Базилика Сан Доменико (Сиена), Италия

Базилика Сан Доменико (Сиена)

 

Описание Базилики Сан Доменико

Базилика Сан Доменико (Сиена)

Пьяцца Сан Доменико (Piazza San Domenico)
Открыто каждый день

 

Базилика Сан Доменико, также известная как Базилика Катериниана (то есть церковь Святой Екатерины), является базилической церковью в Сиене, Тоскана, Италия, одной из самых важных в городе. Сохраненный глава покровительницы города, святой Екатерины Сиенской (1347-80), можно увидеть в позолоченной скинии на алтаре часовни, посвященной ей, в огромной гористой церкви Сан Доменико (начало 1226 года). Сама церковь была построена в 1460 году для этой цели. Базилика украшена фресками Содомы (1526), справа и слева от алтаря, которые показывают Святую Екатерину в состояниях религиозного пыла. У церкви есть единственный портрет святой Екатерины, считающийся подлинным, написанный ее другом Андреа Ванни.

 

Базилика Сан Доменико была начата в 1226-1265 годах, но была расширена в 14 веке, что привело к готическому облику, который он имеет сейчас. Тем не менее, аспекты готической структуры были впоследствии уничтожены пожарами в 1443, 1456 и 1531 годах, а последующие повреждения впоследствии были результатом военной оккупации (1548-1552). Колокольней слева от базилики уменьшилось в высоту после землетрясения в 1798 году. Интерьер построен по плану Египетского креста с огромным нефом, покрытым фермами, и с трансептом с высокими часовенками. В церкви храняться мощи святой Екатерины Сиенской, чей семейный дом находится неподалеку.

 

История

Доминиканцы прибыли в Сиену в 1220 году, за год до смерти их основателя Доменико ди Гусмана. В 1225 году они получили землю в дар от Фортебраччо Малавольти. Затем церковь была возведена в 1226-1265 годах, но в четырнадцатом веке комплекс был расширен в готических формах, которые мы видим до сих пор. Он был построен в несколько этапов и закончен в 1465 году; он пострадал от пожаров (1443, 1456 и 1531 гг.; после последнего был восстановлен Доменико Чинквини), военных оккупаций (1548-1552 гг.) и землетрясений (1798 г.). В течение семнадцатого и восемнадцатого веков комплекс претерпел многочисленные изменения в стиле барокко с добавлением и реконструкцией боковых алтарей.

После землетрясения 1798 г. колокольня, уже находившаяся в плохом состоянии, была опущена до современного уровня и получила нынешнее зубчатое венчание. По аналогичным причинам устойчивости центральный окулус фасада и боковые окна были закрыты. Последняя интервенция относится к 1941-1963 гг., когда барочные наложения были удалены, старинные готические формы частично восстановлены, а современные окна дополнены «Историями святой Екатерины» Бруно Кассинари.

В июле 1925 года папа Пий XI возвел церковь в ранг малой базилики.

 

Описание

Базилика стоит на вершине туфового холма Кампореджо и возвышается над равниной Фонтебранды; с высоты открывается прекрасный вид на Дуомо и Торре-дель-Манджа.

 

Внешний вид

План

Базилика имеет строгий и массивный вид в своей кирпичной архитектуре, типичный для нищенствующих орденов, которые искали скромные материалы для строительства своих церквей. Стиль цистерцианской готики, особенно в апсиде. Вид с площади открывается на левую сторону базилики, где находится входной портал (номер 21 на карте базилики). Правая сторона занята комнатами монастыря.

Фасад остроконечный, гладкий и лишен украшений, за исключением высокого окулуса, играющего роль окна-розетки. Кроме того, он в значительной степени перекрыт капеллой сводов (1), в которую можно попасть изнутри церкви и которая выступает над поверхностью фасада. Это делает фасад аномальным и означает, что вход в церковь осуществлялся с левой стороны именно потому, что на фасаде не было свободного места.

Вид на заднюю сторону церкви (трансепт и конечные часовни) наводит на размышления, которым можно наслаждаться с холма, противоположного тому, на котором стоит базилика, например, с виа ди Фонтебранда или виа ди Дьяччето.

Слева колокольня 1340 года, опущенная в начале восемнадцатого века и увенчанная зубцами после землетрясения 1798 года.

 

Интерьер

Здание имеет план египетского креста с одним широким нефом, покрытым открытыми фермами, трансептом, также покрытым фермами, и множеством часовен с крестовыми сводами, полученными внутри задней стены, и все они заканчиваются плоской стеной. Центральная часовня похожа на другие в трансепте по форме, но с большей высотой, шириной и глубиной. Этот цистерцианский завод был архитектурной моделью нищенствующих орденов, целью которых было как создание масштабной среды, подходящей для проповедования огромным массам верующих, так и устранение декоративных излишеств.

Вертикальная проекция нефа представляет собой два этажа с алтарями на первом этаже и готическими витражами на втором этаже. Витражи — работа Бруно Саетти и Доменико Кантаторе на правой стене, Фабрицио Клеричи и Джорджио Куарони на левой, Бруно Кассинари в пресвитерии.

Все внутренние стены оштукатурены после реставрации, проведенной в 20 веке, но тем не менее украшены многочисленными росписями, многие из которых представляют значительный интерес. В правой стене нефа открывается ценная часовня Санта-Катерина, в которой находится головная реликвия святой, а также представляющая собой сокровищницу искусства эпохи Возрождения.

 

Часовня сводов

Капелла делле Вольте (1) доступна с контрфасада церкви через две большие арки на колоннах [2] и возвышается над полом базилики. Это древнее место молитв доминиканских терциариев, называемое Мантеллате, восходит к четырнадцатому веку. Он состоит из двух пролетов с крестовыми сводами, которые когда-то были обнесены стеной, отделявшей на уровне контрфасада часовню от нефа церкви. Когда-то в часовню можно было попасть только по небольшой лестнице на уровне левого залива, которая видна и сегодня. Реставрация 20-го века устранила разделяющую стену и разместила широкую лестницу справа, по которой до сих пор можно попасть в часовню.

В этой часовне святая Екатерина Сиенская получила хитон Мантеллата, ее несколько раз видели в экстазе, она сказала, что несколько раз читала псалмы вместе с Иисусом Христом, что она обменялась с ним своим сердцем и что она дал ему одежду в образе пилигрима.

Среди представленных картин особый интерес представляет фреска на задней стене (3), относящаяся к последней четверти XIV века и изображающая Екатерину и подвижника; он считается правдивым портретом святой, поскольку его автор, Андреа Ванни, был учеником святой, который, несомненно, имел возможность видеть ее несколько раз. Все остальные полотна относятся к XVII веку и описывают эпизоды из жизни святой Екатерины или, во всяком случае, посмертные события или чудеса, приписываемые святой. В первом отсеке, напротив задней стены, находится «Канонизация Святой Екатерины» Маттиа Прети (1672–1673), в окружении двух картин, изображающих Святую Екатерину, дающую привычку Иисусу как паломнику, и Иисуса, возвращающегося на крест. получил от нее как паломник, подписанный и датированный 1602 г. Крещенцио Гамбарелли (2). На боковой стене часовни вы можете полюбоваться в центре Явлением Екатерины Святой Розе Лимской, работающей над подушкой Дейфебо Бурбарини (17 век), а по бокам - Смерть Святой Екатерины и Святой Екатерины. чтение службы со Христом, как Крешенцио Гамбарелли, так и датированное 1602 годом (1).

Резные деревянные стойки хора относятся к эпохе Возрождения.

 

Левая стена нефа

На алтарях у левой стены примечательны полотна с изображением святого Гиацинта Польского, спасающего от пожара статую Богородицы и Святых Даров работы Франческо Ванни, датируемую 1600 годом (первый алтарь, 20), на втором алтаре «Мистический брак святой Екатерины Александрийской» Алессандро Казолани (19) и, в-третьих, «Святой Антоний Аббат, освобождающий одержимую женщину» Рутилио Манетти, датированный 1628 (18). Интересна также пределла (17) с пятнадцатью небольшими панелями с Тайнами Розария, недавно приписываемыми Содоме (первая половина XVI в.).

 

Правая стена нефа

На правой стене нефа находятся «Явление Богородицы блаженному Галлерани» Стефано Вольпи (1630 г.) (4), «Рождество Богородицы» Алессандро Казолани (1585 г.) (5) и реликварий с мощами Святой Екатерины ( 6) . Полотно Казолани считается шедевром художника, а также лучшим сиенским полотном того периода.

За часовней Святой Катерины (см. ниже) мы находим полотно шестнадцатого века Содомы (8), на котором изображены мученичество святого Себастьяна, святой Екатерины, святого Сигизмунда, святого Винсента Феррера и Бога-Отца. Картина в центре датируется примерно 1375 годом и является второстепенной работой Франческо ди Ваннуччо. Далее мы находим «Поклонение младенцу», написанное Франческо ди Джорджио примерно в 1490 году (9), дополненное современным ему люнетом Маттео ди Джованни, изображающим Пьету между святыми Михаилом и Магдалиной, и пределлой, приписываемой Бернардино Фунгаи, с пятью сцены различных извлечений.

 

Часовня Санта-Катерина

В правом проходе открывается великолепная часовня Санта-Катерина (7), построенная в 1466 году Никколо Бенси для хранения реликвии головы святой. Голова была отделена от бездыханного тела духовником святой, блаженным Раймондо да Капуа, на следующий день после ее смерти, которая произошла в Риме в 1380 году. Затем она была доставлена ​​в Сиену в 1384 году, чтобы удовлетворить настоятельные просьбы сиенцев, которые хотели реликвия их почитаемого святого.

В центре часовни находится мраморный алтарь, созданный Джованни ди Стефано в 1469 году по специальному заказу Никколо Бенси для размещения реликвии. Он расположен за грилем, внутри небольшого неоготического реликвария в форме храма 20-го века.

Фрески шестнадцатого века в часовне — работа Содомы и Франческо Ванни. Тот, что на левой стене, изображает обезглавливание Никколо ди Тульдо (молодой человек, приговоренный к смертной казни и обращенный за несколько часов до казни Катериной, которая помогла ему подняться на виселицу) и был написан Содомой в 1526 году. На задней стене мы находим Экстаз Святой Екатерины (слева) и Обморок Святой Екатерины, вызванный стигматами (справа), также написанный Содомой (1526 г.), которые считаются одними из его самых успешных работ. На правой стене мы видим «Освобождение бесноватой» святой Екатерины работы Ванни (1596 г., масло на гипсе), из которых также есть росписи свода капеллы (масло на гипсе, а не фреска), изображающие Раймондо да Капуя и Антонио Наччи (известные как «Каффарини»), авторы соответственно «Legenda Maior» и «Legenda Minor» святого. Вверху, в подарке, Святые Лука и Джироламо дель Содома.

Пол с мраморными инкрустациями датируется 15 веком и приписывается Франческо ди Джорджио. Вероятно, на нем изображены Орфей и животные, сцена из греческой мифологии. Столбы сочленены в гротесках шестнадцатого века. Вместо этого купол был восстановлен после землетрясения 1798 года.

На маленьком столе справа от часовни изображена блаженная Катерина деи Ленци, жившая в 15 веке, и ее не следует путать с более известной сиенской святой. Картина представляет собой современную репродукцию древнего изображения, которое высоко почиталось в Сиене до его уничтожения в 1939 году.

 

Правый трансепт

Доступ к трансепту осуществляется через очень высокую стрельчатую арку, которая отделяет неф от крестового свода.

Правый трансепт украшен в задней капелле барочным алтарем, посвященным блаженному Амброджо Санседони (11), прославленному в центре алтаря на полотне Франческо Рустичи, известного как «Иль Рустичино» (1611-1612). Две мраморные фигуры слева и справа - это, соответственно, святой Фома Аквинский и блаженный Якопо да Мевания.

Двигаясь к центру, в первой часовне находится двойная фреска, возможно, начала шестнадцатого века, найденная в гробнице под полом, на которой изображена Мадонна на троне с клиентом и двумя святыми.

Во второй часовне (12) есть мраморный алтарь с распятием в центре и по бокам две фигуры Санта-Барбары и Санта-Мария-Маддалена из школы Джамболоньи (1595 г.). В той же часовне наводит на размышления последовательность надгробных памятников на двух боковых стенах, прежде всего связанных с немецкими студентами и посетителями университета, умершими между шестнадцатым и семнадцатым веками.

Третья часовня (13) демонстрирует на правой стене картину Маттео ди Джованни «Мадонна с младенцем со святыми Иеронимом и Иоанном Крестителем» (1476 г.) и фрагментарные фрески четырнадцатого века из монастыря.

 

Главная часовня

В центральной часовне (14) современный алтарь украшен киворием и двумя ангелами работы Бенедетто да Майано (около 1475 г.). Полотна за ним — «Мученичество святого Петра Веронского» Арканджело Салимбени (1579) и другие второстепенные произведения 17-18 веков. Из портала внизу открывается замечательная панорама центра города.

 

Левый трансепт

Против часовой стрелки продолжается часовня (15) с Распятием со святыми Евгением и Бенедиктом работы Рафаэлло Ванни (1649 г.) и деревянным аббатом Святого Антония, вырезанным Франческо ди Вальдамбрино, учеником Якопо делла Кверча, и полихромным Мартино ди Варфоломеем (1426 г.). Наконец, на левой стене часовни отдельная фреска с изображением Мадонны с младенцем, святым Иоанном Крестителем и коленопреклоненным рыцарем, работа Пьетро Лоренцетти, отделенная от монастырского монастыря и одна из самых важных в базилике ( около 1325 г.).

Следующая часовня (16) является самой монументальной и украшенной из трансепта, с фресками Джузеппе Насини и лепниной. В центре стоит великая Маэста Гвидо да Сиена (приписываемая, несмотря на дату 1221, примерно 1270 году и перерисованная художником Дуччо в лики Богородицы с младенцем). На боковых стенах есть два других драгоценных полотна, изображающих слева и справа Мадонну с младенцем со святыми Григорием, Иаковом, Иеронимом и Себастьяном с люнетом наверху (Пьета) работы Бенвенуто ди Джованни (1483 г.) и Святую Варвару с святые Мария Магдалина и Екатерина Александрийская с киматием, изображающим Богоявление, шедевр Маттео ди Джованни 1479 года.

Седьмая часовня несет на левой стене деревянное распятие, приписываемое аль Веккиетте (вторая половина 15 века).

На стене напротив шестой часовни установлен памятный памятник девятнадцатого века Джузеппе Пьяниджани, сиенского инженера, спроектировавшего, среди прочего, участок железной дороги Сиена-Эмполи, созданный Энеей Бекерони и Тито Саррокки (1855 г.).

В задней капелле левого трансепта находится алтарь, посвященный Святому Доминику, изображенному в центре на очень посредственном современном полотне доминиканского живописца. Две мраморные фигуры слева и справа - это святая Мария Магдалина и святая Екатерина Александрийская соответственно.

 

Ризница

Из правого трансепта или из правой стены можно войти в большую ризницу (10), со знаменем на алтаре у Содомы (Мадонны во славе). На противоположной стороне великое «Умножение хлебов и рыб» мантуанца Людовико Дондо (1635 г.).

Приведенные выше картины семнадцатого века являются копиями Джованни Ланфранко и других эмилианских художников живописного цикла, ранее находившегося в хоровой капелле Сан-Лоренцо в Риме.

 

Склеп

К комплексу также относится готический склеп четырнадцатого века, попасть в который можно по лестнице в конце правого прохода или с левой стороны церкви. Созданный на фундаменте церкви в начале 14 века, он был позже заброшен и предназначался для светского использования в 16 веке, пока не был восстановлен и повторно освящен в 1935 году.

Разделенный колоннами на три нефа с крестовыми сводами и апсидами, это место, где сегодня проводится большинство религиозных обрядов, особенно зимой, поскольку здесь более мягкий климат, чем в базилике наверху. В огромном зале находится Распятие работы Сано ди Пьетро за главным алтарем и Распятие, подписанное Вентурой Салимбени и датированное 1600 годом.

 

Монастырь

Справа от фасада находится вход в клуатр, построенный в 1425 г., отреставрированный и частично перестроенный в 1941 г.