Замок Бори

Замок Бори

 

Описание Замка Бори

Расположение: Секешфехервар (Székesfehérvár), Центральный Задунайский край
Построено: 20 век Дженном Бори

 

Замок Бори расположен в Секешфехерваре, центральной столице Центральной Задунабии в Венгрии. Несмотря на свой средневековый вид и название, здание Замка Бори на самом делебыл построен в 20-ом веке. Замок Бори был построен в 1923-59 гг. знаменитым венгерским архитектором и скульптором Йеном или Дженом Бори с помощью его учеников. Это одна из немногих резиденций, разработанная Дженом для своей жены. Скульптуры, которые выстраивают внутренний сад, - это создание его рук. Многие картины, которые висят в замке Боры, были сделаны женой скульптора.

 

Передний сад

Когда посетители приближаются к замку в долине Марии, они могут увидеть его высокие и романтические башни издалека. Ступив в сад через ворота, сначала встречаем макет замка. Здесь стоит провести некоторое время, прежде чем мы начнем нашу прогулку — и, конечно, после нашей прогулки, — потому что мы никогда не сможем увидеть весь замок так отчетливо в реальности. Только здесь мы можем увидеть структуру замка и то, как он приспосабливается к постепенно поднимающемуся склону холма. Здесь мы можем по-настоящему понять отношение башен, террас и переходов друг к другу и к целому.

В палисаднике, среди больших деревьев и красивых цветов, мы повсюду находим статуи. В основном они сделаны из кварцевого бетона Бори, который устойчив к непогоде и времени. Справа выделяется монументальная голова Христа, копия фамильной усыпальницы Бори. Чуть ближе мы видим «Восходящее солнце» (около 1923 г.), красивую обнаженную девушку в натуральную величину из бронзы. В саду показана аналогичная картина слева с большим фонтаном, в котором есть бассейн, покрытый кусочками белого фарфора, и колонна высотой в несколько метров с вазой посередине. Этот фонтан является одним из старейших памятников замка с тех пор, как художник построил его в 1913 году.

Как мы видим и чувствуем, сад не просто часть замка, он очень тесно окружает его и живет вместе с ним. Деревья, кусты, зеленые островки, фонтаны и пруды оживляют вид на террасах и во дворах.

 

Розовый сад и Галерея художников

Из сада широкая лестница ведет через террасы к главному зданию замка.

На нижней террасе справа мы можем увидеть оригинальные турецкие каменные гробницы времен турецкой оккупации. Слева Джено Бори отметил могилу русского солдата, погибшего здесь в 1945 году, особым сочетанием пятиконечной звезды и каменного креста.

Далее на террасе, в зоне отдыха справа, мы можем полюбоваться беломраморным портретом великолепно молодой и красивой жены Джено Бори. Он был вырезан в студенческие годы в Карраре в 1907 году и стоит на автономной бетонной стене, напоминающей стелы античного классического периода. Под высеченной в стене статуей мы можем прочитать стихотворение маэстро, написанное его жене.

В глубине под подпорной стеной второй террасы Бори выстроил своеобразным пантеоном образы в основном своих современников и друзей-художников. В центре стоит статуя в полный рост Михая Мункачи, которая совпадает с чертежами, сделанными для тендера на памятник 1921 года. Рядом с этим мы находим изображения таких художников, как Дьюла Бенчур, Берталан Карловски, Роберт Надлер и другие; архитекторы, такие как Дьюла Хюттль и Дьюла Велдер, а также королева-актриса Луйза Блаха. Он поместил здесь несколько прекрасных портретов своего мастера Алахоса Штробля (1856–1926), например, портрет Фригиеса Шулека, архитектора Рыбацкого бастиона, и портреты двух выдающихся художников XIX века, Кароя Лотца и Берталана Секели. Здесь же можно увидеть портрет Алахоша Штробля работы Кароя Дамко (1872-1955) и бюст Пала Синьеи Мерсе работы Миклоша Лигети (1871-1944).

Перед пантеоном мы читаем короткое изречение, написанное золотой мозаикой на полу: «Камни говорят». Короткое, но осмысленное предложение, выражающее поэтическое искусство художника. Это также показывает нам отношение Бори к жизни, уважение к прошлому и приверженность прочным и устойчивым добродетелям, а также его художественное поведение.

Середину свободного пространства террасы занимает массивный садовый стол из литого камня, украшенный кусочками белой и зеленой мозаики. Это создает атмосферу дома, но не наносит ущерба серьезности архитектурного и художественного фона.

 

Слоновий сад

Вторая терраса получила свое название от слона, который стоит на шаре и держит замок на спине под арками. В музее квартир мы также встречаем этого слона в качестве статуэтки, за которую Йено Бори получил премию Изидора Халмоша за статуэтку в 1926 году.

На парапете стоят бетонные статуи вождя Лехеля и Великого Сулеймана. На стенах под арками Бори нарисовал четыре фрески, изображающие четыре определяющих архитектурных периода в истории человечества: греко-римский период, христианство, феодализм и социализм.

Если посмотреть вверх, то можно увидеть дугообразный балкон, за которым мы находим галерею-мастерскую бывшего владельца замка.

 

Художественная галерея

Арт Галерея - Каминный зал

Через узкий вход посетитель попадает в довольно пышный зал с богато украшенными колоннами. Повсюду на стенах мы видим картины, среди которых «Взрыв Варкоча» Дезё Ракшани. Тема этой картины — одно из печальных событий в истории Секешфехервара. В 1543 году султан Сулейман прибыл в средневековую Венгрию с огромной армией, чтобы занять один из самых важных городов страны, место коронации и погребения наших королей. Капитан Дьёрдь Варкоч взорвался, ведя свою кавалерию, чтобы потревожить врага своей внезапной атакой. Однако, когда он хотел вернуться в безопасность крепких стен города, люди закрыли его ворота и просто смотрели, как ужасный перевес истреблял героев. Они трусливо полагали, что если добровольно и без сопротивления сдадут город туркам, то их жизнь и имущество будут спасены. Но плата за измену была заслуженным и горьким разочарованием.

На витрине обращают на себя внимание Борцы из «пиробазальта». Две сражающиеся фигуры выражают гнев по отношению друг к другу не только жестами, но и выражением лица. Изображение такого безудержного гнева в основном появляется в работах художников-сепаратистов и очень редко встречается в искусстве Бори. При формировании своих статуй он скорее стремился создать покой и классический баланс движений.

Отдельно стоит упомянуть материал Борцов. Этот дешевый пиробазальт обманчиво похож на бронзу, которая была дорогой и ее было очень трудно найти после войны. Это обожженный горчичный камень с металлическим внешним блеском, а также их вес был очень похож. Это практически собственное изобретение Бори, и, поскольку он сделал этот материал пригодным для изготовления статуй, он регулярно использовал его в своих работах с 1920-х годов. «… как неизменно пиробазальт, этот улучшенный черный материал, который мы просто называем Бори-бонзой, служит возникновению скульпторского труда. - он сам это написал - Кроме того, цвет обожженного керамзита показывает столько фантастических способов его использования!» – И он прав. Достаточно лишь взглянуть на черную голову Кошута (1922) или на совершенно другой Автопортрет (1921), которые находятся в одной комнате с Борцами.

Мы встречаем одну из наиболее часто встречающихся и наиболее привлекательных моделей Джено Бори: бюст его жены из белого мрамора (1927 г.), вырезанный с чувствительностью, вниманием и уверенностью. Рядом с ним мы можем увидеть еще один красивый мраморный портрет под названием Геновева (Катика Саванью, 1922).

И почему эта комната называется каминной? Он был назван в честь красивого камина Бори, который был спроектирован Йено Бори и отлит в мастерской его брата Пала Бори. Разработка туннелей позволила очень эффективно обогревать. Они могли даже готовить на средней части и греться на сиденьях сбоку. Таких каминов в замке два, один в галерее-студии, а другой в столовой квартиры-музея.

 

Арт-галерея - Радиорубка

Из «Каминной комнаты» налево входим в «Радиорубку». Напротив нас стоит мраморная в натуральную величину обнаженная Стыдливая (19239), застенчиво закрывающая лицо руками и отворачивающая его от наблюдающего за ней скульптора. С другой стороны встречаем на столе еще один пиробазальтовый бюст. Это черный портрет императора Нерона, прославившегося жестокими гонениями на христиан. Однако Бори не создал сумасшедшего, как о нем думают многие. Его мешковатые глаза, смотрящие на нас с мясистого лица, показывают нам, что он любил удовольствия, был честолюбив и доволен собой и своей властью; к этому же относится и лавр, украшающий его лысину. Как помнит семья, Бори на самом деле создал производителя кирпича, очень похожего на Неро.

Перед задней стеной в красивом эклектичном комоде с красивыми колоннами стоит множество маленьких статуэток. Выйдя из комнаты, стоит остановиться у стены у двери, где мы можем увидеть несколько картин из коллекции Бори: чудесная голубая и зеленая, парная вода Балатона Иштвана Чока (1865-1961) и композиция Миксы Рейсмана Кароли. , который много путешествовал, показывая легендарную сицилийскую Таормину. Здесь же можно увидеть картину Дезё Ракшани, изображающую мастерскую Джено Бори в ее первоначальном виде.

Рядом с дверью мы находим две картины их дочерей-близнецов работы жены Бори; Илона Бори в желтом платье и рядом портрет ее сестры-близнеца Клары.

 

Художественная галерея - Ателье

Через холл попадаем в собственно ателье. Когда мы входим, под кессонным потолком открывается просторная комната. Здесь больше не делают статуи, и все же то, что мы видим, — это не просто выставка картин и статуй, но и место — это память, музей самого себя.

Самым выдающимся произведением искусства является «Раненый герой» (1927). Это оригинальная гипсовая модель статуи в Техническом университете, изготовленная в память о воинах, погибших в боях Первой мировой войны. Огромная фигура была отлита из бронзы в 2000 году, и таким образом была заменена оригинальная фигура, которая была перенесена в 1949 году и из ее материала был изготовлен памятник Сталину.

Рабочий стол Бори выполнен в эклектичном стиле и богато украшен резьбой, вместе с его креслом стоит возле огромного багета. За письменным столом, справа от большой комнаты, посетитель может увидеть старые фотографии, письма, интересные семейные бумаги и официальные документы.

Почти все стены увешаны картинами, некоторые из них выставлены на мольбертах. Здесь можно увидеть портрет миссис Бори. Она была написана Берталаном Секели (1835-1910), известным историческим художником, одним из основателей «Минтарайзисколы», позже Колледжа изящных искусств, который был ее учителем. Рядом с ним мы видим портрет мастера Берталана Секели, написанный молодой художницей Илоной Комочин, госпожой Бори (1885-1974). Коллекция содержит несколько работ Берталана Карловского (1858-1938), одного из самых ярких представителей академического стиля. Здесь выставлена ​​жанровая картина «Выходные», созданная Агостоном Бенхардом (1882–1961), последователем школы Надьбанья. В этой комнате также показана свадьба Петра Бори в 1476 году Дезё Ракшаньи.

И конечно статуи в основном на постаментах у стен, но некоторые из них можно найти и на выступах высоких окон.

 

Арт Галерея - Желтая комната

Из большого зала попадаем в так называемую «желтую комнату». Перед окном мы видим черную пиробазальтовую наготу Жужанны в ванне (1922) на коротком постаменте. Она съеживается и прикрывается плащом, чтобы защититься от любопытных глаз. Живой, веселый портрет жены Роберта Надлера (1926) выполнен из цветного глазурованного пиробазальта.

На старом пианино лежит белая литая посмертная маска Оттокара Прохашки, епископа Секешфехервара, умершего в 1927 году.

Слева от желтой комнаты открывается небольшая комната, где за очередной копией стыдливого мы находим портрет художника Эде Балло. Он был другом и коллегой Бори по учителю, а может быть, и примером для подражания, так как абсолютно уважал «стариков». Эде Балло (1859-1936) прославился знанием Веласкеса и других голландских мастеров, а также своими копиями их картин. Его огромная коллекция копий была выставлена ​​в Музее изобразительных искусств.

Генеалогическое древо семьи Бори также можно увидеть в этой комнате.

 

Стоколонный двор

Входим в живописный двор через замковые ворота между двумя башнями. Над головой висит огромный ржавый газон, символизирующий «право дерна» и, разумеется, тоже бетонный. Элегантный парк во французском стиле встречает нас тщательно подстриженными растениями и фонтаном посередине, в котором лягушка плюется водой. Это место, где «странник», посетитель, отдыхает, а затем ходит, чтобы посмотреть на статуи вдоль стен. Двор был назван в честь 103 столбов, поддерживающих дугообразные коридоры.

Другой вход во двор находится под жилой башней. Башня символизирует семью Джено Бори. Самый маленький купол символизирует младшего ребенка Дьердя, два одинаковых купола над ним - сестер-близнецов Илону и Клару, а двустворчатая башня - родителей. Та, что с петухом, — это женщина, потому что, как сказал Бори, «женщины всегда поворачиваются туда, куда дует ветер».

 

Остроконечная башня

Когда мы выходим из художественной галереи, мы можем добраться до высоких башен, либо повернув налево и пройдя через проход под жилой башней, а затем двор Стоколонов, либо повернув направо и пройдя обратно через Слоновий сад. Подняться на вершину стоит не только из-за вида на город и окрестности, но и из-за вида самого замка.

Караульное помещение находится у подножия Остроконечной башни, где мы можем увидеть торс святого Себастьяна из крашеного дерева, возможно, конца 18 века, и отлитую копию Ecce Homo Бори (1922). Перед нами сидит фигура в натуральную величину, измученного, сломленного Христа. Его фигура состоит из жестких, неуклюжих форм, что очень необычно для Джено Бори. За эту работу он получил премию Силарда Рюкка в 1922 году на выставке в Художественной галерее в Будапеште.

Поднявшись наверх в башне, мы находим дату 1905 года, написанную на окне первого этажа, и 1907 год на втором этаже. Первый — это год знакомства супругов, а третий — дата их свадьбы. С первого этажа мы можем попасть в историческую аркаду, со второго этажа – на балкон, а четвертый этаж – это сама башня, откуда в ясную погоду виден не только город, но и горы Вертеш и Баконь.

 

Флаговая башня

Лестница Флаговой башни — одна из действительно больших архитектурных достопримечательностей замка Бори. Если мы стоим под лестницей и смотрим вверх или смотрим вниз сверху, то расписные перила, выполненные в виде кружева, представляют собой настоящее эстетическое наслаждение. Он был сделан из бетона и, вероятно, выглядел бы впечатляюще и без красок, но украшение, написанное дочерью Кларой Бори (1910-1989), которая училась живописи, делает его еще более очаровательным.

С первого этажа этой башни открывается так называемая комната Вагецкого, названная в честь коллеги Бори. Он самоотверженно помогал мастеру в университете, а также со строительством замка во время летних каникул. Мы можем видеть здесь Голову лошади Бори (около 1928 г.), которая по форме напоминает нам древний фриз Афинского Пантеона, однако его материал, красочный мрамор, придает ему особый стиль и эффект. В зале проходят сезонные выставки, организуемые в замке.

 

Исторические Аркады

Над аркадами и крепостными стенами художник создал широкую прогулочную зону с историческими статуями. Пары статуй были сделаны из кварцевого бетона, как и стены замка. Настоящая красота этого типичного материального единства может быть испытана здесь во всей полноте.

Надписи на постаментах дают нам информацию в галерее исторических персонажей. Начиная с Остроконечной башни слева, мы находим королей династии Арпадов от вождя Альмоса до Эндре III. В средней части на нас смотрят летописец Анонимус и короли Анжу. С другой стороны мы находим королей других династий, т.е. Матьяш, Лайош II, Фердинанд, Янош Заполья и другие исторические и литературные герои, такие как Зриньи, два пажа Сонди, Себастьен Тиноди Лантос, Дьердь Фратер и королева Изабелла.

 

Часовня супружеской любви

В качестве преднамеренного символа и завершения нашего визита в замок мы находим «часовню» под средней частью аркад в центре. В его изгибе, украшенном фресками, стоит в натуральную величину сидящая статуя супружеской любви, созданная по образцу его жены. Симметричную композицию «Поцелуй» (1908) он разместил с двух сторон у стен перед своеобразной святыней, придав ей особый акцент.

Дамы желтого цвета на фреске над Статуей супружеской любви — это музы других известных художников (включая Мону Лизу), которые пожелтели из-за зависти, поскольку их не так любят, как жену Бори.

 

Под аркадами

Мастер собирал подлинные слепки своих статуй в общественных местах и ​​в церквях страны и выставлял их под аркадами, как в хранилище. Здесь не стоит ожидать какого-то эстетического порядка. Давайте посмотрим на нее как на настоящую студию художника, где его разные старые и новые работы расставлены хаотично, без какой-либо системы на полках или подставках. Вы не должны пропустить эту часть выставки. Вы можете с удивлением снова и снова осознавать, что некоторые из них вы уже видели в стране, в Сегеде, Капошваре, Будапеште или где-то еще, и вы не знали, кто их сделал.

Статуя под названием «Рождение Хусара» (венгерский кавалерист) находится в общественном бассейне в Секешфехерваре и перед родильным отделением больницы Янош в Будапеште. Гусар не приходит в мир в клюве аиста, а едет на его спине.

Под аркадами можно найти отлитые копии четырех фигур Фонтана епископов в Секешфехерваре. Сейчас он стоит в парке рядом с автовокзалом, но сначала его поставили перед Епископским дворцом, именно там, где сейчас можно увидеть Сферу. Позже его перенесли на железнодорожную станцию, а затем и на нынешнее место. Астрик, обращенный к собору на фонтане, символизирует Римско-католическую церковь, сторонника королевства. Геллерт, смотрящий в сторону Буду, где он умер мученической смертью, символизирует мученическую католическую церковь. Он держит крест лицом к себе и стоит на одном колене на упавшем из глубины утесе. Мор, который смотрел на старый дворец королей на первоначальном месте статуи и заставляет принца Имре читать Библию, олицетворяет просветительскую католическую церковь. Адальберт, который окрестил Вайка и назвал его Иштваном, символизирует прозелитическую католическую церковь.