Сад Тюильри (Париж)


.

 

 

 

 

Описание Сада Тюильри

Сад Тюильри (французский: Jardin des Tuileries) - это общественный сад, расположенный между Лувром и площадью Согласия в 1-м округе Парижа, Франция. Созданный Екатериной Медичи в качестве сада дворца Тюильри в 1564 году, он был открыт для публики в 1667 году и стал общественным парком после Французской революции. В 19, 20 и 21 веках это было место, где парижане праздновали, встречались, гуляли и отдыхали.

 

 

 

История

Сад Екатерины Медичи
В июле 1559 года, после случайной смерти своего мужа, Генриха II, королева Екатерина Медичи решила покинуть свою резиденцию Hôtel des Tournelles в восточной части Парижа, недалеко от Бастилии. Вместе со своим сыном, новым королем Франции Франсуа II, другими своими детьми и королевским двором она переехала во дворец Лувр. Пять лет спустя, в 1564 году, она заказала строительство нового дворца сразу за стеной Карла V, недалеко от Лувра, от которого он будет отделен частными отелями, церквями, монастырями и хосписом. Quinze-Vingts возле Порт-Сент-Оноре.

Для этой цели Екатерина купила землю к западу от Парижа, по другую сторону части стены Карла V, расположенной между Тур дю Буа и воротами Сент-Оноре XIV века. Он был ограничен с юга Сеной, а с севера - предместьем Сент-Оноре, дорогой в сельской местности, продолжающейся по улице Сент-Оноре. С 13 века на этой территории располагались фабрики по производству плитки, которые назывались tuileries (от французского tuile, что означает «плитка»).

Екатерина также поручила ландшафтному архитектору из Флоренции Бернару де Карнессу создать сад итальянского Возрождения с фонтанами, лабиринтом, гротом и украшенный фаянсовыми изображениями растений и животных, выполненными Бернаром Палисси, которого Екатерина поручила открыть секрет китайского фарфора.

Сад Екатерины Медичи представлял собой замкнутое пространство длиной пятьсот метров и шириной триста метров, отделенное от нового дворца переулком. Он был разделен на прямоугольные секции шестью аллеями, и секции были засажены лужайками, цветочными клумбами и небольшими группами из пяти деревьев, называемыми квинконами; и, что более практично, с огородами и виноградниками.

Сад Тюильри был самым большим и красивым садом Парижа в то время. Екатерина использовала его для роскошных королевских торжеств в честь послов королевы Англии Елизаветы I и брака ее дочери Маргариты де Валуа с Генрихом III Наваррским, более известным как Генрих IV, король Франции и Наварры.

Сад Генриха IV
Король Генрих III был вынужден бежать из Парижа в 1588 году, и сады пришли в упадок. Его преемник Генрих IV (1589–1610) и его садовник Клод Молле восстановили сады, построили крытую прогулку по всей длине сада и параллельную аллею, засаженную тутовыми деревьями, где он надеялся выращивать тутовых шелкопрядов и начинать шелковый путь. промышленность во Франции. Он также построил прямоугольное декоративное озеро размером 65 на 45 метров с фонтаном, снабжаемым водой от нового насоса под названием La Samaritaine, который был построен в 1608 году на Пон-Нёф. Пространство между дворцом и бывшим рвом Карла V было превращено в «Новый сад» (Jardin Neuf) с большим фонтаном в центре. Хотя Генрих IV никогда не жил во дворце Тюильери, который постоянно ремонтировался, он все же использовал сады для отдыха и физических упражнений.

Сад Людовика XIII
В 1610 году, после смерти отца, Людовик XIII стал новым владельцем садов Тюильри в возрасте девяти лет. Это стало его огромной детской площадкой - он использовал ее для охоты и содержал зверинец. На северной стороне садов Мария Медичи построила школу верховой езды, конюшни и крытый манеж для тренировок лошадей.

Когда король и двор отсутствовали в Париже, сады были превращены в место удовольствия для знати. В 1630 году бывшая кроличья будка и конура на западном валу сада были превращены в обсаженную цветами прогулочную улицу и кабаре. Дочь Гастона д'Орлеана и племянница Людовика XIII, известная как La Grande Mademoiselle, занимала своего рода двор в кабаре, а «Новый сад» Генриха IV (нынешняя Карусель) стал известен как «Карусель». Parterre de Mademoiselle ". В 1652 году «Гранд Мадемуазель» была изгнана из замка и сада за поддержку восстания Фронды против ее кузена, молодого Людовика XIV.

Сад Людовика XIV и Ленотра
Новый король быстро наложил собственное чувство порядка в садах Тюильри. Его архитекторы, Луи Ле Вау и Франсуа д'Орбэ, наконец завершили дворец Тюильри, превратив его в настоящую королевскую резиденцию. В 1662 году, чтобы отпраздновать рождение своего первенца, Людовик XIV провел обширное зрелище конных придворных в Новом саду, который был увеличен за счет засыпки рва Карла V и превращен в плац. После этого площадь стала называться Place du Carrousel.

 

В 1664 году королевский суперинтендант Кольбер поручил ландшафтному архитектору Андре Ленотру переделать весь сад. Ле Нотр был внуком Пьера Ленотра, одного из садовников Екатерины Медичи, а его отец Жан также был садовником в Тюильри. Он сразу же начал преобразовывать Тюильри в формальный французский сад, стиль, который он впервые разработал в Во-ле-Виконте и усовершенствовал в Версале, основанный на симметрии, порядке и долгой перспективе.

Сады Le Nôtre были спроектированы таким образом, чтобы их было видно сверху, из здания или с террасы. Он убрал улицу, разделявшую дворец и сад, и заменил ее террасой с видом на клумбы, окаймленные низкими изгородями из самшита и усыпанными цветами. В центре клумбы он разместил три декоративных озера с фонтанами. Перед центром первого фонтана он заложил Большую аллею, которая простиралась на 350 метров. Он построил два других переулка, обсаженных каштанами, по обе стороны. Он пересек эти три основных переулка с небольшими переулками, чтобы создать отсеки, засаженные разнообразными деревьями, кустарниками и цветами.

На южной стороне парка, рядом с Сеной, он построил длинную террасу под названием Terrasse du bord-de-l'eau, засаженную деревьями, с видом на реку. Он построил вторую террасу на северной стороне. с видом на сад, называемый Terrasse des Feuillants.

На западной стороне сада, рядом с современной площадью Согласия, он построил два пандуса в форме подковы Fer á Cheval и две террасы с видом на восьмиугольное озеро Bassin Octogonal диаметром 60 м (200 футов), соответственно, 70 м. (230 футов) от угла до угла, с одним фонтаном в центре с водометом высотой 12 м (39 футов), дополнительными мощными водными струями от каждого угла к центру. Террасы обрамляют западный вход в сад и обеспечивают еще одну точку обзора, чтобы увидеть сад сверху.

Ле Нотр хотел, чтобы его величественная перспектива от дворца до западной части сада продолжалась за пределами сада. В 1667 году он построил план проспекта с двумя рядами деревьев по обе стороны, который продолжался бы на запад до нынешнего Ронд-Пойнт-де-Елисейские поля.

Ле Нотр и его сотни каменщиков, садоводов и землеройных машин работали над садами с 1666 по 1672 год. Однако в 1682 году король, разгневанный на парижан за сопротивление его власти, покинул Париж и переехал в Версаль.

В 1667 году по просьбе известного автора «Спящей красавицы» и других сказок Шарля Перро сад Тюильри был открыт для публики, за исключением нищих, «лакеев» и солдат. Это был первый королевский сад, открытый для публики.

В 18 веке
После смерти Людовика XIV пятилетний Людовик XV стал владельцем сада Тюильри. Сад, заброшенный почти сорок лет, был приведен в порядок. В 1719 году две большие конные скульптурные группы La Renommée и Mercure скульптора Антуана Койсевокса были привезены из королевской резиденции в Марли и помещены у западного входа в сад. Другие статуи Николя и Гийома Кусту, Корнеля ан Клев, Себастьяна Слодза, Томаса Реньодена и Койсевокса были размещены вдоль Grande Allée. В западной части рва над рвом был установлен поворотный мост, чтобы облегчить доступ в сад. Создание места Людовика XV (ныне Площадь Согласия) создало грандиозный вестибюль в саду.

Некоторые праздники, например, 25 августа, день святого Луи, отмечались в парке концертами и фейерверками. Знаменитый ранний подъем на воздушном шаре был совершен из сада 1 декабря 1783 года Жаком Александром Сезаром Шарлем и Николя Луи Робертом. В парке разместили небольшие продуктовые лавки, а стулья можно было арендовать за небольшую плату. Общественные туалеты были добавлены в 1780 году.

Во время французской революции
6 октября 1789 года, когда началась Французская революция, король Людовик XVI против своей воли был доставлен во дворец Тюильри. Сад был закрыт для публики, кроме полудня. Королева Мария-Антуанетта и дофин получили часть сада в ее личное пользование, сначала в западном конце Променада Борд-д'О, а затем на окраине площади Людовика XV.

 

После неудачной попытки короля бежать из Франции надзор за семьей усилился. Королевской семье разрешили гулять по парку вечером 18 сентября 1791 года во время фестиваля, организованного в честь новой французской конституции, когда аллеи парка были освещены пирамидами и рядами фонарей. 10 августа 1792 года толпа штурмовала дворец, а швейцарскую гвардию короля гнали по садам и убили. После отстранения короля от власти и казни Тюильри стал Национальным садом (Jardin National) новой Французской Республики. В 1794 году новое правительство поручило восстановление садов художнику Жаку-Луи Давиду и его шурину, архитектору Августу Шеваль де Сен-Юбер. Они задумали сад, украшенный римскими портиками, монументальными крыльцами, колоннами и другими классическими украшениями. Проект Давида и Сен-Юбера так и не был завершен. Все, что осталось сегодня, - это две exedres, полукруглые низкие стены, увенчанные статуями у двух прудов в центре сада.

Хотя проект Давида не был завершен, большое количество статуй из королевских резиденций было доставлено в сады для демонстрации. Сад также использовался для проведения революционных праздников и фестивалей. 8 июня 1794 года Робеспьер организовал в Тюильри церемонию в честь Культа Высшего Существа, декорации и костюмы были созданы Жаком-Луи Давидом. После гимна, написанного по этому случаю, Робеспьер поджег манекены, представляющие атеизм, амбиции, эгоизм и ложную простоту, обнажив статую Мудрости.

В 19 веке
В 19 веке сад Тюильри был местом, куда обычные парижане приходили отдыхать, встречаться, прогуливаться, наслаждаться свежим воздухом и зеленью и развлекаться.

Наполеон Бонапарт, собирающийся стать императором, переехал во дворец Тюильри 19 февраля 1800 года и начал улучшать его, чтобы он соответствовал императорской резиденции. Между Лувром и площадью Карусель была проложена новая улица, двор закрыл забор, и он построил небольшую триумфальную арку по образцу арки Септимия Северуса в Риме, в центре площади Карусель, в качестве церемониала. вход в его дворец.

В 1801 году Наполеон приказал построить новую улицу вдоль северной окраины Тюильри, через пространство, которое было занято школой верховой езды и конюшнями, построенными Марией Медичи, а также частными садами аристократов, монастырей и религиозных орденов, которые имели был закрыт во время революции. Эта новая улица также стала частью Terrasse des Feuillants, на которой располагались кафе и рестораны. Новая улица, окруженная аркадами с северной стороны, была названа rue de Rivoli в честь победы Наполеона в 1797 году.

Наполеон внес несколько изменений в интерьер сада. Он продолжал использовать сад для военных парадов и отмечать особые события, в том числе проход своей собственной свадебной процессии 2 апреля 1810 года, когда он женился на эрцгерцогине Марии-Луизе Австрийской.

После падения Наполеона сад ненадолго стал лагерем австрийских и русских солдат-оккупантов. Монархия была восстановлена, и новый король Карл X возобновил старую традицию и отпраздновал праздник Святого Карла в саду.

В 1830 году после непродолжительной революции новый король Луи-Филипп стал владельцем Тюильри. Он хотел иметь частный сад в Тюильри, поэтому часть сада перед дворцом была отделена забором от остальной части Тюильри. Небольшой ров, клумбы и восемь новых статуй скульпторов того времени украсили новый частный сад.

В 1852 году, после очередной революции и недолгой Второй республики, новый император Луи Наполеон стал владельцем сада. Он расширил свой частный заповедник в саду дальше на запад до переулка север-юг, пересекавшего большой круглый бассейн, так что он включил два маленьких круглых бассейна. Он украсил свой новый сад клумбами с экзотическими растениями и цветами и новыми статуями. В 1859 году он превратил Terrasse du bord-de-l'eau в игровую площадку для своего сына, принца Imperial. Он также построил два павильона, Jeu de paume и Orangerie, в западном конце сада и построил новую каменную балюстраду у западного входа. Когда императора не было в Париже, обычно с мая по ноябрь, весь сад, включая его частный сад и игровую площадку, был открыт для публики.

В 1870 году император Луи Наполеон был разбит и взят в плен пруссаками, а Париж стал ареной восстания Парижской Коммуны. Над дворцом развевался красный флаг, и его можно было посетить за пятьдесят сантимов. Когда армия прибыла и сражалась за город, коммунары намеренно сожгли дворец Тюильри, а также попытались сжечь Лувр. Руины не сносили до 1883 года. Пустое место дворца между двумя павильонами Лувра стало частью сада.

 

В 20 веке
В конце 19 - начале 20 века сад Тюильери был наполнен развлечениями для публики; акробаты, кукольные театры, киоски для лимонада, маленькие лодки на озерах, прогулки на ослах и киоски с игрушками. На летних Олимпийских играх 1900 года в садах проходили соревнования по фехтованию. Мир в саду был прерван Первой мировой войной 1914 года; статуи были окружены мешками с песком, и в 1918 году в сад упали два немецких артиллерийских снаряда дальнего действия.

В годы между двумя мировыми войнами теннисный корт Jeu de paume был превращен в галерею, а его западная часть использовалась для демонстрации серии картин Клода Моне «Кувшинки». Оранжерея стала художественной галереей современного западного искусства.

Во время Второй мировой войны Jeu de paume использовался немцами как склад для искусства, которое они украли или конфисковали.

Освобождение Парижа в 1944 году сопровождалось ожесточенными боями в саду. Картины Моне «Кувшинки» были серьезно повреждены во время битвы.

До 1960-х годов почти все скульптуры в саду датировались 18-м или 19-м веком. В 1964–65 годах Андре Мальро, министр культуры президента Шарля де Голля, удалил статуи XIX века, окружавшие площадь Карусель, и заменил их современными скульптурами Аристида Майоля.

В 1994 году в рамках проекта Большого Лувра, запущенного президентом Франсуа Миттераном, бельгийский ландшафтный архитектор Жак Вирц переделал сад Карусели, добавив лабиринты и низкие живые изгороди, исходящие от триумфальной арки на площади.

В 1998 году при президенте Жаке Шираке в саду были размещены произведения современной скульптуры Жана Дюбюффе, Анри Лоренса, Этьена Мартена, Генри Мура, Жермен Рихье, Огюста Родена и Дэвида Смита. В 2000 г. добавлены работы ныне живущих художников; в их число вошли работы Магдалены Абаканович, Луизы Буржуа, Тони Крэгга, Роя Лихтенштейна, Франсуа Моррелле, Джузеппе Пеноне, Анн Рошетт и Лоуренса Вайнера. В то же время был добавлен еще один ансамбль из трех работ Даниэля Дезеза, Эрика Дитмана и Эжена Додень, названный Prière Toucher (Молитвенное прикосновение).

В 21 веке
В начале 21 века французские ландшафтные архитекторы Паскаль Крибье и Луи Бенеш работали над восстановлением некоторых ранних черт сада Андре Ленотра.

Области особого интереса
Сад Карусель/ Jardin du Carrousel
Эта часть сада, также известная как площадь Карусель, раньше была окружена двумя крыльями Лувра и дворцом Тюильри. В 18 веке он использовался как плац для кавалерийских и других торжеств. Центральным элементом является Триумфальная арка Карусель, построенная в честь побед Наполеона, с барельефными скульптурами его сражений Жана Жозефа Эсперсье. Сад был переделан в 1995 году, чтобы продемонстрировать коллекцию из 21 статуи Аристида Майоля, которая была помещена в Тюильри в 1964 году.

Terrasse
Возвышенная терраса между Каруселью и остальной частью сада раньше находилась перед дворцом Тюильри. После сожжения дворца в 1870 году его превратили в дорогу, которую в 1877 году проложили под землей. Террасу украшают две большие вазы, которые раньше стояли в садах Версаля, и две статуи Аристида Майоля; Памятник Сезанну на севере и Монумент aux morts de Port Vendres на юге.

Ров Карла V
Две лестницы спускаются с Террасы к рву (фр: fossés), названному в честь французского короля Карла V, перестроившего Лувр в 14 веке. Он был частью старых укреплений, первоначально окружавших дворец. На западной стороне видны следы боев во время неудачной осады Парижа Генрихом IV французским в 1590 году во время французских религиозных войн. С 1994 года ров украшают статуи с фасада старого дворца Тюильри и барельефы, сделанные в 19 веке во время Реставрации французской монархии, которые должны были заменить наполеоновские барельефы на Триумфальной арке. Карусели, но так и не были поставлены на место.

Гранд Карре Тюильри
Гранд Карре (Большая площадь) - восточная открытая часть сада Тюильери, которая до сих пор соответствует формальному плану французского сада, созданного Андре Ленотром в 17 веке.

Восточная часть Гранд Карре, окружавшая круглый пруд, была частным садом короля при Луи-Филиппе и Наполеоне III, отделенным от остальной части Тюильри забором.

Большинство статуй в Гранд Карре были установлены в 19 веке.

 

Нимфе (1866 г.) и Дайан Шассресс (Диана-Охотница) (1869 г.) Луи Огюста Левека, которые знаменуют начало центральной аллеи, которая проходит через парк с востока на запад.
Тигр, подавляющий крокодила (1873 г.), и Тигрица, несущая павлина своему детенышу (1873 г.), оба художника Огюста Каина, у двух маленьких круглых водоемов.

Большой круглый пруд окружен статуями на темы античности, аллегории и античной мифологии. Статуи в жестоких позах чередуются со статуями в безмятежных позах. На южной стороне, начиная с восточного входа в большой круглый пруд, находятся:
Мизер (Мизер) Жан-Батиста Юга (1905)
Перикл вручает венки художникам - Жан-Батист Дебай Пере (1835)
Le Bon Samaritain (Добрый самаритянин) Франсуа Сикара (1896)
"Александр Комбатант" (Александр Файтинг) Шарля Нантёя (1836)
Цинциннат, Денис Фойатье (1834)
Медея - Поль Жан Батист Гаск (1896)

На северной стороне, начиная с западного входа в пруд, находятся:
Клятва Спартака Луи Эрнеста Барриаса (1869)
Комедия Жюльена Туссена Ру (1874)
Кентавр Несс, уносящий Дежанира (Кентавр Несс, уносящий Дежанира) Лорана Оноре Маркеста (1892)
Тесей борется с Минотавром Этьен-Жюлем Рэми (1821)
Кассандр ставит себя под защиту Паллада Эме Миллер (1877)
Каин после убийства своего брата Авеля, Анри Видаль (1896)

Le Grand Couvert Тюильри
Grand Couvert - это часть сада, покрытая деревьями. Два кафе в Гранд-Куверт названы в честь двух известных кафе, когда-то расположенных в саду; кафе Very, бывшее на террасе Feuiillants в 18-19 веках; и кафе Renard, которое в 18 веке было популярным местом встреч на западной террасе.

Grand Couvert также содержит две exedres, низкие изогнутые стены, построенные для демонстрации статуй, уцелевших после Французской революции. Они были построены в 1799 году Жаном Шарлем Моро в рамках более крупного незавершенного проекта художника Жака-Луи Давида в 1794 году. Сейчас они украшены гипсовыми слепками лепных украшений на мифологические темы из парка Людовика XIV в Марли.

Большой Кувер содержит ряд важных произведений 20-го века и современной скульптуры, в том числе:

L'Echiquier, Grand, (1959) Жермен Рихье
Великий музыкант, (1937) Анри Лоренс
Персонажи III (1967) Этьена Мартена
Primo Piano II (1962) Дэвида Смита
Уверенность (2000) Даниэля Дезеза
Сила и нежность (1996) Эжена Додень
Друг человека, (1999) Эрика Дитмана
Манус Ультимус, (1997) Магдалены Абаканович
Гласное дерево, (2000) Джузеппе Пеноне
Brushstroke Nude (1993) Роя Лихтенштейна
One, two, tros, us (2000) Анны Рошетт
Жанетт (около 1933 г.), Поль Бельмондо
Аполлон (около 1933 г.), Поль Бельмондо

Оранжери, Же-де-Пом и Западная терраса Тюильри
Оранжерея (Musée de l'Orangerie), расположенная в западной части сада недалеко от Сены, была построена в 1852 году архитектором Фирменом Буржуа. С 1927 года здесь выставлено множество крупных образцов из серии «Водяные лилии» Клода Моне. Здесь также представлена ​​коллекция картин импрессионистов Вальтера-Гийома.

На террасе Оранжереи находятся четыре скульптуры Огюста Родена: Ле Байзер (1881–1898); Бюстгальтеры Eve (1881 г.), La Grande Ombre (1880 г.) и La Meditation (1881–1905 гг.). Здесь также есть современная работа Алена Кирилла Grand Commandement blanc (1986).

Jeu de Paume (Национальная галерея du Jeu de Paume) была построена в 1861 году по проекту архитектора Виро и расширена в 1878 году. В 1927 году она стала пристройкой Люксембургского дворца-музея для демонстрации современного искусства из-за пределов Франции. Во время немецкой оккупации во время Второй мировой войны, с 1940 по 1944 год, он использовался немцами как склад для хранения произведений искусства, которые они украли или экспроприировали у еврейских семей. С 1947 по 1986 год он служил Музеем Жю-де-Пом, в котором хранилось множество важных произведений импрессионистов, которые сейчас находятся в Музее д'Орсе. Сегодня Jeu de Paume используется для выставок современного искусства.

На террасе напротив Jeu de Paume находится скульптурное произведение Жана Дюбюффе «Бель Костюме» (1973).

 

 

 

 

 


 

 

 

blog comments powered by Disqus