Дом Юлии Феликс (Помпеи)

Дом Юлии Феликс (Помпеи)

 

Адрес: Регио II, Инсула 4

Площадь: 5664 кв. метров

Комнат: больше 20

 

Описание Юлии Феликс

Дом Юлии Феликс (Помпеи)  Дом Юлии Феликс (Помпеи)

Юлия Феликс или Юлия "Счастливая" была богатой женщиной или хозяйкой этого огромного дома который занимал целый городской квартал. Ей повезло родиться в богатой и влиятельной семье. Наряду с её известным именем Юлия Феликс унаследовала огромное состояние и во многом увеличила его сама.

 

Сама Юлия оказалась умной и предприемчивой женщиной. "Феликс" с Латыни переводится как "счастливая" или "удачливая". Первый римский политик, который носил это имя был Л. Корнелиус Сулла. Позже он давался всем его потомкам. Возможно Юлия была потомком Суллы, а возможно просто скопировала эту традицию. Но ей было за что носить такую кличку. Землетрясение которые сильно повредило Помпеи в 62 году уничтожил большую часть города. Юлия быстро сориентировалась в ситуации и стала сдавать свои квартиры и дома. За короткое время она преумножила свое богатство. Пользуясь своими деньгами и своей семьи хозяйка дома потратила огромные деньги на внутреннее убранства своего дома, который она построила, скупив большинство домов в этой инсуле. Фрески, статуи и шикарная мебель была скуплена из разных концев Италии и привезена в Помпеи. Около 2/3 всего особняка занята огромным садом. А часть дома сдавался внаем под магазины. На внешней стены дома Юлии Феликс была найдена фреска, которая гласит:

 

Сроком в пять лет, с тринадцатого дня в августе до тринадцатого дня шестого августа, термы Венеры, будут установлены для лучших людей, магазины, комнаты над магазинами, а на второй этаж квартиры принадлежит Юлии Феликс, дочери Спурия.

Дом Юлии Феликс (Помпеи)  Дом Юлии Феликс (Помпеи)

Мы так не узнаем смогла ли хозяйка убежать от извержения Везувия. Однако прекрасно сохранилась система отопления по полом виллы. Большие чаны с водой нагревалась кострами, далее горячая  вода по трубам поступала по все концы здания. Часть воды поступала в небольшой фонтан, который находился в небольшом искуственном гроте внутри здания. Видимо это было любимым местом хозяйке, где она могла расслабиться в тишине, закрытого помещения, спрятавшись от шумных улиц Помпеи. В углу сада Дома Юлии Феликс стоят ванны или термы для самой Юлии и ее гостей. Судя по надписи, упомянутой выше, у этой бани было романтическое название ванны Венеры.

 

Дверной проем в доме № 3 ведет прямо в большой прямоугольный атриум с неглубоким центральным имплювием. Атриум (а) необычен тем, что никакие комнаты не выходят прямо на него, хотя он дает доступ к другим частям дома посредством коридоров и амбулатории с портиком.

Атриум, потерявший большую часть фресковой отделки, был оформлен в красных и желтых тонах с длинным горизонтальным фризом, изображающим повседневную жизнь на форуме. Дополнительная фреска в нижнем левом углу - это еще одна рыночная сцена, обнаруженная в доме, но уже не находящаяся на месте; сейчас его можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе.

С восточной стороны атриума дверь ведет в служебную зону (b) банного комплекса. Длинный служебный коридор (c) открывается в юго-западном углу атриума, в то время как широкий проем в центре южной стены выходит в амбулаторный портик (d), который проходит вдоль западной стороны большого центрального сада (e). Сад обрамлен элегантными лепными колоннами и имеет длинный водный элемент, который, как считается, символизирует канал Канопус в Египте.

Стены амбулатории украшены квадратными красными панелями с черной окантовкой, чередующимися с прямоугольными красными панелями с центральным желтым полем над нижним черным фризом.

В центре амбулатории находится летний триклиний (f), полностью открытый с восточной стороны. Кушетки в триклинии облицованы мрамором, как и три окружающие стены до уровня широкого перила дадо. Нимфей западной стены представляет собой облицованный мрамором каскад, обрамленный нишами.

В южном конце амбулатории дверной проем (g) ведет ко второму атриуму (h). Эта часть дома представляет собой практически автономную квартиру с отдельным выходом с улицы Виколо-де-Джулия Феличе под номерами 10 и 11.

Атриум имеет центральный имплювий, облицованный мрамором, и комнаты со всех четырех сторон. Украшение, основанное на остатках штукатурки, было в четвертом стиле и состояло из красной центральной зоны над нижним черным фризом.

Особого внимания заслуживают две комнаты, обе из которых доступны с восточной стороны атриума, - это биклиний (i) и таблинум (j).

Биклиний оформлен в четвертом стиле с голубыми панелями в красном обрамлении, разделенными фантастической архитектурой на белом фоне, все над красным нижним фризом. Синие панели содержат случайные изображения, включая сцену, показанную внизу слева. В комнате есть окна с видом на сад на севере и огород на востоке.

Соседний таблинум оформлен в четвертом стиле с чередующимися красными и желтыми панелями с декоративными границами, разделенными архитектурными темами на белом фоне, все над нижним черным фризом. На панно изображены небольшие пейзажи и парящие фигуры. Большая часть фрески на южной стене была удалена, и теперь ее можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Верхняя зона, видимая на картинке выше, состоит из серии натюрмортов в рамках, детали двух из которых изображены напротив. На восточной стене есть окно, выходящее на огород на восток.

Печное помещение или префурний (b) имеет собственный выход на Via dell'Abbondanza у двери № 3. На большой площади не было крыши, и в ней находились печи, необходимые для обогрева теплых и горячих комнат соседнего частного санузла, расположенного на втором этаже. другая сторона южной стены.

Доступ к самому банному комплексу осуществляется через парадный дверной проем, обрамленный кирпичными полуколоннами, увенчанными треугольным кирпичным фронтоном.

Вход открывается прямо на квадратный двор (k), который со всех четырех сторон окружен колоннадой. Стены колоннады в четвертом стиле украшены красными панелями с декоративными бордюрами над нижним черным фризом. Верхняя зона - белого цвета с редкими геометрическими узорами, обведенными красным. Колонны колоннады из кирпича, оштукатурены, окрашены в красный цвет и увенчаны белыми капителями. Северо-восточный угол колоннады был обставлен скамейками для ожидающих посетителей.

Аподитерий (l) открывается с южной стороны двора. Аподитерий оформлен в четвертом стиле красными панелями с декоративными бордюрами над черным фризом.

В середине южной стены находится небольшой холодный бассейн, освещенный маленькими окнами с трех сторон. Вход в бассейн обрамляет арка, украшенная лепниной, а нижние части стен бассейна окрашены в голубой цвет. Пол аподитерия выложен черно-белой мозаикой с большими белыми кругами. Мозаичный пол обрамлен широкой белой полосой.

Дом Юлии Феликс (Помпеи)  Дом Юлии Феликс (Помпеи)

Остальная часть ванной комнаты, к сожалению, не сохранилась, как аподитерий, и в целом находится в довольно плохом состоянии. Дверной проем на западной стороне аподитерия ведет в тепидарий (m). В этой комнате нет пола, но на стенах практически нет остатков штукатурки.

Небольшой лаконикум открывается в северо-западном углу тепидария, в то время как доступ к кальдарию осуществляется через дверь в середине западной стены. Кальдарий (n) находится почти в том же состоянии, что и тепидарий, с прочными стенами, несущими остатки штукатурки.

Завершает комплекс бань большой открытый бассейн (p), доступ к которому осуществляется с восточной стороны входного двора. Размер бассейна составляет около 8,5 м на 4,5 м, а глубина около 1,5 м. Сразу к югу от бассейна находятся туалеты банного комплекса (o).

Остальные здания, принадлежащие собственности, представляют собой термополий (q) с прилегающей крытой крышкой. Термополий, выходящий на улицу Виа дель Аббонданца, дом № 7, имеет Г-образную мраморную столешницу со вставками для еды. В северо-западном углу бара находится небольшая печь, а рядом с ней есть окно, соединяющее термополий с входом в бани, позволяя подавать еду ожидающим посетителей баням.

Столовая (r) с восточной стороны термополия имеет ряд каменных скамей и столов, расположенных вдоль южной стороны комнаты, с большим каменным триклинием, занимающим большую часть северной стороны. Сразу к западу от триклиниума находится кухня, которая обслуживала как бар, так и каупону.

Остальная часть островка состоит из большого огорода и фруктового сада с хозяйственными постройками, возможно, для конюшни.

Дом Юлии Феликс Помпеи

Раскопки

Самые ранние из известных раскопок проводились в 1755 году под руководством Р. Ж. де Алькубьерре и его помощника К. Вебера и были в основном охотой за сокровищами, сосредоточенной на обнаружении ценных предметов и картин для коллекции королевской семьи Бурбонов в Портичи. Затем здание было перезахоронено. К счастью, Вебер нарисовал план здания, отметив места, где были убраны предметы или картины, что сегодня бесценно для воссоздания деталей декора. Части виллы, обнаруженные во время первых раскопок, включали в себя таберну, роскошные ванны и богато украшенные парадные столовые в саду.

Во время еще одной раскопки в 1912–1935 гг. Были обнаружены святыня и фасад здания, сторона которого выходила на Виа дель Аббонданца. Между 1998–1999 гг. Были сделаны некоторые из наиболее важных открытий; нимфея или грот нимф с фонтаном с водяной лестницей и триклинием были модификацией после землетрясения 62 года нашей эры.