Фонтан Бебо (Ираклион), Греция

 

Фонтан Бебо — венецианский фонтан, расположенный в Ираклионе, Крит. Он был построен в 16 веке и стал первым случаем, когда город Чандакас (средневековое название Ираклиона) снабжался водой из источника за чертой города. Он получил свое название от главного синоптика Жана Маттео Бебо. Сегодня сохранился только фасад, который имеет форму древнего храма и украшен античной статуей на постаменте и рельефами с гербами. Это единственное общественное здание на Крите со встроенными древностями.

Описание
Фонтан относится к встроенным фонтанам, хотя и отличается от других подобных фонтанов Крита своим убранством. В прошлом он был соединен с резервуаром сразу за фасадом, но был снесен в конце 1930-х годов, и сегодня остался только мраморный фасад фонтана. Сохранившийся фасад имеет размеры 5,7 на 2,35 метра. Он имеет форму храма с подчеркнутой в ширину осью.

Главным декоративным элементом фонтана является древнеримская статуя, вероятно, Асклепия, которая, согласно архивным источникам, была перевезена из Иерапетры. Сохранившаяся статуя имеет высоту 1,4 метра, без головы и изображает мужскую фигуру в древнегреческом одеянии, оставляющем грудь и правую руку непокрытыми. Часть правой руки оторвана. Нижняя часть нижних конечностей может находиться внутри тумбы. Фонтан Бебо — единственное общественное здание на Крите, в которое были включены предметы старины. Включение древней статуи, вероятно, было связано с интересом к древней цивилизации, представленным в Италии в эпоху Возрождения, и, вероятно, хотело указать на продолжение венецианского правления на острове и их связь с древним Римом.

Постамент имеет размеры 1,1 ,5 0,5 × 0,2 метра, с загнутыми краями, и вклинивается между двумя центральными колоннами. Он сделан из белого мрамора с красными водами. Постамент украшен рельефным орнаментом, с обеих сторон двумя большими листьями шипа, а в центре расположен рельефный венок из сердцевидных цветов и мелких листьев. Внутри венка есть отверстие, в котором находится кран. Сторона пьедестала украшена вертикальными овальными элементами. Перед постаментом в виде корыта помещен древний саркофаг.

Статуя обрамлена двумя мраморными колоннами высотой 2,1 метра без разводов. Колонны напрессованы на круглые основания. Капители имеют рифленый орнамент и на них капители с тремя глифами. Сбоку от них боковые стены фонтана, выступающие на 30 см от фона. Посередине круглые углубления, в которых есть вставки из красных мраморных плиток. Сохранились только плитки на главной стороне, а стороны утеряны. Стены опираются на прямоугольные основания, а также имеют желобчатые капители и капители.

По обоим концам фасада, на уровне фона, вертикально расположены четыре мраморных фасада размером 0,45 на 0,45 метра. На двух фронтах вверху изображены львы, а внизу сбоку - три герба. Гербами являются символ Джованни Темполо, экономка Джорджио Эмо, а также Пьер Марино Дьедо, Витторио Брагандин и Доменико Контарини. Фасады со львами являются более поздними дополнениями, так как они не выделяются в изображении фонтана Роберта Петрушки, где показано положение правого пустого, а на месте левого фронта гротескной формы. Два барельефа, по одному с каждой стороны, расположены между колоннами и боковыми стенами с каждой стороны и украшены гербами Бебо и герцога Альбиса Гритти. Фон состоит из мраморных плит, которые, кажется, пришли из старых зданий, так как секции не подходят друг к другу.

Весь фасад стоит на основании, а наверху находится антаблемент. Антаблемент и бока фасада украшены изогнутой волной с повторяющимся узором в виде лилии с тремя лепестками. Раньше у фонтана была корона, но ее сняли в начале 20 века. Эта корона, изображенная Робертом Пэсли, имела форму спирали и была украшена шипами.

 

История

Города Крита после увеличения их населения в 16-м и 17-м веках столкнулись с проблемой нехватки воды, так как колодцы и резервуары, использовавшиеся до этого для их водоснабжения, были недостаточными для удовлетворения их растущих потребностей, в то время как вода, которая во много раз обеспечивала был некачественный.

Фонтан Бебо был первым общественным фонтаном, построенным в городе Чандакас (средневековое название Ираклиона) и первым, который снабжался водой из источника за чертой города. Он получил свое название от главного синоптика Жана Маттео Бебо. Джузеппе Джерола утверждает, что фонтан был построен в период 1552-1554 гг., и с этой датой согласен Стергиос Спанакис. Леонар Кирини заявил в отчете 1595 года, что фонтан был построен в 1483 году, а Стефанос Ксантудидис в статье в газете Nea Eleftheria в 1903 году заявил, что фонтан был построен в 1588 году. Однако в герцогском архиве Чандакаса есть документ от 1579 года, в котором говорится, что Франческо Джену было разрешено направлять лишнюю воду из фонтана Бебо в свой дом.

Фонтан был построен рядом с католическим монастырем Сотирос ордена августинцев, в продолжении главной дороги Чандакас, которая вела из порта в центр.

Источник воды
Неизвестно, какой источник использовался для питания фонтана. Джузеппе Джерола предположил, что она исходила из колодца в Кацабасе на основании документа из герцогского архива 1612-1614 годов, в котором говорится, что вода тогда транспортировалась из Кацабаса. Спанакис утверждает, что это, вероятно, было маловероятной причиной разницы в высоте между колодцем и фонтаном. Точное местонахождение этого колодца неизвестно. Вероятно, он находился недалеко от дороги на Лассити, но мог отождествляться с колодцем Скилианакис, из которого Порос снабжался водой в довоенные годы. В своем отчете Франческо Морозини заявил, что вода поступала не из источника, а из небольших ручьев.

Вода в роднике пересохла в 1574 году, поэтому гадалка Якопо Фоскарини направила в фонтан воду из родника в полутора милях от города. Его местонахождение не указано, но, вероятно, оно было частным, поскольку Венеция платила за его использование десять дукатов в год. Акведук фонтана был поврежден в 1602 году, а стоимость ремонта составила 136 дукатов. Воды источника было много, и этим питался фонтан на площади Страта.

Османские времена
В 1776 году рядом с фонтаном был построен омбил Хаджи Ибрагим-аги, османский фонтан. В последние годы османского владычества статуя была выкрашена в черный цвет, а туника — в белый цвет. Стефанос Ксантудидис упомянул в 1903 году, что вокруг фонтана каждый май устраивался праздник с танцами и песнями.