Музей декоративно-прикладного искусства (Берлин)

 

Описание Музея декоративно-прикладного искусства

Музей Кунстгевербемузеум или Музей декоративно-прикладного искусства (Kunstgewerbemuseum), или Музей декоративно-прикладного искусства, является всемирно значимым музеем декоративного искусства в Берлине, Германия, частью Берлинского государственного музея. Коллекция разделена между зданием Кунстгевербемузеум в Культурфоруме и Дворцом Кёпеник. Он был основан в 1868 году как Немецкий Музей искусства Берлина. и первоначально был преподавательский институт, а также публичный музей. Коллекция значительно выросла в 1870-х годах, и она была переименована в Кунстгевербемузеум в 1879 году. В 1881 году она переместилась в Мартин-Гропиус-Бау, где некоторое время демонстрировалось Сокровище Приама, а в 1921 году оно переместилось в Штадчлосс. Части коллекции были уничтожены во Второй мировой войне, а сохранившиеся предметы были разделены между Восточным и Западным Берлином. Восточная коллекция переехала в дворец Кёпеник в 1963 году, а западные экспонаты перенесли сначала в дворец Шарлоттенбург, а затем в новое здание музея в Культурфоруме в 1985 году, построенное Ролфом Гутброддом.

 

История

Берлинский музей декоративного искусства был открыт в 1867 году как Deutsches Gewerbe-Museum zu Berlin с экспонатами Парижской всемирной выставки 1867 года. Миссия музея заключалась в обучении художников и ремесленников, промышленных дизайнеров и широкой публики. Ассоциированный учебный институт Kunstgewerbemuseum Berlin был основан в 1868 году как учебный институт по инициативе Verein Deutsches Gewerbemuseum zu Berlin. До 1921 года музей и школа оставались связанными в разных местах. С покупкой серебра Люнебургского совета в 1874 году и приобретением около 7000 экспонатов из Бранденбургско-прусской Кунсткамеры в 1875 году музей стал одним из самых важных в своем роде в Европе. В 1879 году он был переименован в Kunstgewerbemuseum.

В 1881 году произошел переезд в новый Мартин-Гропиус-Бау со специальными коллекциями ювелирного искусства и керамики, стекла и текстиля, а также хронологическим обзором истории дизайна интерьера от позднего средневековья до наших дней. Здесь же временно хранился «Сокровище Приама» Генриха Шлимана. В 1921 году Художественный музей переехал в часть Берлинского дворца, освободившуюся после падения кайзера, и вместе с предметами семьи Гогенцоллернов образовал Берлинский дворец-музей. Во время Второй мировой войны помещения музея и часть инвентаря были уничтожены. После раздела Берлина вывезенные экспонаты оказались в Восточном и Западном Берлине. Сильно пострадавший во время войны городской дворец был снесен в конце 1950-х годов после взрывов.

В 1963 году восточноберлинские части коллекции получили новые выставочные залы в замке Кёпеник. Части Западного Берлина прибыли во дворец Шарлоттенбург. С 1985 года они экспонируются в новом здании музея, спроектированном Рольфом Гутбродом в 1967 году и открытом в 1985 году в Культурфоруме.

После политических изменений замок Кёпеник стал филиалом и вторым выставочным пространством Берлинского музея декоративного искусства. В 2014 году архитектурное бюро Kühn Malvezzi перепроектировало и отремонтировало здание Культурфорума.

директора
1867–1908: Юлиус Лессинг (1843–1908)
1908–1927: Отто фон Фальке (1862–1942)
1928–1947: Роберт Смит (1878–1952)
1948–1959 (Восточный Берлин): Мартин Клар (1886–1966)
1959–1961 (Восточный Берлин): Сабина Баумгертнер (1929–2018)
1959–1969 (Западный Берлин): Арно Шенбергер (1915–1993)
1962–1983 (Восточный Берлин): Гюнтер Шаде (* 1933)
1969–1987 (Западный Берлин): Франц Адриан Драйер (1924–2000)
1987–2001: Барбара Мундт (р. 1936)
2001–2010: Анджела Шенбергер (р. 1945)
с 2010: Сабина Тюммлер (* 1956)

выставка
Kunstgewerbemuseum собирает европейские изделия ручной работы всех постантичных эпох истории искусства, в том числе изделия из золота и серебра, сосуды из стекла, эмали и фарфора, мебель и панели для комнат, а также гобелены, костюмы и шелковые ткани. В здании музея на Культурфоруме экскурсия площадью 7000 квадратных метров ведет через историческое развитие ремесел от Средневековья до наших дней. Среди прочего, на выставке представлены произведения средневекового казначейского искусства из важных церквей того времени, такие как каролингский реликварий Бурсена (так называемая Энгерерская биржа), а также процессионный и реликварийный крест, щедро обработанный как крест-камея, произведение из конца XI в., из сокровищницы Дионисия коллегиальной церкви св. Дионисия в Энгере, кроме того, более 40 произведений из сокровищницы гвельфов. Репрезентативное серебро советников города Люнебург с кристаллом гражданской присяги Ганса фон Лафферта символизирует эпоху Возрождения.

Экспонаты дворов итальянских княжеств эпохи Возрождения включают бронзу, гобелены, мебель, венецианское стекло и майолику на первом этаже. На верхнем этаже можно увидеть сокровища барочных художественных залов, делфтский фаянс и барочные бокалы. Кроме того, представлен европейский фарфор, особенно из Мейсена и Королевского прусского фарфорового завода, декоративная и столовая посуда от рококо и классицизма до историзма и модерна.

Коллекция одежды и костюмов имеет национальное значение. В 2003 году компания обогатилась, прежде всего, покупкой коллекции Kamer/Ruf, а в 2005 году – приобретением коллекции берлинского модельера Ули Рихтера. С 2014 года основные работы этой коллекции демонстрируются на недавно созданной выставке, посвященной фэшн-арт-работам на первом этаже. В подвале, в Новой коллекции, ремесленные изделия ХХ века дополняются промышленными изделиями.

Второй музей в замке Кёпеник демонстрирует срез декоративно-прикладного искусства 16-18 веков на постоянной выставке под названием «Внутреннее искусство эпохи Возрождения, барокко и рококо».