Монсегюр - коммуна в отделе Арьеге на
юго-западе Франции. Монсегюр или Защищенная Гора славится своим
укреплением - Шато-де-Монцегур, который был известен как один из
последних цитаделей катаров. Хотя нынешняя крепость стоит на месте
замка Катаров, самое здание относится к более позднему
периоду. Монсегюр был включен в список исторических памятников французским
министерством культуры с 1862 года.
Самые ранние признаки
поселения в этом районе относятся ко времени неандертальцев, около
80 000 лет назад. Доказательства римской оккупации, такие как
римские монеты и инструменты, также были найдены в и вокруг горы.
Название «Монсегюр» происходит от латинских mons securus
(«безопасный или защищенный холм»), которые превратились в Монсегюр. В конце 1204 года замок
Монсегюр был укреплен,
чтобы охранять южную границу.
В средние века регион Монсегюр
управлялся графами Тулузы, виконтами Каркассон и, наконец, графами
Фуа. В 1243-44 годах, в конце Альбигойского крестового похода,
катары (религиозная секта, считающаяся еретической католической
церковью), которые искали убежища в крепости Монсегюр, были осаждены
армией из 10,000 солдатов. В марте 1244 года катары, наконец,
сдались. Примерно
244 из них были сожжены в массовом в костре у подножия горы, когда они
отказались отречься от своей веры. Инквизиторы сохранили их допросы и
включали имена многих, которые погибли в кострах 16 марта. Эти имена также отображаются в музее в деревне
Монсегюр.
Замок расположен на самой высокой точке горы, с которой открывается вид на деревню Монсегюр, на высоте 1207 метров над Пэи д'Ольм.
Замок Монсегюр был построен на месте старого замка по просьбе Раймона
де Перейя, который до осады 1244 года был местом жительства катаров и
файдитов. Он был частично восстановлен после капитуляции катаров в 1244
году семьей нового лорда этого места Ги II де Леви.
Замок на
нынешнем месте пережил три основные эпохи, в течение которых крепость
постепенно преобразовывалась.
Первая крепость, о которой сообщают
в двенадцатом веке, была возведена на вершине горы, также называемой
пог. Пог - это вольная интерпретация Наполеоном Пейра арьежской формы
окситанского слова puèg / puòg, от латинского pŏdĭum, означающего
«возвышение», puech в Ниме или даже puy в другом месте во Франции, для
обозначения горы в форма монсегюрской сахарной головы. Эта версия сейчас
общепринята, но исключительно в пользу Монсегюра.
Мало что
известно об этой первой крепости, за исключением того, что она лежала в
руинах около 1204 года, когда под руководством Раймонда де Перейя была
построена укрепленная деревня катаров. Это укрепленная деревня или
каструм, которому археологи дали имя «Монтсегюр II».
Оборонительное устройство этой крепости почти не отличалось от того,
что мы знаем сегодня. Сам каструм включал в себя укрепленную резиденцию
лорда мест Раймона де Перейля, кастеллум или кастель на окситанском
языке (который в конце концов был слегка восстановлен домом Леви в 14
веке для строительства часовни для капеллана и в церкви). 16 век:
построена перемычка арки) и деревня катаров того времени, окруженная
укрепленным ограждением. Со стороны нынешней дороги стояли три
оборонительные стены, первая из которых находилась на уровне нынешней
стойки для посещения замка. На другой стороне пога, примерно в 800
метрах, стояла сторожевая башня (у Рок называлась «Ла Тор», «башня»),
возвышавшаяся над 80-метровой скалой. Вход в каструм, выходящий на эту
сторожевую башню, защищал барбакан. Внутри ограды крепости образовалась
деревня, от которой сохранились только террасы на северо-западе от
нынешнего замка. На последнем расположены фундаменты нескольких жилых
помещений, лестницы для сообщения между террасами, цистерна вместимостью
50 м3 и силос.
В Монсегюре проживала большая община катаров. В
1215 году Латеранский собор назвал крепость логовом еретиков. В 1229
году роль Монсегюра как убежища для катарской церкви была подтверждена
после Мо-Парижского договора. С 1232 года эта роль продолжает расти. В
то же время замок также приветствовал рыцарей Файдит, лишившихся своих
земель по договору Мо в 1229 году. Среди последних был Пьер-Роже де
Мирепуа, двоюродный брат и зять Раймона де Перейя и военный магистр
Монсегюра. .
Повседневная жизнь катаров была там насыщенной,
несмотря (или благодаря) на изоляцию. Согласно археологическим находкам,
основу пищи катаров составляли злаки, выращенные на месте и особенно в
долине. Были также кости волов, овец, оленей, кабанов, гусей, кур и
фрагменты рыбьих костей. Мясо приходилось солить и/или коптить для его
консервации, потому что оно оставалось в изобилии и постоянно в запасах
крепости.
Катары, обосновавшиеся в замке, не только медитировали
или занимались религиозными упражнениями, они также вели материальную, а
иногда и коммерческую деятельность, в дополнение к пастырской и
сельскохозяйственной жизни. Например, шили одежду из овечьей шерсти или
шкур животных, производили красители (растительные и минеральные).
Многие инструменты и украшения изготавливались на месте, в замковой
кузнице: нательные кресты, ножницы, подвески, щипцы (для удаления заноз
и шипов), кольца, туалетные принадлежности, предметы культа и т. д. Но
также свинцовые металлы, которые позволили распознать группы катаров
между ними, чтобы участвовать в тайных встречах.
Однако Монсегюр
остается оплотом, что позволяет предположить, что некоторые из его
жителей не были монахами-катарами; найденные на месте кости этого
времени доказывают, что не все жители были вегетарианцами.
Принципиального различия между совершенными и простыми верующими также
не было, так как каждый из них принимал участие в повседневной жизни
крепости (и деревни внизу).
Можно предположить, что кладбище
стояло как бы в стороне от каструма, наиболее вероятно, что место
захоронения, вероятно, находилось на пересечении двух дорожек (Монферрье
Лавелане) на дне ямы.
Все, что следует из географического
положения этого места, из писаний и безжалостности капетингов против
Монсегюра с 1244 года, позволяет предположить, что это была если не
столица, то, по крайней мере, оплот катаров в Окситании.
В первой половине 13 века крепость выдержала не менее четырех осад
крестоносцев, только одна из которых была успешной:
Ги де Монфор
сделал первую попытку в 1212 году;
Симон IV де Монфор, его брат,
руководил вторым в 1213 году;
в июле 1241 г. Раймунд VII Тулузский по
приказу Людовика IX начал осаду, которую снял, даже не предприняв
штурма;
последнее, начавшееся в мае 1243 года, было делом рук Гуга де
Арси, сенешаля Каркассона.
В ночь с 28 на 29 мая 1242 года
инквизиторы были убиты в Авиньоне примерно шестьюдесятью мужчинами из
гарнизона Монсегюра. Сенешаль Каркассона и архиепископ Нарбонны Пьер
Амиэль несут ответственность за осаду крепости по приказу Бланки
Кастильской и Людовика IX. В мае 1243 года крестоносцы численностью
около 6000 человек окружили Монсегюр; гарнизон Монсегюра оценивается в
семьдесят человек: около пятнадцати всадников, пеших и артиллеристов.
Несмотря на подавляющее численное превосходство, нападавшие не
смогли занять место и состоялась осада. В начале зимы 1243 года горстке
«горцев» удалось после дерзкого ночного восхождения завладеть сторожевой
башней. Затем был перевезен и установлен требушет, который безжалостно
обстреливал позиции осажденных, о чем свидетельствует множество
вырезанных на месте каменных шаров (от 23 до 78 кг), найденных на месте.
Примерно через месяц, возможно, в результате предательства местных,
барбакан попал в руки нападавших.
Последняя атака, предпринятая в
феврале, была отбита, но осажденные остались очень слабыми.
1 марта 1244 года Пьер-Роже де Мирпуа был вынужден вести переговоры о
сдаче крепости после десятимесячной блокады. Условия были следующими:
будут сохранены жизни солдат и мирян;
совершенные, отвергающие свою
веру, будут спасены;
двухнедельное перемирие предоставляется катарам,
желающим подготовиться и совершить последние обряды.
16 марта
крепость вновь открылась. Все катары, отказавшиеся отречься от своей
веры, погибли на костре, воздвигнутом для немногим более двухсот жертв,
включая жену, трех дочерей и свекровь Раймона де Перейля: они
принадлежали тем, кто защищал их в течение десяти месяцев, идеальные из
Монсегюра были заперты в ограде, приготовленной у подножия горы, а затем
крестоносцы подожгли сваленные там хвороста. Всего в огне погибло двести
двадцать мужчин, женщин и молодая девушка (все «добровольцы»; молодые
люди были отговорены родителями от присоединения к ним…). Среди них
принесли в жертву солдат гарнизона, не пожелавших их бросить.
Сообщалось, что некоторые из них пели.
Для некоторых кол должен
был быть установлен в 200 метрах от каструма в «Кэмп-дельс-Крематс»
(выжженное поле), где впоследствии современное Общество памяти и
исследований катаров установило стелу. На стеле надпись: «Als catars,
als martirs del pur amor crestian. 16 марта 1244 года». Для других
фактическое место ставки было размещено на холме над автостоянкой справа
от перевала на пути к Монферрье. По словам Ива Досса, о «костре
Монсегюра» ходят легенды: по словам этого автора, катары, арестованные в
Монсегюре, были доставлены в Брам, где их допросила инквизиция, а затем
подожгли. С другой стороны, в Citadelles du Vertige (Тулуза, Приват,
1966) Мишель Рокебер делает ставку на Монсегюр на «прат-дас-краматс».
Из 220 расстрелянных 16 марта можно опознать 64, список которых
приводится ниже.
Раймонд Агулер, дьякон Сабартеса, затем епископ
Разеса
Гильельме Айкард
Понс Айс, мельник из Муассака
Пьер Арро
Бернар де Овезин
Раймонда Бирд
Раймонд Белвисский, арбалетчик
Арно де Бенса, сержант
Этьен Бутарра, сержант
Брезильак де
Кайлавель, Файдит Найт
Понс-Капель
Гирод де Караман, шателен де
Караман
Арно де Касс, рыцарь-соправитель Касса (Од)
Кламенс
Жан
де Комбель
Саисса дю Конго
Раймонда де Кюк
Гийом Дежан, дьякон
Гийом Дельпеш де Фанжо
Арно Домерг, сержант
Бруна, жена Арно
Домерг
Риксенде Донат
Индия Фанжо
Гийом Гарнье, пастух, затем
сержант
Арно-Раймонд Го, рыцарь Сореза
Бернар Гильем
Корба Уно
де Ланта, жена Раймона де Перейля
Маркезия Уно де Ланта (маркез де
Фуркево), дворянка Лораге, свекровь Раймона де Перейля
Стивен и...
Раймонд Изарн, братья из Les Casses
Гийом д'Иссю, рыцарь де Монгайяр
Джон Лагард
Бруна де Лаиль
Гийом де Лаиль, рыцарь, брат Бруны
Лиму
Раймон де Марсель, рыцарь Лорака
Бертран Мартин
Гильельме
д'Эн-Марти, пекарь
Камень Мас
Морин, отлично
Брейда Монтсервера
Арсенд-Нарбонн
Понс-Нарбонна
Гийом Нарбонн
Раймон де Ньор,
семья Ньор
Арно д'Орлиак
Эсклармонд де Перей, дочь Раймона де
Перейя
Человек, совершенный
Гийом Расер, идеально
Гийом Разуль,
идеально
Джон Рей
Пьер Робер, идеально
Пьер Робер, купец
Мирепуа
Мартин Роланд
Раймон Сен-Мартен
Бернар де Сен-Мартен,
рыцарь
Пьер Сирвен
Тапарель, идеально
Риксенде де Телле
Арно
Теули де Лиму
Раймон де Тонбуи
Эрменгард д'Уссат
Азалайс
Расейр: ее отвезли в Брам, ее родную деревню, где ее сожгли.
изготовитель кошельков, упомянутый как присутствующий 13 марта; он,
должно быть, был сожжен 16-го
После захвата каструма в 1244 году владение погом вернулось к Ги II де Леви, маршалу веры и сеньору Мирепуа после договора 1229 года. Остатки деревни катаров и внешнего укрепленного ограждения были разрушены. Castellum был отремонтирован, чтобы разместить там гарнизон из примерно тридцати человек, которые оставались там до Пиренейского договора в 17 веке. Сегодня видны руины этого сооружения, получившего название Монсегюр III.
Замок был классифицирован как исторический памятник в 1862 году, а
пуог, на котором он расположен, присоединился к этой классификации в
1883 году. Археологические остатки и линии обороны были классифицированы
в 1989 году.
С тех пор сайт не переставал разжигать воображение
до такой степени, что многие, не колеблясь, искали puòg на личной основе
из-за мифов, возникших вокруг сайта.
Как это ни парадоксально,
кампания по реставрации замка, начатая в 1947 году, замедлила эту
деградацию и в то же время стерла некоторые археологические улики. Эта
реставрация побудила спелеологическое исследование горы под руководством
спелеологического общества Арьежа. Последнее привело в 1964 году к
эксгумации захоронения в «avenc du trebuchet».
В 1968 году была
основана группа археологических исследований Монсегюра и его
окрестностей (G.R.A.M.E). Последний уже провел несколько раскопок на
этом месте.
Следует отметить, что историки признают в нынешних
руинах в качестве единицы измерения английскую трость явно позднее.
Следует отметить, что со стороны, обращенной к нападению, замок имеет
защитную стену толщиной 4,20 м. Эта стена, более толстая и высокая, чем
остальные стены, защищала остальные постройки.
Просьба о прощении и милосердии состоялась во время церемонии под
председательством Жана-Марка Эйшенна, епископа Памьера, Кузерана и
Мирпуа, в воскресенье, 16 октября 2016 года16. Эта инициатива была
осуществлена в 2016 году по желанию Папы Франциска Год Милосердия.
Выдержка из произнесенной речи:
Прости и попроси прощения!
Когда
мы благодарим Бога, Который в Своей милосердной любви
пробудил в
Церкви чудесный урожай святости, миссионерского рвения,
полное
посвящение Христу и ближнему,
мы не можем не признать неверности
Евангелию, совершенной некоторыми из наших братьев,
особенно во
втором тысячелетии.
Попросим прощения за возникшие между христианами
разделения,
за насилие, к которому некоторые из них прибегли во имя
истины,
и за отношение недоверия и враждебности, иногда проявляемое к
последователям других религий
По списку 1862 г. классифицируются:
развалины замка.
Классифицируются указом от 3 марта 1989 г.:
археологические находки
на Пог-де-Монтсегюр, состоящие из деревни у подножия замка, линий
обороны, расположенных на северном и южном склонах, наблюдательного
пункта в Рок-де-ла-Тур.
Мифы вокруг Монсегюра
Мы обязаны
Наполеону Пейра из Арьежа около 1870 года восторженным повторным
открытием Монсегюра; и его вдохновленному перу - романтическая
атмосфера, которая с тех пор населяла это место. Настолько, что и
сегодня для определенной публики сложно признать, что храм Параклета —
это всего лишь небольшой французский замок 13 века. Кроме того, легенда
утверждает, что Монсегюр был местом убежища для последних тамплиеров
после подавления ордена папой Климентом V.
Каждый год в день зимнего солнцестояния первый луч солнца на горизонте пересекает всю длину замка, а в день летнего солнцестояния он пересекает четыре арки подземелья на северо-западе с точностью до миллиметра, а некоторые вызывают зороастрийский культ. Аналогичное явление наблюдается в Quéribus.
Считается, что в Монсегюре хранились богатые сокровища катарской
церкви. Об этом предполагаемом сокровище мы знаем очень мало. Два факта
подпитывают предположения об этом сокровище.
Первый — побег
верхом на коне совершенного Матье и дьякона Бонне около Рождества 1243
года, увозящего с собой «золото и серебро и большое количество монет».
Считается, что это сокровище прибыло в Италию в Кремону, место в Италии,
где проживала другая важная община катаров. Это предположение
подкрепляется доказанной эпистолярной перепиской между двумя общинами.
Второе сокровище должно было быть спасено во время перемирия в марте
1244 года, поскольку сообщается, что четыре человека бежали из Монсегюра
с грузом. Историки предполагают, что это сокровище объединило множество
еретических текстов, хранившихся Совершенными в крепости.
Монсегюр считался замком Грааля. Грааль был бы одним из сокровищ
катарской церкви: чаша, в которую Иосиф Аримафейский собирал кровь
Христа на горе Голгофе, или изумруд, упавший с короны Люцифера во время
падения ангелы. Немец Отто Ран был рьяным мастером этого мифа,
вдохновленным ученым из Усса-ле-Бена Антонином Гадалем. Другая традиция
гласит, что Грааль всегда будет заперт внутри горы Монсегюр.
Отто
Ран изучал историю катаров и был увлечен этим богатым «легендами»
Лангедоком. В 1932 году он поселился в небольшом курортном городке
Усса-ле-Бен в отеле Les Marronniers, которым занял должность
управляющего. Благодаря поэтическим теориям Антонина Гадала он написал
«Крестовый поход против Грааля», который после первого эссе Наполеона
Пейра о Монсегюре активно участвовал в возрождении интереса к Окситании.
Тезисы Отто Рана были серьезно деконструированы и опровергнуты, в
частности, кропотливой работой бретонского историка Жана Маркале в
«Montségur et l'énigme cathare» (1986).
Жерар Баву, Носитель света, Пигмалион, 1996.
Анри Гуго,
Экспедиция, Editions du Seuil, 1991.
Мишель Пейрамаур, Страсть
катаров, Роберт Лаффон, 1999.
Антуан, Пьер, Мари, герцог Леви Мирпуа,
Монсегюр, Альбен Мишель, 1924 год.
Эрве Ганьон, «Проклятые»,
Hurtubise, 2010, France-Loisirs, 2011.
Х.-Б. Лепринс, Девятый
крестовый поход (Фантастический поиск 2), Эльзас, 1956 (коллекция Signe
de Piste).
Арно Делаланд, Церковь Сатаны (роман о катарах), France
Loisirs, 2002.
Джакометти-Равенн, Триумф тьмы, Мягкая обложка, 2019.
Жан д'Айон, Монсегюр 120119, я читаю, 2012.
Дети Грааля Питера
Берлинга (3 тома), мягкая обложка, 1991–1995 гг.
Осада Монсегюра и последовавший за ней поджог «Кэмп-дельс-Краматс»
вдохновили различных артистов и группы, в том числе известную
хэви-метал-группу Iron Maiden, которая включила эту песню в альбом Dance
of Death. Но главное произведение, посвященное замку Арьеж, — это песня,
посвященная ему окситанским поэтом и певцом Клодом Марти в 1970-х годах,
а также первый компакт-диск Era, посвященный катарам.
В 2003 году
Максим Олио написал симфоническую поэму для тромбона соло и концертного
оркестра под названием Montségur, la Tragédie Cathare.
Клод
Нугаро вспоминает замок Монсегюр в своей песне Gloria из альбома Femmes
et Famines, выпущенного в 1975 году.
В 2018 году команда программы Secrets d'Histoire сняла несколько
эпизодов в замке в рамках выпуска, посвященного Бланш де Кастиль, под
названием «Бланш де Кастилия, la reine mère a du characte...», который
транслировался 5 июля 2018 года на канале Франция 2.
Клип на
Ameno, флагман группы Era, снимался в замке Монсегюр.
Туристический офис Монсегюр организует экскурсии по замку с февраля по декабрь (кроме плохой погоды). Доступ к замку осуществляется по горной тропе (недоступной для инвалидов) с прогулкой около двадцати минут.
В книге посвящения в ролевую игру Nephilim предлагаемый сценарий
частично происходит в замке Монсегюр.
В сценарии The Cathar
Heresy ролевой игры Vampire: The Dark Ages, опубликованной Arkhane
Asylum, действие главы III происходит в Монсегюре во время осады 1244
года.