Музей прикладного искусства (Будапешт)

 

Описание Музея прикладного искусства

Музей прикладного искусства (венгерский: Iparművészeti Múzeum) - это музей в Будапеште, Венгрия. Это третий по величине музей прикладного искусства в мире. Архитектура здания - модерн. Он был построен между 1893 и 1896 годами и был спроектирован Одоном Лехнером. Здание покрыто зеленой крышей, а интерьер спроектирован с использованием индуистских, могольских (из Индии) и исламских образцов. Здание нуждается в ремонте, для которого были разработаны планы.

В музее прикладного искусства находится коллекция металлоконструкций, мебели, текстиля и стекла. Он также имеет библиотеку. Есть еще два места: Музей восточных азиатских искусств Хоппа Ференца и Музей замка Нагитетени (Nagytétény).

Музей прикладного искусства расположен недалеко от южного конца Большого бульвара по соседству с Ференцваросом, и к нему можно добраться по линии метро 3.

 

Его история

От основания до рубежа веков
Королевский венгерский музей прикладного искусства в Будапеште был одним из первых в Европе, основанным в 1872 г. по примеру своих коллег в Лондоне (1857 г.) и Вене (1864 г.) по инициативе Ромера Флориса и Ференца Пульски. Ядро исторической коллекции составляли «универсальные древности», переданные из Венгерского национального музея, тогда как современная коллекция состояла из приобретений мировых выставок (1873 г., Вена; 1878 г. Париж; 1885 г. Амстердам; 1889 г. Париж) и известных отечественных компаний (Herend Фарфоровая мануфактура, Жолнайская фабрика), основанная его дарами.

Коллекция хранилась в Национальном музее до 1877 года, а затем была размещена в Старой галерее Общества изящных искусств на улице Андраши. Постепенно растущая коллекция вскоре потребовала отдельного здания. В 1890 году правительство объявило тендер на проектирование Музея прикладного искусства и Школы прикладного искусства. Первый приз представили Одон Лехнер и Дьюла Партос, "Keletre Magyar!" ему дали серию планов, названных его именем, но после долгих обсуждений он получил проектную комиссию только в 1893 году. Строительство началось осенью этого года, в котором также приняли участие венгерские и иностранные компании: металлоконструкции были поставлены, например, Chubb and Sons и Gyula Jungfer, остекление зала было сделано Forgó és Társa, а Служба горячей воды была совместным производством Венгрии и Англии. Инаугурация дворца состоялась 25 октября 1896 года в присутствии Ференца Йожефа I как заключительное событие серии празднований тысячелетия. Здание открыли для публики только через год, после завершения внутренних работ по оформлению.

Ранний расцвет учреждения и установление европейского статуса коллекции связаны с генеральным директором Дьёрдь Ратом, который чувствует себя как дома на подобных мероприятиях на континенте, и его преемником, Йено Радишич, в качестве бывшего коллеги. На Всемирных выставках в Париже в 1889 и 1900 годах Радишич приобрел значительную для венгерского государства коллекцию, которая легла в основу редкой коллекции в стиле модерн. В этот период музей стал первоклассным выставочным пространством для венгерского и современного международного промышленного искусства; например, на выставке современного искусства, состоявшейся в 1898 году, были представлены художники с мировым именем, такие как Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Вальтер Крейн, Эмиль Галле или Луи Комфорт Тиффани.

Музей в 20 веке
После Первой мировой войны объем коллекции музея сузился, а затем он утратил свою институциональную самостоятельность: с 1934 по 1948 год он функционировал в составе Венгерского национального университета коллекций, созданного в 1922 году, и как Музей прикладного искусства им. Венгерский национальный музей. Однако благодаря Ассоциации Друзей Музея музей и в этот период обогатился важными предметами и ансамблями.

Во время Второй мировой войны зданию были нанесены серьезные повреждения: были разрушены потолок и пол зала, также были обстреляны купол на улице Хёдьеш и открытый вестибюль. Большая часть повреждений была устранена к 1949 году, но не обязательно в первоначальном виде. Во время революции 1956 года в здание также попали пули.

С конца 1940-х годов коллекция вновь начала пополняться: с помощью Министерского комитета по исчезающим частным коллекциям предметы из дворянских частных коллекций, оставшиеся без владельцев или национализированные, были переданы в государственную коллекцию. Были инвентаризированы важные предметы из коллекций графа Зичи и графа Вигьязо, а также коллекции Отто Феттика и Винса Варты, и музей Дьёрдя Рата также перешел в ведение учреждения.

В 1954 году часть Школы прикладного искусства переехала, при этом ранее единая библиотека также была разделена на две части. За этим последовала крупная реставрация в период с 1957 по 1962 год под руководством Лорана Кисмарти-Лехнера.

В 21 веке
К 135-летию со дня основания учреждения в 2006 году была открыта перестроенная постоянная выставка «Коллекционеры и сокровища», на которой, вопреки традиции, представлены наиболее важные 400 экспонатов и дополнений к коллекции не по прикладным художественным технологиям или категориям. , а скорее исторически, в хронологическом порядке.

К концу 20 века здание Дома прикладного искусства находилось в очень плачевном состоянии; фонарь купола стал опасным для жизни, поэтому в 2011 году его сняли. В 2010 году была завершена только реставрация открытого вестибюля. В мае 2012 года учреждение объявило международный конкурс дизайнеров на дизайн крыла нового здания, предназначенного для реконструкции, и на коллекцию, посвященную дизайну 20-го века. Его выиграл Lukács és Vikár Építész Stúdió Kft. из Будапешта.

 

В начале 2014 года было объявлено, что Музей азиатского искусства им. Хоппа Ференца будет передан из ведения Прикладного искусства в Музей изящных искусств, а также было объявлено о намерении правительства, чтобы артефакты из сокровищницы Эстерхази, находящиеся в музее, будут выставлены в замке Эстерхази в Фертёде в будущем. Генеральный директор учреждения Имре Такач впоследствии ушел в отставку, сославшись на убытки, понесенные музеем. В мае был объявлен конкурс на должность генерального директора учреждения, но он не увенчался успехом; Впоследствии правительство доверило генеральному директору Музея изящных искусств Ласло Баану управление учреждением в качестве министерского уполномоченного. С 10 ноября 2014 года Музеем прикладного искусства руководит Золтан Целовскзи в качестве исполняющего обязанности генерального директора.

Музей закрыт 3 сентября 2017 года в связи с ремонтом. После переезда, который планировался на один год, работы рассчитывались на три года, а на обратный отъезд отводился год. Помимо ремонта, будет построено новое крыло (дизайн и современное прикладное искусство) и подземный гараж. Площадь выставочных площадей увеличится с 3 000 м² до 10 000 м². Согласно планам, стоимость переезда, которая должна была составить 1,35 млрд форинтов, осенью 2020 года уже достигла 2,55 млрд форинтов, что по непредвиденным обстоятельствам также стало дороже из-за вывоза коллекции Хоппа Ференца. (музейный комплекс Kft.). Планы, завершенные в 2017 году, также пришлось переработать (Vikár és Lukács Építéz Stúdió, 1,57+0,7 миллиарда). Осенью 2021 года, когда планировалось начать переезд, ремонт еще даже не начинался, а транспортные расходы достигли 4,86 ​​млрд форинтов. В августе ремонтные работы были выполнены Fejér-B.A.L. Zrt. (компания Лоринца Месароша) и Swietelsky Kft. выиграли в открытом тендере на 40,2 миллиарда долларов. От начала ремонта до завершения работ запланировано пять лет (других оценок длительности заселения нет), поэтому открытие ожидается не раньше осени 2027 года.

 

Менеджеры учреждения

1872–1878: «Сазас Ведьес Битоссаг» под председательством Кароли Келети.
1878–1881: Карой Пульски
1881–1896: Дьёрдь Рат
1896–1917: Йено Радишич
1902–1932: Карой Чаньи
1917–1934: Дьюла Вег
1934–1937: Карой Лайер
1937–1939: Йожеф Хёлльригль
1939–1945: Элемер Кёсеги
1945–1946: Шандор Михалик
1946–1948: Пал Войт
1949–1950: Шандор Эк
1950–1961: Аладар Добровитс
1961–1970: Михалин Вайнер
1970–1975: Денес Радоксе
1975–1985: Пал Миклош
1985–1992: Дьюла Рожа
1992–2000: Жужа Ловаг
2001–2006: Карой Симон
2006–2007: Имре Такач
2008–2010: Жужанна Реннер
2010–2014: Имре Такач (второй раз)
2014: Ласло Баан (в качестве министерского комиссара)
2014–: Золтан Человски (исполняющий обязанности генерального директора)

 

Здание

«Сочетая мотивы венгерского народного искусства и элементы индуистской архитектуры, Лехнер хотел сделать первые шаги в уникальной венгерской национальной архитектуре. В результате получается здание, созданное одновременно с новоевропейским стилем модерн, и по своим характеристикам оно в корне отличается от творений всех современных архитектурных направлений. В то же время архитектура Лехнера органически связана с технологической революцией, подготовившей современную архитектуру.
– Янош Герле, 1999 г.

Перед тем, как было объявлено о заявке на участие в Музее и Школе прикладного искусства, Лехнер вместе со своим другом Одоном Вильмосом Жолнаем отправился в Лондон, чтобы изучить восточную керамику в Музее Виктории и Альберта. К тому времени Лехнер уже давно работал над идеей создания самостоятельного национального стиля; первым серьезным результатом этого процесса станет реализованное здание. Это также первый музей в Европе, который полностью абстрагируется от использования старинных архитектурных элементов; в то время это все еще было обычным явлением для жанра. В Музее прикладного искусства Лехнер объединил свой опыт реставрации замков французского Возрождения с уникальной декоративной системой, созревшей в ходе изучения венгерского народного искусства и восточных культур. Кроме того, здание также представляет собой высочайший уровень технологий своего времени: керамика одной из первых появилась в качестве облицовки фасада в значительном количестве, а металлическая конструкция покрытия внутреннего зала также может быть упомянута в числе самых красивых европейских образцов. времени.

План этажа, структура, вес
На неправильном, трапециевидном участке земли было запланировано четырехэтажное здание, соединяющее два внутренних двора, над главным фасадом которого на Юллой ут возвышается видная башня, расположенная посередине. За это время вас ждет открытый вестибюль с особой атмосферой, а также главный вход в музей. Войдя, мы находим просторный вестибюль; отсюда можно добраться до двух лестниц, а также зала, накрытого стеклянной крышей и окруженного двухэтажной галереей (изначально главной выставочной площадкой). Кроме того, есть вход в обе стороны улицы; в одном крыле расположены склады и офисы, в другом — библиотека и школьные помещения. Башня, а также угловая куколка, обращенная к Ференцу Кёруту, выделены восточным куполом с фонарем на первом (изначально он выполнял функцию смотровой площадки; в 2011 году его убрали из здания). Площадь здания составляет 25 000 квадратных метров. Запланированная полная установка не была завершена; юго-западный угол участка оставался пустым.

Фасад
Почти весь фасад здания был покрыт жолнайской керамикой, выполненной по разным технологиям; крыша тоже из этого материала. Преобладающие цвета – желтый и зеленый. Дизайнер уделил внимание каждой детали фасада. На стенах преобладают красочные мотивы, вдохновленные венгерским народным искусством, а окна с волнистыми линиями дополняются большим окном-розеткой на первом этаже центральной башни. Открытый вестибюль — одно из самых уникальных пространств здания: боковые стены облицованы красноватым эозиновым глазурью кирпичом, а желтые перила и потолочное покрытие создают органический эффект пещеры.

Вокруг купола стоят четыре аллегорические фигуры - творения Игнака Оппенгеймера, которые представляют четыре направления промышленного искусства. Одна фигура держит женский торс (декоративная скульптура), рядом с ней кувшин (керамика), третья - скульптурный кубок (ювелирное дело), ​​а последняя - веретено, символизирующее текстильное искусство.

Внутренний
Потолок вестибюля разбит волнообразными на каждом уровне опейонами, над которыми украшен застекленный купол. За эффектными стенами в восточном стиле скрывается клепаная стальная конструкция; это технологическое новшество становится заметным только на потолке зала. Первоначальный цветной стеклянный потолок был разрушен. Интерьер здания был украшен Миксой Карой Райссманн красочной орнаментальной росписью, но в конце 1920 года она была удалена; лишь малая его часть видна в буреломе за главным входом и в двух комнатах.

 

Коллекции

Коллекции Музея прикладного искусства в Венгрии предлагают беспрецедентный обзор истории, технического и стилистического развития прикладного искусства. Артефакты хранятся в пяти коллекционных отделах, а Архив данных поддерживает работу музеологов и исследователей.

Коллекция мебели: основной отдел, насчитывающий четыре тысячи предметов, содержит, помимо воспоминаний о мебельном мастерстве от Средневековья до наших дней, мелкие бытовые принадлежности и деревянные предметы. Лучшая часть коллекции представлена ​​в постоянной экспозиции Замкового музея Надьетени, которая представляет историю европейского мебельного мастерства с середины 15 века до второй половины 19 века.
Коллекция керамики и стекла: коллекция из 23 000 предметов разделена на части из фаянса, фарфора и стекла. В фаянсовой коллекции хранятся итальянские, галичские и венгерские работы. Помимо комплексной презентации отечественного производства (особенно фабрики Жолнай), коллекция фарфора также способна во всей полноте передать европейскую историю жанра. Коллекция в стиле историзма и ар-нуво занимает первое место в мире среди стеклянных коллекций.
Небольшие коллекции: коллекция книжного искусства, коллекция экслибрисов, предметы из органического материала, одежда и аксессуары, веера, миниатюры и предметы из слоновой кости являются частью очень разнообразного отдела. Коллекция экслибрисов, насчитывающая почти 70 000 экземпляров, является одной из крупнейших в мире. Коллекция книжного искусства включает двух с половиной тысячную библиотеку замка семьи Баттяни в Кёрменде.
Коллекция ювелира: среди 11 000 произведений искусства в отделе выдающаяся группа представляет XVI-XVII века. Немецкие предметы 19-го века, венгерские предметы 19-го века и международные объекты рубежа веков. Также включены важные работы из сокровищницы Эстерхази.
Коллекция текстиля и одежды: 4-5 в основном отделе с 17 000 единиц. можно найти коптский текстиль, а также народный текстиль или современную одежду. Наибольшее количество единиц в коллекции составляет историческая коллекция европейского шелка, но наиболее известной является коллекция османско-турецких ковров, которая является одной из самых важных в мире. В дополнение к коллекции кружев и гобеленов есть также предметы, представляющие историю венгерской аристократической одежды, некоторые из которых сохранились как часть сокровищницы Эстерхази.

Особые коллекционные единицы, коллекции предметов
Сокровищница Эстерхази: коллекция ювелирных изделий, оружия и текстильных изделий семьи Эстерхази, собранная на протяжении веков, хранилась в семейном замке во Фракно до 1918 года. В то время он находился во дворце Эстерхази на улице Тарнок в Буде. Во время Советской республики 1919 года он был конфискован и помещен в Музей прикладного искусства; хотя соответствующий указ позже утратил силу, семья заключила с музеем депозитный договор. Вещи хранились здесь до зимы 1944 года, когда их снова перевезли в семейный дворец в Буде. Однако в него попала бомба; сильно поврежденная и частично разрушенная коллекция была раскопана только в 1948-1949 годах под руководством Ласло Геревича. Именно тогда могла начаться реставрация и реконструкция объектов, которая продолжается и по сей день.
Церковная утварь: Музей прикладного искусства начал собирать церковную утварь эпохи Возрождения и барокко в Венгрии. Галерея реформатской церкви в Солы, построенная в 1724 году, и деревянный потолок реформатской церкви в Максе 1766 года были постоянно установлены в одной из комнат музея вскоре после завершения строительства здания Юллёй Ути, где до сих пор можно найти сегодня. Кессонный потолок реформатской церкви в Токи, сделанный в 1740 году, также был включен в музей.
Комната библиотеки епископа Шюмег: библиотечная мебель в стиле барокко дворца отдыха Шюмег, построенного Мартоном Биро Паданьи, построенного около 1755 года, была подарена епископом Кароли Хорнигом музею, где она была постоянно установлена ​​в угловой комнате.
Дамасская комната: на Всемирной выставке 1885 года в Амстердаме музей приобрел всю деревянную обшивку приемной, сделанную в Дамаске в 1802-1803 годах. (Не на дисплее.)
Павильон Bigot: Jenő Radisics купил коллекцию образцов французского производителя строительной керамики Александра Биго на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Группа объектов, состоящая из сотен предметов, предлагает заглянуть в мир форм архитектуры французского модерна.

 

Выставки

Постоянные выставки
Коллекционеры и сокровища (с 2006 г.)

Временные выставки
Брейер вернулся домой - Масштабная выставка работ всемирно известного венгерского звездного архитектора (2016 г.)
Настроенные на цвета - зеленый, синий, красный: выставка организована вокруг этих трех цветов (2016 г.)
Венгерская премия в области дизайна и премия в области управления дизайном 2015 г. (2015 г.)
HOME SWEET HOME- Открытие 12-й Недели дизайна в Будапеште (2015)
Тектоника и украшение (2015)
ТАПАС:- Испанский гастро-дизайн (2015)
Сокровища Древнего Китая - Жизнь в центрах Азиатской империи (2015)
Венгерская премия в области дизайна 2014 г.
Смелее, чем живопись - Современный венгерский коммерческий плакат 1924-1942 гг. (2014 г.)
Стипендиаты Ласло Мохой-Надя и Лайоша Козмы (2014 г.)
Текстиль+ - Выставка по материалам 4-й Текстильной Триеннале (2013)
Маэстри - Мастера итальянского дизайна (2013)
Мастера модерна в собрании Музея прикладного искусства (2013)
Павильон фанатиков (2013)
Век, сотканный в нить - 110 лет кружева Халаси (2012)
Венгерская премия в области дизайна 2012 г.
Искусство для всех - Музей Виктории и Альберта, первый в мире музей прикладного искусства (2012 г.)
Ар-деко и модернизм - Домашнее искусство в Венгрии, 1920–1940 (2012)
Венгерская премия в области дизайна 2011 г.
На границе двух эпох - Персидское искусство периода Каджаров (1796-1925) 2011
Одежды Господа из сокровищницы Эстерхази, 2010 г.
Выставка отчета стипендиатов Ласло Мохой-Надя и Лайоша Козмы за 2010 г. 2010 г.
Реализованные работы 2010г.
Mercedes-Benz Design – искусство творчества 2010
Странники сновидений в Индии - картина Элизабет Сасс Бруннер и Элизабет Бруннер, 2010 г.
Выставка выбрана из материалов 3-й Триеннале Текстильного Искусства 2010
Выставка организована на основе работ Национального конкурса по рисунку и визуальной культуре для средних школ 2010 г.
Баллы портфеля 2010
Мир в зеркале 2010
Путь к успеху 2010
Шкатулка из Дании - выставка современных датских украшений 2010
Лики природы - финский дизайн 2009
Болезненная лилия, выросшая на каменной нити" - Дизайнеры мебели венгерского модерна 2009
Twisted games - Головоломки из коллекции Тибора Сентивани 2009 г.
Продолжая творить - венгерская живая архитектура
WA, гармония повседневной жизни - современный японский дизайн 2009 г.
Гайдн и время 2009
Страсть к экономии. Артефакты из частных коллекций Венгрии 22 января - 20 апреля 2008 г.
Хабан это миф
Дом фаянса, Фаэнца
Варианты переплета книги
НОВЫЙ ДОМ - Современные виллы Лайоша Козмы
Мебельное искусство от готики до бидермейера
Японское лаковое искусство XIX века
Коллекция восточного искусства в Венгрии
Выставка произведений жизни Жужи Перели "Жизнь-картина-роман" (21 мая 2008 г. - 14 сентября 2008 г.)
Приданое Беатрикс - искусство итальянской майолики при дворе Матьяша
Гобелен Медичи - Игры Путтока (26 марта 2008 г. - 31 декабря 2008 г.)
Сокровища Эстерхази. Пять веков искусства из сокровищницы герцога Эстерхазика - 15-19. век (13 декабря 2006 г. - 31 декабря 2008 г.)
Османско-турецкие ковры из коллекции Музея прикладного искусства - Памяти Ференца Батари (1934–2005) (2007)
111 ЛЕТ 111 КАРТИН (в Лестнице, от 25 октября 2007 г.)
РЕМЕСЛО И ДИЗАЙН - «Направления, пути в современном венгерском прикладном искусстве» (18 ноября 2008 г. - 11 января 2009 г.)
В дополнение к временным выставкам выставки частных коллекционеров также можно найти в отдельных галереях на первом этаже.