Церковь Святого Николая (Лейпциг), Германия

 

Описание

Церковь Святого Николая или Николаикирхе (официально: Stadt- und Pfarrkirche St. Nikolai) — самая старая и самая большая церковь в Лейпциге и, после Томаскирхе, самая известная церковь в городе. Священное здание, названное в честь св. Николая, является главным храмом евангелическо-лютеранского прихода св. Николая в Лейпциге. Реконструкция и отделка интерьера Николаикирхе представляет собой важное творение классицизма.

Приход костела св. Иоанна, здание которого сгорело в результате бомбардировки Лейпцига 4 декабря 1943 г. и было снесено в 1949 г., с тех пор входит в состав Николаевского прихода. Heilig-Kreuz-Kirche в районе Лейпцига Нойштадт является вторым местом поклонения в приходе Святого Николая, наряду с Николаикирхе.

Осенью 1989 года Николайкирхе стала центральной отправной точкой мирной революции в ГДР с последующим падением стены в Берлине 9 ноября 1989 года и воссоединением Германии 3 октября 1990 года.

На конец 2021 года приход Николая насчитывал 2600 прихожан.

 

История и история строительства

Городская и приходская церковь Св. Николая была построена в романском стиле в 1165 году после того, как Лейпциг получил права города и рынка. Романское происхождение все еще видно на западной стороне церкви. В 15-м и 16-м веках, после того, как Лейпциг стал чрезвычайно процветающим благодаря открытиям серебра в Рудных горах, он был расширен и полностью преобразован в трехнефную позднеготичную зальную церковь.

25 мая 1539 года проповедями реформаторов Юстуса Йонаса Старшего и Мартина Лютера началась Реформация в Лейпциге. Таким образом, церковь стала резиденцией первого смотрителя города Иоганна Пфеффингера.

В Страстную пятницу, 7 апреля 1724 года, Иоганн Себастьян Бах впервые исполнил множество своих кантат и ораторий со св. после того, как он также разработал церковную музыку в Николаикирхе после Реформации. В 1945 году был основан отдельный Николаевский церковный хор.

Центральная башня с помещением сторожа, построенная в 1730-1734 годах Иоганном Михаэлем Зенкейзеном, имеет высоту 75 м. До 1932 года в нем жил сторож.

В ходе Просвещения и революционной архитектуры интерьер церкви был переработан между 1784 и 1797 годами в соответствии с идеалом первобытной хижины (деревья (колонны), навес из листьев и т. Д.). На это указывает и пальмовая колонна, возведенная в 1999 году перед церковью. Последние серьезные структурные изменения произошли с 1901 по 1902 год на внешнем фасаде. Внешний вид поздней готики был сохранен.

Демонстрации по понедельникам, направленные против режима ГДР, произошли от понедельничных молитв, которые проходили в Николаикирхе в начале 1980-х годов и первоначально посещались лишь несколькими людьми (ср. Мирная революция (Лейпциг)). В конце ноября 1982 года в Николаикирхе впервые в ГДР была установлена ​​большая доска с изображением мечей на оралах. В конце 1980-х десятки тысяч, а иногда и более 100 000 человек каждую неделю выходили на улицы Лейпцига во время демонстраций по понедельникам, чтобы продемонстрировать демократию, свободные выборы, свободу передвижения и единство Германии.

В 1999 году на Николаикирххофе рядом с церковью была возведена копия колонны Дауте по проекту лейпцигского художника Андреаса Штётцнера. В 1995 году Фрэнк Бейер снял фильм, названный в честь церкви, в котором художественно переосмыслил события 1989 года.

На протяжении десятилетий община Николая предоставляла свою церковь Лейпцигскому проректорскому хору в качестве места для репетиций и выступлений. Propsteikirche была повреждена во время Второй мировой войны, а затем взорвана. Даже когда ректорская община смогла переехать в новую церковь в Розентале в 1980-х годах, их хор продолжал выступать в церкви Св. Николая, где они выступали, например, в 1980-х годах. Б. ежегодно на второй день Рождества поют колядки.

До 1992 г. в Свято-Николаевском монастыре было четыре прихода, в 2006 г. был упразднен и третий приход.

До 30 марта 2008 года Кристиан Фюрер был вторым пастором Николаикирхе. Его преемником стал Бернхард Штиф. Преемником суперинтенданта и первого пастора Мартина Хенкера в 2020 году стал Себастьян Фейдт (54 года), ранее пастор Фрауэнкирхе в Дрездене.

 

Интерьер и оснащение
Так называемая кафедра Лютера в северной часовне датируется 1521 годом. Он стоял на третьем южном столбе нефа до 1785 года. С 1784 по 1797 год интерьер был коренным образом перестроен в классическом стиле лейпцигским мастером-строителем Иоганном Карлом Фридрихом Дауте. Картины неоклассического интерьера были созданы директором Лейпцигской академии Адамом Фридрихом Озером. На трансформацию Дауте повлияла архитектурная теория Марка-Антуана Ложье. Общая концепция соответствует требованиям Ложье, изложенным в главе «О сложностях готического оформления строений» его «Наблюдения за архитектурой» (Гаага, 1765 г.). Ложье положительно отзывается о готических церковных постройках, но хочет исправить их в классических формах и убрать средневековое убранство.

Согласно идеям Ложье, Дауте переосмыслил колонны позднеготической зальной церкви в рифленые колонны с красноватым оттенком, обработав или нанеся штукатурку. Светло-зеленые листья, прорастающие из их пальмовых капителей, скрывают начало готического крестового свода. Их сводчатые участки стали классическими кассетами, украшенными розетками. Все построено на цветовом аккорде бело-розово-салатовый. С другой стороны, галереи, поддерживаемые двойными колоннами коринфского ордера, больше основаны на Essai sur l'architecture Ложье (Париж, 1753 г., 2-е изд. 1755 г.). В хорах под средневековым сводом был установлен деревянный цилиндрический свод.

В 1903 году приход св. Николая приобрел так называемый Нидерграфенхайнерский алтарь с двумя створками. Резной алтарь, созданный неизвестным мастером в 1510 году, простоял в северной часовне до 1943 года и вновь обрел там свое место лишь спустя много времени после Второй мировой войны.

Простой деревянный крест был установлен на металлической подставке рядом с главным алтарем в 1982 году для первой молитвы о мире.

Николайкирхе, вмещающая более 1400 человек, является одной из крупнейших церквей Саксонии.

 

Органы

В 1479 году впервые упоминается орган, построенный в южном приделе. Герман Рафаэль Роденстин несколько раз работал над инструментом. Иоганн Ланге построил новый механизм (II / P / 27) в 1597–1598 годах, Валентин Зильберманн - корпус, а Томас Лихтенштейн и его помощник Генрих Эккерсен - боковые крылья. Корпус был восстановлен в 1625–1626 годах, а механизм отремонтирован Андреасом Вернером в 1638–1639 годах после военных повреждений. Захариас Тайснер расширил инструмент до III / P / 36 в 1693–1694 годах. После ремонта, проведенного Иоганном Шайбе в 1725 году, в 1739–1740 и 1750–1751 годах последовал ремонт Захариаса Хильдебрандта.

В 1785-1787 годах органный мастер Иоганн Готлоб Трампели заменил отсутствующий инструмент новым. Нагрудный ползунковый инструмент имел 48 регистров на трех ручных заводах и педали. Действия были механическими.

Небольшой орган засвидетельствован в 1506 году. В 1577 году он был заменен инструментом Роденстина (I/8), который был снят Тайсснером в 1693 году.

Инструмент Ладегаста 1862 г.
Сегодняшний орган восходит к инструменту, который был построен в 1862 году строителем органов Фридрихом Ладегастом (Вайсенфельс) с механическим действием и 83 регистрами на четырех мануалах и педали. Звук Ладегаста значительно отличался от звука французских органов того времени, например, Кавайе-Колля, тем, что он выравнивал пленум этого органа со звуком Зильбермана. В органе Ладегаста было девять язычков, из которых пять язычков, а среди ручных регистров только один язычок, трубный. Поэтому он хорошо подходил для культивирования музыки Баха, которое снова началось в 19 веке. E у Principalbass 32′ — самая большая передняя труба.

Весь орган содержал машину Баркера. Орган был тогда (и остается сегодня) самым большим органом в Саксонии и помог сформировать романтическую интерпретацию органных композиций Иоганна Себастьяна Баха во второй половине 19 века. Позже Ладегаст перестроил орган, оснастил его дополнительными машинами Баркера и настроил его немного ниже, чтобы настроить тон, распространенный примерно в 1885 году.

В 1902–1903 годах орган был перестроен и расширен компанией Wilhelm Sauer (Франкфурт-на-Одере). Звук изменился с очень романтического на типично немецкий поздний романтик. Трубопровод был в значительной степени сохранен, оригинальные механические ползунковые ящики были заменены пневматическими конусными ящиками, была установлена ​​​​современная консоль, а ветряная турбина была перемещена в основной корпус. Эксперты сочли, что некоторые регистры Зауэра вышли из строя, и критиковали Зауэра за то, что Зауэру не удалось сделать типичный орган Зауэра из работы Ладегаста. Оценка конверсии тестировщиками была настолько плохой, что следующий более низкий уровень оценки был бы отказом принять.

 

В 1934 году, вдохновленные органным движением, были предприняты попытки сделать орган Ладегаста-Зауэра барочным. Двенадцать регистров были заменены на необарочные. Однако они плохо смешивались с остальной частью трубы, так что они вызывали осветление звука, а не инородные тела. Кроме того, они были слишком слабы, чтобы осветлить основной звуковой образ до такой степени, чтобы он напоминал барочный.

В ходе реставрации инструмента с 1986 по 1988 год механизмы были электрифицированы VEB Orgelbau Sauer (Франкфурт-на-Одере).

Современный инструмент
В конце третьего и последнего этапа внутренней реконструкции, начатой ​​в 1968 году, должна была быть проведена очистка органов. Поскольку для этого требуется частичная разборка органа, этот случай был использован для обширного исправления ряда дефектов: около 2/3 оригинальной трубы Ладегаста все еще сохранились, некогда однородная общая концепция была утрачена из-за вмешательства Зауэра и дальнейших преобразований. Кроме того, увеличение потребности в пространстве для ветряной турбины, перемещенной Зауэром, конических ящиков и дополнительных регистров означало, что орган, который в то время имел 94 регистра, был «полностью встроен» в корпус, и звуковое излучение было нарушено. Кроме того, электропневматическое действие было подвержено отказам. Поэтому с 2002 года органостроительная компания Hermann Eule (Bautzen) технически перестроила инструмент на основе исторического органа, повторно используя и восстанавливая сохранившуюся историческую субстанцию ​​в стиле Ладегаста, с ящиками для слайдеров и механическими клавиатурами, а в историческом футляре от Восстановлен в 1862 г. Повторное освящение состоялось в День Реформации 2004 года.

а) Было восстановлено первоначальное расположение Ладегаста 1862 года, для чего пришлось полностью реконструировать девять остановок, а другие частично. Здесь компания Eulen смогла использовать два других больших сохранившихся органа Ладегаста в соборах в Шверине и Мерзебурге в качестве ориентира и использовать свой опыт предыдущих реставраций органов Ладегаста. Если органист знает это расположение, он теперь может регистрировать звук, подобный органу, произведенному в 1862 году.

б) Однако радикальной реставрации до состояния 1862 года не хотелось, а считали добавленные Зауэром упоры исторически сложившимся компонентом, который следует сохранить. Однако, поскольку регистры Зауэра соответствовали другому звуковому идеалу, чем у Ладегаста, и были настроены на более высокое давление ветра, их пришлось адаптировать к системе труб Ладегаста.

c) Компания Eule создала новое, пятое руководство (Schwellwerk), в основном для размещения регистров Sauer, которые было трудно интегрировать.

г) Для тональной связи регистров Зауэра с расположением Ладегаста фирма Эйле установила одиннадцать дополнительных, новых регистров, в основном открытых язычков, распределенных по всему органу.

Эта реставрация органа стоила в общей сложности около 2,3 миллиона евро. Автопроизводитель Porsche, имеющий завод в Лейпциге, внес в эту сумму в качестве спонсора 1,8 миллиона евро. Эта приверженность видна на уникальной консоли органа, которая изготовлена ​​из нержавеющей стали и чьи регистровые надписи были разработаны дизайнерами автопроизводителя. Игровой стол также имеет круглые манометры, напоминающие приборную панель автомобиля.

Система регистрации электрическая, действие клавиш механическое и частично поддерживается машинами Баркера. Орган имеет 102 регистра на пяти ручных работах и ​​педали. По пятницам во второй половине дня проходят получасовые органные туры.

Во время конверсионных и реставрационных работ над органом Ладегаста в качестве временного органа рядом с хоровым залом использовался двухмануальный 17-регистровый орган Эйле ор. Этот орган находится в Мариенкапелле Наумбургского собора с 2012 года. Долгое время временный орган был заменен небольшим органом, изготовленным Александром Шуке Потсдамским Оргельбау 1950-х годов.

 

Колокола

В 1452 г. в северной башне Николаикирхе был повешен первый колокол: колокол носил имя Осанна; он был украшен Николаусом Айзенбергом изображениями распятого Иисуса и четырех евангелистов, святого Мартина и покровителя этой церкви, святого Николая. Колокол не только возвещал службы, но и использовался как пожарный колокол.

 

В 1633 г. Осанна 1452 г. пострадала от артиллерийского обстрела; вскоре после этого он разбился, когда прозвенел звонок. Создатель колокола Якоб Кениг (Эрфурт) переплавил фрагменты в 1634 году и отлил новую «Осанну» весом «114 центнеров». После того, как в 1867 году этот колокол дал трещину, лейпцигская колокольная мастерская Густава Адольфа Яука в 1869 году отлила совершенно новое кольцо с четырьмя колоколами. Самый большой колокол (также «Великий колокол», «Осанна») с ударным тоном g0 весил 4055 кг и висел в южной башне; их надпись гласила: Слава в вышних Богу - Во Христе Иисусе мы имеем искупление через Его кровь, а именно прощение грехов Еф. 4.7. На северной башне висели три колокола: «свадебный» (2060 кг) с тоном боя h0, «конфессиональный» (1220 кг) с тоном боя d1 и «утренний колокол» (520 кг) с тоном боя d1. ударный тон g1.

В 1737 году Иоганн Готфрид Вайнхольдт (Дрезден) отлил новый боевой колокол, который до сих пор висит в фонаре центральной башни.

В 1917 году три колокола должны были быть переданы военной промышленности. Когда «Большой колокол» подняли с южной башни, трос порвался; колокол упал и вонзился почти на полметра в мостовую, но, если не считать разрыва материала на кастете, он, как говорят, остался без каких-либо значительных повреждений. Помимо «Осанны», на переплавку увезли также свадебный и утренний колокольчики. Только исповедальный колокол и колокол с боем часов удалось сохранить с охранным сертификатом Художественного музея. Сохранились колокольня и деревянное коромысло в южной башне.

В июле 1925 года Отто Шиллинг (Апольда) отлил два новых бронзовых колокола весом 2150 и 1280 кг и ударами тонов h0 и e1. Перед Второй мировой войной Николаикирхе было три колокола.

В декабре 1941 г. два больших колокола с звуками h0 (1925 г.) и d1 (исповедальный колокол 1869 г.) были снова конфискованы для военной промышленности. Община Николая сохранила колокол e1 только с 1925 года. Колокол с боем часов теперь также предназначался для переплавки. Однако для того, чтобы их выпустить из башни, нужно было вскрыть свод, что, по заключению экспертов от ноября 1941 года, поставило бы под угрозу устойчивость башни. Поэтому этот колокол сохранился.

В 1964 году создатель колоколов Франц Шиллинг (Апольда) отлил два новых колокола. Оба были сделаны с новой, более легкой планкой уменьшенного диаметра из-за опасений, что новый большой колокол (диаметр которого был бы 1,60 м с традиционной конструкцией нервюры) поместится в все еще существующий после Второй мировой войны только временный ремонт. стальная звонница северной башни могла быть установлена ​​и перезвонена. За счет использования более легкой нервюры ее диаметр удалось уменьшить до 1,52 м, что, однако, в связи с подвеской на коленчатом стальном хомуте также приводило к потере звука. Два звуковых тела имеют те же поразительные тона, что и два колокола, конфискованных в 1941 году (h0 и d1); На них надпись: «Слава в вышних Богу и на земле мир и в человеках благоволение». Это слова, которые несли колокол 1869 года.

Приход поставил перед собой цель, чтобы в 30-летие Мирной революции 9 октября 2019 года прозвучал новый звон восьми колоколов. Также была проведена кампания по сбору средств с целью собрать 136 000 евро. Были зафиксированы названия колоколов и их надписи.

С 30 июня 2019 года в башнях Николаикирхе висят восемь бронзовых колоколов: два колокола 1964 года дополняются шестью новыми колоколами от литейного завода Бахерт, Нойнкирхен (Баден). Колокол е1 1925 года не соответствует новому звону и хранился в церковном депо до тех пор, пока не было найдено новое место использования. Он остается собственностью общины Николая, а затем будет отдан в аренду в другой башне. Два колокола 1964 года были временно доставлены в литейный цех Bachert для настройки тона шести новых звуковых корпусов.

Новые колокола считаются удачными с точки зрения литья и звучания. Колокол с самым низким тоном, Осанна, имел время восстановления более 300 секунд. Отлитый из бронзы, содержащей 78% меди и 22% олова, он был поднят в Южную башню 30 июня 2019 года, для чего пришлось взломать резонаторное отверстие башни со стороны улицы. Осанна висит на отремонтированной колокольне 1793 года, на которой уже был большой колокол работы Густава Адольфа Яука (1869). Поскольку новая «Осанна» весом 6700 кг была значительно тяжелее, чем планировалось (около 6000 кг), потребовались дополнительные дорогостоящие работы по затвору и бугелю, а также доработка конструкции. Остальные семь колоколов висят в новой деревянной колокольне в северной башне, а стальные хомуты двух шиллинговых колоколов также были заменены прямыми деревянными хомутами.

После предварительной регистрации проводятся экскурсии по башне.

Текущая ситуация (2021/2022)
Согласно планам Государственного церковного управления Евангелическо-лютеранской церкви Саксонии, с 1 января 2022 года лейпцигские приходы св. Николая и св. Фомы должны быть объединены, а приход св. Фомы станет резиденцией.

В июле 2021 года правления прихода Николая и церкви св. Фомы в Лейпциге были проинформированы региональным церковным управлением о том, что с 1 января 2022 года они вступят в структурную связь, т.е. так называемые сестринские церковные отношения или , в среднесрочной перспективе слияние двух явно разных приходов.

Решением государственной церковной канцелярии приход св. Фомы определяется местопребыванием приходской канцелярии, а как нанимающий приход безосновательно, Николаевскому приходу грозит потеря самостоятельности. Де-факто Святой Николай станет дочерней церковью Святого Фомы. Оба прихода отклоняют эту просьбу и выражают публичный протест.

«Отношения церкви-сестры» означают, что существует только один пастырь и одна пастырская администрация, и только один из двух приходов по-прежнему будет нанят пасторами, канторами, приходскими воспитателями и всеми другими сотрудниками. Церковный Совет св. Николая опасается, что их приход потеряет из-за этого свой независимый характер. Церковный совет св. Фомы говорит, что «ввиду различных задач в обеих общинах такое структурное соединение считается совершенно неуместным».

Оба приходских совета обжаловали это решение. В 2018 году синод церковного округа Лейпцига принял резолюцию о структуре и плане положения с двумя независимыми приходами, каждый со своим пастором, но с тех пор региональное церковное управление оставило его без обработки.

Правления обоих приходов подали в суд на решение регионального церковного управления: «Николайкирхе и Томаскирхе являются торговыми марками. Св. Николай и Св. Фома имеют широкое влияние через свои собственные координационные центры. Не может быть ни в интересах местных жителей, ни в интересах церкви в целом уменьшить это, излишне усложнив административную работу структурной связью. Обе общины пострадают. Община Николая, вероятно, отошла бы на второй план со своими приоритетами».

Представитель евангелическо-лютеранской церкви Саксонии сообщила евангелической пресс-службе, что региональный церковный офис хочет придерживаться планов.

 

Различное
С южной стороны алтаря в нише находится немного увеличенная подкова. Его происхождение неясно. Поэтому о нем слагают легенды. Один приписывает это коню Святого Георгия, который потерял его в битве Георгия с драконом. Другой связывает это со смертью ландграфа Дицмана в Лейпциге в 1307 году, чья лошадь во время погони по городу потеряла подкову, которая, как говорят, была брошена в Николаикирхе.
Подкова, в которой можно предположить бывший цеховой знак лейпцигского мастера-кузнеца, имела важное значение для странствующих подмастерьев, которые своим точным знанием местонахождения этой достопримечательности города могли доказать, что были в Лейпциге.
В своем романе «Николайкирхе», опубликованном в 1995 году, писатель Эрих Лоест рассказывает о событиях вокруг Николаикирхе с 1987 по 1989 год. По книге также был снят фильм в 1995 году.
Писатель Мартин Янковски, который сам много лет помогал формировать мирные молитвы, рисует несколько иную картину с точки зрения молодых оппозиционеров в своем романе «Рабет, или Исчезновение кардинального направления».
Сэр Колин Моуби написал ораторию Ecce homo в память о пасторе Кристиане Фюрере, премьера которой состоялась 26 мая 2016 года с участием более 200 исполнителей в Николаикирхе под руководством Франка Штеффена Эльстера (Gewandhaus zu Leipzig). Он «посвящается всем женщинам, мужчинам и детям, которые пытаются следовать внутреннему голосу своей совести, несмотря на опасности, преследования и страх — подобно демонстрантам Мирной революции 9 октября 1989 года в Лейпциге».