Еврейский музей в Берлине

 

Описание

Еврейский музей Берлина (Jüdisches Museum Berlin) был открыт в 2001 году и является крупнейшим еврейским музеем Европы. На площади 3500 квадратных метров (38 000 квадратных футов) музей представляет историю евреев в Германии от средневековья до наших дней с новыми акцентами и новой сценографией. Он состоит из трех зданий, два из которых являются новыми дополнениями, специально построенными для музея архитектором Даниэлем Либескиндом. Немецко-еврейская история задокументирована в коллекциях, библиотеке и архиве и отражена в программе мероприятий музея.

С момента открытия в 2001 году по декабрь 2017 года музей посетили более одиннадцати миллионов человек, и он является одним из самых посещаемых музеев Германии.

Напротив ансамбля зданий в бывшем зале цветочного рынка в 2011/2012 годах также по проекту Либескинда была построена Академия им. В. Михаэля Блюменталя Еврейского музея в Берлине. В академии находятся архив, библиотека, отдел музейного образования, лекционный зал и сад диаспоры.

 

История

Первый Еврейский музей в Берлине был основан 24 января 1933 года под руководством Карла Шварца, за шесть дней до официального прихода к власти нацистов. Музей был построен рядом с Новой синагогой на Ораниенбургерштрассе и, помимо изучения еврейской истории, также представлял коллекции современного еврейского искусства. Шварц задумал музей как средство оживления еврейского творчества и демонстрации того, что еврейская история — это живая история. Художественная коллекция музея также рассматривалась как вклад в историю немецкого искусства, и одной из последних выставок, которые должны были состояться, была ретроспектива немецкого импрессиониста Эрнста Опплера в 1937 году. Чтобы отразить этот акцент на живой истории, вестибюль музея в обоих были бюсты выдающихся немецких евреев, таких как Моисей Мендельсон и Авраам Гейгер, а также ряд работ современных еврейских художников, таких как Арнольд Задиков и Лессер Ури.

10 ноября 1938 года, во время «ноябрьских погромов», известных как «Хрустальная ночь», музей был закрыт гестапо, а музейный инвентарь конфискован. В 1976 году образовалось «Общество еврейского музея», а три года спустя Берлинский музей, ведший хронику истории города, учредил еврейский отдел, но уже велись дискуссии о строительстве в Берлине нового музея, посвященного еврейской истории. .

В 1988 году правительство Берлина объявило анонимный конкурс на лучший проект нового музея, жюри которого возглавил Йозеф Пауль Кляйхьюс. Год спустя проект Даниэля Либескинда был выбран комитетом из 189 представленных материалов для того, что тогда планировалось как «Еврейский отдел» Берлинского музея. В то время как другие участники предлагали классные нейтральные пространства, Либескинд предложил радикальный зигзагообразный дизайн, получивший прозвище «Блиц» («Молния»).

В 1991 году правительство Берлина временно отменило проект, чтобы профинансировать свою заявку на проведение летних Олимпийских игр 2000 года. Шесть месяцев спустя решение было отменено, и в ноябре 1992 года началось строительство пристройки к Берлинскому музею стоимостью 65 миллионов долларов. Пустой музей был завершен в 1999 году и привлек более 350 000 человек, прежде чем он был заполнен и открыт 9 сентября 2001 года.

 

Дизайн

Еврейский музей Берлина расположен на территории бывшего Западного Берлина до падения Берлинской стены. По сути, он состоит из двух зданий — старого здания в стиле барокко, «Коллегиенхаус» (в котором раньше располагался Берлинский музей) и нового здания в стиле деконструктивизма Либескинда. Два здания не имеют видимой связи над землей. Здание Либескинда площадью около 15 000 м2 (160 000 кв. футов) представляет собой извилистый зигзаг, и попасть в него можно только через подземный переход из старого здания.

Для Либескинда,
Новый дизайн, созданный за год до падения Берлинской стены, основывался на трех концепциях, которые легли в основу музея: во-первых, невозможность понимания истории Берлина без понимания огромного интеллектуального, экономического и культурного вклада еврейские граждане Берлина, во-вторых, необходимость физически и духовно интегрировать смысл Холокоста в сознание и память города Берлина. В-третьих, что только через признание и включение этого стирания и отсутствия еврейской жизни в Берлине история Берлина и Европы может иметь человеческое будущее.

Линия «Пустот», пустых пространств высотой около 66 футов (20 м), линейно пересекает все здание. Такие пустоты представляют собой «то, что никогда не может быть выставлено, когда речь идет об истории еврейского Берлина: человечество обращено в пепел».

В подвале посетители впервые сталкиваются с тремя пересекающимися наклонными коридорами, названными «Топоры». Здесь очевидно сходство с первым зданием Либескинда – Домом Феликса Нуссбаума, которое также разделено на три области с разным смыслом. В Берлине три топора символизируют три пути еврейской жизни в Германии — преемственность в немецкой истории, эмиграцию из Германии и Холокост.

Вторая ось соединяет собственно Музей с Садом изгнания, основание которого наклонено. Олеастр Сада растет вне досягаемости на вершине 49 высоких столбов (48 заполнены берлинской землей, один - землей из Иерусалима). Третья ось ведет от Музея к Башне Холокоста, пустому бункеру высотой 79 футов (24 м). Голая бетонная башня не нагревается и не охлаждается, и единственный свет исходит из маленькой щели в ее крыше. Еврейский музей в Берлине стал первым крупным международным успехом Либескинда.

В последние годы Либескинд спроектировал две структурные пристройки: покрытие из стекла и стали для двора «Kollegienhaus» (2007 г.) и Академию им. В. Михаэля Блюменталя Еврейского музея в прямоугольной форме площадью 250 м2 (2700 кв. Футов). Зал цветочного рынка 1960-х годов на противоположной стороне улицы (2012 г.).

В 2016 году жюри, назначенное Еврейским музеем в Берлине, присудило Olson Kundig Architects первую премию в архитектурном конкурсе на новый детский музей стоимостью 3,44 миллиона евро для детей от 3 до 12 лет; вторая премия была присуждена берлинской фирме Staab Architekten, а третья премия - Михаэлю Валлраффу из Вены. Запланированный детский музей будет размещен в Академии В. Майкла Блюменталя и должен открыться в 2021 году.

 

Выставки

Постоянная экспозиция
Новая основная выставка под названием «Еврейская жизнь в Германии: прошлое и настоящее» открылась 23 августа 2020 года. На площади более 3500 квадратных метров она рассказывает историю евреев в Германии от их истоков до наших дней с еврейской точки зрения.

Выставка разделена на пять исторических глав, охватывающих период от зарождения еврейской жизни в Ашкеназе через освободительное движение, Просвещение и его провал до наших дней. Самое большое пространство посвящено национал-социализму и главе «После 1945 года», где центральными темами являются такие темы, как реституция и возмещение ущерба, отношение к Израилю и русскоязычная иммиграция с 1990 года. В качестве «заключительного припева» видеоинсталляция «Месубин» («Собравшиеся») объединяет полифонию современного еврейства. Восемь тематических залов посвящены религиозным аспектам иудаизма и его жизненным практикам, семейным коллекциям музея, а также искусству и музыке. Что священно в иудаизме? Как празднуется Шаббат? Как звучит иудаизм? Помимо оригинальных объектов, на выставке представлены самые разнообразные аудиовизуальные средства, виртуальная реальность, искусство и интерактивные игры.

 

Исторический тур - захватывающие виды
Видеоинсталляция в здании Либескинда, работа «Drummerrsss» израильского художника Гилада Ратмана, созданная специально для выставки, образует прелюдию перед продолжением тура по осям и вверх по эффектной лестнице в выставочные залы. Там скульптурно оформленная точка приветствия приглашает посетителей прийти и присоединиться.

В последующем выставочном туре историческое повествование чередуется с знакомством с еврейской культурой и религией. В дополнение к классическим презентациям объектов, посетители также могут ожидать художественные инсталляции, практические станции и виртуальную реальность на двух этажах. Более чем когда-либо выставка представляет богатство собственной коллекции музея: из более чем 1000 предметов более 70 процентов происходят из собственного склада музея.

Еврейская культура в Германии была тесно связана с ее окружением на протяжении 1700 лет. Немецко-еврейские отношения были отмечены фазами близости и близкого соседства, а также остракизмом, произвольным деспотизмом и насилием. На протяжении веков евреи развивали свои религиозные и светские традиции из этого взаимодействия. Ашкеназский, а затем и немецкий иудаизм возникли из этого длительного взаимодействия с окружающей средой.

Этот исторический процесс, уничтожение европейского еврейства во время Холокоста, возрождение еврейской жизни в Германии после 1945 года и актуальные темы представлены на нашей основной выставке. Отдельные истории иллюстрируют различную реакцию на исторические и политические вызовы. Предметы подчеркивают многогранность истории, раскрывая удивительные смыслы при ближайшем рассмотрении. Как ясно показывают актуальные вопросы, часто оправдано более одного ответа.

Выставка была разработана совместно компаниями chezweitz GmbH и Hella Rolfes Architekten BDA.

Предыдущая постоянная экспозиция
Предыдущая постоянная выставка «Два тысячелетия еврейской истории Германии» экспонировалась с сентября 2001 г. по декабрь 2017 г. Она представила Германию глазами еврейского меньшинства. Выставка началась с демонстрации средневековых поселений вдоль Рейна, в частности, в Шпейере, Вормсе и Майнце. Период барокко рассматривался через призму Гликл бас Иуда Лейб (1646–1724, также известная как Глюкель фон Хамельн), которая оставила дневник, в котором подробно описала свою жизнь еврейской бизнес-леди в Гамбурге. Следующим было интеллектуальное и личное наследие философа Моисея Мендельсона (1729–1786); обе фигуры были окружены изображениями евреев при дворе и в стране. Эпоха эмансипации в девятнадцатом веке была представлена ​​​​как время оптимизма, достижений и процветания, хотя также были отмечены неудачи и разочарования. Немецко-еврейские солдаты, сражавшиеся за свою страну в Первой мировой войне, стояли в начале двадцатого века. Одним из направлений выставки был Берлин и его превращение в европейский мегаполис. Евреи, жившие здесь как купцы и предприниматели, ученые и художники, были пионерами современности.

В разделе о национал-социализме акцент был сделан на то, как евреи реагировали на растущую дискриминацию в отношении них, например, на создание еврейских школ и социальных служб. После Катастрофы 250 000 выживших ждали в лагерях «перемещенных лиц» возможности эмигрировать. В то же время формировались небольшие еврейские общины на Западе и Востоке. Ближе к концу выставки были рассмотрены два крупных процесса над нацистами послевоенного периода – Франкфуртский процесс в Освенциме (1963–1965) и Майданекский процесс в Дюссельдорфе (1975–1981). Выставочный тур завершился аудиоинсталляцией людей, выросших в Германии, рассказывающих о своем детстве и юности после 1945 года. С них началась новая глава еврейской жизни в Германии.

Специальные выставки
Сменные выставки представляют широкий спектр тем, эпох и жанров. Известные выставки: «Добро пожаловать в Иерусалим» (2017-2019); Cherchez la femme (2017); Голем (2016-2017); Сними это! Отношение к ритуальному обрезанию (2014-2015 гг.); Время для всего. Ритуалы против забвения (2013-2014); Вся правда… все, что вы всегда хотели знать о евреях (2013); Навязчивые идеи (2012–2013); Насколько он немецкий? Представление 30 художников о доме (2011–2012); Kosher & Co: о еде и религии (2009–2010 гг.); Грабежи и реституция: принадлежащие евреям культурные артефакты с 1933 г. по настоящее время (2008–2009 гг.); Типично!: Клише о евреях и других (2008); Дом и изгнание: еврейская эмиграция из Германии с 1933 г. (2006–2007 гг.); Christmukkah: Истории Рождества и Хануки (2005–2006); 10+5=Бог (2004 г.); и Контрапункт: Архитектура Даниэля Либескинда (2003).

 

Постоянные установки
Израильский художник Менаше Кадишман создал инсталляцию «Шалехет — Опавшие листья», 10 000 лиц, выбитых из стали и распределенных по земле Пустоты Памяти, единственного пустого или «пустого» пространства Здания Либескинда, куда можно войти. Кадишман посвятил свои работы не только евреям, погибшим во время Катастрофы, но и всем жертвам насилия и войны. Посетителям предлагается пройтись по лицам и послушать звуки, издаваемые металлическими листами, когда они лязгают и гремят друг о друга.

Очередная художественная инсталляция.
«Галерея пропавших без вести» — проект художницы Виа Левандовски. Он включает в себя три звуковые инсталляции под названием «Орден пропавших без вести» в черных зеркальных стеклянных витринах (стеклянных корпусах), которых нет в постоянной экспозиции. На них изображены разрушенные объекты еврейской культуры: иудейская энциклопедия, еврейская больница во Франкфурте и скульптура Отто Фрейндлиха «Großer Kopf». Форма черных стеклянных тел отсылает к «пустотам», пустым пространствам из бетона в музейной архитектуре Даниэля Либескинда. С помощью инфракрасных наушников посетители могут прослушать до 40 звукозаписей с описаниями, пояснениями и справочной информацией, звуками и музыкой для каждого объекта, представленного при его перемещении вдоль черных стеклянных стен.

Коллекции и архивы
Коллекции Еврейского музея восходят к 1970-м годам, когда образовалось Общество еврейского музея. Первым приобретением были еврейские церемониальные произведения искусства, принадлежавшие мюнстерскому кантору Цви Соферу. Вскоре были приобретены изобразительное искусство, фотография и семейные памятные вещи. Коллекция теперь разделена на четыре направления: церемониальные предметы и прикладное искусство, изобразительное искусство, фотография и, наконец, бытовая культура. В музейном архиве хранится более 1500 семейных завещаний, в том числе времен Империи, Первой мировой войны и нацизма. Библиотека включает 100 000 изданий о еврейской жизни в Германии и за рубежом.

Архив Института Лео Бека
С сентября 2001 года в Еврейском музее действует филиал архива нью-йоркского Института Лео Бека. LBI имеет свой главный офис в Нью-Йорке и содержит наиболее полную коллекцию материалов по истории евреев в Германии, Австрии и других немецкоязычных регионах Центральной Европы за последние 300 лет, включая около миллиона документов, таких как местные авторитетные записи, личные документы, переписка, фотоархив, а также многочисленные свидетельства из религиозной, социальной, культурной, интеллектуальной, политической и экономической жизни. Коллекция из более чем 1200 воспоминаний немецкоязычных евреев (в том числе и особенно постнацистского периода) уникальна.

Другие средства
Учебный центр Рафаэля Рота
Учебный центр Рафаэля Рота до марта 2017 года располагался в подвале Еврейского музея в Берлине. Здесь еврейская история была представлена ​​в мультимедийной и интерактивной форме на 17 компьютерных станциях для индивидуальных посетителей и групп. В рубриках «Вещи», «Истории» и «Лица» посетители узнавали об отдельных экспозициях коллекции и могли окунуться в более масштабные виртуальные выставки — например, об истории жизни Альберта Эйнштейна или восточноевропейской иммиграция между 1880 и 1924 годами. Видеоинтервью дали представление о современной еврейской жизни в Германии. Компьютерная игра Sansanvis Park была разработана специально для детей. Объект был назван в честь берлинского предпринимателя и мецената в сфере недвижимости Рафаэля Рота (1933-2013).

В ходе планирования новой постоянной экспозиции Еврейский музей решил не продолжать эксплуатацию Учебного центра с его техническим оснащением после более чем 15 лет успешной работы.

Академия В. Майкла Блюменталя
С открытием академии в 2012 году к прежнему спектру деятельности добавились ее программы. Они основаны на миссии музея по изучению еврейской истории и культуры в Германии, представляя взгляды других религиозных и этнических меньшинств. Директор-основатель В. Майкл Блюменталь, в честь которого названа академия, стремился создать еврейский музей, который не только представлял бы исторические, религиозные и социальные темы на выставках, но и внимательно следил и обсуждал политические и социальные события с еврейской точки зрения. Программы академии сосредоточены не только на отношениях между большинством населения и отдельными меньшинствами, но и на взаимодействии и связях между этими меньшинствами.

Сотрудники Академии разработали программу мероприятий, посвященных изучению общих черт и различий между иудаизмом и другими религиями и культурами — теологическими, политическими или светскими. Благодаря разнообразным чтениям, конференциям, семинарам, многие из которых проводятся на уровне сообщества, и панельным дискуссиям, академия предлагает платформы для изучения актуальных социально-политических тем.

 

Управление

Финансирование
Фонд Еврейского музея в Берлине получает ежегодный грант из фондов Уполномоченного федерального правительства по делам культуры и средств массовой информации; это покрывает около трех четвертей его общего бюджета. Остальные средства собираются в основном за счет пожертвований и продажи билетов.

Директора
1997–2014: В. Майкл Блюменталь
2014–2019: Петер Шефер
с 2020: Хетти Берг

Премия за понимание и терпимость
С 2002 года Еврейский музей в Берлине и Друзья и покровители Еврейского музея в Берлине вручают ежегодную премию за понимание и терпимость. Среди прошлых получателей:

2002 – Бертольд Бейц, Генрих фон Пирер
2003 – Отто Шили, Фриде Спрингер
2004 – Майкл Отто, Йоханнес Рау
2005 – Хайнц Берггрюен, Отто Граф Ламбсдорф
2006 – Даниэль Баренбойм, Хельмут Панке
2007 – Гельмут Коль, Фриц Штерн
2008 – Роланд Бергер, Имре Кертес
2009 - Франц Ференбах и Кристоф Бош (представители Bosch), Майкл Верховен
2010 – Ян Филипп Реемтсма, Хубертус Эрлен
2011 – Ангела Меркель
2012 – Клаус Мангольд, Рихард фон Вайцзекер
2013 – Бертольд Лейбингер, Ирис Бербен
2014 – Вольфганг Шойбле, Хуберт Бурда
2015 – В. Майкл Блюменталь
2016 – Анита Ласкер-Валлфиш и Ренате Ласкер-Харпрехт, Хассо Платтнер
2017 – Йоахим Гаук, Джо Казер
2018 – Дэвид Гроссман, Сюзанна Клаттен
2019 – Хайко Маас, Ансельм Кифер
2020 – Мадлен Олбрайт, Игорь Левит

 

Споры

К 2019 году музей получил название «Антиеврейский музей» из-за того, что в нем выступила серия выступающих в поддержку движения «Бойкот, отчуждение и санкции». В феврале 2019 года правительство Германии заявило, что предпримет шаги, чтобы музей не стал платформой для BDS. В мае 2019 года Бундестаг Германии принял резолюцию, в которой BDS назвали антисемитской. В июне 2019 года тогдашний директор Шефер использовал официальный аккаунт музея в Твиттере, чтобы ретвитнуть призыв 240 еврейских и израильских ученых к правительству Германии не приравнивать BDS к антисемитизму, защищать свободу выражения мнений и собраний и бороться с антисемитизмом. Семитизм. Йозеф Шустер, президент Центрального совета евреев в Германии, сказал: «В этих обстоятельствах нужно подумать о том, подходит ли термин «еврей» по-прежнему». Через неделю Шефер ушел в отставку, «чтобы избежать дальнейшего ущерба». После отставки он написал книгу по истории антисемитизма.