Замок Славков (также известный как Замок Аустерлиц) - это дворец в
стиле барокко в Славков-у-Брно, в Чешской Республике. Маленький
городок и замок в основном известны благодаря битве при Аустерлице.
Первый замок Славков на этом месте был установлен Тевтонскими рыцарями в начале
12 века, а затем местом командования в пределах их чешского главы.
В начале 16 века Замок Славков перешел в моравский благородный дом Кауниц
(Kounicové), который перестроил средневековую крепость в стиле ренессанс.
Современный Славков дворец с 115 комнатами был возведен с 1696 года по
планам, разработанным итальянским архитектором Доменико Мартинелли.
Более пятидесяти лет спустя ремонт был наконец то завершен под
руководством принца Венцеля Антона Кауниц-Рицберга. Великолепный сад
во французском стиле, выполненный по образцу Версальских садов, был
заложен в 1774 году. В овальном церемониальном зале дворца Славков («Исторический
салон») 6 декабря 1805 года между Австрией и Францией было подписано
перемирие между Австрией и Францией. Существует небольшой
исторический музей и мультимедийная презентация о битве.
Его история начинается в 13 веке, когда здесь
находилась команда тевтонских рыцарей. В конце 16 века на старом
фундаменте был построен четырехкрылый ренессансный замок с аркадами и
призматической башней.
В конце 17 века Доминик Ондржей Коуник дал
толчок к барочной реконструкции ренессансного особняка. Он поручил это
итальянскому архитектору Доменико Мартинелли из Лукки, который, помимо
замка, включил в проект нового здания в стиле барокко модификацию и
реконструкцию большей части города с новой приходской церковью. Само
здание замка спроектировано в плане в виде буквы U. Авторами внутреннего
убранства также выступили итальянские художники. Фрески были написаны
Андреа Ланцани, тесно сотрудничавшим со штукатуром Сантино Бусси.
Скульптурные элементы и скульптуры в замке и в парке были созданы
Джованни Джулиани.
Доминик Ондржей умер в 1705 году. В то время
было примерно завершено только западное крыло. Его преемником и
наследником семьи стал его сын Максимилиан Олдржих, имперский граф
Ритберг, который доверил завершение итальянскому архитектору Игнацу
Валмаджини. Вальмаджини, хотя и опирался на работу Мартинелли, внес
несколько изменений в свои планы, исходя из потребности в большом
общественном зале и большом входе со стороны двора чести.
Только
сыну Максимилиана Олдржиха, Вацлаву Антонину, князю Кунице и Ритбергу,
наиболее важному представителю семьи, с 1764 года имперскому князю,
государственному министру, канцлеру Марии Терезии, Иосифу II, Леопольду
II, приписывают завершение весь замковый комплекс. и Франциск II. Вскоре
после того, как он принял семейное имущество после смерти отца, все
главное здание, включая южное крыло, уже стояло. Самый старый, западный
фасад, завершился архитектурно соответствующим куполом. Внешний вид
вновь построенных частей был адаптирован к западному фасаду Мартинелли.
Однако внутри преобладали элементы классицизма. Прежнее богатство
лепного и фрескового убранства сменилось линейным членением больших
площадей с ажурным декором. С точки зрения пространства максимальное
внимание было уделено центральному овальному общественному залу, где
иллюзионистскую роспись выполнил венский придворный фресковый художник
Йозеф Пихлер. Последние работы в замке были завершены росписью замковой
часовни св. Крест, также изготовленный Пихлером в 1769 году.
После смерти последнего потомка мужского пола семьи Кунице, графа
Юджина, в 1919 году замок перешел во владение семьи Пальфи. После Второй
мировой войны замок стал собственностью Чехословацкого государства.
Сегодня владельцем является город Славков под Брно, а в 2008 году замок
был объявлен национальным памятником культуры.
В настоящее время практически весь первый этаж
Славковского замка открыт для посещения. Его инсталляция состоит из
частей некогда обширной галереи Коуника, истоки которой можно проследить
до первой половины XVII века. Наибольшее расширение семейной картинной
галереи произошло во второй половине 18 века при Вацлаве Антонине из
Кунице. В галерее находились не только копии, но и оригиналы работ
известных европейских мастеров, но в результате утрат, распродаж и
пожара в конце XIX века собрание сократилось до одних торсов, части
которых, особенно в замковой инсталляции использованы портреты членов
семьи Кунич.
Помещения западного крыла принадлежат к наиболее
ценным интерьерам замка. Их потолки украшены лепниной Сантино Бусси и
фресками Андреа Ланцани. Особого внимания заслуживает так называемый Зал
предков, украшенный монументальной потолочной фреской, изображающей
богов на Олимпе. Зал предков соединен с овальным так называемым
Историческим залом, который был завершен только в шестидесятых годах 18
века иллюзорной картиной Йозефа Пихлера и где было подписано перемирие
между Австрией и Францией после битвы при Славкове. Особенностью этого
зала является его акустический аспект, так как конструкция была задумана
таким образом, чтобы во время политических встреч на высоком уровне не
было слышно, о чем говорят отдельные группы дискутантов, стоящих в
непосредственной близости.
В рамках экскурсии ораторское
искусство замковой часовни св. Кризис. Часовня, проходящая через оба
надземных этажа, была завершена как последняя часть замка в 1769 году,
когда ее расписал Йозеф Пихлер. В интерьере доминирует алтарь с
монументальными статуями ангелов работы Ф. X. Мессершмидта 1774 г.
Помещения часовни используются для свадебных церемоний и концертов.
Замковый парк в Славкове под Брно составляет
неотъемлемую часть всей замковой территории и относится к самым важным
историческим садам Моравии. Его площадь составляет 15,5 га.
Первоначально вокруг замка раскинулся сад эпохи Возрождения. Он был
преобразован в форму барокко при Вацлаве Антонине, князе Кунице и
Ритберге. Главный партер сада превратился в поперечную ось с тремя
фонтанами. На склоне был недавно построен переход между верхним партером
через существующий партер и нижнюю часть сада. Длинный канал был
преобразован в систему из трех бассейнов. Партер украшен набором
скульптур и ваз. Все было интегрировано в щедрую вовлеченность
окружающего пейзажа и города посредством аллей деревьев.
В первой
половине XIX века сад был преобразован в английский парк, боскеты были
распущены и заменены зеленью, расположенной по бокам от главной
продольной оси. Бассейны убрали, а скульптуры в стиле барокко перенесли
во двор замка.
В 70-х годах 20 века была проведена масштабная
реконструкция замкового парка, основанная, в том числе, на проекте 1774
года и вернувшая ему прежний барочный вид. Центральным мотивом
архитектурной композиции являются два садовых бассейна, установленных на
оси западного входа с парой водоемов, расположенных симметрично вне оси.
Это пространство завершают отдельно стоящие скульптуры в стиле барокко
на мифологическую тематику на постаментах, украшенных картушами и
медальонами, перенесенные со двора обратно в замковый парк. Солитеры из
взрослых хвойных и лиственных деревьев высажены в строго организованную
геометрическую композицию.