Музей изящных искусств (Лейпциг), Германия

 

Описание

Музей изящных искусств в Лейпциге (сокращенно MdbK; в просторечии Bildermuseum) в Лейпциге — немецкий художественный музей. Он был создан в 1848 году по инициативе граждан, первоначально в Лейпцигской гражданской школе в качестве первого временного. После еще одного промежуточного периода с 1945 по 2003 год фонды музея с 2004 года находятся в новом здании музея на Катариненштрассе. С выставочной площадью более 10 000 м² он является одним из крупнейших и, с более чем 35 выставками в год, одним из самых активных выставочных центров в Германии. За музей отвечает город Лейпциг.

 

История

Основание музея и первое здание музея
Музей восходит к основанию Leipziger Kunstverein лейпцигскими коллекционерами произведений искусства и меценатами в 1837 году, которые поставили перед собой цель создать художественный музей. 10 декабря 1848 года ассоциация смогла открыть «Муниципальный музей» в Первой гражданской школе на Морицбастай, в котором было выставлено около ста собранных и подаренных произведений, в основном современного искусства того времени.

Коллекция должна была расти с течением времени благодаря пожертвованиям Максимилиана Спека фон Штернбурга, Альфреда Тиме и Адольфа Генриха Шлеттера, среди прочих. В 1853 году купец и коллекционер произведений искусства Адольф Генрих Шлеттер передал свою коллекцию городу с условием, что для городского музея в течение пяти лет будет возведено отдельное здание. Незадолго до крайнего срока здание музея, финансируемое фондом, было открыто 18 декабря 1858 года. Здание, расположенное на Аугустусплац (сегодня там же находится Новый Гевандхаус), было спроектировано Людвигом Ланге в стиле итальянского Возрождения. С 1880 по 1886 год Хьюго Лихту пришлось расширить здание, чтобы вместить постоянно растущую коллекцию. В начале 20 века Фриц фон Харк подарил музею часть своей коллекции.

В 1937 году национал-социалисты конфисковали 394 картины и графики, в основном экспрессионизма, в рамках пропагандистской кампании «Дегенеративное искусство». В 1941 году были составлены зрелые планы дальнейшего расширения на юг в соседнем парке Ленне, а также планы реконструкции. Уже в веймарский период руководство в то время настаивало на модернизации: не хватало электрического света, канализации и кондиционирования воздуха. Газовые фонари покрывали комнаты сажей, а картины портили перепады температуры между зимой и летом и попадание воды через протекающие цинковые крыши. В ночь на 4 декабря 1943 года здание было разрушено налетом британской авиации. Большая часть владений ранее была доставлена ​​в безопасное место в районе Лейпцига и в самом Лейпциге.

Рейхсбанк, Рейхсгерихтсхоф и Хандельсхоф как временные структуры
Временный в бывшем Рейхсбанке
С 1848 по 1858 год Лейпцигская государственная школа была первым временным учреждением MdbK. После разрушения первого настоящего музейного здания на Аугустусплац музей начал 61-летнюю историю различных импровизированных мероприятий. После того, как, как показывают источники, часть уцелевших коллекций переместилась в помещение бывшего Рейхсбанка на Петерсштрассе в 1945 году, руководство на тот момент сменилось в связи с переходом прав собственности на здание Рейхсбанка на Sächsische Landesbank (Emissionsbank/Girobank Sachsen) и вытекающие из них проблемы из-за договоров аренды, которые не были заключены в 1947-1951 годах и, после консультации с администрацией бывшего Рейхссуда, в 1952 году в здании бывшего Рейхссуда.

Второй промежуточный период в бывшем Рейхсбанке сопровождался спорами по поводу договора аренды, который так и не состоялся. Прикрепление колокольчиков и музейной надписи к фасаду, а также осуществление типичных для музеев мер безопасности также были предметом разногласий между сторонами спора между городским советом Лейпцига, обер-бургомистром, управлением музеем, с одной стороны, и Саксонским государством. Банк с другой. Ежемесячно временную постройку посещало от 400 до 800 посетителей. В период с 1945 по 1951/52 год МДБК переехал в помещения на 1-м, 2-м этажах и на чердаке, которые сначала пришлось расширить, чтобы вообще можно было использовать для музейных и административных целей. Подвал и части первого этажа по-прежнему использовались саксонским банком-эмитентом / Girobank. Банковское хранилище также находилось в подвале.

 

Еще в июле 1949 года директор профессор Йоханнес Ян вместе с главным куратором MdbK и сотрудником городского строительного отдела обследовали верхний этаж бывшего здания Рейхсбанка, чтобы добиться возможного расширения. Крыша оказалась частично протекающей. Сплошной потолок тоже имел наклон к середине, так что на чердаке всегда было слишком сыро. Слив с крыши осуществлялся с помощью встроенного в верхний этаж деревянного желоба, который выводился с чердака через открытый световой люк. При этом дирекция MdbK и отдел строительства занимались планами переоборудования и финансированием переоборудования крыши. Речь шла и о реализации прежнего остекления крыши. На тот момент смета оказалась дороже ожидаемой, поскольку состояние двух верхних этажей, особенно чердака, было более чем неудовлетворительным. Sächsische Landeskreditbank, который с тех пор возник из Sächsische Landesbank, установил 25 июля 1949 года крайний срок для освобождения MdbK квартиры бывшего директора банка и всего первого этажа и предложил MdbK два верхних этажа для использования.

В период между 1945 и 1951 годами администрация грозила развалиться, потому что в июле 1949 года библиотека также была вынуждена переехать из-за разногласий с Саксонским государственным банком, который занимал все больше и больше места в бывшем здании Рейхсбанка и, таким образом, затруднив музейную и административную деятельность, переехать на короткое время в Дом народной солидарности в Бреннинкмейерхаусе. Однако эта альтернатива оказалась слишком дорогой, так что поиск альтернатив продолжился. За это время были открыты и другие места, например. здание банка на Трендлинринге, Merkurhaus и обменный пункт на Хайнштрассе искали и публично обсуждали. Речь шла и о раздроблении коллекций по разным домам. Руководство в то время выступило против этого и, не зная о процессе городского совета Лейпцига, вынудило использовать здание бывшего Императорского суда и поставило городскую администрацию и мэра перед свершившимся фактом. Решение руководства приветствовалось политически и общественно. Эрих Цейгнер, тогдашний мэр Лейпцига, также был вовлечен в спор и, как также ясно из соответствующих источников, пытался убедить саксонское правительство уступить письмом от 11 июля 1947 года и угрожал в письме от 15 августа, 1947 г. с одним Обязательным договором аренды в пользу MdbK, если оговорки Landesbank о прекращении действия еще не заключенного договора аренды не будут в пользу MdbK. Соглашение так и не было достигнуто.

После решения о переводе Федерального административного суда в Лейпциг в мае 1992 года музею пришлось снова переехать во временное здание в Хандельсхофе в августе 1997 года. Коллекция может быть показана только в ограниченном объеме во временных договоренностях.

новое здание
В середине 1990-х город решил снова предоставить музею собственный дом. 4 декабря 2004 года, ровно через 61 год после разрушения Городского музея на Аугустусплац, на бывшей Заксенплац открылось новое здание музея. Прямоугольное новое здание музея обошлось в 74,5 миллиона евро и было спроектировано архитекторами Карлом Хуфнагелем, Петером Пютцем и Михаэлем Рафаэляном.

Директора музеев
1886-1912: Теодор Шрайбер
1912-1924: Юлиус Фогель
1929-1945: Вернер Тойпсер
1946–1968: Йоханнес Ян
1968–1981: Герхард Винклер
1981 – май 1992: Дитер Глейсберг
Апрель 1993–1999: Хервиг Гурач
Май 2000 г. – апрель 2017 г.: Ханс-Вернер Шмидт.
Август 2017 г. – март 2020 г.: Альфред Вайдингер.
Апрель – декабрь 2020 г .: Жаннетт Стошек (исполняющая обязанности)
с 2021: Стефан Веппельманн

 

Коллекция

Сегодняшняя коллекция, которую теперь можно снова всесторонне показать на выставочной площади около 7 000 квадратных метров, содержит около 3 500 картин, 1 000 скульптур и 60 000 графических листов. Он включает в себя работы от позднего средневековья до наших дней с акцентом на старую немецкую и голландскую живопись с 15 по 17 века, итальянскую живопись с 15 по 18 века, французскую живопись с 19 века и немецкую живопись с 18 века. до 19 века 20 века.

Наиболее важными частями коллекции являются работы голландских и немецких старых мастеров, таких как Франс Хальс и Лукас Кранах Старший, романтики, такие как Каспар Давид Фридрих, и представители дюссельдорфской школы живописи, такие как Андреас Ахенбах. Скульптура Бетховена работы Макса Клингера является частью коллекции скульптур.

 

В области современной живописи Лейпцигский музей изящных искусств может в первую очередь ссылаться на работы Лейпцигской школы таких художников, как Бернхард Хейзиг, Вернер Тюбке и Вольфганг Маттойер, или на более крупные коллекции художников молодого поколения, таких как Нео Раух и Даниэль. Рихтер.

Чтобы расширить свои фонды, музей и в будущем будет зависеть от пожертвований и постоянных займов. Традиция щедрых пожертвований, которая началась в 19 веке и привела к основанию музея, продолжается и в 21 веке. По случаю строительства нового здания музея в 2004 году пара коллекционеров произведений искусства Ханс-Петер Бюлер и Марион Бюлер-Брокхаус подарила 41 произведение французских художников, в том числе Жана-Батиста Коро, Шарля-Франсуа Добиньи, Жана-Франсуа Милле, Эжена Делакруа, Эдгар Дега и Клод Моне, показывающие развитие искусства в 19 веке от барбизонской школы до импрессионизма. В 2000-х годах музей получил коллекцию фотографий AutoWerke от BMW Group, которая занимается культурной деятельностью города с момента постройки нового завода в Лейпциге. В знак традиции пожертвований в фойе установлена ​​донорская мозаика, созданная художником Штефаном Хубером и посвященная самым большим покровителям.

Специальные выставки
В музее регулярно проходят специальные выставки.

С 18 апреля по 15 августа 2010 г. в музее была показана I часть выставки «Нео Раух – Спутник» по случаю его 50-летия. Часть II проходила в то же время в Пинакотеке модерна в Мюнхене. Каталог.
2014/2015: Бернини – изобретатель барочного Рима. Каталог.
2016: Время выдержано. Урсула Арнольд, Арно Фишер, Эвелин Рихтер. Каталог.
2017: Нольде и мост. Каталог.
2017: Макс Клингер, Маркус Люперц - Современное искусство. Каталог.
2017/2018: Айше Эркмен Мона Хатум. Перемещения/перемещения. Каталог.
2017/2018: Петра Маттейс. На красной волне
2017/2018: Рен Ханг
2018: Карин Викхорст - Встречи. Каталог.
2018: Август Сандерс
2018: Виртуальная нормальность. Сетевые художники 2.0. Каталог.
2018: Арно Ринк. Я рисую!. Каталог.
2018: Клаус Хенер-Шпрингмюль - кандидат
2018/19: Анжелика Тюбке
2019: ВОИКС. Женский художник сети Берлин-Лейпциг. Каталог.
2019: Эрих Вольфганг Харч — зеленые глаза
2019: Йоко Оно - Мир - это сила. Каталог.
2019: Точка невозврата. Поворотный момент и переворот в восточногерманском искусстве. Каталог.
2019: Удо Линденберг — промежуточные тона/нюансы.
2019/20: Карл Герман Тринкаус. Баухаус - Новый человек. Каталог.
2019/20: Ссылка в биографии — арт после соцсетей
2019/20: Импрессионизм в Лейпциге 1900-1914: Либерман. Слефогт. Коринф. Каталог.
2020: KLINGER 2020. Каталог.
Предложения музейного образования / художественное образование
В дополнение к мероприятиям для различных типов школ, образовательное предложение музея также включает экскурсии и курсы английского языка (Test your English) для пожилых людей и преподавателей.

Фильмы
Проверка музея с Маркусом Броком: Музей изящных искусств, Лейпциг. 30 мин. Первый эфир: 20 марта 2016 г.