Собор Нотр-Дам-де-ла-Гард (Марсель), Франция

 

Описание

7:00-19:00. Вход свободный.. Одежда должна быть скромной.

Нотр-Дам-де-ла-Гард (Notre Dame de la Garde) (буквально: Богоматерь-защитница), известная среди местных жителей как la Bonne Mère (по-французски «Добрая мать»), является католической базиликой в ​​Марселе, Франция, и самым известным символом города. . Место популярного паломничества в День Успения, это было самое посещаемое место в Марселе. Он был построен на фундаменте древнего форта в самой высокой естественной точке Марселя, выступающего известняка высотой 149 м (489 футов) на южной стороне Старого порта Марселя.

Строительство базилики началось в 1853 году и продолжалось более сорока лет. Первоначально он был расширением средневековой часовни, но был преобразован в новое строение по просьбе отца Бернара, капеллана. Планы были сделаны и разработаны архитектором Анри-Жаком Эсперандье. Она была освящена в незавершенном виде 5 июня 1864 года. Базилика состоит из нижней церкви или склепа в романском стиле, высеченной в скале, и верхней церкви в неовизантийском стиле, украшенной мозаикой. Квадратная колокольня площадью 41 м (135 футов), увенчанная колокольней высотой 12,5 м (41 фут), поддерживает монументальную статую Мадонны с младенцем высотой 11,2 м (37 футов), сделанную из меди, позолоченной сусальным золотом.

Обширная реставрация с 2001 по 2008 год включала работу над мозаикой, поврежденной свечным дымом, зеленым известняком из Гонфолины, подвергшимся коррозии в результате загрязнения, и каменной кладкой, в которую попали пули во время Освобождения Франции. Реставрация мозаик была поручена марсельскому художнику Мишелю Патрицио, рабочие которого прошли обучение во Фриули, к северу от Венеции, Италия. Плитки были поставлены мастерской в ​​Венеции, которая изготовила оригиналы.

 

История

Скалистый выступ, на котором будет построена базилика, представляет собой пик ургонского известняка, относящийся к барремскому периоду и возвышающийся на 162 метра. Благодаря своей высоте и близости к берегу холм стал важным опорным пунктом и смотровой площадкой, а также ориентиром для плавания. В 1302 году Карл II Анжуйский приказал одному из своих министров установить маяки вдоль средиземноморского побережья Прованса. Одним из таких маяков был холм Нотр-Дам-де-ла-Гард.

Первая часовня
В 1214 году мэтр (мастер) Пьер, священник Марселя, был вдохновлен построить часовню, посвященную Деве Марии, на холме, известном как Ла-Гард, который принадлежал аббатству Сен-Виктор. Аббат разрешил ему посадить виноград, возделывать сад и построить часовню. Часовня, построенная четыре года спустя, фигурирует в папской булле от 18 июня 1218 года Папы Гонория III, в которой перечислены владения аббатства. После смерти мэтра Пьера в 1256 году Нотр-Дам-де-ла-Гард стал монастырем. Настоятель святилища также был одним из четырех клаустральных настоятелей Сен-Виктора.

Со времени основания часовни сохранившиеся завещания свидетельствуют о завещаниях в ее пользу. Кроме того, моряки, пережившие кораблекрушения, поблагодарили и передали бывшие голоса Нотр-Дам-де-Мор в церкви Нотр-Дам-дю-Мон. К концу 16 века вместо этого они стали ходить в Нотр-Дам-де-ла-Гард.

Первая часовня была заменена в начале 15 века более крупным зданием с богато оборудованной часовней, посвященной Святому Гавриилу.

Форт и место поклонения с 16 по 18 века
Карл II Анжуйский упомянул сторожевой пост в 15 веке, но нынешняя базилика была построена на фундаменте форта 16 века, возведенного Франциском I Французским для сопротивления осаде Марселя в 1536 году императором Карлом V во время Итальянская война 1536–1538 гг.

Визит Франциска I
3 января 1516 года Луиза Савойская, мать Франциска I Французского, и его жена, королева Франции Клод, дочь Людовика XII, отправились на юг Франции, чтобы встретить молодого короля, сразу после его победы при Мариньяне. . 7 января 1516 года они посетили святилище. 22 января 1516 года Франциск также сопровождал их в часовню.

Король отметил во время своего визита, что Марсель плохо защищен. Необходимость укрепления его обороны стала еще более очевидной в 1524 году после того, как констебль Карл III, герцог Бурбонский и император Карл Квинт осадили город и почти взяли его. Франциск I построил два форта: один на острове Иф, который стал знаменитым замком Иф, другой на вершине Ла-Гард, в который входила часовня. Это единственный известный пример военного форта, разделяющего пространство с святилищем, открытым для публики.

Замок Иф был закончен в 1531 году, а Нотр-Дам-де-ла-Гард не был завершен до 1536 года, когда он использовался для отражения войск Карла Квинта. Он был построен с использованием камня с мыса Курон, а также материалов из зданий за пределами валов разрушенного города, чтобы они не давали убежища вражеским войскам. Среди них был монастырь братьев Минёр, где был похоронен Людовик Тулузский, недалеко от Кур Белсунс и Кур Сен-Луи.

Форт представлял собой треугольник с двумя сторонами примерно 75 метров и третьей 35 метров. Этот довольно скромный форт по-прежнему виден на отроге к западу от базилики, которая была восстановлена ​​в 1993 году до своего первоначального состояния, когда в 1930 году была снесена сторожевая башня.

Над дверью можно увидеть очень поврежденный герб Франциска I, герб Франции, три геральдические лилии с саламандрой внизу. Рядом, справа, круглый камень, выветренный временем, когда-то изображавший агнца апостола Иоанна со знаменем.

Войны религии
В 1585 году Юбер де Гард де Вин, глава Католической лиги Прованса, стремился захватить Марсель и объединить силы с Луи де ла Моттом Дарьесом, вторым консулом Марселя, и Клодом Бонифасом, капитаном района Бланкери. В ночь на 9 апреля 1585 года Дарье занял Ла-Гард, откуда его орудия могли вести огонь по городу. Но нападение на Марсель провалилось, что привело к казни Дарьеса и его сообщника Бонифация.

В 1591 году Чарльз Эммануэль, герцог Савойский, попытался захватить аббатство Сен-Виктор, крепость недалеко от порта. Он поручил Пьеру Бону, барону де Мелону, губернатору Нотр-Дам-де-ла-Гард, захватить аббатство. 16 ноября 1591 года Меолхон сделал это, но был быстро возвращен Шарлем де Казауксом, первым консулом Марселя. в 1594 году. Он послал двух священников, Трабука и Кабота, отслужить мессу в часовне. Трабук надел под рясу доспехи и после церемонии убил капитана форта. Шарль де Казаулкс завладел им и назначил губернатором своего сына Фабио. После убийства Шарля де Казауля 17 февраля 1596 года Пьером де Либерта Фабио был изгнан из форта собственными солдатами.

 

Последний королевский визит
Находясь в Марселе 9 ноября 1622 года, Людовик XIII ехал, несмотря на дождь, в Нотр-Дам-де-ла-Гард. Его принял губернатор форта Антуан де Буайе, сеньор Бандоль. Когда последний умер 29 июня 1642 года, Жорж де Скюдери, в основном известный как писатель, был назначен губернатором, но он не занимал свой пост до декабря 1644 года.

Там его сопровождала его сестра Мадлен де Скюдери, писательница, которая давала в своих письмах множество описаний местности, а также различных праздников и церемоний. «В прошлую пятницу… вы могли видеть цитадель, с ног до головы покрытую десятью или более флагами, качающиеся колокола на нашей башне и замечательную процессию, возвращающуюся к замку. Статуя Нотр-Дам де ла Гард, держащая в себе В левой руке обнаженное дитя, а в правой руке букет цветов несли восемь босых кающихся, одетых, как призраки».

Жорж де Скюдери презирал форт и предпочитал жить на площади Ленш, аристократическом квартале того времени. Управление фортом было поручено простому сержанту по имени Николас.

В деле Казе 1650 года губернатор Прованса граф Але выступил против парламента Прованса во Фронде и хотел подавить восстание в Марселе. Поскольку Ла-Гард был желанной стратегической позицией, он подкупил Николя и 1 августа 1650 года поместил туда одного из своих людей, Дэвида Кейза. Он надеялся поддержать атаку галер из Тулона, верного ему города. Консулы Марселя отреагировали на эту угрозу, вынудив Давида Кейза покинуть форт.

18-ый век
В 1701 году святилище посетили герцоги Бургундские и Берри, внуки Людовика XIV. Себастьен Вобан, сменивший Луи Николя де Клервиля, строителя форта Сен-Николя, изучал способы улучшения обороны Марселя. 11 апреля 1701 года он представил впечатляющее предложение по обширному ограждению, соединяющему форт Сен-Николя с Нотр-Дам-де-ла-Гард и продолжающимся до равнины Сен-Мишель, в настоящее время площади Жан-Жореса, и набережной д'Аранк. Этот проект не был реализован.

Во время Великой чумы в Марселе, унесшей жизни 100 000 человек в Марселе в 1720 году, епископ Анри де Бельсунс трижды ходил пешком в часовню Нотр-Дам-де-ла-Гард 28 сентября 8 декабря 1720 года; и 13 августа 1721 г. благословить жителей города.

Революционный период
Закрытие часовни
30 апреля 1790 г. в форт вторглись антиклерикальные революционеры, которые пересекли разводной мост под предлогом посещения мессы в часовне - уловка, ранее принятая лигерами в 1594 г. 7 июня 1792 года, в Троицкое воскресенье, традиционно большое дневное шествие было нарушено демонстрациями. Во время возвращения статуи в святилище Богородицу завернули в платок революционного триколора, а на голову младенца Иисуса надели фригийский колпак, символ Французской революции.

23 ноября 1793 г. церковные здания были закрыты, а богослужения прекращены. 13 марта 1794 года статуя Богородицы, изготовленная в 1661 году из серебра, была переплавлена ​​на монетном дворе Марселя, расположенном по адресу 22 Rue du Tapis-Vert в бывшем монастыре ордена Пресвятой Девы Марии Милосердия.

Тюрьма для принцев
В апреле 1793 года двоюродный брат короля Луи-Филипп, герцог Орлеанский, был заключен в тюрьму Нотр-Дам-де-ла-Гард на несколько недель вместе с двумя своими сыновьями, герцогом Монпансье и графом Божоле, его сестрой Луизой, герцогиней Бурбонской. и принц Конти. Несмотря на отсутствие удобств в старых квартирах губернатора, заключенные наслаждались панорамой. Каждый день герцогиня Бурбонская посещала мессу, затем отправлялась на террасу форта и часто оставалась в созерцании целых два часа. Принцесса Луиза, которая хорошо рисовала, оставила после себя карандашный рисунок Марселя, увиденного с Девы Марии Нотр-Дам-де-ла-Гард. Затем заключенных перевели в форт Сен-Жан.

Провиденциальный человек: Эскарамань
Последние предметы из святилища были проданы с аукциона 10 апреля 1795 года. Часовня была национализирована и сдана в аренду Джозефу Эскараманью. Бывший капитан корабля, живший в том месте, где сейчас находится дю Полковник-Эдон, Эскарамань глубоко почитал Деву. После того, как в некоторых приходах возобновились богослужения, в сентябре 1800 года он написал военному министру Лазару Карно с просьбой вновь открыть святилище. Но префект Шарль-Франсуа Делакруа высказался против, когда министр посоветовался с ним. Наконец, 4 апреля 1807 года часовня вновь открылась для богослужений.

 

Эскарамань купил на аукционе статую Богородицы с младенцем XVIII века из монастыря отцов Пикпу, разрушенного во время революции. Он подарил статую церкви Ла Гард. Скипетр, который держала дева, был заменен букетом цветов, поэтому статуя стала известна как «Богородица букета». Чтобы освободить место для новой серебряной статуи, созданной в 1837 году, эта статуя была передана в чартерный дом Монтрие, а затем возвращена в 1979 году в святилище. Статуя Богородицы с букетом в настоящее время выставлена ​​на алтаре в склепе.

Ренессанс святилища
В день, когда часовня Нотр-Дам-де-ла-Гард была вновь открыта для богослужений, от Марсельского собора началась процессия, принесшая в святилище статую, которую купил Эскарамань. Традиционное шествие на Праздник Тела-Дье (День Тела-Кристи) возобновилось в 1814 году. Жюли Пеллиццоне упоминает об этом событии в своем дневнике: «В воскресенье 12 июня 1814 года, на праздник Праздника Дьё, артиллеристы городской стражи шли утром босиком. кающихся, чтобы забрать Богоматерь Стражей и привести ее в город, согласно древнему обычаю. Ее встретили несколькими пушечными залпами. Была отслужена месса, затем ее привели сюда, несли кающиеся с капюшонами, закрывающими лица, такое шествие, какого не было со времен революции.

Расширения часовни
В этот период сам форт почти не использовался, а количество людей, посещающих часовню, значительно увеличилось. Это увеличение было настолько велико, что часовня площадью 150 квадратных метров была расширена в 1833 году за счет добавления второго нефа, что увеличило ее площадь примерно до 250 квадратных метров. Епископ Марселя Фортуне де Мазенод освятил эту часовню в 1834 году.

Уважаемые посетители
Избежав кораблекрушения по возвращении из Неаполя, герцогиня Беррийская поднялась в часовню 14 июня 1816 года и оставила серебряную статуэтку в качестве ex voto, хотя через несколько лет статуя была переплавлена.

Мария Тереза ​​Французская, дочь Людовика XVI и герцогиня Ангулемская, поднялась на Нотр-Дам-де-ла-Гард 15 мая 1823 года, в день сильного мистраля. Несмотря на ветер, герцогиня осталась на террасе, пораженная красотой открывающегося вида.

В 1838 году у гвардейской Девы был еще один выдающийся гость: Франсуа-Рене де Шатобриан.

Черная Мадонна с младенцем
Благодаря различным пожертвованиям, в частности подарку в размере 3000 франков, который герцогиня Орлеанская сделала во время путешествия по Марселю в мае 1823 года, была заказана новая статуя Богородицы взамен той, что расплавилась во время Французской революции. В 1829 году марсельский ювелир Жан-Батист Шануэль, ремесленник с мастерской на улице Доминикан, начал работу над этой статуей по модели скульптора Жана-Пьера Корто. Эта очень тонкая работа из чеканного золота была закончена пятью годами позже, в 1834 году. 2 июля 1837 года Фортуне де Мазенод благословил статую на Кур Бельсунс, которую затем перенесли на вершину холма. Он заменил Богородицу с букетом, которая была передана Чартерному дому Монтрие. Позднее Богородица с букетом была возвращена в склеп в 1979 году. Две статуи, Богородица с букетом и серебряная Богородица, таким образом, предшествуют базилике, где они выставлены.

Новый церковный колокол
Перестройка колокольни в 1843 году сопровождалась покупкой не только нового колокола, но и бурдона, заказанного лионским литейным заводом Гедеона Мореля благодаря специальной коллекции верующих. Он был отлит 11 февраля 1845 года и прибыл в Марсель 19 сентября 1845 года. Он был помещен на площади Жан-Жореса и благословлен в воскресенье 5 октября 1845 года Эженом де Мазено и крещен «Марией Жозефиной». Крестным отцом колокола был Андре-Элизе Рейнар, тогдашний мэр Марселя, и крестная мать жены судоходного магната Вульфрана Пьюже (урожденного Канапле). Их имена выгравированы на колоколе. 7 октября колокол весом 8 234 кг (18 153 фунта) был помещен в запряженную повозку из шестнадцати лошадей. Он спускался по улице Тьер, переулку Леона Гамбетта, улице Тапис-Вер, улице Бельсунс, улице Канебьер, улице Паради и улице Пьер-Пюже. Там к обозу добавили десять лошадей, доведя их число до двадцати шести. 8 октября 1845 г. началось восхождение колокола на гору с помощью шпилей и продолжалось до пятницы 10 октября, когда колокол достиг вершины. Колокол был установлен в среду, 15 октября. Первые звуки он прозвучал 8 декабря, в день Непорочного зачатия.

 

По этому поводу поэт Джозеф Отран сочинил стихотворение:
«Пой, огромный колокол! Пой, благословенный колокол
Распространяй, распространяй свою мощную гармонию;
Пролей на море, на поля, на горы;
И особенно с этого часа, когда твой гимн начинается
Звените в небеса песней безмерной радости
За город, который мы любим!»

Как и статуи Богородицы, выставленные в интерьере базилики, колокол появился до строительства нынешнего здания.

Строительство нынешней базилики
Переговоры с армией
22 июня 1850 года отец Жан-Антуан Бернар, взявший на себя ответственность за часовню, попросил военное министерство разрешить расширение существующего здания. Эта просьба была отклонена 22 октября 1850 года, в день его отставки, военным министром Альфонсом Анри д'Опулем как слишком расплывчатая. Теоретически он согласился на расширение, но предложил более точное предложение. 8 апреля 1851 г. был подан более точный запрос, призывавший к строительству новой и более крупной церкви, существенно увеличившей площадь существующего здания вдвое. Такой дизайн означал бы, что внутри форта больше не будет места для военных построек. Благодаря поддержке генерала Адольфа Ниля комитет по укреплениям поддержал предложение 7 января 1852 года. Разрешение на строительство новой часовни было дано военным министром 5 февраля 1852 года.

Настройка проекта
1 ноября 1852 года монсеньор Эжен де Мазенод запросил пожертвования у членов прихода. Исследования были запрошены у различных архитекторов. Административный совет капеллы встретился с Мазенодом почти через два месяца, 30 декабря. Предложение, представленное Леоном Водуайе, работавшим в Марсельском соборе, было единственным в романо-византийском стиле; остальные были неоготическими. Каждый проект получил пять голосов, но решающий голос викария достался Водуайе, чей проект был заказан. На самом деле планы были составлены Анри-Жаком Эсперандье, его бывшим учеником, которому было всего двадцать три года.

23 июня 1853 года Эсперандье был назначен архитектором и разработал проект. Хотя он был протестантом, не похоже, чтобы его религия была главной причиной трудностей, с которыми он столкнулся в комитете, отвечавшем за работу. Комитет решил, не посоветовавшись с ним, не выставлять рабочую силу на конкурсные торги, а передать ее непосредственно Пьеру Беранже (9 августа 1853 г.), подрядчику и архитектору церкви Сен-Мишель. Он сам предложил один из неоготических планов и был близким родственником монсеньора Мазенода. Комиссия также навязала свой выбор художникам, таким как скульптор Йозеф-Мариус Рамус и художник Карл Мюллер из Дюссельдорфа, не заботясь о том, впишутся ли их работы в структуру. Позже заказ Карла Мюллера был отклонен, что позволило архитектору использовать мозаику в качестве декора.

Строительство
Первый камень был заложен епископом Марселя монсеньором де Мазенодом 11 сентября 1853 года. Работы начались, но быстро возникли финансовые проблемы, поскольку фундамент нужно было закладывать в очень твердой породе. В 1855 году правительство санкционировало лотерею, но она принесла меньше доходов, чем предполагалось. Финансовый дефицит увеличился, когда комиссия по святилищу решила расширить склеп, чтобы он проходил не только под хором, но и под всем более высоким сводом. Несмотря на ссуду, обеспеченную личными активами епископа, строительство остановилось с 1859 по 1861 год, в год смерти Мазенода. Новый епископ, Патрис Крус, прибыл в конце августа 1861 года и возобновил работу. Щедрость граждан всех религий и всех социальных положений позволила завершить работу, от императора Наполеона III и императрицы Евгении, посетивших Нотр-Дам-де-ла-Гард 9 сентября 1860 года, до самого бедного из Марселя. Святилище было освящено в субботу, 4 июня 1864 года, кардиналом Вилькуром, членом римской курии, в присутствии сорока трех других епископов. В 1866 г. в верхнем храме уложен мозаичный пол и закончена квадратная колокольня; колокол был установлен в октябре того же года.

В 1867 году на квадратной колокольне был построен цилиндрический пьедестал или колокольня для установки монументальной статуи Богородицы. Статуя была профинансирована городом Марсель. Эскизы статуи, сделанные тремя парижскими художниками Эженом-Луи Лекеном, Эме Милле и Шарлем Гюмери, были рассмотрены жюри архитектора Эсперандье, мэра Марселя Антуана-Теодора Бернекса и директора Школы живописи Филиппа-Огюста Жанрона. Изобразительное искусство, Антуан Бонту, скульптор и профессор скульптуры, и Люс, председатель Гражданского суда и администратор святилища. Комитет выбрал предложение Лекена.

 

Из соображений стоимости и веса в качестве материала для статуи была выбрана медь. Для создания статуи был принят совершенно новый для того времени метод: вместо чеканной меди была выбрана гальванопластика, разновидность гальваники, или «искусство литья без помощи огня». В научном отчете от 19 ноября 1866 г. говорилось, что гальваническая медь обеспечивает «безупречное воспроизведение» и прочность, не оставляющую желать ничего лучшего. Только Эжен Виолле-ле-Дюк считал, что техника гальванопластики не сможет долго противостоять загрязнению атмосферы Марселя.

Эсперандье приказал сделать статую из четырех частей из-за того, что ее было трудно поднять на холм и на вершину колокольни. Он вставил в центр скульптуры железную стрелу, основу винтовой лестницы к голове Богородицы, которая должна была использоваться для обслуживания и осмотра достопримечательностей. Эта металлическая конструкция, используемая для поддержки статуи, позволила собрать ее целиком, соединив ее с корпусом башни. Выполнение статуи, порученное мастерским Шарля Кристофле, было завершено в августе 1869 года.

Первые элементы были собраны 17 мая 1870 г., а освящение статуи состоялось 24 сентября 1870 г., но без лишнего шума, так как поражение прусской армии испортило все настроение. Статуя была позолочена, для чего потребовалось 500 граммов (18 унций) золота, и повторно позолочена в 1897, 1936, 1963 и 1989 годах.

В марте 1871 года Гастон Кремье сформировал революционную Марсельскую коммуну. С помощью последователей Джузеппе Гарибальди повстанцы захватили префектуру дельты Роны и взяли префекта в плен. 26 марта 1871 г. генерал Анри Эспивант де Вильбуане отступил к Обани, но с 3 апреля предпринял отвоевание города. Повстанцы, укрывшиеся в префектуре, подверглись обстрелу из батарей, установленных в форте Сен-Николя и в Нотр-Дам-де-ла. Гард. Они капитулировали 4 апреля и заявили, что Богородица сменила имя и с тех пор должна называться «Нотр-Дам бомбардировки».

После смерти Эсперандье 11 сентября 1874 года Анри Ревуаля было поручено закончить интерьер базилики, в частности мозаику. Строительство главного склепа и установка мозаик в хорах были произведены в 1882 г. К сожалению, пожар 5 июня 1884 г. уничтожил алтарь и мозаику в хорах; кроме того, была повреждена статуя Богородицы. Статуя и мозаики были отреставрированы, а алтарь перестроен по чертежам Ревуаля. 26 апреля 1886 года кардинал Шарль Лавижери освятил новый склеп. В 1886 г. в хоре были построены ореховые лавки; последние мозаики в боковых сводах были закончены между 1887 и 1892 годами. В 1897 году были установлены две бронзовые двери верхней церкви и мозаика над ними, а статуя Богородицы была впервые позолочена. Таким образом, окончательное завершение базилики произошло более чем через сорок лет после закладки первого камня.

Фуникулер
В 1892 году был построен фуникулер, чтобы облегчить подъем на холм; он стал известен как ascenseur или лифт. База находилась в нижнем конце улицы Драгон. Верхняя станция вела прямо на пешеходную дорожку к террасе под базиликой, оставляя лишь короткий подъем до уровня склепа на высоте 162 м (531 фут). Строительство заняло два года.

Фуникулер состоял из двух пустых кабин весом 13 тонн каждая, курсирующих по параллельным зубчатым путям. Движение приводилось в действие системой «гидравлического баланса»: каждая кабина, помимо двух этажей, способных вместить в общей сложности пятьдесят пассажиров, была оборудована баком с водой объемом 12 кубометров. Каюты были связаны кабелем; бак опускающейся кабины заполнялся водой, а восходящей кабины опорожнялся. Эта балластировка привела систему в движение. Расстояние по вертикали между двумя станциями составляло 84 м (276 футов).

Вода, собранная у подножия аппарата в конце каждой поездки, возвращалась наверх с помощью насоса мощностью 25 лошадиных сил — настоящей мощности, потому что насос приводился в действие паром. Время в пути составляло две минуты, но заполнение верхнего бака занимало более десяти минут, что вынуждало ждать между отправлениями, несмотря на часто значительное скопление людей. Последним приключением после восхождения было пересечение 100-метрового пешеходного моста вверх по крутому склону. Построенный Гюставом Эйфелем пешеходный мост имел ширину всего 5 метров (16 футов) и был очень подвержен ветрам мистраля.

15 августа 1892 года количество посетителей превысило 15 000 человек, но появление автомобиля убило фуникулер. 11 сентября 1967 года в 18:30 фуникулер был остановлен как нерентабельный. Он был снесен после того, как за 75 лет перевез 20 миллионов пассажиров.

 

Освобождение Франции
24 августа 1944 года генерал Жозеф де Монсабер приказал генералу Эме Судру взять Нотр-Дам-де-ла-Гард, который был прикрыт блокпостами немецкой армии. Но в его приказе говорилось: «Никаких воздушных налетов, масштабного применения артиллерии. Эту легендарную скалу должны будут атаковать пехотинцы при поддержке бронетанковых войск». Основной удар был возложен на лейтенанта Пичавана, командовавшего 1-й ротой 7-го полка алжирских стрелков. 25 августа 1944 г. в 6 часов утра войска начали продвигаться к холму, очень медленно, так как их продвижению мешала стрельба немецких стрелков.

Один французский солдат, Пьер Ше-Бриан, был знаком с окрестностями и знал, что на улице Шершель № 26 (ныне улица Жюль-Муле) коридор ведет через здание к лестнице, неизвестной немцам. Сегодня на этом месте установлена ​​памятная доска. Алжирские стрелки воспользовались этой лестницей и прибыли под командованием Роже Одиберта на плато Черчель. Другие солдаты поднялись по лестнице на склон Нотр-Дам с одноименного бульвара. Атакующие с северной стены попали под обстрел блокпостов, а затем были атакованы с тыла орудиями форта Святого Николая. Поддержка танков была необходима.

В первой половине дня танки 2-го кирасирского полка 1-й ДБ атаковали также со стороны бульвара Газзино, ныне бульвара Андре-Оне, и со стороны церковного склона. Танк «Жанна д'Арк» был подбит в полную силу и остановился на площади дю полковника Эдона, трое его пассажиров погибли. Танк можно увидеть и сегодня. Второй танк, Jourdan, подорвался на мине, но был защищен скальным навесом и мог продолжать стрельбу. Это имело решающий эффект, неизвестный позже: немецкий унтер-офицер, отвечавший за огнеметы, был убит огнем Журдана. Из-за этого молодой, неопытный немецкий солдат преждевременно зажег огнеметы, что позволило французам обнаружить место расположения орудий.

Около 15:30 часть 1-й роты 7-го алжирского полка под командованием Роже Одибера, к которой присоединился Риполл, штурмом взяла холм. Их приветствовал монсеньор Борель, укрывшийся в склепе. На колокольне был поднят французский флаг, хотя позиция все еще подвергалась обстрелу с «Ангелуса» и из форта Святого Николая, пока они тоже не были отбиты. Вечером вернулся немецкий офицер, командовавший немецкими войсками у Нотр-Дам-де-ла-Гард. Он был ранен и через два дня скончался. Освобождение Марселя произошло утром 28 августа 1944 года.

Архитектура
Внешний вид здания украшен многослойной каменной кладкой контрастных цветов: белый известняк Калиссана чередуется с зеленым песчаником из Гольфолины недалеко от Флоренции. Верхнюю церковь украшают мраморные и живописные мозаики разных цветов. Двойная лестница длиной 35 м (115 футов) ведет к подъемному мосту, открывающему доступ к склепу, а по другой лестнице - к главному входу в церковь.

Склеп
В вестибюле под колокольней установлены мраморные статуи епископа Эжена де Мазенода и Папы Пия IX, вырезанные Жозефом-Мариусом Рамусом. Лестницы по обеим сторонам входа ведут в церковь наверху.

Романский склеп состоит из нефа с низкими цилиндрическими сводами, окаймленного шестью боковыми часовнями, точно такими же, как в верхней церкви. В отличие от верхнего храма, склеп мрачный и мрачный. В боковых часовнях есть таблички с именами разных жертвователей. Боковые алтари посвящены святым Филомене, Андрею, Розе, Генриху, Людовику и Бенедикту Лабре.

Главный алтарь был построен из камня гольфолина с колоннами из испанского мрамора. За алтарем находится статуя Мадонны с букетом цветов Vierge au Bouquet. Жозеф-Эли Эскарамань получил эту статую для первоначальной часовни в 1804 году. Сначала Мадонна держала скипетр, но из-за плохого состояния скипетра его заменили цветами. Две лестницы, обрамляющие главный алтарь, ведут к зданиям ризницы и хору наверху, но они закрыты для публики.

колокольня
На высоте 41 метр (135 футов) квадратная колокольня над входным крыльцом имеет два одинаковых этажа пяти глухих арок, из которых центральная арка имеет окно и небольшой балкон. Это увенчано колокольней, каждая сторона которой состоит из трехсветного окна, разделенного красными гранитными столбами, за которыми находятся абат-сыны. Колокольня покрыта квадратной террасой, окруженной каменной балюстрадой с гербами города с каждой стороны и ангелом с трубой на каждом углу. Эти четыре статуи были вырезаны Эженом-Луи Лекеном.

 

С квадратной террасы возвышается цилиндрическая колокольня высотой 12,5 метра (41 фут). Он состоит из шестнадцати колонн из красного гранита, поддерживающих статую Девы Марии высотой 11,2 метра (37 футов). Лестница внутри колокольни ведет на террасу и к статуе, но закрыта для широкой публики.

Бронзовые двери у основания башни работы Анри Ревуаля открывают доступ в церковь. На центральных дверных панелях изображена монограмма Богородицы, помещенная в жемчужный круг, напоминающий четки. Тимпан над главным входом украшен мозаикой Успения Богородицы, созданной по образцу картины Луи Станисласа Фэвр-Дюффера.

Верхняя церковь
Внутренняя часть нефа имеет длину 32,7 м и ширину 14 м. Каждая боковая часовня имеет размеры 3,8 м на 5,4 м. Интерьер украшен мозаикой площадью 1200 м2 (13 000 кв. Футов), а также чередующимися колоннами и пилястрами из красного и белого мрамора. Эсперандье хотел получить нежный красный цвет, который гармонировал бы с мозаикой и не слишком контрастировал с белизной каррарского мрамора. Жюль Кантини, специалист по мрамору, обнаружил такой красный мрамор с желтыми и белыми прожилками в коммуне Ла-Сель недалеко от Бриньоля, Вар. Для частей выше гипс, т.е. реконструированный мрамор — использовался.

Мозаики были созданы между 1886 и 1892 годами компанией Mora из Нима. Тессеры пришли из Венеции и были изготовлены мастерами на пике своего искусства. Каждая панель состоит из почти десяти тысяч тессер на квадратный метр, а это означает, что базилика содержит примерно 12 миллионов маленьких квадратов площадью от 1 до 2 см2 (0,31 кв. Дюйма). Полы покрыты примерно 380 м2 (4100 кв. Футов) римской мозаикой с геометрическими узорами.

Неф
Проходы нефа разделены на три равные части, каждая из которых имеет центральное окно, освещающее боковую часовню. Внешние пилястры и арки состоят из чередующихся зеленых и белых камней и вуссуаров. Окна подвала на уровне земли пропускают дневной свет в подземные часовни склепа. Поскольку неф выше боковых капелл, фонарь с двухсветными окнами освещает купола нефа, хотя эти окна не видны с террасы.

Неф увенчан тремя куполами, украшенными внутри такой же мозаикой: на цветочном поле голуби образуют круг вокруг центрального цветка. Окрас цветков у каждого купола разный: белый у юго-восточного, синий у среднего и красный у северо-западного купола. Медальоны на подвесках изображают сцены из Ветхого Завета:
Мозаики северо-западного купола изображают виноградную лозу, шипастую лилию, оливковую ветвь с серебряными листьями и финиковую пальму.

Трансепт
Трансепт ориентирован с востока на запад и освещен двумя парными окнами, каждое с окном-розеткой наверху. Над пересечением трансепта находится восьмиугольный барабан, поддерживающий купол диаметром девять метров, состоящий из тридцати двух ребер и увенчанный крестом. Каждая внешняя сторона восьмиугольника содержит окно, окруженное двумя колоннами из красного гранита и увенчанное треугольным фронтоном. Полукруглая апсида снаружи украшена пятью глухими арками, каждая из которых обрамлена двумя колоннами из красного гранита. Пристроенные позже ризницы скрывают часть апсиды.

Внутренняя часть купола украшена мозаикой из четырех ангелов на золотом поле. Ангелы держат венок из роз, который они предлагают Деве Марии, представленной ее монограммой в середине композиции. Подвески у основания купола содержат изображения четырех евангелистов: Марка в виде льва, Луки в виде быка, Иоанна в виде орла и Матфея в виде человека.

Тимпан над апсидой изображает Благовещение Марии: архангел Гавриил справа возвещает Марии слева о рождении Иисуса.

Хор
Алтарь из белого мрамора был спроектирован Анри Ревуалем и построен Жюлем Кантини между 1882 и 1886 годами. Основание алтаря образовано пятью позолоченными бронзовыми арками, покоящимися на колоннах из лазурита. Скиния из позолоченного серебра обрамлена двумя колоннами и двумя мозаиками с изображением голубей, пьющих из чаши.

За алтарем колонна из красного мрамора, увенчанная позолоченной капителью, поддерживает статую Марии, сделанную из чеканного серебра ювелиром Шануэлем из Марселя.

На мозаике полукупола апсиды в ее центральном медальоне изображен корабль. На парусе корабля изображена монограмма Марии, а на звезде в небе изображены переплетенные буквы А и М, что означает Аве Мария. Этот медальон окружен ринсо и тридцатью двумя птицами, включая павлинов, попугаев, удодов, варакушек, цапель и щеглов.

 

Полоса под полукуполом украшена девятью медальонами, которые представляют несколько титулов Марии из Литании Лорето: Foederis Arca, Speculum Iustitiae, Sedes Sapientiae, Turris Davidica, Rosa Mystica, Turris Eburnea, Domus Aurea, Vas Spirituale, Ianua. Коэли.

Боковые часовни
В проходах по обеим сторонам нефа находится шесть боковых часовен. Анри Ревуаль спроектировал, а Жюль Кантини построил алтари; Кантини также создал статую Петра и сделал ее подарком святилищу. На каждой алтарной гробнице изображен герб соответствующего святого. Потолок каждой часовни украшен мозаикой, на которой с одной стороны изображены имя и герб финансиста, а с другой — символ святого.

Долгая и кропотливая реставрация: 2001–2008 гг.
К 2001 году внутренние фасады сильно состарились. Кроме того, мозаики собора были плохо восстановлены после войны. После четырех лет подготовительных исследований в 2001 году был запущен крупный проект реставрации под руководством архитектора Ксавьера Давида. Работы продолжались до 2008 года за счет средств местных органов власти и пожертвований частных лиц и предприятий.

Внешняя реставрация
Хотя большинство используемых камней со временем оказались очень устойчивыми, это не относится к зеленому камню Гольфолина, красивому твердому камню, который очень быстро разрушается под воздействием промышленных и бытовых загрязнений, особенно угольного дыма, и, как было обнаружено, подвергается коррозии. на глубину от 3 до 5 см. Поскольку первоначальный карьер недалеко от Флоренции был давно закрыт, искали новый источник. Карьер на винограднике недалеко от Кьянти добыл 150 кубометров Гольфолины. Дефектный камень был заменен камнем, обработанным для защиты от загрязнения. Более того, ржавая металлическая арматура расколола часть камня. Серьезную проблему представляли два набора подкреплений: те, которые опоясывают вершину колокольни, чтобы укрепить ее против раскачивания колокола, и те, что вокруг верхней части колокольни, которая поддерживает монументальную статую. Часть арматуры обработали катодной защитой, а часть заменили нержавеющей сталью.

Реставрация интерьера
Внутренние работы были еще более важными. Некоторую поврежденную водой штукатурку на возвышенностях пришлось переделать. Мозаичные панно, поврежденные пулями или снарядами, ранее ремонтировались некачественно и наспех: отсутствующие изразцы заменяли штукатуркой, покрытой краской. Более того, все мозаики почернели от дыма свечей. Мозаики, которые угрожали развалиться, необходимо было укрепить с помощью инъекций смолы. Наиболее поврежденной частью был центральный купол нефа, где необходимо было заменить всю золотую мозаику.

Реставрация мозаик была поручена марсельскому художнику Мишелю Патрицио, рабочие которого обучались традиционным мозаичным искусствам в школе Спилимберго во Фриули, к северу от Венеции. Мозаичные плитки были поставлены мастерской Orsoni Venezia 1888 в Венеции, которая изготовила оригиналы.

В искусстве
Писатели
Знаменитую базилику описывали многие писатели, например:
Валерий Ларбо:
«Та, что правит морскими дорогами,
Кто сияет над волнами и солнцем,
Великанша, стоящая за голубыми часами,
высокий золотой житель длинной белой страны,
Христиан Паллада Галльский.

Поль Арен: «Здесь истинная добрая мать, единственная, кто правит в золотом плаще, жестком с жемчугом и рубинами, под куполом Нотр-Дам-де-ла-Гард, куполом из твердого лазурита, инкрустированного бриллиантами вместо звезд, снизошла злиться на меня.
Шатобриан: «Я поспешил подняться к Нотр-Дам-де-ла-Гард, чтобы полюбоваться морем, окаймленным руинами, смеющимися берегами всех знаменитых стран Античности.
Мари Морон: «Это та, кого можно увидеть с моря, первой и последней на ее светлой вершине, окаймленной голубым, господствующей над своим греческим Провансом, который знает или не знает больше, что это он, но все остальное. Кто пропустит Верующий или нет, взбирающийся к Доброй матери?
Мишель Морт: «И там, высоко на горе, добрая Дева, добрая мать, смотрела на эту толпу, руководила торговлей фальшивыми удостоверениями личности, на черном рынке под открытым небом за фондовой биржей, со всеми нападениями, все доносы, все изнасилования, Добрая мать гвардейца, заботящаяся о матросах, находящихся на берегу, — а те, кто в море, пусть сами разбираются!»
Андре Суарес: ​​«Нотр-Дам-де-Гвардия — это мачта: она качается на своем кегли. Она взлетит, базилика, с девой, которая служит ее гребнем. позолоченную медную статую, которую они водрузили на базилику. Вот еще раз этот стиль, который хочет быть римским и византийским, никогда не преуспевая в том, чтобы быть стилем: ни сила римлян, ни наука византийцев ».

 

Художники базилики
Многие художники изображали порт Марселя на фоне базилики Нотр-Дам. Поль Синьяк, который способствовал развитию пуантилизма, в 1905 году создал картину, которая сейчас выставлена ​​в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Альбер Марке написал три работы. Первым был рисунок, выполненный тушью в 1916 году, выставленный в Национальном музее современного искусства в Париже. Второй - холст, масло, написанный в 1916 году под названием «Лошадь в Марселе». На этой картине, которая сейчас находится в Музее изящных искусств в Бордо, изображена лошадь на набережной порта на фоне холма Нотр-Дам-де-ла-Гард. Третий, выставленный в музее Аннонсиада в Сен-Тропе, называется «Марсельский порт в тумане»; базилика выходит из туманного пейзажа, где очищение формы указывает на расстояние. Эта картина показывает, что этот художник не всегда изображал марсельский порт спереди, перемещая свой мольберт на берег реки, иногда близко к ратуше, чтобы изобразить холм Нотр-Дам-де-ла-Гард.

Шарль Камуан написал в 1904 году два полотна с изображением Нотр-Дам-де-ла-Гард: «Старый порт с бочками» в музее Гельзенкирхена и «Старый порт и Нотр-Дам-де-ла-Гард», выставленные в Музее изобразительных искусств Гавра. . В этом музее также хранится картина Рауля Дюфи, написанная в 1908 году, под названием «Марсельский порт». В 1920 году Марсель Лепрен выполнил рисунок пастелью «Собор Парижской Богоматери, вид из ратуши»; эта работа находится в музее Малого дворца в Женеве. Луи-Матье Вердильян, около 1920 г. "Канал из форта Сент-Джон"; силуэт Нотр-Дам-де-ла-Гард находится в задней части картины с лодкой на переднем плане. Эта картина находится в Национальном музее современного искусства в Париже.

М.К. Эшер создал гравюру на дереве с изображением города под названием «Марсель» в 1936 году.

Бонн Мер
Жители Марселя считают базилику Нотр-Дам хранительницей и защитницей города, отсюда и ее прозвище Bonne Mère («Добрая Мать»), которое также является прозвищем Марии, матери Иисуса.

Экс-голосование
Религиозность в средиземноморском стиле выражается здесь многочисленными обетными свечами и ex-votos, предлагаемыми Деве, чтобы поблагодарить ее за духовные или мирские милости, а также провозгласить и вспомнить полученную благодать.

Одним из старейших документов об этой практике является акт от 11 августа 1425 года, в котором некий Жан Аймар заплатил пять гульденов за восковые изображения, принесенные в благодарность Богородице. Во время своего путешествия по югу Франции в начале XIX века Обен-Луи Миллен де Гранмезон был поражен количеством экс-вото в Нотр-Дам-де-ла-Гард: «Дорога, ведущая к ораторию, жестка и Часовня мала и узка, но повсюду украшена данью благочестивых мореплавателей: на потолке подвешены маленькие суда со снастями и на корме написано их имя, они представляют тех, кого Матерь Христова спасла от жестокого кораблекрушения или от ярости пиратов и корсаров». На потолке верхней церкви сохранилось множество масштабных моделей недавно отреставрированных лодок и самолетов.

Стены боковых сводов двух святилищ, крипты и верхнего храма, покрыты первым ярусом мраморных плит. Верхние стены этих боковых сводов заняты расписными ex-votos, подвешенными в несколько рядов выше; самые последние находятся на стенах террас базилики. Большинство этих ex-votos датируются только второй половиной XIX века; более ранние исчезли во время революции. Большинство изображают кораблекрушения и штормы, но есть и совсем другие сцены: пожары, автомобильные и железнодорожные аварии, лежачие больные, политические и светские события. События мая 68 года послужили источником вдохновения для одного рисунка; Флаг «Олимпик де Марсель» напоминает о том, что после победы игроки клуба совершили паломничество в базилику.

Символ Марселя

Видимый с автомагистралей Марселя и с железнодорожного вокзала, вокзала Сен-Шарль, Нотр-Дам-де-ла-Гард является самым известным символом города. Это самое посещаемое место в Марселе, и каждый день его посещают сотни посетителей, число паломников замечательно для места, которое не связано ни со святым, видением или чудом, ни, если на то пошло, с известным человеком. Для кардинала Эчегарая, бывшего епископа Марселя, Богородица Гардская «не просто является частью пейзажа, как замок Иф или Старый порт, это живое сердце Марселя, его центральная артерия в большей степени, чем Канебьер. Это не исключительная собственность католиков, это принадлежит человеческой семье, которая кишит Марселем». Нотр-Дам-де-ла-Гард остается сердцем марсельской епархии даже в большей степени, чем собор. Именно здесь епископ Жан Делэ 30 августа 1944 года надеялся, что глубокие реформы принесут беднейшим слоям населения более гуманные и более справедливые условия жизни и труда. Именно здесь Эчегарей в мае 1978 года сравнил разрушительные последствия безработицы с последствиями марсельской чумы 1720 года.

18 июня 2013 года на этом месте открылся музей, рассказывающий о восьмивековой истории здания. Он был официально открыт 11 июля 2013 года с участием гражданских и военных властей. Как и в случае с предыдущими ремонтными работами, призыв по сбору средств получил щедрую поддержку со стороны общественности в дополнение к подаркам от государственных учреждений.

На логотипе популярной французской мыльной оперы Plus belle la vie, действие которой происходит в Марселе, изображен Собор Парижской Богоматери. Компания Compagnie Maritime d'Expertises из Марселя использовала модель церкви для морского испытательного запуска в 2017 году, когда символ был отправлен в ближний космос на высоту 20 км.

Туризм
Нотр-Дам-де-ла-Гард ежегодно принимает около полутора миллионов посетителей, многие просто ради вида. Паломники приезжают по разным причинам, некоторые записывают их в гостевую книгу. Один из них, в частности, резюмирует эти причины: «Я приехал сюда сначала за покоем и утешением, которые можно найти у ног Пресвятой Богородицы, затем за праздником для глаз, который предлагает базилика, за панорамой, чистым воздухом и пространством, для ощущения свободы».