Летний
Дворец Троя (Trojský zámeček) - усадьба в стиле барокко, расположенная в
северо-западном районе Праги, в Трое.
Он был построен для графов Штернберга с 1679 по 1691. Дворец
является частью Праги. Здесь расположена чешская коллекция
произведений искусства XIX века в городской галерее.
На дизайн дворца Троя повлияла французская и итальянская
архитектура. В основном это работа французского архитектора Жана
Батиста Матей.
Лестница, которая ведет от дворца к садам - работа двух скульпторов
из Дрездена: Иоганна Георга и Пола Хеермана. Они создали статуи,
представляющие борьбу богов и титанов. Терраса украшена редкой
коллекцией ваз, сделанных Бомбелли, также поработавший в
Славков-у-Брно, в замке Славков-Аустерлиц (рядом с Брно).
Центральная ось сада проложена в направлении шпилей собора Святого
Вита в Пражском Граде.
Главные комнаты дворца Троя украшены великолепным барочным апофеозом Габсбурга. Многие мифологические элементы представлены в этом украшении. Это было сделано братьями Авраамом и Изаком Годином, художниками из Анверса, которые прибыли в замок в 1690 году. Франческо Маркетти и его сын Джованни нарисовали большую часть остальных картин в замке.
Замок был построен в 1679–1685 годах графом Вацлавом
Войтехом из Штернберка как его летняя резиденция, и он жил здесь со
своей женой Кларой и дочерью. Авторами проекта были Джованни Доменико
Орси и позднее Жан-Батист Матей, строителем был Сильвестро Карлоне (см.
также раздел «Архитектура и отделка»).
В 1685 году был разбит
прилегающий сад, а в 1697 году вокруг замка были построены терраса и
хозяйственные постройки. В 1763 году она купила замок у Штернберков для
Дворянского института Марии Терезии и несколько раз останавливалась там
сама. В 1776 году замок купил Ян Вацлав Альстерле из Асвида и Выдржи, а
в 1832 году он был завещан монастырям елизаветинских монахинь и Братьев
Милосердия. В 1842 году замок купил Альфред, принц Виндишгрец, который
основал здесь виноградники. Затем его потомки продали замок семье
Жидлицких в 1873 году.
Последний частный владелец, крупный
землевладелец Алоис Свобода, пожертвовал обширную землю и недвижимость в
Праге-Трое, включая замок, 7 октября 1922 г., по случаю 70-летия Т. Г.
Масарика, в ознаменование основания Чехословакии и в честь 250-летие со
дня смерти Я. А. Коменского Чехословацкому государству, с условием, что
здесь будут построены образовательные и социально-гуманитарные
учреждения для молодежи чехословацкого происхождения и расы в духе
Коменского. В первую очередь планировалось построить большой павильонный
комплекс школ и интернатов всех разрядов, детских домов и т. д. Совет
Министров тогда же, на рубеже 1923 и 1924 годов, учредил Совет
попечителей троянских имуществ, который должен был принять решение об
отводе земли. Часть этой земли была использована для строительства
Пражского зоологического и ботанического сада, хотя Станислав Ружичка,
например, категорически против передачи земли зоопарку. В декабре 1926
года Министерство просвещения и народного просвещения начало обсуждать
использование земли с Пражским городским советом, Министерством
социального обеспечения и Министерством здравоохранения и физического
воспитания, но ни одно из обратившихся учреждений не отразило это
предложение. Проекты образовательных поселений Станислава Ружички и
Эдуарда Шторха были отклонены.
В 1977–1989 годах в замке была
проведена масштабная реконструкция. Во время наводнения в 2002 году был
затоплен погреб и прилегающий к нему сад, во время большого наводнения в
2013 году снова пострадала нижняя часть сада.
В 2008 году появились сообщения о том, что в течение нескольких лет (по словам представителя PBZ, уже 9 лет) рассматривается вопрос об объединении Пражского зоологического сада и соседнего Ботанического сада столицы Праги. Городской совет Праги должен был обсудить это предложение 22 сентября 2009 года. В будущем Тройский замок должен был быть добавлен к управлению объединенным предприятием. Теперь можно приобрести общий билет, так называемую Тройскую карту, на все 3 соседних здания.
При разработке проекта бургундский архитектор Жан
Батист Матей вдохновлялся типом римской загородной виллы, с которой он
познакомился во время своего пребывания в Италии. Он изменил
первоначальную концепцию на правильную планировку с центральным залом,
занимающим два этажа, как доминанту всей массы здания. Из холла на две
стороны ведет коридор с прилегающими к нему комнатами отдыха. Из
главного зала на уровне первого этажа открывается монументальная внешняя
двуручная лестница, украшенная скульптурами Георга и Пауля Херманнов из
Дрездена (после 1685 г.). Скульптурное убранство лестницы изображает
битву титанов с древними богами и аллегории времен года и континентов.
Древние сцены, вероятно, также повлияли на название «Троя», которое
затем распространилось на всю территорию, первоначально называвшуюся
Задни Овенец.
Авторами росписи замка были Карпофоро Тенкалла,
Франческо Маркетти и его сын Джованни. Убранство главного зала было
создано фламандскими художниками Авраамом и Исааком Годинами в 1688-92
гг. Сюжет росписи потолка и стен в главном зале - победа над турками в
Вене и торжество семьи Габсбургов. Три комнаты в северо-восточной части
первого этажа замка, так называемые Китайские комнаты, украшены
настенными росписями с восточными мотивами. Картины принадлежат
неизвестному художнику и, вероятно, относятся ко второй половине 18
века.
К замку примыкает сад в оригинальном стиле барокко с фонтанами и стенами, украшенными терракотовыми вазами. Перед главным фасадом с представительной лестницей находится прямоугольный сад с террасой и парой оранжерей. Восточная трапециевидная часть сада построена вокруг центрального лабиринта. Замок также включал виноградник с часовней св. Клары и часть сада, который позже предназначался для строительства ботанического сада.