Мартин-Гропиус-Бау

 

Описание

Мартин-Гропиус-Бау (Martin-Gropius-Bau), бывший Художественный музей Берлина, представляет собой выставочный дом в берлинском районе Кройцберг, в котором размещаются большие временные выставки. Здание является одним из самых важных музейных зданий в Германии 19 века и расположено по адресу Niederkirchnerstraße 7/Stresemannstraße 110. Оно расположено прямо на границе с районом Митте и было в непосредственной близости от Берлинской стены со стороны Западного Берлина. до 1990 года.

Berliner Festspiele управляет Martin-Gropius-Bau с 2001 года от имени уполномоченного федерального правительства по культуре и средствам массовой информации. Руководители семи учреждений консультируют программу:
Берлинский фестиваль в KBB GmbH
Федеральное агентство гражданского образования
Фонд Немецкого исторического музея, Берлин
Фонд Дома истории, Бонн
Дом мировых культур в KBB GmbH
Художественно-выставочный зал Федеративной Республики Германии, Бонн
Государственные музеи Берлина - прусское культурное наследие

За проведение выставок отвечают соответствующие организаторы. Искусствовед Стефани Розенталь, ранее работавшая куратором в лондонской галерее Hayward, с 1 февраля 2018 года является директором выставочного центра. Ее давним предшественником на посту был Гереон Севернич.

 

История

Здание было возведено между 1877 и 1881 годами по планам и под руководством архитекторов Мартина Гропиуса (двоюродного деда основателя Баухауза Вальтера Гропиуса) и Хейно Шмидена в стиле итальянского Возрождения. Из других музеев, таких как Музей этнологии, также известный как Музейный квартал, которые были тесно связаны по содержанию и местоположению, уцелел только он.

Инициатива строительства исходила от ассоциации Deutsches Gewerbemuseum, основанной в 1867 году, членом которой также был Гропиус. Задуманный как музей декоративно-прикладного искусства с библиотекой и примыкающим к нему учебным заведением, с 1922 года в здании размещались музей предыстории и ранней истории, а также коллекция произведений искусства Восточной Азии, а в здании восточнее - школа декоративно-прикладного искусства. . Здесь молодежь могла обучиться резьбе или столярному делу.

Во время авианалета союзников на центр Берлина во время Второй мировой войны здание музея сильно пострадало в 1943 году, и снос руин после окончания войны казался неизбежным. Вмешательство Вальтера Гропиуса остановило проект и в конечном итоге привело к тому, что в 1966 году здание было внесено в список исторических памятников с именем его главного архитектора.

Реконструкция началась в 1978 году под руководством архитектора Виннету Кампманна и его жены Уте Вестрем. Поскольку Берлинская стена проходила прямо перед главным порталом, доступ был перенесен в южную тыловую часть. Они также построили галереи на втором этаже. Во время строительных работ дом был вновь открыт в 1981 году выставкой Шинкеля.

После падения Берлинской стены и после воссоединения Германии в период с 1998 по 2000 год были проведены обширные ремонтные и конверсионные работы на федеральные средства. Был восстановлен первоначальный вход с северной стороны. Кроме того, в здании установлены современные кондиционеры для выставочных залов на первом и втором этажах. Планирование преобразования находилось в руках архитектурного сообщества Hilmer & Sattler и Albrecht, а также Volkhausen и Lubkoll.

Дом был вновь открыт в 1999 году выставкой, посвященной 50-летней истории Федеративной Республики Германии.

В период с 2010 по 2012 год необходимые ремонтные работы и модернизации стали возможными в рамках второго пакета экономических стимулов федерального правительства. Работы включали в себя кондиционирование выставочных залов на втором этаже, обновление фасада, установку дополнительного пассажирского лифта для улучшения безбарьерного доступа на все этажи и установку фотоэлектрической системы на крыше. Работы по реконструкции и модернизации были спланированы и реализованы берлинскими архитекторами Pitz & Hoh.

Когда она вступила в должность в феврале 2018 года, новый директор, по согласованию с ответственными за культуру, сняла солнцезащитные пленки со всех вертикальных стеклянных поверхностей в атриуме, так что теперь снова может проникать много дневного света. Справа от входной зоны будет представлен новый проект Artists in Residence в бывшем лекционном и нынешнем выставочном пространстве по задумке режиссера. Иностранные артисты, которых ежегодно поочередно приглашают сюда практиковаться.

 

Книжный магазин был отремонтирован, а ресторан модернизирован новым оператором. Там берлинская компания Infarm в сотрудничестве с оператором установила шкафы для выращивания, в которых различные виды зелени и овощей выращиваются на глазах у гостей и перерабатываются на месте. Интерьер ресторана выдержан в черно-белых тонах.

С 2018 года атриум доступен для всех желающих, даже без посещения выставки.

 

Архитектура

Дворцовое четырехэтажное здание имеет в плане почти квадратную форму. Его структура образует куб, в середине которого находится атриум с длиной сторон около 40 м × 30 м и высотой около 26 м. Более поздние оценки экспертов по строительству показывают, что на сильную кубическую форму здания, трехзонную структуру фасада и форму окон сильно повлияли методы строительства Шинкеля, в частности модель Bauakademie, а также идеи Готфрида Земпера. . Архитектура, строительная скульптура и живопись образуют целостное произведение искусства, которое указывает на оригинальное использование здания. Историк архитектуры Манфред Клинкотт оценил здание музея так: «Само выставочное здание было задумано как архитектурный образец, который посредством использования различных производственных процессов должен охватить многие отрасли мастерства и объединить их в великолепную композицию».

Северная и южная стороны дома, каждая из которых расположена параллельно (тогдашней) Принц-Альбрехт-штрассе, разделены на семь осей здания, восточный и западный фасады показывают симметрично расположенные восемь осей. Видимая сторона - северный фасад, в котором остроконечный портал образует центр через широкую входную лестницу с подъездом. Этот фасад также отличается особенно богатым скульптурным декором из песчаника и терракоты. Южная сторона, напротив, почти не украшена, но имеет лестницу в виде ризалита.

Основание первого этажа покрыто бельгийским гранитом. Верхние этажи облицованы светлым и темно-красным кирпичом. Четвертый этаж — антресольный, промежутки между окнами украшены золотой мозаикой и гербами германских земель. Плоская крыша завершается консольным терракотовым карнизом.

Крупноформатные трехчастные окна на выставочных этажах с расположенными над ними плоскими треугольными фронтонами формируют характер выставочного здания.

Скульптурные работы Людвига Брунова, Отто Гейера, Эмиля Хундризера, Отто Лессинга (герб и фризы), Рудольфа Зимеринга и Луи Зусманна-Хеллборна. Эрнст Эвальд и Фридрих Гезельшап также разработали дизайн оформления антресольного этажа.

По мнению специалистов, расположение внутри здания с вестибюлем, атриумом и задней центральной лестницей должно быть основано на Венском художественно-промышленном музее, который планировал Генрих фон Ферстель в 1867-1871 годах.

Здесь посетителей также удивляют многочисленные декоративные элементы, в изготовлении которых также принимали участие вышеупомянутые художники. Выставочные залы имеют легко моющиеся полы из терраццо или покрыты цветной плиткой и ковровыми мозаичными узорами.

В доме регулярно проводятся архитектурно-исторические туры.