Фонтан Морозини расположен на площади Львов (Элефтериос Венизелос) напротив базилики Святого Марка, в центре Ираклиона. Он считается одним из самых красивых венецианских памятников Чандакаса (название Ираклиона Крита в византийский период) и сохранился в очень хорошем состоянии. Причиной строительства была не эстетика, а водоснабжение города Ираклион. Вода поступала с горы Юхтас в Арханес по 15-километровому акведуку, который доходил до Ираклиона.
Инаугурация состоялась 25 апреля 1628 года, в день святого Марка,
покровителя города. Вдохновителем работы был Франсис Морозини, давший
фонтану его имя.
Так как в городе была проблема нехватки воды и
естественно воды из колодцев не хватало и так как воды в Юхте было
много, то венецианцы додумались транспортировать воду из родников этой
горы в центре к мосту с некоторыми построенными каналами.
И вот
за городом и за Кноссом, где находился древний Кносский лабиринт, в
месте расположения Агия Ирини в Спилии был построен мост, по которому
несли воду. Именно поэтому его назвали водным мостом, который известен
как венецианский водный мост. И так вода Юхты попала в этот фонтан,
который внизу построил семь различных каменных уровней, которые
функционировали как акведук, чтобы хлынуть вверх и наружу через трубу,
которая была во рту каждого из 4 львов, обрамляющих 8 чаш фонтана.
Внутри и снаружи фонтана есть отверстия в полу, прикрытые зелеными
окнами, которые показывают именно эти части некогда подземного акведука.
Восьмигранная форма бака обусловлена увеличением его окружности,
чтобы больше людей могли получить воду. В каждом полукруге могут стоять
по пять человек, то есть сорок человек поперек фонтана одновременно
ныряют в свои сосуды и наполняют их. Кранов не было. Темы рельефных
изображений в стручках взяты из греческой мифологии и преимущественно из
морского мира.
Фонтан представляет собой многоярусный резервуар,
украшенный рельефами морского царства (тритоны, дельфины, мифологические
чудовища, морские демоны), а также гербами. Вода вытекала из ртов
четырех осево расположенных львов, которые опирались на пьедестал в
центре фонтана и поддерживали мраморный бассейн.
В эти восемь
резервуаров хозяйки ходили с глиняными горшками, кувшинами и наполняли
их водой. Современной рамы, залитой водой, не было. Затем люди подходили
к памятнику и нагибались, чтобы набрать воды изнутри. Также внизу в
памятнике были образованы небольшие естественные бассейны-корыта, в
которых поили воду животные, в основном лошади, на которых передвигались
прохожие и торговцы, солдаты и т.д.
Как видно на медали, которую
Морозини вырезал, по случаю инаугурации над фонтаном была помещена
статуя Посейдона, который был богом моря, а значит, и богом воды. Очень
красивый символизм, если подумать, что раз вода била на гору родниками,
то можно сказать, что это был "божий" подарок городу. И действительно,
этот памятник был не простым фонтаном, а произведением искусства,
которым все восхищаются и по сей день.
Эта статуя не сохранилась
до наших дней. За это он был разрушен турками или землетрясением, и
памятник часто называли Фонтаном Великана или Гиганта.
Во время
Критской войны, осады Чандакаса турками, они перекрыли подачу воды к
источнику, чтобы заставить кастрийцев сдаться. Но затем венецианцы
создали еще один источник, в который собиралась вода из колодцев и всех
других источников воды в городе, и он был назван фонтаном Приоли или
фонтаном Делимаркос. Итак, у Чандаков не закончилась вода.
В 1847
году турки изменили форму фонтана Морозини, добавив к краю восьмигранной
чаши мраморные колонны, окружающие вершину с мраморной лентой, на
которой золотыми буквами написано «Фонтан Абдул Меджида». Они также
пробурили капсулы и установили фонтаны, разрушив рельефы.
В 1900
году памятник был восстановлен в первоначальном виде. А над львами есть
небольшой построенный бассейн, где поят голубей и есть другие птицы.
Вода сегодня — это рециркуляция водопроводной воды, которую
муниципалитет Ираклиона помещает в памятник, она больше не поступает из
Юхтаса и, конечно же, не пригодна для питья для людей.