Церковь Святого Трофима (по-французски: Cathédrale Saint-Trophime
d'Arles) (Трофимус) - это римско-католическая церковь и бывший
собор, расположенный в городе Арль, в департаменте Буш-дю-Рон на юге
Франции. Он был построен между 12-м и 15-м веками и находится в
романской архитектурной традиции. Скульптуры над церковным порталом,
в частности, «Страшный суд», и колонны в соседнем монастыре
считаются одними из лучших образцов романской скульптуры. Церковь
была построена на месте базилики 5-го века в Арле, названной в честь
святого Стефана. В 15 веке в романском нефе был добавлен готический
хор.
В то время, когда собор был построен, в конце 11-го или
начале 12-го века, Арль был вторым по величине городом в Провансе, с
населением от 15 000 до 20 000 человек. Там был оживленный порт на
Роне и два новых города по обе стороны старого римского города,
окруженные стеной. По крайней мере, формально он был независим как
Королевство Арль и привлек множество религиозных орденов, в том
числе рыцарей госпитальеров, тамплиеров и орденов нищих, которые
построили несколько церквей в городе.
Апсида и трансепт,
вероятно, были построены первыми, в конце 11-го века, а неф и
колокольня были завершены во второй четверти 12-го века. Романская
церковь имела длинный центральный неф высотой 20 метров; нижние
боковые проходы с обеих сторон; трансепт, поддерживающий квадратную
центральную колокольню; и шевет позади алтаря в восточном конце с
полусферическим сводом. Окна маленькие и высоко в нефе, выше уровня
боковых проходов.
Хотя церковь в основном отличается своей
выдающейся романской архитектурой и скульптурой, она содержит
богатые художественные произведения других периодов. К ним относятся
несколько важных резных позднеримских саркофагов, реликвии разных
периодов и картины в стиле барокко с тремя работами Луи Финсона.
Трофим Бигот также представлен, и есть несколько гобеленов в стиле
барокко, в том числе набор из десяти на Жизнь Богородицы. Церковь
использовалась для хранения предметов, изначально принадлежавших
другим церквям или религиозным домам в регионе, которые были
рассеяны во время Французской революции или в другое время.
250 Согласно легенде, Трофим Арльский становится первым епископом
Арля.
597 (17 ноября). Августин Кентерберийский возвращается в
Арль после обращения короля, королевы и главных членов английского
двора в христианство и рукоположен в епископы англиканской церкви
Вергилием Арльским, викарием Святого Престола в Галлии.
1152 г. : (29 сентября). Раймон де Монтредон организует
перенос мощей св. Трофима из базилики св. Стефана в Алискампе в
новый собор св. Трофима.
1178 г. : (30 июля). Император Священной
Римской империи Фридрих Барбаросса коронован в соборе Святого
Трофима архиепископом Арля.
1365 г. : (4 июня). Следуя прецеденту
Фридриха Барбароссы, император Карл IV коронован королем Арля
(Арелата) в соборе Святого Трофима.
1445–1465 гг. Романский абсид
церкви заменяется готическим хором.
1801: Когда епископство
переехало в Экс-ан-Прованс, Св. Трофим был реклассифицирован как
простая приходская церковь.
1882: Папой Львом XIII возведен до
уровня малой базилики.
1981: Внесен в список Всемирного наследия.
Церковь
На момент постройки собора, в конце 11 или начале
12 века, Арль был вторым по величине городом Прованса с населением
от 15 000 до 20 000 человек. У него был оживленный порт на Роне и
два новых города по обе стороны от старого римского города,
окруженные стеной. По крайней мере, формально оно было независимым
как Королевство Бургундия-Арль и привлекало множество религиозных
орденов, в том числе рыцарей-госпитальеров, рыцарей-тамплиеров и
нищенствующих орденов, которые построили в городе несколько церквей.
Апсида и трансепт, вероятно, были построены первыми, в конце 11
века, а неф и колокольня были завершены во второй четверти 12 века.
Романская церковь имела длинный центральный неф высотой 20 метров;
нижние боковые проходы с обеих сторон; трансепт, поддерживающий
квадратную центральную колокольню; и шевет за алтарем в восточной
части с полусферическим сводом. Окна маленькие и расположены высоко
в нефе, над уровнем боковых проходов.
Постороманское
искусство
Хотя церковь в основном известна своей выдающейся
романской архитектурой и скульптурой, она содержит богатые
произведения искусства других периодов. К ним относятся несколько
важных резных позднеримских саркофагов, реликварии разных периодов и
картины в стиле барокко, три из которых работы Луи Финсона. Также
представлен Трофим Биго, и есть несколько гобеленов в стиле барокко,
в том числе набор из десяти на Житие Богородицы. Церковь
использовалась для хранения предметов, изначально принадлежавших
другим церквям или религиозным домам в регионе, которые были
рассеяны во время Французской революции или в другое время.
Западный портал — одно из сокровищ романской скульптуры,
представляющее историю Апокалипсиса от св. Иоанна и Евангелие от св.
Матфея. Христос величественно восседает в тимпане, окруженный
символами евангелистов; согласно наиболее распространенному
толкованию, это человек св. Матфея, лев св. Марка, бык св. Луки и
орел св. Иоанна. Апостолы сидят под ним. Слева от портала процессия
избранных христиан направляется в рай, а справа грешники
низвергаются в ад.
Убранство портала также включает множество
библейских сюжетов; Благовещение; Крещение Христа; Поклонение
волхвов, волхвы перед Иродом; резня невинных; пастухи со своими
стадами.
На нижнем уровне, разделенном пилястрами и колоннами
из темного камня, находятся статуи святых, связанные с историей
Арля; слева - св. Варфоломей, св. Иаков Великий, св. Трофим, св.
Иоанн Богослов и св. Петр; а справа - святой Филипп, святой Иаков
Справедливый, святой Стефан, святой Андрей и святой Павел.
Основания колонн у портала украшены статуями львов, Самсона и
Далилы, Самсона и Льва.
Монастырь был построен во второй половине 12 века и первой половине
13 века.[5] для использования каноников, священников, которые
посещали епископа и управляли церковным имуществом. В соответствии с
реформой, начатой папой Григорием, каноники должны были жить как
монахи, с общим общежитием, трапезной и монастырем внутри ограды
собора, отделенной стеной от города.
Трапезная, или
трапезная, была построена первой, рядом с церковью, вместе с домом
капитула, или залом для собраний, для каноников. Затем было
построено общежитие для каноников, большая сводчатая комната на
восточной стороне монастыря. Работы над монастырем начались с
северной галереи, затем восточной галереи, которые были закончены
около 1210–1220 гг. Потом работа внезапно остановилась.
Вскоре после постройки восточной и западной галерей город начал
приходить в упадок. Графы Прованса переехали из Арля в Экс, центр
церковной власти переместился в папский дворец в Авиньоне, а в 1251
году Карл Анжуйский подавил движение арльских вождей за большую
независимость. В 1348 году Черная смерть резко сократила население
всего Прованса.
Южная и западная галереи монастыря не были
построены до 1380-х и 1390-х годов, и они были построены в другом
стиле, готическом стиле, который предпочитали папы в Авиньоне, с
крестообразными сводами.
В 1355 году каноники отказались от
общежития и переехали в дома, расположенные в пределах собора.
Общежитие, трапезная и дом капитула были превращены в зернохранилища
и склады.
Северная галерея, построенная во второй четверти
XII века, чисто романская, с цилиндрическим сводчатым потолком.
Резьба капителей колонн посвящена Мистерии Пасхи и прославлению
святых покровителей Арля. Отношения между фигурами на колоннах и
капителями колонн показывают отношения между Ветхим и Новым
Заветами, тему, представленную в Париже Сугерием, аббатом Сен-Дени.
Первый угловой столб в северной галерее посвящен святому
Трофиму, покровителю Арля, между фигурами святых Петра и Иоанна.
Барельефы на стенах изображают пустую гробницу Христа пасхальным
утром. Капители колонн изображают Лазаря, выходящего из гроба между
Марфой и Марией; Авраам собирается принести в жертву своего сына; и
Валаам на осле был остановлен ангелом с мечом.
Следующие три
столбца изображают святого Стефана, побитого камнями, в сочетании с
портретом святого Павла; Христос встречает учеников, изображенных
как паломники на пути в Компостелу, в Эмаусе; и Христос показывает
свои раны неверующему Фоме.
Капители между колоннами
изображают трех ангелов, являющихся Аврааму; и Св. Павел,
обращающийся к Ареопагу Афинскому.
Единственная
иллюстрированная капитель в последней бухте изображает встречу
Моисея с Богом перед горящим кустом. История Воскресения завершается
на северо-восточном угловом столбе Вознесением Иисуса, рядом с
фигурами святого Павла и святого Андрея по обе стороны от святого
Стефана.
Восточная галерея, построенная в конце 12 или начале
13 века, имеет некоторые готические черты, в том числе фигуры в
квойнах мудрых дев и неразумных дев и символы четырех евангелистов.
На колоннах рассказана история Страстей, а на резных капителях
изображена жизнь Христа.
Сцены детства Христа читаются на
столицах с севера на юг; Благовещение, Посещение и Рождество на
первой столице; на следующей капители изображен герб Арля и орел с
расправленными крыльями, символ императора Священной Римской
империи, правившего в то время Арлем; третья капитель показывает
пастухам Благовещение с двумя испуганными козами, взбирающимися на
Древо Жизни.
Столп в первом отсеке начинает историю Страстей
с бичевания Христа. Напротив Иуда сжимает кошелек с тридцатью
сребрениками.
Капители в центральной бухте иллюстрируют
историю волхвов вне исторического порядка; последовательные столбцы
показывают резню невинных; Бегство в Египет; ангел, явившийся
волхвам на постоялом дворе; три мудреца перед Иродом; Поклонение
волхвов и явление ангела Иосифу во сне.
На колонне во втором
отсеке есть две статуи, вероятно, изображающие Святого Иоанна и
Церковь Матери.
Капители в третьем отсеке иллюстрируют вход
Христа в Иерусалим, Вербное воскресенье и Пятидесятницу, а также
рыцаря, поражающего противника, а затем подходящего к даме;
возможно, изображая Константина, победившего язычество, а затем
получившего благодарность от материнской церкви.
Южный столп
изображает Крещение Христа и дьявола, искушающего Христа, Христа,
омывающего ноги апостолам, Тайную вечерю и поцелуй Иуды.
Южная галерея, вероятно, датируется 1380-ми или 1390-ми годами и
построена в готическом стиле, с остроконечными арками, пересекающими
своды, покоящимися на колоннах с лиственными капителями.
Капители южной галереи целиком посвящены истории св. Трофима; на
первом изображен святой Трофим, благословляющий могилу Алискампа и
посвящающий молельню еще живой Деве Марии; следующие четыре
показывают чудо, совершенное вмешательством святого Трофима; он
возвращает к жизни рыцаря и девять его родственников, несправедливо
приговоренных к смерти императором Карлом Великим за пощечину
архиепископу Турпину.
Западная галерея, вероятно, датируется
примерно 1375 годом и посвящена религиозным деятелям и сценам,
популярным в Провансе; с юга на север: побивание камнями святого
Стефана; Самсон убивает льва и уступает Далиле; Святая Марта и
Тараск; Мария Магдалина целует ноги Христу; Благовещение в
готической обстановке; Коронация Богородицы; и Пятидесятницы.