Ратуша Аахена (нем. Rathaus) — достопримечательность культурного значения, расположенная в Альтштадте Ахена, Германия. Он был построен в готическом архитектурном стиле в первой половине 14 века.
В первой половине 14 века жители Аахена построили новую ратушу под
руководством своего действующего мэра Герхарда Хоруса (1285-1367) в знак
своей гражданской свободы. До этого здание из травы, построенное в
середине 13 века, служило ратушей. Однако в качестве уступки
римско-германским королям горожане должны были взять на себя
обязательство устроить в новой ратуше зал для праздничной коронационной
трапезы (после королевских коронаций в Аахенском соборе). Строительство
началось в 1330 году, когда здание было возведено на фундаменте
заброшенного дворца эпохи Каролингов, Aula regia Императорского дворца.
Грануштурм времен Карла Великого был перенят и увеличен на 14
метров. Части возвышающейся каролингской кладки также все еще
присутствуют на южной стороне ратуши. Он был завершен в 1349 году. До
1531 года банкеты по случаю королевских коронаций Аахена проходили в так
называемом коронационном зале. В то время как ратуша служила
административным зданием и праздничным залом для имперских торжеств,
документы и часть городского оружия и боеприпасов были размещены в Башне
Грануса. Башня также служила временной тюрьмой.
Готическая ратуша
Аахена считается архитектурным образцом для многочисленных зданий ратуши
во фламандском регионе того периода.
Горельеф из известняка примерно 1380 года, изображающий Поклонение
трем королям, украшал вход на Императорскую лестницу, соединение между
подвалом и залом для коронаций, Дверь Трех королей. Рельеф образовали
четыре глыбы известняка. Три барельефа короля и группа матери и ребенка
состояли из блока известняка.
В 1798 году, в наполеоновскую
эпоху, рельеф был частично разрушен. Фрагмент остался над порталом,
который тогда назывался входом в главное караульное помещение.
Средневековое произведение искусства было заменено свободной копией
Готфрида Геттинга в 1879 году. Перед Второй мировой войной он был
передан местному музею и во время войны был утерян.
Во время большого городского пожара 1656 года сгорела часть крыши и
башен. Разрушенные части были перестроены в стиле барокко. В период с
1727 по 1732 год ахенский мастер-строитель Иоганн Йозеф Кувен провел
фундаментальную реконструкцию в стиле барокко, особенно в области
переднего фасада и входной лестницы. Были сняты готические фигурные
украшения и кресты с окон. Интерьеры также были переработаны в стиле
барокко. Конференц-зал и «Белый зал» на первом этаже до сих пор
производят впечатление этого.
Деревянные панели в стиле
ахенско-льежского барокко из мастерской Жака де Ре и настенные росписи
художника Иоганна Хризанта Болленрата характерны для этой фазы.
Впечатление об этом производит так называемый старшинский суд. Зал
изначально предназначался для жюри, которое контролировало качество
ахенской ткани; позже он служил офисом лорд-мэра.
Зал мира был
устроен для торжественного подписания мирного договора, положившего
конец войне за австрийское наследство в 1748 году, но не использовался
из-за споров о статусе послов. В качестве компенсации за это город Ахен
получил портреты послов. Сейчас они находятся в разных залах ратуши.
С окончанием периода имперского города и во время наполеоновской
оккупации состояние ратуши находилось в сильно запущенном состоянии, так
что в 1840 году здание пришлось считать частично ветхим. С середины 19
века ратуша постепенно перестраивалась, в частности городским
мастером-строителем Фридрихом Йозефом Арком, в том виде, в каком она
была представлена в то время в первоначальном готическом состоянии, и
дополнительно оснащалась неоготической живописью, рельефами и
скульптурами. . Фасад, обращенный к рынку, украшали статуи 50 королей и
символы искусства, науки и христианства.
Коронационный банкетный
зал, временно разделенный стенами, был отреставрирован и снабжен новым
входом — лестницей Ковчега. Кроме того, живописцу Альфреду Ретелю было
поручено украсить зал циклом масштабных фресок. Цикл, начатый в 1847 г.
и завершенный студентом в 1861 г., показывает станции и легенды из жизни
Карла Великого. Это один из наиболее важных сохранившихся образцов
позднеромантической исторической живописи, особенно после уничтожения
аналогичных циклов, украшавших Новый музей в Берлине.
Начиная с пожара в магазине лекарств и материальных товаров
Монхейма на Антониусштрассе, 26, ферма крыши и первоначально башня
Грануса были подожжены летящими искрами 29 июня 1883 года. В течение
четырех часов сгорели ферма крыши и две башни ратуши, а также более
30 окружающих жилых домов на южной стороне рынка, на Понтштрассе,
Якобштрассе, Кокерельштрассе, Юденгассе и Кёнигштрассе до
Карлсграбена. В дополнение к пожарным командам из Аахена и Буртшайда
и силам 53-го пехотного полка были отправлены военные поезда,
вызванные из Штольберга и Лангервехе, а также из Эйпена,
Менхенгладбаха, Кельна и Дюссельдорфа. Полностью потушить пожары
удалось лишь в ночь на 1 июля в результате сильной грозы. Причина
пожара на Антониусштрассе так и не была выяснена должным образом.
Коронационный зал с фресками Ретеля и первый этаж уцелели от
пожара, но сильно пострадали от тушащей воды. Реставрацию провел
художник-жанрист и живописец Фридрих Герхардт. В последующий период
крыша и башни были снова временно покрыты.
1 ноября 1884 года
город Аахен объявил конкурс среди немецких архитекторов на
реставрацию ратуши. Среди 13 представленных проектов первая премия
была присуждена ахенскому архитектору Георгу Френтцену, которому в
1891 году было поручено восстановить ратушу и башни. Реконструкцией
интерьера занимался городской строитель Жозеф Лоран. Около 1895 года
к краям стены эркера в задней части ратуши были прикреплены
скульптуры рыцарей Герхарда Хоруса и Иоганна фон Понта, а также
восемь гербов средневековых дворянских родов (Маргартен, Беренсберг,
Ройде, Хассельгольц , Surse, Wilde, Joh. Chorus, Zevel) в пеленках.
Это работы Карла Краусса. Кроме того, вплоть до 1900 года ахенские
скульпторы Карл Эссер, Вильгельм Поль, Ламберт Пьедбёф и Готфрид
Геттинг изготовили несколько статуй королей, некоторые из которых
были коронованы здесь, для стены ратуши, некоторые из которых
основаны на проектах Кёльнского скульптор Кристиан Мор. В 1899 году
компания FA Neuman из Эшвайлера возвела новую стальную конструкцию
для крыши и двух неоготических шпилей.
Реставрационные работы
были завершены в 1902 году. Торжественное открытие ратуши состоялось
19 июня 1902 года в присутствии кайзера Вильгельма II.
Ратуша Аахена пережила Первую мировую войну без каких-либо
повреждений, связанных с войной. Во время политических волнений в ходе
сепаратистских движений за отделение от Рейнской республики 21 октября
1923 года ратуша была взята штурмом группой спецназа и сильно разрушена.
Были разрушены части фасада, декоративные фигуры и двое часов на башнях
ратуши, выбиты все оконные стекла на первом этаже со стороны рынка,
опустошены многочисленные исторические помещения ратуши. Многие фрески
Ретеля были сильно повреждены пулями. Мебель - особенно из комнаты мэра
и из зала коронаций - была разбита и использована как снаряд. В
Кайзерзале нашли неразорвавшуюся бомбу.
Во время Второй мировой
войны ратуша сильно пострадала от нескольких бомбардировок, в частности
14 июля 1943 года и 11 апреля 1944 года. 14 июля 1943 года фермы крыши и
обе башни ратуши сгорели, только стальные каркасы башенных колпаков,
погнутые от жары, должны были формировать облик ратуши еще несколько
лет. Коронационный зал был сильно поврежден, а под давлением бомбежек
северный фасад отклонился от линии на 30 сантиметров. Острая опасность
обрушения первоначально была временно предотвращена массивными
деревянными опорами. Фрески Ретеля сильно пострадали от проникновения
дождевой воды. Пять из восьми фресок были бережно удалены небольшими
партиями ахенским художником Францем Штеви и первоначально хранились в
музее Зурмондта.
В 1945 году архитектор Отто Грубер и
инженер-строитель Рихард Штумпф первоначально составили отчет об
устойчивости здания. Срочное закрепление обрушившегося северного фасада
было выполнено профессором Йозефом Пирлетом с помощью стальной
конструкции и стяжек. В 1946 году крышу ратуши временно отремонтировали
оцинкованными листами. Изначально упор при реконструкции был сделан на
статическую безопасность, так как помимо отрыва северного фасада были
пробита почти все арки. 9 августа 1948 года Пирле смог сообщить
городскому совету, что историческая ратуша в безопасности. Хранилища на
первом этаже снова были закрыты в 1950 году. Реконструкция Kaisersaal
была в основном завершена в 1953 году, и в течение следующих нескольких
лет последовал дизайн зала.
Вопрос о том, как будут перестроены
два шпиля, продолжал оставаться в центре спорных дискуссий. В 1966 году
Вильгельм К. Фишер, внесший выдающийся вклад в реконструкцию Аахена,
представил эскиз конструкции башни. Студенты из RWTH Aachen также
приняли участие в обсуждении с 24 проектами. В 1968 году в рабочую
комиссию по реставрации шпиля было представлено восемь экспертных
проектов. Некоторые из проектов, некоторые из которых кажутся очень
современными, например, Герхарда Граубнера и Вильгельма К. Фишера,
интенсивно обсуждались во время публичной презентации в августе 1968
года. Рабочая группа остановила свой выбор на дизайне городского
куратора Лео Хьюго, который был тесно связан с историческими моделями.
Шпили с элементами готического дизайна были восстановлены в 1978 году. В
1979 году в ратуше появился карильон. Это было выставлено в июле 1979
года перед ратушей на рыночной площади. В начале августа состоялось
официальное открытие шпилей и карильона.
Сегодня в ратуше выставлены точные копии имперских драгоценностей из Венского светского казначейства, которые были изготовлены примерно в 1915 году по заказу кайзера Вильгельма II для выставки. Они посвящены 31 королевской коронации, состоявшейся в Аахене между 813 и 1531 годами. Среди них копии Reichsevangeliar — рукописи времен Карла Великого — так называемая сабля Карла Великого, императорская корона и держава, выполненные ахенским ювелиром Бернхардом Витте, частично совместно с Паулем Боймерсом (1865—1950), сын ювелира Конрада Антона Боймерса, между 1915 и 1920 годами.
С 2009 года ратуша является станцией на Маршруте Карла Великого. В
рамках этого проекта исторические залы были открыты для посетителей.
Музейная экспозиция и интерактивный гид Aixplorer рассказывают об
истории и произведениях искусства дома и дают представление об
исторических коронационных банкетах. Произведения искусства включают
портреты императора Наполеона I 1807 года работы Луи-Андре-Габриэля Буше
и императрицы Жозефины работы Робера Лефевра в 1805 году. Ратуша
по-прежнему является резиденцией мэра и совета. Международная премия
Карла Великого вручается ежегодно в коронационном зале ратуши.
22
января 2019 года, в 56-ю годовщину Елисейского договора, Ангела Меркель
и Эммануэль Макрон подписали Аахенский договор в Зале коронации.
Друзья ботанического сада Аахена - это второй Карлсгартен в Аахене, в котором поддерживается сад трав на южной стороне ахенской ратуши в Качхофе. С 1965 года здесь выращивают ряд растений из Capitulare de villis.
Запись в реестре памятников гласит:
"Раньше. Дворцовый зал Карла
Великого, рынок
Фундаментные стены и части возвышающегося
каролингского дома (включая Гранустурм), перестроенные в ратушу после
1300–1349 гг., Барочные преобразования и изменения Иоганна Йозефа Кувена
удалены, за исключением частей интерьера (зал совета, Белый зал),
1840–1881 гг. ратуша по планам Фридриха Йозефа Арка реготична,
дальнейшие преобразования и реставрация после пожара 1883–1901 годов и
особенно после серьезных военных повреждений после 1945 года;
2-х
этажное здание ратуши с высоким подвалом, с неоготическими фасадами,
полукруглой апсидой (т.н. Базарная башня) и квадратной лестничной башней
(т.н. Гранустурм); во фресках Рейхсзала работы А. Ретеля; на новом
гербовом камне пристройки 1723 г. с фронтона Корнелиусбада"
В
рамках проекта памятника «Пути против забвения» бронзовая доска на
ратуше увековечивает политические беспорядки в эпоху
национал-социалистов. На нем выгравировано:
«Город Ахен привержен
свободе и демократии. Граждане хотят сохранить эти ценности сейчас и в
будущем.
Права человека нарушались в Аахене во времена нацизма. В
этом также участвовали местные политики и городская администрация. Здесь
и в других местах города проект «Пути против забвения» увековечивает
память о преступлениях нацистского террора, последователей и
сопротивления. Городской совет, избранный 12 марта 1933 года в условиях
террора и преследований инакомыслящих, 29 марта 1933 года принял решение
предложить Адольфу Гитлеру почетное гражданство города Ахена.
Подобные вещи происходили и во многих других городах. За него
проголосовали депутаты городского совета центра, Кампффронт
Черно-Бело-Красный, ДВП и НСДАП. Городские советники социал-демократов
проголосовали против; депутаты-коммунисты уже были исключены из
городского совета.
После запрета СДПГ и КПГ в июле 1933 г. мэр,
находившийся у власти с 1928 г. и принадлежавший к центру, был отправлен
в отпуск, а 15 сентября 1933 г. другие члены городского совета
единогласно «избрали» национал-социалиста мэром. Память об этих событиях
— это напоминание всем нам о том, как вести себя в будущем».
Ратуша в Аахене несколько раз использовалась в качестве мотива известными художниками, в том числе рисунок Альбрехта Дюрера 1520 года - вероятно, самый известный прием здания.