Монастырь Лихтенталь, Баден-Баден, Германия

 

Описание

Лихтентальский монастырь (лат. Abbatia B.M.V. Lucidæ Vallis) — цистерцианское аббатство (собственное написание: цистерцианское аббатство) в Лихтентальском районе Баден-Бадена.

 

История

13 век
Монастырь Лихтенталь был основан в 1245 году маркграфиной Ирменгард фон Баден (ок. 1200-1260) в непосредственной близости от ее родовой резиденции, замка Хоэнбаден. Ее муж маркграф Герман V Баденский (1180–1243) умер тремя годами ранее, 16 января 1242 года. Ирменгард назвала монастырь Lucida vallis («светлая долина») — предположительно в связи со знаменитым монастырем Clara vallis (Clairvaux) во Франции, основанным Бернхардом фон Клерво в XII веке. Массовое распространение цистерцианского ордена в Европе, стимулированное аббатами Альберихом фон Сито и Стивеном Хардингом, вероятно, усилило желание основать женский монастырь в Ирменгарде. Кроме того, ее родственники также участвовали в создании некоторых монастырей: ее отец Генрих I основал цистерцианский монастырь в Винхаузене в 1227 году, а в 1232 году ее сестра Агнес участвовала в основании цистерцианского аббатства в Зелигентале в Ландсхуте. Однако нет никаких документов о первом основании Ирменгарда в долине реки Оос. В марте 1245 года их сыновья Рудольф и Герман официально подтвердили и расширили свой фонд. Документ этого подтверждения сейчас находится в Главном государственном архиве в Карлсруэ (Подпись 35/34). В 1245 году несколько монахинь из также относительно молодого цистерцианского монастыря в Вальде недалеко от Мескирха переехали в Лихтенталь, чтобы ввести регулярный монашеский орден. Сестра Трудлинда из Вальда была назначена первой настоятельницей монастыря. Освящение страсбургским епископом Генрихом III фон Шталеком и присоединение к цистерцианскому ордену состоялось в 1248 году под патронажем Нойбургского аббатства близ Хагенау.

Цистерцианский монастырь в Лихтентале, как духовный центр маркграфства, имеет особое значение для истории Бадена: он служил маркграфам Баденским не только как домашний монастырь, но и как усыпальница и пользовался материальной поддержкой благодаря тесная связь с домом Баден. Благодаря этим тесным отношениям с Домом Бадена аббатство смогло противостоять как церковному обновленческому движению Реформации в 16 веке, так и секуляризации в начале 19 века. Непосредственная близость штаб-квартиры Гогенбадена к аббатству Лихтенталь также означала, что по праздникам и поминкам княжеской семьи проводились особые мессы. С тех пор, как в XIII веке был основан монастырь Ирменгард, маркграфский род удостоился вечной памяти и заступничества. Взамен она еще раз благосклонно поддержала монастырь. Таким образом, дальнейшее развитие Лихтентальского аббатства было напрямую связано с историей дома Баденов.

15 век
Спустя почти 200 лет после основания монастыря Лихтенталь 14 сентября 1426 года генеральный капитул в Сито решил реформировать аббатство Лихтенталь. Аббаты Лютцеля, Маульбронна и Херренальба сыграли в этом ведущую роль. Центральным пунктом их требований было восстановление регулярной монашеской жизни в Лихтентале. Кроме того, соблюдение монастыря и литургии и отказ от частной собственности были частью программы реформ.

Некоторые монахини из эльзасского цистерцианского аббатства Кенигсбрюка близ Хагенау участвовали в восстановлении монашеской жизни в Лихтентальском монастыре. Оттуда, примерно в 1440 году, Элизабет Вист была призвана в Лихтенталь как первая исправившаяся настоятельница. Примерно с 1444 года под ее руководством была создана отдельная канцелярия. Монастырь Лихтенталь оказал большое влияние на развитие своего скриптория в 15 веке благодаря сестре Маргарете, получившей прозвище «Регула» из-за ее авторитета как мастера чтения и письма. Более 30 лет она посвятила копированию и переводу сочинений и чтению текстов. Кроме того, она занималась составлением, исправлением и редактированием текстов.

 

17ый век
В 1618 году была основана Верхнегерманская цистерцианская конгрегация, которая была утверждена в 1623 году генеральным капитулом в Сито. Первоначально отцовство Лихтенталя было передано Салемскому монастырю. Из-за большого количества членов Верхнегерманская цистерцианская конгрегация была разделена на несколько провинций, а Лихтенталь был отнесен к эльзасско-швейцарской провинции. В 1625 году произошло изменение отцовства через Лихтенталя, которое затем перешло к аббату фон Лютцелю. Во время Тридцатилетней войны монастырь Лихтенталь стал общежитием для бенедиктинских монахинь из Фрауэнальба. С очередной сменой отцовства в 1668 году эта роль досталась аббату Тенненбахскому.

19 век
В результате Французской революции многие монастыри во Франции и Германии стали жертвами секуляризации. Однако домашний монастырь маркграфов Баденских смог продолжить свое существование: еще в ноябре 1802 года маркграф Карл Фридрих (1728–1811) передал аббатство под суверенное управление и тем самым предотвратил его упразднение. Настоятельница Фекла Трюк (1775–1808), находившаяся у власти в то время, и весь монастырь получали скромное содержание. Тем не менее, в последующие годы аббатству пришлось столкнуться с серьезными финансовыми потерями и ограничениями в духовной жизни. В некрологии монастыря Карл Фридрих позже был описан как «второй благодетель Лихтенталя и величайший благодетель».

После того, как цистерцианское аббатство Тенненбах было распущено в 1806 году, монастырь Лихтенталь был изолирован от остальной части ордена. Тем не менее, он продолжал оставаться убежищем для соседних монастырей, т.е. B. для цистерцианского монастыря Вонненталь. Однако в конечном итоге аббатство сохранилось, только взяв на себя функцию учебно-воспитательного учреждения. 9 февраля 1815 года был открыт Lehrinstitut Lichtenthal, который и по сей день является начальной школой.

"Дело Моне"
Фридегар Моне (1829–1900), сын бывшего директора Главного государственного архива Франца Йозефа Моне и брат лихтентальской хористки Марии Бернарды Моне († 25 мая 1889 г.), поддерживал своего отца в публикации сборника источников о Бадене. история до самой смерти. Для этого они использовали около 200 рукописей и гравюр из монастыря Лихтенталь. После смерти отца Фридегар Моне считал себя законным издателем сборника источников, несмотря на то, что министерство внутренних дел Бадена прекратило его печатать. Он присвоил ценные книги, стер соответствующие уведомления о праве собственности и заявил, что сам купил рукописи и гравюры. В 1880-х годах ему удалось продать часть книжного фонда. Затем государство Баден выкупило большую часть незаконно проданных произведений, которые в 1889 году оказались в библиотеке Великого герцогства Баден в Карлсруэ.

Cегодня
Аббатство Лихтенталь теперь служит Фрайбургской архиепископии в качестве образовательного и гостевого дома с различными программами курсов. Помимо торжественной молитвенной часовни, монахини посвящают себя образованию — в монастыре расположена начальная школа Лихтентальского района — и религиозным рукоделиям. Нынешняя настоятельница - Мать Мария Бернадетт Хайн. Как 46-я настоятельница аббатства, сменившая Адельгундис Селле (1989-2001), она возглавляет монастырь с 2001 года.

Список настоятельниц
1247–1249: Трудлиндис фон Либенштейн, назначенный в 1246 году Вальдским монастырем.
1249–1252: Мехтильдис фон Либенштейн, ушел в отставку в 1252 г.
1252–1257: Адельхайдис фон Крурейн (Краутхейм, Цурхейн?), Выходец из монастыря Химмельпфортен.
1257–1258: Мехтильдис фон Вильденштейн, выходец из монастыря Вальд.
1258-1263: Меза из Лихтенберга
1262–1295: Адельхайдис Баденский
1295-1310: Кунигунди, графиня Цоллерн
1310-1320: Елизавета Лихтенбергская
1320-1336: Агнес Лихтенбергская
1336–1338: Адельхайдис фон Бойхлинген
1338-1361: Агнес Маркграфина Баденская
1361–1367: Адельхайд из Тюбингена
1367–1373: Адельхайд, графиня Херренберг
1373–1386: Хильдегарда Финстигенская
1386-1413: Адельгейд из Лихтенберга
1413: Йоханна, графиня Лейнингенская
1413–1423: промежуточный
1423– ок.1443: Адельхайд фон Гельфенштайн, умерла 16 марта 1447 г.
ок.1444–1458: Элизабет Уист
1458–1476: Анна Страулер, умерла 1 августа 1487 г.
1477–1496: Маргарита маркграфина Баденская (20 мая 1452 г. - 14 января 1496 г.)
1496–1519: Мария маркграфина Баденская (2 июля 1473 г. - 9 января 1519 г.)
1519–1544: Росула Рёдер фон Гогенродек
1544-1551: Анна Морсперг
1551–1597: Барбара Вехус, умерла 16 февраля 1597 г.
1597–1625: Маргарета Штюльцер (1563–22 августа 1625) из Эттлингена.

1625–1640: Маргарета Гёлль
1640–1642: Розина Герцог
1642–1658: Мария Ева Спрингауф, умерла 28 августа 1658 г.
1658–1686: Маргарета Лойс
1686–1687: Фекла Шютц, умерла 13 декабря 1687 г.
1687–1720: Евфросина Лоренц, умерла 2 марта 1720 г.
8 марта 1720–1726: Агнес Полентарин, умерла 26 декабря 1726 г.
3 января 1727–1738: Мария Евфросина Вунш (10 апреля 1678–12 июня 1738) из Баден-Бадена.
19 июня 1738–1775: Бенедикта Грасмайер из Эльвангена умерла 23 октября 1775 г.
28 октября 1775–1808: Мария Фекла Трюк (7/8 ноября 1739 - 11 января 1808) из Куппенхайма.
24 февраля 1808–1834: Сесилия Лауф (7 ноября 1760–18 мая 1834) из Шуттерталя.
25 августа 1834–1857: Мария Амалия (Розина) Тренкле (6 февраля 1795 — 15 ноября 1857) из Эттенхайма-Мюнхвайера.
21 января 1858–1875: София Шелл (1801–29 декабря 1875)
8 февраля 1876–1880: Мария Алоизия Шрайбер (15 июля 1827–5 апреля 1880) из Карлсруэ.
24 мая 1880–1909: Мария Магдалена Коллефрат.
1909–1928: Гертрудис Мольц
1928–1943: Бернарда Гейлер (умерла 28 сентября 1947 г.)
1943–1974: Адельгундис Лорманн
1974–1988: Мария Лючия Рейсс
1989–2001: Адельгундис Селле (27 июля 1921 г. - 12 января 2008 г.) из Дюссельдорфа.
с 2001 года: Мария Бернардетт Хайн (родилась 25 сентября 1958 года) из Кобленц-Гюльса.

Будни в монастыре
Поклонение и молитва в цистерцианском аббатстве
Со времен Средневековья от пяти до семи часов в день отводилось для богослужений и от трех до пяти часов для личного духовного чтения и личной молитвы. Неотъемлемой частью дня была Литургия Часов, которую монахини проводили вместе семь раз в день и включали в себя пение псалмов, гимнов и антифоний, чтение Библии, Отцов Церкви или житий святых и чтение молитв. Около двух часов ночи состоялось всенощное бдение. На рассвете монахини собрались, чтобы петь утренние молитвы в церкви. Монахини прервали свой распорядок дня для молитв часов Prim, Terz, Sext и Non, монастырской мессы и капитула. Кроме того, были проведены юбилеи умерших членов монастыря, родственников и благотворителей, состоящие из всенощного бдения в День памяти и мессы по умершим. Во время главы монахини собрались для консультации. Кроме того, они проводили выборы и консультировали по вопросам продажи товаров и займов, а также распределения ежедневной работы. Глава начиналась с короткой молитвы, за которой следовали чтения Мартиролога и Устава. Глава также предусматривала признание монахинями в нарушениях правил и уставов, за что их наказывали по степени строгости: от дополнительных дней поста до отлучения от церкви.

Одежда цистерцианцев
Пуританская одежда цистерцианок состояла из белой туники, наплечника и длинного плаща с широкими рукавами, также неокрашенного, с черным поясом. Кроме того, к религиозному одеянию относились вуаль, которая у послушников белая, в противном случае черная, а также чулки и туфли с кожаными ремешками. Обувь нужно было носить постоянно, в том числе и ночью, чтобы всегда быть готовым к молитве. Монахиням разрешалось снимать наплечник только на время работы. Зимой два капюшона и несколько туник можно было носить одну поверх другой. Несмотря на аскетический способ одеваться, монахини вносили изменения в свой обычай до реформы Тридентии в 16 веке, такие как покрой в соответствии с модой того времени или пояса, украшенные драгоценными камнями.

Работа в монастыре
Согласно бенедиктинскому правилу, на работу отводилось от шести до восьми часов в день, начиная с рассвета и заканчивая на закате. Никакой экономической выгоды эта работа не представляла, скорее она служила противовесом молитве и средством религиозного самосовершенствования. В средние века физический труд был зарезервирован для фермеров и ремесленников, а монахини происходили из знати или среднего класса. В 14-м и 15-м веках они часто занимались шитьем, вышивкой и выпечкой для собственной выгоды. Движение за реформы в 15 веке наконец восстановило нормальную жизнь в аббатстве Лихтенталь. Письменная деятельность в скрипториуме Лихтенталя под руководством сестры Регулы также расцвела примерно с 1450 года.

Архитектурная история монастырской церкви
На протяжении веков монастырский комплекс несколько раз расширялся и перестраивался:

Лихтенталь I
Строительство первой монастырской церкви в Лихтентале началось в ходе основания монастыря, как документ 1245 года. Монастырская летопись от 1248 года и примечание в старейшем антифоне Лихтенталя показывают, что через три года после начала строительства главный престол был освящен епископом Страсбургским, как и погребение маркграфа Германа фон Бадена перед алтарем. Одновременно с освящением монастырской церкви 3 ноября 1248 г. кости маркграфа Германа V были перенесены из княжеской усыпальницы в Бакнанге в алтарь монастырской церкви в Лихтентале. В 1248 году было завершено восточное крыло и, возможно, части южного крыла, прежде чем в 1252 году было завершено строительство церкви с освящением алтаря.

Лихтенталь II
После 1300 года была построена новая церковь по образцу больших цистерцианских церквей высокой готики во Франконии. Внутренняя часть продолговатой узкой церкви имеет длину более 56 метров и ширину 9,50 метра. В документе задокументировано освящение хора, его главного алтаря и двух боковых алтарей 1 ноября 1332 года. В период поздней готики хор монахинь был отремонтирован, о чем сообщается в картулярии примерно 1624 года. Соответственно, освящение хора монахинь произошло 11 июня 1470 года вместе с новым освящением всей церкви.

В готической монастырской церкви можно полюбоваться произведениями искусства разных веков, в т.ч. B. распятие, расписная каменная кафедра, Мадонна с младенцем, фреска с изображением Распятия, окна хоров и резные хоры. В конце 15 века по инициативе аббатисы Маргареты фон Баден монастырская церковь была украшена драгоценными произведениями позднеготического искусства.

Часовня отшельника, построенная в 1678 году, служит монахиням кладбищенской часовней. Величественные ворота, построенные в 1781 году, сегодня ведут в треугольный монастырский комплекс, окруженный стеной, в который до сих пор входят аббатство, монастырь, ферма и школьные постройки, монастырская церковь, княжеская часовня, часовня отшельника и фонтан Мариенбруннен.

Княжеская часовня
В 1288 году, в год своей смерти, маркграф Рудольф I Баденский пожертвовал так называемую Княжескую капеллу, которая с тех пор служила местом захоронения в общей сложности восьми поколений маркграфов Баденских. Только в 15 веке приходская и коллегиальная церковь в Баден-Бадене взяла на себя эту функцию от Лихтентальского монастыря. С 1424 г. из-за нехватки места хоронили только сердца усопших, как, например, маркграфа Людвига Вильгельма фон Бадена 4 января 1707 г. Помимо могил, главного алтаря и нескольких боковых алтарей, княжеская часовня также находится знаменитая Мадонна на ключе. В опасных ситуациях этой Мадонне доверяют ключ от монастыря. Монастырь пережил все нападения невредимым и по сей день, что также передается в легендах о питейном зале Баден-Бадена. Три статуи над порталом княжеской часовни происходят из монастыря Всех Святых и изображают Святую Елену наверху, слева Герунгуса, первого настоятеля Всех Святых, и справа Уту фон Шауенбург, основателя монастыря Всех Святых. Всех Святых и родственница маркграфины Ирменгард.

Настоящий монастырь
С момента своего основания в 13 веке монастырь Лихтенталь является единственным монастырем в Германии, который непрерывно существовал наряду с двумя цистерцианскими монастырями Верхней Лужицы — Св. Мариенталя и Св. Мариенштерна. Первоначально он назывался «Монастырь Бюрен». Свое нынешнее название он получил от Дома Лихтенбергов, соседней дворянской семьи. В 1995 году монастырь отметил свое 750-летие. Нынешняя настоятельница - Мать Мария Бернадетт Хайн. Будучи 46-й настоятельницей аббатства, сменив на этом посту Адельгундис Селле (1989-2001 гг.), она возглавляет монастырь с 2001 г. Помимо торжественной часовой молитвы, монахини посвящают себя образованию – начальной школе Баден-Бадена. район Лихтенталь находится в монастыре с 1980 года - и религиозные ремесла. Аббатство Лихтенталь теперь служит Фрайбургской архиепископии в качестве образовательного и гостевого дома с различными программами курсов. Кроме того, монастырский комплекс включает в себя психотерапевтическую практику, художественные мастерские, кафе, монастырский магазин и собственную монастырскую библиотеку, насчитывающую около 200 томов. Благодаря особым отношениям с маркграфской семьей монастырь Лихтенталя в значительной степени мог сопротивляться внешним влияниям. В аббатстве сохранилось уникальное богатство истории искусства и культуры.