Сокровищница Ахенского собора

 

Описание

Сокровищница Аахенского собора (нем. Aachener Domschatzkammer) — музей римско-католической епархии Аахена, находящийся под контролем главы собора, в котором хранится одна из самых важных коллекций средневековых церковных произведений искусства в Европе. В 1978 году Сокровищница Аахенского собора вместе с Аахенским собором стала первым памятником на немецкой земле, внесенным в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сокровищница содержит произведения поздней античности, каролингов, оттонов, штауфенов и готики. Экспонаты выставлены в помещениях, примыкающих к монастырям собора.

 

Сбор и аранжировка

В 1995 году Соборная сокровищница была полностью переоборудована в соответствии с новейшими консерваторскими и педагогическими знаниями. На площади более 600 м2 размещено более сотни произведений искусства, разделенных на пять тематических групп.

Одной из концептуальных областей является документация собора как церкви Карла Великого. Позднеготический позолоченный серебряный бюст Карла Великого, образец для бесчисленных более поздних реликвариев, стоит в центре этой секции. Здесь же находится саркофаг Персефоны, римский мраморный саркофаг начала третьего века, в котором в соборе был похоронен Карл Великий.

Среди предметов Соборной сокровищницы, связанных с Карлом Великим, есть олифант из одиннадцатого века (сарацины) Южной Италии или востока, который долгое время считался Охотничьим рогом Карла Великого. Существует также так называемый охотничий нож Карла Великого, датируемый восьмым веком. Он и Петрусмессер в Сокровищнице Бамбергского собора - единственные известные средневековые ножи, которые хранились над землей и поэтому с самого начала имели особое значение. Все другие подобные предметы были найдены в археологических контекстах. Охотничий нож из дамасской стали классифицируется как англо-саксонский или скандинавский. Соответствующие ножны, вероятно, датируются одиннадцатым веком и имеют древнеанглийскую надпись: BRHTZIGE MEC FECID (Бритсиге сделал меня).

Второй раздел содержит предметы, связанные с литургией, в том числе Крест Лотаря (который до сих пор используется в особых случаях), Аахенский алтарь, Евангелия из сокровищницы Каролингов, шедевр средневекового иллюминирования. Кроме того, есть также поздние готические изделия ювелира Ганса фон Ройтлингена.

Произведения искусства, использовавшиеся в Аахене во время коронации императора Священной Римской империи между 936 и 1531 годами, образуют третью тематическую категорию, в том числе искусно изготовленную ситулу из слоновой кости, сосуд для святой воды, изготовленный в Трире около 1000 года и украшенный богатыми рельефами. а также оттоновские Евангелия Лютара, которые являются образцом своего периода.

Реликвии собора и паломничества в Аахен (особенно паломничество в Аахен) и собор как церковь Марии относятся к четвертой и пятой категориям. Здесь выставлены реликварии и так называемые венгерские пожертвования, а также изображения и скульптуры Богородицы. В витринах выставлены драгоценности, которые дарители и меценаты (часто священнослужители) передали в сокровищницу собора.

Предметы из богатой текстильной коллекции сокровищницы находятся в постоянной ротации в подвале, а в центре находится коронационный плащ Каппа Леонис (около 1520 г.), ложно названный в честь Папы Льва III.

 

История

Казначейство

«Поскольку я видел каждое королевское чудо, [я знаю, что] никто из живущих не видел ничего более чудесного», — писал Альбрехт Дюрер в своем путевом дневнике, когда он посетил Аахен в 1520 году по случаю коронации императора Карла V. Уникальная коллекция, важнейшая севернее Альп, каким-то чудом сохранилась в Соборе и его Сокровищнице до наших дней. Его выдающееся положение связано с тем, что в Аахенском соборе в период с 936 по 1531 год проходили коронации тридцати римских королей. Только после помазания в Аахене правитель мог быть коронован императором Священной Римской империи в Риме. Бесчисленные драгоценные предметы вошли в коллекцию в качестве королевских пожертвований, другие были неотъемлемой частью церемоний коронации.

Поскольку они росли на протяжении веков, содержимое имело бурную историю. Их выслали во время Тридцатилетней войны и снова в 1794 году, когда французские революционные войска заняли Аахен и включили его в состав департамента Роер. В августе того же года сокровище было доставлено в Collegium Liborianum, монастырь капуцинов в Падерборне, где хранились три предмета императорских регалий, которые до сих пор находились во владении Соборной коллегии (каролингское коронационное евангелие, сабля Карла Великого и кошелек св. Стефана). были разделены и доставлены в Вену. С тех пор ахенские императорские регалии остаются в Имперской сокровищнице в Вене. Споры о принадлежности этих предметов продолжаются и по сей день.

В 1804 году Марк-Антуан Бердоле, первый епископ Аахена, подарил две части коллекции императрице Жозефине, когда она посетила Аахен для купания, в знак благодарности за возвращение сокровища в Аахен, которое было организовано ее мужем Наполеоном Бонапартом. . Из этих даров реликварий Штауфена сейчас находится в Лувре в Париже, а Талисман Карла Великого — в сокровищнице Реймского собора.

Ближе к концу Первой мировой войны Сокровище снова было доставлено в Падерборн из-за неизбежных воздушных налетов. Он был возвращен в 1922 году.

В начале Второй мировой войны Сокровищница была перевезена во дворец Бюкебург вместе с сокровищами других церквей епархии и Музея Зурмондта-Людвига. Однако вскоре дворец оказался непригодным для хранения таких важных произведений искусства. Поэтому в 1941 году Генрих Гиммлер составил список «предметов, важных для рейха и предметов, не важных для рейха», и четырнадцать «предметов, важных для рейха», были доставлены в Альбрехтсбург в Мейсене. Эти предметы включали Карлсшрайн, Мариеншрайн, бюст Карла Великого, Крест Лотаря, слоновую кость, кодексы и два великих готических реликвария (реликварий Карла Великого и реликварий Трех башен). Остальную часть коллекции отправили обратно в Аахенский собор, где тщательно замуровали в южной башне Вестверка. По настоянию рейхсконсерватора Роберта Хике и провинциального консерватора Франца Вольфа-Меттерниха, который был в тесном контакте с кафедральным собором и городской администрацией, предметы, хранящиеся в Альбректсбурге, были доставлены в Зиген 13 сентября 1944 г. (поскольку граждане, оставшиеся в Аахене, эвакуировались). в Тюрингию) и хранились там, в туннеле Хайн, вместе с Сокровищницей Эссенского собора, Сокровищницей Трирского собора, ценнейшими предметами Рейнских музеев и деревянными дверями церкви Святой Марии в Капитолии.

В пасхальный понедельник 1945 года молодой викарий Эрих Стефани в сопровождении американского офицера по охране произведений искусства Уокера Хэнкока отправился в Зиген, чтобы осмотреть шесть ящиков с сокровищами. 7 мая он снова уехал в Зиген, чтобы вернуть сокровище в Аахен. Однако поставка была задержана подписанной в тот же день капитуляцией вермахта. Коллекция была возвращена только 26 мая благодаря Хэнкоку, который предотвратил их передачу в Марбург, без разрешения погрузил Сокровище, копии Императорских регалий и деревянные двери Святой Марии в грузовик и перевез их в Аахен и Кельн.

 

Казначейская палата

О старейшей резиденции соборной казны известно немного. До 19 века наиболее важные части клада хранились в большом готическом шкафу в ризнице, который затем заменили. Этот новый кабинет переехал в 19 веке из часовни Матиаса в часовню Карла, а оттуда в Венгерскую часовню. С 1931 года сокровищница размещалась в помещении площадью 90 м² на восточной стороне монастыря. В 1979 году они переехали на нынешнее, более западное место, где музею было отведено 490 м² выставочной площади. После нового расширения и реконструкции в 1995 году она увеличилась до 600 м². Постоянная экспозиция, которая раньше располагалась в хронологическом порядке, теперь была организована тематически. Кроме того, было создано пространство для (скромных) временных выставок.

Казначейство занимает три этажа здания, которое в основном было построено в 1975-79 годах. Исторически значимы только красивый готический портал, примыкающий к нему монастырь и сводчатый погреб. Общественные зоны расположены на первом этаже и посвящены трем выставочным темам: 1. Карл Великий; 2. литургия; и 3. коронации. На верхнем этаже обсуждаются две темы: 4. церковь паломников и сокровищница реликвий; и 5. Церковь Марии. Есть также зал для временных выставок. В большом подвале есть место для 6. текстильного сокровища.

Кроме того, сам собор также функционирует как выставочное пространство не только из-за множества статуй и литургических предметов, выполняющих там религиозную функцию, но и потому, что два самых важных реликвария, реликварии Марии и Карла Великого, находятся в нем. хор.

 

Коллекция

Коллекция музея включает в себя религиозные статуи и рельефы, картины, рисунки, гравюры, книги и рукописи, реликварии, литургические сосуды и предметы. Предметы датируются периодом с 4 по 20 века с определенным акцентом на средневековье.

 

Реликвии и реликварии

Две самые важные реликварии собора, Усыпальница Карла Великого и Усыпальница Девы Марии, не находятся в сокровищнице, а постоянно установлены в хорах церкви. Коллекция реликвариев в сокровищнице едва ли уступает. Некоторые основные моменты:

Реликварий Анастасия (20 × 19 × 39 см), частично позолоченное серебро, Антиохия, около 1000 г.
Ящик-реликварий святого Феликса (50 × 22,5 × 23 см), дерево с серебряной пластиной и перегородчатой ​​эмалью, итальянско-византийский?, 11 век
реликварий тондо (высота: 52 см) с мощами, в том числе священной губки; позолоченное серебро с горным хрусталем, жемчугом и драгоценными камнями, около 1340–1350 гг., с выемчатыми пластинами Маасланда, 1160–70 гг., и ангелы 14 века
Реликварий Симеона (59,5 × 14,5 × 38 см), позолоченный стол-реликварий со статуями Марии и Симеона с Младенцем Иисусом, Ахен, 1330–1340 гг.
Бюст Карла, частично позолоченный серебряный реликварий Карла Великого (высота: 86,3 см), возможно, подарок Карла IV после 1349 г .; корона, сделанная в Праге, определенно принадлежит Карлу IV, и ее также носил император Сигизмунд во время своей коронации в 1414 году.
Две позолоченные серебряные башни-реликварии с фрагментами инструментов страсти (терновый венец, крест, гвоздь и губка), Карл Великий и другие реликвии (высота: 125 см и 93,5 см), Ахен, ок. 1350 и ок. 1380
Реликварий для пояса Марии (высота: 62,5 см), Прага?, ок. 1360 г.
Реликварий для пояса Иисуса (высота: 69,5 см), Прага?, ок.1370-80
Реликварий для бича Иисуса (высота: 54,5 см), Прага?, ок. 1380 г.
Позолоченный серебряный реликварий Карла Великого (высота: 85 см), Франция (Лион?), 1481 г.

 

Богослужебные предметы

За свою 1200-летнюю историю Ахенский собор накопил обширную коллекцию богослужебных сосудов, подсвечников и процессионных крестов. Некоторые основные моменты:
Крест Лотаря, золотой и позолоченный серебряный крест (50 × 38,5 см) с античными драгоценными камнями, драгоценными камнями и жемчугом, Кельн?, ок. 1000 г., с постаментом в стиле поздней готики
Два частично позолоченных серебряных подсвечника, Венгрия, около 1367 г.
Коронация посоха кантора, Ахен, около 1420 г., с орлом, около 1470 г.
Две чаши (высота: 22,8 и 18 см), частично позолоченное серебро с филигранью и эмалью, венгерский, около 1510 г.
Поздняя готическая монстранция (высота: 59,5 см), сделанная Гансом фон Ройтлингеном, около 1520 г.

 

Рисование

Важными работами из коллекции картин являются:
Три картины на серебряной пластине (58 × 50 см и 52 × 42 см), подаренные Людовиком I Венгерским: две Мадонны с младенцем и коронация Марии, венгерская, до 1367 г.
Алтарь Фалькенштейна, Триптих с Мадонной с младенцем (158 × 140 см), Святые и жертвователи, 1410 г.
Ретабло «Распятие» (116 × 136 см) работы Мастера легенды о святом Георгии, Кельн, ок. 1460 г.
Жизнь Марии (125 c 105 см), Мастер Аахена Жизнь Марии, Кельн, 1485 г.
Икона Богородицы (101 × 83 см), Андреас Ритцос, Крит, 2-я половина 15 века.
Ретабло Страстей (470 × 143 см), написанное Мастером Ахенского алтаря по заказу Теодорикуса ван Гауды (портрет дарителя внизу слева) для Кельнской кармелитской церкви, Кельн, 1515–1520 гг.

 

Скульптура

Ахенский собор имеет большое количество статуй и рельефов. Некоторые из них постоянно размещены на алтарях или в других местах собора, где они выполняют религиозную функцию. Основные моменты в сокровищнице:
Саркофаг Прозерпины , резной мраморный саркофаг (220 × 64 × 58 см) с рельефами побега Прозерпины, римлянин, 1-я четверть 3-го века.
Романская Мадонна с младенцем, серебро, частично позолота (высота: 80 см), Ахен, ок.1280
Sedes sapientiae, деревянная Мадонна с младенцем на троне (высота: 110 см), Маас-Рейнланд, ок. 1310 г.
Деревянная Мадонна с младенцем (высота: 93 см), Майнц или Кельн, ок. 1320 г.
Коленопреклоненный Карл Великий, Кельн?, начало 14 века.
Готическая Мадонна с Младенцем, серебро, частично позолота (высота: 62 см), Ахен или Нижний Рейн, ок.1350-60
Антепендиум из позолоченного серебра с двенадцатью апостолами (каждый 25 × 25 см), Ахен, ок. 1481 г.
Позолоченное серебро Святой Петр (высота: 72,5 см), Ганс фон Ройтлинген, Ахен, ок. 1510 г.
Стол для алтаря (284 × 129 см) с мессой Григория, Хильдесхайм, 1525 г.

 

Резьба по слоновой кости

Некоторые основные моменты из коллекции слоновой кости:
Каролингский диптих, обложка книги, состоящая из двух пластин из слоновой кости (каждая 31,7 × 10,8 м) в серебре, готическая рама, с шестью сценами из Нового Завета, дворцовая школа Аахена, 1-я четверть 9 в.
Купель со святой водой или ситула (высота: 17,5 см) с рельефами из слоновой кости и драгоценными камнями, Западная Германия или Лотарингия, около 1000 г. (бронзовая ручка 1863 г.)
«Охотничий рог Карла Великого», резной бивень слона (длина: 58 см) с серебряной фурнитурой, Южная Италия или сарацин, около 1000 г., с позднеготической перевязью
Панно из трех частей (20 × 11,5 см) с рельефами Рождества, Крещения в Иордане и Распятия, Маасланд, ок. 1100 г.

 

Текстилия

Текстильные сокровища Аахена — одни из самых богатых в мире. Четыре главные реликвии из Усыпальницы Богородицы относятся к числу древнейших материалов. Некоторые византийские ткани из Усыпальницы Карла Великого сейчас хранятся в сокровищнице. Кроме того, в церкви есть красивые парапеты, некоторые из которых относятся к средневековью. Коллекция барочных предметов является крупнейшей в Рейнской области. Некоторые основные моменты:
«Труп Карла Великого», шелковая ткань (76 × 75 см) с вытканным изображением квадриги, Византия, 8 век.
«Слоновья ткань», шелковая ткань (162 × 137,5 см) с ткаными слонами, из святилища Карла Великого, Византия, до 1000 г.
«Мантия святого Бернара», синяя с желтым шелком, Маас или Рейнская область (Аахен?), ок.1150-1200
«Кроличья ткань», шелковая ткань (125,5 × 239 см) с вытканными кроликами, из святилища Карла, Сицилия, начало 13 века.
«Ткань грифона», шелковая ткань (101 × 124 см) с ткаными грифонами, Лукка или Венеция, начало 14 века.
Каппа Леонис, коронационный плащ со львами (длина: 143 см), вероятно, использовавшийся при коронации Карла IV (1349 г.), Сигизмунда (1414 г.) и, с уверенностью, Карла V (1520 г.), 14 век (с дополнениями 15 и 16 веков). )
Вышитая Мадонна, золото, серебро и шелковая нить на холсте (71 × 57 см), Брюссель?, до 1473 г.
Вышитая хоровая одежда с изображением жизни Святого Людовика, Парижа или Италии, 1500 г.
Различные ризы 18 века

 

Книги и рукописи

Некоторые основные моменты из коллекции исторических книг и рукописей:
Каролингский евангелиарий (30,5 × 24 см), состоящий из 280 пергаментных листов с иллюминацией на всю страницу с изображением четырех евангелистов, созданный в Аахенской придворной школе под византийским влиянием, около 815 г.
Лютарский евангельский лжец (29,8 × 21,5 см), возник в аббатстве Райхенау, Оттон, около 1000 г.
Кодекс Венцеля (служебник за декабрь), 14 век.

 

Историческая коллекция

Помимо множества реликвий святых и предметов, приписываемых Карлу Великому, в сокровищнице собора хранятся различные предметы, которые относятся к истории собора как коронационного храма и капитула собора. Кроме того, здесь можно увидеть археологические находки. Некоторые основные моменты:
Скипетр Ричарда Корнуолла, позолоченное серебро, с голубем (высота: 86 см), Англия, ок. 1220 или новее
Шкатулка Ричарда Корнуолла (79 × 40 × 38,5 см), дерево с кожей и 40 медальонами из позолоченной меди с эмалью, Лимож?, ок. 1258 г.
Корона Маргариты Йоркской (высота: 13,2 см), позолоченное серебро с жемчугом, драгоценными камнями и эмалью, Лондон, до 146 г.
Печать капитула собора (8,7 × 7 см) и серебряная печать, изготовленная Гансом фон Ройтлингеном до 1528 г.
Печать императора Иосифа II, Вена, 1767 г.