Анежский монастырь (Прага)

Анежский монастырь (Прага)

 

Описание Анежского монастыря

Анежский монастырь или Монастырь Святой Агнес расположен на правом берегу Влтавы, в районе Старого города Праги под названием «На Франтишку». Монастырь Бедных Кларсов Ордена Сен-Клэр и францисканцев был основан в 1231 году Агнесской Богемской, которая также стала абатиссой то есть главой монастыря. В честь нее и был назван Анежский монастырь.

 

Агнесс Богемская была младшей дочерью короля Оттокара I Богемского и воспитывались в монастыре в Слезской Тржебнице и Доксанах. Это, безусловно, повлияло на ее позднее решение стать монахиней и ее стремление к образованию. В то время как она жила с Бабенбергами в Вене обручения брака с Генрихом VII Германского, сына германского императора, она познакомилась с ранней готической архитектурой. В течение шести лет она жила в монастыре в Клостернойбурге, но после того, как их помолвка была отменена, Агнес вернулась в Прагу. После ее возвращения Ангес снова оказался под влиянием своего отца. Она получила предложение о браке от императора Священной Римской империи Фридриха II. Однако, после смерти отца, Агнес воспользовалась своей свободой выбора и решила отказаться ор брака и создать монастырь. Агнес поддержал Папа, а также ее семья. Благодаря строительсву Анежского монастыря она вовлекла Богемию в церковну и культурную жизнь Европы.

 

История

Анежка Пржемысловна, младшая дочь чешского короля Пржемысла Отакара I, с трехлетнего возраста воспитывалась в монастыре в Тршебнице в Силезии, а затем в монастыре премонстратов в Доксанах, что, несомненно, повлияло на ее последующее решение посвятить себя религиозная жизнь, уважение Анежки к останкам и стремление к образованию. Она познакомилась с цистерцианской ранней готической архитектурой в Вене, куда была отправлена ​​ко двору австрийских Бабенберков после того, как отец пообещал ее сыну германского императора Генриху. Она прожила в монастыре в Клостернойбурге шесть лет, но после расторжения помолвки вернулась в Прагу. После своего возвращения Анежка снова стала частью брачной политики Пржемысла и получила предложение руки и сердца от самого императора Фридриха II. Однако после смерти отца она воспользовалась возможностью принять свободное решение и вместо того, чтобы выйти замуж, приняла новейший порядок своего времени. При поддержке своей семьи и Папы она поступила в основанный ею монастырь и в то же время вовлекла чешские земли в новое духовное и культурное течение, о котором говорится ниже.

Орден миноритов и бедных кларис
В результате роста городов по всей южной, центральной и западной Европе в XII-XIII веках именно в городской среде возникла потребность заботиться о других. Франциск Ассизский основал Орден Меньших Братьев на принципах нравственного возрождения и бедности с упором на проповедь и миссионерскую деятельность. Женское отделение ордена было основано святой Кларой из знатного рода Ассизи, жившей в церкви св. Дамиан близ Ассизи. Философия Бедных Клэр была похожа на философию меньших братьев, и монахини посвятили себя уходу за больными. Идея св. Франциск добрался и до чешских земель, и первоначально народный порядок стал проникать даже при королевском дворе. Первой преданной последовательницей на чешских землях была двоюродная сестра Анежки Альжбета Дуринска, которая, как позже Анежка, отказалась от своего социального статуса. Орден францисканцев и бедных кларис все еще формировался в то время, вскоре после основания монастыря Святой Агнессы, и религиозные и строительные правила были предметом спора между орденом и папской курией.

Первый период строительства
Одной из древнейших частей монастыря было главное сакральное пространство – церковь св. Франтишека, который на первом этапе еще не имел пресвитерия. Одновременно с церковью было построено большое восточное крыло монастыря, простирающееся к северу от церкви св. Франтишки к северной стене монастыря на берегу Влтавы. Строительство шло относительно быстро, уже в 1234 году монастырь был освящен. В 1233 году по просьбе Агнессы сначала прибыли пять итальянских сестер из Трезубца, по-видимому, из монастыря св. Клари, а затем присоединились еще семь знатных девушек из Чешского королевства. Монастырь бедных клар и церковь св. Франциска были открыты в день вступления Анежки в орден 25 марта 1234 года. В 1234–1238 годах переписка между Анежкой и св. Клара и папа Григорий IX. В 1237 году Папа Римский даровал монастырю ряд важных привилегий.

Второй период строительства
На следующем этапе строительства на месте бывшего госпиталя и часовни св. Барбори соединены с боковым нефом церкви св. Фрэнсис. К северной стене пресвитерия костела был пристроен одноэтажный жилой дом с тремя сводчатыми пролётами, но позже перестроенный в часовню Девы Марии. К северу от него располагалась личная часовня Анежки, а на полу — ее собственное жилище. Амбита Бедных Клэр была построена в то же время, но по сравнению с первоначальным планом она была уменьшена с 8 до 6 сводчатых полей в каждом рукаве. В 1350-х годах была пристроена кухня. Вацлав I финансово и мощно поддерживал Анежку до самой смерти, а после его смерти в 1253 году он находился в церкви св. Франциск был похоронен в глиняной гробнице на оси пресвитерия. Его жена Кунхута Штауфска также была похоронена в аналогичной гробнице на оси напротив алтаря Девы Марии.

В недавно построенном пресвитерии св. Франтишка, были найдены различные каменные следы от первого этапа, которые доказывают появление нового плавильного завода в Праге на этом этапе строительства.

Третий период строительства
После смерти брата Анежка начала жить со своим племянником Пржемыслом Отакаром II. строительство мавзолея по случаю его коронации чешским королем 26 декабря 1261 года. Для строительства такого значения был приглашен французский мастер неизвестного имени. Был построен неф с двумя сводчатыми пролётами поперечных реберных сводов, заканчивающийся пятиугольным навершием. В ходе строительства получил живой отклик на новые строительные идеи из Западной Европы — например, украшенные природными растительными мотивами головки контрфорсов, расположенные на разной высоте. Последней на этом этапе строительства была построена триумфальная арка, соединяющая неф с часовней Девы Марии.

Применение сложной символики в архитектуре и убранстве церкви св. Помимо смысла, Сальватора указывает на договор строителя с архитектором, который на тот момент уже был признан и имел более высокий социальный статус. Часовня стала (по образцу Сент-Шапель в Париже) хранилищем самых важных реликвий Чешского королевства, самой ценной из которых, вероятно, был крест Пршемысла Отакара II. с останками св. Кресты (сегодня в сокровищнице собора в Регенсбурге). Со строительством кладбища было тесно связано создание целой серии иллюминированных рукописей и мебели, художественный уровень которых соответствует культурному и политическому подъему чешского государства того времени.

Монастырь после смерти основательницы
В 1277 году Анежка приняла в монастырь дочь Пршемысла Отакара II. Кунхут. Но уже через год, после смерти Пржемысла Отакара II. с семилетним наследником престола Вацлавом II в Богемии наступило время смуты и голода. Анежка все еще верила в новый подъем рода Пржемыслов, поэтому активно передала весь свой опыт дочери Пршемысла Кунхуте. В 1282 году Агнес умерла, и, как это ни парадоксально, хотя всю жизнь ее почитали как святую, канонизировали ее только через несколько сотен лет после смерти. Даже после ее смерти не нашлось священника, чтобы похоронить ее, поэтому, по легенде, она находилась в мавзолее 14 дней. Для нее была подготовлена ​​каменная ниша с надгробием по французским образцам, поставленная у подножия триумфальных ворот напротив входа из ее частной молельни.

Восемнадцатилетняя Кунхута стала главой Бедных Кларисс, но после ее возвращения Вацлав II. женился и, таким образом, получил краковское наследство в попытке еще раз превратить чешские земли в могущественное королевство. После смерти Агнес монастырь перестал быть главным интересом королевской семьи. Вацлав II он продолжил церковную и политическую программу своего отца и, таким образом, на следующий день после своей коронации в 1297 году основал в Збраславе цистерцианский монастырь, посвященный Христу и Деве Марии, который должен был стать новым королевским местом захоронения. Вскоре после коронации она находилась в склепе в церкви Св. Младшая дочь Вацлава Гута была доверена Сальватору. Смерть Вацлава II. и вскоре после Вацлава III. закончился самый известный период в истории монастыря Святой Агнессы.

14 век
С 14 века монастырь Бедных Кларисс был вне русла политических событий и изобразительного искусства. Только с воцарением Карла IV. престола и при последующем расцвете города и строительной деятельности произошла масштабная реконструкция обеих частей монастыря.

В общежитии были заново сделаны своды (однако сохранились только ограды на каблуках), а первоначальные окна были опущены и заменены новыми с трилистниками. Деревянная трибуна в нефе собора св. Франциска заменили каменным, а в западном фасаде установили профилированный портал. Среди лучших деталей – стройный портал в южной стене пресвитерия храма с полным тимпаном, на котором сохранились следы первоначальной красно-синей полихромии. Изменение живописного убранства произошло и в церкви св. Сальватора, в остальном крестцовые пространства остались почти нетронутыми. Кульминацией стало восстановление часовни св. Барбори, первоначально погребальная часовня Бедных Клэр, на большей часовне для меньшинств в прямоугольном плане, с двумя продольными колоннами по оси и сводчатым звездчатым сводом.

Частью политики Карла был сбор реликвий, которые он искал по всей империи, и за останками святой Агнессы он приехал в монастырь Святой Агнессы. Николай. В то время насельницами монастыря Святой Агнессы были в основном дочери самых знатных дворянских семей, но постепенно женский монастырь угас.

Со времен гуситских войн
Монастырь пережил гуситские войны, находился в хорошем состоянии по сравнению с другими и служил оружейной палатой и монетным двором. Монастырские постройки более или менее уцелели, но все оборудование было уничтожено. С приходом Габсбургов доминиканцы были переселены в уже опустевший монастырь Бедных Кларист, живших в женской части монастыря, а другая часть двойного монастыря стала дробиться и продаваться, и, таким образом, на месте мужского монастыря был создан новый квартал под названием На Франтишку.

В 17 веке, в рамках религиозных изменений, монастырь снова был возвращен братьям-францисканцам, и туда были переселены Бедные Клары из Паненске-Тынеца. Однако экономическая ситуация не улучшила состояние монастыря даже в последующие годы, и оно продолжало ухудшаться. До 1611 года своды над нефом церкви св. Франциска и с тех пор служил кладбищем. В 1782 году монастырь был частью церковной реформы императора Иосифа II. отменены и проданы. Новые владельцы перестроили здание в небольшие трущобные квартиры, склады и мастерские.

Во 2-й половине 19 в. было создано Объединение по восстановлению монастыря блаженной Агнессы, и после нескольких изысканий было создано несколько планов реконструкции, например, Й. Мокер и А. Чехнер или Й. Кула. Реставрация началась на рубеже веков и продолжалась до 1914 года. После очистки Старого города, с 1939 года, в монастыре проводились строительно-исторические исследования под руководством профессора Олдржиха Стефана и археологические исследования под руководством профессора Олдржиха Стефана. И. Борковский.

Подарок
В 1963 году владельцем монастыря стала Национальная галерея, после чего последовал завершающий этап реставрации, кульминацией которого стал тендер на реконструкцию и кровлю церкви св. Франтишка по победившему проекту архитекторов Й. Главате и К. Кунци. С 1978 года монастырь является национальным памятником культуры и находится под эгидой Национальной галереи, в которой первоначально экспонировалось чешское искусство 19-го и начала 20-го веков. Сегодня в нем находится постоянная выставка средневекового искусства Чехии и Центральной Европы, перенесенная из монастыря Георгия, а также тактильная выставка чешского средневекового искусства. Амбит и прилегающие помещения используются для краткосрочных выставок. В 2013 году директор НГ Владимир Рёсель, впоследствии уволенный, планировал перенести выставку средневекового искусства в Салмовский дворец, а искусство XIX века — в монастырь Святой Агнессы.

 

Комплекс зданий

На архитектуру монастыря в основном повлияли два обстоятельства. Во-первых, то, что его основательница была из царской семьи, а значит, имела в своем распоряжении достаточные финансовые ресурсы и политическое влияние, а во-вторых, то, что она сама воспитывалась в монастырях, поэтому имела возможность познакомиться с этим образ жизни близко, а также знал связи с практическим использованием зданий. В результате этих обстоятельств монастырь с самого начала создавался с удивительно щедрой концепцией. Он был основан в уже существующей структуре Старого города в период расцвета, экономического и культурного подъема Чешского государства и зарождения готической культуры на чешских землях.

Взаимная композиция монастырских построек показывает влияние планировок цистерцианской бургундской архитектуры, которая была широко распространена в Центральной Европе до середины 13 в. Поскольку в то время даже строительные нормы францисканской архитектуры не были четко определены, это здание времен великих планировочных экспериментов. В то же время для первого этапа характерно смешение позднероманских и готических элементов, особенно в церкви св. Фрэнсис.

Расположение пространств
Из вестибюля с макетом монастыря слева находится вход на этаж с постоянной экспозицией Национальной галереи, а справа — в монастырский монастырь, из которого можно попасть в другие части монастыря. Слева кухня (сегодняшняя касса), с противоположной, восточной стороны, монастырские помещения: трапезная, дом капитула и лестница в общежитие на верхнем этаже (сегодня часть позднеготической экспозиции). С этой стороны также есть проход к часовне Девы Марии и другим священным местам. В пристройке часовни напротив входа находится Пршемысловское кладбище, костел св. Сальватора, с правой (южной) стороны пресвитерия церкви св. Франтишка, а с северной стороны - меньшая площадь частной молельни Анежки. Неф церкви св. Франтишек сохранился только как туловище и был добавлен в наше время (обычно он недоступен). Здания мужского монастыря со вторым подъездом к югу от этой церкви сохранились только в фундаменте.

Церковь св. Фрэнсис
Сегодня церковь сохранилась только в виде торса. Первоначально он имел нетрадиционную асимметричную планировку двухнефной церкви с тремя сводчатыми нишами в каждом нефе. К нефу примыкал только южный придел, а здание монастыря стояло с северной стороны. Такое расположение, вероятно, было обусловлено функциональными соображениями — чтобы Бедные Клары могли выйти прямо из спальни на трибуну. По религиозному уставу сестры не могли никак взаимодействовать с публикой, а потому для них необходимо было выделить особое место, где они могли бы слушать богослужение отдельно, без помех. Сегодня о деревянной трибуне свидетельствует хорошо сохранившийся портал в северной стене и одновременно окно в пресвитерий на месте триумфальной арки.

Конференц-залы
В отличие от каменной церкви, многоэтажный монастырь построен из кирпича. Если двигаться с юга этого флигеля монастыря на север в сторону Влтавы, то на первом этаже он примыкает к северной стене церкви соединительным коридором, который обычно соединял амбиту с монастырским садом или больницей. Северная стена коридора соединена залом капитула, парадной лестницей, ведущей в общежитие на верхнем этаже, а затем двухчастным залом трапезной и скрипторием с выходами на запад к запланированному монастырю. Последние две комнаты были первоначальными кухнями, кладовыми и туалетами у северной стены монастыря. По всей длине верхнего этажа располагалось общежитие, вероятно, частично служившее больницей. Дом капитула, как главный репрезентативный зал, имеет квадратную планировку и необычно плоский деревянный потолок. Он открывается в клуатр с тремя окнами и трехлепестковым порталом, который символизирует Святую Троицу.

Двухчастный плоскопотолочный монументальный зал рядом с лестницей служил трапезной и скрипторием, но в то же время мог использоваться и как целое помещение. Для таких разных функций он был разделен двумя полукруглыми поперечными проходами, поддерживаемыми центральной колонной, на два квадратных отсека, каждый из которых доступен через собственный портал в западной стене. О разной функции двух частей свидетельствуют, например, окна разной формы в каждой из частей или асимметричный профиль арок, поддерживаемых колонной в середине комнаты. У северной стены трапезной находился полукруглый портал, ведущий в северную часть монастыря, а в углу винтовая лестница, ведущая в спальную часть. Первоначально он включал в себя госпиталь в восточной части комплекса с небольшой прямоугольной часовней и примыкающими к ней фундаментами мужского монастыря.

пресвитерия церкви св. Франциск и конвенция миноритов
К восточной части главного нефа церкви был пристроен продольный пресвитерий с двумя сводчатыми нишами и пятиугольным окончанием. По уставу ордена он был доступен только братьям, поэтому с мужским монастырем соединялся южной стеной, у которой нетипично располагался алтарь. В недавно построенном пресвитерии св. Франтишка, были найдены различные каменные следы от первого этапа, которые доказывают появление нового плавильного завода в Праге на этом этапе строительства. Сводчатые поля были разделены простыми круглыми контрфорсами, заканчивающимися капителями чаш, от которых сводчатые ребра грушевидного профиля переходили в болт с растительным мотивом. Комната освещалась большими окнами с простым ажурным профилированием, а в нижней части ставни имелось несколько ниш.

 

Часовня Девы Марии и помещения Агнессы
К северной стене пресвитерия костела был пристроен одноэтажный жилой дом с тремя сводчатыми пролётами, но позже перестроенный в часовню Девы Марии. Только к северу от него находилась личная часовня Анежки и ее собственное жилище на полу. Помещения соединялись внутренней лестницей в силе северной периметральной стены, по которой можно было пройти во внешнюю ограждающую стену или по пешеходному мосту в соседний женский монастырь. На первом этаже часовни Анежки изначально был кирпичный свод без ребер и алтарь в восточной части. Пол был перекрыт поперечным ребристым сводом и украшен росписью.

Амбиции бедных Клэр
Амбита Бедных Клэр была построена на втором этапе строительства, но по сравнению с первоначальным планом она была уменьшена с 8 до 6 сводчатых полей в каждом рукаве.

Кухня
Кухня квадратной формы со сводчатыми ребрами, сходящимися наверху в дымоход, была построена в 1350-х годах.

Церковь Святого Сальватора
Пршемысловский мавзолей, посвященный св. Спаситель - Христа Спасителя, выделяется среди других частей монастыря своей важностью и архитектурным качеством. Неф с двумя сводчатыми пролётами крестообразных реберных сводов, увенчанный пятиугольным навершием, — работа неизвестного французского мастера. Часть мавзолея также представляла собой склеп под многоугольным концом со сводчатым сводом, доступный по лестнице у южной стены по периметру.

Неф соединен с часовней Девы Марии триумфальной аркой, которая была создана только после постройки церкви. Вместо капителей стержни арки заканчиваются фризами с изображением голов пяти предыдущих чешских монархов и их жен. Сама Анежка, будущая святая рода, была изображена на шапке триумфального паспорта над алтарем. Это подводит нас к прикладному символизму и геометрии. Триумфальная арка была построена в модуле под названием «Врата гармонии» с использованием соотношения 1:√2, а остальная часть конструкции была изобретательно применена к золотому сечению. Внутренняя геометрическая структура затем определяла важные места, где она проникала в элементы пластического декора. Например, только что упомянутые головы царей у подножия архивольта Триумфальных ворот расположены в то же время на вершине геометрической конструкции Ворот Гармонии.

Что же касается посвящения часовни Христу Спасителю, то это одно из проявлений стремления семьи Перемышль продолжить наследие времен Константинов и Каролингов и таким образом поддержать могущество своего рода. Изображение монарха на входных воротах, напротив алтаря, на одном уровне с Христом, или в конструкции склепа, расположенного под алтарем, также относится к каролингскому периоду. В оси торца и под пересечением сводчатых полей, в самом незащищенном месте - перед алтарем, оставляли место для надгробия правителя.

Мы также можем найти здесь символ воскресения Христа, пятиконечную звезду в ажурном окне в конце церкви или пятилистную лилию под изображением Агнессы. Все пространство было расписано фресками из христологического цикла, от которых сохранились лишь фрагменты. Первоначально решетки оконных рам, фон капителей и засовы также были полихромными, опять же символически красного цвета, напоминающими о жертве Христа.

К северу от церкви находится сад За Святынями, который граничит с 30-метровой улицей Мала Клаштерни.

 

Погребение в монастыре

В монастыре захоронены:
Кунхута Штауфска († 1248) — чешская королева, жена Вацлава I.
Вацлав I († 1253 г.) - король Богемии.
Маркета († 1277 г.) - дочь Пршемысла Отакара II, умершего в младенчестве. и Кунхуты
Анежка Ческа († 1282 г.) - похоронена, подобрана сестрами ордена во время гуситских войн и похоронена в неизвестном до сих пор месте.
Кунхута Угерска († 1285) - чешская королева, жена Пршемысла Отакара II.
Анежка Пршемысловна († 1296) – дочь Пржемысла Отакара II. и Кунхути, жена австрийского герцога Габсбурга Рудольфа II. Швабский
Гута († 1297 г.) - дочь Вацлава II, умершего в детстве. и Гуты, оригинальное надгробие выставлено в Лапидариуме Национального музея.
Гриффина Галичска († 1309) - сестра королевы Кунхуты.