Адрес: Регио VI, Инсула 11
Площадь: 1869
Комнат: 24
Дом Лабиринта позади Дома Фавна на улице Вико-дель-Меркурио. Дом Лабиринта, впервые раскопанный в 1834 году, относится к Самнитскому периоду и имеет две атрия-гостиной, (а) и (б), каждая со своим отдельным входом с северной стороны улицы Виколо дель Меркурио, как показано на плане. Скорее всего эта резиденция состоит из двух домов, которые были выкуплены одним владельцем. Поэтому обычные элементы римского дома здесь дублируются.
В атриуме (а) стоит тетрастиль или комплекс из четырех колон вокруг бассейна для сбора дождевой воды. Отсюда можно попасть в комнату таблина-спальню (с) и далее на большой перистиль-внутренний садик (d). На северной стороне имлювия-бассейна стоит мраморный стол. Атриум (б) намного меньше и гораздо менее впечатляет своим простым центральным имлювием-бассейном. Оба атрия и их прилегающие комнаты находятся в плохом состоянии сохраности, хотя некоторые из комнат имеют некоторое сохранившееся украшение. Комната-кубикулум (e) с западной стороны атриума (а) украшен чередующимися панелями красного и желтого цветов над украшенным фризом, создавая узор шахматной доски. В середине центральной желтой панели на северной стене находится мифологическая сцена, возможно, Париса и Ойнона (Хельбиг). Второй кубулум (f) с юго-западного угла того же атриума имеет некоторые оставшиеся украшения фресок первого стиля в виде рядов окрашенных штукатурных блоков, имитирующих мраморную оболочку.
В центре северной стены атриума (a) находится
таблица (c), которая полностью открыта вдоль своей южной стороны.
Таблинум имеет большое окно на северной стене с видом на перистиль и
некоторые остатки лепнины, но в целом он находится в довольно плохом
состоянии. В комнате, однако, есть прекрасный пол из белой мозаики,
окаймленный двойной черной рамкой с центральной декоративной
панелью.
Комната (g) непосредственно к востоку от стола ведет
к перистилю, выходящему на его юго-восточный угол. Перистиль со всех
четырех сторон окружен колоннадой с большим центральным садом.
Рифленые ионические колонны портика сложены лепниной из кирпича, а
боковые стены колоннады украшены лепниной в виде имитаций колонн.
Оек (h), открывающийся в юго-восточном углу перистиля, просто
украшен большими монохромными панелями. Основные красные панели на
боковых стенах разделены широкими вертикальными полосами белого
цвета, а нижний фриз состоит из контрастирующих белых и красных
блоков. Украшение на задней стене состоит из красной центральной
панели, обрамленной желтыми боковыми панелями, снова над
контрастирующим нижним фризом. В комнате хорошо сохранившийся пол,
состоящий из белой мозаики, покрытой черной решеткой и окаймленной
широкой черно-белой каймой. У восточной стены есть небольшое высокое
окно, из которого открывается вид на Виколо дель Лабиринто.
Самые стильные и лучше всего сохранившиеся комнаты в доме
расположены вдоль северной стороны перистиля. На западе из этих, в
основном, приемных комнат находится oecus (i), изображенный выше.
Помещение с высоким сводчатым потолком украшено желто-белыми
центральными панелями, обрамленными сверху и снизу серией
горизонтальных полос в оттенках красного и желтого. В комнате белый
мозаичный пол с одинарной черной каймой и декоративное панно со
смещением.
Прилегающая экседра (j) почти полностью открыта с
южной стороны. Комната украшена большими коричнево-желтыми панелями,
разделенными коричневыми вертикальными полосами и увенчанными такой
же коричневой горизонтальной полосой из верхней зоны. В комнате есть
небольшой кубикул (k), доступ к которому осуществляется с
северо-западного угла.
Центральная комната на северной стороне перистиля - это экседра
(l). Комната потеряла большую часть своего второго стиля декора, но
оставшиеся фрески, особенно на боковых стенах, демонстрируют
захватывающие архитектурные виды, окрашенные в яркие цвета.
Помещение, в честь которого был назван дом, имеет прекрасный
мозаичный пол, основная часть которого представляет собой черный
лабиринт на белом фоне. В центре лабиринта находится декоративное
панно, на котором изображена мифологическая сцена сражения Тесея с
Минотавром.
Самая большая из приемных на северной стороне перистиля - это
коринфский экус (м) с внутренней колоннадой, состоящей из рифленых
колонн из лепнины из кирпича.
Оек богато оформлен во втором
стиле с иллюзорной архитектурой и видами на далекие пейзажи,
мелькающие за дверными проемами и сквозь колонны портиков. Особенно
хорошо сохранилась фреска на восточной стене.
Оек имеет белый
мозаичный пол с черной каймой и центральную декоративную панель.
Комната напрямую связана с двумя смежными комнатами (l) и (p), а в
задней части здания двери в каждом углу открываются в небольшую
боковую комнату. В комнате (n) в северо-западном углу была найдена
детализированная мозаика, изображающая группу молодых людей с
петушиными боями на переднем плане, в то время как в комнате (o) в
северо-восточном углу была найдена столь же прекрасная мозаика,
изображающая крадущую куропатку. зеркало из корзины. Обе мозаики
можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе.
Последняя комната с северной стороны перистиля - кубикулум (p).
Комната оформлена во втором стиле с архитектурными видами и птицами
над сплошными прямоугольными цветными блоками. В северной стене есть
ниша для кровати, как показано на рисунке ниже. Мозаичный пол имеет
черно-белый клетчатый узор, обрамленный черной каймой с декоративной
черной полосой на передней части ниши для кровати.
В ходе
реконструкции дома с годами в здании были оборудованы частные бани и
собственная пекарня. В эту часть дома можно попасть по длинному
коридору, выходящему на северную сторону атриума (b), и дверному
проему в юго-западном углу перистиля.
В середине коридора
находится большая кухня (q). Главный прилавок покрыт плиткой. В
западной стене есть небольшая арочная ниша, а на южной стене -
большая прямоугольная ниша, украшенная гениальной фреской (теперь
сильно выцветшей). Перед нишей изначально был каменный алтарь, но
его больше нет.
В его северном конце коридор выходит в
пекарню (r). В центре комнаты остатки четырех мельниц. Мельницы
состояли из катулла, вращающегося в конусообразном центре,
установленном на каменном основании. Чтобы жернов можно было
повернуть (рабом или мулом), в отверстие в катулле продевалась
деревянная балка.
В северной части комнаты находится духовка. Сразу справа от печи
короткий коридор ведет к двум смежным комнатам (s), возможно,
комнатам для приготовления теста, где миксеры и тестомесы смешивали
тесто в каменных мисках и придавали ему форму, готовую к выпечке. К
северу от пекарни находится небольшой дом, который, кажется,
является частью общей собственности. Дом, известный как Дом Евтиха,
мог быть сдан управляющему пекарни, но это чистое предположение.
С южной стороны пекарни открывается вход в первую из комнат
частных ванн - аподитерий. Аподитерий (t) украшен красной
центральной зоной, увенчанной желтой верхней зоной. Узкий дверной
проем на восточной стене ведет в небольшую кладовую, а дверной проем
такого же размера в юго-восточном углу комнаты ведет в тепидарий
(u).
Стены сводчатого тепидария (на фото слева и внизу)
украшены тонкой лепниной и имеют следы сине-зеленой окраски. Комната
освещена окном высоко на западной стене, а дверной проем на южной
стене ведет в кальдарий (v).
В кальдарии сохранились некоторые элементы фрескового декора, особенно на южной стене, которая имеет синюю центральную панель с красными боковыми панелями под верхней зоной желто-белых архитектурных мотивов. Плитка для обогрева стен и потолка была обнажена в нескольких местах, как и некоторые опоры для пола из гипокауста. В западной стене есть ниша, в которой должна была располагаться верхняя губа. Сам бассейн исчез, но рифленый мраморный пьедестал остался на месте.