Фонтенбло


Фонтенбло

 

 

 

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

 

 

Описание Фонтенбло

Дворец Фонтенбло или Шато-де-Фонтенбло, расположенный в 55 километрах (34 мили) к юго-востоку от центра Парижа, в коммуне Фонтенбло. Он является одним из крупнейших французских королевских замков. Средневековый замок и последующий дворец служили резиденцией французских монархов от Людовика VII до Наполеона III. Фрэнсис I и Наполеон были монархами, которые в наибольшей степени влияли на дворец, как сегодня. Сейчас это национальный музей и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 

 

 

Достопримечательности Фонтенбло

Дворец Фонтенбло (Château de Fontainebleau).  Открыт С октября по март Ср–Пн 9:30 – 17:00, с апреля по сентябрь Ср–Пн 9:30 – 18:00, продажа билетов прекращается за 45 минут до закрытия, отдельные залы закрываются раньше. Дворец также закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря. 11€. До Франциска I здесь был готический замок, но после перестроек Франциска от него остался только донжон — центральная башня, сохранившаяся до наших дней, но не очень заметная — снаружи донжон видно плохо, а изнутри вы и вовсе не догадаетесь, что в нём находитесь, если не будете читать описания (они доступны на французском, английском и испанском языках, плюс можно взять бесплатно схему музея по-русски). Франциск построил две группы зданий, одну на основании старого замка вокруг донжона. В настоящее время это здания вокруг Овального двора, причём часть их достраивал уже его сын Генрих II. Другая — в западной части комплекса, вокруг Нижнего двора, соединённая с первой галереей. Франциск хотел построить дворец по типу итальянских, для чего пригласил итальянских мастеров, в первую очередь Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо. Его часть дворца Фонтенбло стала первым зданием Франции, построенным по образцам зданий итальянского Возрождения. При вдове Генриха II, Екатерине Медичи, был достроен до современного вида Фонтанный двор, выходящий на пруд, а про Генрихе IV — Овальный двор, а также построен Служебный двор, расположенный восточнее дворца и отделённый от него улицей. При последующих королях, от Людовика XIII до Людовика XVI, были завершены западный Двор Белой лошади, где сейчас находится вход во дворец, и Двор Принцев в северной части. Кроме того, были выполнены интерьеры почти всех сохранившихся частей дворца.

Дворец доступен для наружного осмотра бесплатно, но только когда открыты парки, то есть в часы работы музея. (В остальное время можно увидеть основной двор музея — Двор Белой лошади, а также Овальный двор — из-за ограды). Обычный билет даёт вам право на самостоятельное посещение открытых для публики частей дворца, разделённых на четыре части — Большие апартаменты, Апартаменты папы, музей Наполеона и китайский музей. С билетом в течение дня можно выходить из музея и входить обратно сколько угодно раз. Если ваше время ограничено, идите в Большие апартаменты, их реально посмотреть за час-полтора, вместе с прогулкой в Фонтанный двор полтора-два. Можно дополнительно взять напрокат аудиогид. Существуют экскурсии, позволяющие попасть части дворца, куда обычные посетители не попадают, в частности, в Овальный двор.

 

История
21 августа 1560 года — собрание нотаблей, созванное королевой Екатериной Медичи для прекращения распри между католиками и гугенотами; адмирал Колиньи требовал для гугенотов свободного исповедания веры.
31 января 1564 года — свидание Карла IX и Екатерины Медичи с послами императора, папы, испанского и других католических государей, которые желали, чтобы французское правительство возвратилось к Амбуазскому эдикту.
22 октября 1685 года — Людовик XIV подписывает здесь эдикт Фонтенбло, отменяющий действие Нантского эдикта.
1725 год — в Каминном зале даётся спектакль в честь свадьбы Людовика XV и Марии Лещинской — с этого события отсчитывает свою историю театр Фонтенбло.
3 ноября 1762 года — в Фонтенбло подписываются статьи предварительного мира между Францией, Англией и Испанией; тайным соглашением Франция отдала Луизиану Испании, чтобы вознаградить её за её жертвы во время Семилетней войны. 22 ноября, в день ратификации мирного договора, к нему присоединяется Португалия.
27 октября 1807 года — в Фонтенбло подписывается трактат между Испанией и Францией, по которому Португалию предполагается поделить на несколько частей между Францией, Испанией, Годоем и королевой Этрурии.
31 октября 1807 года — в Фонтенбло заключается договор между Данией и Францией, по которому первая объявила войну Англии и Швеции и ввела французские войска в Фионию и Зеландию.
18 октября 1810 года — Наполеон подписывает императорский декрет, постановляющий, что во всех странах, занятых французскими войсками, продукты английских фабрик должны подвергаться конфискации и сожжению.
25 января 1813 года — папа Пий VII подписывает здесь конкордат, впоследствии взятый им назад.
4 апреля 1814 года — под давлением своих маршалов император Наполеон I отрекается от престола в пользу своего сына Наполеона II под регентством жены Марии-Луизы.
6 апреля 1814 года — под давлением союзников Наполеон отрекается от престола за себя и своих наследников.
11 апреля 1814 года — представители Австрийской и Российской империй и Прусского королевства составляют Договор в Фонтенбло, согласно которому союзники лишают Наполеона власти над Французской империей, он получает остров Эльбу и отправляется туда в изгнание, сохраняя свой императорский титул. На следующий день Наполеон подписывает этот договор.
28 апреля 1814 — Наполеон прощается со своей гвардией во дворе замка, названном в память об этом событий La cour des adieux («Двор прощаний»).
1974 год — на саммите руководителей стран «шестёрки» (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды) принято решение о проведении регулярных встреч глав государств и правительств стран — членов сообществ. Этот год считается датой образования Европейского Совета.

 

 

Снаружи дворца

Двор Белой лошади (Нижний двор, Cour Bass; Cour du Cheval Blanc; Двор прощаний, Cour des Adieux). Бывший Нижний двор был переименован в XVI веке, когда при короле Карле IX на нём поставили конную статую римского императора Марка Аврелия (с тех пор статую уже куда-то убрали, но название осталось). Это западный двор, в котором находится вход в музей. Интересен, впрочем, он не этим, а видом на ренессансный фасад, построенный при Франциске I. При нём же построено и левое (северное) крыло, хотя выглядит оно совершенно по-другому. Правое (южное) крыло времён Франциска позже снесли, и современное здание было построено в XVIII веке при Людовике XV. Самый зрелищный элемент двора — витое крыльцо (Fer-à-Cheval, в переводе Подкова) в центре центрального здания — было построено в первой половине XVII века при Людовике XIII, архитектор Жан Дюсерсо. Арки по краям центрального здания ведут: левая — в сад Дианы, правая — в Фонтанный двор.

Фонтанный двор (Cour de la Fontaine). Двор выходит к Пруду карпов, а с остальных трёх сторон окружён зданиями времён Франциска. Название дано по фонтану, который тут стоит уже довольно давно, но современная версия относится к 1812 году. Здесь же можно подойти к пруду, через который открывается замечательный вид на павильон начала XVII века (его построили при Генрихе IV). В самом пруду плавают огромные карпы, конкурирующие с чайками и утками за хлеб, который бросают им посетители.

Овальный двор (Cour Ovale). Двор, также с трёх сторон окружённый зданиями времён Франциска, действительно имеет овальную форму. Это самый старый двор замка. Внутрь можно попасть только с экскурсией, а вот увидеть двор можно сразу из нескольких мест. Лучшая точка наблюдения — северные (левые, если идти от входа к капелле) окна Зала балов. С улицы на двор ведут трое ворот: со стороны парка — Porte Dorée 1528 года, бывшие в XVI веке главным входом во дворец (обязательно зайдите внутрь и посмотрите росписи, благо это бесплатно); со стороны Парка Дианы — Porte du Baptistère начала XVII века, которые стали главными после них, и ворота без названия, ведущие с улицы, разделяющий дворец и Служебный двор. Все эти ворота закрыты, но какие-то части двора из них видно.

Сад Дианы (Jardin de Diane). Сад, находящийся внутри ограды с северной стороны дворца, был разбит в правление Екатерины Медичи, вдовы Генриха II. В центре сохранился фонтан Дианы 1603 года, а всё остальное в XIX веке переделали в английский (то есть нерегулярный) сад.

Служебный двор (Cour des Offices). Этот двор, построенный в 1609 году при Генрихе IV, отделён от дворца узкой улицей. Внутрь вас не пустят, и делать там особенно нечего, но на здания XVII века стоит посмотреть через ворота.

 

 

Внутри дворца

Капелла Троицы

Капелла Троицы (La Chapelle de la Trinité) (Большие апартаменты). Капелла была построена при Генрихе IV и расписана художником Мартеном Фремине по образцу фресок Микеланджело. В ней состоялось бракосочетание Людовика XV и Марии Лещинской. По дороге туда обратите внимание на Зал тарелок — по стенам зала развешены 128 предметов сервиза из севрского фарфора, выполненного для короля Луи-Филиппа.

 

Галерея Франциска I
Галерея Франциска I (Galerie François-Ier) (Большие апартаменты). Галерея Франциска I является одним из первых и лучших образцов ренессансного убранства во Франции. Первоначально он был построен в 1528 году как проход между квартирами короля с овальным внутренним двором и часовней монастыря Тринитар, но в 1531 году Франциск I сделал его частью своих королевских апартаментов, а между 1533 и 1539 годами он был украшен художники и ремесленники из Италии под руководством живописца Россо Фиорентино, или Приматиса, в новом стиле эпохи Возрождения. Нижние стены прохода были выполнены мастером итальянской мебели Франческо Шибек да Карпи; они украшены гербом Франции и саламандрой, эмблемой короля. Верхние стены покрыты фресками, обрамленными богато лепной штукатуркой. Фрески использовали мифологические сцены, чтобы проиллюстрировать достоинства короля.

 

Символика живописи разгадана не до конца. Все четырнадцать панно были выполнены Россо Фьорентино на мифологические и аллегорические сюжеты, двенадцать из них увенчаны позолоченными саламандрами в языках пламени. Центральное место ранее занимала овальная фреска «Расстроенная Венера» («Венера Фонтенбло»), что соответствовало куртуазному характеру двора Франциска I. Позднее она была заменена «Данаей», выполненной Фьорентино совместно с Приматиччо. Среди остальных фресок: «Месть Навплия», «Смерть Адониса», «Клеобис и Битон», «Гибель Катаны», «Воспитание Ахилла», «Источник молодости», «Единение государства», «Слон-триумфатор», «Битва кентавров и лапифов», «Изгнание невежества», «Жертвоприношение».

 

Королевская лестница
Королевская лестница (Escalier du roi). Лестница короля была установлена в 1748 и 1749 годах в помещении, занимаемом во время правления Франциска I спальней Анны де Писселе, герцогини Этампской, фаворитки короля. Он был спроектирован архитектором Анж-Жаком Габриэлем, который использовал многие декоративные элементы из более ранней комнаты, которая первоначально была украшена Приматисом. Верхняя часть стен разделена на панели, овальные и прямоугольные, со сценами, представляющими любовную жизнь Александра Македонского. Картины обрамлены большими статуями женщин работы Приматиса. Восточная стена комнаты была разрушена во время реконструкции и заменена во время правления Луи Филиппа в 19 веке картинами Абеля де Пуйоля.

 

Зал балов
Зал балов (Salle de bal) (Большие апартаменты). Бальный зал был первоначально начат как открытый проход, или лоджия, Франциском I. Примерно в 1552 году король Генрих II закрыл его высокими окнами и богато украшенным кессонным потолком и превратил его в комнату для торжеств и балов. Буква "Н", инициал короля, занимает видное место в декоре, а также фигуры полумесяца, символа любовницы Генриха Дианы де Пуатье. В западной части находится монументальный камин, украшенный бронзовыми статуями, первоначально скопированными с классических статуй в Риме. В восточном конце зала находится галерея, где во время балов играли музыканты. На протяжении многих лет этот декор неоднократно реставрировался. Пол, который отражает дизайн потолка, был построен Луи-Филиппом в первой половине 19 века.

Фрески на стенах и колоннах были написаны начиная с 1552 года Николо дель Абате, следуя рисункам Приматице. На Садовой стороне бального зала они изображают: жатву; вулкана, кующего оружие для любви по просьбе Венеры; Фаэтона, умоляющего солнце позволить ему управлять своей колесницей; а также Юпитера и Меркурия в доме Филемона и Бавкиды.

Фрески на стене Овального двора изображают: праздник Вакха; Аполлона и Муз на горе Парнас; Три грации, танцующие перед богами; и свадебный пир Фетиды и Пелея. На фреске за галереей музыкантов изображены исполнители этого периода.

 

Комната охранников
Комната для стражников всегда располагалась рядом с королевскими опочивальнями. Садовый зал был построен во времена правления Карла IX. некоторые следы оригинального декора сохранились с 1570-х годов, в том числе сводчатый потолок и фриз с военными трофеями, приписываемыми Руджеро д'Ругьери. В 19 веке Луи Филипп превратил комнату в салон и заново отделал ее новым паркетным полом из экзотических пород дерева, перекликающимся с дизайном потолка, и монументальным камином (1836), который включает в себя фрагменты орнамента из разрушенных комнат 15-го и начала 16-го века. Бюст Генриха IV, приписываемый Матье Жаке, относится к этому периоду, как и две фигуры по обе стороны камина. Скульптурная рама вокруг бюста Пьера Бонтемпса первоначально находилась в спальне Генриха II. украшения, добавленные Луи Филиппом, включают большую вазу, украшенную ренессансной тематикой, изготовленную Севрской фарфоровой мануфактурой в 1832 году. Во времена правления Наполеона III этот зал использовался как столовая.

 

Верхняя капелла святого Сатурнина
Верхняя капелла святого Сатурнина (La chapelle haute Saint-Saturnin) (Большие апартаменты, у Зала балов). Капелла была сделана в то же время, что и Зал балов, и тем же архитектором, Филибером Делормом. Моделью для неё послужила капелла Сен-Шапель в Париже, где два этажа выполнены в разных стилях. В Фонтенбло посетителям доступна только верхняя капелла, нижний пояс которой сделан мраморным, верхний отделан деревом, как во дворцах итальянского Ренессанса, а в куполе капеллы сделаны окна, что создаёт необычный эффект освещения. Дизайн окон капеллы выполнен принцессой Марией Орлеанской, дочерью Луи-Филиппа. Капелла — самое дальнее открытое помещение во дворце, из неё можно только вернуться через Зал балов к Лестнице короля и уйти в королевские апартаменты.

 

Спальня королевы
Все королевы и императрицы Франции, от Марии Медичи до императрицы Евгении, спали в спальне королевы. Богато украшенный потолок над кроватью был сделан в 1644 году мебельщиком Гийомом Нойером для вдовствующей королевы Анны Австрийской, матери Людовика XIV, и украшен ее инициалами. Комната была заново отделана Марией Лещинской, Королевой Людовика XV в 1746-1747 годах. Потолок алькова, отделка вокруг окон и деревянные панели были выполнены Жаком Верерктом и Антуаном Маньоне в стиле рокайля того времени. Отделка камина относится к тому же периоду.

Двери имеют Арабесковый дизайн и были сделаны для Марии-Антуанетты, как и скульптурные панели над дверями, установленные в 1787 году. Кровать также была приготовлена специально для Марии-Антуанетты, но появилась только в 1797 году, после революции и ее казни. вместо этого его использовали жены Наполеона, императрица Жозефина и Мария-Луиза Австрийская.

Стены получили свое декоративное текстильное покрытие с рисунком цветов и птиц в 1805 году. Он был восстановлен в 1968-1986 годах с использованием оригинальной ткани в качестве модели. Мебель в комнате вся датируется первой империей. Балюстрада вокруг кровати была первоначально сделана для тронного зала дворца Тюильри в 1804 году. Кресла с рисунком Сфинкса, консоли и экран, а также два комода были размещены в комнате в 1806 году.

Будуар Марии-Антуанетты
Будуар рядом со спальней королевы был создан для королевы Марии-Антуанетты в 1786 году и позволял Королеве иметь некоторую частную жизнь. Эта комната является лучшим сохранившимся образцом декоративного стиля незадолго до Французской революции, вдохновленного древнеримскими моделями, с изящно раскрашенными арабесками, камеями, вазами, античными фигурами и гирляндами цветов на серебряном фоне, обрамленном позолоченной и скульптурной резьбой по дереву.

Комната была сделана для королевы той же командой художников и мастеров, которые также сделали игровую комнату; дизайн был разработан архитектором Пьером Руссо (1751-1829); деревянные панели были вылеплены Лапласом и расписаны Мишелем-Юбером буржуа и Луи-Франсуа Тузе. Восемь фигур Муз были сделаны в гипсе Роланом; богато украшенная мантия камина была сделана Жаком-Франсуа водянкой и украшена скользящими бронзовыми работами Клода-Жана Питойна. Паркет из красного дерева, украшенный эмблемами королевы, был изготовлен Бернардом Молитором и закончен в 1787 году. На расписном потолке работы Жана-Симона Бертелеми изображена Аврора с группой ангелов.

Мебель была разработана для этой комнаты Жан-Анри Ризенером с использованием лучших доступных материалов: перламутра, позолоченной бронзы, латуни, атласа и черного дерева. Некоторые из оригинальных предметов обстановки сохранились, в том числе цилиндрический письменный стол и стол, которые были сделаны между 1784 и 1789 годами. Эти два кресла-копии оригиналов, сделанных Жоржем Жакобом, которые сейчас находятся в Музее Гульбенкяна в Лиссабоне, а скамеечка для ног-оригинал.

Тронный зал Наполеона (бывшая спальня короля)
В 1808 году Наполеон решил установить свой трон в бывшей спальне королей Франции от Генриха IV до Людовика XVI, на том месте, где раньше стояла королевская кровать. При старом режиме кровать короля была символом королевской власти во Франции и приветствовалась придворными, проходившими мимо нее. Наполеон хотел показать преемственность своей империи с прошлыми монархиями Франции. Большая часть резного деревянного потолка, нижняя часть деревянных панелей и двери датируются царствованием Людовика XIII. потолок непосредственно над троном был сделан в конце царствования Людовика XIV. Людовик XV создал часть потолка непосредственно над троном, новый дымоход, скульптурные деревянные медальоны возле камина, узоры над дверями и тонкую резную резьбу по дереву, обращенную к трону (1752-54). Он также приказал выкрасить потолок в белый цвет, позолотить его и украсить мозаикой, чтобы он соответствовал потолку спальни королевы.

Наполеон добавил штандарты со своим инициалом и имперским орлом. Украшение вокруг трона было первоначально разработано в 1804 году Жакобом-Десмальтером для Дворца Сен-Клу, а сам трон был привезен из дворца Тюильри.

Первоначально дымоход был украшен портретом Людовика XIII, написанным Филиппом де Шампенем, который был сожжен в 1793 году во время Французской революции. Наполеон заменил его своим портретом, написанным Робером Лефевром. В 1834 году король Луи-Филипп снял картину Наполеона и заменил ее другой картиной Людовика XIII, написанной художником школы Шампани.

 

Зал заседаний Совета
Зал заседаний Совета, где короли и императоры встречались со своими ближайшими советниками, находился рядом с тронным залом. Первоначально это был кабинет Франциска I, и он был украшен расписными деревянными панелями, на которых были изображены следующие образцы примат, добродетели и герои древности. Комната была расширена при Людовике XIV, и декоратор Клод Одран придерживался той же темы. В период с 1751 по 1754 год архитектор Анж-Жак Габриэль полностью перестроил комнату, украсив ее аркадами и деревянными панелями, изображающими добродетели, а также аллегориями времен года и стихий, написанными Жан-Батистом Мари Пьером и Карлом ван Лоо. Художник Алексис Пейрот добавил еще одну серию медальонов на верхних стенах, изображающих цветочные темы, науки и искусства. Пять картин на сводчатом потолке были работой Франсуа Буше и изображали времена года и солнце, начинающее свой путь и прогоняющее ночь. Полоротонда на Садовой стороне комнаты была добавлена Людовиком XV в 1773 году, с расписным потолком Лагрене, изображающим славу в окружении его детей.

Эта комната использовалась Наполеоном I в качестве зала заседаний совета, и обстановка сохранилась с того времени. Кресла за столом для министров принадлежат Маркиону (1806), а складные стулья для советников-Якобу Десмальтеру (1808).

Апартаменты Папы Римского и королевы-матери
Апартаменты Папы Римского, расположенные на первом этаже флигеля королевы-матери и павильона Гро, получили свое название от визита в 1804 году Папы Пия VII, который останавливался там по пути в Париж, чтобы короновать Наполеона I императором Франции. Он снова остался там, невольно, под пристальным наблюдением Наполеона с 1812 по 1814 год. До этого, начиная с 17 века, он был резиденцией королевы-матери Марии Медичи и Анны Австрийской. Это был также дом великого дофина, старшего сына Людовика XIV. В XVIII веке им пользовались дочери Людовика XV, а затем Граф провансальский, брат Людовика XVI. во время Первой империи им пользовались Людовик, брат Наполеона, и его жена королева Гортензия, дочь императрицы Жозефины. Во времена правления Луи-Филиппа им пользовался его старший сын, герцог Орлеанский. Во времена Второй Империи его занимала Стефания де Баде, приемная племянница Наполеона I. Он был восстановлен в 1859-1861 годах и впоследствии использовался для гостей высокого ранга. Первоначально это были две квартиры, которые были разделены или объединены в течение многих лет в зависимости от их обитателей.

Приемный зал был прихожей к спальне Анны Австрийской, жены Людовика XIII и матери Людовика XIV. он имеет позолоченный и скульптурный потолок, разделенный на семь отсеков, представляющих солнце и известные планеты, а также меньшие отсеки для военных трофеев; он был создан в 1558 году Амбруазом Перре для спальни Генриха II в павильоне Поэлей, который позже был разрушен. Энн велела перенести его в комнату и украсить своими собственными эмблемами, включая пеликана. Деревянные панели в комнате, вероятно, относятся к тому же периоду.

Обстановка спальни датируется в основном 1650-ми годами; она включает в себя гротескные картины в отделениях на потолке, приписываемые Шарлю Эррару; богато резные деревянные панели с дубовыми листьями и Путти; а также картины над дверями Анны Австрийской в костюме Минервы и Марии-Терезы Австрийской в костюме изобилия, обе написанные Жильбером де севом. Спальня была изменена в 18 веке путем добавления нового камина (около 1700 года) и скульптурных границ каскадов цветов вокруг зеркал, добавленных в 1784 году. Во времена Второй империи над зеркалами и между зеркалами и дверями были добавлены расписные панели, имитирующие стиль 17-го века.

Галерея Дианы
Галерея Дианы, восьмидесятиметровый (242,4 фута) длинный коридор, теперь уставленный книжными шкафами,была создана Генрихом IV в начале XVII века как место для прогулок королевы. Картины на сводчатом потолке, написанные начиная с 1605 года Амбруазом Дюбуа и его мастерской, представляли сцены из мифа о Диане, богине охоты. В начале 19 века галерея находилась в руинах. В 1810 году Наполеон решил превратить его в галерею, посвященную достижениям своей империи. Несколько картин, все еще находившихся в хорошем состоянии, были сняты и помещены в галерею пластинок. Архитектор Гурто разработал новый план галереи, вдохновленный Большой галереей Лувра, с картинами на потолке, иллюстрирующими великие события правления Наполеона. К 1814 году коридор был перестроен, а декоративные расписные рамы расписаны Моэнчем и редуте,но цикл картин об империи еще не начался, когда Наполеон пал от власти.

 

Как только монархия была восстановлена, король Людовик XVIII приказал завершить галерею в неоклассическом стиле. Новая серия "богини Дианы" была сделана Мерри-Жозефом Блонделем и Абелем де Пуйолем, используя расписные рамы, подготовленные для цикла Наполеона. Вдоль коридора были также добавлены картины, иллюстрирующие историю французской монархии, написанные в стиле трубадуров 1820-х и 1830-х годов, написанные командой ведущих академических художников. Начиная с 1853 года, при Наполеоне III, коридор был превращен в библиотеку, и большая часть картин была удалена, за исключением большого портрета Генриха IV верхом на лошади Жан-Батиста Мосэса. Большой глобус у входа в галерею, помещенный там в 1861 году, был сделан из кабинета Наполеона во дворце Тюильри.

Апартаменты Наполеона
В 1804 году Наполеон решил, что он хочет иметь свои собственные апартаменты во Дворце, отдельно от старых государственных апартаментов. Он занял апартаменты из шести комнат, которые были созданы в 1786 году для Людовика XVI, рядом с галереей Франциска I, и перестроил их в стиле ампир.

Старая квартира включала в себя гардеробную (туалетный кабинет), кабинет, библиотеку и ванную комнату.

Спальня императора
Начиная с 1808 года, Наполеон имел свою спальню в бывшей гардеробной короля. Из этой комнаты, используя дверь, скрытую за портьерой справа от кровати, Наполеон мог пройти прямо в свою личную библиотеку или в кабинет на первом этаже.

Большая часть первоначального декора не изменилась со времен Людовика XVI; камины, резные деревянные панели, выполненные Пьером-Жозефом Лапласом, и скульптура над дверью Соважа остались прежними. Стены были расписаны золотыми эмблемами императора на белом фоне работы Фредерика-Симона Моэнча. Кровать, сделанная специально для императора, была вершиной стиля ампир; она была увенчана императорским орлом и украшена аллегорическими скульптурами, изображающими славу, справедливость и изобилие. У императора был специальный ковер, сделанный Салландруз в форме креста Почетного легиона; ветви Креста чередовались с символами военной и гражданской атрибутики. Стулья возле камина были специально сконструированы так, чтобы одна сторона была выше другой, чтобы удерживать тепло от огня, позволяя сидящим в них людям видеть украшения камина. Картина на потолке комнаты была добавлена позже, после падения Наполеона, Людовиком XVIII. Написанная Жан-Батистом Рено, она представляет собой аллегорию, изображающую милосердие короля, останавливающего правосудие в его ходе.

Кабинет представлял собой небольшую комнату, предназначенную для работы Наполеона. В 1811 году он добавил походную кровать, похожую на кровать, которую он использовал в своих военных кампаниях, чтобы он мог ненадолго отдохнуть во время долгой ночи работы.

Салон императора был обставлен и отделан в строгом стиле. Именно в этой комнате, на маленьком столике, выставленном на всеобщее обозрение, император подписал свое отречение в 1814 году.

Театр
Концерты, спектакли и другие театральные постановки были постоянной частью придворной жизни в Фонтенбло. До правления Людовика XV они проходили в разных комнатах дворца, но во время его правления в крыле Бель-Шемине был построен театр. Он был перестроен архитектором Гавриилом, но был уничтожен пожаром в 1856 году. Его уже сочли слишком маленьким для двора Наполеона III, и в 1854 году в дальнем восточном крыле Дворца Людовика XIV был открыт новый театр. Он был спроектирован архитектором Гектором Лефуэлем в стиле Людовика XVI и вдохновлен оперным театром в Версальском дворце и театром Марии-Антуанетты в Трианонском дворце. Новый театр с четырьмя сотнями мест, расположенных в партере, двумя балконами и ложами в форме подковы, был закончен в 1856 году. В нем есть оригинальное сценическое оборудование и многие оригинальные декорации, в том числе многие перенесенные из старого театра до пожара 1856 года.

Театр был закрыт после окончания Второй Империи и редко использовался. Реставрация началась в 2007 году, финансируемая правительством Абу-Даби на сумму десяти миллионов евро. В обмен на это театр был переименован в честь шейха Халифы бен Заида Аль Нахайяна. Он был торжественно открыт 30 апреля 2014 года. Театр можно посещать, но он больше не может использоваться для спектаклей, потому что некоторые рабочие части театра, включая сцену, не были включены в реставрацию.

Китайский музей

Китайский музей, расположенный на первом этаже павильона Гро рядом с прудом, был одним из последних помещений, украшенных в замке, когда он еще был императорской резиденцией. В 1867 году императрица Евгения велела переделать комнаты для показа своей личной коллекции азиатского искусства, включавшей подарки, подаренные императору делегацией, посланной королем Сиама в 1861 году, и другие предметы, захваченные во время разрушения и разграбления старого Летнего дворца близ Пекина совместной британо-французской военной экспедицией в Китай в 1860 году.

Среди предметов, выставленных в вестибюле, - два королевских паланкина, подаренных королем Сиама, один из которых предназначен для короля, а другой (с занавесками) - для королевы. Внутри двух залов музея некоторые стены покрыты лакированными деревянными панелями черного и золотого цвета, взятыми из китайских ширм 17-го века, а также специально разработанными футлярами для демонстрации старинных фарфоровых ваз. Среди других экспонатов-Тибетская ступа с изображением Будды, взятая из Летнего дворца в Китае, и королевская Сиамская корона, подаренная Наполеону III. Салоны щедро украшены как азиатской, так и европейской мебелью и предметами искусства, в том числе шелковой мебелью и скульптурами времен Второй Империи Шарля Кордье и Пьера-Александра каменной кладки. Комната также служила местом для игр и развлечений; здесь выставлены старая игра в Багатель и механическое пианино того периода.

Помимо китайского музея, императрица создала в 1868 году небольшой кабинет-салон лаковой посуды, который также украшали лакированные панели и предметы азиатского искусства, на первом этаже крыла Людовика XV, недалеко от кабинета императора. Это была последняя комната, украшенная до падения Империи и последующего превращения замка в музей.

Часовня Святой Троицы
Часовня Троицы была построена в конце правления Франциска I, чтобы заменить старую часовню монастыря тринитариев. Он был закончен при Генрихе II, но не был украшен до 1608 года, когда художнику Мартину Фремине было поручено спроектировать фрески для потолка и стен. Скульптор Бартелеми Трамбле создал своды потолка из лепнины и скульптуры. Картины Фремине в центральных сводах изображают искупление человека, начиная с Явления Бога Ною при спуске Ковчега (над трибуной) и кончая Благовещением. Они окружили их более мелкими картинами, изображающими предков Девы Марии, царей иудейских, патриархов, возвещающих пришествие Христа, и добродетели. Между 1613 и 1619 годами Фремине и Трамбле добавили картины в лепных рамах между окнами по бокам часовни, изображающие жизнь Христа. Фремине умер в 1619 году, и работа не возобновлялась до 1628 года.

В Троицкой часовне, как и в других парижских королевских часовнях Сент-Шапель, была верхняя часть, или трибуна, где сидел король со своей семьей, с отдельным входом, и нижняя часть, где размещался остальной двор. Начиная с 1628 года боковые приделы были украшены железными воротами и резными деревянными панелями, а Флорентийский скульптор Франческо Бордони приступил к работе над мраморным алтарем. Фигура слева изображает Карла Великого с чертами Генриха II, в то время как фигура справа изображает Людовика IX, или Святого Людовика, с чертами Людовика XIII, его покровителя. Бордони также спроектировал разноцветную мраморную мостовую перед алтарем и на стенах нефа. Картина Святой Троицы над алтарем, написанная Жаном Дюбуа старшим, была добавлена в 1642 году. В середине 17 века мастер Энтони Жиро сделал скульптурные деревянные двери нефа. в то время как Жан Гобер сделал двери трибуны, где поклонялась королевская семья.

В 1741 году королевская трибуна была расширена, а между королевской трибуной и более простыми балконами, которые использовали музыканты и те, кто пел мессу, были добавлены богато украшенные балконы из кованого железа. В 1779 году, при Людовике XVI, фрески Фремине, иллюстрирующие жизнь Христа, которая со временем ухудшилась, были заменены новыми картинами на ту же тему. Картины были выполнены в том же стиле примерно дюжиной художников из Королевской академии живописи и скульптуры.

 

При Наполеоне старая дарохранительница капеллы, которая была убрана во время Революции, была заменена новой, спроектированной архитектором Максимилианом Гурто. Начиная с 1824 года, часовня подверглась программе капитального ремонта и реставрации, которая длилась в течение шести лет. Были сняты двенадцать картин, изображающих жизнь Христа, а также ворота в боковые приделы. Во время Второй Империи деревянные панели боковых приделов были заменены. Реставрация была завершена только во второй половине XX века, когда двенадцать картин, разбросанных по разным музеям, были вновь собраны вместе и восстановлены в своих лепных рамах. Между 1772 и 1774 годами в левой части часовни, рядом с алтарем, был установлен небольшой орган работы Франсуа-Анри Силко.

5 сентября 1725 года в часовне состоялась церемония бракосочетания Людовика XV и Марии Лещинской. Наполеон III был крещен там 4 ноября 1810 года, а Фердинанд-Филипп д'Орлеан, сын экинга Луи-Филиппа, был женат там на Элен де Меклембур-Шверин 30 мая 1837 года.

Сады и парк
Со времен Франциска I дворец был окружен формальными садами, представляющими основные стили озеленения их периодов; французский ренессансный сад, вдохновленный итальянскими садами Возрождения; французский формальный сад, любимый стиль Людовика XIV; а в 18-м и 19-м веках французский ландшафтный сад, вдохновленный английским ландшафтным садом.

Сад Дианы
Сад Дианы был создан во времена правления Генриха IV; это был личный сад короля и королевы, и его было видно из окон их комнат. Фонтан Дианы первоначально находился в центре сада, который в то время был окружен другим крылом, где располагались офисы, а позже, при Людовике XIV, оранжерея. Это здание и еще одно, бывшее канцелярией, были снесены в 19 веке, удвоив размер сада. С 17-го по конец 18-го века сад был выдержан в итальянском, а затем и во французском формальном стиле, разделен прямыми дорожками на прямоугольные клумбы, клумбы, расположенные в центре фонтанов, и украшен статуями, декоративными растениями и цитрусовыми деревьями в горшках. Он был преобразован во время правления Наполеона I в ландшафтный сад в английском стиле, с извилистыми дорожками и деревьями, сгруппированными в живописные пейзажи, и был расширен во время правления Луи-Филиппа. он был открыт для публики после падения Наполеона III.

Фонтан в центре был сделан Томмазо Франчини, мастером итальянского фонтанщика, чья работа включала фонтан Медичи в Люксембургском саду в Париже. Бронзовая статуя Дианы, богини охоты, с молодым оленем, была сделана братьями Келлерами в 1684 году для другой королевской резиденции, в Марли. Это копия античной римской статуи Дианы Версальской, которую Папа Римский подарил королю Генриху IV и которая сейчас находится в Лувре. Оригинальную статую фонтана, сделанную Бартелеми Приером в 1602 году, можно увидеть в галерее Серф внутри дворца. Скульптуры охотничьих собак и оленей вокруг фонтана были сделаны Пьером Биаром.

Карповый пруд, английский сад, грот и родник
Большой пруд рядом с дворцом, площадью в четыре гектара, был построен во времена правления Генриха IV и использовался для лодочных прогулок членов двора, а также в качестве источника рыбы для стола и развлечений. Описания дворца 17-го века рассказывают о гостях, кормивших Карпов, некоторые из которых достигали огромных размеров, и считалось, что им уже сто лет. Небольшой Восьмиугольный дом на острове в центре озера, Pavillon de l'Étang, был построен во времена правления Людовика XIV, затем перестроен при Наполеоне I и украшен его инициалом.

Английский сад также восходит к царствованию Генриха IV. в одной части сада, известной как сосновый сад, напротив крыла Людовика XV, находится более старое сооружение, датируемое Франциском I; первый грот в стиле Ренессанса, построенный во французском саду, деревенское каменное сооружение, украшенное четырьмя статуями Атласа. При Наполеоне его архитектор Максимильен-Жозеф Гурто превратил эту часть сада в английский парк с извилистыми дорожками и экзотическими деревьями, в том числе катальпой, тюльпанами, софорой и кипарисами из Луизианы, а также с живописным ручьем и старинными валунами. В саду находятся две бронзовые копии древнеримских оригиналов XVII века-Гладиатор Боргезе и Умирающий гладиатор. Тропинка ведет из сада через завесу деревьев к источнику, который дал свое название дворцу, рядом со статуей Аполлона.

 

Партер и канал
На другой стороне замка, на месте сада Франциска I, Генрих IV создал большой формальный сад, или партер вдоль оси партера, он также построил большой канал длиной 1200 метров, подобный тому, что находится в соседнем замке Флери-Ан-Бир. Между 1660 и 1664 годами главный садовник Людовика XIV Андре Ле Нотр и Луи Ле Во перестроили партер в более крупном масштабе,заполнив его геометрическими узорами и дорожкой, окаймленной живыми изгородями из самшита и заполненной красочными клумбами. Они также добавили бассейн, называемый Les Cascades, украшенный фонтанами, в начале канала. Ленотр посадил тенистые деревья по всей длине канала, а также проложил широкую дорожку, обсаженную вязами, параллельно каналу.

Фонтаны Людовика XIV были убраны после его правления. Совсем недавно каскады были украшены произведениями скульптуры 19-го века. В 1817 году в Центральном бассейне был установлен большой декоративный фонтан. Бронзовая копия древнеримской статуи "Тибр" была помещена в круглую чашу в 1988 году. Он заменил более раннюю статую из 16-го века, которая ранее украшала бассейн. Две статуи сфинксов работы Матье Леспаньянделя, датируемые 1664 годом, установлены у балюстрады Большого канала.

Искусство и художественное оформление-школа Фонтенбло
Во время позднего французского Ренессанса в отделке дворца Фонтенбло участвовали некоторые из лучших художников и мастеров из Италии и Франции, в том числе стиль живописи и декора, который они создали, стал известен как школа Фонтенбло и охватывал период примерно с 1530 по 1610 год. Это помогло сформировать французскую версию Северного маньеризма.

В 1531 году флорентийский художник Россо Фиорентино, потерявший большую часть своих владений при разграблении Рима в 1527 году, был приглашен Франциском I для работы над интерьером дворца. В 1532 году к нему присоединился еще один итальянский художник, Франческо Приматиччо (из Болоньи). Россо умер во Франции в 1540 году. По совету Приматиччо Никколо дель Аббате (из Модены) был приглашен во Францию в 1552 году сыном Франсуа Генрихом II. :
Жюст де Жюст (ок. 1505-1559), франко-итальянский скульптор и гравер
Лука Пенни (ок. 1500/1504-1556), итальянский живописец
Франческо Скибек да Карпи (умер около 1557 года), итальянский Мебельщик
Бенвенуто Челлини (1500-1570), итальянский скульптор, ювелир, серебряник

Произведения этой "первой школы Фонтенбло" характеризуются широким использованием лепнины (лепнины и картинных рам) и фресок, а также сложной (и часто загадочной) системой аллегорий и мифологической иконографии. Часто встречаются ренессансные декоративные мотивы, такие как гротески, страпоны и Путти, а также определенная степень эротизма. Фигуры изящны и демонстрируют влияние техник итальянского маньеризма Микеланджело, Рафаэля и особенно Пармиджанино. Приматиччо также был направлен на изготовление копий античных римских статуй для короля, тем самым распространяя влияние классической скульптуры. Многие работы Россо, Приматиччо и Дель Абате не сохранились до наших дней; некоторые части замка были реконструированы в разное время. Картины этой группы были воспроизведены в гравюрах, главным образом офортах, которые, по-видимому, были произведены сначала в самом Фонтенбло, а затем в Париже. Они распространили этот стиль по всей Франции и за ее пределами, а также записали несколько картин, которые не сохранились.

С 1584 по 1594 год, во время религиозных войн, работа внутри дворца была заброшена. После своего восшествия на престол Генрих IV предпринял реконструкцию зданий Фонтенбло с помощью группы художников: уроженца Фламандии Амбруаза Дюбуа (из Антверпена) и парижан Туссена Дюбрея и Мартина Фремине. Их иногда называют "второй школой Фонтенбло". Их поздние маньеристские работы, многие из которых были утрачены, продолжают использовать вытянутые и волнистые формы и переполненные композиции. Многие из их сюжетов включают мифологические сцены и сцены из художественных произведений итальянца Торквато Тассо и древнегреческого романиста Гелиодора Эмесского. Вторая школа Фонтенбло (с 1594 года). Важными художниками второй школы были::
Амбруаз Дюбуа (ок. 1542-1614) (родился во Фламандии)
Туссен Дюбрей (ок. 1561-1602)
Мартин Фремине (1567-1619)

 

Маньеристский стиль школы Фонтенбло оказал влияние на французских художников (с которыми работали итальянцы), таких как художник Жан кузен старший, скульпторы Жан Гужон и Жермен пилон и, в меньшей степени, художник и портретист Франсуа Клуэ, сын Жана Клуэ. Стиль Фонтенбло сочетал аллегорические картины в лепной штукатурке, где обрамление было обработано, как будто это была кожа или бумага, разрезано и свернуто в свитки, а также сочеталось с арабесками и гротесками. Фонтенбло идеалы женской красоты маньеристичны: маленькая аккуратная головка на длинной шее, преувеличенно длинный торс и конечности, маленькая высокая грудь—почти возврат к позднеготическим красавицам. Новые работы в Фонтенбло были записаны в изящных и подробных гравюрах, которые циркулировали среди знатоков и художников. Через гравюры "школы Фонтенбло" этот новый стиль был передан другим североевропейским центрам, особенно Антверпену, Германии и, наконец, Лондону.

Хотя Людовик XIV проводил в Фонтенбло больше времени, чем любой другой монарх, он сделал большую часть своих изменений в садах, а не в интерьерах и декоре. В 18 веке интерьеры претерпели серьезные изменения в стиле. Между 1750 и 1754 годами архитектор Анж-Жак Габриэль построил новое жилое крыло и новые апартаменты для Людовика XV и королевы. Самые известные художники того периода, в том числе Фраскуа Буше, Карл Ванлу, Алексис Пейрот и Жан-Батист Мари Пьер, были приглашены написать работы для палаты Совета. Людовик XVI продолжил отделку iwork, особенно в турецком кабинете (1777) и игровой комнате и будуаре королевы, в арабесковом стиле. (1786-1787), вплоть до кануна революции. Фонтенбло предлагает множество лучших образцов дизайна интерьера в конце старого режима.

Наполеон I пожелал сохранить традиционное величие монархии и полностью перестроил дворец. Он создал новую анфиладу комнат с символикой и стилем Империи и превратил бывшую королевскую спальню в свой тронный зал. Это единственный тронный зал во Франции, который все еще находится в своем первоначальном состоянии с оригинальной мебелью. Номера, которые Наполеон использовал в Фонтенбло, являются одними из лучших существующих образцов стиля ампир.

Музей Наполеона I
Музей Наполеона I был создан в 1986 году в крыле с правой стороны двора чести, где располагались апартаменты князей Первой империи. Она включает в себя галерею портретов членов семьи Наполеона, медали и ордена, несколько костюмов, надетых во время коронации Наполеона в качестве императора, и Золотой лист с короны, которую он носил во время коронации; большую коллекцию фарфора и декоративных предметов с Императорского обеденного стола, а также колыбель, игрушки и другие сувениры от сына императора, короля Рима. Здесь также есть коллекция сувениров из его военных кампаний, включая воссоздание его палатки и ее обстановки, а также практические предметы, которые он брал с собой в свои походы.

 

 

 

 


 

История

Средневековый дворец (12 век)
Самая ранняя запись об укрепленном замке в Фонтенбло датируется 1137 годом. Он стал любимой резиденцией и охотничьим домиком королей Франции из-за обилия дичи и множества родников в окружающем лесу. Он получил свое название от одного из источников, фонтана де блио, расположенного сейчас в Английском саду, рядом с крылом Людовика XV. он использовался королем Людовиком VII, для которого Томас Бекет освятил часовню в 1169 году; Филиппом II; Людовиком IX (позже канонизированным как Святой Людовик), который построил больницу и монастырь Couvent des Trinitaires рядом с замком.; и от Филиппа IV, который родился и умер в замке.

Ренессансный замок Франциска I (1528-1547)
В XV веке Изабо Баварская, жена короля Карла VI, внесла в замок некоторые изменения и украшения, но средневековое сооружение оставалось практически нетронутым вплоть до правления Франциска I (1494-1547). Он поручил архитектору Жилю Ле Бретону построить дворец в новом стиле Ренессанса, недавно привезенном из Италии. Ле Бретон сохранил старый средневековый донжон, где располагались апартаменты короля, но включил его в новый ренессансный Cour Ovale, или овальный двор, построенный на фундаменте старого замка. Он включал в себя монументальный порт-Доре, как его южный вход. а также монументальная лестница эпохи Ренессанса, портик де Серлио, чтобы дать доступ к королевским апартаментам на северной стороне.

Начиная примерно с 1528 года, Франциск построил галерею Франсуа Иера, которая позволила ему пройти прямо из своих апартаментов в часовню тринитариев. Он привез из Италии архитектора Себастьяно Серлио и флорентийского художника Джованни Баттиста Ди Якопо, известного как Россо Фиорентино, чтобы украсить новую галерею. Между 1533 и 1539 годами Россо Фиорентино наполнил галерею фресками, прославляющими короля, обрамленными лепным орнаментом в горельефе, и ламбрисом, выполненным мебельщиком Франческо Скибеком да Карпи. Другой итальянский художник, Франческо Приматиччо из Болоньи ("Приматиче" по-французски), позднее присоединился к украшению дворца. Вместе их стиль оформления стал известен как первая школа Фонтенбло. Это была первая большая украшенная галерея, построенная во Франции. Вообще говоря, в Фонтенбло Возрождение было введено во Францию.

Примерно в 1540 году Франциск начал еще одну крупную пристройку к замку. Используя землю на восточной стороне замка, купленную у ордена тринитариев, он начал строить новый квадрат зданий вокруг большого внутреннего двора. Он был окружен с севера крылом министров, с востока-крылом Ферраре, а с юга-крылом, в котором находилась новая галерея Улисса. Замок был окружен новым парком в стиле итальянского ренессансного сада, с павильонами и первым гротом во Франции. Приматиччо создал еще более монументальные фрески для галереи Улисса.

Замок Генриха II и Екатерины Медичи (1547-1570)
После смерти Франциска I король Генрих II решил продолжить строительство и расширить замок. Король и его супруга выбрали для этой работы архитекторов Филибера де Л'Орма и Жана Буллана. Они расширили восточное крыло Нижнего двора и украсили его первой знаменитой подковообразной лестницей. В Овальном дворе они превратили лоджию, задуманную Франсуа, в Salle des Fêtes или большой бальный зал с кессонным потолком. С видом на внутренний двор фонтана и пруд с рыбой они спроектировали новое здание, Pavillon des Poeles, чтобы содержать новые апартаменты короля. Украшение Нового бального зала и галереи Улисса фресками Франческо Приматиччо и скульптурной лепниной продолжалось под руководством художников-маньеристов Приматиччо и Никколо дель Аббате. По приказу Анри Нимфа Фонтенбло работы Бенвенуто Челлини была установлена у ворот замка Анет, главного владения главной любовницы Анри Дианы де Пуатье (подлинная бронзовая люнетта сейчас находится в Музее Лувра, а ее копия находится на месте). Здесь же родился и Франциск II французский, первенец короля Генриха II.

После смерти Генриха II в результате несчастного случая на рыцарском турнире его вдова Екатерина Медичи продолжила строительство и украшение замка. Она назначила Приматиччо новым управляющим королевскими общественными работами. Он спроектировал секцию, известную сегодня как крыло Belle Cheminée, известное своими сложными трубами и двумя противоположными лестницами. В 1565 году, в качестве меры безопасности из-за религиозных войн, она также приказала вырыть ров вокруг замка, чтобы защитить его от нападения.

Замок Генриха IV (1570-1610)

Король Генрих IV сделал больше дополнений к замку, чем любой другой король со времен Франциска I. он расширил овальный двор на Запад, построив два павильона, названных Тибром и Люксембургом. Между 1601 и 1606 годами он переделал все фасады вокруг внутреннего двора, включая капеллу Святого Сатурнина, чтобы придать архитектуре большую гармонию. На восточной стороне он построил новые монументальные ворота с куполом, названные Порт-дю-Баптистерий. Между 1606 и 1609 годами он построил новый двор, названный Cour des Office или Quartier Henry IV, чтобы обеспечить место для кухонь и резиденций для придворных чиновников. Две новые галереи, Галерея Дианы де Пуатье и Галерея Серф, были построены, чтобы окружить старый сад Дианы. Он также добавил большой Jeu de paume, или крытый теннисный корт, самый большой такой корт, существующий в мире.

Над интерьерами начала работать "вторая школа Фонтенбло" художников и декораторов. Архитектор Мартин Фремине создал богато украшенную часовню Троицы, а художники Амбруаз Дюбуа и Туссен Дюбре создали серию героических картин для салонов. Новое крыло, названное в честь его центрального здания "La Belle Cheminée", было построено рядом с большим рыбным прудом.

Генрих IV также уделял большое внимание парку и садам вокруг замка. Сад королевы или сад Дианы, созданный Екатериной Медичи, с фонтаном Дианы в центре, был расположен на северной стороне дворца. Садовник Генриха IV Клод Молле, обучавшийся в замке Д'Анет, создал большой партер из цветочных клумб, украшенных древними статуями и разделенных дорожками на большие площади. Фонтан Дианы и грот были сделаны Томмазо Франчини, который, возможно, также спроектировал фонтан Медичи в Люксембургском саду для Марии Медичи. На южной стороне Генрих создал парк, засаженный соснами, вязами и фруктовыми деревьями, и проложил большой канал длиной 1200 метров, за шестьдесят лет до того, как Людовик XIV построил свой собственный Большой канал в Версале.

Замок от Людовика XIII до Людовика XVI
Король Людовик XIII родился и крестился в этом замке, продолжая начатые его отцом работы. Он закончил отделку часовни Троицы и поручил придворному архитектору Жану Андруэ дю Серсо реконструировать подковообразную лестницу, ранее спроектированную Филибером Делорм, во внутреннем дворе, который стал известен как Cour de Cheval Blanc. После его смерти его вдова, Анна Австрийская, заново отделала апартаменты в крыле королевы-матери (Aile des Reines Mères) рядом со двором фонтана, спроектированного Приматрисой.

Король Людовик XIV проводил в Фонтенбло больше дней, чем любой другой монарх; он любил охотиться там каждый год в конце лета и начале осени. Он немного изменил внешний вид замка, но все же построил новые апартаменты для своей спутницы мадам де Ментенон, обставил их некоторыми крупными работами Андре-Шарля Буля и разрушил старые апартаменты бань под галереей Франциска I, чтобы создать новые апартаменты для королевских принцев, а также внес некоторые изменения в апартаменты короля. Архитектор Жюль Хардуэн-мансард построил новое крыло рядом с галереей Серф и галереей Диан, чтобы обеспечить больше жизненного пространства для двора. Он действительно произвел серьезные изменения в парке и садах; он поручил Андре Ле Нотру и Луи Ле Во переделать большой партерный сад во французский официальный сад. Он разрушил висячий сад, который Генрих IV построил рядом с большим рыбным прудом, и вместо него построил павильон, спроектированный Ле Во, на маленьком островке в центре пруда.

Людовик XIV подписал в замке Фонтенбло 22 октября 1685 года эдикт, отменяющий политику терпимости по отношению к протестантам, начатую Генрихом IV. Людовик приветствовал там многих иностранных гостей, в том числе бывшую королеву Швеции Кристину, которая только что отреклась от своей короны. Будучи гостьей в замке 10 ноября 1657 года, Кристина заподозрила своего хозяина лошади и предполагаемого любовника, Маркиза Джан Ринальдо Моналдески, в том, что он выдал ее секреты врагам. Ее слуги преследовали его по коридорам замка и закололи насмерть. Людовик XIV пришел навестить ее в замке, не упомянул об убийстве и позволил ей продолжить свои странствия.

 

19-20 мая 1717 года, во время регентства после смерти Людовика XIV, русский царь Петр Великий был гостем в Фонтенбло. Для него была организована охота на оленей и пир. Официально визит прошел с большим успехом. Но в мемуарах, опубликованных позднее членами делегации, видно, что Петру не нравился французский стиль охоты и что он находил замок слишком маленьким по сравнению с другими королевскими французскими резиденциями. Рутина Фонтенбло также не соответствовала его вкусам; он предпочитал пиво вину (и привез с собой свой собственный запас) и любил вставать рано, в отличие от французского двора.

Проекты реновации Людовика XV были более амбициозными, чем у Людовика XIV. чтобы создать больше жилья для своего огромного числа придворных, в 1737-38 годах король построил новый двор, названный Суд Консьержери/ Cour de la Conciergerie или Суд князей/ Cour des Princes, к востоку от Галереи Серф. На кур-Дю-Шеваль-Блан крыло галереи Улисса было снесено и постепенно заменено новым кирпичным и каменным зданием, построенным поэтапно в 1738-1741 и 1773-74 годах, простирающимся на запад к павильону и гроту сосен.

Между 1750 и 1754 годами король поручил архитектору Анж-Жаку Габриэлю построить новое крыло вдоль набережной Кур-де - Лафонтен и рыбного пруда. Старый павильон Поэлей был снесен и заменен павильоном Гро, построенным из кремового камня. Внутри этого здания были созданы роскошные новые апартаменты для короля и королевы. Новый зал заседаний Королевского Совета украшали ведущие художники того времени, в том числе Франсуа Буше, Карл Ванлу, Жан-Батист Мари Пьер и Алексис Пейрот. На первом этаже флигеля "прекрасной Шемини" был создан великолепный Малый театр.

Король Людовик XVI также внес дополнения в замок, чтобы создать больше пространства для своих придворных. Рядом с галереей Франциска I было построено новое здание; оно создало большую новую квартиру на первом этаже и несколько небольших квартир на первом этаже, но также заблокировало окна на северной стороне галереи Франциска I. апартаменты королевы Марии-Антуанетты были переделаны, для нее в 1777 году был создан салон в турецком стиле, Комната для игр в 1786-1787 годах и будуар в арабском стиле. Людовик XVI и Мария-Антуанетта совершили свой последний визит в Фонтенбло в 1786 году, накануне Французской революции.

Шато во времена Революции и Первой империи
Во время Французской революции Шато не понесло сколько-нибудь значительного ущерба, но вся мебель была продана на аукционе. Эти здания занимала Центральная школа департамента Сена-и-Марна до 1803 года, когда Наполеон I установил там военное училище. Готовясь стать императором, Наполеон стремился максимально сохранить дворцы и протокол старого режима. Он выбрал Фонтенбло местом своей исторической встречи в 1804 году с Папой Пием VII,который прибыл из Рима, чтобы короновать Наполеона императором. Наполеон заказал для папы анфиладу комнат, а весь замок заново обставил и украсил. Спальня королей была превращена в тронный зал для Наполеона. Апартаменты были переоборудованы и оформлены для императора и императрицы в новом стиле ампир. Кур-Дю-Шеваль-Блан был переименован в Cour d'Honneur, или двор чести. Одно крыло, выходившее во внутренний двор, аиле де Ферраре, было снесено и заменено декоративной железной оградой и воротами, что делало видимым фасад дворца. Сады Дианы и сады сосен были пересажены и превращены в английский ландшафтный сад ландшафтным дизайнером Максимильеном-Жозефом Гурто.

Визиты Наполеона в Фонтенбло не были частыми, потому что он был очень занят военными кампаниями. Между 1812 и 1814 годами замок служил очень элегантной тюрьмой для Папы Пия VII. 5 ноября 1810 года часовня замка была использована для крещения племянника Наполеона, будущего Наполеона III, причем Наполеон служил его крестным отцом, а Императрица Мария-Луиза-его крестной матерью.

Наполеон провел последние дни своего правления в Фонтенбло, прежде чем отречься там 4 апреля 1814 года под давлением своих маршалов Нея, Бертье и Лефевра. 20 апреля, потерпев неудачу в попытке покончить с собой, он эмоционально простился с солдатами старой гвардии, собравшимися в зале суда чести. Позже, в течение ста дней, он остановился там 20 марта 1815 года.

В своих мемуарах, написанных в изгнании на острове Святой Елены, он вспоминал свое пребывание в Фонтенбло “ " ... истинная Резиденция Королей, дом веков. Возможно, это не был строго архитектурный дворец, но это было определенно хорошо продуманное и идеально подходящее место для проживания. Это был, безусловно, самый удобный и удачно расположенный дворец в Европе.”

Замок во времена Реставрации и правления Луи-Филиппа (1815-1848)

После реставрации монархии короли Людовик XVIII и Карл X останавливались в Фонтенбло, но ни один из них не сделал никаких серьезных изменений во дворце. Луи-Филипп был более активен, как восстанавливая некоторые комнаты, так и перекраивая другие в стиле своего времени. Зал Гвардейцев и Галерея тарелок были заново отделаны в стиле неоренессанса, а Колонный зал, расположенный под бальным залом, был переделан в неоклассическом стиле. Он добавил новые витражи, изготовленные королевской мануфактурой Севра.

Замок времен Второй Империи
Император Наполеон III, который был крещен в Фонтенбло, возобновил обычай длительного пребывания в Фонтенбло, особенно летом. Многие исторические помещения, такие как Галерея Серф, были восстановлены в своем первоначальном виде, в то время как частные апартаменты были отремонтированы в соответствии с вкусами императора и императрицы. Многочисленные гостевые квартиры были втиснуты в неиспользуемые пространства зданий. Старый театр дворца, построенный в 18 веке, был уничтожен пожаром во флигеле Belle Cheminée 1856 года. Между 1854 и 1857 архитектор Гектор Lefuel построен новый театр в стиле Людовика XVI.

На первом этаже павильона Гро императрица Евгения построила небольшой, но богатый музей, содержащий подарки от короля Сиама в 1861 году и произведения искусства, взятые во время разграбления Летнего дворца в Пекине. Здесь также были представлены картины современных художников, в том числе Франца Ксавера Винтерхальтера и скульптора Шарля Анри Жозефа Кордье. Неподалеку, в крыле Лус XV, император устроил свой кабинет, а императрица сделала свой лакированный салон. Это были последние комнаты, созданные королевскими жителями Фонтенбло. В 1870 году, во время франко-германской войны, Империя пала, и замок был закрыт.

Шато от Третьей республики до наших дней
Во время франко-прусской войны дворец был занят пруссаками 17 сентября 1870 года, а с марта 1871 года Фридрих-Карл прусский ненадолго использовал его в качестве штаба армии. После войны в двух зданиях разместилась передовая артиллерийская и инженерная школа французской армии, которая была вынуждена покинуть Эльзас, когда провинция была аннексирована Германией. Он иногда использовался в качестве резиденции президентов Третьей республики и для приема государственных гостей, включая короля Сербии Александра I (1891), короля Греции Георга I (1892) Леопольда II (1895) и короля Испании Альфонса XIII (1913). Кроме того, 26 июня 1920 года его посетила последняя оставшаяся в живых королевская резиденция-императрица Евгения.

Фасады основных зданий получили свою первую защиту по классификации исторических памятников 20 августа 1913 года. В 1923 году, после Первой мировой войны, он стал домом для американских школ искусств и музыки, которые существуют до сих пор. В 1927 году он стал национальным музеем. В промежутке между войнами верхние этажи крыла "Белль Шемине", сгоревшего в 1856 году, были восстановлены за счет гранта Фонда Рокфеллера.

Во время Второй мировой войны он был оккупирован немцами 16 июня 1940 года и оккупирован до 10 ноября, а затем снова с 15 мая до конца октября 1941 года. После войны часть замка стала штаб-квартирой западного союза, а затем союзных сил НАТО в Центральной Европе/Верховного штаба союзных держав Европы, до 1966 года.

Общая реставрация замка проходила с 1964 по 1968 год под руководством президента Шарля Деголя и его министра культуры Андре Мальро. В 1981 году он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2006 году Министерство культуры приобрело королевские конюшни и приступило к их реставрации.

Начиная с 2007 года, началась реставрация театра Шато, созданного Наполеоном III во времена Второй Империи. Проект финансировался правительством Абу-Даби, а взамен театр был переименован в честь шейха Халифы бен Зайда Аль Нахайяна. Он был торжественно открыт 30 апреля 2014 года.

1 марта 2015 года китайский музей замка был ограблен профессиональными ворами. Они ворвались туда около шести утра и, несмотря на сигнализацию и видеокамеры, за семь минут похитили около пятнадцати самых ценных предметов коллекции, включая копию короны Сиама, подаренную сиамским правительством Наполеону III, тибетскую мандалу и эмалевую химеру времен правления императора Цяньлуна (1736-1795).

 

 

 

 

 


 

Транспорт

Как добраться

Добраться туда очень легко из Парижа.

Поездом
В замок
Вы можете ехать на поезде из Парижа на Гар-де-Лион: между 6:19 и 0:49 ходит не менее двух поездов в час.

Если у вас уже есть пропуск, охватывающий зоны 1-5, вы можете использовать его между Парижем и Фонтенбло. Если вы планируете совершить однодневную поездку в Фонтенбло, пропуск Mobilis, покрывающий зоны 1-5 (€ 17,80), будет дешевле, чем обратный билет, и также действителен в Париже (RER, метро, ​​автобус, трамвай) и Фонтенбло ( автобус). Не забудьте написать свое имя и дату использования перед использованием! Если вы останавливаетесь в Фонтенбло более чем на один день, билет в одну сторону стоит 8,85 евро, его можно использовать в любом случае, независимо от того, какой порядок в пункте отправления и прибытия указан на билете. Не забудьте проверить его, прежде чем попасть на борт!

В Gare de Lyon билеты следует покупать до пункта назначения Fontainebleau Avon на машинах Billet -le-de-France зеленого, синего или серого цвета (это те же машины, на которых вы покупаете билеты на парижское метро), а не на желтых цветные машины SNCF. Многие из этих машин принимают только монеты или дебетовую карту с чипом, поэтому, если у вас есть только счета и вы путешествуете с картой без чипа, будьте готовы найти билетную кассу. Вы можете купить билет на вокзале, кроме Гар де Лион, просто убедитесь, что «Париж» установлен в качестве станции отправления, если вы покупаете билет в один конец.

От Гар де Фонтенбло Avon вы можете использовать автобус линии 1, чтобы добраться до замка (около 15 минут), они курсируют с 6:00 до 22:15. Билет на автобус стоит € 1,90, НО, если вы приобрели однодневный абонемент Mobilis, это позволяет вам без каких-либо дополнительных затрат доехать на автобусе до замка AND, просто используйте билетный автомат на автобусе: введите свой билет и машину выплюнет его обратно, чтобы вы были спасены. Чтобы найти последнюю остановку, вы можете найти либо площадь Наполеона Бонапарта, либо замок, поскольку каждая остановка находится в центре.

Или вы можете прогуляться (около 30 минут). Если вы решили идти пешком, переходите под дорожки и следуйте указателям к замку. Они приведут вас в угол парка-стены, примыкающего к замку, где вы сможете проследовать по дорожкам к краю садов, а затем найти указатели к входу.

В лес
Если вы хотите прогуляться по Форт-де-Фонтенбло, некоторые поезда удобно останавливаются посреди леса, только в выходные и французские праздничные дни, в Фонтенбло-Форе (расположенном здесь). Это 8:19, 9:19, 10:19 и 11:19 вылетов из Парижа-Гар-де-Лион, прибытие в: 56. Остановка нигде не отображается на картах: она находится между Буа-ле-Руа и Фонтенбло-Эйвон. Вам нужен действительный пропуск или билет в Фонтенбло-Эйвон

Осторожно:
- Поезда останавливаются только на пути Париж -> Фонтенбло, они не останавливаются на обратном пути в Париж. Ближайшая станция, Фонтенбло-Эйвон, находится в 4 км (2,5 миль) на юг, убедитесь, что вы готовы идти хотя бы так много.
- Это лес. Удостоверьтесь, что у вас есть подробная карта местности, и вы не разрядитесь, если карта находится на вашем смартфоне. Опять же, ближайшая станция, Фонтенбло-Эйвон, находится в 4 км.
- Не переходите железную дорогу, используйте подземный переход, расположенный рядом с платформой.

На машине
Общее расстояние от центра до центра составляет около 65 км или час. Из Парижа следуйте указателям на юг, затем указателям на Лион и A6. Примерно через 35 минут вы увидите указатели на Фонтенбло. При входе в город появляется высокий жилой дом, который является остатком архитектурного стиля, который многие в городе хотели бы видеть исчезающим. Тем не менее, он по-прежнему является частью истории города - так же, как замок, хотя и в гораздо меньшем великолепии.

 

Транспорт по городу

Ориентация в городе очень проста, поскольку есть только одна главная артерия, называемая «Рю Гранде», которая идет от Замка к другому концу города, проходя мимо центрального места «Наполеон Бонапарт». Многие магазины, бары и рестораны изобилуют на любом тротуаре на любой вкус. Ходьба - безусловно, лучший вариант.

 

Где поесть

 

 

Отели, хостелы и прочие

 

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация