Замок Збраслав или Збраславский монастырь

Замок Збраслав

 

Описание Замка Збраслав или Збраславского монастыря

Замок Збраслав

Збраславский монастырь (Aula Regia на латыни) был цистерцианским монастырем в современном Збраславском районе Праги, основанным королем Вацлавом II. недалеко от слияния рек Влтавы и Бероунки. После того, как монастырь был упразднен и перестроен, здание также называли Збраславским замком или Збраславским замком.

Первоначально готический монастырь, на земле которого была основана Збраславская летопись, со временем претерпел множество изменений. От великолепного цистерцианского аббатства, аббаты которого имели значительное влияние на политику Чешского королевства, со сменой правящей династии и переносом королевского захоронения в собор св. Вита стала монастырем второстепенного значения. Монастырь сильно пострадал во время гуситских войн или во время нападения шведских войск во время Тридцатилетней войны.

Барочная реконструкция разоренного монастырского комплекса была остановлена ​​в 1785 году императорским указом Иосифа II. о разрушении монастырей, не занимавшихся учением, культивированием наук или уходом за больными. Збраславский монастырь был упразднен вместе с восемью другими чешскими и моравскими цистерцианскими монастырями, а вся недвижимость стала собственностью религиозного фонда, который затем их распродал. Здания монастыря использовались как сахарный завод, зерновой склад, химический завод и пивоварня.

В 20 веке благодаря Кириллу Бартону из Добенина монастырь был реконструирован и перестроен в замковую резиденцию. Затем до 2009 года он функционировал как выставочное пространство коллекции азиатского искусства Национальной галереи. В качестве реституции он был возвращен Бартонам из Добенина и в 1995 году был включен в Список национальных культурных памятников. В настоящее время планируется создание хранилища библиотеки Национального музея с кабинетом для студентов и исследователей. Часть территории замка также является барочной церковью Св. Якуба Ветшиго с панно с изображением Мадонны из Збраслава, картин Карела Шкреты и Петра Брандла или останков последних королей Пржемысла, которое обычно открыто для публики во время регулярных религиозных служб.

 

Цистерцианцы

Цистерцианский орден, проповедовавший аскетизм и ручной труд, возник как ответ на экстравагантный образ монашеской жизни на рубеже 11—12 вв., не соответствующий первоначальным идеалам монашества. В 1098 году несколько благочестивых монахов покинули бургундский бенедиктинский монастырь Молесме и основали новый монастырь, продвигая реформу монашеской жизни в отдаленном и заброшенном месте у старой римской дороги.

Название нового монастыря, которое на латыни называлось Cistercium, затем использовалось для обозначения всего нового ордена, основанного на первоначальном ордене св. Бенедикт, чей девиз был Ora et Labora! (Молись и работай!). Цистерцианский орден, подчеркивавший тесные отношения с Богом и глубокое внутреннее благочестие, был признан папой в 1119 году и начал быстро распространяться даже в самые отдаленные уголки западно-христианского мира. Монастыри нового порядка были посвящены Деве Марии и, благодаря крепким сыновним узам, следовали тем же обычаям и правилам. По цвету ризы цистерцианцев называли также белыми или серыми монахами.

В изначально простом реформаторском порядке постепенно обрели благосклонность многие красноречивые покровители, благочестивые действия которых мотивировались в основном заботой о спасении собственных душ или душ предков. Это должно было обеспечить облечение монастыря или захоронения на территории монастыря, где регулярно служились мессы и проводились религиозные молитвы. Со временем, благодаря собственному труду и поддержке светских основателей, цистерцианские монастыри стали одними из самых богатых средневековых учреждений. Среди правителей, среди которых французский король Людовик IX выделялся своей привязанностью к ордену, цистерцианцы также завоевали симпатию чешского короля Вацлава II, который, как говорят, «особенно и особенно любил цистерцианский орден».

 

Происхождение и разцвет

Белые монахи пришли на территорию Чешского королевства в начале 40-х годов 12 века, и их прибытие, по-видимому, было инициировано оломоуцким епископом Йиндржихом Здиком. Первым цистерцианским основанием был Седлецкий монастырь, основанный в 1142 году знатным Мирославом. В средние века в Чешском королевстве было основано еще семнадцать монастырей цистерцианского ордена, среди которых был и монастырь в Збраславе.

С Збраславом связана легенда о потомке Бивоя и Кази по имени Збраслав, который основал двор на территории нынешнего Збраслава и на смертном одре завещал его бенедиктинскому ордену. Первое письменное упоминание о Збраславе относится к 1115 году, когда он был подарен Кладрубскому монастырю князем Владиславом I, и он основал здесь настоятеля, где постоянно жили два-три монаха и иногда останавливался кладрубский настоятель. После этого он недолго принадлежал пражскому епископу Яну III. В 1268 году Пршемысл Отакар II. в желании иметь место подальше от Праги, где можно было бы охотиться, развлекаться и в то же время быть под рукой, он произвел обмен с епископом на Бутовице и другие королевские поместья и «велел построить там охотничий двор с башнями и очень крепкими стенами».

«…когда он хотел отдохнуть от суеты дел регента, с некоторыми близкими друзьями. И там он получал удовольствие не столько от охоты, сколько от отпускания жилы. "
— Оттон Тюрингенский

В 1278 году, после битвы на Моравском поле, сын Пршемысла Вацлав унаследовал поместье, в том числе и виноградники, засаженные австрийскими лозами, и он тоже после возвращения из Бранденбурга «очень часто посещал вышеупомянутое место для охоты со своими хозяевами». ".

Вацлав II как новый владелец решил основать монастырь «в честь Бога и матери его Марии, Пресвятой Богородицы» в 1291 году. В то время, по сообщениям цистерцианских летописцев, якобы полный раскаяния в казни своего отчима Зависа из Фалькенштейна, он обсудил свой план с аббатом Седлеца Хайденрайхом и предложил ему возглавить новый фонд. Затем аббаты-цистерцианцы ждали окончательного решения короля, но только после третьего напоминания им удалось приступить к выбору мест, подходящих для основания монастыря вместе с королем. Они выбрали место, где стоял любимый охотничий домик отца короля, что не очень понравилось монарху.

«Если бы я не отдал щедро в подарок моей госпоже, Деве Марии, это прекрасное место, орошаемое слиянием двух рек, засаженное деревьями, богатое пастбищами, виноградниками, непустыми полями, место, которое до сих пор дал удовольствие царям, я никогда не дал бы его никому другому из святых и, может быть, даже самому Христу ...»
— Вацлав II. (Збраславская летопись)

Возможно, вдохновением для создания Вацлава послужил французский монастырь Руайомон, основанный св. Людовика или место захоронения французских королей в Сен-Дени. Этому соответствовал бы внешний вид монастырской церкви, столь далекий от первоначальных трезвых представлений основателей ордена о появлении скинии божьей, а также намерение короля передать Збраславу функцию Пржемыслского некрополя.

Новый женский монастырь из двенадцати человек во главе с будущим аббатом Конрадом прибыл из Седльц 20 апреля 1292 года. Он временно находился при королевском дворе, в который входила часовня св. Якуба Ветши, где службы проводились до 1305 года. Первый учредительный документ датируется 10 августа 1292 года, где написано о неуверенности царя в том, угодит ли он Богу своим правлением, а также о его надежде на то, что добрыми делами можно получить прощение уже совершенных грехов и в то же время защита от будущих грехов. Здесь написано, что монарх жаждет искупить грехи своей юности и, таким образом, ждет, чтобы быть принятым среди множества блаженных в общение небесного чертога. Во второй хартии от 21 мая 1304 г., которая должна была расширить первоначальное дарование, уже созревший король не страдал неуверенностью в своем правлении, но жаждал посредничества и молитв людей, угодных Богу и которым он поручает свои просьбы. . Основатель пожертвовал золотой крест, множество дароносиц и средства на покупку фонда монастырской библиотеки в первые дни существования монастыря; монахи купили книги в Париже, возвращаясь с общего собрания капитула. Король поддержал его просьбу об утверждении нового происхождения щедрым пожертвованием, затем руководство ордена согласилось соединить новый монастырь с дочерней линией монастыря в Сито, а также выполнило желание основателя и включило Вацлава II. к регулярным молитвам.

Строительство монастыря началось, вероятно, уже в 1292 году, а существующие постройки были перестроены для нужд монастыря. Впервые монастырский храм был посвящен Деве Марии и св. Вацлав упоминается в индульгенционной грамоте епископа Бамберского от 23 августа 1294 г., но, согласно хронике, при содействии многих могущественных людей Центральной Европы того времени камень в основание был заложен только 3 июня 1297 г. на следующий день после давно запланированной коронации Венцеслава.

 

«…когда совершился поминальный день и славная церемония царской коронации, тотчас же на второй день, непосредственно следующий за ним,… явился нововенчанный царь со всем двором и множеством князей, вельмож и всех прочих, кто собрались на торжественный день, к основанию его в Збраславе рано утром, уже после восхода солнца, и там царь, украшенный царскими знаками, тотчас стремился основать новый храм на подготовленном месте и на основании, ранее выкопанном и предназначен для этого..."
— Збраславская летопись

После этого в фундаменте нового храма была отслужена торжественная месса, и здесь король посвятил в рыцари 240 рыцарей. 4 июня участвующие епископы и архиепископы Магдебургский и Майнцский выдали индульгенции с сорокадневными индульгенциями для всех, кто посещает монастырь или жертвует ему. Строительство шло быстро. К 1305 г. был построен почти весь храм, часть монастырских построек, царская, а также игуменская резиденция.

Иронией судьбы стал Вацлав II. первый из семьи будет похоронен прямо в едва достроенном храме. 23 июня 1305 года изможденное продолжительной болезнью тело Венцеслава было погребено в царских одеждах, а в связи с царскими похоронами в церкви были проведены первые службы. Капитул в Сито распорядился, чтобы панихиды по умершему королю служились во всех монастырях Германии, Богемии и Венгрии, а аббат Збраслава Ота начал писать первую главу Збраславской летописи в честь великого сторонника, что, вероятно, предназначалось поставить вопрос о возможном процессе канонизации.

После смерти Вацлава осиротевший престол занял молодой наследник Вацлав III, который, согласно монастырской хронике, растратил свой талант и вообще вел распутную жизнь. Якобы он получил выговор от аббата Конрада прямо на могиле отца. В 1306 году Вацлав III был был убит в Оломоуце во время похода на Польшу, и на несколько лет королевство охватила неопределенность, связанная с частыми сменами царского престола, что также сказалось на развитии конвента. В 1307 году строительство почти законченного храма было остановлено, и строительство возобновлялось только в 1329 году, когда Элишка Пржемысловна, щедрая покровительница Збраславской казны, приказала пристроить венок из девяти часовен, за что Петр Житавский стал называть ее вторая основательница и «мать» монастыря.

Трапезная была завершена в 1327 году, а водопровод и умывальная - в 1333 году. Примерно в это же время был построен участок с колодцем возле Райского двора. В современных источниках также говорится о больнице с часовней, построенной до 1311 года, и часовне св. Иоанна Предтечи в снесенных в 1785 году монастырских воротах.

В 1331 году Иоанн Люксембургский освободил монастырь от выплаты пособий и сборов за особое празднование основания короля и королевского захоронения. В середине 50-х годов 14 века Збраслав утратил свое политическое значение, но печати аббатства с чешским королевским львом сохранились до времен гуситских войн. Временная стабилизация экономической ситуации произошла во время правления Карла IV, когда монастырь снова стал процветать. Ситуация ухудшилась в начале 15 века, когда збраславские монахи залезли в долги и были вынуждены закладывать и продавать свои товары.

Упадок и вымирание
Весной 1420 года король Сигизмунд со своими воинами поселился в Збраславе, а затем отправился на осаду Праги. 10 августа 1420 года в монастырь ворвались полчища гуситов и пражан во главе с священником Вацлавом Корандой.

«Тагерь с пражанами во главе с Корандой и некоторыми другими священниками враждебно напал на Збраслав, который никем не защищался, и, разграбив имущество и поджег монастырь, возвратились с обилием хлеба, радостно распевая, в то время как священники со своими оруженосцами и некоторые миряне несли в капюшонах куски разбитых икон и классную доску..."
- Вавржинец из Бржезовы

Согласно летописям того времени, пьяная от монастырского пива и вина толпа осквернила царское место захоронения и испортила останки. Тело Вацлава IV. Говорили, что его вынули из гроба, завернули в сено и накормили пивом. Монастырь был разграблен, а Королевский зал сгорел. Что не спалил огонь, забрали мародеры. Хотя дальновидные цистерцианцы спрятали монастырские ценности и книги в Карлштейне в 1419 году, Сигизмунд Люксембургский и частично бургграф замка конфисковали и продали ценности. 28 апреля 1429 г. монастырь, по-видимому, снова пострадал в бою.

Монахи вернулись в Збраслав в сороковых годах 15 века, построили новые здания и попытались восстановить аббатство. Однако монастырское имущество было разграблено, а часть монастырского имущества уже обрела новых владельцев. В 1445 г. некоторые раскопки прекратили, чтобы «наш монастырь... испорченный войнами, разрушенный и сожженный... мог быть поскорее восстановлен». Несмотря на свою разруху, разрушенные в 1451 году постройки произвели большое впечатление на будущего Папу Пия II, которого привлекли расположенные в монастыре таблички с цитатами из Ветхого и Нового Заветов. Они были написаны таким образом, что буквы становились больше по мере удаления от земли, и таким образом учитывался потенциальный читатель. Модификации здания, по-видимому, были сделаны в ягеллонский период, но единственным свидетельством появления монастыря в последующий период является ведута 16-го века, написанная на фоне эпитафии Вацлава II. и Вацлав III, его версия на сто лет моложе и цветной рисунок карты Праги шотландского скульптора Даниэля Альтмана из Эдинбурга.

Еще больший ущерб монастырю нанесла Тридцатилетняя война. В 1611 и 1612 годах он неоднократно подвергался разграблению, а в 1618 году Йиндржих Матяш Турн приобрел большую часть своего имущества. В 1639 году здесь снова бушевал пожар по вине командующего шведской армией, а шесть лет спустя императорская армия почти завершила разорение монастырских земель.

 

Монастырь в наше время

После окончания Тридцатилетней войны монастырь снова стал процветать, в 1654 году была построена заново монастырская церковь св. Якуба, а в начале 18 века по проекту Яна Блажея Сантини. Здания были в плохом состоянии, поэтому оставалось только снести их и начать строить новое традиционное трехкрылое здание в стиле барокко по проекту Сантини, после смерти которого Франтишек Максимилиан Канька взял на себя строительство в 1724 году. Из источников мы узнаем о его обещании завершить строительство по первоначальным, несомненно Сантини, планам. Великолепный проект не был завершен, потому что монастырь был в 1785 году императором Иосифом II. отменен. Монастырское поместье было приобретено религиозным фондом, церковь св. Иаков был осквернен, а его драгоценности проданы с публичных торгов.

 

Превращение в замок

Когда Жозеф де Сувейг приобрел монастырь в конце 18 века, он переоборудовал здания в сахарный завод. Сменились владельцы, а производство было расширено за счет химических веществ и пива. В 1910 году новым владельцем стал Кирилл Бартон из Добенина, предок нынешних владельцев, который перестроил монастырь в замок по проекту Душана Юрковича. Кирилл Бартон был назван почетным гражданином Збраслава в 1927 году за его вклад в процветание Збраслава, и в память о нем во дворе установлена ​​мемориальная доска с надписью «Какую промышленность разрушил, промышленник Кирилл Бартон восстановил».

После Первой мировой войны здания монастыря были переданы в качестве хранилища Национальной галерее, а с 1939 по 2009 год здесь работала постоянная выставка азиатского искусства. Замок был возвращен Бартонам из Добенина в качестве реституции, и его планируется использовать в качестве хранилища для библиотеки Национального музея.

 

Архитектура

Самые старые монастыри Белых монахов были основаны на традиционной планировке бенедиктинских аббатств. Однако их великолепию противостояло стремление к простоте пространства, предназначенного для молитвы и работы.

Святой Бернар был убежден, что красота отвлекает мысли от внутреннего переживания, поэтому церкви первого порядка, часто построенные по плану латинского креста, и сегодня поражают чистотой стиля и наличием естественного света. Перемена наступила только с наступлением 13 века, когда в постройки постепенно стали проникать украшения капителей, болтов и тимпанов, а требование могущественных основателей сделать монастыри своими усыпальницами стало более заметным. Благодаря цистерцианскому строительству готический стиль распространился по Северной и Центральной Европе.

Хотя монастырская церковь Девы Марии в Збраславе исчезла, представление о ее внешнем виде можно получить по сохранившейся копии барочного плана, изображающего церковь в идеальном состоянии после готической пристройки, найденной в 1850 г. церковь в Горни Мокропси. Реконструкция храма в 80-х годах 20 века отчасти стала возможной благодаря археологическим исследованиям 1984–1989 годов и геофизическим изысканиям кладки фундамента, инициированным реконструкцией инженерных сетей Збраславщины. Они доказали, что эта базилика длиной 104 метра была до постройки пражского собора св. Добро пожаловать в самую большую чешскую средневековую церковь. Церковь была построена по обычному крестообразному плану и была вторым чешским образцом прямоугольной пресвитерии, основанной на бургундской модели резиденции генерального капитула в Сито. Это была трехнефная базилика с прямоугольным зальным хором, центральная часть которого была окружена с севера, востока и юга коридором, в который снаружи открывались многоугольные приделы, имеющие вид монолитного блока периметральной стены. Было по три часовни на юге и севере, четыре на восточной стороне часовни. Два рукава трансепта вместе с пресвитерием образовали равнобедренный крест, хоры превратились в монументальный прямоугольный конец собора. В южном фасаде нефа был портал с архивольтом, засаженным крабами, украшенный по бокам фиалками.

Над порталом разместили окно, а на угловых контрфорсах трансепта также появились фиалки. Арочные окна базилики чередовались с опорными столбами. На западном фасаде храма снова был портал с вимперком и фиалками. Большой монастырь на севере дополняла трапезная с пятью крестообразными полями. К северной стороне церкви примыкало несохранившееся здание монастыря, а одноэтажная резиденция настоятеля и прелатура были перестроены из более старых построек, что существенно определило архитектурный облик монастырского комплекса. Сообщений о внешнем виде резиденции монарха во время его пребывания в монастыре, так называемого камерного дома, нет. К церкви с востока примыкало кладбище со столбом с вечным светом тт. Колумна мортуорум.

Имея длину почти сто метров, храм был одним из крупнейших зданий своего времени в Чехии и Моравии, за ним последовали церкви ордена в Каменце и Любуше в Силезии. Сооружение было построено из добытого известняка и более сложных каменных блоков из песчаника, мергеля и терракоты. Монастырские постройки в основном были кирпичными.

Нынешний вид монастыря – результат перестройки в стиле барокко первой половины 18 века. В северном флигеле — трапезная с фресками Ф. X. Палка, а на первом этаже — Королевский зал с лепниной Т. и М. Солдатти и фресками В. В. Рейнера. Остатки средневековой кладки сохранились в западном и северном крыльях бывшей прелатуры и в приходской церкви св. Якуба Ветши, оформленный в стиле барокко в середине 17 века. Готика также представляет собой призматическую башню с порталом. Алтарь храма и гробница Вацлава II. находится сегодня на том месте, где находится статуя св. Вацлав. Здание замка является бывшим монастырем, а башня замка является входом в прелатуру и в первоначально охотничий двор Пршемысла Отакара II.

 

Барочная реконструкция монастыря
Перестройку монастыря в стиле барокко, которую монастырь сохранил до наших дней, в основном проводили тогдашние аббаты Збраслава, а именно Вольфганг Лохнер (1684–1716) и Томас Будециус, в 1700–1732 годах. Для этого был вызван уже упомянутый архитектор Ж. Б. Сантини-Айхель.

В этом случае мы можем опираться на письменные материалы о наличии и авторстве реконструкции Сантини, а точнее нового строительства монастыря. В духе распространенной в то время практики барочного строительства крупных зданий строительная деятельность в Збраславе, по-видимому, не была начата сразу и полностью, а строилась более мелкими частями, чтобы потом их можно было достроить самостоятельно и сдать в аренду. использовать, как например в Plasy.

Строительство началось еще в 1705 году. На первом этапе работ по строительству монастырского комплекса проводилась реставрация средневековых монастырских построек. Сантини, по-видимому, занялся проектом нового комплекса позже, с приездом следующего аббата Будечо, в 1716 г. К 1723 г. были грубо отделаны нижние этажи всех флигелей, по-видимому, также частично периметральные стены этажей и терраса с выходом к реке. Концепция Сантини предусматривала закрытие прямоугольного двора монастыря с южной стороны монастырской церковью, но и в этом случае, как и в Пласах, она не была реализована. На основе знаний, полученных в результате архитектурно-исторического исследования, Сантини-старший включил здание монастыря в свою новую композицию в стиле барокко, особенно в западном крыле он использовал частично романскую кладку из бенедиктинского прихода и очень готические материалы из цистерцианского аббатства.

Основной план монастыря представляет собой трехфлигельное здание, с четвертой стороны закрытое храмом. Взаимная преемственность храма и монастыря в плане была «задумана архитектором как взаимосвязь, градуированная с точки зрения объема и очертаний. Богатое павильонообразное строение монастыря должно было составить ритмически богатую композиционную основу монументального монастырского храма, если смотреть издалека с севера.

Внутри монастыря есть оригинальный трехсекционный первый этаж, образованный расширением коридора монастыря в нижнюю внешнюю часть, которая окружает райский двор. Это решение является продолжением средневековой строительной практики, скорее всего оно было использовано автором намеренно. Морфологическая готика в форме столпов монастыря, трехстворчатых арок его окон и необычной ритмизации сводов, чередующихся между двумя типами конструкции, вероятно, соответствовали бы этому тезису о намеренной средневековой аллюзии на строительную композицию. Таким образом, внутренний коридор двухэтажный, напротив высокого коридора в райском дворе, так как он соединяет северное крыло в поперечном направлении с восточным и западным рукавами с кельями на двух этажах. Чтобы пол среднего коридора не мешал высоким окнам, Сантини вырезал в нем трехстворчатые проемы с перилами, как и полы ампира Желивской монастырской церкви. Это нововведение, по-видимому, обеспечило ему первенство в европейской архитектуре барокко, поскольку подобное решение было использовано еще в 1718 году в Турине архитектором Юваррой в вестибюле Палаццо Мадама. Интерьер коридора состоит из объемных ячеек, сводчатых чешской плиткой и куполами на подвесках. Столбы охватывают полуколонны и поддерживают пилястры с романскими капителями, которые создают триумфальные арки, умноженные на сводчатые пояса, напоминающие готические сводчатые конструкции и затемняющие пространственную аддитивность.

Двухнефная конструкция монастыря в северном крыле со встроенными торговыми залами в средней части и двусторонняя ориентация главного рукава монастыря в сторону освещенных сфер лестниц на восточной и западной сторонах являются проявлением незаурядного художественного гения и представляет собой образец одного из самых красивых коммуникативных пространств европейского барокко. Церемониальные помещения и «новая» ризница в восточном крыле также были спроектированы оригинально. Вход в монастырь располагался над большим порталом в этом крыле. В этой архитектурной концепции мы видим явное вдохновение от композиций в стиле барокко, например, дворцовых входов Франческо Борромини. Входная ось эффектно противостояла поперечно ориентированным пространствам других трактов и визуально открывалась в центральный двор.

Типичный характер Сантини можно увидеть в его готическом барокко. В Збраславском монастыре это в основном типичные для Сантини аркадные окна с трехстворчатыми арками. Еще одну характерную черту Сантини можно увидеть на примере массивных двойных сводов и сопровождающих их плоских форм с триглифами, свидетельствующих о его живописном прошлом. Аналогичные оконные композиции трапезной монастыря в Збраславе, состоящие из прямоугольных и овальных форм с оригинальными створчатыми окнами, можно увидеть в бенедиктинском монастыре в Мельке. Из внешних фасадов стоит отметить фасад к реке Влтаве, где волнообразный план Сантини первого этажа переходит в более спокойные прямые линии на верхнем этаже. Северная сторона монастыря обращена к реке Берунц. Это крыло скомпоновано более динамично – выпуклый балкон перед трапезной. Боковые гребни заканчиваются закругленными углами с вогнутым углом в месте выхода террасы с крытым выходом на Берунц. Скульптуры на фронтоне трапезной – работа сотрудника Сантини Матея Вацлава Якеля, с которым он уже сотрудничал в Седлце и Ждяре.

 

Литература и изобразительное искусство

Несколько важных литературных произведений средневековья были созданы в монастырской обители в Збраславе. Только после смерти щедрого дарителя Вацлава II. Ота Збраславский начал составлять латинскую Збраславскую хронику, описывающую период последних Пржемысловых и первых люксембуржцев на чешском престоле. После его смерти Петр Житавский продолжил работу. Помимо описания исторических событий, выходящих за пределы королевства, хроника является еще и интерпретацией идеалов средневековой социальной философии, давая указания о том, как править и отстаивая принципы цистерцианского ордена. Учитывая вероятные попытки обоих авторов канонизировать Вацлава II. к описанию его царствования и личности нужно отнестись с большой натяжкой, как и к описанию царствования его сына, которому летопись скорее подчёркивает негативы, так что исключительная личность его предшественника на чешском престоле стоит выходит тем более.

Петр Житавский был также автором не сохранившейся Книги Збраславских мистерий, в которой описывались чудеса, происходившие в монастыре, и двух книг проповедей. Сочинение Малогранатум, написанное неизвестным членом Збраславского монастыря, датированное серединой XIV века и обсуждающее в форме диалога духовный путь к религиозному совершенству, получило множество копий и распространилось по Европе. Среди произведений искусства сохранилась табличка с изображением Збраславской Мадонны неизвестной даты, копия которой находится на алтаре южного нефа церкви св. Якуба, а статуя Мадонны Рухованской вместе с оригинальной Збраславской Мадонной теперь открыта для публики в монастыре Святой Агнессы.

В Збраславе, в царской гробнице, происходят некоторые сцены из рассказа Вацлава Климента Климперы «Точник».

 

Пржемыслский некрополь

Поначалу цистерцианцы отказывались хоронить чужеземцев, кроме умерших гостей монастыря, и только в 1152 г. в уставе генерального капитула появилось исключение, когда можно было принять максимум двух друзей и членов семьи монастыря, включая их жены, для последнего упокоения. Со временем цистерцианские монахи стали более склонны хоронить своих благодетелей из-за силы обычая, когда захоронения были обычным явлением в бенедиктинских монастырях, а также из-за давления со стороны мирян. С начала 13 века захоронения представителей правящего класса уже были частым делом, и цистерцианские монастыри отдавали предпочтение монастырям других орденов. Причиной, вероятно, могла быть вера в большую действенность молитв, исходящих от столь благочестивого ордена. Таким образом, цистерцианские монастыри стали местом последнего упокоения членов правящих семей Арпадов, Бабенберов, Пястов, Виттельсбахов, Веттинов и Пржемысловых. Могилы ставились на почетных местах в монастырях — чаще всего на оси храма перед главным алтарем, иногда в капитуле, в монастыре или в особых часовнях.

В Збраславе захоронения начались до завершения восточной части храма в первоначальном приделе св. Якова Великого, где похоронены безвременно умершие королевские дети и сердце гордой и амбициозной швабской герцогини Анежки. Королева Гута была временно похоронена в Пражском Граде, с тем, что она должна была быть вместе с Пржемыслом Отакаром II вовремя. переехал в Збраслав. Что, видимо, и произошло в случае с Гутой. После знаменитых похорон основателя начались захоронения непосредственно в костеле, где в 1320 г. был похоронен второй сын Яна Люксембург и Элишки Пржемысловны Отакар «у ног основателей в одной могиле с Яном и Гутой, детьми одного и того же основателя». ". Два года спустя герцогиня Легница Маркета и ее новорожденный сын Микулаш были похоронены посреди церкви между монашескими скамьями. За ней последовала ее тезка, дочь Иоанна Люксембургского, которая была похоронена перед ступенями главного алтаря «вместе с тремя другими королевскими детьми». В 1326 году Элишка Пржемысловна организовала перенос останков своего брата Вацлава III. из Оломоуца, и его останки покоятся рядом с могилой отца. Элишка была похоронена рядом со своими предками, «страдавшими лихорадкой и болезнью легких» в 1330 году. Три года спустя Карл IV, проведший более десяти лет за пределами Чешского королевства, по возвращении в Богемию остановился у могилы своей матери. , и этим визитом он символически продолжил наследие своих перемышльских предков. В 1341 году в костеле была похоронена овдовевшая нижняя баварская герцогиня Маркета, затем в 1386 году королева Баварии Йоханна, а последнее захоронение здесь состоялось в 1419 году, когда в костеле был похоронен Вацлав IV. «в выбранном им месте». Останки Иоганна Баварского и Вацлава IV. были (вероятно) позднее перевезены и захоронены в Св. Добро пожаловать, Вацлав и Войтех.

За время своего существования Збраславский монастырь был главным местом захоронения двух династий чешских монархов и их семей, уступая лишь собору св. Добро пожаловать. Отдельные могилы, расположенные в хорах, имели надгробия вровень с полом, а некоторые, по-видимому, также художественные надгробия. Первое письменное упоминание о наборе скелетного материала, вывезенного из царского могильника, появилось в 1671 г., а в 1824 г. останки были занесены в приходскую памятную книгу. В этот период некоторые черепа были показаны как черепа Вацлава II, Вацлава III. и неуказанные королевы. В 1875 г. три черепа были помещены в шкаф на стене церкви, а остальные кости в отделениях. В начале 20 века Йозеф Матьегка идентифицировал сохранившийся скелетный материал как останки семи человек. Промышленнику Кириллу Бартону пришла в голову идея памятника династии Пржемыслов после создания Чехословакии. Он попросил об этом Йозефа Вацлава Мысльбека, который смог только создать модель, а затем черепа были помещены Яном Штурсой в Мемориал Марла Пршемыслова, из которого останки Вацлава II, Элишки Пржемысловны и, по-видимому, одного из близнецов Элишки - Элишки. дочь - были идентифицированы антропологом Эмануэлем Влчеком. 23 июня 1991 года останки Пршемысла были торжественно перезахоронены в могиле в полу у входа в пресвитерию костела св. Якуба в Збраславе.

 

Интересные места

43-я часовня Святого Пути из Праги в Старую Болеслав, основанная иезуитами в 1674–1690 годах, была посвящена Мадонне Збраславской.

В английском парке перед замком были размещены различные скульптуры известных авторов, например, «Мотоциклист» Отакара Швеца или «Морской лев и аист» Яна Лауды. Национальная галерея больше не находится в замке, а статуи перенесены в другое место.