Базилика Святого Стефана (Стивена) (Будапешт)

 

Описание Базилики Святого Стефана

Адрес: Szent Istvan ter 1
Тел. 1- 338 2151
www.basilica.hu

 

Базилика Святого Стефана (венгерский: Сент-Иштван-базилика) - это римско-католическая базилика в Будапеште, Венгрия. Она названа в честь Стивена, первого короля Венгрии (около 975-1038), чья предполагаемая правая рука находится в реликварии. Это было шестым по величине церковным зданием в Венгрии до 1920 года. С момента переименования этот базилика является собором Римско-католической архиепископии Эстергом-Будапешт. Сегодня это третье по величине здание церкви в современной Венгрии.

Местом сегодняшней базилики Святого Стефана было занято театром в 18 веке. Этот театр, названный Хет-Театром, был местом, где проводились бои животных. Один из богатых граждан (Зиттербарт Янош) вновь образованного района построил там временную церковь. В конце 1810-х годов около нескольких сотен человек образовали приход Липотварош. Затем они начали сбор средств, и верующие начали строить планы для будущей церкви Святого Стефана.

Церковь названа в честь святого Стефана I Венгрии, первого короля Венгрии (около 975-1038), чья «неподкупная» правая рука, как говорят, находится в реликварии. Это самое важное здание церкви в Венгрии, одно из самых значительных туристических достопримечательностей и третья высшая церковь в Венгрии.

 

История

В 18 веке на месте сегодняшней базилики стоял театр Хец, в котором устраивались бои животных. Янош Зиттербарт, один из богатых жителей Липотвароша, новой части города, образовавшейся в то время, вскоре построил здесь небольшую временную церковь. В 1817 году был основан Липотварошский приход, насчитывавший около тысячи верующих, и вместе с этим возникла потребность в Липотвароше иметь собственную серьезную приходскую церковь. В то время начался сбор, и было составлено несколько планов будущей церкви (например, Игнас Брейн, Йожеф Хильд). Причиной фактического строительства базилики стало великое наводнение 1838 года. Центр сегодняшней Сент-Иштван-тер образовал небольшой естественный выступ на плоской территории Пешта, на котором сотни жителей находили укрытие от бурлящей воды, пока их не спасли лодки. Выжившие после потопа на пожертвования по обету поддержали строительство храма на месте своего чудесного спасения.

В 1845 году Йожефу Хильду наконец поручили подготовить планы. Земляные работы были начаты уже в 1846 г., но их продолжение затянулось из-за революции и войны за независимость 1848-49 гг. (серьёзные повреждения в это время получила и Циттербартская церковь, обреченная на снос). Строительство молельного дома в стиле классицизма по идеям Хильды началось 14 августа 1851 года. Барон Симон Сина был главным покровителем. Первый камень был заложен 4 октября 1851 года, но Йожеф Хильд руководил работами до своей смерти в 1867 году, и только тогда были обнаружены недостатки в качестве строительного материала и конструкции. 22 января 1868 года купол, уже замурованный, рухнул из-за нагрузки на одну сторону и неравномерного опускания столбов. Только в 1871 году убрали завалы и разобрали плохо возведенные части здания. Миклоша Ибла попросили пересмотреть планы строительства и руководить работами, который пересмотрел планы в стиле неоренессанса и выполнял задачи прораба до своей смерти в 1891 году. Декоративные работы и окончательный дизайн интерьера здания были завершены к 1905 году под руководством Йожефа Каузера.

Церковь была освящена 9 ноября 1905 года, а краеугольный камень был заложен в присутствии монарха 8 декабря 1906 года. Хотя по первоначальному замыслу новая церковь должна была быть названа в честь святого покровителя Австрии св. Иштван, и он был освящен в его имя.

Во время осады Будапешта, во время бомбардировок в 1944-1945 годах, стены и башни получили значительные повреждения, возникла необходимость полностью заменить конструкцию крыши. Во время работ в 1947 году купол снова сгорел, а деньги, необходимые для восстановления, были собраны за счет народных пожертвований. В 1982 году здание снова стало опасным для жизни, когда сильный шторм вынес плитное покрытие большого купола на улицу, поэтому в 1983 году начали капитальный ремонт базилики, который завершился 14 августа 2003 года. При этом преобразилось не только здание, но и все церковные артефакты: мозаики, картины, скульптуры и витражи. В куполе базилики создана круговая смотровая площадка, с которой открывается замечательная панорама всей столицы. Кроме того, здание получило новое декоративное освещение, а его ближайшие окрестности, площадь Святого Иштвана, также были отремонтированы.

В 1988 году была открыта сокровищница, которую первоначально можно было посетить в помещении на первом этаже южной башни, а 6 июня 2010 года на ее месте примас кардинал Петер Эрдё, архиепископ Эстергом-Будапешт, освятил новую Часовню Святости, который также используется во время туристических часов и других мероприятий, заполняющих церковное пространство, весь день ожидает пришедших для тишины, глубокой молитвы и созерцания.

19 марта 2012 г., в праздник св. Иосифа, сокровищница в колоннаде, доступная на лифте и по лестнице, расширенная до трех комнат, была передана с самым полным наследием кардинала Йожефа Миндсенти, которое было подарено по этому случаю. 120-летия со дня рождения архипастыря как первое заметное событие в череде связанных событий. Здесь много массовых облачений из наследия бывшей королевской дворцовой церкви в Будаваре, а также посетители могут полюбоваться ручной вышивкой королевы Елизаветы. Подлинная копия Святого Права, подаренная Марией Терезией (1717-1780) Ордену английских дам, выполненная с уникальной резьбой, также выставлена ​​в качестве постоянного депозита. Со времени постройки базилики она принадлежала государству, а Венгерская католическая церковь была зарегистрирована только как управляющая имуществом. 16 августа 2001 года здание стало церковной собственностью в церемониальной обстановке.

 

Здание

Внешнее пространство
Базилика Святого Стефана является вторым по высоте зданием в Будапеште после парламента, а также третьим по высоте зданием в Венгрии с точки зрения страны, уступая только базилике Эстергом и парламенту. Здание имеет высоту 96 метров, длину 87,4 метра и ширину 55 метров. Его вместимость составляет восемь тысяч человек.

Согласно первоначальным классицистическим планам, составленным Йожефом Хильдом, базилика должна была быть более замкнутым и компактным зданием, чем сегодня, с портиком с коринфскими колоннами на западном главном фасаде и четырьмя огромными колоннами по бокам. Базилика получила свой нынешний вид после переосмысления Миклоша Ибла, который показывает значительное отличие от оригинала, в основном в дизайне фасада. Войти в здание можно через просторный вестибюль между фасадными башнями, разделенными гигантской полукруглой нишей.

Тимпан поддерживается пилястрами с коринфскими капителями на главном фасаде, обращенном на запад, который закрыт двумя башнями и украшен группой скульптур Лео Фесслера, «Венгерские святые» и «Посвящение Мадонне и Маленькому Иисусу» св. Липота. На карнизе под тимпаном можно прочитать слова Христа, взятые из Нового Завета: EGO SUM VIA, VERITAS ET VITA; то есть Я есмь путь, истина и жизнь.[2] Внешние скульптуры ниш башни и купола — работы Лео Фесслера, Белы Брестянски и Эде Майера. В нишах башни можно увидеть святого Амвросия, святого Августина, святого Григория Великого и святого Иеронима, а на тамбуре купола можно увидеть статуи четырех евангелистов. С восточной стороны, на парапете, венчающем полукруглую арку ризницы и придел св.Права, видны двенадцать апостолов, а над ними фигура Христа.

Интерьер
Архитектурное строение церкви не является базиликанским. Девятичастный интерьер с планировкой в ​​виде греческого креста закрыт с запада ризницей и часовней Святой Правой, а также полукруглым алтарем. На пересечении ножек креста купол бубна возвышается над святилищем. Ноги креста перекрыты сводчатыми потолками, а боковые пространства между ними перекрыты небольшим куполом.

Базилика чрезвычайно богата произведениями искусства. В вестибюле главного входа можно увидеть рельеф Святого Иштвана работы Кароя Сеньея и мозаики Берталана Секели и Тан Мора. Купол над святилищем украшен фресками Христа, пророков и евангелистов (Кароли Лотц), а купол над святилищем. В своде святилища аллегории Святой Мессы выстроены в мозаику Дьюлы Бенчур, а самые важные события из жизни святого Иштвана оживают в серии бронзовых рельефов Эде Майера. Главный алтарь с балдахином, спроектированный Йожефом Каузером, украшен работой Алахоса Штробля и статуей Святого Иштвана.

Кафедра также является работой Йожефа Каузера, и шедевры прикладного искусства базилики также заслуживают внимания. Работы по стеклу и росписи по стеклу были выполнены Миксой Рот, а церковный орган был произведен на известной в то время фабрике Йожефа Ангстера в Пече. Роберт Шольц выполнил роспись и, в основном, позолоту внутренних украшений.

Дополнительные произведения искусства в интерьере базилики (в скобках указаны авторы):

Статуи
Святой Ласло (Янош Фадруш)
Святая Елизавета (Карой Сеней)
Святой Геллерт (Алайос Штробль)
Дева Мария (Пал Пацай)
Святая Маргарита (Бела Оманн)
Сент Имре (Шандор Фаркаш из Болдогфы)
Святой Антоний (Йожеф Данко)
Святой Иосиф (Пал Пацай)
Святой Франциск Ассизский (Алайос Штробль)
Святой Алахос Гонзага (Алахос Штробль)
Христос (Йожеф Данко)
Маленькая Святая Тереза ​​(Бени Ференци)
Святая Рита из Кашии (Эрно Ялич)

Алтарные образы
Святой Стефан предлагает корону Марии, запрестольный образ (Дьюла Бенчур)
Христос на Голгофе, запрестольный образ (Дьюла Стетка)
Алтарь Святой Сесилии (Роберт Надлер)
Алтарь Святого Имре (старый Дьёрдь Вастаг
Алтарь Святого Адальберта в Праге (Игнац Роскович)
Алтарь Святого Иосифа (Арпад Фести)

 

Колокола базилики

Большой колокол Святого Стефана:
Находится в южной (правой) башне. Он весит 9 250 кг и имеет диаметр дна 240 см. Самый большой колокол в Венгрии. Он был изготовлен в 1990 году на литейном заводе Perner в Пассау. Его интересная особенность в том, что это колокольчик с ушами; 6 на короне. есть вкладки и на них он подвешен. В основном его поют 20 августа и в полночь в канун Нового года, а также его можно услышать по большим праздникам.

Его предшественник был создан Ласло Шлезаком в 1930 году. Этот колокол весил 7945 килограммов. В годы Второй мировой войны, 20 мая 1944 года, был взят для военных целей. Оригинальный колокол был изготовлен в мастерской литейщика Ференца Вальзера в 1891 году. Он был освящен в честь Святой Троицы в 1892 году и был реквизирован в Первую мировую войну вместе с четырьмя другими спутниками.

 

Успенский колокол:
Находится в северной (левой) башне. Он весит 3600 кг и имеет диаметр дна 178,5 см. Отлит Ференцем Вальзером в 1863 году в Пеште. Это был единственный колокол, который не несли ни в одну из мировых войн, и единственный оригинальный колокол церкви. Его можно услышать только по большим праздникам.

Колокол Святого Генриха:
Находится в северной башне. Он весит 2150 кг и имеет диаметр дна 150 см. Отлитый на заводе Perner bell, он был освящен 20 августа 1993 года.

Счастливая Гизелла:
Находится в северной башне. Он весит 1200 кг и имеет диаметр дна 117,8 см. Он был изготовлен в мастерской Пернера и освящен 20 августа 1993 года.

Колокол Святого Имре:
Находится в северной башне. 750 килограммов. Он был изготовлен литейным заводом Perner и освящен 20 августа 1993 года.

Арпад-хази Колокол Святой Елизаветы:
Находится в северной башне. 500 килограммов. Изготовлен в мастерской Пернера и освящен 20 августа 1993 года.

Порядок звонка в колокол
Колокол Святого Генрика звонит каждый день для Архангелов. В будние дни колокол Блаженной Гизеллы звонит на Святую Мессу в 17:30, а колокол Гизелла+Имре звонит с 17:59. По выходным колокол Гизелла также звонит в 17:30, но 3 меньших колокола звонят с 17:57. В 9:30 утра в воскресенье колокол Хенрика звонит на мессу. Затем, в 9:55 утра, мы можем услышать 4 самых маленьких колокола. Два самых больших колокола звонят только по церковным праздникам. Шествие 20 августа долго сигнализируется колоколом Святого Иштвана.

 

Культовые аспекты

Базилика получила титул малой базилики в 1931 г. XI. от папы Пиуша, а в 1938 г. в Будапеште организовали XXXIV. Это был центр событий Всемирного евхаристического конгресса (в то время район назывался Сентиштванварош).

С момента освящения базилики она была главной сценой культа Святого Стефана, который в 1971 году обогатился новым аспектом. В то время в бывшей часовне св. Липота, сегодняшней часовне св. Иобба за алтарем, по планам церковного художника Дьердя Доминека было создано хранилище, подходящее для приема св. Иобба. С тех пор базилика Святого Иштвана является последним местом содержания под стражей святого Иобба, а самым важным элементом культа является пронесение реликвии во время крестного хода святого Иобба каждый год 20 августа.

До 1971 года место, где хранилась национальная реликвия, постоянно менялось, но в 1971 году руководство страны не разрешило шествие, поэтому два основных мотива культа святого Стефана - базилика святого Стефана и процессия святого Иобба - не собирались вместе до 1989 года. (До 1989 года святой Иов помещался в святилище из часовни только для почитания.)

В 1990 году на месте колокола, захваченного нацистами в 1944 году, был отлит новый колокол благодаря пожертвованиям читателей немецкого христианского еженедельника Neue Bildpost. В 1991 году II. Папа Янош Пал посетил церковь в праздник короля Святого Стефана, и через два года, в 1993 году, она была возведена в ранг со-собора Архиепископии Эстергом-Будапешт в 1993 году.

Музыкальная жизнь
Музыкальная жизнь базилики Святого Иштвана была значительной с момента ее освящения в 1905 году. Выдающимися органистами были главные органисты базилики, в том числе Дезё Антальфи-Зиросс, Аладар Заланфи, Эрно Сакольчай-Риглер, Себастьен Печи и, с 1963 года, Иштван Колосс. Хор базилики Святого Стефана был основан Йено Штояновичем в 1909 году, за ним последовали Дежо Демени (1913–1937), Артур Хармат (1938–1959) и Фригьес Хидас (1959–1962). С 1962 года хором руководит Ласло Фехер. В прошлом веке хор, исполняющий как церковную, так и классическую музыку, классические и современные произведения, совершил многочисленные гастроли по Европе. Летом в базилике дают концерты известные отечественные и зарубежные органисты, а летом хор дает концерты и по воскресеньям.

Подцерковь
С 1996 года подцерковь, в которой когда-то располагалась контора Столичного архива, используется как место милосердия, урн и гробов. Здесь похоронены:

Каталин Викарне Форраи (1926–2004) - учитель музыки
Ференц Пушкаш (1927–2006) - олимпийский золотой и серебряный призер чемпионатов мира венгерский футболист, удостоенный звания спортсмена нации.
Имре Поляк (1932–2010) - олимпийский чемпион по борьбе, удостоенный звания спортсмена нации.
Золтан Варга (1945–2010) - футболист Венгрии, олимпийский чемпион.
Дьёзо Верес (1936–2011) - венгерский чемпион мира и Европы по тяжелой атлетике.
Шандор Кочиш (1929–1979) – футболист сборной Венгрии. Его прах был доставлен домой из Барселоны в 2012 году.
Дьюла Грошич (1926–2014) - венгерский футболист, удостоенный звания Спортсмен нации.
Дежо Новак (1939–2014) - двукратный олимпийский чемпион, венгерский футболист.
Йено Бузански (1925–2015) - венгерский футболист, удостоенный звания Спортсмена нации.
Антал Бейчи (1930–2015) - физик, старший научный сотрудник Космического агентства США, Лаборатории реактивного движения НАСА, профессор Калифорнийского технологического института и Вашингтонского университета в Сент-Луисе.
Лоран Ленке (1927–2017) - венгерская актриса, удостоенная премии Ясай Мари.
Ласло Арадски (1935–2017) - венгерский певец.