Собор де-ла-Мажор или Марсельский собор (Марсель), Франция

Описание

Марсельский собор ( французский : Cathédrale Sainte-Marie-Majeure de Marseille или Cathédrale de la Major ) - римско-католический собор и национальный памятник Франции, расположенный в Марселе. С 1896 года это малая базилика. Это резиденция Марсельской архиепископии (бывшая Марсельская епархия до ее возведения в 1948 году).

Старый собор
Часть более раннего, гораздо меньшего собора все еще остается рядом с новым собором. Он был построен в 12 веке в простом романском стиле. Два пролета нефа были снесены в 1850-х годах при строительстве нового собора. То, что осталось, это хор и один пролёт нефа. Его обычно называют «Vieille Major». Композитор Шарль Демазюрес был органистом в старом соборе.

Новый собор
Нынешний собор, «Nouvelle Major», был построен в огромных масштабах в стилях византийского и римского возрождения. Первый камень в фундамент был заложен императором Наполеоном III в 1852 году, а первая служба состоялась в 1893 году. Он был завершен в 1896 году, получил титул малой базилики и освящен в 1897 году. Он был построен на месте, используемом для соборов Марселя. с пятого века, в основном архитекторами Леоном Водуайе и Анри-Жаком Эсперандье (1829-1874). Его длина составляет 142 метра (469 футов), а высота главного купола - 70 метров (231 фут). Вместимость 3000 мест, это один из крупнейших соборов во Франции. Внесен в список памятников архитектуры с 1906 года.

 

Многие крупные

На рубеже IV и V веков на месте современного собора, обращенного на север, уже стояла обращенная на восток епископская церковь с баптистерием. Фундамент комплекса был раскопан во время строительства Nouvelle Major. Первоначально церковь находилась под покровительством Святого Лазаря, но упоминалась как Мариенкирхе только со времен Карла Великого. Он был разрушен во время трех набегов сарацинов, последний в 923 году, а затем восстановлен. Тем не менее, во времена епископа Понса II он был настолько ветхим, что он начал полностью восстанавливать его в 1073 году, в год своей смерти.

Этот романский собор XI века представлял собой трехнефную базилику прямоугольной формы с главной и двумя боковыми апсидами. Первоначально у него было пять ярма нефа. Два западных с главным порталом были снесены в Средневековье, чтобы освободить место для нового городского укрепления, возможно, из-за того, что море отрывает часть берега. Портал был перенесен на южную сторону нефа. Были добавлены несколько часовен и ризница. Алтарь был окружен двумя квадратными башнями, из которых южная, называемая Тур де л'Эвеше, сохранилась в своем облике 19 века.

Во время Французской революции Марсельская епархия была упразднена, собор был переведен в приходскую церковь, а затем временно закрыт. Колокола были переплавлены, скульптуры уничтожены, а историческая мебель продана. Зданию были нанесены серьезные повреждения, некоторые из которых были усугублены ремонтными работами в начале 19 века. В 1823 году плохо отреставрированная Vieille Major снова стала епископской церковью. 1852 г. посетил Наполеон III. Марсель. По инициативе епископа Шарля Жозефа Эжена де Мазено он символически заложил краеугольный камень нового здания. Чтобы занять это место, были снесены еще два западных пролета романской церкви и часть пристроек, а остальные закреплены. Со стороны моря создана большая терраса с арочными подконструкциями для фундаментов. Впоследствии за четыре десятилетия был построен и оборудован новый собор, стоимость которого намного превышала первоначальные планы, а мозаичное убранство так и не было завершено.

 

Новый мажор

Внешняя конструкция

Современный собор Святой Марии в Марселе представляет собой трехнефную галерейную базилику длиной 141 м с трансептом шириной 50 м и пересекающим куполом высотой 60 м. Рукава трансепта и удлиненная амбулатория также имеют купола. Прежде всего, они создают общее византийское впечатление. Апсида окружена часовенным венком. К вершине апсиды пристроена Часовня Богородицы с могилой епископа Мазенода, канонизированного в 1995 году; она также носит купол. Хор окружен Святейшим Сердцем Иисуса и часовней Лазаря. Западный корпус – территориально южный – выполнен в виде портального блока с высокой центральной аркой, двумя пристроенными колокольнями, увенчанными куполами, и богатым скульптурным убранством. Отличительными элементами оформления всего здания являются чередующиеся полосы светлого и темного тесаного камня и сочетание круглых арок с треугольными остроконечными крышами.

 

Меблировка

Интерьер также получает свое влияние от византийских куполов и арок и меняющихся цветов каменных слоев. В трех скуловых арках нефа, поддерживаемых массивными колоннами, втянуты галереи, каждая из которых поддерживается двумя тонкими колоннами. Алтарь и проход украшены фигурной и орнаментальной мозаикой. Остальной архитектурный декор довольно скуден; он не оправдал планов. В главном направлении взгляда находится большой неороманский алтарный киворий с оригинальным главным алтарем. Перед ним – послесоборный алтарный остров в алтарной арке. Эффектно расположенные скульптуры в главном зале и в часовнях представляют собой качественные произведения конца 19 века.