Королевский дворец Пале-Рояль (Париж), Франция

 

Описание Пале-Рояль

8 Rue de Montpensier

Пале-Рояль - это бывший королевский дворец, расположенный в 1-м округе Парижа, Франция. Экранированный входной двор обращен к площади Пале-Рояль напротив Лувра. Первоначально называвшийся Дворцом кардиналов, он был построен для кардинала Ришелье примерно с 1633 по 1639 год архитектором Жаком Лемерсье. Ришелье завещал его Людовику XIII, а Людовик XIV передал его своему младшему брату Филиппу I, герцогу Орлеанскому. Филипп и последующие герцоги Орлеанские за эти годы внесли такие обширные изменения, что от оригинального дизайна Лемерсье почти ничего не осталось.

В настоящее время Пале-Рояль служит резиденцией Министерства культуры, Государственного совета и Конституционного совета. Центральный сад Пале-Рояль (Jardin du Palais-Royal) служит общественным парком, а в галерее расположены магазины.

 

История

Пале-Кардинал
Первоначально называвшийся Дворцом кардиналов, дворец был личной резиденцией кардинала Ришелье. Архитектор Жак Лемерсье начал свой проект в 1629 году; строительство началось в 1633 году и было завершено в 1639 году. Сады были заложены в 1629 году Жаном Ленотром (отцом Андре Ленотра), Симоном Бушаром и Пьером I Десго по проекту Жака Бойсо. После смерти Ришелье в 1642 году дворец стал собственностью короля и получил новое название Пале-Рояль.

После смерти Людовика XIII в следующем году он стал домом королевы-матери Австрии Анны и ее маленьких сыновей Людовика XIV и Филиппа, герцога Анжуйского, а также ее советника кардинала Мазарини.

С 1649 года дворец был резиденцией изгнанных Генриетты Марии и Генриетты Анны Стюарт, жены и дочери свергнутого короля Англии Карла I. Эти двое бежали из Англии в разгар гражданской войны в Англии, и их приютил племянник Генриетты Марии, король Людовик XIV.

Дворец Брион, отдельный участок возле улицы Ришелье к западу от Пале-Рояль, был приобретен Людовиком XIV у наследников кардинала Ришелье. Луи подключил его к Пале-Рояль. Именно во Дворце Бриона Луи оставил свою любовницу Луизу де ла Валлиер, в то время как его роман с мадам де Монтеспан все еще оставался официальной тайной.

Филипп I, герцог Орлеанский
Генриетта Анна вышла замуж за младшего брата Людовика, Филиппа де Франса, герцога Орлеанского, в часовне дворца 31 марта 1661 года. После свадьбы Людовик XIV разрешил своему брату и жене использовать Пале-Рояль в качестве своей главной парижской резиденции. В следующем году новая герцогиня родила во дворце дочь Мари Луизу Орлеанскую. Она создала декоративные сады дворца, которые считались одними из самых красивых в Париже. При новой герцогской чете Пале-Рояль стал социальным центром столицы.

Во дворце был произведен косметический ремонт и созданы новые апартаменты для служанок и служанок герцогини. Несколько женщин, которые позже стали фаворитами короля Людовика XIV, были из ее семьи: Луиза де ла Валлиер, которая родила там двух сыновей короля в 1663 и 1665 годах; Франсуаза-Атенаис, маркиза де Монтеспан, сменившая Луизу; и Анжелика де Фонтанж, которая служила второй герцогине Орлеанской.

Придворные собрания в Пале-Рояле славились не только в столице, но и во всей Франции. Именно на эти вечеринки приходили увидеть лучшие качества французского общества. Среди гостей были основные члены королевской семьи, такие как королева-мать Анна Австрийская; герцогиня де Монпансье, принцы де Конде и де Конти. Фавориты Филиппа тоже были частыми гостями.

После смерти Генриетты Анны в 1670 году герцог взял вторую жену, принцессу Палатин, которая предпочла жить в замке Сен-Клу. Таким образом, Сен-Клу стал главной резиденцией ее старшего сына и наследника Орлеанского дома Филиппа Шарля Орлеанского, известного как герцог де Шартр.

Королевская академия искусства и скульптуры занимала Брионский дворец с 1661 по 1691 год и делила его с Королевской архитектурной академией с 1672 года. Королевская коллекция древностей была размещена там под присмотром искусствоведа и официального придворного историка Андре Фелибиена. , назначенный в 1673 г.

Около 1674 года герцог Орлеанский приказал Андре Ленотру перепланировать сады Пале-Рояль.

После увольнения мадам де Монтеспан и прибытия ее преемницы, мадам де Ментенон, которая запретила какие-либо щедрые развлечения в Версале, Пале-Рояль снова стал изюминкой общества.

В 1692 году по случаю свадьбы герцога де Шартра с Франсуазой Мари де Бурбон, мадемуазель де Блуа, законной дочерью Людовика XIV и мадам де Монтеспан, король передал Пале-Рояль своему брату. Новая пара не занимала северо-восточное крыло, где первоначально жила Анна Австрийская, а вместо этого предпочла жить во Дворце Бриона. Для удобства невесты были построены и обставлены новые апартаменты в крыле, выходящем на восток, на улице де Ришелье.

Именно в это время Филипп заказал Большую галерею на улице де Ришелье для своей знаменитой Орлеанской коллекции картин, которая была легко доступна для публики. Спроектированный архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром, он был построен около 1698–1700 годов и расписан Вергилийскими сюжетами Койпелем. Стоимость этой реконструкции составила около 400 000 ливров. Помощник Хардуэна-Мансара, Франсуа д'Орбэ, подготовил общий план участка, показывающий Пале-Рояль до того, как были внесены эти изменения.

Филипп II, герцог Орлеанский

Когда герцог Орлеанский умер в 1701 году, его сын стал главой Орлеанского дома. Новые герцог и герцогиня Орлеанские поселились в Пале-Рояле. Здесь родились две их дочери, Шарлотта Аглае д'Орлеан, впоследствии герцогиня Модены, и Луиза Дайан д'Орлеан, впоследствии принцесса Конти.

После смерти Людовика XIV в 1715 году его наследовал пятилетний правнук. Герцог Орлеанский стал регентом молодого Людовика XV, установив правительство страны в Пале-Рояле, в то время как молодой король жил в соседнем дворце Тюильри. В Пале-Рояль размещалась великолепная коллекция произведений искусства Орлеана, насчитывающая около 500 картин, которые были выставлены на всеобщее обозрение, пока в 1791 году не были проданы за границу.

Он поручил Жилю-Мари Оппенорду перепланировать апартаменты герцогини на первом этаже в 1716 году и украсить большие апартаменты Palais Brion в ярком и ярком стиле Реганс, который предвосхитил рококо, а также более интимные маленькие апартаменты Regent. . Оппенорд также внес изменения в Большую галерею Дворца Бриона и создал особый салон «Англ», который соединил Гранд-апартаменты с Большой галереей вдоль улицы Ришелье (1719–1720 гг.; Виден на карте Парижа Тюрго 1739 г.). Вся эта работа была потеряна, когда Дворец Брион был снесен в 1784 году для установки Французского театра, ныне Комеди-Франсез.

Луи д'Орлеанский
После Регентства общественная жизнь дворца стала гораздо более спокойной. Людовик XV вернул двор в Версаль, и Париж снова проигнорировали. То же произошло и с Пале-Рояль. Луи д'Орлеанский сменил своего отца на посту нового герцога Орлеанского в 1723 году. Он и его сын Луи Филипп жили в другой семейной резиденции в Сен-Клу, которая пустовала после смерти принцессы Палатинской в ​​1722 году.

Клод Десготс перепроектировал сады Пале-Рояль в 1729 году.

Луи Филипп I
В 1752 году Луи-Филипп I сменил своего отца на посту герцога Орлеанского. Вскоре Пале-Рояль стал ареной пресловутых распутников Луизы Анриетты де Бурбон, вышедшей замуж за Луи-Филиппа в 1743 году. Для нее были добавлены новые апартаменты (расположенные в северной части крыла на улице Рю-де-Валуа). в начале 1750-х годов архитектором Пьером Контан д'Иври. Она умерла в 1759 году в возрасте тридцати двух лет. Она была матерью Луи Филиппа II Орлеанского, позже известного как Филипп Эгалите. Через несколько лет после смерти Луизы Генриетты ее муж тайно женился на своей любовнице, остроумной маркизе де Монтессон, и пара жила в замке Сент-Ассиз, где он умер в 1785 году. Незадолго до своей смерти он завершил продажу дома. Замок Сен-Клу королеве Марии Антуанетте.

Луи Филипп II
Луи Филипп II Орлеанский родился в Сен-Клу, а затем переехал в Пале-Рояль и жил там со своей женой, богатой Луизой Мари Аделаид де Бурбон, на которой он женился в 1769 году. Старший сын пары, Луи-Филипп III Орлеанский, родился здесь в 1773 году. Луи Филипп II сменил своего отца на посту главы Орлеанского дома в 1785 году.

Театры Пале-Рояля
В Пале-Рояле был один из самых важных публичных театров Парижа, в восточном крыле на улице Сент-Оноре (на участке к западу от того, что сейчас является улицей Валуа). Он был построен с 1637 по 1641 год по проекту Лемерсье и первоначально был известен как Большой зал Пале-Кардинала. Этот театр позже использовался труппой Мольера, начиная с 1660 года, к тому времени он стал известен как Театр дю Пале-Рояль. После смерти Мольера в 1673 году театр был передан Жан-Батисту Люлли, который использовал его для своей Королевской академии музыки (официальное название Парижской оперы в то время).

Театр Оперы был разрушен пожаром в 1763 году, но был перестроен по проекту архитектора Пьера-Луи Моро Деспру на участке немного дальше на восток (где сегодня находится улица Валуа) и вновь открыт в 1770 году. до 1781 года, когда она была уничтожена пожаром, она использовалась Оперой, но на этот раз не была восстановлена. Моро Деспру также спроектировал прилегающие уцелевшие входные фасады Пале-Рояль.

 

По просьбе Луи Филиппа II, который контролировал Пале-Рояль с 1780 года, вскоре после пожара в комплексе Пале-Рояль были построены два новых театра. Оба этих новых театра были спроектированы Виктором Луи, архитектором, который также спроектировал торговые галереи с видом на сад. Первый театр, открывшийся 23 октября 1784 года, был небольшим кукольным театром в северо-западном углу садов на пересечении Galerie de Montpensier и Galerie de Beaujolais. Первоначально он был известен как Театр Божоле, затем как Театр Монтансье, после чего Виктор Луи расширил его для постановки пьес и опер. Позже, начиная с политических потрясений Революции, этот театр был известен под множеством других имен. Он был преобразован в кафе с представлениями в 1812 году, но вновь открылся как театр в 1831 году, когда он получил название Театр дю Пале-Рояль, под которым он известен до сих пор.

Второй театр Луи Филиппа II был больше по размеру и располагался недалеко от юго-западного угла комплекса, на улице Ришелье. Изначально он предназначал его для Оперы, но эта компания отказалась переехать в него. Вместо этого он предложил его Театру Вариет-Амусант, который раньше находился на бульваре Дю Темпл, но с 1 января 1785 года играет во временном театре в садах Пале-Рояль. Эта компания изменила свое название на Театр дю Пале-Рояль 15 декабря 1789 года, а затем переехала в новый театр после его завершения, где они открылись 15 мая 1790 года. 25 апреля 1791 года анти-роялистская фракция Комеди-Франсез, во главе с Тальмой, покинул театр этой труппы на левом берегу (в то время известный как Театр де ла Насьон, а сегодня - Одеон) и присоединился к труппе на улице Ришелье, которая быстро сменила название на Театр Франсэ де. la rue de Richelieu. С основанием Французской республики в сентябре 1792 года название театра было снова изменено на Théâtre de la République. В 1799 году игроки разделенной труппы воссоединились в Пале-Рояле, и театр официально стал Комеди-Франсез, также широко известный как Французский Театр, имена, которые он сохраняет по сей день.

Торговые галереи
Луи Филипп II также приказал Виктору Луи построить шестиэтажные жилые дома с колоннадами на первом этаже, обращенными к трем сторонам дворцового сада между 1781 и 1784 годами. С внешней стороны этих крыльев были построены три новые улицы перед домами, которые раньше были выходил окнами на сад: улицу Монпансье на западе, улицу Божоле на севере и улицу Валуа на востоке. Он коммерциализировал новый садовый комплекс, сдав площадь под колоннадами розничным торговцам и поставщикам услуг, а в 1784 году сады и окружающие постройки Пале-Рояль открылись для публики как торгово-развлекательный комплекс. Примерно за десять лет части Дворца были преобразованы в торговые ряды, которые стали центром экономической и социальной жизни Парижа 18-го века.

Хотя основная часть дворца (corps de logis) оставалась частной резиденцией Орлеана, в аркадах, окружавших его общественные сады, было 145 бутиков, кафе, салонов, парикмахерских, книжных магазинов, музеев и бесчисленных киосков с закусками. Эти торговые точки продавали предметы роскоши, такие как ювелирные украшения, меха, картины и мебель, богатой элите. В магазинах были установлены длинные стеклянные витрины, что позволяло зарождающемуся среднему классу делать витрины и фантазировать. Таким образом, Пале-Рояль стал одним из первых торговых центров нового стиля и стал популярным местом для собраний, общения и проведения досуга богатых людей. Обновленный дворцовый комплекс стал одной из важнейших торговых площадей Парижа. Его часто посещала аристократия, средний класс и низшие слои общества. Он имел репутацию места изысканных разговоров (вращающихся вокруг салонов, кафе и книжных магазинов), бесстыдного разврата (это было любимое прибежище местных проституток), а также рассадником масонской деятельности.

Вдохновленная базарами Аравии, Galerie de Bois, серия деревянных магазинов, соединяющих концы Пале-Рояль, была впервые открыта в 1786 году. Для парижан, которые жили практически в отсутствии тротуаров, улицы были опасными и грязными; Пассаж был долгожданным дополнением к уличному пейзажу, поскольку он предоставлял безопасное место, где парижане могли делать покупки в витринах и общаться. Таким образом, Пале-Рояль положил начало тому, что историк архитектуры Бертран Лемуан описывает как l’Ère des passages couverts (эпоху аркад), которая изменила европейские покупательские привычки между 1786 и 1935 годами.

 

Созданный для привлечения благородного среднего класса, Пале-Рояль продавал предметы роскоши по относительно высоким ценам. Однако цены никогда не были сдерживающим фактором, так как эти новые аркады стали местом, где можно делать покупки и быть на виду. Аркады предлагали покупателям замкнутое пространство вдали от хаоса, характерного для шумных и грязных улиц; теплое и сухое место вдали от непогоды; и убежище, где люди могут общаться и проводить свободное время. Прогулки по аркадам стали популярным развлечением в восемнадцатом веке для зарождающегося среднего класса.

Дворец Равенства (Palais de l'Égalité) и революция

В революционный период Филипп д'Орлеан стал известен как Филипп Эгалите и правил во Дворце Эгалите, как это было известно во время более радикальной фазы революции, и стал популярен в Париже, когда открыл сады дворца. всем парижанам и нанял неоклассического архитектора Виктора Луи для восстановления структур вокруг дворцовых садов, которые раньше были неправильными задними стенами домов, выходивших на окружающие улицы, и для огораживания садов регулярными колоннадами, вдоль которых стояли шикарные магазины (в одном из которых Шарлотта Корде купила нож, которым она ударила Жан-Поля Марата).

Вдоль галерей задерживались ночные дамы, а на втором этаже располагались шикарные игорные заведения. В обоих концах галерей располагались театры; более крупный был резиденцией Comédie-Française, государственной театральной труппы, поскольку Наполеон положил ее административную реорганизацию в декрет де Моску 15 октября 1812 года, который содержит 87 статей. Самый первый театр в Пале-Рояль был построен Лемерсье для кардинала Ришелье и открыт в 1641 году. При Людовике XIV в театре проходили пьесы Мольера с 1660 года до смерти Мольера в 1673 году, а затем - Опера под руководством Жана. -Баптист Люлли.

С 1780-х по 1837 год дворец снова был центром парижских политических и социальных интриг и местом расположения самых популярных кафе. Исторический ресторан Le Grand Véfour все еще здесь. В 1786 году любитель-философ установил полуденную пушку на нулевом меридиане Парижа, в которой полуденные лучи солнца, проходя через линзу, зажигали запал пушки. Полуденная пушка все еще стреляет в Пале-Рояль, хотя большинство выставленных на продажу дам исчезли, те, кто вдохновлял реплики аббата Делилля;

"В этом саду мы не встречаемся
Ни полей, ни лугов, ни лесов, ни цветов.
И если мы нарушим там наши обычаи,
По крайней мере, мы установили там свои часы ".

 

Маркиз де Сад назвал территорию перед дворцом в своей «Философии в спальне» (1795) местом, где продавались прогрессивные брошюры.

После смерти герцога владение дворцом перешло к государству, поэтому он получил название Palais du Tribunat.

Восстановление Бурбона Второй Империи
После реставрации Бурбонов в Пале-Рояле молодой Александр Дюма получил работу в офисе могущественного герцога Орлеанского, который восстановил контроль над дворцом во время реставрации.

Герцог поручил Пьеру-Франсуа-Леонару Фонтену составить планы завершения работы, оставшейся незавершенной отцом герцога. Самая значительная работа Фонтена включала западное крыло Кур д'Оннер, Айле Монпансье, а вместе с Шарлем Персье, вероятно, самую известную из крытых аркад Парижа, Галерею Орлеанской, окружавшую Кур д'Орлеан с севера. боковая сторона. Оба здания были завершены в 1830 году. Галерея Орлеана была снесена в 1930-х годах, но ее ряды колонн по бокам все еще стоят между Кур д'Оннер и садом Пале-Рояль.

Во время революции 1848 года парижская толпа напала на королевскую резиденцию Пале-Рояль и разграбила ее, в частности, коллекцию произведений искусства короля Луи-Филиппа. Во время Второй Французской республики Дворец был ненадолго переименован во «Национальный дворец».

При [во время Второй Французской империи [Луи-Наполеона]] Пале-Рояль стал домом для кадетской ветви семьи Бонапарт, представленной принцем Наполеоном, двоюродным братом Наполеона III. Роскошная столовая была построена в стиле Второй Империи и теперь известна как Зал Наполеона Государственного совета.

В последние дни Парижской Коммуны, 24 мая 1871 года, дворец, символ королевской власти, был подожжен коммунарами, но пострадал меньше, чем другим правительственным зданиям. В результате он стал временным (а затем и постоянным) домом для нескольких государственных учреждений, в том числе Государственного совета или Государственного совета.

Описание
Сегодня Пале-Рояль является резиденцией Государственного совета, Конституционного совета и Министерства культуры. В задней части сада, к северу от Пале-Рояль, на улице Ришелье, находятся старые здания Национальной библиотеки Франции.

Государственный совет
Государственный совет, созданный Наполеоном в 1799 году, унаследовал многие функции прежнего Королевского совета, выступая одновременно в качестве консультанта правительства и своего рода Верховного суда. Он был установлен в Пале-Рояль в 1875 году.

В Conseil есть собственный двор, выходящий на площадь Пале-Рояль и улицу Риволи. Внутри находится парадная лестница, ведущая вверх вдоль стен к лестничной площадке первого этажа. Он украшен театральными эффектами, в том числе ионными колоннами и глухими арками, создающими иллюзию заливов. Под аркой trompe-l'oeil открывается вид на классическую статую, над которой путти обвивает венок бюст кардинала Ришелье. Лестница была построена Пьером Констан д'Иври в 1765 году.

В большем внутреннем дворе дворца, Cour d'Honneur, с 1986 года находится произведение Даниэля Бюрена Два плато/ Les Deux Plateaux, известное как Колонны Бурена/ Les Colonnes de Buren.

Министерство Культуры
Кабинет министра культуры Франции расположен во дворце Пале-Рояль, в квартире, первоначально построенной для герцога и герцогини Орлеанской в ​​1820 году, а затем в 1820-х годах занятой королем Вестфальским Иеронимом. Позолоченный и богато украшенный салон Джерома, младшего брата Наполеона, украшен скульптурами, торшерами и другими украшениями, первоначально находившимися в тронном зале дворца Тюильри.

Конституционный совет
Конституционный совет занимает апартаменты во дворце, который был первоначально построен между 1829 и 1831 годами для герцога Шартрского, младшего брата короля Луи-Филиппа, хотя он предпочел вместо этого жить во дворце Тюильри. После 1859 года это был дом [принца Наполеона Бонапарта] и его жены Марии Клотильды Савойской. Декор происходит из того периода.