Нотр-Дам-де-Фурвьер или Базилика Фурвьер (Лион), Франция

 

Описание

Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер возвышается над Лионом с вершины холма Фурвьер с конца 19 века.

Она построена примерно на месте старого форума Траяна, Forum vetus (наиболее вероятная этимологическая гипотеза нынешнего названия Фурвьер). На этом месте в середине средневековья установлен культ святого Фомы Кентерберийского, а затем, быстро, Девы Марии. Этот двойной культ материализуется со строительством места поклонения, часовни Святого Фомы. В соответствии с желанием, произнесенным в 1642 году олдерменами Лиона, чтобы предотвратить эпидемию чумы в городе, проводится ежегодное паломничество, первое из которых отмечается в 1643 году, когда архиепископу вручается золотой щит, обычай, который все еще соблюдается. Cегодня.

В 19 веке по инициативе кардинала де Бональда на колокольне была воздвигнута золотая статуя Марии, усиленная и укрепленная часовней, и было принято предложение построить базилику, как для приема все более многочисленных посетителей и в благодарность за защиту Лиона во время франко-прусской войны 1870 года.

Его архитектура в неовизантийском стиле или неовизантийская архитектура является работой Пьера Боссана, который, будучи обязанным наблюдать за участком издалека по состоянию здоровья, делегировал большую часть выполнения работы Луи Сент-Мари Перрену. Очень особенная архитектура здания принесла ему много поклонников, но также и очень резкую критику.

Собственность комиссии Фурвьера, а не архиепископии с момента ее основания, поэтому базилика не затрагивается законом 1905 года и остается частной собственностью, в частности, благодаря дипломатии мэра Эдуара Эррио, менее антиклерикального, чем его предшественник Виктор Оганьер. . Тем не менее, несмотря на этот статус, в конце 20 века базилика получила официальное признание своего статуса лионского памятника. Здание внесено в дополнительный перечень памятников истории 26 сентября 1977 г.; затем 15 октября 1998 г. он был признан общественно полезным, незадолго до того, как 5 декабря того же года был внесен в список объектов всемирного наследия как историческое место Лиона. Наконец, 25 марта 2014 года ему присвоили статус памятника истории.

Базилика является одной из самых заметных достопримечательностей агломерации и одним из символов города Лиона. Это дает Лиону статус «марианского города». Ежегодно в базилике принимают около двух миллионов туристов. Комплекс базилики включает в себя не только здание, часовню Святого Фомы и статую, но также панорамную эспланаду, сад Розария и Лионскую архиепископию.

 

Исторический
Перед базиликой: часовня Святого Фомы.
Средневековое здание
В 1168 году на руинах римского форума в Фурвьере Оливье де Шаванн, каноник Сен-Жан, была построена часовня. Небольшая часовня, построенная «apud forum Veneris», посвящена сначала святому Фоме, а затем Богородице. Он богато обеспечен и доверен капитулу Сен-Жана, который его обслуживает. В 1192 году архиепископ Жан Бель-Мейнс выделил ему отдельную главу с четырьмя канонами; эта щедрость также позволяет ему освободить руки для строительства первобытного человека.

Желание олдерменов 1643 г.
В XVII веке Лион несколько раз поражали эпидемии чумы, особенно в 1628 (самая опустошительная), 1631, 1637, 1639 и 1642 годах. Столкнувшись с этой напастью, олдермены консульства обратились к Богородице, вероятно, к вдохновенной ректором купцов Александром де Маскрани. 5 апреля 1642 года желание было решено: через два дня состоится процессия к Нотр-Дам в сторону Фурвьера, чтобы молить об избавлении от чумы. Это паломничество состоялось, и его решили увековечить ежегодно. 12 марта 1643 года голосование того же собрания посвятило весь город Марии и утвердило ежегодное паломничество, назначенное на 8 сентября, в день Рождества Богородицы.

Статуя Марии
В середине 19 века церкви Фурвьер грозило рухнуть. Наблюдения, сделанные Андре Флашероном, показывают, в частности, ветхость старой колокольни. Замена этого здания была поручена епархиальному архитектору Альфонсу-Констанции Дюбойс и началась в августе 1849 года. В этой квадратной колокольне сохранился средневековый первый этаж, увенчанный двумя этажами, датируемыми 1849 годом; третий этаж восьмиугольный в плане и заканчивается куполом.

На последнем в 1852 году установлена ​​статуя Богородицы, сделанная Жозефом-Югом Фабишем, строительство которой было санкционировано в 1851 году кардиналом де Бональдом. Это статуя высотой 5,60 метра и весом более 3 тонн, расположенная на высоте более 300 метров. Ее размеры намеренно непропорциональны (руки и лицо слишком велики по отношению к ее телу), чтобы выглядеть идеально, если смотреть снизу.

Инаугурация в память о пожеланиях олдерменов назначена на 8 сентября 1852 года, но плохая погода, обрушившаяся на северо-восток Франции, вызывает разлив Соны и задержку доставки статуи. Праздник был перенесен на 8 декабря, дату (тогда официально не утвержденную) праздника Непорочного зачатия, догмат, который будет провозглашен двумя годами позже Пием IX. В связи с непогодой в начале декабря предусмотрен перенос на 12 число месяца; но небо прояснилось во второй половине дня 8. В знак благочестия жители Лиона зажигают свечи и ставят их на подоконники: это рождение Фестиваля огней.

Решение о строительстве храма
Первоначальная заморозка любого проекта
В середине 19 века, когда в Фурвьер приезжало все больше и больше паломников, возник проект по расширению святилища. Чтобы купить необходимую землю, епископ Бональд создал Комиссию де Фурвьер в 1850 году. Его первой целью является не строительство нового здания, а, наоборот, освящение холма в его тогдашнем состоянии. Поставленные перед ним задачи (письмо архиепископа духовенству от 10 января 1853 г.) заключались в том, чтобы освободить часовню от «посредственной ее среды», «предотвратить практическими средствами […] от возведения новых построек на горе Фурвьера, чтобы остановить те, которые находятся в процессе исполнения, и изменить те, которые закончены».

Личная эволюция Пьера Боссана

Пьер Боссан, со своей стороны, в первые годы своей жизни добился успеха в архитектуре. Каменщик под руководством своего отца, затем ученик Антуана-Мари Шенавара, он преуспел в учебе. Смерть отца 22 февраля 1839 года вынудила его покинуть Париж, чтобы вернуться на работу в Лион и кормить там свою семью. Он быстро сделал себе имя в религиозной архитектуре и работал, в частности, над крупным проектом реставрации первосвященника, архитектором которого он был назначен в 1840 году. Но в 1845 году, по убеждению своего брата Иосифа, он вложил средства в финансовую компанию. действующее газовое освещение и забросил реставрационную площадку Сен-Жан, которая полностью перешла к Тони Дежардену. Джозеф Боссан, горный инженер, получает контракт на строительство фабрики Алес от своего брата; последний забросил это место, и в декабре 1846 г. компания обанкротилась. особенно тяжело для него: во-первых, его брат Жозеф, присутствовавший с ним в Палермо во время Сицилийской революции и осады города, умирает там на руках Петра от эпидемии. Затем в 1850 году умерла и мать архитектора. Сам он в конце концов вернулся в Лион, где открыл архитектурную фирму и жил очень скромно. 31 января 1850 года также родилась Мари-Эжени Мошан, которая, по всей вероятности, является его внебрачной дочерью. Если бы этот секрет раскрылся, архитектору пришлось бы отказаться от карьеры строителя церквей. Также мать ребенка, Маргарита-Генриетта Мошан, решила выйти замуж за Жана-Франсуа Гепратта, чтобы не дискредитировать Боссана.

Примерно 28 мая 1853 года Пьер Боссан пережил радикальное обращение в тот день, когда встретил кюре Арса. Тремя неделями ранее, 6 мая, в возрасте двадцати восьми лет внезапно скончался Альфонс Дюбойс, вдохновитель расширения маленькой церкви Святого Фомы. Многие друзья Боссана, воспользовавшись случаем, попытались оказать давление на епископа Бональда, чтобы тот побудил его построить базилику на холме.

Проект базилики
7 марта 1853 года была создана вторая комиссия Фурвьера с целью разработки «инициатического путешествия, которое возвышает душу так же, как и тело, и готовит их к Встрече». Однако только в 1866 году Комиссия и церковные власти согласовали проект не расширения, а строительства новой церкви. Пьер Боссан был уполномочен Комиссией открыть 30 апреля 1856 года вид будущей базилики, планы которой были набросаны до 1850 года и постепенно перерабатывались, особенно после того, как архитектор открыл для себя сицилийскую архитектуру. Это издание, принесшее Пьеру Боссану двести франков и масштаб которого был искажен так, что статуя Марии доминирует над базиликой, вызвало неоднозначную реакцию, тем более что ожидаемая стоимость здания составляет два миллиона франков. Тем не менее 25 апреля комиссия утвердила проект; что более неожиданно, и кардинал де Бональд. Наконец, даже если его согласие не является существенным, префект и мэр Лиона Клод-Мариус Вайсс также поддерживает проект.

2 июня 1858 года комиссия решила отправить Пьера Боссана на пять месяцев в Рим, чтобы сосредоточиться на завершении планов. Он провел там два года, в 1859 и 1860 годах; эти работы взимаются с него двести франков в первый год, пятьсот во второй. В 1866 году Клод Луи Морель де Волен, читая планы и фасады, заметил, что золотая дева Фабиша ниже новых шпилей. Чтобы отразить критику, Пьер Боссан и Фредерик Гиньез предлагают построить очень высокую колокольню, вписывающуюся в северную часть второго залива нефа, в которой будет стоять статуя Марии. От этого проекта быстро отказались, но противники затаили обиду на новостройку.

 

На этом этапе проектирования Комиссия не бездействует и борется за приобретение земли, необходимой для создания садов Розария. В то время тропа, ведущая к холму из Старого Лиона, принадлежала Полине Жарико, и деньги, которые она приносила (весьма скромные), были пожертвованы самым бедным. Политика пожертвований такова, что у дарителя большие долги, примерно до четырехсот тысяч франков. Комиссия, объединившись с фабрикой Primatiale и кредиторами Полины Жарико, подала иск против последней, иск, который она выиграла, но который был бесполезен для нее, потому что Комиссия приобрела соседнюю землю и построила другой доступ. дорожка. Устав от борьбы, Полина Жарико, разоренная, бросила свою землю и сожгла свои архивы, чтобы они не могли составить документ против Комиссии.

Сразу после 1870 г. многие обстоятельства коренным образом изменили ситуацию: главным из них был обет от 8 октября 1870 г., поставивший Лион, которому угрожала война 1870 г., под покровительство Марии. Фактически, победив в первом сражении при Дижоне 30 октября, пруссаки потерпели поражение во втором, в частности, благодаря Джузеппе Гарибальди и его добровольцам. Долина Соны пощажена немецкими войсками, и Лион спасен. С другой стороны, Лионская коммуна потерпела неудачу, столкнувшись с возобновлением контроля над городом Национальной гвардией. Город, все еще травмированный восстанием в Лионе против Национального конвента и кровавыми репрессиями, осуществленными во время осады Лиона в 1793 году, чувствует облегчение. Проект базилики, до тех пор поддерживаемый меньшинством, стал популярным и епархиальным начинанием, частью традиции исполненных обетов.

Кроме того, в том же году умер епископ де Бональд, который никогда полностью не поддерживал дело базилики, и его заменил Жак Жинульяк, зачинщик желания. Несколько владельцев земли, примыкавшей к проекту, также умерли в 1870 году. Наконец, в 1873 году архитектор города Лиона Клод-Антельм Бенуа, весьма враждебно настроенный по отношению к проекту, удалился в Канны из-за болезни. Все эти опасности вдруг решили предстоящее строительство базилики воображаемого Боссаном. Последний, увидев, что его желание сбылось, когда ему самому пришлось уйти на пенсию по состоянию здоровья в Ла-Сьота, был напуган, увидев осуществление проекта, который он выполнял в течение тридцати лет. Но он может быть далеко от участка, он добросовестно следит за его выполнением.

строительство
Пьер Боссан требует от своего заместителя Луи Сент-Мари Перрена ежедневный отчет о сайте. Эта сохранившаяся переписка позволяет историкам подробно узнать о развитии сайта, а также о многих элементах дизайна или программирования.

Финансирование
Два архитектора поровну делят вознаграждение, соответствующее 6% затрат, понесенных на строительной площадке. Таким образом, эта сумма соответствует 11 698 франкам в 1873 г., 12 937 франкам в 1879 г. и 6 391,08 франкам в 1888 г. Скульпторы на строительных лесах зарабатывают от 40 до 90 сантимов в час.

Финансирование обеспечивается в основном за счет популярной подписки. Но Поль Брак де ла Перьер, руководивший переговорами между Комиссией и Боссаном, попытался ограничить смету полутора миллионами франков. Со своей стороны, епископ Жинульяк установил лимит в 1 800 000 франков максимум. Пустая трата времени, потому что успех первоначальной подписки (800 000 франков, полученных до желания, благодаря активности Жоаннеса Бланшона, затем снова 500 000 в 1872 году) побудил спонсоров не обращать внимания на перерасход средств. Тем не менее, проект уменьшен на одну двадцатую по всем своим размерам, что уменьшает общий объем более чем на 14%. Смета, наконец представленная архиепископу, составляет 1 720 000 франков. В 1896 году, когда работы были завершены, потраченная сумма составила более десяти миллионов франков, при этом часть внутренней и внешней отделки еще не была завершена.

Фундаменты и выбор материалов

Самая большая техническая проблема с фундаментами – плохое качество грунта. В качестве преамбулы отметим, что нестабильность земли такова, что запланированная базилика должна быть смещена на три метра назад по отношению к первоначальному проекту, что ослабляет эффект нависания, от которого здание выигрывает в лионском небе (и даже меньше, чем пропорции ниже, чем планировалось изначально). Затем фундамент составляют моренные отложения альпийских ледников во время четвертичного оледенения, расположенные на основании из песчаной глины, испещренной сетью, частично относящейся к античности. Подземные сети частично сводчатые, по крайней мере, на глубину до восемнадцати метров, а для отвода подземных вод созданы цистерны. Первый камень, который Жоаннес Бланшон, президент Комиссии, благословил Пия IX в 1869 году, был заложен на дне фундамента глубиной двадцать два метра 8 ноября 1872 года. Для поддержки башен планировалось уложить около двадцати метров бетона. , восемь метров для апсиды и четыре-пять метров для пола склепа.

Недра Лиона, сложенные гнейсом и гранитом, непригодны для строительства. Так же, как древние и средневековые строители памятников в Лионе, Боссан и Сент-Мари-Перрен должны были выбирать материалы из других мест. Цвет камней в архитектурной символике так же важен, как и их механические характеристики.

Выбор материала, используемого для основания, который является вторым по объему использования, был выбран из карьера Отвиль-Ломпнес, потому что они белого цвета напоминают о девственности Марии. Самый распространенный материал (примерно 5000 м3) — это известняк, используемый для надстройки, известный как «пьер дю Миди». Также белого цвета, он особенно подходит для резьбы. Наконец, около 825 кубометров травертина (или туфа) из Бугея используются для строительства сводов, но они невидимы, скрыты под мозаикой.

Для постаментов колонн используется местный гранит. Сами 58 внешних колонн сделаны из гранита или порфира. Шестнадцать колонн, поддерживающих неф, после долгих колебаний сделаны из голубого мрамора из карьера Этроит-дю-Сиэ. Их высота составляет двадцать семь метров. Каждая из четырех колонн, поддерживающих главный фасад, весит пятнадцать тонн и стоит 12 500 франков.

Надстройка
Строительство, как и в средние века, начинается с сооружения алтаря (хора и апсиды). Это первенство имеет литургические причины (чтобы сделать здание доступным для богослужений как можно быстрее), а также технические, поскольку хор является единственной частью церкви, которая не находится на самом плато. Очень быстро, по предложению Жоаннеса Бланшона, апсида была оборудована двумя галереями. Нижняя сводчатая галерея окаймлена окнами «низкой» церкви, именуемой «Криптой», посвященной Иосифу; верхняя галерея находится под открытым небом и находится на одном уровне с хором высокого, Марианского храма, «от тени к свету».

Каркас церкви, первоначально запланированный из дуба, был заменен в проекте с 1874 г. металлическим каркасом, более легким, и позволяющим установить шиферную крышу, более дешевую, чем металл (шесть франков в год). двадцать пять). 1650 сланцев заказаны в Анже. Квадратные, они имеют размер 1,05 метра на сторону. Гребень сделан из камня Volvic, вылепленного Джоаннисом Реем (1850-1919) в виде «легких зазубрин».

Установка статуи архангела Михаила на вершине базилики вызывает новую волну критики. В духе Пьера Боссана «архангел — это фигура Пресвятой Богородицы». Но надо признать, что зодчий, одержимый своей базиликой, мало учел ранее существовавшую часовню и статую Богородицы. Однако жители Лиона в целом очень привязаны к статуе и культу Марии. Упреков в адрес статуи святого Михаила множество. Самые едкие (которые остаются анонимными) считают, что «эта идея исходит и может исходить только из масонского предложения, счастливого свергнуть Марию, кроме того, звезда дана сатане, гордому своим отвратительным господством». На карикатуре от 13 мая 1882 г. Гиньоль объясняет Гнафрону, что необходимо уничтожить «это шоу, что Мариетта заблокировала нас»; новая церковь по-прежнему описывается как «серый столб» в «Децентрализации» от 6 июля 1881 года. Поэтому общий упрек состоит в том, что здание крадет первое место у Марии, ставя на ее место фигуру, которая не является частью религиозного популярного Лиона. Courrier de Lyon даже считает, что «идея архитектора состоит в том, чтобы снести [старое здание и статую], мы туда доберемся».

 

Прислушиваясь к этой критике, несколько жителей Лиона, поддерживающих проект, предложили приспособления: Жоаннес Бланшон предложил построить большую колонну, поддерживающую Деву Фабишскую; Месье Каверо предлагает построить на стыке двух святилищ еще одну башню (цена которой оценивается в 200 000 франков). Боссан категорически отказывается, признавая, что этот отказ отчасти вызван личной гордостью: «Это признание того, что мы не думали об этом, и осуждение себя, уничтожая за большие деньги то, что мы сами сделали». Он снова предложил связующие решения (создание колокольни, расположенной севернее, на часовне, посвященной Сердцу Пресвятой Богородицы, переделку колокольни Дюбойса, строительство колокольни), ни одно из которых не было реализовано.

В 1884 году Луи-Мари Каверо, назначенный восемью годами ранее в Лионскую архиепископию, осознал масштаб иконографической программы Пьера Боссана и, прежде всего, богословские и литургические последствия, которые вытекают из принятия всей этой программы, почти исключительно повернулся к Марии в ущерб Иисусу. 20 сентября 1884 года он назначил аббата Жакье, опытного литургиста, главой комиссии, ответственной за переговоры с двумя архитекторами. Если переговоры с Луи Сент-Мари Перреном весьма плодотворны, то Боссан непреклонен. Основная проблема касается наименования алтарей, которое не следует оставлять на усмотрение архитектора; во-вторых, литургисты находят проблематичным посвящение часовен мистериям, а не святым, а также предпочтение, отдаваемое определенным эпизодам жизни Иисуса и используемое янсенистами. Все наконец получается. С одной стороны, устанавливается родство между Марианским циклом алтарей Фурвьера и алтарями Сент-Мари-Мажор или Ла Минерв. С другой стороны, архиепископ обратился к Папе Льву XIII, и последний позволил дипломатическому урегулированию кризиса.

Инаугурация и незавершенность
16 июня 1896 года здание было освящено как церковь. Присутствует единственный выживший член Комиссии 1853 года Жоаннес Бланшон. 16 марта 1897 года Лев XIII возвел Нотр-Дам-де-Фурвьер в качестве малой базилики.

Однако базилика еще не завершена, в частности, в том, что касается амбициозной иконографической программы, придуманной Пьером Боссаном. Таким образом, во многих местах (краеугольные камни, выступы и т. д.) грубые блоки были размещены, но не вылеплены. Что касается мозаик, изображающих ереси, расположенных у подножия главного алтаря высокой церкви, то они были завершены в спешке накануне инаугурации.

В 1920 году Жан-Батист Ларриве предложил для верхней церкви проект кафедры, украшенной персонажами в современных костюмах. Однако комиссия Фурвьера отказалась от этого проекта, и в 1924 году скульптору пришлось представить новую программу.

Реставрационные работы
Еще в 1913 году Луи Сент-Мари Перрен заметил, что каменная кладка здания люфтит. Этот диагноз подтвердился в 1919 году, когда архитектор-исполнитель привел на место инженера. Но за этими первоначальными выводами не последовала работа. Базилика прождала почти столетие, прежде чем со сводов упали мозаики, а общее состояние фронтона послужило основанием для начала аварийных работ в ноябре 2006 года.

Фонарная башня, поддерживающая статую Марии, также идентифицированная в 1923 году как хрупкая, была немедленно укреплена под наблюдением Сент-Мари Перрен и инженера Моверне железобетонными ребрами. Но состояние башни на 2006 год все равно плохое: бетонные ребра потрескались, металлические окислились, интрадос купола крошится, лестница расколота. Эти повреждения следует отнести к старению конструкций, которое ускорилось, в частности, под воздействием урагана Мартин. По совету инженера Бернара Бабино бронзовая статуя, позолоченная в 1991 году, была установлена ​​на площади с 27 мая по 20 ноября 2008 года, время усиления конструкций, замены поврежденных камней колокольни (балконы , шнуры, карнизы, подоконники), защитить выступающие элементы под свинцовыми наличниками, очистить фасады, обновить столярные и слесарные работы и установить новое освещение. Тем временем депонированная статуя, защищенная стеклянным навесом, также реставрируется: замена болтов и перил, усиление основания.

 

Первые крупные реставрации самой базилики касаются северо-восточной колокольни, известной как башня благоразумия или обсерватория. Эта башня, в которой находится ориентационный стол для публики, имеет металлический каркас, обеспечивающий передачу нагрузок от плит на несущие стены. Эти балки медленно окислялись до конца 20-го века, когда возобновление герметизации резко ограничило их, ускорив их износ. С другой стороны, использование стрелок здания в качестве антенн с 1990 года создало недостаток герметизации, что привело к окислению лестничной клетки, также металлической. В 2006 году доступ к башне был запрещен. Сайт был запущен только в 2009 году, время проанализировать причины переделок и спланировать необходимые работы. К башне прикреплены подвесные леса; оригинальный каркас полностью удален и заменен; создается естественная вентиляция, препятствующая накоплению влаги. Обветшалые украшения восстановлены, а туристические объекты лучше выделены.

Следующая проблема касается водонепроницаемости сланца, образующего покрытие, что в 1913 году вызвало «усадку южной стороны кровельного железа» (Сент-Мари Перрин). При обнаружении первого повреждения проводят мониторинг, но без особого беспокойства. Для усиления стропил устанавливаются уголки, но в 1919 и 1931 годах разделение ухудшается, вызывая трещины. В 2007 году составленный отчет показал серьезный недостаток водонепроницаемости, что привело к наличию воды даже на сводах, что привело к их растрескиванию. Причина повреждения двоякая: с одной стороны, сланцы черного цвета аккумулируют огромное количество тепла, перегревая чердак здания в течение дня и, таким образом, увеличивая расширение каркаса. С другой стороны, сланцы слишком малы, а покрытие недостаточно для обеспечения водонепроницаемости. Поскольку месторождения Трелазе больше не используются, требуются месторождения Ортигейры в Галисии, которые дают сланцы размером 1,15 × 1,15 метра, которых теперь достаточно для предотвращения просачивания.

Затем в 2010 году было исследовано общее состояние статуи Архангела Святого Михаила. Внешний вид не обнаруживает какой-либо особой деградации, но эндоскопия статуи показывает гальваническую коррозию центральной стальной мачты в месте контакта меди и железа. Напыляется изоляция на основе фосфатов, затем на металлические элементы наносится эпоксидная краска для предотвращения контакта.

Наконец, различные инфильтраты повредили или загрязнили украшения сводов базилики. В 2008 году была проведена общая диагностика, которая показала, что из-за расширения металлического каркаса своды работают, создавая трещины; мозаики претерпели отрывы, минометные переделки и т. д. Присутствие воды только усугубляло все дело, пачкая и чернея декорации.

Для проведения реставрации убранства в верхнем храме устроили фальшпол высотой шестнадцать метров; эта конструкция весит около ста пятидесяти тонн. В течение 2012 года здесь работала команда мозаичистов Мишеля Патрицио. Работа началась с картографической съемки всей поверхности. Затем внутренние работы выполняются в два этапа. Сначала было проведено аварийное укрепление, включая заделку трещин путем нагнетания известкового раствора. Инъекция осуществляется шприцем под мозаику или раствор. На втором этапе проводится полная реконструкция наборов. Первоначально они были подвешены на железных гвоздях, которые ржавели. Участки, которые слишком повреждены, полностью отклеиваются и укладываются на полотно. Затем можно обработать тыльную сторону мозаики, после чего отреставрированное украшение кладется обратно. Наличие фальшпола, дополненного передвижными подмостками, позволяет заняться остальными декоративными элементами, в частности чернеными статуями, первоначально окрашенными бронзой, а при реставрации позолоченными сусальным.

 

В связи с этим, освещение интерьера здания полностью пересмотрено. Он никогда не был предметом дизайна, поскольку Пьер Боссан умер до промышленного применения электричества. Поэтому в 2013 году было проведено длительное исследование, в результате которого было установлено всего шесть люстр (по две на пролет). Это позволяет объединять несколько источников (двадцать девять светодиодных источников в каждом оборудовании) в минимальном количестве точек, ограничивать длину прокладываемого кабеля, избегать дополнительных сверлений в сводах, наконец, оптимизировать техническое обслуживание . Эти латунные люстры весят 490 килограммов и требуют двести пятьдесят часов работы каждая; их подъемная система моторизована. Их внешний вид был предметом специального исследования, чтобы сделать их похожими на старые люстры.

Вся работа с 2006 по 2013 год оценивается в 7,6 миллиона евро, 59% из которых финансируются местными властями (государство, город Лион, департаментский совет Роны и DRAC Рона-Альпы), остальное - дарами верующих. Из этой суммы 5,2 миллиона евро выделено на базилику, остальное на ее окружение (часовня Святого Фомы, статуя, окрестности).

Защита
Базилика находится по периметру Старого Лиона, который в 1998 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В дополнение к этому статусу, который не является специфичным для нее, базилика была классифицирована как исторический памятник 25 марта 2014 года. Эта классификация касается всего здания базилики в целом, а также: часовни Святого Фомы и собора. промежуточные постройки; фасады и крыши бывшей башни астрономической обсерватории, дома-музея, а также всего его двора и бывшей часовни; площадь и эспланада с их оградой и всеми их элементами кладки, фасады и крыши капелланского дома (кроме ресторана); наконец, сад Розария целиком.

Особый статус
Базилика Фурвьер пользуется особым статусом среди французских религиозных сооружений. Во время его строительства его уникальность должна быть не церковной собственностью, а собственностью всех его жертвователей через Комиссию Фурвьера. Таким образом, базилика принадлежит всем лионцам. Таким образом, выделение роли мирян в католической церкви было предложено с середины 19 века и за столетие до Второго Ватиканского Собора, который особенно настаивал на этом, в частности, посредством публикации апостольской конституции Lumen Gentium. Парадокс заключается в том, что эта богословская современность предлагается членами Комиссии де Фурвьер, которые скорее находятся в русле непримиримого католицизма.

На рубеже 20-го века, незадолго до промульгации закона об отделении церкви от государства, мэр Лиона Виктор Оганьер, весьма антиклерикальный, хотел закрыть Фурвьер, поддержанный его муниципальным советом, «этой цитаделью суеверий и религиозной эксплуатации».

В 2011 году Федерация свободной мысли подсчитала, что субсидии, предоставленные городом Лион, субсидии, направленные на финансирование строительства лифта, облегчающего доступ в здание для людей с ограниченной подвижностью, являются необоснованными. Она считает, что лифт, хотя и не является объектом поклонения «как таковой», «связан» со зданием поклонения. В решении от 19 июля 2011 г. Государственный совет посчитал, что данная субсидия не является препятствием для соблюдения принципов равноправия и нейтралитета в отношении религий. Административный судья основывал свое решение на местных общественных интересах, важности здания для культурного влияния и туристического и экономического развития территории. Если оборудование приносит пользу верующим, приходящим на богослужение, оно, тем не менее, предназначено не только для этого населения, а также служит интересам туристов.

 

Архитектура

Снаружи
Башни
Наиболее заметной особенностью базилики Фурвьер является наличие четырех угловых башен: две впереди и две справа от начала хора. Эти башни высотой сорок восемь метров (т. е. на четыре больше, чем у примациала) слегка расширяются наверху. Это архитектурное исследование Пьера Боссана получило много отзывов современников. Поклонники этой архитектуры исследовали ее происхождение; что же касается его презирателей, то они издеваются над «перевернутым слоном». С другой стороны, их восьмиугольная форма делает их менее устойчивыми к вибрациям, создаваемым звоном колоколов; наконец, ризницы, оборудованные у подножия этих башен, заведомо недостаточны перед лицом огромных потребностей такого центра паломничества.

 

Башни названы в соответствии с четырьмя основными добродетелями: на западном фасаде северо-западная башня представляет Силу, юго-западная башня Справедливость; на восточной стороне, обращенной к Лиону, северная башня представляет Благоразумие, а южная башня - Умеренность.

Архитектурное вдохновение, которое Боссан, возможно, использовал при проектировании этих башен, до сих пор обсуждается. Поль Абади, проектировщик Базилики Святого Сердца Монмартра, говорит о них, что «эти арабские башни стоят не на своем месте». Архитектурная критика традиционно видела в башнях Фурвьера сицилийское вдохновение, почерпнутое из арабо-нормандской архитектуры, которую Боссан обнаружил во время своего пребывания в Палермо и на остальной части острова между 1848 и 1850 годами. В частности, Боссан был бы вдохновлен собор Палермо, собор Чефалу и, более того, небной капеллой норманнского дворца. Это утверждение, выдвинутое в 1870 году, находит отклик, например, в трудах Андре Халле, который в 1900 году писал о Фурвьере: «Это палермитанская архитектура».

Тем не менее, с конца 19 века эта филиация была поставлена ​​под сомнение. Люсьен Бегюль, например, дважды побывавший на Сицилии, со своей стороны видит лишь отдаленное сходство между портиком лионского здания и боковым порталом палермитского собора. Для Филиппа Дюфье, специалиста по архитектуре Боссана, «сицилийский» характер базилики Фурвьер вызывает сомнения или, по крайней мере, не уникален. Но он удивлен тем, что ни один критик не установил связь — гораздо более важную, по его мнению, — между работами Боссана и церковью Аннунциата деи Каталани в Мессине, особенно в отношении апсиды. В любом случае, по словам Дюфье, первое архитектурное вдохновение было бы гораздо более восточным, чем сицилийским. Доказательством этого является систематическое использование арки в третьем пункте. С его точки зрения было бы скорее необходимо приблизить, с архитектурной точки зрения, башни Фурвьера к мусульманским минаретам; в частности, он приводит в качестве потенциального источника вдохновения мечеть Кетчауа в Алжире, которая в то время была освящена как здание католического богослужения под названием «Собор Святого Филиппа».

В двух крестах на вершине башен базилики расположены FM-передатчики, которыми управляют TDF и Towercast.

Статуя Святого Михаила
Апсида увенчана статуей архангела Михаила работы Поля-Эмиля Мильфо (1848-1907). Последний оценивает эстимейт от двенадцати до четырнадцати тысяч франков, но работает над гипсовой моделью без аванса. Похоже, что разные модели, выполненные в разных масштабах, перешли к Ла Сиота, что показывает, что Боссан принимал активное участие в создании статуи, которая увенчает его работу. Окончательная статуя изготовлена ​​мастерскими Гайе-Готье, которые также отлили Статую Свободы. В иконографии, придуманной Боссаном, Михаил доминировал над другими архангелами своей ролью в борьбе между Добром и Злом. Более того, фигура архангела приобрела политическое значение в 19 веке, особенно в легитимистских кругах, до такой степени, что Анри д'Артуа хотел подписаться под строительством этой статуи. Точная копия этой статуи находится на колокольне церкви Сен-Мишель в Сен-Мишель-Мон-Меркюр. Первоначально сделанный для Всемирной выставки 1889 года, он был куплен в 1897 году за 4400 франков (против 34000 за оригинал в Фурвьере) и установлен на вершине Вандейской церкви.

Изображение архангела в виде «фигуры Марии» — не изобретение Пьера Боссана, а возобновление мистических видений Марии де Агреды, испанской монахини XVII века. Она получила видения, которые выковали в ней «максимальную мариологию», не очень хорошо принятую в католическом богословском каноне, но одобряемую Боссаном. В этих видениях Мария, например, уподобляется божественной «Мудрости», описанной в главе 8 Книги Притчей, а также в главе 24 Сираха. Боссан утверждает, что его иконографическое богословие никем не вдохновлялось, но наличие полного собрания сочинений Марии де Агреды заставляет думать об обратном. С другой стороны, вполне возможно, что сочинения испанской монахини были не единственными источниками вдохновения для архитектора, который, кажется, полагается, среди прочего, на аббата Мартиньи и его Словарь христианских древностей; Николя Анри де Гримуар и его «Руководство по христианскому искусству» и др.

 

В 2013 году ремонт, проведенный на статуе, показал, что в неизвестную дату она стала целью выстрела, пробившего ее левую руку.

Западный фасад
Западный фасад обрамляют две башни Силы (на севере, символизируемой изображением борьбы Иакова с ангелом) и Справедливости (на юге, на которой изображен суд Соломона). Орнамент фриза и подножия башен резко контрастирует с голостью других стен. Это изучено лишь частично; башни должны были, согласно акварелям, написанным Фредериком Гиньесом, быть украшены точеными горизонтальными браслетами через равные промежутки времени. Высокой церкви предшествует паперть глубиной около десяти метров, увенчанная фризом, под которым проложен узкий коридор.

Опоры фронтона вылеплены Мильфо в виде ангелов-кариатид между 1892 и 1894 годами. Чтобы избежать деформации фигур фронтона из-за перспективы, этот был поднят, что, следовательно, принесло тяжесть; очень большой вес верхней части вызвал испытания на раздавливание, которые оказались полезными. В результате было рекомендовано заменить материал, а компании Millefaut была дана рекомендация удалить только минимальное количество материала. Сам фриз представляет собой желание олдерменов 1643 года и знати Лиона, преклонивших колени перед Богородицей с младенцем, которая занимает центр композиции, увенчанной тремя ангелами.

Интерьер нижней церкви
Главной особенностью базилики является наличие двух наложенных друг на друга церквей, нижняя из которых неправильно называется «склепом» (что не так, поскольку она освещена стеклянными крышами). Две церкви доступны с площади, одна идет вниз, другая идет вверх; их также соединяет монументальная двухмаршевая лестница, открывающаяся с южной стороны нефов и целиком занимающая второй верхний и нижний пролеты. Средний уровень, соответствующий лестничной площадке, находится на одном уровне с передним двором и старой часовней.

В духе Боссана символично все здание Фурвьера. Таким образом, нижняя церковь, в которой многие его друзья не видели необходимости, должна была стать для зодчего зданием, посвященным Иосифу, приемному отцу Иисуса Христа. В этой дихотомии построек он видит необходимый путь паломника, который переходит от относительной темноты и довольно низкого храма к свету и широким просторам высокого храма. В этом катехизическом путешествии Иосиф олицетворяет сокровенное лицо Святого Семейства, физическую поддержку своей жены и младенца Иисуса, а также традицию и Ветхий Завет.

В путешествии посетителя Porte des Lions является естественным входом, которого хотел Пьер Боссан. Львы, которые должны были поддерживать колонны, вдохновленные львами собора Нотр-Дам д'Амбрун, не были созданы, но их дизайн можно найти в заметках двух архитекторов. Для вестибюля были запланированы и другие незавершенные проекты: круглое крыльцо со статуей Богородицы; двойная дверь из Назарета (для мужчин) и из Вифлеема (для женщин), выходящая в нижний храм; Дверь фараона, повторяющая историю Иосифа в Книге Бытия.

Иконография всей нижней церкви выражает эту мысль о благоразумном участии Иосифа в жизни Марии и Иисуса. Таким образом, вылеплена большая статуя Иосифа, несущего Младенца, несмотря на противодействие Жоаннеса Бланшона. Запланированные алтари (не построенные) должны были проследить историю Святого Семейства: брак, поклонение пастухов, очищение Богородицы, бегство в Египет, жизнь семьи в Назарете, первые слова Иисуса в Храме. Надписи на сводах купола показывают квалификаторы, данные Церковью Иосифу: Filius David, vir justus, custos Domini, columen Mundi, Virginis sponsus, minister Salutis, certa spes vitae (Сын Давида, праведник, хранитель Господа, опора мира, Дева Жених, служитель спасения, верная надежда жизни.).

Эти надписи упускают из виду восемь заповедей блаженства, представленных восемью ангелами, вылепленными по кругу, что позволяет предположить, что Иосиф проявлял соответствующие добродетели. Под алтарем в апсиде Мильфо изваял смерть Иосифа, в которой муж Марии представлен как молодой Пьер Боссан, и в котором ее приемный сын Иисус плачет, что является очень редким изображением. По иронии судьбы, именно в этой же невысокой церкви и напротив этой статуи происходит отпевание архитектора Фурвьера по специальному разрешению архиепископа.

 

В целом склеп представляет собой недостроенный памятник. Несмотря на искусную композицию, игру красок между светом, скупо подаваемым витражами, мозаики, где преобладают синева и золото, латинскую эпиграфику, свидетельствующую о хорошем знании Библии, богатую скульптуру, над которой работали тридцать четыре художника. в то же время и притвор, и апсида незакончены, особенно последняя, ​​конструктивные работы которой были выполнены в совершенстве, но почти сразу же оставлены почти в черновом состоянии, строители торопились перейти к главному храму.

Интерьер верхней церкви
Мозаика
Мозаики датируются концом 19 века и началом 20 века. Они рассказывают историю Девы Марии, справа — историю Франции, слева — историю Церкви.

Ереси
Наиболее спорным иконографическим элементом базилики является набор так называемых «еретических» мозаик, окружающих главный алтарь верхнего храма. Их одиннадцать, девять из них символизируют исторические «еретические» течения: арианство, македонство, несторианство, монофизитство, иконоборчество, лютеранство, манихейство, янсенизм и натурализм). Последние два, гидра и змей, представляют все ереси. Выбор, который был сделан, объединив различные течения, имевшие место в Церкви между 325 и 1870 годами, является частичным и добровольным. С другой стороны, иконография взята исключительно из работы, переизданной в 1855 году бенедиктинцем Жаном-Батистом-Франсуа Питрой, приписываемой Мелитону де Сардесу, но, скорее всего, средневековой.

В 2005 году во время межрелигиозной встречи, организованной в Лионе Общиной Сант-Эгидио, различные христианские церкви, присутствующие в Фурвьере, сделали общий жест. Кардинал Филипп Барбарен сожалеет по этому поводу о классификации базилики, которая препятствует удалению некоторых мозаик, но публично просит прощения у присутствующих протестантских представителей за то, что они представляли Лютера среди ересей; в ответ открывается мраморная доска с соавторской декларацией, выражающей волю церквей «преодолеть свою болезненную историю».

Большой орган
Большой Орг базилики был отреставрирован в 1996 году органной фабрикой Жана Рено в Нанте. Он основательно отреставрировал инструмент под руководством своего мастера и гармониста Мишеля Жюрина. Звуковая палитра изменена добавлением одиннадцати новых остановок:
к положительному: Progressive Plein-Jeu of III-IV, Principal 4', Doublette 2', Nazard, Tierce
в Большом Орге: прогрессивное положение IV-V
к рассказу: Карильон II-III
на педали: солист 8', флейта 4', труба 8', кларион 4'

Гармонизация 47 нот осуществляется Мишелем Юрином на основе более сильного давления и с очень выраженным восходящим характером.

Доступ и посещаемость
Этот сайт обслуживается фуникулером Фурвьер. Туннель, пробитый в 1900 году, проходит наискось под площадью базилики, минуя фундамент юго-западной башни, на минимальном расстоянии около трех метров67. Вход на станцию ​​расположен прямо перед главным крыльцом.

Базилику ежегодно посещают более двух миллионов туристов, что делает ее ведущим туристическим объектом в регионе Рона-Альпы.

Модель для других церквей
В Божоле, в деревне Ренье-Дюрет и ее виноградниках, находится первая модель базилики Фурвьер, построенная Пьером Боссаном в 1867 году.

За границей базилика послужила образцом для церкви Богоматери Побед, расположенной во французском квартале Сан-Франциско, перестроенной в 1908 году после великого землетрясения 1906 года.

Базилика в популярной культуре
Один из символов Лиона
На большой фреске Лионского вокзала, написанной в 1900 году Жаном-Батистом Оливом, город Лион представлен не своим собором, а базиликой Фурвьер, а также видимым на заднем плане полуостровом.

Для Жозефа Фолье, говорящего в 1954 году, «Все линии лионского пейзажа [...] естественным образом поднимаются к Фурвьеру, сходятся к базилике». В 2000 году Раймонд Барре со своей стороны подсчитал, что «тайна красоты Фурвьера [заключается] в этом трогательном диалоге между прошлым людей [...] и священным». Для Жерара Колломба Фурвьер - «сокровище человечества», когда Мишель Мерсье видит в нем «историю непоколебимой народной привязанности на протяжении веков».

 

Жан-Мишель Делей, в Лионе ночью, места, практики и изображения (опубликовано в 1994 году), наоборот, считает, что базилика - это «религиозное сооружение, которому нечего показать, ни очарование веков, ни какой-либо архитектурный интерес. Среди полуночников базилика не представлена ​​как трансцендентный элемент, несмотря на ее возвышенное положение. Наоборот, он словно наблюдает за городом и заставляет его соблюдать моральный порядок убийцы.