславовский зал. Он был построен в 1490–1502 годах Бенедиктом Рейтом (Ридом) и имеет размеры 62×16 м и высоту 13 м. Он сводчатый с уникальным круглым сводом, в южной и северной стенах имеются прямоугольные окна, явно в стиле ренессанс. С южной стороны вдоль зала расположен каменный балкон 20 века на месте первоначального деревянного. Лестница вдоль восточной стены зала ведет к алтарю церкви Всех Святых.

К восточной части северной стены Владиславского зала примыкает двустворчатый флигель. Справа находится портал в так называемую Старую палату с торговым центром. Это пространство было заново перекрыто после большого пожара 1541 года Бонифаком Вольмутом в 1559-1563 годах. Слева большой двойной портал эпохи Возрождения. Его левый вход ведет в комнату поземельных книг, где они хранились после восстановления после большого пожара. Правый вход ведет к Конной лестнице времен князя Пршемысла Отакара II. Благодаря этой лестнице чешским рыцарям был обеспечен доступ с Йиржской площади во Владиславский зал, куда они могли прибыть на лошадях и принять там участие в рыцарских турнирах. Позже лестница использовалась для подачи топлива в камины, для доставки еды в зал и для других нужд Владиславского зала, ставшего затем местом увеселений и торжеств. Лестница выходит на южную сторону замковой площади между собором Св. Вита и базилика св. Джордж. Их форма была создана позднеготическим архитектором и строителем Бенедиктом Рейтом (Ридом) в начале 16 века в рамках Ягеллонской реконструкции. Ребра свода здесь обведены дугообразными изгибами. Они имеют вид коротких сегментов, которые пересекаются и проникают друг в друга. Черты, на которых основывалась схема этой формулы, в настоящее время хранятся в Академии изящных искусств в Вене. Между лестницей и холлом размещен супрапорт с профилированной спинкой. Этот суперпорт ограничен двумя коринфскими колоннами со стороны Владиславского зала. Вверху всего супрапорта находится сима и наличник с кимом. Далее идет кольцо, капитель, рифленый корпус колонны, ножка и подиум. Настоящая лестница имеет девять низких ступеней, ее ширина составляет 3,5 метра, а длина — 8,35 метра. Даже благодаря такому небольшому размеру свода Бенедикт Рейт смог сконцентрироваться на эстетическом эффекте ребер и, таким образом, создал привлекательный круглый свод.

На юго-западе вы попадаете в так называемое крыло Людвика из Владиславского зала с несколькими первоначально жилыми комнатами на трех этажах. Помещения флигеля Людвика были заново перестроены при Рудольфе II. для Императорского дворцового совета и из окон Чешской канцелярии 23 мая 1618 г. во время Пражской дефенестрации в 1618 г. вместе с писцом Фабрицио были выброшены два воеводы Вилем Слават из Хлума и Кошумберка и Ярослав Боржита из Мартиниц.

 

Терезианское крыло
В течение XVII и XVIII веков были сделаны и другие небольшие дополнения и модификации, а около 1755 года, когда происходила терезианская перестройка всего замка и особенно его южного фасада, перед ним было пристроено узкое, так называемое терезианское крыло. южного фасада дворца. Около 1930 года его крышу снесли и заменили террасой, так что из южного сада открывался вид на южную стену Владиславского зала. В остальном модификация Пакасси фасадов Старого дворца не пострадала и сохранился его средневековый характер. В течение 20 века произошел ряд других модификаций (Йоже Плечник, Отто Ротмайер), и нижние этажи Старого дворца были превращены в выставочные площади. Отдельный вход из сада «На Валех» обеспечивает доступ к помещениям, используемым для краткосрочных выставок.