Бременский кафедральный собор (Собор Святого Петра) (Бремен), Германия

Бременский кафедральный собор

Описание

Собор Святого Петра в Бремене был построен на фундаменте более старых предшественников 11 века в романском стиле, а с 13 века перестраивался и расширялся в готическом стиле. Это церковное здание построено из песчаника, а в старых частях скрыто туф. Видна только часть кирпича, использовавшегося с готического периода. Боковые часовни были добавлены в 14 веке. В 1502 году началось преобразование церкви в зал в стиле поздней готики, но это не пошло дальше нового северного прохода, когда Реформация остановила дальнейшее расширение. В конце 19 века здание, хорошо сохранившееся внутри, но выглядевшее ветхим снаружи, подверглось капитальному ремонту, одна из двух башен рухнула. Дизайн был в основном основан на том, что уже было, и на старых изображениях, но были также разработаны некоторые новшества, такие как неороманская переходная башня. Сегодня церковь принадлежит евангелическо-лютеранскому кафедральному приходу св. Петри.

С 1917 года здание находится под охраной памятников Бремена.

Бременский кафедральный собор

 

История

Каролингские предшественники

Место на месте сегодняшнего собора, высшая точка Везерских дюн, непосредственно рядом с существовавшим поселением, стало ядром развивающейся епархии с (предположительно) строительством церкви, предположительно освященной там в 789 году англо-саксами. епископ-миссионер Виллехад. Деревянное здание было сожжено и полностью разрушено в 792 году, всего через три года после его завершения, в ходе саксонских войн. После смерти Виллехада в 789 году в Бремене в течение 13 лет не было ни епископа, ни собора. Со времен епископа Виллериха (805-835) и его преемников раскопки в центральном нефе сегодняшнего собора выявили несколько этапов строительства каменного храма, который в своем самом большом и позднем размере был трехнефным каменным зданием, которое было освящен епископом в 860 г. Ансгар связан.

К северо-западу от следов северной боковой стены этой трехнефной церкви, прямо перед западным концом того, что сейчас является северным нефом, раскопки обнаружили фундамент с севера на юг 9 века. Только после 2010 года он был признан указанием на западный трансепт, построенный в ту же эпоху в Фульде, Падерборне и в Кельнском соборе Хильдебольда. Эти западные трансепты (в церквях без восточного трансепта) использовались для почитания реликвий. Никаких археологических свидетельств остальной формы каролингского западного трансепта в Бремене обнаружено не было, особенно западного хора (или, по крайней мере, западной апсиды), обнаруженного в сопоставимых зданиях, поскольку раскопки там не проводились. Поэтому научно обоснованное окончательное утверждение о каролингском западном фасаде Бременского собора невозможно.

Однако 11 сентября 1041 года каролингская церковь стала жертвой бременского пожара, как и большинство других построек города. Пламя также безвозвратно уничтожило фонды библиотеки собора.

 

Салический этап строительства

В салический период, начиная с последних лет правления епископа Адальбранда (1035-1043), было построено фундаментальное новое здание, размеры и материальные следы которого все еще можно наблюдать на нынешнем здании. По словам Адама фон Бремена, Адальбранд, которого в литературе по истории архитектуры обычно называют другим именем Безелин и который был каноником в Кельне, взял за образец старый каролингский Кельнский собор. Размеры первого плана, два хора, два склепа и святых покровителей Святого Петра в западном хоре и Марии в восточном хоре были приняты в Бремене. Преемник Адальбранда Адальберт (1043-1072), один из самых могущественных епископов той эпохи, продолжил строительство по образцу собора в Беневенто, согласно Адаму Бременскому. Трудной, неоднозначной и противоречивой является оценка последовательности строительных мероприятий после 1042 г., особенно в отношении двух склепов. Когда в 1046 году был освящен главный алтарь, должны были быть построены восточный алтарь и восточный склеп внизу, если они не были завершены.

Возможно, в 1066 году был освящен западный склеп. Он претерпел несколько преобразований и радикальных изменений, последний раз из-за реставрации собора в 1888 году. В его капитальной скульптуре хотелось признать деятельность ломбардских каменщиков, которых, как говорят, Адальберт привез с собой из Италии. Адальберт очень хотел завершить собор во время своего пребывания в должности и поэтому продолжал строительство, мало заботясь о других требованиях. Поэтому он приказал снести стену Домбурга, чтобы получить строительный материал. В результате Бремен был разграблен в 1064 году армией во главе с саксонским герцогом Ордульфом и его братом Германом.

Лимар (1072–1101), преемник Адальберта, упоминается как конструктор huius ecclesiae («строитель этой церкви») в надписи, найденной в его могиле. На него легла задача заполнить большой пробел между лишь частично законченными хорами. Он поднял колонны и стены нефа базилики и накрыл их крышей, а работы в криптах, вероятно, были завершены только во время его пребывания в должности. Новое здание теперь было почти в два раза больше, чем его предшественники. Как планировался западный фасад и достроил ли его уже Лимар, неясно. Кроме того, не было обнаружено никаких указаний на то, были ли у сегодняшних западных башен предшественники или нет. В любом случае, сегодняшняя исчезающая линия западного фасада, выдвинутого вперед на запад, была создана только в позднероманскую фазу.

 

Поздний романский и ранний готический

Вряд ли есть какие-либо свидетельства, подкрепленные источниками, о высоком средневековом этапе строительства, который в основном затрагивает две башни, расположенные перед старым западным фасадом, и фасад заподлицо между ними. Оценка усложняется обширной реставрацией, проведенной около 1900 года. Сегодня принято считать, что западное здание, строительство которого могло начаться еще в конце 12 века, в основном было построено в период правления Герхарда II (1219–1258). В 1224 году папа Гонорий III подтвердил Наконец, Бремен стал резиденцией двойного архиепископства. Бремен теперь был резиденцией архиепископа, а в Гамбурге больше не было своего епископа. Предоставленная при этом индульгенция в пользу строительства собора создала финансовую предпосылку для возобновления строительной деятельности с учетом нового ранга митрополичьего собора. Обширные ремонтные работы в течение 39 лет правления Герхарда II явно проводились под влиянием моделей из Вестфалии и Рейнской области. Нечто подобное было найдено в церковных постройках во владениях его родственников. Самое раннее графическое изображение собора происходит от первой городской печати Бремена, вырезанной около 1230 года или, по крайней мере, до 1238 года. На нем показан фасад с двумя башнями, который, вероятно, все еще находится в стадии строительства. Окно-роза тщательно проработано. Валы западных башен немного выступают над карнизами центрального нефа. Порталы находятся не на первых этажах башен, а в виде группы из трех между башнями, т. е. перед западным склепом, который и сегодня имеет три нефа, которые в Брюйне имели здесь два окна, которые позже были заменены две маленькие двери до 19 века.

Центральный неф имеет шатровую крышу вместо фронтона-экрана, украшенного скульптурами. Это согласуется со стилистической датировкой фронтонного треугольника с его глухими аркадами средней третью XIII века, хотя скульптуры, размещенные там позже, оцениваются как созданные около 1230 года.

По крайней мере, северная башня достигла своей более поздней высоты, добавив два этажа в середине 14 века.

 

Своды

В 1224 году папа Гонорий III утвердил снисходительность к «ремонту» собора. Своды нефа, которые, возможно, уже начались ранее, проводились в два этапа примерно до 1250 г. с доходом, который это сделало возможным.

Своды нефа демонстрируют большое разнообразие. Расположенные между западными башнями, два западных пролета центрального нефа были сводчаты перед всеми остальными нефами, двумя разными сводами, которые также отличались от всего остального здания. Затем были перекрыты два низких прохода. Сохранившиеся в южном проходе, преимущественно купольные своды по образцу анжуйской готики, аналогичны сводам Бременской церкви Богоматери.

Своды центрального нефа, пересечения, хора и трансептов были созданы во второй и последней фазе ранней готики. Они имеют относительно слегка наклонные линии гребня. В переходах и трансептах вес каждого сводчатого пролета равномерно распределяется по четырем его углам.

Потолок нефа, однако, состоит из четырех двойных пролетов, каждый из которых имеет шесть пролетов, каждый из которых опирается на шесть (настенных) колонн. Моделью служит центральный неф Сенского собора, который считается старейшим готическим собором из всех. Из-за диагональных ребер двойных пролетов вес трех четвертей поверхности свода ложится на столбы по углам пролетов. Только четверть поверхности свода опирается на столбы между ними. Из пар опор, испытывающих наибольшую нагрузку, одна принадлежит переходу. Остальные четыре пары колонн, которые активно используются, стабилизированы контрфорсами (с момента позднеготической переделки северного прохода только с южной стороны). На пирсах между ними нет аркбутанов. Свод алтаря состоит из двойного пролета. Центральная пара колонн поддерживалась только снаружи контрфорсами после последующей стабилизации алтаря в 1909/1910 годах. Контрфорсы по углам алтаря относятся к средневековью, а не ко времени строительства. Хор церкви Св. Стефана, построенный примерно в то же время, что и соборный хор, имеет такой же свод, а его контрфорсы сложены из современного мелкого кирпича. Раннеготические стены нефа, возведенные в связи со сводом, менее толстые, чем поддерживающие их романские аркады. Это позволило создать проход с проходами через колонны, поддерживающие свод нефа. Эта конструкция отличается от ранних готических сводов 1221/1222 (d) (также с двойными пролётами) Магдебургской церкви Богоматери.

Бременский кафедральный собор

 

Поздний готический период

После прихода рыночного поселения, а затем и города Бремена с 1020 г. он был приходом св. Вита/Либфрауэна, а в 1229 г. он был разделен на три прихода, церковь св. Вильхади немного южнее стала приходской церковью для в 14 века миряне жили в соборе свободы. В то время собор использовался только для служб (время суток и месс) архиепископа и капитула собора, а также для особо крупных церемоний.

В XIV и XV веках было построено несколько часовен с южной стороны церкви и двойная часовня с северной стороны восточного хора. В 1346 году северная башня была надстроена на два этажа и получила готический шлем. Пожар в северной башне в 1483 году также сильно повредил северный боковой проход, который до этого, вероятно, был очень похож на сохранившийся южный проход.

При архиепископе Иоанне III. Роде фон Вале, с 1502 по 1522 год северный проход был поднят до уровня центрального нефа и получил позднеготический сетчатый свод с ребрами из кирпича особой формы, так называемых лепных камней. Однако северный неф и центральный неф вместе не производят впечатления зала, потому что аркада между двумя нефами все же разделена на два этажа, нижний из которых идет от романской базилики с колоннами. Это преобразование было выполнено Кордом Поппелькеном, который также укоротил западный склеп около 1512 года. Не исключено, что планировалось поднять и южный придел, а собор основательно переделать в зальный храм. Дальнейшее расширение не состоялось из-за начала Реформации в Бремене. О предварительном завершении работ свидетельствуют, среди прочего, навесы над северным проходом и над южным трансептом. На его западной и восточной сторонах под фронтонами односкатной крыши все еще сохранились карнизы карнизов периода ранней готики, которые обрели свое значение только после перестройки около 1900 года.

 

Миссал

В 1511 году архиепископ Роде заказал издание миссала Missale secundum ritum ecclesie Bremense, в котором описывается обряд Святой Мессы, действующий в Бременской епархии.

 

Реформация

9 ноября 1522 года изгнанный монах-августинец Генрих фон Зютфен провел первую проповедь Реформации в часовне церкви Св. Ансгария в Бремене. С 1524 г., помимо католических священников, в приходских церквах работали и протестантские проповедники. Католические мессы были запрещены в приходских церквях в городе в 1525 году, в сельской местности в 1527 году и в монастырях в 1528 году.

В 1534 году был введен Бременский церковный порядок, утвержденный Лютером.

Собор уже был закрыт капитулом собора в 1532 году после того, как комитет из 104 человек, восставших против засилья крупных торговцев, прервал мессу в Вербное воскресенье и принудил к лютеранской службе. Спустя 15 лет капитул собора снова снял закрытие в 1547 году и по предложению своего старшего, графа Кристофа фон Ольденбургского, назначил проповедником собора Альберта Ризауса Харденберга, приехавшего из Оверэйссела. Он оказался радикальным реформатором, что привело к спорам между лютеранами и сторонниками Меланхтона. Наконец, 18 февраля 1561 года Гарденберг был изгнан из города, а собор был закрыт для обычных служб во второй раз за 29 лет, на этот раз на 76 лет. Однако в это время его иногда открывали в особых случаях, таких как инаугурации и другие приемы архиепископов, например, в 1566 г. для Георгия, в 1588 г. для Генриха фон Лауэнбурга и в 1637 г. для Фридриха II. эпитафий или надгробий в соборе было создано и приложено четырнадцать за годы закрытия.

Однако Харденберга поддержало большинство граждан, мэр Даниэль фон Бюрен (младший) и некоторые советники. Хотя большинство совета хотело принять против них меры, движение граждан защитило их в январе 1562 года. Это привело к тому, что многочисленные противники Харденберга покинули город.

Между тем, в 1558 году Георг Брауншвейг-Вольфенбюттель был избран архиепископом Бремена и епископом Вердена. Он был открыт для Реформации и представил Бременский лютеранский церковный орден в Верденской епархии. С 1566 года капитул Бременского собора избирал лютеранских архиепископов, которые, конечно, не признавались римской церковью и поэтому часто назывались администраторами. Споры в городе разрешились в феврале 1568 г., и большинство противников Гарденберга вернулись.

В 1581 году Бремен присоединился к так называемой «второй Реформации» в теологическом направлении Филиппа Меланхтона, которая была менее жесткой, чем учение Кальвина, но тем не менее привела город в реформатский лагерь и вновь изолировала его от своего окружения. Четырнадцать лет спустя город получил новый церковный порядок, основанный на немецкой реформатской форме (Consensus Bremensis), а около 1600 года был введен Гейдельбергский катехизис. Однако собор, многочисленные владения и жители в районе собора подчинялись не городу, а суверенитету архиепископства и, таким образом, оставались лютеранами.

 

Башенные катастрофы

Южная башня собора не имела остроконечного шлема на своих четырех фронтонах, а только крестовую крышу, а под ней висели восемь колоколов. Долго треснувший, он рухнул 27 января 1638 года, похоронив два пристроенных к нему домика. В этой аварии погибли восемь человек.

Секретарь совета Метье, вышедший из ратуши на рыночную площадь в момент обрушения, позже описал это событие словами:
«И когда я выхожу из двери, я слышу стук и лом, как будто кто-то ломает сразу тысячу деревянных столбов. Я смотрю прямо на башню, и мне кажется, что мое сердце остановится! Длинная трещина сверху вниз, и я смотрю, она становится все шире и шире, и крыша исчезает в башне — да, а потом стены рушатся! Это был грохот, я думал, что весь собор рухнет!»

Вид на город Мериан показывает, что пень башни временно облицован и покрыт односкатной крышей примерно на высоте крыши нефа. В том же году собор заказал лютеранский архиепископ Фридрих III. Принц Дании вновь открылся. С тех пор он служил проповеднической церковью лютеранской общины в пределах городских стен Бремена и 11 ноября того же года получил диаконский сан.

Как и до Реформации, содержание здания по-прежнему финансировалось за счет доходов, полученных от активов, которые все еще поступали от средневековой соборной фабрики. Хотя повреждения крыш были тщательно устранены, средств не хватило, чтобы противодействовать выветриванию внешней кладки.

В 1648 году Бременское архиепископство было секуляризовано и перешло к Швеции как Бременское герцогство. Восемь лет спустя собору был нанесен еще один серьезный ущерб: 4 февраля 1656 года северная башня сгорела после удара молнии. Крыша нефа также была уничтожена огнем. Пень южной башни теперь был открыт сверху. В ходе быстрого ремонта северная башня получила сначала плоскую крышу, а через пять лет — слегка покатую пирамидальную крышу.

 

Самая большая проповедническая церковь в Бремене

Соборная община, отвечавшая за содержание здания, состояла из лютеран, живших в стенах Бремена. Официально он не был приходом, но вырос из небольшого меньшинства до крупнейшего прихода в Бремене к концу 18 века из-за демографических сдвигов и принадлежал к общей епархии Бремен-Верден, основанной в 1651 году. Было установлено несколько галерей, чтобы вместить растущее число прихожан. Между 1694 и 1696 годами церковь получила главный алтарь в стиле барокко с балдахином по образцу папского алтаря в церкви Святого Петра в Риме и стихами из 1-го Послания к Коринфянам Павла, в которых подчеркивалась лютеранская позиция шведского герцогства Бремен-Верден. В тот же период, между 1693 и 1698 годами, собор получил один из самых ценных предметов оборудования в своей истории - орган Арпа Шнитгера.

В 1715 году Швеция передала права на Бременский собор ганноверской консистории в Штаде. В 1767 году под его управлением северная башня получила вельшский колпак из листовой меди. Она заменила простую пирамидальную крышу, которая накрывала башню после пожара 111 лет назад, но большинство жителей Бремена сочли ее непригодной для башни.

Вероятно, примерно в то же время средневековое окно-розетка было заменено более простым после того, как попадание дождя поставило орган под угрозу.

 

Собор становится частью города Бремен

Согласно Reichsdeputationshauptschluss 1803 года, территория собора перешла к городу Бремену и была включена. У собора по-прежнему не было статуса прихода, но в 1810 году по соглашению между лютеранскими представителями и советом соборная община была официально учреждена как лютеранский приход города Бремена, а Иоганн Давид Николай был утвержден первым пастором. Ей также была возвращена большая часть соборного имущества, на доходы от которого финансировалось содержание соборного храма. Однако на творческие мероприятия средств не хватило. Это потребовало бы пожертвований и грантов. После экономических узких мест наполеоновской эпохи приоритетом было преобразование ветхого архиепископского дворца в (на то время) современное административное здание, Штадтхаус. Тогда инфраструктурные меры для позиции Бремена как глубоководного порта потребовали всех ресурсов Вольного Ганзейского города. Так что денег на собор город не тратил.

Уже в 1817 году по решению собора несколько небольших домов, построенных на северной стене, были снесены, а стена, которая теперь снова оголилась, была отремонтирована на средства собора. С 1822 года внутри велись масштабные работы по ремонту и благоустройству на пожертвования. Среди прочего, собор получил неоготический главный алтарь в 1839/40 году и цветное остекление впервые после Реформации 1853 года. Ранее был заменен узор часовен, обращенных к монастырю. Свод северного нефа и навес над ним также были капитально отремонтированы. Через девять десятилетий XIX века внешний вид определяли северная башня с итальянским куполом и обрушившаяся южная башня.

 

Восстановление протектора 1888–1901 гг.

Только в 1880-х годах были разработаны планы радикальной реконструкции собора. Затем это было осуществлено за счет бременского гражданства при финансовой поддержке Франца Эрнста Шютте с 1888 года на основе идей мастера-строителя Макса Зальцмана. Его преемником с 1897 по 1901 год был Эрнст Эрхардт. Его предполагалось восстановить в средневековом состоянии, но затем внесли несколько модификаций.

Наиболее яркое строительное мероприятие коснулось западных башен, которые были спроектированы симметрично впервые как минимум за 500 лет. Пень южной башни был полностью удален, а с северной башни удалено больше, чем предполагалось изначально. Ядро нижних трех-четырех этажей сохранилось, но частично сильно выветрелая облицовка была снята и заново уложена частью из новых камней, частью из рекультивированных старых камней. Поскольку были предприняты попытки использовать новые облицовочные камни из тех же мест (Ворота-Вестфалика и Обернкирхен), что и в средние века, химико-физические исследования для различения средневековых и новоприобретенных камней не имеют большого смысла. Южная башня была полностью перестроена, включая фундамент, а также впервые снабжена остроконечным шпилем. Его фундамент был заложен в 1889 году, и только через четыре года обе башни были достроены. Дизайн нижних четырех этажей обеих башен теперь во многом напоминает дизайн северной башни 1888 года. Четвертые верхние этажи были перепроектированы, но в более двухмерном типе структуры экрана, которая находится на северной башне и была передана на рисунках для южной башни. Однако верхние полные этажи и фронтонные треугольники получили формы рейнского переходного стиля с более крупными и пластически обрамленными окнами, которые, однако, на удивление удачно сочетаются с арками и колоннами двухэтажной скульптурной галереи в фронтонном треугольнике. . Помимо верхних этажей башни, эти меры можно оправдать восстановлением утрат и завершением средневековых замыслов.

Галерея над входным этажом, сделанная из дерева перед глухими аркадами в 16 веке, теперь была выполнена как каменная аркада. Розетка, которая раньше начиналась на уровне или даже ниже верхнего края крыши галереи, была установлена ​​выше, так что пол розетки и полы фасада нефа над ней теперь немного выше этажей башни, чем до реконструкции. . Окно-роза сейчас более величественно, чем в 19 веке; внешняя часть устроена так же, как на изображениях XVI и XVII веков. Внутренняя часть, теперь представляющая собой лопастной диск, до 18 века была больше и имела радиальные стойки. Таким образом, старая западная роза была больше похожа на собор Нотр-Дам в Париже, чем сегодня.

В то время как западный фасад состоит из компонентов, близких к оригиналу, перекрестная башня может рассматриваться как произвольное неороманское дополнение. Вряд ли это отличается от неоготического свадебного портала. Пересекающаяся башня напоминает две оригинальные средневековые центральные башни Вормсского собора. Это потребовало больших усилий, так как крестовые столбы пришлось безобразно заменить, сохранив средневековый свод, который они поддерживали.

Самая западная ярмо над западной галереей, стрельчатая арка с крепким крестовым сводом, была наполовину удалена Зальцманном и перестроена. Второй ярмо, четырехчастный купольный ребристый свод, сохранился в первозданном виде. В его северной стене щита Эрхардт нашел остатки круглой арки, центр которой находился ниже капителей опор свода.

Внутри церкви были удалены прихожанские галереи, а также боковые экраны хоров, к которым прислонялись задние ряды хоров, снятые в 1822 году. Все внутренние стены неоднократно белили в течение почти двух столетий. Во время ремонта во многих местах были обнаружены остатки цветных средневековых картин. На новую настенную роспись Шапера повлияли византийские модели. В основном он сохранился и по сей день. Франкфуртский художник Александр Линнеманн создал витражи, которые были разрушены во время Второй мировой войны и изображают важные сцены Реформации.

 

20 век

Вскоре после завершения капитального ремонта стало очевидно, что переходная башня подвергает опасности статику. Между окнами по обе стороны от алтаря были построены дополнительные контрфорсы. Восточная стена также была укреплена и в процессе получила лишь нынешнюю облицовку. В начале 1915 г. сильный пожар уничтожил колокольню и другие части и последующие постройки соборного монастыря. Монастырь пережил пожар, но был снесен в 1925 году, когда было построено нынешнее здание Глоке.

Во время Второй мировой войны в собор попали зажигательные бомбы во время авианалета на Бремен в 1943 году. Первоначально ущерб был ограничен; разбиты только стекла южного прохода. В следующем году войны церковь подверглась новым бомбардировкам. В марте 1945 года с северной стороны собора разорвалась фугасная бомба. В результате части свода обрушились в северном проходе. Считалось, что все здание находится под угрозой обрушения. Некоторые щебень от этого нападения до сих пор лежат в соборе в качестве памятника. Сразу после окончания войны, в 1946 г., началось восстановление фермы кровли северного нефа; к 1950 году разрушенный свод был восстановлен. Использовался особо легкий тип кирпича.

С 1973 по 1984 год в соборе и вокруг него проводились обширные археологические раскопки под руководством государственного археолога (1973 год в центральном и южном приделах, 1979 год в северном приделе, 1983 год в восточном склепе и 1984 год в свинцовом подвале). В ходе этих исследований были обнаружены фундаменты предыдущих зданий, а также несколько могил бывших архиепископов, и было получено представление об истории здания. Сделанные находки были разделены между Соборным музеем и музеем Фокке. В дополнение к раскопкам были проведены ремонтные работы по устранению повреждений фундамента и стен и приближению внутреннего убранства к тому, что было в средние века по сравнению с изменениями в 19 веке.

 

Архитектура

Длина Бременского собора составляет около 93 м. Высота западных башен чуть ниже.

 

Неф

Собор имеет неф, проходы и трансепт крестообразной базилики, но трансепт больше не выступает в боковом направлении за пределы нефа и был только внешне подчеркнут собственными коньками крыши и пересекающей башней после ремонта в конце 19 века. Раньше трансепт, как и позднеготический приподнятый северный неф, был покрыт только односкатной крышей, что необычно для трансепта. Тот факт, что главный неф имеет хоры на обоих концах, не редкость в немецком романском стиле, а особенностью является то, что под обоими хорами находится холл-склеп. Восточный склеп простирается от алтаря до перекрестка. Не позднее 14 века до 1890-х годов возвышение над ним функционально принадлежало хору. Боковые стены высотой с романские колонные аркады отделяли его от рукавов трансепта. Здесь под переходом стояли клиросы в два ряда по обеим сторонам, причем задний ряд был прислонен к стене.

Хотя все части интерьера церкви имеют стрельчатые арки, а высота северного прохода была приспособлена к высоте нефа и трансепта в начале 16 века, неф все еще ограничен с обеих сторон низкими круглоарочными аркадами. колонная базилика 11 века. На северной стороне центрального нефа фонарь был заменен готическими аркадами в 16 веке. Южная сторона оставалась базиличной. Он получил готические своды и стрельчатые арочные окна, а также контрфорсы перед каждым вторым столбом; Из-за двойных пролетов свода нефа, состоящего из шести частей, поддерживаемые таким образом углы свода несут три четверти нагрузки и поперечной тяги, а остальные - только четверть. Столбы контрфорсов выходят из середины навеса под фонарём; их нижние части исчезли в разделительных стенах пристроенного ряда высокой готики. Между аркадой и фонарем нет этажа трифория; этот этаж часто считается необходимым для готических базилик, но во Фрайбургском соборе и некоторых других его тоже нет.

Внешний вид церковного здания сохранился относительно простым. Средневековые фасады характеризуются романским стилем, переходным романско-готическим стилем и различными формами готики. До периода ранней готики кладка была прочно сложена из бутового камня, но в районе фасада башни с грубыми внутренними стенами и тщательно отесанной наружной обшивкой. Высокий готический ряд часовен перед южным нефом является единственной внешней стеной из кирпича. Кирпичная кладка готического северного фасада облицована песчаником, подобно шюттингу, построенному лишь немногим позже. В исходном состоянии карниз не имел ажурной балюстрады, но в одном месте имел замкнутую, украшенную фризом. Неоготический свадебный портал, который сегодня выполнен в стиле поздней готики, был простым, за исключением (возможно, переделанного) романского платья. С северной стороны ряда церквей есть «свадебные порталы». Прямоугольное вместо радиального круглого окна на северной стене трансепта заменило оконную группу историзма после Второй мировой войны.

 

Главные башни

Две главные башни Бременского собора квадратные, длина их основания составляет 11 м. Характеристики высоты различаются: общая высота южной башни составляет 93,27 м (северной башни 93,26 м) по данным GeoInformation Bremen или 92,31 м по данным . Рожденный. Без флюгера высотой 2,38 м она составляет 90,89 м. По отношению к уровню моря (NN) высота южной башни с учетом флюгера 103,79 м перестроена, хотя бы частично, но в формах, реализованных в хотя бы один из двух до 1600 г.

Башни собора с их медными шлемами, которые теперь покрыты патиной, являются самыми высокими церковными башнями в городе Бремен и единственными со смотровой площадкой. Он расположен в южной башне точно над линией основания фронтонных треугольников, т.е. на высоте около 57 метров. До него можно добраться по 265 каменным ступеням. Северная башня обычно закрыта для публики и открыта только в особых случаях (например, в День памяти).

На северной башне установлены башенные часы с двумя циферблатами, по одному на западном и северном фронтонах, и механизмом боя. Электромеханические часы работают с 1961 года. Соответствующий часовой механизм был изготовлен производителем башенных часов Eduard Korfhage & Sons со штаб-квартирой в Буэре. Благодаря весу башенные часы Бременского собора могут автоматически устанавливать правильное время после сбоя питания. В начале сбоя питания часовой механизм также останавливается, и гиря заканчивается. Длина покрываемого им расстояния соответствует продолжительности отключения электроэнергии. По истечении этого времени вес втягивается обратно, и часы устанавливаются соответствующим образом. Часовой механизм собора необходимо обслуживать раз в месяц.

 

Западный фасад

Западный фасад, обновленный примерно в 1900 году, был первоначально построен в 13 веке, вероятно, после 1224 года, примерно в 10 м к западу от раннего романского западного конца. Окно-розетка между западными башнями была восстановлена ​​до его первоначальной тонкой детали, которая до сих пор изображена на иллюстрациях 16 века, когда было заменено грубое колесо конца 18 века. Четыре символа евангелиста, сгруппированные вокруг них, ранее не существовали. Карликовая галерея над западными порталами была каменной аркадой по итальянским образцам только с 1888/93 года. В 16 веке здесь была деревянная галерея с глухими аркадами сзади. Сверкающая мозаика арок первого этажа была оправдана красочной росписью этих арок на изображении собора в верхней ратуше, но необычна для романских наружных стен в Германии. Стены двух западных порталов соответствуют стенам северного западного портала до ремонта.

 

Скульптурное украшение фасада

До 1888 года украшение фасада двойной башни включало коронацию Девы Марии (пара барельефов, около 1300 г.?) и пять статуй девственниц (около 1230 г.) на фронтоне. Пустые скобки в боковых панелях треугольника фронтона, сохранившиеся до 1888 года, предполагают две другие скульптуры, которые были утеряны к тому времени, когда де Брюйн расписал фронтон в 1532 году. В северной глухой аркаде цокольного этажа, также из камня, находилась скульптура Христа, несущего крест (ок. 1490 г.), а в южной — распятого Христа ок. 1400 г. На иллюстрациях XVI-XVII вв. скульптура в фронтонном поле южной башни, которая затем рухнула, с распятыми двумя второстепенными фигурами, а также четырьмя (возможно, первоначально пятью) над базовой линией портальных арок и слепых аркад 1532 г., затем три скульптуры между и рядом с арками. Девять уцелевших фигур сильно обветрились. Они были перемещены внутрь во время реставрации и заменены снаружи между 1890 и 1894 годами свободно добавленными имитациями. Боковые скульптуры на месте вышеупомянутых пустые консоли, центральная группа на месте позже установленного люка в средневековом фронтоне. С другой стороны, совершенно бесплатные дополнения к ранее не украшенным местам: символы евангелистов в перемычках окна-розетки и фигуры между арками: Давид, Моисей, Карл Великий (с чертами лица кайзера Вильгельма I), Петр и Павел, все по Питер Фукс. Скульптуры стоят на коротких колоннах, поддерживаемых грифонами или львами, которые символизируют преодоление жадности (в лице игрока в кости), плотской похоти (коза), неверия (уничтожение языческого Ирминсула, имея в виду императора Карла выше), ложь или оригинал. грех (змея) и тщеславие (драгоценности и зеркало). Рельефы тимпана над входами изображают Агнца Божьего и Страшный суд.Мозаики, выполненные в Венеции на центральных арочных полях слепых аркад, были созданы Германом Шапером между 1899 и 1901 годами. эта точка. Средневековые фигуры в шахматном порядке и бронзовые порталы см. в разделе «Мебель» ниже.

 

Меблировка

Поскольку собор стал лютеранским в ходе Реформации и, таким образом, не отказывался от изображений в церквях так строго, как реформатские приходы в Бремене, он по-прежнему обладает замечательным запасом произведений искусства по сравнению с другими протестантскими церквями, в том числе средневековыми. . Тем не менее, это лишь малая часть первоначального оборудования, которое включало, например, более 50 алтарей. Основные работы, расположенные по материалу и хронологии, представлены ниже:

 

Ранняя каменная скульптура

Христос на троне
Явно фрагментарный рельеф Христа на троне, который теперь установлен над алтарем западного склепа, использовавшегося в качестве баптистерия, скорее всего, первоначально принадлежал полукруглому живописному полю тимпана, но принадлежал ли он порталу западного фасада, неизвестно. сомнительно. В левой руке Христос держит раскрытую книгу, в правой два ключа. Таким образом, показано, как Христос передает ключи (Мф 16:18-19 ЕС) апостолу Петру, покровителю собора. Во всяком случае, два ключа вошли в архиепископский герб как атрибут святого покровителя. Такое изображение, которое обычно сопровождает Павел, является распространенным типом крупномасштабной скульптуры того времени. Однако никаких останков двух князей-апостолов здесь не ожидается. Нижняя правая цифра, уменьшенная по шкале важности, является фигурой донора. Поскольку такие монументальные арки, выполненные в виде горельефа, появляются только к востоку от Рейна примерно в середине XII века, бременский тимпан также может быть датирован этим периодом как можно раньше. Несмотря на то, что эта скульптура сильно пострадала от выветривания и сохранилась не полностью, а возможно, даже переработана, бесспорно, что эта скульптура является старейшим произведением скульптуры в Бремене и его окрестностях.

Цикл Богородицы и коронация Марии
Из последовательности фигур мудрых и неразумных дев на внутренней стене северного прохода все еще есть пять девственниц, в основном считающихся глупыми, см. галерею в WM Commons. Вместе с еще более обветренными сидящими фигурами Коронации Марии, теперь находящимися в восточном склепе, и пятью мудрыми девами они, вероятно, были частью спроектированного или фактически выполненного Марианского портала на северной стороне. Либо во время строительства башен собора 13 века, либо в связи с позднеготической надстройкой северного нефа, 1502-1522 гг., по крайней мере до 1532 г., обе группы были перемещены на западный фасад, где они оставались до 1887 г. Несмотря на все потери вещества, их необычайное качество все еще узнаваемо. Прежде всего, сносно сохранившиеся девственные одеяния, которые своими тонкими складками струятся, как тончайшая ткань, и лишь деликатно подчеркивают конечности под ними с оттенком контрапоста, показывают, что эти фрагменты являются одними из самых важных монументальных скульптур периода ранней готики около 1230 г. в Германии. Они знаменуют начало готической скульптуры в Бремене. Они же представляют собой древнейший, хотя и сохранившийся лишь фрагментарно, монументальный цикл фигур на эту тему в западном искусстве.Коронация Девы Марии также является древнейшим скульптурным образцом этого иконографического типа к востоку от Рейна.

Соборная мышь
Соборная мышь расположена на правой боковой стене восточного алтаря у подножия круглого арочного портала 2-й половины XI века (первоначально входной портал снаружи старого западного фасада собора в сторону рыночной площади). ). В Средние века образ мыши был символом нечистоты и зла, что вполне могло занять подчиненное место в мире церковных образов. Остается неясным, была ли его функция в этот момент заключаться в изгнании силы дьявола, проникающей извне, или же она представляла собой бессилие зла перед лицом силы христианского Бога, которая должна быть видна в здании собора. Однако то, что мышь позже служила ориентиром, упоминанием которого странствующие подмастерья должны были сделать правдоподобным свое пребывание в Бремене в другом месте, является современной легендой, серьезные источники которой пока не названы.

 

Скульптура около 1400 г.

Мы знаем из бременских источников примерно с 1400 года, что это были годы повышенной художественной активности собора, которую также поощряли строители из среднего класса. В начале этой волны стоят хоры. По крайней мере, семь боковых панелей сохранились от изначально П-образного двойного ряда сидений, который был снесен в 1823 году и опирался на стены хора и крышный экран. Он был завершен между 1366 и 1368 годами. Интересным с точки зрения иконографии является исключительный случай, когда мотивы были заимствованы из шести панелей, изображающих публичное появление Иисуса, в которых использовались соответствующие миниатюры из иллюстрированной рукописи Оттона, тогда все еще хранившейся в Бременском соборе. Сцены на высоких щеках художественно примечательны последовательностью сцен от распятия Христа до образа Пятидесятницы. Изображения на нижних щеках из истории Маккавеев были истолкованы как политическая демонстрация на поле конфликта между архиепископом, капитулом собора и собором.

 

Распятия

Фрагмент распятого Христа на западной стене восточного склепа происходит из поля южной арки западного фасада. Его часто относят к концу 15 века за реалистичные, болезненно искаженные черты лица и точную передачу моделирования тела, но качающиеся дуги набедренной повязки заставляют отнести эту доселе малопризнанную работу к периоду Мягкого стиля. .

Второе, хорошо сохранившееся распятие из песчаника примерно того же возраста стоит на алтаре восточного склепа. Неясно, происходит ли этот напрестольный крест из собора, но стилистически он подходит Бремену.

 

Тайная вечеря

Картинное поле с изображением Тайной вечери в оживальной рамке, вероятно, происходит от фронтона причастной ниши, которая, возможно, существовала на северной стене хора. Сегодня рельеф можно увидеть на уровне глаз в музее собора.

 

Косьма и Дамиан

На паре барельефов изображены сцены из жизни святых врачей Космы и Дамиана, высоко почитаемых в соборе.[55] Ведь с 1335 года люди хвастались, что владеют всеми мощами этих святых, для чего около и после 1400 года была выкована золотая усыпальница, с 1649 года принадлежавшая мюнхенской Михаэльскирхе.

 

Святая Доротея

Наконец, полнокруглая статуя св. Доротеи, находящаяся на постоянной основе в музее Фокке, имеет высший художественный ранг и принадлежит к кругу так называемых Прекрасных Мадонн. «Самая красивая из средневековых скульптур Бремена», вероятно, была создана в кругу Парлера в Богемии. По масштабу и художественной значимости некоторые из этих скульптур не менее важны, чем их светские соседи и современники: бременский Роланд и фигуры ратуши.

Каменные скульптуры в стиле поздней готики.
В соборе и вокруг него почти нет скульптур периода между 1430 и 1460 годами. Но к концу века скульптура продолжилась крупными ансамблями и многочисленными эпитафиями.Бросается в глаза явный вестфальский элемент всех позднеготических каменных фигур, эпитафий и других рельефов в соборе. Изображение Христа, несущего крест, созданное около 1490 года (сейчас на общественном алтаре на северной стороне центрального нефа у первой колонны к западу от кафедры, ранее западный фасад), происходит из вестфальской мастерской скульптора Бремена, которая чуть позже также изготовил отдельные фигуры святых Христофора, Иеронима, Николая и создал св. Анну.

В 1512 году экран хора западного хора, с 1528 года балюстрада органной галереи, была оборудована скульптурной галереей работы Эверта ван Родена из Мюнстера. Рядом с группой с двумя основателями собора, епископом Виллехадом и Карлом Великим, находятся десять особо почитаемых в Бремене святых: четыре местных архиепископа, рядом с ними святые Виктор, Корона, Ахатий, Кириак/Кириак Иерусалимский и другие. кого нельзя назвать однозначно. Цветная версия начала 20 века была удалена в 1980 году, в результате чего фигуры были ошибочно возвращены в обратном порядке. Ансамбль этой так называемой западной перегородки, вероятно, также первоначально включал отдельные фигуры Божией Матери, св. Дионисия, св. Роха и св. Григория, изготовленные в той же вестфальской мастерской. Стилистически связан высокофигурный горельеф Святого Семейства в северной башне. Около 1525 года мастеру Эверту было поручено создать рельеф крещения Иисуса на основе шаблона из Библии для бедных, который, как и рельеф с Благовещением, который формально был похож, но на два десятилетия старше, был частью серии изображений для прежнего монастырь собора.

 

Картины

Некоторые крупноформатные картины висят в южных приделах. С востока на запад: Франц Вульфхаген: Поклонение волхвов, около 1660 г. – Иоганн К. Баезе: Христос, несущий крест (копия Рафаэля), 19 век – Генрих Берихау: Страшный суд, 1698 г. – Артур Фитгер: Погребение Христа , 1898 г. и «Поклонение королей и пастухов», 1898 г. - Четыре сцены страстей на южногерманском (Пассау?) крыле алтаря, датированные 1513 г. и подписанные «H. Красный". – В Соборном музее: две алтарные панели с бичеванием Христа и несением креста, франконские, около 1490 г.

 

Бронзовые предметы

Крестильная купель
Одним из самых известных предметов оборудования Бременского собора является купель для крещения в Бремене. Его несут четыре человека верхом на львах, а на стене между орнаментальными полосами пальметт в два ряда аркад изображено 38 фигур (Христос, апостолы и ангелы вверху и полуфигуры пророков со знаменами в руках внизу). Бронзовая тарелка была изготовлена ​​около 1220-1230 годов литейщиком колоколов, предположительно из Бремена. По исследованиям Р.Спичала, его вместимость составляет 216,5 л, он подозревает, что в средние века она служила городской нормой вместимости. Поскольку значение приближается к бременской торговой мере для жидкостей, т. е. одному оксхофту (в Бремене: 217,44 литра) или трем бременским бушелям зерна (каждый примерно 72,5 литра), этот тезис, который также был подтвержден в других средневековых купелях для крещения, имеет место. что-то сказать о себе. Работа была первоначально в западном хоре церкви. После этого он прошел через многочисленные реализации. Он стоит на трехъярусном постаменте к северу от входа с 16 века. С 1811 года он находился в первой капелле перед хором. Он был перенесен туда в 1958 году после того, как западный склеп был преобразован в баптистерий.

Дверное полотно
В ходе капитальной реставрации собора, завершенной в 1909 году, два западных портала получили бронзовые двери по моделям кельнского скульптора Петера Фукса, отлитым Йозефом Луи, Кельн; Картинные панно на северных дверях (1895 г.) изображают сцены из Ветхого Завета, на южных дверях (1898 г.) - сцены из новозаветного левого крыла, у южной двери - в правое; современные копии были добавлены к двум другим крыльям.

В музее Фокке хранится дверная ручка в форме головы льва примерно 1520 года, которая все еще находилась на северном портале в 1876 году, а также копия 1819 года для второго крыла.

Недавняя бронзовая работа
Примерно в 1975-1980 годах Генрих Герхард Бюкер ​​изготовил богато фигурно украшенную бронзовую решетку вокруг восточного хора и главного алтаря с бронзовым распятием на ней.
Там, где романские ворота, обнаруженные в 1978 году, ведут в монастырь в южном трансепте, надписи на бронзовых могильных плитах работы Клауса-Юргена Лаки напоминают о недавно похороненных сановниках собора с 1986 года.

 

Эпитафии и надгробия

Внутри нефа находится около 90 гробниц епископов, архиепископов и других влиятельных церковных деятелей. Адольф Фрайхерр фон Книгге, который также похоронен в соборе, был ганноверским администратором Бременского соборного округа в правопреемстве церковных администраторов.

три епископа? 1053 ? Надгробная плита западного склепа с тремя архиерейскими посохами. Из братской могилы епископов Адальгара, Хогера и Регинварда?
Джон Род. Провост собора 1477 г. Музей собора Лежащая фигура. табличка из латуни с гравировкой
Иоанн III Род китов. Могильная плита северного трансепта архиепископа 1511 г., фигуративная
Брандис, Герхард. Канон 1518 г. Вход в Собор-музей/Восхождение хором Божией Матери и святых
Хольцвилер, Иоганн фон. Могильная плита северного трансепта Дрост 1575 г. с лежащей фигурой в доспехах
Ранцау, Бертольд. Провост  1489 г. южный трансепт южная стена Оплакивание Христа, мастер барельефа клана Бентлагер, Мюнстер, около 1460–1470 гг.
Шульте, Фридрих  1509 г. под западной галереей Троицы, с Марией, указывающей на ее материнство.
Ольдеваген, Герхард 1494 г. 2-я колонна южного центрального нефа Христос перед Пилатом
Clüver, Segebade 1547 зал северной башни Аллегория искупления, изображение жертвователя
Хинке, Иоахим 1583 г. Лежащая фигура в южном проходе, День Вознесения. Эпитафический портал. Атрибуция мастерской Карстена Хуссмана/Ханса Винтера
от Sandvoort, Катарина 1590 южный проход Нептун
Бер, Арнольд 1578 Северный трансепт Воскрешение Лазаря. Атрибуция мастерской Карстена Хуссмана/Ханса Винтера
фон Худе, Сегебаде 1578 г. Северный трансепт Почитание креста усопшему. Атрибуция мастерской Карстена Хуссмана/Ханса Винтера
Clüver, Hermann 1570 Часовня южного прохода, (5.) Воскрешение Лазаря. Атрибуция мастерской Карстена Хуссмана/Ханса Винтера
фон Лит, Мельхиор 1581 Часовня южного прохода, (5.) Воскрешение Лазаря. Атрибуция мастерской Карстена Хуссмана/Ханса Винтера
Варендорп, Людольф. Настоятель собора 1571 г. Северный проход Латунное надгробие с портретом
Варендорп, Людольф. Настоятель собора 1571 г., северный проход, эпитафия на аркадном столбе, Страшный суд. Атрибуция мастерской Карстена Хуссмана/Ханса Винтер
фон Ланген, Ахасвер 1603 г., рядом с кафедрой. Погребение Христа. Приписывание Гансу Винтеру или преемнику мастерской.
фон Гален, Теодор и Иудокус 1602 г., центральный неф, алтарь напротив нефа, фрагментарная двойная эпитафия, бронзовая змея, стоящие фигуры двух братьев. Приписывание Гансу Винтеру или преемнику мастерской. →изображение
Випперманн, Энгельберт 1621 г. Северный неф, западная стена, рождение Христа, провозглашение. →изображение
фон Хасберген, Альберт 1625 Неф Воскресение, Вознесение, Добродетели. →изображение
Бохолт, Джон. Канон 1510 г. Восточный склеп Распятие с Марией, Иоанном и Штифтером
Стедебарген, Мейнхард. Соборный викарий. Причал главного нефа 1535 г. Пьета
Безымянный 1480 ок между Querhs. и южный придел Распятия с 2 дарителями
Безымянный (reredos?) 1480–1490 ок Восточный склеп Скорбящий муж между Марией и Иоанном. Вестфальская мастерская.
Фон Люнеберге, Бернхард. Канон 1500–1510 ок.Месса Святого Григория под органной галереей с фигурой дарителя
Фогель, Генрих 1746 г. (казнен в 1754 г.) Северный пеликан. Скульптор: Т. В. Фрезе.
Вагет, Герхард. Последний настоятель Паульсклостерского собора-музея Воскресения 1567 года. Атрибуция мастерской Кирстен Хуссманн/Ханса Винтера
Книгге, Адольф, писатель 1796 г. Южный боковой проход, проход к колокольному двору Репродукция (1984 г.) более старой надгробной плиты с надписью и гербом.

 

Кафедра и алтари

После того, как собор был вновь открыт для (теперь лютеранских) служб 23 сентября 1638 года, последний архиепископ Бремена, принц Дании Фридрих, заказал богато украшенную кафедру, сделанную Юргеном Крибелем, придворным скульптором из Глюксдта датского короля Кристиана IV. Первоначально кафедра имела цвет, в период барокко - бело-золотую версию, а в 19 веке - коричневый слой краски, который был удален примерно в 1977 году. Иллюстрированная программа начинается с четырех евангелистов на перилах, по бокам фигуры с надписью Давида.[89] Вокруг кафедры находятся пророки Ветхого Завета (Иеремия, Исайя, Даниил, Иезекииль и Моисей), изображенные рядом с Иоанном Крестителем и Христом. Спаситель. Звуковой покров окружают восемь апостолов, его возносит воскресший Христос, победивший зло. Кафедра всегда стояла на центральной колонне северной романской аркады нефа.

Говорят, что накануне Реформации в соборе было пятьдесят алтарей, ни один из которых не сохранился. Главный алтарь сегодня простой. Еще три алтаря расположены в двух склепах и на северной стороне нефа. Как уже было сказано, алтарные фигуры — это скульптуры, созданные в Средние века для других целей.

 

Стеклянное окно

В марте 1945 г. все существовавшие тогда, т.е. ЧАС. витражи, созданные с 1852 г., утеряны.

Роза на западе и витражи стены хора были созданы в 1946 году Георгом Роде из Бремена. «Поклонение волхвов» было создано в 1953 году немецким художником Чарльзом Кроделем. Несколько окон в часовнях южного прохода принадлежат Роберту Рабольту († 1974 г.) из Мюнхена, окна фонаря и другие были спроектированы Генрихом Герхардом Бюкером.

 

Органы

С 1244 года кантору собора было поручено присматривать и за органом. Органист впервые упоминается по имени в 1508 году.

Большой орган с несколькими руководствами и шестью мехами был установлен с 1528 года. В нее даже играли в особых случаях в течение десятилетий, когда собор был обычно закрыт. В 1688 году соборный органист Шееле пожаловался на серьезные повреждения.

Между 1693 и 1698 годами был установлен знаменитый орган Шнитгера с 56 регистрами, спроектированный органным мастером из Гамбурга Арпом Шнитгером. За 150 лет своего существования инструмент несколько раз перестраивался, т.е. Отто Бистерфельдтом в 1827/28 годах.

Затем в 1847-1849 годах собор получил новый орган. Инструмент с 59 регистрами был создан Иоганном Фридрихом Шульце из Паулинцеллы.

 

Зауэр орган

В ходе реставрации Вестверка Бременского собора собор получил новый орган от Вильгельма Зауэра в 1894 году с использованием корпуса Шульце и контрабаса 32 'от 1849 года. Серия преобразований между 1903 и 1958 годами привела к обширным изменениям в технической системе и обмену или преобразованию / преобразованию в общей сложности 58 оригинальных регистров Зауэра, чтобы адаптировать диспозицию к современному вкусу в отношении так называемого движения органа. От инструмента с тремя мануалами и 65 ступенями он прошел через различные промежуточные этапы к инструменту с четырьмя мануалами и 101 остановкой. Комплексная реставрация (1995–1996) Кристиана Шеффлера, наконец, позволила восстановить многочисленные регистры, которые были удалены тем временем в соответствии с эстетикой Вильгельма Зауэра. Кроме того, восстановлен неоготический проспект, частично разрушенный в 1958 году, а на галерее построен новый передвижной игровой стол. Сегодня большой орган на западной галерее имеет 98 регистров.

 

Колокола

В средние века в соборе было не менее восьми колоколов. Из них сохранилась только «Глориоза» 1433 года. Некоторые из них были разрушены, когда в 1638 году обрушилась Южная башня.

В конце 19 века Бременскому собору был придан нынешний вид. С тех пор три поколения колоколов Отто сформировали колокольный звон собора, наряду со средневековым колоколом Глориоза работы Герта Клинге. С 1893 по 1896 год фирма Ф. Отто поставила пять колоколов для собора Святого Петра, в том числе 1-й Брема. В 1925 году Отто поставил второе поколение колоколов, состоящее из трех колоколов, включая 2-й Brema. Эти колокола Отто, за исключением 1-го Брема, стали жертвами конфискации колоколов во время обеих мировых войн. В 1951 году Отто отлил два новых колокола для Бременского собора, а в 1962 году — 3-й Брема. Прихожанам собора не очень повезло с колоколами Бремы, которые являются самыми большими из колоколов собора. 1-я Brema получила трещину в 1919 году, и ее пришлось переделывать. 2-я Брема была уничтожена во время Второй мировой войны. 3-я Brema также получила трещину в 1972 году, и ее пришлось капитально ремонтировать.

В 2017 году отчет эксперта снова выявил серьезные дефекты Brema. Поскольку качество сварных швов 1970-х годов было очень плохим, а колокол был послевоенным инструментом низкого качества отливки, община собора решила переделать Брему. Кроме того, было утверждено завершение звона двух колоколов, существовавшего в 1896 г., в тонах «фа-диез» и «соль». В декабре 2022 года делегация прихода собора отправилась в Инсбрук на новый состав. В январе 2023 года только что отлитые колокола освободили от кожухов и подготовили к транспортировке в Бремен. Все три оркестра были освящены на торжественной церемонии перед собором 1 марта 2023 года.

 

Средневековый колокол "Глориоза"

Колокол 1433 года работы основателя бременских колоколов Герта Клинге. На нем несколько надписей. Первый на латыни и гласит:
cvm strvctvarivs meynardvs no(m)i(n)e / dictvs hic opvs ecc(lesia)e respexit / tractvs amore petri clavigeri vas fecit hoc fieri
(Когда строитель Мейнард — так его зовут — руководил строительством здесь церкви, он заказал этот сосуд из любви к Петрусу, ключоносцу.)

 

Новые колокола

В 1951 году уроженец Бремена, эмигрировавший в США, пожертвовал два новых колокола для северной башни главной церкви в своем старом родном городе. Им дали имена Ганса и Фелиситас. Оба колокола были отлиты на литейном заводе Отто в бременском районе Хемелинген. На надписи сильно повлияли ужасы войны, которая была не так давно в прошлом. На Ганзе есть надпись:

VERBUM DOMINI MANET IN AETERNUM – ​​ANNO DOMINI MCMLI
(Слово Господне пребывает вовек – В год Господень 1951)
и Фелиситас сказала:

DONA PACEM DOMINE IN DIEBUS NOSTRIS – ANNO DOMINI MCMLI
(Дай нам мир, Господи, в наше время - В год Господень 1951)
Двенадцать лет спустя, в 1962 году, семья бременского купца подарила новый отлив колокола Брема, который раньше находился в соборе. Как и его предшественники 1894 и 1925 годов, этот также был изготовлен в литейном цехе братьев Отто. Это был самый большой колокол Бременского собора, он весил около семи тонн и висел одиноко в южной башне. Трещины в подвеске заставили в 2008 году заглушить машину на несколько месяцев. После ремонтных работ 25 мая того же года «Брема» снова зазвонила. В 2017 году эксперт снова обнаружил серьезные дефекты колокола и подвески. Было принято решение переделывать. В 2022 году это было завершено на литейном заводе по производству колоколов Grassmayr в Инсбруке. Его пропорции примерно такие же, как у старой Brema, но говорят, что звук значительно сильнее и теплее, чем у старой. Надпись на (старом) колоколе гласит:

BREMA / ПОТЕРЯННЫЕ В ВОЙНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ / ПОВТОРЕНО НА ПАСХУ 1962 ГОДА / ЧТИТЬ МЕРТВЫХ / НАПОМИНАТЬ ЖИВЫМ. БУДЬ ВЕРЕН ДО СМЕРТИ / ТАК Я дам тебе венец жизни.
Первая Брема, отлитая в 1894 году из двух пушек, подаренных кайзером Вильгельмом II, взорвалась в 1919 году. На ней была надпись:

«Меня зовут Брема, я славлю Бога,
моя руда, захваченная на войне,
на мирные торжества
быть всем, кто слышит меня
мир в сердце».

 

Строительная организация

Буржуазная строительная администрация в позднем средневековье
Несмотря на все конфликты интересов между архиепископией и городом, нельзя забывать, что существовала высокая степень идентификации с собором как со зданием и как с городским местом. В позднем Средневековье фабрика экклезиа была больше, чем просто строительная хижина; как само здание, если использовать современный термин, оно имело качество юридического лица. В конце 14-го и 15-м веках их глава («бухместер») в значительной степени был взят из рядов совета. Эта непрофессиональная опека соответствовала стремлению защитить собственные активы здания от использования другими лицами. Важным держателем этой должности был около 1400 г. строитель собора и временный мэр Иоганн Хемелинг.

Мастер-строитель Бременского собора
Мастера-строители отвечали и несут ответственность за строительство и содержание соборов; раньше в основном в хижинах при строительстве соборов. Ниже приведены некоторые известные мастера-строители из Бремена:
Кордт Поппелькен , мастер-строитель с 1502 по 1522 год, построил северный неф в стиле поздней готики и перестроил западный склеп.
Иоганн Ветцель, примерно с 1830 г.
Макс Зальцманн, примерно с 1888 г.
Эрнст Эрхардт, с 1897 по 1901 год.
Вальтер Гериг, примерно с 1930 г.
Фридрих Шумахер, примерно с 1960 по 1980 год.

 

Соборный приход

Церковное руководство
Высшим органом принятия решений прихода собора Святого Петра является церковный съезд. Он состоит из постоянных и выбираемых членов. В монастыре всегда представлены строители, проповедники, штатные церковные музыканты и всего 36 дьяконов и бывших дьяконов. Свободно выбираемые места, на которые может претендовать каждый член сообщества, выделяются на четырехлетний период; однако есть возможность переизбрания. В 1999 году церковный съезд принял конституцию, в которой четко очерчена его зона ответственности: орган отвечает за выбор строителей из своей среды, выбор и назначение проповедников, избрание членов церковного совета. Все решения, принимаемые финансовым управлением Кафедральной канцелярии в отношении плана бюджета, планирования работы или годового отчета, требуют одобрения Конвента. Кроме того, он один способен в корне изменить порядок богослужения. Конвенции разрешается создавать рабочие группы и комитеты, состоящие из ее членов, для обсуждения различных тем.

 

Известные соборные проповедники и суперинтенданты

заказал вовремя
Альберт Харденберг (около 1510–1574), теолог и реформатор, соборный проповедник с 1547 по 1561 год.
Симон Мусей, суперинтендант Бремена с 1561 по 1562 год.
Маркус Майнеке (1520–1584) суперинтендант Бремена с 1571 по 1584 год.
Кристоф Пезель (1539–1604) суперинтендант Бремена с 1584 по 1604 год.
Даниэль Людеманн (1621–1677) суперинтендант Бремена с 1652 по 1672 год, затем генеральный суперинтендант Бремена и Вердена.
Саймон Хеннингс , третий проповедник с 1654 по 1661 год.
Бернхард Эльрайх , суперинтендант с 1673 по 1686 год.
Якоб Иероним Лохнер (1649–1700), суперинтендант до 1700 года.
Герхард Мейер (1664–1723), суперинтендант с 1701 или 1702 по 1723 год.
Кристоф Бернхард Крузен (1676–1744), пастор и суперинтендант с 1725 по 1744 год.
Иоганн Фогт (1695–1764), соборный проповедник с 1719 г.
Вольбранд Фогт (1698–1774), соборный проповедник с 1746 г.
Иоганн Георг Ольберс (1716–1772), соборный проповедник с 1760 г.
Иоганн Готтхард Шлихторст (1723–1780), соборный проповедник с 1765, 1775 по 1780 год, пастор примариус и суперинтендант.
Иоганн Давид Николай (1742–1826), 1771–1781 субректор или ректор Атенеума, соборный проповедник с 1781 года, примариус пастора с 1810 по 1826 год.
Адольф Георг Коттмайер (1768–1842), соборный проповедник.
Оскар Мауриц (1867–1959), помощник проповедника с 1889 по 1892 год, соборный проповедник с 1897 года, первый пастор с 1915 по 1946 год.
Отто Хартвич (1861–1948), соборный проповедник с 1909 по 1934 год.
Эрих граф Палатин (1879–1937), соборный проповедник с 1914 по 1937 год.
Хайнц Вайдеманн (1895–1976), соборный проповедник с 1926 по 1944 год и с 1934 года государственный епископ Бремена, член НСДАП с 1933 по 1943 год.
Маурус Гернер-Бойерле (1903–1982), соборный проповедник с 1946 по 1971 год.
Гюнтер Абрамзик (1926–1992), соборный проповедник с 1958 по 1992 год.
Ортвин Рудлофф (1930–1993), проповедник собора с 1971 по 1993 год.
Питер А. Ульрих (* 1953), соборный проповедник с 1992 по 2019 год.

 

Общественная жизнь

Сейчас Бременский собор предлагает верующим около 1600 мест. Богослужения с крещениями совершаются каждое воскресенье с 10:00, часто с причастием. В церковные праздники время может меняться. Службы поочередно проводят шесть пасторов конгрегации. Неотъемлемой частью каждой церковной службы в соборе является игра на органе Зауэр и песни соборного хора. Как и в любой другой церкви, в соборе также проходят конфирмации, церковные венчания и отпевания.

Фомскую мессу в соборе проводят в последнее воскресенье каждого месяца с 18:00. Он представляет собой альтернативу часто оговариваемому ходу богослужения и, по его собственному описанию, направлен на опрос христиан, сомневающихся в вере, разочарованных прихожан и тех, кто не хочет поклоняться. Название этой службы посвящено памяти апостола Фомы, также известного как Фома сомневающийся. Thomasmesse ориентирован на экуменизм и фокусируется на современной церковной музыке, медитации и посредничестве альтернативной веры. Например, чтения и проповеди оформляются как священнослужителями, так и мирянами, инициируются диалоги и ролевые игры.

Собор открыт для туристов бесплатно, но также предлагаются экскурсии.

Помимо главной церкви в центре Бремена, у соборной общины также есть часовня собора Святого Петра на Остердейхе № 70а в районе Петерсвердер (район Östliche Vorstadt). Здесь также проводятся церковные службы и крещения. Кроме того, через нерегулярные промежутки времени здесь проводятся семейные службы, специально предназначенные для детей младшего возраста.

 

Церковная музыка

Церковная музыка имеет давние традиции в Бременском соборе. Например, первый соборный хор был основан в 1685 году кантором Лаврентием Лаврентием. В нем было поддающееся проверке 1732 девять членов. Хор финансировал себя, выступая на семейных праздниках, и поначалу получил лишь недостаточную поддержку со стороны самой общины, хотя некоторые канторы, такие как Вильгельм Кристиан Мюллер, пытались повысить его популярность. Хор был восстановлен в 1856 году, а в следующем году начались публичные концерты. В 1868 году, например, здесь впервые прозвучало произведение «Немецкий реквием» Иоганна Брамса. В настоящее время хор организует около шести-восьми крупных концертов в год. Их часто транслируют радиостанции. Хор также выпустил несколько пластинок и компакт-дисков, из которых «Немецкий реквием» был удостоен премии немецких музыкальных критиков. В состав канторов соборного хора входят:
Лаврентий Лаврентий (с 1684 г.)
Вильгельм Кристиан Мюллер (1784–1817)
Карл Мартин Рейнталер (1858–1893)
Эдуард Нёсслер (с 1893 г.)
Ричард Лише (1930–1957)
Ганс Хайнце (1957–1975)
Вольфганг Хельбих (1976-2008)
Тобиас Гравенхорст (с 2008 г.)

Рога башни собора, которые находятся в Бремене как минимум с 1737 года, также хорошо известны всему городу. Каждое воскресенье после службы со смотровой площадки южной башни исполняют хоралы, квартеты, фуги и народные песни под тромбоны. Во время рождественского сезона они играют не только по воскресеньям. Традиция башенных трубачей угрожала исчезнуть в Бремене всего несколько лет назад из-за отсутствия финансирования, но примерно с 2006 года концерты снова стали проходить регулярно.

В дополнение к ораториальным выступлениям хора в год проводится в среднем 50 других концертов и представлений, которые носят более инструментальный характер. Кроме того, каждый четверг предлагаются небольшие выступления органной, камерной или хоровой музыки с бесплатным входом. В 1983 году тогдашний кантор собора Вольфганг Хельбих инициировал так называемую «NÄCHTE». Каждая из этих пятичасовых смесей хоровой музыки, симфонических произведений и камерной музыки посвящена определенному композитору, каждый раз происходит в другой части нефа и в основном транслируется Радио Бремена.

Bremer Domsingschule находится в соборе для продвижения молодых музыкантов.

 

Диакония

Диакония, основанная в 1638 году, существует до сих пор. В настоящее время (февраль 2008 г.) насчитывает 24 члена. Они взяли на себя обязательство добровольно служить церкви и обществу в течение двенадцати лет.

 

Аффилированные объекты

Кафедральные школы

На протяжении всей истории при соборе существовало две церковные школы. В 1642 г., например, была основана лютеранская латинская школа, соборная школа, которая составляла конкуренцию реформированной латинской школе, Педагогеуму 1528 г. в монастыре Святой Екатерины. Здание школы находилось в доме капитула на Домшейде, к югу от собора. Для института, в котором обычно было шесть учителей, в 1648 г. был издан школьный устав, и в том же году школа была передана Швеции вместе с собором и с этого времени подчинялась консистории. Профессора или учителя, которые раньше должны были дополнительно работать в церковной службе, теперь были освобождены от этой деятельности. Преподавательский состав включал ректора, проректора, проректора, сотрудника, кантора по урокам музыки и, с 1683 г., грамматика.

В 1681 году был основан Атенеум. Это было отделение для студентов, которые ранее посещали латинскую школу - фактически среднюю школу. Это тоже составляло конкуренцию реформированной Gymnasium illustre 1610 года. Сначала Атенеум посещало лишь несколько студентов, но его хвалили за выдающуюся библиотеку. В 1718 году оба института стали ганноверскими, а в 1726 году в Атенеуме обучалось 89 студентов. После того, как в 1803 году он был возвращен городу Бремену, он был передан под контроль ученого. С тех пор школа стала называться лицеем, а количество учеников увеличилось до 170 человек. В 1817 году лицей объединился в так называемую Hauptschule.

Другая соборная школа также существовала в доме капитула с 16 века. Большинство студентов были выходцами из лютеранских семей. В 1874 году они переехали в переоборудованный пасторский дом на Марктштрассе, 14, но только шесть лет спустя, в 1880 году, эта кафедральная школа была объединена с государственной начальной школой, за которую приходилось платить.

 

Соборная библиотека

Как самое важное бременское книжное собрание средневековья, многочисленные рукописи были доступны в соборной библиотеке для литургических нужд духовенства и для научных занятий в соборной школе. Их постигла пестрая судьба. Адам фон Бремен сообщает, что пожар в соборе 1041 года также уничтожил библиотеку. При архиепископе Хартвиче I инвентарь снова значительно увеличился, предположительно также в результате работы в соборном скрипториуме. Некоторые очень известные рукописи сейчас находятся в великих библиотеках мира: Псалтирь Дагульфа из придворной школы Карла Великого в Австрийской национальной библиотеке в Вене, ее переплетные панели из слоновой кости в Лувре, перикопы Генриха III. в Бременской государственной и университетской библиотеке, еще одно евангелие из Эхтернаха в Королевской библиотеке в Брюсселе, три Евангелия XI века в университетской библиотеке Джона Рилендса в Манчестере, Мюнхенской государственной библиотеке и Государственном музее Нижней Саксонии, а также « Большая Ломбардская Псалтирь» и др. Рукописи XII–XV веков в Бременской государственной библиотеке.

 

Соборный музей

Музей собора был открыт в 1987 году и с тех пор в основном использовался для демонстрации предметов, обнаруженных во время археологических раскопок с 1973 по 1984 год. Однако в экуменическом музее выставлены и другие литургические предметы прошлых веков, в том числе предметы, предоставленные Бременской католической церковью. В 1995 году музей был расширен, расходы на которое были покрыты Stiftung Bremer Dom e. В. носили. Средневековые настенные росписи, случайно обнаруженные во время ремонта в одной из комнат, являются одними из самых обширных сохранившихся в Бремене и, вероятно, были созданы незадолго до освящения алтаря в этой бывшей часовне в 1414 году.

 

Библейский сад

Внутренний двор концертного зала Глоке (на месте снесенного в 1925 году средневекового монастыря) имеет размеры 37 м × 13 м и был заложен в 1998 году как библейский сад. В дополнение к 60 различным видам растений, все из которых упоминаются в Библии, здесь также растут традиционные растения из монастырских садов, в том числе посох Аарона, лилии и пшеница. Сад обслуживается «Библейскими садовниками» и открыт для публики. Экскурсии проводятся раз в месяц. В саду есть несколько скамеек, которые приглашают вас задержаться на природе. На центральной лужайке находится копия статуи из бывшего фонтана Якоби в Бремене с ракушкой на основании, обозначающей Путь Святого Иакова.

 

Особенности

Свинцовый погреб

Свинцовый погреб — это разговорное название Восточного склепа. Свинцовый погреб получил свое название из-за того, что в нем хранили свинец для ремонта крыш и окон. Он наиболее известен тем, что здесь были найдены некоторые мумии. Они были случайно обнаружены примерно в 1698 году подмастерьями органостроителя Арпа Шнитгера, которому восточный склеп был отведен под мастерскую. Причиной мумификации является быстрое высыхание погребенных из-за воздухопроницаемости недр; это не имеет никакого отношения к воздействию свинца. С момента их открытия в общей сложности восемь мумий из свинцовых погребов, имена некоторых из которых известны, были выставлены в открытых гробах сначала на том месте, где они были найдены, а затем, после того как восточный склеп был сдан в аренду под складское помещение, в угольный погреб. После археологических раскопок во второй половине ХХ века мумии снова пришлось переместить, на этот раз в подвал пристройки собора в Библейском саду, поскольку в угольном погребе располагался соборный музей. Название свинцового погреба было перенесено на место проведения выставки.

 

Копия

Бременский собор был использован в качестве модели для первой новой католической церкви, построенной в Гамбурге после Реформации, Нового Мариендома, построенного в 1893 году. В 1995 году ему был присвоен статус кафедрального собора новой Гамбургской архиепископии.