Адрес: Platz der Republik
Автобус: 100, 248, 257
Тел: 030- 2273 2152
Купол и Зал
Открыт: ежедневно
Закрыт:
Январь 1, Декабрь 24, 26, и 31
Здание Рейхстага (неофициально также здание Бундестага или
Валлота) на площади Республики в Берлине является резиденцией
немецкого Бундестага с 1999 года. С 1994 года здесь также собирается
Федеральное собрание для избрания Федерального президента Германии.
Здание было построено в 1884–1894 годах в стиле неоренессанса по
проекту архитектора Пауля Валлота в районе Тиргартен на левом берегу
Шпрее. Здесь располагался Рейхстаг Германской империи и Веймарской
республики. Первоначально там также собирался Федеральный совет
Империи. После серьезных повреждений от пожара Рейхстага 1933 года и
Второй мировой войны здание было восстановлено в модернизированном
виде в 1960-х годах и использовалось для проведения выставок и
специальных мероприятий. С 1995 по 1999 год Рейхстаг был
фундаментально перепроектирован Норманом Фостером для постоянного
использования в качестве здания парламента, решение о котором было
принято в 1991 году. 19 апреля 1999 года ключи были переданы
председателю Бундестага Вольфгангу Тирзе. С тех пор там собирается
немецкий Бундестаг. Ориентиром городского пейзажа является доступный
стеклянный купол над залом пленарных заседаний, созданный по идее
Готфрида Бема.
Первой резиденцией Рейхстага в Берлине было здание прусской усадьбы
на Лейпцигерштрассе, 3. С 1867 года здесь заседал Рейхстаг
Северогерманской Конфедерации, в которой доминировала Пруссия. После
основания Германского рейха в 1871 году к нему присоединились члены
парламента из южных немецких земель, поэтому потребовалось здание
большего размера. Сначала они переехали в Палату представителей Пруссии
(Лейпцигерштрассе, 75). Вскоре оказалось, что этого слишком мало. 19
апреля 1871 года рейхстаг принял предложение, в котором говорилось:
«Возведение здания парламента, соответствующего задачам немецкого
рейхстага и достойного представлять немецкий народ, является насущной
необходимостью». тот, который только что был достигнут. Победа над
Францией и основание империи. Предложение о новом здании,
сформулированное в резко националистическом духе, также не нашло
большинства.
Строительная комиссия рейхстага должна была
подготовить «достойное» новое здание. Задача заключалась в том, чтобы
определить площадку для строительства, разработать программу
строительства, объявить архитектурный конкурс и найти подходящее
промежуточное решение. Предварительная договоренность была найдена
быстро: всего за 70 дней здание на Лейпцигерштрассе, 4, где ранее
располагалась Королевская фарфоровая мануфактура, было приспособлено для
использования парламентом. Ожидался переходный период продолжительностью
пять-шесть лет. На самом деле это было 23 года.
Проблемы начались
с выбором подходящего участка земли для новостройки. После
непродолжительных поисков комиссия определила строительную площадку на
восточной стороне тогдашней площади Кенигсплац (сегодня: Площадь
Республики). Однако здесь все еще стоял дворец польского графа Афанасия
Рачинского, прусского дипломата и коллекционера произведений искусства.
Однако члены комиссии считали, что могут рассчитывать на поддержку
кайзера Вильгельма I, а в конечном итоге и на одобрение графа, и
объявили международный конкурс на это имущество.
В июне 1872 года
Людвиг Бонштедт из Готы выиграл конкурс, в котором приняли участие более
сотни архитекторов. Его проект получил широкое общественное одобрение,
но не смог быть реализован, поскольку граф Рачинский отказался
предоставить свою землю. А Вильгельм I не проявил большого желания
продолжать процесс экспроприации, хотя место ему тоже показалось
подходящим.
Постепенно комиссия согласовала альтернативное место
дальше на восток, ближе к центру города. Однако Бисмарк, Вильгельм I и
консервативные парламентарии категорически отвергли это место для
строительства, поскольку Рейхстаг переместился ближе к городскому
дворцу, что было истолковано как политическая модернизация парламента. В
1881 году можно было выбрать первое место, поскольку граф умер в 1874
году. В том же году его сын продал дворец Рачинских прусскому
государству.
В декабре 1881 года Рейхстаг принял решение о покупке строительной
площадки. Оживленные общественные дебаты возникли по вопросу о том,
следует ли поручить Людвигу Бонштедту вне конкурса переработать и
воплотить в жизнь его победный проект 1872 года.
Однако в феврале
1882 года был объявлен новый конкурс, на этот раз были допущены только
архитекторы, владеющие «немецким языком» - требование Ассоциации
немецких архитекторов и ассоциаций инженеров. Высокие денежные призы
приглашают к участию. Бонштедт тоже снова принял участие, но шансов у
него не было, как, например, у Генриха фон Ферстеля. Из 189 анонимных
заявок победителями стали работы Пауля Валлота из Франкфурта-на-Майне и
Фридриха фон Тирша из Мюнхена; оба получили первые премии 24 июня 1882
года. Но поскольку у Валлота явно было больше голосов на его стороне (19
из 21), он получил заветный контракт. 9 июня 1883 г. соответствующий
бюджет был утвержден. Этому предшествовала дуэль между Августом
Райхенспергером, предпочитавшим неоготический дизайн (как «германскую
архитектуру») зданию Валлота в стиле ренессанс, и его сторонником
Робертом Гервигом.
Для архитектора начался длительный и
кропотливый процесс работы, постоянное противостояние с несколькими
компетентными органами. По решению 1880 года Строительная Академия
обязательно должна была быть привлечена в качестве консультанта по
будущему строительству нового здания Рейхстага - неудачная
договоренность, поскольку многие члены Академии участвовали в предыдущем
конкурсе со своими собственными проектами. . Не удалось доказать, что
Академия действовала ненадлежащим образом, но ее частая, необычайно
педантичная критика работы Валлота вызвала сомнения в ее объективности,
которые также высказывались публично.
Строительный отдел
прусского министерства общественных работ, как второй экспертный орган,
также требовал далеко идущих изменений. Сам Уоллот внешне оставался
терпеливым, жалуясь только в личных письмах. С интервалом в несколько
месяцев ему всегда приходилось поставлять новые проекты обустройства
внутренних помещений и оформления фасадов. В конце концов независимые
наблюдатели посчитали, что они больше не признают отмеченный наградами
дизайн.
Наконец, 9 июня 1884 года был заложен краеугольный
камень. На дождливой церемонии присутствовало много военных и лишь
несколько парламентариев. Главные роли достались трем Гогенцоллернам:
кайзеру Вильгельму I, его сыну и внуку – впоследствии кайзеру Фридриху
III. и Вильгельм II. Когда Вильгельм I ударил молотком, символический
инструмент разбился.
В ходе строительных работ с куполом возникла особая проблема.
Различные возражения вынудили Валлота переместить его из
центрального положения над полуциклом в западный вестибюль. По этому
плану здание теперь возводила берлинская камнеобрабатывающая
компания Zeidler & Wimmel. Скульптурное оформление выполнил
скульптор Фридрих Фольке. По мере строительства архитектор все
больше и больше убеждался в том, что вынужденные изменения
необходимо отменить. В ходе жестких переговоров он добился на это
одобрения. Тем временем несущие стены вокруг пленума уже были
возведены; Расчеты показали, однако, что они оказались слишком
слабыми для запланированного каменного купола: сформированный из
отдельных кирпичных стен тамбур, на который должен был опираться
устой купола, не мог воспринять горизонтальную сдвиговую
составляющую, действующую под прямым углом к стенам. В 1889 году
инженер-строитель Герман Циммерманн, работавший на берлинском
Reichseisenbahnamt, нашел решение вне своей официальной работы: он
уменьшил высоту купола с 85 м до почти 75 м и предложил сравнительно
легкую, технически сложную конструкцию из стали и стекла. .
Циммерман спроектировал стальной пространственный каркас, нижнее
восьмиугольное кольцо которого было построено с использованием
сложной опорной системы таким образом, что четыре стены нагружались
только в своих плоскостях, т.е. ЧАС. каждая стена действовала
статически как диск. Трехмерная структура Циммермана была статически
определена внешне и внутренне и поэтому могла быть рассчитана только
с помощью условий равновесия. Это показало, что опора (внешнее
статическое определение) купола допускала неограниченное расширение
или сжатие, например. Б. разрешено из-за перепада температур. Эта
купольная система вошла в историю строительной техники как купол
Циммермана – как «гениальная строительная машина». Сам Циммерманн
опубликовал структурный анализ своего купола в обобщенной форме
только в 1901 году. Купол Циммермана обеспечил зал пленарных
заседаний естественным светом и придал зданию парламента желаемую
достойную отделку. Кроме того, он считался символом инновационной
силы и производительности немецких инженеров-строителей, основанных
на структурном анализе на этапе их завершения (1875-1900). Купол
Рейхстага Циммермана также является триумфом классической
строительной техники.
Вильгельм II, занимавший пост кайзера с
1888 года, поначалу очень положительно относился к зданию Рейхстага.
Он также поддержал Валлота в вопросе о том, где разместить купол,
хотя и нашел это принципиальной неприятностью – потому что видел в
нем символ претензий нелюбимого парламента и потому, что он был выше
купола Берлинского городского дворца. с его 67 метрами. Примерно с
1892 года стала очевидной растущая неприязнь императора к этому
зданию; он описывал его как «вершину безвкусия» и «совершенно
неудачное творение» и неофициально называл его «Императорским
Обезьяньим домом». У него развилось явное личное отвращение к
Валлоту, предположительно потому, что Уоллот спонтанно отклонил его
запрос на изменение. Он отказал архитектору в нескольких наградах,
за которые ему предназначались. Он написал своему доверенному лицу
Филиппу цу Эйленбургу, что ему удалось несколько раз оскорбить
Валлота в личных разговорах.
Поль Валло разработал здание в
современном стиле историзма, принятом для правительственных зданий:
для экстерьера он в основном использовал формы итальянского Высокого
Возрождения (неоренессанса) и сочетал их с некоторыми элементами
немецкого Возрождения, с некоторыми элементами неоренессанса.
-Барокко и конструкция из стали и стекла, которая была очень
современной для того времени Куполом. Многие современники видели в
результате не удачный синтез, а неубедительное сопоставление и
путаницу. Традиционалисты отвергли техническую современность купола;
Более молодые критики не могли привыкнуть к массивному каменному
зданию в стиле ренессанс. Влиятельный берлинский градостроитель и
успешный архитектор Людвиг Хоффманн был особенно резок в своих
суждениях: он назвал здание «первоклассным катафалком». Однако
другие источники сообщают, что большинство немецких архитекторов
высоко оценили здание.
5 декабря 1894 года был заложен
замковый камень. И снова это было преимущественно военное
мероприятие. Уоллот провел Императора через здание; Вильгельм II
позволял публично слышать только слова одобрения. В своей тронной
речи на открытии Рейхстага кайзер сказал:
«Да почиет на доме
Божие благословение, да будет величие и процветание королевства той
целью, к которой в самоотверженной верности стремятся все призванные
работать в его комнатах!»
Затраты на строительство составили
24 миллиона золотых марок (с учетом покупательной способности в
сегодняшней валюте: около 190,9 миллиона евро). Они были выплачены
из репараций, которые Франция должна была выплатить после поражения
в войне 1870/1871 гг.
Здание Рейхстага в целом было хорошо подготовлено к выполнению своих
задач. Технология строительства была полностью современной. Здание
снабжалось электроэнергией от собственной электростанции. Там было
управление центральным отоплением с датчиками температуры,
электрическими вентиляторами, стеклопакетами, телефонами, туалетами
со смывом и тому подобным. Помимо залов заседаний Рейхстага и
Бундесрата, здесь находились: читальный зал, различные кабинеты для
консультаций, буфет, гардеробы, туалеты и раздевалки и т. д. На
момент создания библиотека насчитывала 90 000 томов и
предназначалась для 320 000 томов. Вскоре в архивах Рейхстага
появились миллионы документов, которые можно было отправить в
читальный зал с помощью хитроумной системы пневматического лифта.
Однако вскоре пришлось признать один недостаток: всем членам
парламента не хватало рабочих мест. По сравнению с другими зданиями
Европейского парламента, здание было относительно небольшим, его
площадь составляла 138 м × 96 м. Невзгоды фиктивного парламентария
описывались следующим образом: «Какая польза была ему [...] от
тонких резных деревянных панелей, единственного прекрасного вида на
Кенигсплац [...], если он не мог найти пустого места». стула и нет
свободного рабочего стола для спокойного чтения и письма?» Также
преобразования в последующие годы не смогли устранить проблему.
Пропорциональная система представительства Веймарской республики
даже увеличила число депутатов с 397 до более чем 600. К концу
1920-х годов к северу от Рейхстага были запланированы пристройки, на
которые был проведен архитектурный конкурс. Однако планы так и не
были осуществлены.
На интерьеры был объявлен ограниченный
конкурс, в который входили, например, Были приглашены Густав
Шенлебер, Ойген Брахт и Франц Штук. Декоративные формы – фронтоны с
веерными розетками над дверями, обелиски, точеные колонны, гирлянды
и аллегорические фигуры – часто встречались в большом изобилии в
представительных зданиях эпохи Возрождения, например в ратушах
богатых городов, а теперь украшали здание Рейхстага в Подобный
способ. Этот вычурный дизайн был воспринят зрителями как типично
немецкий и задуман также как таковой – как противовес и дополнение к
внешнему виду, который, несмотря на другие ингредиенты, передавал
впечатление широко распространенного тогда «международного
неоренессанса». Большинство комнат, включая большой конференц-зал,
были отделаны деревом в обычном стиле исторического дизайна – дубом,
ясенем, мореной сосной и тропическим деревом. Частично для этого
были акустические причины; в любом случае дерево было дешевле камня.
Однако по сути речь шла также о вопросах стиля; Ведь Валлот
спроектировал интерьер, включая мебель, в основном в стиле немецкого
Возрождения 16-17 веков.
Франкфуртский художник по стеклу
Александр Линнеманн, друг Валлота, спроектировал и изготовил
множество стеклянных окон.
Художественный проект еще не был завершен, когда в 1894 году был
заложен краеугольный камень. Прежде всего, он был призван выразить
единство империи, созданной в 1871 году. Императорский герб на фронтоне
над главным входом и императорская корона на вершине купола
символизируют достигнутую цель, как и группа «Германия» Рейнхольда
Бегаса над вершиной главного портала. С другой стороны, во многих местах
указывалось на то, что Германский рейх состоял из нескольких государств
- например, с помощью гербов немецких государств (включая ганзейские
города)[20] и персонифицированных рек. В окнах западного фасада можно
увидеть Рейн и Вислу, протекающие слева и справа от главного портала, а
также другие (уже не существующие) гербы немецких городов и речные
символы. Кроме того, присутствовали современные мотивы, такие как 16
фигур на угловых башнях.
В северо-западной башне вы найдете
торговля и судоходство
большая индустрия
малая и отечественная
промышленность
Электротехника
у северо-восточной башни
Воспитание
Инструкция
Искусство
литература
у
юго-восточной башни
военная мощь на суше
военная мощь на море
управление юстиции
государственная мудрость
в юго-западной
башне
сельское хозяйство
животноводство
виноградарство
пивоварня
Они частично связаны с помещениями внутри того времени
(библиотека под северо-восточной башней, буфет под юго-западной башней),
но также содержат отсылки к сторонам света (судоходство и крупная
промышленность на северо-западе Германии). , виноградарство на
юго-западе и др.). Четыре угловые башни также символизировали четыре
королевства империи: Баварию, Пруссию, Саксонию и Вюртемберг. Чтобы
принять во внимание идею имперского единства – и, насколько это
возможно, избежать региональной зависти – архитектор был осторожен при
выборе художников для программы декорирования, привлекая сотрудников со
всех концов Германии.
Весной 1896 года на восточной стороне
здания были установлены две конные статуи императорских герольдов,
выполненные из меди работой мюнхенского скульптора Рудольфа Мезона.
Валлот, измученный постоянными, часто неуместными спорами, принял
должность профессора в Дрездене в 1899 году, но с ним неоднократно
консультировались по поводу художественного оформления Рейхстага вплоть
до его смерти в 1912 году.
В качестве посвящения здания Валлот решил, что на архитраве западного
портала должна быть надпись «Dem deutscher Volke», что вызвало
оживленные журналистские дебаты, предполагаемый отказ кайзера и ряд
встречных предложений. В результате предложенное место оставалось
вакантным более 20 лет. Во время Первой мировой войны заместитель
государственного секретаря в рейхсканцелярии Арнольд Ваншаффе дал толчок
к прикреплению надписи сейчас, чтобы противодействовать потере престижа
кайзера среди населения. Император дал понять, что он не даст явного
одобрения на эту надпись; но он не усомнится, если Комиссия по
украшениям Рейхстага решит это сделать. Днем позже президент Рейхстага
Йоханнес Кемпф объявил, что надпись теперь следует проставить.
Осенью 1915 года архитектор и промышленный дизайнер Питер Беренс
представил эскиз надписи. Он был изготовлен из двух трофейных и
переплавленных орудийных стволов времен освободительных войн 1813-1815
годов с буквами высотой 60 см на литейном заводе С.А. Лоеви и установлен
в период с 20 по 24 декабря 1916 года.
После того, как здание
было полностью отремонтировано в начале 21 века, по поводу цитаты
возникла еще одна общественная дискуссия: критики заявили, что «немецкий
народ» относится только к (исконному) немецкому населению. Исключаются
ныне многочисленные иммигранты из других стран. Таким образом, был
создан своеобразный контрпроект в рамках искусства в архитектуре: в
одном из внутренних дворов здания художник-концептуалист Ханс Хааке
разбил продольный прямоугольный сад, в котором приходили депутаты со
всех концов здания. некоторые части Германии привозили почву и растения
из регионов своего происхождения и сажали их. На этом саду имеется
надпись «Население», состоящая из больших белых заглавных букв и хорошо
видная сверху.
В конце 1920-х годов строительному отделу министерства финансов Пруссии, возглавляемому Мартином Кисслингом, было поручено провести архитектурные конкурсы с целью изучения подходящих архитектурных и градостроительных вариантов расширения служебных помещений для членов парламента и Администрация Рейхстага. Это последовало за конкурсом, проведенным в 1912 году на реконструкцию Кенигсплац, который выиграл архитектор Отто Марч. Задача конкурса и представленные проекты были страстно прокомментированы в журнале Stadtbau 1930 года его редактором Вернером Хегеманном. Гегеманн подверг резкой критике существующее здание Рейхстага, снос которого он выступал за его «немасштабный», «неуклюжий» и «дисциплинированный» дизайн, и выступал за строительство офисной башни к северу от Рейхстага как предпочтительное решение. Среди 17 участников конкурса были Карл Вах из Дюссельдорфа, Георг Хольцхауэр и Франц Штамм из Мюнхена, Ганс Генрих Гротьян из Лейпцига, Вильгельм Крайс из Дрездена, Генрих Штраумер из Берлина, Пауль Мейснер из Дрездена, Герман Бестельмейер из Мюнхена, Адольф Абель из Мюнхена. Кельн, Готтлоб Шаупп из Франкфурта-на-Майне и Рудольф Клопхаус, Август Шох и Эрих цу Путлиц из Гамбурга. Из-за нехватки денег (Германия сильно пострадала от мирового экономического кризиса) ни один из проектов не был реализован. Только предложенный в рамках конкурса перенос Берлинской Колонны Победы был реализован в 1938/1939 году.
30 января 1933 года рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург назначил
лидера НСДАП Адольфа Гитлера рейхсканцлером; 1 февраля он распустил
Рейхстаг. В ночь на 28 февраля 1933 года пламя вырвалось из купола
здания Рейхстага. Зал пленарных заседаний и некоторые прилегающие
помещения выгорели. Это был явно поджог; вопрос о виновности не выяснен
окончательно и по сей день. Национал-социалисты выиграли от пожара. Той
же ночью они применили массированный террор против политических
оппонентов. Они побудили президента рейха подписать указ о пожаре
рейхстага для защиты народа и объявить об этом на следующий день. Статья
1 временно приостановила действие основных основных прав, а статья 5
сделала возможной смертную казнь за политическое преступление
«государственная измена».
Учредительное заседание нового
парламента 21 марта 1933 года, в «День Потсдама», состоялось после
пожара Рейхстага. Вопреки распространенному мнению, Гитлер никогда не
произносил речь в здании Рейхстага. Все свои речи в Рейхстаге Гитлер
произносил в оперном театре Кролла, который был превращен в здание
парламента.
В мае 1933 года голландский коммунист Маринус ван дер
Люббе вместе с видными членами коммунистической партии, в том числе
болгарином Георгием Димитрофовым, был обвинен в поджоге перед имперским
судом в Лейпциге. Обвинение попыталось представить пожар как сигнал к
вооруженному перевороту. В ходе политического показательного процесса
ван дер Люббе был приговорен к смертной казни на основании сомнительного
признания и ранее спешно измененного законодательства и был казнен в
январе 1934 года. Сообвиняемых пришлось оправдать за отсутствием улик.
Как пропагандистское мероприятие, процесс стал катастрофой для
организаторов, главным образом из-за риторического превосходства
Димитрова в его речевых дуэлях с Йозефом Геббельсом и Германом Герингом.
В то время как Рейхстаг, в котором с июля 1933 года заседали только
депутаты-национал-социалисты, собирался в Оперном театре Кролла через
дорогу, купол здания Рейхстага был временно отремонтирован, а
разрушенный пленарный зал - нет. В доме демонстрировались такие
пропагандистские выставки, как «Странствующий еврей» и «Большевизм без
маски». Какое-то время здесь размещались модели запланированной «Мировой
столицы Германии» — фантастической градостроительной сверхдержавы,
которую Альберт Шпеер разработал в тесном контакте с Гитлером. «Народный
зал» с высотой купола 290 метров, который должен был быть построен
непосредственно рядом со зданием Рейхстага, по мнению современного
автора, уменьшил бы его «до относительных размеров уличного туалета».
В 1938 году в рамках планирования оси север-юг было решено сохранить
здание и поручить ему реконструкцию Вольдемаром Бринкманном с
увеличением зала пленарных заседаний. Предполагалось, что после
переоборудования здание Рейхстага «вернется к своему назначению в
качестве места собраний Рейхстага».
Во время Второй мировой войны
здание с заложенными кирпичом окнами служило бомбоубежищем. Здесь AEG
производила электронные лампы, был устроен военный госпиталь, а с 1943
по 1945 год здесь размещался гинекологический пункт близлежащего Шарите.
В здании Рейхстага родилось около 60-100 детей. Кроме того, на двух
платформах рядом с куполом в соответствии с решением командного состава
рейхсминистра авиации в сентябре 1940 года были установлены зенитные
батареи.
Красная Армия увидела в здании Рейхстага один из
ключевых символов нацистской Германии. В ходе битвы за Берлин, после
тяжелых боев, продолжавшихся с 28 апреля до позднего вечера 1 мая 1945
года, Рейхстаг был занят 150-й, 171-й и 207-й стрелковыми дивизиями
79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-й стрелковой дивизии.
Белорусский фронт и другие боевые части взяты. Из Москвы прилетели
девять красных советских флагов. 30 апреля 1945 года флаг 150-й
стрелковой дивизии был водружен как «знамя победы» сначала над входным
порталом, а затем около 22:40 на крыше здания. Позже политработники
распространили информацию о том, что флаг уже развевался над Берлином
около 14:25. Около 15 часов командующий 3-й ударной армией генерал
Кузнецов позвонил на командный пункт маршала Жукова и доложил: «Над
Рейхстагом реет наше красное знамя!» Но он также сообщил Жукову: «В
некоторых местах на верхних этажах и В подвалах до сих пор продолжаются
бои». Фотография этого события, сделанная военным фотографом Евгением
Халдеем и ставшая впоследствии иконой СМИ, вскоре пришлось воссоздавать
из-за продолжавшихся в то время боевых действий; только вечером 1 мая
капитулировали последние защитники в подвале дома. Фотография
символизирует окончание Второй мировой войны в Европе, одновременно
конец гитлеровской Германии и, следовательно, победу над немецким
фашизмом.
Сразу после окончания Второй мировой войны здание Рейхстага, которое
в последний раз подвергалось ожесточенным спорам, представляло собой
частичные руины среди руин. Окружающие просторы использовались
голодающим населением для выращивания картофеля и овощей. 22 ноября 1954
года купол был взорван - из-за предполагаемой статической нестабильности
и для разгрузки поврежденного здания. В критических текстах это
обоснование описывается как «сомнительное». В последующие годы недавно
созданное Федеральное управление строительства ограничилось охраной
здания.
В 1955 году Бундестаг принял решение полностью
восстановить его. Однако тип использования в разделенной Германии все
еще оставался неопределенным. В 1961 году архитектору Паулю Баумгартену,
победителю конкурса с ограниченным правом участия, было поручено
спроектировать и руководить реконструкцией, которая была завершена в
1973 году. Многочисленные декоративные элементы фасада были опущены,
угловые башни были уменьшены в высоте, обходился без нового купола.
Дорогое внутреннее убранство, которое было повреждено, но в значительной
степени сохранилось, было практически полностью демонтировано. Останки
исчезли за крышками; новые мезонины увеличили полезную площадь и во
многом изменили первоначальную пространственную структуру. Зал пленарных
заседаний был вдвое больше и мог вместить всех депутатов объединенной
Германии. После соглашения четырех держав 1971 года пленарные заседания
Бундестага не разрешалось проводить в Берлине. В недавно обставленных
помещениях можно было проводить только заседания комитетов или
парламентских групп.
Вмешательства Баумгартена (стоимость которых
составила 110 миллионов марок), поддержанные или предписанные
Федеральным департаментом строительства, сегодня кажутся слишком
строгими, но их можно объяснить исторической ситуацией. Он использовал
формальный язык своего времени, современный стиль 1960-х годов.
Декоративный дизайн был табу. Преобладали прямые линии и гладкие
поверхности. В частности, представительные здания конца XIX века
считались напыщенными, перегруженными и не заслуживающими сохранения.
Аспекты сохранения памятников практически не имели значения. Кроме того,
в случае со зданием Рейхстага присутствовал особый мотив, выходящий за
рамки эстетических соображений: изначально здание было символом
додемократической формы правления, несмотря на его парламентское
предназначение. За этим последовала слабая демократия и жестокая
диктатура. Немцы только что вернулись в страну, которая еще была молодой
демократией. Поэтому казалось вполне логичным четко отделить себя от
прошлого с помощью четких линий и строго современной эстетики.
Во
время раздела Берлина здание Рейхстага находилось в британском секторе,
но Берлинская стена проходила прямо вдоль восточной стороны здания.
Символом стал «одинокий, расстрелянный Рейхстаг» — как «колосс из
песчаника на нейтральной полосе между враждебными мировыми системами». В
здании открыт музей Бундестага и истории здания Рейхстага. Посещение
открытых террас с видом на Берлинскую стену было частью обычной
программы иностранных гостей. Выставка «Вопросы немецкой истории»
демонстрируется в здании с 1971 года и ее посетило несколько миллионов
человек.
По инициативе канцлера Гельмута Коля и его федерального
министра строительства Оскара Шнайдера в 1985 году было получено
экспертное заключение от Готфрида Бема из Ахенского университета RWTH о
том, как здание может использоваться в будущем - особенно в случае
воссоединения - и какие доработки для этого потребуются. Отчет считался
конфиденциальным. До 1988 года Бём проектировал стеклянный купол, через
который могли проходить посетители, который должен был символизировать
открытость и демократическое участие.
После воссоединения
Германии 3 октября 1990 г. в здании Рейхстага 4 октября состоялась
первая сессия немецкого Бундестага в объединенной Германии; впервые со
144 депутатами, направленными в Бундестаг свободно избранной Народной
палатой на период до первых общегерманских выборов. На заседании новые
федеральные министры были приведены к присяге, а канцлер Гельмут Коль
сделал правительственное заявление.
«Местопребывание немецкого Бундестага — Берлин» — это было определено Бундестагом после интенсивных и противоречивых дебатов по столичной резолюции от 20 июня 1991 года в Бонне с небольшим большинством в 338 против 320 голосов. Местом пленарных заседаний должно быть здание Рейхстага. Реализация этого решения потребовала переоборудования здания в современное здание парламента. Так продолжалось до 1999 года. Немецкий Бундестаг 14-го созыва попрощался с парламентскими летними каникулами в Бонне и впервые собрался 8 сентября 1999 года в новом зале пленарных заседаний здания Рейхстага.
В 1993 году был объявлен конкурс проектов на реконструкцию здания
Рейхстага. Основными критериями планирования были прозрачность, ясность
и образцовые энергетические технологии. Из 80 представленных проектов в
равной степени были выбраны три победителя: Foster + Partners (Англия),
Pi de Bruijn (Нидерланды) и Сантьяго Калатрава (Испания). Норман Фостер
планировал построить отдельно стоящую прозрачную крышу над самим зданием
и частями окружающей территории - предложение, которое было сделано из
эстетических соображений («крупнейшая заправочная станция Германии»), но
также из-за ожидаемых затрат в 1,3 миллиарда марок. (с поправкой на
покупательную способность в современном мире. Валюта: около 1086,4 млн
евро) не получил достаточного общественного одобрения. На этапе
доработки он одержал победу над двумя своими конкурентами, предложив
совершенно новый дизайн.
В новом проекте Фостер также не
планировал купол крыши Рейхстага. В своих объяснениях он даже
категорически дистанцировался от любого возвышения на крыше, которое
будет построено «по чисто символическим причинам»; он не мог
порекомендовать ни зонт (похожий на первоначальную конструкцию), ни
купол. Эту позицию невозможно было сохранить. В 1994/1995 годах
предложения по проекту крыши пришлось несколько раз пересматривать из-за
давления со стороны политиков, принимающих решения. 8 мая 1995 года
окончательный проект Фостера стеклянного купола был представлен и
одобрен депутатами. Архитектор Калатрава тогда заявил, что это плагиат
его собственной конкурсной работы, в которой предусматривался прозрачный
купол аналогичной формы. После экспертных заключений и контрэкспертных
заключений преобладало мнение большинства экспертов, согласно которому
не может претендовать на особую правовую охрану такой традиционный
элемент архитектурного оформления, как купол. Кроме того, когда конкурс
проводился в 1992 году, Готфрид Бём опубликовал свой проект купола,
который он спроектировал в 1988 году по поручению канцлера Гельмута
Коля. Этот проект уже представляет собой стеклянную конструкцию со
спиральными проходами для посетителей и, по-видимому, является основой
купола, который в конце концов неохотно реализовал Норман Фостер.
Контракт с Фостером на переоборудование резиденции парламента был
связан со строгим условием, что общие затраты не должны превышать 600
миллионов марок, включая все расходы на купол, а также вспомогательные
расходы и сборы.
Супруги художников Христо и Жанна-Клод пропагандировали свой проект «Обернутый Рейхстаг» с 1971 года. В январе 1994 года в Боннском Бундестаге состоялись заключительные пленарные дебаты о том, должен ли национальный символ важности Рейхстага стать объектом такой художественной кампании. Большинство проголосовало за. С 24 июня по 7 июля 1995 года здание было полностью окутано блестящей серебристой огнеупорной тканью и перевязано синей веревкой толщиной добрых три сантиметра. Летнее действо быстро приняло характер фольклорного гулянья. За две недели на выставке присутствовало пять миллионов посетителей. Реакция международных СМИ сделала здание Рейхстага известным во всем мире.
Последнее мероприятие в здании Рейхстага перед реконструкцией
состоялось 2 декабря 1994 года. В конце мая 1995 года была завершена
подготовка к строительным работам – удалению асбеста и обнажению
первоначальных строительных конструкций. Многочисленные оригинальные
компоненты были спасены и позже включены в готовое здание. Одним из
требований, предъявляемых к архитекторам, было уважение к историческому
содержанию здания. Следы истории также должны оставаться видимыми после
преобразования. Сюда же относятся граффити советских воинов кириллицей
мая 1945 года, нанесенные после взятия Берлина («Гитлер арестован»,
«Кавказ-Берлин»). Тексты с расистскими или сексистскими высказываниями
были удалены по согласованию с российскими дипломатами, остальное будет
показано в переоборудованном Рейхстаге.
Фактически работы по
переоборудованию начались в конце июля 1995 года – сразу после того, как
был поднят «Крытый Рейхстаг». Во-первых, были удалены переоборудования и
приспособления Баумгартена 1960-х годов; Пришлось убрать 45 000 тонн
щебня. Чтобы гарантировать устойчивость модифицированного здания, к 2300
сваям, которые Пол Уоллот изначально закопал в недрах здания, были
добавлены 90 новых опорных свай.
Строительство корпуса началось в
июне 1996 года. В центре здания на месте старого здания было построено
новое здание. В основном он включает в себя зал пленарных заседаний,
который занимает все три основных этажа. Его площадь составляет 1200 м²
(у Валлота — 640 м², у Баумгартена — 1375 м²), и он был изменен таким
образом, что Президиум теперь снова расположен на восточной стороне, как
это было в первые дни строительства здания. Зал пленарных заседаний
дополнительно освещается зеркальной системой, направляющей дневной свет
из купола в зал. Посетители попадают на трибуны пленума через специально
построенный мезонин. На втором этаже расположены кабинеты и приемные
президента Бундестага, а также зал заседаний Совета старейшин; На
третьем этаже расположены кабинеты членов парламента и парламентских
групп, а также центральный пресс-холл. Ресторан на крыше для депутатов
Европарламента также открыт для публики после предварительного
разрешения службы безопасности. Строительные службы, кухня и гардеробная
находятся на первом этаже и в подвале.
Северное и южное крылья,
составляющие около двух третей здания, остались как историческое
сооружение и были лишь отремонтированы.
В новом здании были
использованы современные материалы, такие как бетон, стекло и сталь, а в
старом здании – известняк и песчаник светлых, теплых тонов. Недавно
разработанная цветовая концепция призвана внести ясность в здание. Всего
девять цветов, некоторые из которых очень яркие, характеризуют разные
области. Комнаты были окружены яркими деревянными панелями, что иногда
воспринималось как проблематичное по отношению к выставленным там
произведениям искусства.
Изначально планировалось использовать светло-серый цвет сидений, но против этого выступили депутаты Бундестага. Затем Фостер поручил датскому дизайнеру Перу Арнольди найти другой оттенок; в результате получился Синий Рейхстаг. Форма сидений, на которых сидят депутаты и члены правительства, называется фигурой.
Купол, спроектированный позже и не имеющий отношения к своей
исторической модели, стал популярной достопримечательностью и визитной
карточкой Берлина. Зарегистрированные посетители могут войти в здание
через западный портал. После проверки безопасности вы можете подняться
на лифте на крышу высотой 24 метра (небольшой ресторан Käfer расположен
в задней части террасы на крыше). Купол на его вершине имеет форму
полуэллипсоида вращения диаметром 38 м и высотой 23,5 м. Масса около 800
тонн, покрыт 3000 м² стекла массой около 240 тонн. Внутри два спиральных
пандуса, каждый длиной 230 м и шириной примерно 1,8 м, смещенные на
180°, ведут к смотровой площадке – на высоте 40 м над уровнем земли –
или в противоположном направлении обратно на террасу на крыше. Пиковая
высота купола составляет 47 м над землей – значительно ниже, чем у Поля
Валлота. Вплоть до ноября 2010 года, когда доступ к куполу был свободен,
ежедневно насчитывалось в среднем 8000 посетителей. Это число резко
упало, когда доступ был ограничен по соображениям безопасности, но
сейчас оно составляет в среднем три миллиона посетителей в год. В период
с 2002 по 2019 год служба посетителей Бундестага обслужила 42,3 миллиона
гостей, посетивших здание и купол. Посетители также могли следить за
дебатами или проводиться по зданию.
Из-за террористических
предупреждений (газета Berliner Morgenpost писала об «опасности
исламистских атак») купол был закрыт для посетителей с 22 ноября по 4
декабря 2010 года. После этого он снова был открыт для отдельных лиц и
групп, но только после предварительной онлайн-регистрации. С июля 2012
года возможна регистрация на месте со временем оформления в два часа.
Во время реконструкции здания Рейхстага в 1990-х годах было построено
здание, которое должно стать примером для проектировщиков и инженеров с
точки зрения учета экологических факторов. Система отопления и
энергетики состоит из сочетания солнечной технологии и механической
вентиляции, использования недр в качестве сезонного хранилища холода и
тепла (геотермальная энергия), комбинированной технологии производства
тепла и электроэнергии, комбинированного производства тепла и
электроэнергии и использования возобновляемого сырья.
Специальное
остекление и изоляция уменьшают теплопотери. Солнечная электростанция
площадью более 300 м² на крыше здания Рейхстага и две
теплоэлектростанции, работающие на биодизельном топливе из земли
Мекленбург-Передняя Померания, вместе могут обеспечить 82 процента
потребностей Рейхстага и окрестностей в электроэнергии. Здания
парламента. Летом абсорбционные охладители используют часть
отработанного тепла двигателей для охлаждения зданий. Другая часть
используется для нагрева соленой воды, которая закачивается из
резервуара примерно в 300 метрах под зданием, примерно до 70 °C. Затем
его направляют обратно под землю и хранят там; зимой можно отапливать
здания. Еще один бассейн с водой на глубине 60 метров может хранить
зимний холод и способствовать кондиционированию зданий, когда летние
температуры особенно высоки. Эти и некоторые другие факторы сокращают
ежегодные выбросы CO2 от здания Рейхстага примерно с 7000, 400 и 1000
тонн. При чистой площади 40 047 м² потребность в энергии составляет
270,9 кВтч/(м² × год), что значительно ниже значения требования EnEV для
модернизированных старых зданий и даже для новых зданий.
В
энергетическую концепцию включен и купол, который в первую очередь
воспринимается как яркий архитектурный элемент. Он также служит для
освещения и вентиляции зала пленарных заседаний внизу. Дневной свет
направляется в зал через 360 зеркал воронкообразной формы. Чтобы
обеспечить безбликовый свет и предотвратить чрезмерный нагрев при ярком
солнечном свете, некоторые зеркала можно закрыть подвижным экраном с
компьютерным управлением, эффективность которого зависит от положения
солнца. Внутри зеркальной воронки отработанный воздух направляется в
самую высокую точку здания через сопло вытяжного воздуха и выходит через
круглое отверстие в центре купола; Таким образом, он также проходит
через систему рекуперации тепла, которая может извлечь из него полезную
остаточную энергию. Устройство чуть ниже проема купола собирает дождевую
воду. Валлот приказал установить вентиляционные шахты для снабжения
Рейхстага свежим воздухом. Эти шахты теперь обнаружены и снова пригодны
к использованию.
19 апреля 1999 года состоялась символическая передача ключей председателю Бундестага Германии Вольфгангу Тирзе и первое пленарное заседание. Примерно через четыре года строительства реконструкция была завершена в срок и в рамках бюджета. Фактический переезд Бундестага произошел во время летних каникул; С сессии 8 сентября 1999 года парламент начал свою регулярную работу в здании Рейхстага.
временный
В целях безопасности к юго-западу от здания Рейхстага с
2011 года расположены контейнеры, через которые зарегистрированные
посетители Бундестага могут совершать экскурсии. В течение 2012 года
федеральное правительство и правительство штата Берлин рассмотрели
вопрос о целесообразности строительства подземного центра для
посетителей на базе центра для посетителей парламента США в Вашингтоне.
Однако в конце 2015 года Комиссия по строительству и пространству Совета
старейшин Бундестага решила спланировать создание «Центра для
посетителей и информации» (BIZ) на Шайдеманштрассе напротив здания
Рейхстага. Из этого центрального контактного пункта посетители смогут
попасть в Рейхстаг через туннель. С этой целью был объявлен
архитектурный конкурс, который в январе 2017 года выиграло швейцарское
архитектурное бюро. Однако, несмотря на запланированное завершение в
2023 году, дата начала строительства не была назначена, поэтому
вице-президент Бундестага Вольфганг Кубицки заявил в июле 2018 года, что
хочет продвигать проект. Хотя Кубицки в сентябре 2018 года раскритиковал
запланированное здание площадью 6600 м² как слишком маленькое по
сравнению с десятикратно большим центром для посетителей Капитолия в
Вашингтоне, вам бы хотелось. придерживайтесь швейцарского победившего
дизайна по соображениям экономии.
Согласно решению Строительно-космической комиссии от 6 июля 2018 года перед западным порталом через площадь Республики планируется построить ров глубиной 2,5 м и шириной до 10 м «Ага!», а также охранное ограждение. с воротами по бокам возводимого пандуса. В феврале 2020 года проект был одобрен Бундестагом большинством голосов; одобрение Министерства финансов еще не получено.
После длительного спора в марте 2021 года главный комитет Палаты
представителей Берлина создал основу для следующих шагов на пути к
созданию постоянного центра для посетителей, утвердив договор о покупке
недвижимости с федеральным правительством. В декабре 2021 года
Федеральное управление строительства и регионального планирования
завершило планирование проектирования и утверждения и передало
ответственность за проект Федеральному агентству по задачам
недвижимости. По состоянию на январь 2022 года, согласно веб-сайту
Федерального управления строительства и регионального планирования, был
установлен потолок затрат в 192 миллиона евро, но строительство проекта
не началось.
В апреле 2022 года стало известно, что из
соображений безопасности в центре для посетителей необходима дальнейшая
перепланировка и что строительство не может начаться до 2025 года.
Завершение запланировано на 2029 год, при этом стоимость строительства
увеличится примерно на 250 миллионов евро.
Здание Рейхстага — важнейший комплекс в общей концепции
художественного оформления зданий немецкого Бундестага в берлинском
Шпреебогене. Консультативный совет парламента по искусству принял
решение по предложениям, подготовленным внешними экспертами. Работы,
связанные со зданием, уже существовали и должны были быть приняты после
переоборудования. Еще 18 художников были приглашены для создания новых
произведений для Рейхстага, среди них, ввиду прежнего четырехвластного
статуса Берлина, художники из Англии (Норман Фостер в качестве
архитектора), Франции (Кристиан Болтански), России (Гриша Брускин) и США
(Дженни Хольцер). Как и немецких художников международного уровня, их
попросили прокомментировать своими работами это историческое место.
Вместе с рядом покупок и кредитов в Рейхстаге была создана важная
коллекция современного искусства. Всего со своими работами представлены
почти 30 художников.
Здесь кратко упомянуты некоторые работы:
В 1992 году Катарина Зивердинг спроектировала мемориал тем членам
парламента, которые преследовались и были убиты национал-социалистами.
Ее пространственная инсталляция в депутатском вестибюле представляет
собой пятичастную фотокартину большого формата на темы разрушения и
возрождения, а также три памятные книги, разложенные на деревянных
столах.
В западном вестибюле перед Зигмаром Польке и Герхардом
Рихтером стояла задача разместить свои работы на стенах высотой 30
метров. Используя окрашенные с обратной стороны стеклянные панели
высотой 21 метр черного, красного и желтого цветов, Рихтер разработал
неоднозначную вариацию национальных цветов Германии. Польке установил
пять лайтбоксов с игривыми фотоколлажами из политики и истории.
Дженни Хольцер установила в северном вестибюле стелу, по которой
проходят вертикальные неоновые полосы. Они воспроизводят речи и
междометия членов парламента в период с 1871 по 1992 год, которые
художник просил постоянно обновлять.
В южном вестибюле находятся
большие полотна Георга Базелица, картины по мотивам Каспара Давида
Фридриха. Базелиц перевернул эти мотивы с ног на голову, как он делал с
конца 1960-х годов, чтобы подчеркнуть важность формальных элементов.
Бернхард Хейзиг предоставил картину «Время и жизнь». С отголосками
немецкого экспрессионизма обзор важных мотивов немецкой истории дан во
множестве отдельных изображений.
Стол с агрегатом был предоставлен
Йозефом Бойсом в аренду на постоянной основе: литой бронзовый стол с
небольшой коробочкой на нем, двумя шариками на полу перед ним и
соединительным кабелем между верхом и низом. Размышления о потоке
природных и технических энергий.
Ханс Хааке спроектировал инсталляцию
для северного внутреннего двора. Узкое прямоугольное деревянное корыто
должно было (с большими колебаниями) наполнить депутаты землей из своих
округов. Осталась видна надпись светящимися буквами: «Населению». Любой
спонтанный рост растений следует предоставить самому себе.
Художественная программа уже на этапе отбора стала предметом
многочисленных споров. Участие Хейсига, например, вызвало энергичные
протесты с обвинениями в том, что как художник, который когда-то был
«близок к государству» в ГДР, его не призвали выполнять репрезентативную
художественную работу в здании парламента демократической страны. Дебаты
по поводу проекта Хааке были еще более жаркими. Он заменил центральную
надпись на западном фронтоне («Dem Deutschen Volke») своим неоновым
письмом, тем самым вызвав подозрение, что он хотел дистанцироваться от
их заявления. Сам художник дал понять, что, хотя он и считает концепцию
народа отягощенной недавней немецкой историей, он видит в своем
творчестве лишь пищу для размышлений, а не принципиально негативное
суждение. После трех заседаний консультативного совета по искусству и
пленарных дебатов эта работа также была принята.
Общие расходы на
произведения искусства в здании Рейхстага составили восемь миллионов
марок, что соответствовало законной квоте для художественных проектов в
общественных зданиях того времени. Покупные цены отдельных произведений
искусства не публиковались.
Парламентские разногласия напоминают
спор 1899 года. В то время как роспись Рейхстага ранее выполнялась в
основном историками и художниками-декораторами без каких-либо
художественных претензий, заслуживающих упоминания, теперь Валлот
поручил мюнхенскому художнику Францу фон Штуку писать картины для фойе
для создания президента Рейхстага. Он представил две узкие картины
длиной 22 метра каждая для установки под потолком. Одобрение коллег и
искусствоведов было единодушным, как и отказ депутатов. Картинки не
прикрепились.
С 1992 года перед юго-западным углом здания
находится памятник 96 депутатам Рейхстага, убитым национал-социалистами.
Днем 9 ноября 1918 года лидер фракции СДПГ Филипп Шейдеман
провозгласил «Республику в Германии» со второго западного балкона слева
от главного портала. Сегодня на этом месте установлена памятная доска.
Выступление Шейдемана сохранилось в разных вариантах, аудиозапись,
которую часто можно услышать в документальных фильмах, была сделана
позднее. В 1928 году он цитировал себя в своих мемуарах:
«Рабочие
и солдаты! Четыре года войны были ужасными. Ужасны были жертвы, которые
пришлось принести народу имуществом и кровью. Несчастная война
закончилась. Убийство окончено. Последствия войны, лишения и страдания
будут тяготить нас еще долгие годы. Будьте едины, верны и послушны!
Старая и гнилая монархия рухнула. Да здравствует новое! Да здравствует
Германская Республика!»
Через несколько часов Карл Либкнехт
провозгласил «Свободную Социалистическую Республику» (Советскую
Республику) из берлинского городского дворца.
Попытка НСПГ и КПГ мобилизовать страдающие массы рабочих в Берлине для новой попытки установить советское правление закончилась 13 января 1920 года кровопролитием у здания Рейхстага.
В ходе ремонтных работ после воссоединения был обнаружен коридор с трубами отопления. Когда-то он соединял здание Рейхстага с Президентским дворцом Рейхстага, который сейчас является резиденцией Немецкого парламентского общества. Часть отопительного прохода была вырезана во время переоборудования и теперь представляет собой изолированный объект в подземном пешеходном переходе от Рейхстага до Дома Якоба Кайзера.
В многочисленных проектах Норман Фостер предлагал новые решения оформления федерального орла в зале пленарных заседаний, который ему особенно хотелось сделать стройнее. Однако депутаты отдали предпочтение увеличенной копии круглой формы, которую скульптор Людвиг Гис когда-то спроектировал для боннского парламента (ироничный термин: «толстая курица»). Однако Фостер взял на себя дизайн спины орла, который в Берлине висит перед стеклянной стеной и поэтому его можно увидеть с обеих сторон, в отличие от прежнего Бонна. Новый орел, подписанный Фостером на обороте, примерно на треть больше старого, имеет площадь 58 м² и весит 2,5 тонны.
Каждая из трех башен здания Рейхстага отмечена федеральным флагом, а одна башня - европейским флагом. Флаги размером пять на семь метров постоянно подняты и подсвечиваются в ночное время. В апреле 2022 года федеральный министр внутренних дел Нэнси Фазер (СДПГ) одобрила поднятие радужного флага на федеральных зданиях по особым случаям, таким как День Кристофера Стрита 2022 года. В июне президент Бундестага Бербель Бас также объявил, что флаги будут изменены. в день Дня Кристофера Стрита. Флаг с шестью цветными полосами развевался на юго-западной башне здания Рейхстага. Перед восточным и западным порталами были подняты еще два флага.
В ночь со 2 на 3 октября 1990 года в полночь на площади Республики в
знак единства Германии был поднят «Флаг Единства», который до сих пор
развевается днем и ночью (ночью подсвечивается) и имеет размеры шесть
на десять метров.
молитвенная комната
На первом этаже
находится молельная комната, которая служит депутатам местом для
размышлений.