Сент-Шапель (Париж)

Сент-Шапель (Париж)

 

 

 

 

 

 

Описание Сент-Шапель

Сент-Шапель - королевская часовня в готическом стиле, в средневековом дворце де ла Сите, бывпая резиденция королей Франции до XIV века, на Иль-де-ла-Сите в реке Сена в Париже, Франция. Строительство началось после 1238 года и освящено 26 апреля 1248 года. Сент-Шапель считается одним из самых высоких достижений эпохи эпохи Рейонанта в готической архитектуре. Он был заказан королем Людовиком IX из Франции для размещения его коллекции реликвий связанных с казнью Иисуса Христа, в том числе Хрустальная Терновая Корона - одной из самых важных реликвий средневекового христианского мира. Наряду с Консьержерией, Сент-Шапель - одно из самых ранних сохранившихся зданий королевского дворца Капитян на Иль-де-ла-Сите. Хотя он был поврежден во время Французской революции и восстановлен в 19 веке, он имеет одну из самых обширных коллекций витражей 13-го века в любой точке мира.

 

 

 

 

 

История

Сент-Шапель или «Святая часовня» во дворе королевского дворца на острове Сите (ныне часть более позднего административного комплекса, известного как Ла Консьержери) была построена для размещения коллекции реликвий Христа Людовика IX, которая включали Терновый венец, изображение Эдессы и около тридцати других предметов. Людовик купил свои реликвии Страстей у Болдуина II, латинского императора в Константинополе, на сумму 135 000 ливров, хотя эти деньги фактически были выплачены венецианцам, которым были заложены реликвии. Реликвии прибыли в Париж в августе 1239 года, привезенные из Венеции двумя доминиканскими монахами. По прибытии король Людовик устроил недельный праздничный прием в честь реликвий. На заключительном этапе пути их нес сам король, босиком и одетыми как кающиеся, - сцена, изображенная в окне «Реликвии Страстей» на южной стороне часовни. Реликвии хранились в большом и изысканном серебряном сундуке Grand-Chasse, на который Луи потратил еще 100 000 ливров. Напротив, вся часовня стоила 40 000 ливров, чтобы построить и застеклить. До завершения строительства в 1248 году реликвии хранились в часовнях замка Венсен и в специально построенной часовне в замке Сен-Жермен-ан-Ле. В 1246 году фрагменты Истинного Креста и Святого Копья были добавлены в коллекцию Людовика вместе с другими реликвиями. Часовня была освящена 26 апреля 1248 года, и мощи Людовика были перенесены в их новый дом с большой церемонией.

Помимо того, что он служил местом поклонения, Сент-Шапель играл важную роль в политических и культурных амбициях короля Людовика и его преемников. Когда императорский трон в Константинополе занимал простой граф Фландрии, а Священная Римская империя пребывала в тревожном беспорядке, художественное и архитектурное покровительство Людовика помогло позиционировать его в качестве центрального монарха западного христианского мира, Сент-Шапель вписалась в давнюю традицию престижных дворцовых часовен. Подобно тому, как Император мог частным образом пройти из своего дворца в собор Святой Софии в Константинополе, так теперь Людовик мог пройти прямо из своего дворца в Сент-Шапель. Что еще более важно, двухэтажная дворцовая часовня имела очевидное сходство с небной часовней Карла Великого в Аахене (построенной в 792–805 гг.) - параллель, которую Людовик стремился использовать, чтобы представить себя достойным преемником первого императора Священной Римской империи.

 

 

Архитектура

Королевская часовня является ярким примером периода готической архитектуры под названием «Rayonnant», отмеченного ощущением невесомости и сильным вертикальным акцентом. Он стоит прямо на нижней часовне, которая служила приходской церковью для всех обитателей дворца, который был резиденцией правительства. Позже король был признан католической церковью святым. Его титул стал Сент-Луисом.

Внешний вид
Современный посетитель, входящий во двор Королевского дворца, был бы встречен видом парадной парадной лестницы (Grands Degres) справа от них и северного фланга и восточной апсиды Сент-Шапель слева от них. Внешний вид часовни демонстрирует многие из типичных характеристик архитектуры Rayonnant - глубокие контрфорсы, увенчанные вершинами, изогнутые фронтоны по краю крыши и огромные окна, разделенные узором из решеток. Внутреннее разделение на верхнюю и нижнюю часовни четко обозначено снаружи струной, нижние стены пронизаны окнами меньшего размера с характерной сферической треугольной формой. Несмотря на свое убранство, экстерьер относительно прост и строг, лишен аркбутанов или крупных скульптур и не дает намеков на внутреннее богатство.

Ни одного дизайнера-строителя в архивах, связанных со строительством, нет. В 19 веке предполагалось (как и многие другие здания средневекового Парижа), что это работа мастера-каменщика Пьера де Монтрей, который работал над реконструкцией королевского аббатства Сен-Дени и завершил южный трансепт фасада Нотра. -Дамский собор в Париже. Современная наука отвергает эту атрибуцию в пользу Жана де Шеля или Томаса де Кормона, в то время как Роберт Браннер видел в дизайне руку неопознанного мастера-каменщика из Амьена.

Самые очевидные архитектурные предшественники Сент-Шапель включают апсидальные часовни Амьенского собора, которые он напоминает по своей общей форме, и епископскую часовню (ок. 1180-х годов) собора Нуайон, у которой он позаимствовал двухэтажный дизайн. Однако, как часто утверждается, основное влияние на его общий дизайн, похоже, оказали современные изделия из металла, в частности драгоценные святыни и реликварии, сделанные ювелирами Мосана.

По всей видимости, в конструкции использовался металл. Хотя контрфорсы достаточно большие, они слишком близко к своду, чтобы противостоять его боковому удару. Металлические элементы, такие как железные стержни или цепи, способные выдерживать натяжение, должны были использоваться для замены аркбутанов предыдущих конструкций.

Интерьер

Парижская палатинская капелла, построенная для размещения реликвария, сама была похожа на драгоценный реликварий, вывернутый наизнанку (с богатейшим убранством внутри). Хотя в интерьере преобладает витраж (см. Ниже), каждый дюйм оставшейся поверхности стены и свода также был богато окрашен и украшен. Анализ сохранившихся фрагментов краски показывает, что первоначальные цвета были намного ярче, чем те, которые предпочитали реставраторы XIX века, и были ближе к цветам витражей. Четырехлистники аркады дадо были расписаны сценами святых и мучеников и вставлены расписным и позолоченным стеклом, имитирующим лиможскую эмаль, а богатые тканевые портьеры добавили богатства интерьеру.

Выше уровня дадо, установленных на групповых валах, разделяющих большие окна, находятся двенадцать скульптурных каменных фигур больше, чем в натуральную величину, представляющих двенадцать апостолов (шесть из них являются точными копиями - поврежденные оригиналы сейчас находятся в Музее дю Муайен. ). Каждый несет диск с освящающими крестами, которые традиционно наносились на столбы церкви при ее освящении. Ниши на северной и южной сторонах часовни - личные оратории короля и его матери Бланш Кастильской.

Витраж
Самыми известными чертами часовни, среди лучших в своем роде в мире, являются огромные витражи, для которых поверхность каменной стены уменьшена до немногим более тонкого каркаса. Пятнадцать огромных окон середины XIII века заполняют неф и апсиду, в то время как большое окно-роза с ярким орнаментом (добавлено к верхней часовне около 1490 года) доминирует над западной стеной.

Несмотря на некоторые повреждения, окна отображают четкую иконографическую программу. Три окна восточной апсиды иллюстрируют Новый Завет со сценами Страстей (в центре) с младенчеством Христа (слева) и из жизни Иоанна Богослова (справа). Напротив, в окнах нефа преобладают ветхозаветные образцы идеального царствования / королевства, что является очевидным намеком на их царских покровителей. Цикл начинается у западной бухты северной стены со сценами из Книги Бытия (сильно отреставрированной). Следующие десять окон нефа следуют по часовой стрелке со сценами из Исхода, Иосифа, Чисел / Левита, Иисуса Навина / Второзакония, Судей (переход к южной стене) Иеремии / Товии, Иудифи / Иова, Есфири, Давида и Книги Царств. Последнее окно, занимающее самый западный залив южной стены, обновляет этот рассказ о сакральном царстве серией сцен, показывающих повторное открытие мощей Христа, чудеса, которые они совершили, и их перемещение в Париж в руках короля Людовика. сам.

Поздний прием и восстановление
Парижский схоласт Жан де Жанден в своем "Tractatus de laudibus Parisius" (1323 г.) назвал это здание одним из самых красивых сооружений Парижа, цитируя:

эта самая красивая часовня, часовня короля, наиболее прилично расположенная в стенах королевского дома, имеет законченную и неразрывную структуру из самого прочного камня. Прекраснейшие цвета картин, драгоценная позолота изображений, прекрасная прозрачность красных окон со всех сторон, красивейшие полотна алтарей, дивные достоинства святилища, фигуры мощей, внешне украшенные ослепительным светом. драгоценные камни наделяют этот молитвенный дом такой гиперболической красотой, что, войдя в него внизу, можно понять, что он, словно увлеченный небесами, попадет в одну из лучших комнат Рая.

О, как целительные молитвы всемогущему Богу изливаются в этих ораториях, когда внутренняя и духовная чистота молящихся пропорционально соответствует внешнему и физическому изяществу ораторского искусства!

О, как мирно Святейшему Богу воспеваются хвалы в этих скиниях, когда сердца тех певцов украшены красивыми изображениями скинии, аналогичным образом украшенными добродетелями!

О, как угодны самому славному Богу жертвы на этих жертвенниках, когда жизнь приносящих жертву сияет в соответствии с позолоченным светом жертвенников!

Ущерб во время революции
Большая часть часовни, как она выглядит сегодня, является воссозданием, хотя почти две трети окон подлинные. Часовня претерпела самые серьезные разрушения в конце восемнадцатого века во время Французской революции, когда были сняты шпиль и балдахин, а реликвии рассеяны (хотя некоторые из них сохранились как «реликвии Сент-Шапель» в сокровищнице Нотр-Дам де Пари) , и были переплавлены различные реликварии, в том числе и grande châsse.

Реставрации XIX века

Сент-Шапель был реквизирован в качестве хранилища архивов в 1803 году. Стекло длиной два метра было снято, чтобы облегчить работу освещения, и уничтожено или выставлено на продажу. Его хорошо задокументированная реставрация, завершенная под руководством Феликса Дубана в 1855 году, была признана современниками образцовой и соответствует оригинальным чертежам и описаниям часовни, которые сохранились.

Реставрации 21 века
С 1970-х годов Сент-Шапель подвергалась различным этапам реставрации. Загрязнение воздуха, стихия и большое количество посетителей - все это приводит к повреждению витражей. Также в 1945 году был нанесен слой внешнего лака для защиты стекла от пыли и царапин во время бомбардировок во время войны. Он постепенно темнел, что сделало уже выцветшие изображения еще труднее. В 2008 году была начата более обширная семилетняя программа реставрации, стоимостью около 10 миллионов евро на очистку и консервацию всех витражей, очистку каменной кладки фасада, а также на консервацию и ремонт некоторых скульптур. Половина финансирования была предоставлена ​​частными донорами, другая половина - Фондом Виллума. В реставрацию был включен инновационный слой термоформованного стекла, нанесенный снаружи витражей для дополнительной защиты. Проект был завершен в 2015 году к 800-летию со дня рождения святого Луи, заказавшего строительство церкви.

Сент-Шапель сегодня
Сент-Шапель является национальным историческим памятником с 1862 года.

Находится недалеко от станции метро: Cité.