Лувр (Париж), Франция

Лувр

 

Описание Лувра

Лувр - крупнейший в мире художественный музей и исторический памятник в Париже, Франция. Центральная достопримечательность города, он расположен на правом берегу Сены в 1-м округе города. Коллекция 38 000 объектов от предыстории до 21-го века выставлены на площади 72 735 квадратных метров. В 2017 году Лувр стал самым посещаемым художественным музеем в мире, получив 8,1 миллиона посетителей.

Лувр расположен в дворце Лувр, первоначально построенном как крепость в конце XII-XIII веков под руководством короля Филиппа II. Остатки крепости видны в подвале музея. Из-за городской экспансии города крепость Лувр в конце концов потеряла свою защитную функцию и в 1546 году была преобразована Фрэнсисом I в главную резиденцию французских королей. Здание было расширено много раз, чтобы сформировать нынешний дворец Лувр. В 1682 году Людовик XIV выбрал Версальский дворец для своей семьи, оставив Лувр прежде всего как место для показа королевской коллекции, в том числе из 1692 года - коллекцию древнегреческой и римской скульптуры. В 1692 году здание было оккупировано Академией надписей и беллетристий и Академией Рояль де Пейнтюр и скульптуры, в которой в 1699 году состоялся первый из серии салонов. Академия оставалась в Лувре уже 100 лет. Во время Французской революции Национальное собрание постановило, что Лувр должен использоваться в качестве музея для демонстрации шедевров страны.

Лувр открылся 10 августа 1793 года с выставкой из 537 картин, большая часть произведений была королевской и конфискованной церковной собственностью. Из-за структурных проблем со зданием музей был закрыт в 1796 году до 1801 года. Коллекция была увеличена при Наполеоне, и музей был переименован в Музей Наполеона, но после отречения Наполеона многие работы, захваченные его армиями, были возвращены их первоначальным владельцам. Коллекция Лувра была еще больше увеличена во времена правления Людовика XVIII и Карла X, а во время Второй французской империи музей получил 20 000 штук. Коллекция неуклонно росла благодаря пожертвованиям и завещанию со времен Третьей республики. Коллекция делится между восемью кураторскими отделами: египетскими древностями; Ближневосточные древности; Греческой, этрусской и римской древностей; Исламское искусство; Скульптура; Декоративное искусство; Картины; Печать и чертежи.

 

История Лувра

12-го–20-го веков
Средневековый, ренессансный и Бурбонский дворец
Луврский дворец, в котором находится музей, был основан Филиппом II в 12 веке как крепость для защиты города от английских солдат, находившихся в Нормандии. Остатки этого замка все еще видны в склепе. Неизвестно, было ли это первое здание на этом месте; возможно, Филипп изменил существующую башню. Согласно авторитетному изданию Grand Larousse encyclopédique, это название происходит от ассоциации с волчьим охотничьим логовом (через латынь: lupus, нижняя Империя: lupara). В 7 веке св. Фаре, аббатиса в МО, оставила часть своей" виллы под названием Лувра, расположенной в районе Парижа " монастырю, однако эта территория, вероятно, не совсем соответствовала современному месту.

Луврский дворец часто менялся на протяжении всего Средневековья. В 14 веке Карл V превратил это здание в резиденцию, а в 1546 году Франциск I отремонтировал его в стиле французского Ренессанса. Фрэнсис приобрел то, что должно было стать ядром владений Лувра, его приобретения, включая "Мону Лизу" Леонардо да Винчи. После того как Людовик XIV выбрал Версаль своей резиденцией в 1682 году, строительство замедлилось; однако этот шаг позволил использовать Лувр в качестве резиденции для художников, находящихся под королевским покровительством. Четыре поколения Буля получили королевское покровительство и жили в Лувре в следующем порядке: Пьер Буль, Жан Буль, Андре-Шарль Буль и его четыре сына (Жан-Филипп, Пьер-Бенуа (ок. 1683-1741), Шарль-Андре (1685-1749) и Шарль-Жозеф (1688-1754)), после него. Андре-Шарль Буль (1642-1732) - самый известный французский краснодеревщик и выдающийся художник в области маркетри, также известный как "инкрустация". Булль был "самым замечательным из всех французских краснодеревщиков". Жан-Батист Кольбер (1619-1683) похвалил Людовика XIV французского, "короля-солнца", как "самого искусного ремесленника в своей профессии". До того как пожар 1720 года уничтожил их, Андре-Шарль Буль хранил в Лувре бесценные произведения искусства, в том числе сорок восемь рисунков Рафаэля".

К середине XVIII века все чаще звучали предложения о создании публичной галереи, причем художественный критик Ла Фон де Сент-Йенн издал в 1747 году призыв к показу королевской коллекции. 14 октября 1750 года Людовик XV согласился и санкционировал показ 96 экспонатов из королевской коллекции, установленных в Королевской галерее пинтюр Люксембургского дворца. По средам и субботам Ле Норман де Турнеман и Маркиз де Мариньи открывали зал для публичного просмотра "Tableaux du Roy", в котором были представлены благотворительные произведения Андреа дель Сарто и произведения Рафаэля, Тициана и Веронезе; Рембрандт; Пуссен или Ван Дейк, вплоть до его закрытия в 1780 году в результате дарения дворца графу прованскому (будущему королю Людовику XVIII) самим королем в 1778 году. При Людовике XVI идея Королевского музея стала политикой. Граф Д'Анживиллер расширил коллекцию и в 1776 году предложил превратить большую галерею Лувра, где хранились карты, в "французский музей". Было выдвинуто много предложений о преобразовании Лувра в музей, однако ни одно из них не было согласовано. Поэтому музей оставался незавершенным вплоть до Французской революции.

Французская революция
Во время Французской революции Лувр был преобразован в общественный музей. В мае 1791 года ассамблея объявила, что Лувр станет "местом объединения памятников всех наук и искусств". 10 августа 1792 года Людовик XVI был заключен в тюрьму, и королевская коллекция в Лувре стала национальной собственностью. Из-за опасений вандализма или кражи 19 августа Национальное собрание объявило о срочной подготовке музея. В октябре Комитет по "сохранению национальной памяти" начал собирать коллекцию для показа.

Открытие
Музей открылся 10 августа 1793 года, в первую годовщину гибели монархии. Публике предоставлялся бесплатный доступ в течение трех дней в неделю, что "воспринималось как большое достижение и в целом приветствовалось". В коллекции было представлено 537 картин и 184 предмета искусства. Три четверти были получены из королевских коллекций, остальные-из конфискованных эмигрантов и церковного имущества (biens nationaux). Для расширения и упорядочения коллекции республика выделила 100 000 ливров в год. В 1794 году революционные армии Франции начали привозить экспонаты из Северной Европы, дополненные после заключения Толентинского договора (1797) произведениями из Ватикана, такими как Лаокоон и его сыновья и Аполлон Бельведерский, чтобы создать Лувр как музей и как "знак народного суверенитета".

 

Первые дни были беспокойными; привилегированные художники продолжали жить в резиденции, и немаркированные картины висели "от рамы до рамы от пола до потолка". Само сооружение было закрыто в мае 1796 года из-за конструктивных недостатков. Он вновь открылся 14 июля 1801 года, выстроенный в хронологическом порядке и с новым освещением и колоннами.

Наполеон
При Наполеоне I было начато строительство Северного крыла, параллельного Большой галерее, и коллекция росла благодаря успешным военным кампаниям. После Египетской кампании 1798-1801 годов Наполеон назначил первым директором музея Доминика Вивана Денона. В 1803 году музей был переименован в "музей Наполеона", и были приобретены испанские, австрийские, голландские и итальянские произведения либо в качестве трофеев, либо по договорам, таким как договор Толентино. В конце Первой итальянской кампании Наполеона в 1797 году был подписан Кампо-Формийский договор с графом Австрийской монархии Филиппом фон Кобенцлем. Этот договор ознаменовал не только завершение завоевания Италии Наполеоном, но и окончание первых этапов французских революционных войн. В соответствии с этим договором итальянские города должны были предоставить произведения искусства и вотчины для участия в наполеоновских "парадах добычи" через Париж, прежде чем их поместят в Лувр. Одним из самых известных произведений, снятых в рамках этой программы, были лошади Святого Марка. Четыре античных бронзовых коня, которые украшали базилику Сан-Марко в Венеции после разграбления Константинополя в 1204 году, были привезены в Париж, чтобы поселиться на вершине наполеоновской арки карусели в Париже в 1797 году.

Несколько церквей и дворцов, включая Базилику Святого Марка, были разграблены французами, что возмутило итальянцев и их художественные и культурные чувства. В 1797 году Наполеон подписал Толентинский договор, и две статуи-Нила и Тибра-были перевезены в Париж. Эти статуи ранее находились в Ватикане, и обе они хранились в Лувре до 1815 года. После поражения Наполеона Нил был возвращен Италии. Однако Тибр остался в Лувре и сегодня можно увидеть в его коллекциях.

Итальянский полуостров был не единственным регионом, откуда Наполеон брал искусство. При Директории правительства 1790-х годов Наполеон (тогда еще генерал) возглавил экспедицию в Египет. Эта кампания была экспансионистской попыткой правительства, но у Директории была и другая цель-сделать Париж центром искусства, науки и культуры. Директория хотела, чтобы Франция взяла на себя ответственность за освобождение произведений искусства, которые они считали находящимися в опасности, с тем чтобы защитить и национализировать наследие и культуру своих подданных. В результате появились группы художников и ученых, которые сопровождали армии в битве, снабженные списками картин, скульптур и других предметов наследия, которые должны были быть собраны, упакованы и отправлены обратно во Францию.

Доминик Виван Денон был советником Наполеона по искусству и сопровождал его в экспедиции в Египет. Благодаря его инициативе была открыта и широко изучена Долина Царей в Египте. В результате он был позже установлен Наполеоном в качестве директора музея Наполеона, бывшего Лувром, укрепив статус музея как центра глобального наследия и хранилища культурного наследия.

Одним из самых важных открытий, сделанных во время кампании Наполеона в Египте, был Розеттский камень. Он был открыт в 1799 году и в конечном итоге привел к способности расшифровывать древние иероглифы. Хотя Розеттский камень был обнаружен французами, на самом деле он так и не попал в Лувр. Он был захвачен британскими войсками после поражения Наполеона в Египте и последующего подписания Александрийского договора в 1801 году. Сейчас она выставлена в Британском музее.

После поражения французов при Ватерлоо бывшие владельцы завода потребовали их возвращения. Администрация Лувра не желала подчиняться и прятала многие работы в своих частных коллекциях. В ответ иностранные государства послали своих эмиссаров в Лондон за помощью, и многие экспонаты были возвращены, даже те, что были восстановлены Лувром. В 1815 году Людовик XVIII, наконец, заключил соглашение с австрийским правительством о хранении таких произведений, как свадьба Веронезе в Кане, которая была обменена на большой Ле-Брюн или выкуп коллекции Альбани.

Реставрация и Вторая Империя

Во время реставрации (1814-1830) Людовик XVIII и Карл X между собой добавили 135 произведений стоимостью 720 000 франков и создали отдел египетских древностей под кураторством Шампольона, увеличенный более чем на 7000 работ с приобретением древностей в Эдме-Антуан Дюран, египетскую коллекцию Генри Солта или вторую коллекцию бывшего Бернардино Дроветти. Это было меньше суммы, выделенной на восстановление Версаля, и Лувр пострадал относительно остального Парижа. После создания второй Французской Республики в 1848 году новое правительство выделило два миллиона франков на ремонтные работы и распорядилось завершить строительство галереи Д'Аполлон, салона Карре и Большой галереи. В 1861 году Наполеон III приобрел 11 835 произведений искусства, включая 641 картину, греческое золото и другие предметы старины из коллекции Кампаны. Между 1852 и 1870 годами, при Наполеоне III, музей пополнил свои коллекции 20 000 новыми экспонатами, а павильон Флор и Большая галерея были реконструированы под руководством архитекторов Луи Висконти и Гектора Лефуэля.

Ущерб во время Парижской коммуны 1871 года
Лувр был поврежден во время подавления Парижской Коммуны. 23 мая 1871 года, когда французская армия вступила в Париж, отряд Коммунаров во главе с Жюлем Бержере поджег соседний дворец Тюильри. Огонь горел в течение сорока восьми часов, полностью уничтожив внутренние помещения дворца и распространившись на соседний музей. Библиотека музея и некоторые прилегающие к нему залы были разрушены, но музей был спасен усилиями парижских пожарных и музейных работников.

Третья Республика и мировые войны
Во время Третьей Республики (1870-1940) Лувр приобрел новые произведения искусства в основном за счет пожертвований и подарков. Общество друзей Лувра (основанное в 1897 году) пожертвовало Пьету Вильнев-ле-Авиньона, а в 1863 году экспедиция обнаружила скульптуру крылатой Победы Самофракии в Эгейском море. Эта вещь, хотя и сильно поврежденная, была выставлена на всеобщее обозрение с 1884 года. Коллекция из 583 предметов, подаренная Ла-КАЗ в 1869 году, включала произведения Шардена, Фрагонара, Рембрандта – например, "Вирсавия в своей ванне" – и Жиля Ватто.

Расширение музея замедлилось после Первой Мировой Войны, и коллекция не приобрела много значительных новых работ; исключение составляли "Святой Фома" Жоржа де ла Тура и "дарение барона Эдмонда де Ротшильда" (1845-1934) 1935 года в количестве 4000 гравюр, 3000 рисунков и 500 иллюстрированных книг. В начале Второй мировой войны музей вывез большую часть произведений искусства и спрятал ценные экспонаты. Когда Германия оккупировала Судетскую область, многие важные произведения искусства, такие как Мона Лиза, были временно перенесены в замок Шамбор. Когда год спустя была официально объявлена война, туда же отправили и большую часть картин музея. Избранные скульптуры, такие как крылатая победа Самофракии и Венера Милосская, были отправлены в замок Валенсе. 27 августа 1939 года, после двухдневных сборов, автоколонны начали покидать Париж. К 28 декабря музей был очищен от большинства работ, за исключением тех, которые были слишком тяжелыми и "неважными картинами, оставленными в подвале". В начале 1945 года, после освобождения Франции, искусство стало возвращаться в Лувр.

Пирамиды Большого Лувра
К 1874 году Луврский дворец приобрел свою нынешнюю форму почти прямоугольного здания с крылом Сюлли на востоке, содержащим Cour Carrée (квадратный двор) и самые старые части Лувра; а также два крыла, которые окружают Cour Napoléon, крыло Ришелье на севере и крыло Денона, которое граничит с Сеной на юге. В 1983 году президент Франции Франсуа Миттеран предложил в качестве одного из своих грандиозных проектов план реконструкции Большого Лувра и переселения Министерства финансов, разрешив выставлять экспонаты по всему зданию. Архитектор И. М. Пей был награжден проектом и предложил стеклянную пирамиду, чтобы стоять над новым входом в Главный Двор, кур Наполеон. Пирамида и ее подземный вестибюль были торжественно открыты 15 октября 1988 года, а луврская пирамида была завершена в 1989 году. Вторая фаза плана Большого Лувра-перевернутая пирамида (Pyramide Inversée) - была завершена в 1993 году. По состоянию на 2002 год число участников с момента завершения строительства удвоилось.

21 век
Луврский музей содержит более 380 000 предметов и выставляет 35 000 произведений искусства в восьми кураторских отделах площадью более 60 600 квадратных метров (652 000 квадратных футов), предназначенных для постоянной коллекции. В Лувре выставлены скульптуры, предметы искусства, картины, рисунки и археологические находки. Это самый посещаемый музей в мире, в среднем 15 000 посетителей в день, 65 процентов из которых-иностранные туристы.

 

После того как архитекторы Марио Беллини и Руди Риччотти выиграли международный конкурс на создание новых галерей исламского искусства, новый павильон площадью 3000 кв. м в конце концов открылся в 2012 году, состоящий из наземных и нижних внутренних помещений, увенчанных золотой волнистой крышей (сделанной из почти 9000 стальных труб, образующих внутреннюю паутину), которая, кажется, плавает в неоклассическом внутреннем дворе Висконти в середине южного крыла Лувра. Галереи, которые музей первоначально надеялся открыть к 2009 году, представляют собой первое крупное архитектурное вмешательство в Лувр с момента добавления стеклянной пирамиды И. М. Пея в 1989 году.

5 февраля 2015 года около ста археологов, протестуя против коммерческого частного участия в защите наследия Франции, заблокировали кассы Лувра, чтобы облегчить свободный доступ в музей. К билетной кассе было прикреплено по меньшей мере одно объявление с надписью "Бесплатный вход археологам", и несколько человек посетили музей бесплатно.

Лувр принадлежит французскому правительству, однако с 1990-х годов он стал более независимым. С 2003 года музей был обязан генерировать средства для реализации проектов. К 2006 году государственные средства сократились с 75% от общего объема бюджета до 62%. Каждый год Лувр теперь собирает столько же, сколько получает от государства, - около 122 миллионов евро. Правительство оплачивает эксплуатационные расходы (зарплату, безопасность и техническое обслуживание), а остальное – новые крылья, ремонт, приобретение – финансирует музей. Еще от 3 до 5 миллионов евро в год Лувр собирает с выставок, которые он курирует для других музеев, в то время как принимающий музей хранит деньги за билеты. Поскольку Лувр стал объектом интереса к книге "Код Да Винчи" и фильму 2006 года, основанному на этой книге, музей заработал 2,5 миллиона долларов, разрешив съемки в своих галереях. В 2008 году французское правительство выделило 180 миллионов долларов из годового бюджета Лувра в размере 350 миллионов долларов; остальная часть была получена за счет частных взносов и продажи билетов.

В Лувре работает штат из 2000 человек во главе с директором Жан-Люком Мартинесом, который подчиняется французскому Министерству культуры и коммуникаций. Мартинес заменил Анри Луаретт в апреле 2013 года. При Лойретте, сменившем Пьера Розенберга в 2001 году, Лувр претерпел политические изменения, позволившие ему одалживать и заимствовать больше произведений, чем раньше. В 2006 году она одолжила 1300 работ, что позволило ей заимствовать больше иностранных работ. С 2006 по 2009 год Лувр одолжил произведения искусства высокому Музею искусств в Атланте, штат Джорджия,и получил 6,9 миллиона долларов оплаты за реконструкцию.

В 2012 году Лувр и музеи изобразительных искусств Сан-Франциско объявили о пятилетнем сотрудничестве в области выставок, публикаций, сохранения искусства и образовательных программ. Расширение исламских художественных галерей на 98,5 миллиона евро в 2012 году получило государственное финансирование в размере 31 миллиона евро, а также 17 миллионов евро от фонда Аль-Валида бен Талала, основанного одноименным саудовским принцем. Азербайджанская Республика, эмир Кувейта, султан Омана и король Марокко Мухаммед VI пожертвовали в общей сложности 26 миллионов евро. Кроме того, открытие Лувра Абу-Даби должно обеспечить 400 миллионов евро в течение 30 лет для использования бренда музея. Лойретт пытался улучшить слабые части коллекции за счет доходов, получаемых от займов искусства, и гарантируя, что "20% приемных квитанций будут ежегодно приниматься на приобретение". Он обладает большей административной независимостью для музея и добился того, чтобы 90 процентов галерей были открыты ежедневно, в отличие от 80 процентов ранее. Он курировал создание расширенных часов и бесплатного входа в пятницу вечером, а также увеличение бюджета приобретения до 36 миллионов долларов с 4,5 миллионов долларов.

В 500-летнюю годовщину смерти Леонардо да Винчи Лувр провел самую большую в истории единственную выставку его работ - с 24 октября 2019 года по 24 февраля 2020 года. Мероприятие включало в себя более ста предметов: картины, рисунки и тетради. Были выставлены полные 11 из менее чем 20 картин, которые да Винчи завершил в своей жизни. Пять из них принадлежат Лувру, но Мона Лиза не была включена, потому что она пользуется таким большим спросом у посетителей Лувра; работа осталась выставленной в его галерее. Сальватор Мунди также не был включен, поскольку саудовский владелец не согласился перенести работу из своего тайника. Витрувианский человек, однако, был выставлен на всеобщее обозрение после успешной юридической битвы с его владельцем, галереей академии наук в Венеции.

 

Музеи-спутники

Ланс
В 2004 году французские чиновники решили построить музей-спутник на месте заброшенной угольной шахты в бывшем шахтерском городке Ланс, чтобы разгрузить переполненный парижский Лувр, увеличить общее число посещений музеев и улучшить экономику промышленного Севера. Для реализации проекта были выбраны шесть городов: Амьен, Аррас, Булонь-сюр-Мер, Кале, Ланс и Валансьен. В 2004 году премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарин выбрал Ланс для строительства нового здания-Лувра-Ланс. Японские архитекторы SANAA были выбраны для разработки проекта Ланс в 2005 году. Музейные чиновники предсказывали, что новое здание, способное принимать около 600 произведений искусства, будет привлекать до 500 000 посетителей в год, когда оно откроется в 2012 году.

Абу Даби
8 ноября 2017 года прямое продолжение Лувра, Лувр Абу-Даби, открыло свои двери для публики в городе Абу-Даби. 30-летнее соглашение, подписанное министром культуры Франции Рено Доннедье де Вабр и шейхом Султаном бен Тахнуном Аль Нахайяном, создало музей на острове Саадият в Абу-Даби в обмен на 832 000 000 евро (1,3 миллиарда долларов США). Лувр Абу-Даби, спроектированный французским архитектором Жаном Нувелем и инженерной фирмой Buro Happold, занимает площадь 24 000 квадратных метров (260 000 квадратных футов) и покрыт знаковой металлической крышей, предназначенной для того, чтобы отбрасывать лучи света, имитирующие солнечный свет, проходящий через листья финиковых пальм в оазисе. Франция согласилась ротировать от 200 до 300 произведений искусства в течение 10-летнего периода; предоставлять управленческую экспертизу; и предоставлять четыре временные выставки в год в течение 15 лет. Произведения искусства поступят из различных музеев, включая Лувр, Центр Жоржа Помпиду, музей Орсе, Версаль, музей Гиме, Музей Родена и Музей набережной Бранли.

Иран
В марте 2018 года в Тегеране была открыта выставка десятков произведений искусства и реликвий, принадлежащих французскому Лувру, в результате соглашения между президентами Ирана и Франции в 2016 году. В Лувре было выделено два отдела по древностям иранской цивилизации, и руководители этих двух отделов посетили Тегеран. На Тегеранской выставке были представлены реликвии, принадлежащие Древнему Египту, Риму и Месопотамии, а также французские королевские предметы.

Здание Национального музея Ирана было спроектировано и построено французским архитектором Андре Годаром. После своего пребывания в Тегеране выставка будет проходить в Большом музее Хорасана в Мешхеде, Северо-Восточный Иран, в июне 2018 года.

Сохранение
В 2009 году министр культуры Фредерик Миттеран утвердил план создания хранилища в 30 км к северо-западу от Парижа для хранения предметов из Лувра и двух других национальных музеев в зоне наводнения Парижа-музея набережной Бранли и Музея Орсе; позже этот план был отменен. В 2013 году его преемник Орели Филиппетти объявил, что Лувр переместит более 250 000 произведений искусства, хранящихся в подвальном помещении площадью 20 000 квадратных метров (220 000 квадратных футов) в Льеве; стоимость проекта, оцененная в € 60 млн, будет разделена между регионом (49%) и Лувром (51%). Лувр будет единственным владельцем и управляющим магазина. В июле 2015 года команда во главе с британской фирмой Rogers Stirk Harbour + Partners была выбрана для проектирования комплекса, который будет иметь заполненные светом рабочие места под одной огромной зеленой крышей.

 

Спорные приобретения

Лувр вовлечен в споры, связанные с культурными ценностями, захваченными при Наполеоне I, а также во время Второй мировой войны нацистами. Во время нацистской оккупации были украдены тысячи произведений искусства. Но после войны 61 233 предмета из более чем 150 000 конфискованных произведений искусства вернулись во Францию и были переданы в Луврский офис des Biens Privés. В 1949 году он передал 2130 невостребованных произведений искусства (включая 1 001 картину) дирекции музеев Франции, чтобы сохранить их в соответствующих условиях консервации до их реституции, а затем классифицировал их как Mnr (Musées Nationaux Recuperation или, по-английски, национальные музеи восстановленных произведений искусства). Считается, что примерно от 10 до 35% экспонатов принадлежат еврейским сполициям, и до установления их законных владельцев, которое прекратилось в конце 1960-х годов, они бессрочно регистрируются в отдельных описях из музейных коллекций.

 

Они были выставлены в 1946 году и демонстрировались публике все вместе в течение четырех лет (1950-1954), чтобы позволить законным претендентам идентифицировать их собственность, а затем хранились или выставлялись, в зависимости от их интересов, в нескольких французских музеях, включая Лувр. С 1951 по 1965 год было восстановлено около 37 единиц техники. С ноября 1996 года частично иллюстрированный каталог 1947-1949 годов был доступен в режиме онлайн и завершен. В 1997 году премьер-министр Ален Жюппе инициировал создание комиссии Маттеоли, возглавляемой Жаном Маттеоли, для расследования этого дела, и, по данным правительства, Лувр отвечает за 678 произведений искусства, все еще невостребованных их законными владельцами. В конце 1990-х годов сравнение американских военных архивов, которое раньше не проводилось, с французскими и немецкими, а также два судебных дела, которые окончательно урегулировали некоторые права наследников (семьи Джентили Ди Джузеппе и Розенберга), позволили провести более точные расследования. С 1996 года реституции, иногда по менее формальным критериям, касались еще 47 произведений искусства (26 картин, в том числе 6 из Лувра, включая выставлявшегося тогда Тьеполо), пока в 2006 году не закончились последние претензии французских владельцев и их наследников.

По словам Сержа Кларсфельда, с тех пор как произведения искусства получили полную и постоянную огласку в 1996 году, большинство французской еврейской общины, тем не менее, выступает за возвращение к нормальному французскому гражданскому правлению приобретения любого невостребованного товара после еще одного длительного периода времени и, следовательно, за их окончательную интеграцию в общее французское наследие вместо передачи их иностранным институтам, как во время Второй мировой войны.

Наполеоновские кампании приобретали итальянские предметы по договорам в качестве военных репараций, а также североевропейские предметы в качестве трофеев, а также некоторые древности, раскопанные в Египте, хотя подавляющее большинство последних было захвачено в качестве военных репараций британской армией и теперь является частью коллекций Британского музея. С другой стороны, Зодиак Дендера, как и Розеттский камень, востребован Египтом, хотя он был приобретен в 1821 году, до египетского Антиэкспортного законодательства 1835 года. Таким образом, администрация Лувра высказалась за сохранение этого предмета, несмотря на просьбы Египта о его возвращении. Музей также участвует в арбитражных заседаниях, проводимых через Комитет ЮНЕСКО по содействию возвращению культурных ценностей в страны их происхождения. Впоследствии музей вернул в 2009 году пять египетских фрагментов фресок (30 см х 15 см каждый), о существовании которых гробница происхождения была доведена до сведения властей только в 2008 году, через восемь-пять лет после их добросовестного приобретения музеем из двух частных коллекций и после необходимого соблюдения процедуры деклассирования из французских публичных коллекций перед комиссией scientifique nationale des collections des musées de France.

 

Коллекции

Луврский музей содержит около 460 000 предметов и выставляет 35 000 произведений искусства в восьми кураторских отделах.

Египетские древности
Этот отдел, насчитывающий более 50 000 экспонатов, включает в себя артефакты из нильских цивилизаций, которые датируются от 4000 года до нашей эры до 4-го века нашей эры. Эта коллекция, одна из крупнейших в мире, содержит обзор египетской жизни, охватывающей Древний Египет, Среднее Царство, Новое Царство, коптское искусство, а также Римский, Птолемеевский и византийский периоды.

Истоки департамента лежат в королевской коллекции, но он был дополнен экспедиционной поездкой Наполеона в 1798 году с Домиником Виваном, будущим директором Лувра. После того как Жан-Франсуа Шампольон перевел Розеттский камень, Карл X издал указ о создании отдела египетских древностей. Шампольон посоветовал приобрести три коллекции, сформированные Эдме-Антуаном Дюраном, Анри Солтом и Бернардино Дрове; эти дополнения добавили 7000 работ. Рост продолжился благодаря приобретениям Огюста Мариетта, основателя Египетского музея в Каире. Мариетта, после раскопок в Мемфисе, отправила обратно ящики с археологическими находками, включая сидящего писца.

Охраняемая Большим Сфинксом (около 2000 года до нашей эры), коллекция размещается в более чем 20 залах. Среди них произведения искусства, папирусные свитки, мумии, инструменты, одежда, украшения, игры, музыкальные инструменты и оружие. Фрагменты из древнего периода включают нож Гебель эль-Арак с 3400 года до нашей эры, сидящего писца и голову Царя Джедефре. Искусство Среднего царства, "известное своими золотыми работами и статуями", перешло от реализма к идеализации; примером тому может служить сланцевая статуя Аменемхатанха и деревянный подносчик подношений. Новое Царство и Коптский египетский отделы глубоки, но статуя богини Нефтиды и известняковое изображение богини Хатхор демонстрируют новое царство чувств и богатства.

 

Ближневосточные древности
Второй новейший отдел ближневосточных древностей датируется 1881 годом и представляет собой обзор ранней ближневосточной цивилизации и "первых поселений" до прихода ислама. Департамент делится на три географические области: Левант, Месопотамия (Ирак) и Персия (Иран). Развитие коллекции соответствует археологическим работам, таким как экспедиция Поля-Эмиля Ботты в Хорсабад в 1843 году и открытие дворца Саргона II. Эти находки легли в основу ассирийского музея, предшественника современного отдела.

В музее представлены экспонаты из Шумера и города Аккад, а также такие памятники, как стела принца Лагаша о стервятниках из 2450 года до нашей эры и стела, воздвигнутая Нарам-Сином, царем Аккада, чтобы отпраздновать победу над варварами в горах Загрос. Кодекс Хаммурапи длиной 2,25 метра (7,38 фута), открытый в 1901 году, наглядно демонстрирует вавилонские законы, так что ни один человек не может сослаться на их невежество. В музее также экспонируются фреска XVIII века до н. э., изображающая инвеституру Зимрилима, и статуя Эбих-Иль 25 века до н. э., найденная в древнем городе-государстве Мари.

Персидская часть Лувра содержит работы архаического периода, такие как погребальная голова и персидские лучники Дария I. Этот раздел также содержит редкие предметы из Персеполя, которые также были одолжены Британскому музею для его выставки Древней Персии в 2005 году.

Греческий, этрусский и Римский языки
В греческом, этрусском и римском отделе представлены экспонаты из Средиземноморского бассейна, датируемые периодом от неолита до VI века. Коллекция охватывает период от Кикладского периода до упадка Римской Империи. Этот отдел является одним из старейших в музее; он начинался с присвоенного королевского искусства, часть которого была приобретена при Франциске I. Первоначально коллекция была сосредоточена на мраморных скульптурах, таких как Венера Милосская. Такие произведения, как Аполлон Бельведерский, появились во время Наполеоновских войн, но эти произведения были возвращены после падения Наполеона I в 1815 году. В 19 веке Лувр приобрел работы, в том числе вазы из коллекции Дюрана, бронзовые изделия, такие как ваза Боргезе из Национальной библиотеки.

Архаичность демонстрируют такие украшения и предметы, как известняковая дама из Осера, датируемая 640 годом до нашей эры, и цилиндрическая Гера из Самоса, датируемая 570-560 годами до нашей эры. После 4-го века до нашей эры внимание к человеческой форме усилилось, примером чему может служить Гладиатор Боргезе. В Лувре хранятся шедевры эллинистической эпохи, в том числе крылатая победа Самофракии (190 г. до н. э.) и Венера Милосская, символизирующая классическое искусство. В длинной галерее Кампана выставлена выдающаяся коллекция из более чем тысячи греческих гончарных изделий. В галереях, расположенных параллельно Сене, выставлена большая часть римской скульптуры музея. Римская портретная живопись является репрезентативной для этого жанра; примеры включают портреты Агриппы и Анния Вера; среди бронз-греческий Аполлон Пьомбино.

Исламское искусство
Коллекция исламского искусства, самая новая в музее, охватывает "тринадцать веков и три континента". Эти экспонаты, включающие керамику, стекло, металлические изделия, дерево, слоновую кость, ковры, текстиль и миниатюры, включают в себя более 5000 работ и 1000 осколков. Первоначально входившая в состав отдела декоративно-прикладного искусства, она была отделена в 2003 году. Среди этих работ-Пиксид д'Аль-Мугира, шкатулка из слоновой кости 10-го века из Андалусии; Баптистерий Сен-Луи, выгравированный медный таз из мамлюкского периода 13-го или 14-го века; и плащаница Сен-Жосса 10-го века из Ирана. Сборник содержит три страницы "Шахнаме", эпическую книгу стихов Фердоуси на персидском языке и сирийскую металлическую конструкцию под названием ВАЗа Барберини. В сентябре 2019 года Принцесса Ламия бинт Маджед Аль-Сауд открыла новый и усовершенствованный отдел исламского искусства. Новый отдел экспонирует 3000 экспонатов, собранных из Испании в Индию через Аравийский полуостров в период с 7-го по 19-й века.

Скульптура

Отдел скульптуры включает в себя работы, созданные до 1850 года, которые не относятся к этрусскому, греческому и Римскому отделам. Лувр был хранилищем скульптурного материала с тех пор, как он стал дворцом; однако до 1824 года здесь демонстрировалась только древняя архитектура, за исключением умирающего раба Микеланджело и мятежного раба. Первоначально коллекция включала всего 100 экспонатов, остальная часть королевской скульптурной коллекции находилась в Версале. Он оставался небольшим до 1847 года, когда Леон Лаборд получил контроль над департаментом. Лаборд разработал раздел Средневековья и приобрел первые такие статуи и скульптуры в коллекции, Король Хильдеберт и дверь Станга, соответственно. Коллекция была частью Департамента древностей, но получила автономию в 1871 году под руководством Луи Куражо, директора, который организовал более широкое представительство французских работ. В 1986 году все работы после 1850 года были перенесены в новый Музей Орсе. Проект Большого Лувра разделил отдел на два выставочных пространства: французское собрание экспонируется в крыле Ришелье, а иностранные работы-в крыле Денона.

Обзор коллекции французской скульптуры содержит романские произведения, такие как Даниил 11-го века в логове Львов и Дева Овернская 12-го века. В XVI веке влияние Ренессанса заставило французскую скульптуру стать более сдержанной, как это видно на барельефах Жана Гужона и Жермена пилона "Сошествие с креста" и "Воскресение Христа". 17-й и 18-й века представлены бюстом кардинала Ришелье Джан Лоренцо Бернини 1640-1640 годов, женскими купаниями Этьена Мориса Фальконе и обелисками Амура менасана, а также обелисками Франсуа Ангье. Среди неоклассических работ - "Психея, оживленная поцелуем Купидона" Антонио Кановы (1787). 18-й и 19-й века представлены французским скульптором Альфредом Барье.

Декоративное искусство
Коллекция предметов искусства охватывает период от Средневековья до середины 19 века. Департамент начинался как подмножество отдела скульптуры, основанного на королевской собственности и передаче работ из базилики Сен-Дени, места захоронения французских монархов, которые держали Коронационный меч королей Франции. Среди подающих надежды коллекционных работ наиболее ценными были вазы и бронзы Пьетре Дюре. Приобретенная в 1825 году коллекция Дюрана пополнилась "керамикой, эмалями и витражами", и 800 экземпляров были подарены Пьером Ревуалем. Наступление романтизма возродило интерес к ренессансным и средневековым произведениям искусства,и пожертвование Sauvageot расширило отдел с 1500 работами среднего возраста и фаянса. В 1862 году коллекция Кампаны пополнилась золотыми украшениями и майоликами, в основном из 15-го и 16-го веков.

Эти работы выставлены на первом этаже Ришельевского крыла и в галерее "Аполлон", названной художником Шарлем Ле Брюном, которому Людовик XIV (Король-Солнце) поручил украсить пространство в Солнечной тематике. Средневековая коллекция содержит коронационную корону Людовика XIV, скипетр Карла V и порфировую вазу XII века. Среди произведений искусства эпохи Возрождения-бронзовый Несс Джамболоньи и Дейанира, а также гобелен "охота Максимилиана". Из более поздних периодов можно отметить коллекцию Севрских ВАЗ мадам де Помпадур и апартаменты Наполеона III.

В сентябре 2000 года Лувр посвятил галерее Гилберта Шагури и Роз-Мари Шагури гобелены, подаренные Чагури, в том числе шестисоставную гобеленовую сюиту XVI века, сшитую золотыми и серебряными нитями, изображающими морских божеств, которая была заказана в Париже для Кольбера де Сеньле, государственного секретаря по Военно-Морскому Флоту.

Картина
Коллекция живописи насчитывает более 7500 работ с 13-го века по 1848 год и управляется 12 кураторами, которые наблюдают за выставкой коллекции. Почти две трети из них принадлежат французским художникам, а более 1200-североевропейским. Итальянские картины составляют большую часть остатков коллекций Франциска I и Людовика XIV, другие-это невозвращенные произведения искусства эпохи Наполеона, а некоторые были куплены. Коллекция началась с Франциска, который приобрел работы итальянских мастеров, таких как Рафаэль и Микеланджело, и привел Леонардо да Винчи к своему двору. После Французской революции королевская коллекция образовала ядро Лувра. Когда в 1986 году железнодорожный вокзал д'Орсе был преобразован в музей Д'Орсе, коллекция была разделена, и части, завершенные после революции 1848 года, были перемещены в новый музей. Французские и североевропейские работы находятся в крыле Ришелье и кур-Карре; испанские и итальянские картины находятся на первом этаже крыла Денона.

 

Примером французской школы являются ранняя Авиньонская Пьета Энгеррана Квартона; анонимная картина короля Жана Ле Бона (около 1360 года), возможно, самый старый независимый портрет в западной живописи, сохранившийся с постклассической эпохи; "Людовик XIV" Гиацинта Риго; "Коронация Наполеона" Жака-Луи Давида; "Плот Медузы" Теодора Жерико; "Свобода, ведущая народ" Эжена Делакруа. Здесь хорошо представлены Николя Пуссен, братья Ле Наин, Филипп де Шампань, Ле Брюн, Ла Тур, Ватто, Фрагонар, Энгр, Коро и Делакруа.

Среди североевропейских произведений - "Кружевница и астроном" Иоганна Вермеера, "Древо Ворон" Каспара Давида Фридриха, "ужин в Эммаусе" Рембрандта, "Вирсавия в своей бане" и "заколотый бык".

Примечательны итальянские владения, особенно коллекция эпохи Возрождения. Среди работ Андреа Мантеньи и Кальвариса Джованни Беллини, которые отражают реализм и детализацию, "предназначенные для изображения значительных событий большого духовного мира". Коллекция высокого Ренессанса включает в себя Мону Лизу Леонардо да Винчи, девственницу и ребенка со Святой Анной, Святого Иоанна Крестителя и Мадонну со скал. Караваджо представлен гадалкой и смертью Девы Марии. Начиная с Венеции 16-го века, в Лувре выставлены работы Тициана "Le Concert Champetre", "погребение" и "коронация шипами".

Коллекция Ла-Каза, завещанная музею Лувра в 1869 году Луи Ла-Каз, была самым крупным вкладом человека в историю Лувра. Ла-Каз передал музею 584 картины из своей личной коллекции. Завещание включало в себя комедию Антуана Ватто "игрок дель арте Пьеро"("Жиль"). В 2007 году это завещание стало темой выставки " 1869 год: Ватто, Шарден... entrent au Louvre. La collection La Caze".

Некоторые из наиболее известных картин музея были оцифрованы французским центром исследований и реставрации музеев Франции.

Принты и рисунки
Отдел печати и чертежей включает в себя работы на бумаге. Источником коллекции стали 8600 работ из Королевской коллекции (Cabinet du Roi), которые были увеличены за счет государственных ассигнований, покупок, таких как 1200 работ из коллекции Филлипо Бальдинуччи в 1806 году, и пожертвований. Департамент открылся 5 августа 1797 года, и в галерее Д'Аполлон было выставлено 415 экспонатов. Коллекция состоит из трех разделов: основной кабинет дю Руа, 14 000 королевских медных печатных форм и пожертвования Эдмона де Ротшильда, которые включают 40 000 гравюр, 3000 рисунков и 5000 иллюстрированных книг. В павильоне Флор выставлены запасы; из-за хрупкости бумажного носителя одновременно выставляется только часть.

Расположение, доступ и удобства
Музей находится в центре Парижа на правом берегу, в 1-м округе. Он был домом для бывшего дворца Тюильри, который закрывал западную часть входного двора Лувра, но был сильно поврежден пожаром во время Парижской коммуны 1871 года и позже разрушен. Соседние сады Тюильри, созданные в 1564 году Екатериной Медичи, были спроектированы в 1664 году Андре Ле Нотром. В садах находится Национальная галерея современного искусства, которая использовалась для хранения конфискованных еврейских культурных ценностей во время немецкой оккупации Франции с 1940 по 1944 год. Параллельно с Jeu de Paume находится оранжерея, где хранятся знаменитые картины Клода Моне "Водяные лилии".

Лувр находится немного в стороне от исторической оси (Axe historique), примерно восьмикилометровой (пятимильной) архитектурной линии, разделяющей город пополам. Она начинается на Востоке во внутреннем дворе Лувра и тянется на запад вдоль Елисейских полей. В 1871 году сожжение дворца Тюильри Парижской Коммуной показало, что Лувр был слегка перекошен топором, несмотря на прошлые проявления обратного. До Лувра можно добраться на метро Palais Royal – Musée du Louvre или на вокзалах Лувр-Риволи.

Лувр имеет три входа: главный вход в пирамиде, вход из подземного торгового центра Carrousel du Louvre и вход в Porte des Lions (около западного конца крыла Денон).

Под главным входом в музей находится торговый центр Carrousel du Louvre, управляемый компанией Unibail-Rodamco. Среди других магазинов здесь есть первый Apple Store во Франции и ресторан Mcdonald's, наличие которого вызвало споры.

Использование камер и видеомагнитофонов разрешено внутри, но съемка со вспышкой запрещена.