Piazza dell'Odegitria, 1 70122 Бари.
☎ +39 080 521 0605.
Кафедральный собор Бари (итал. Duomo di Bari или Cattedrale di San Sabino) - собор в Бари, в Апулии, на юге Италии, более ранний, но менее известный, чем базилика Святого Николая (Basilica di San Nicola) в том же городе. Собор является резиденцией архиепископа Бари-Битонто, как и раньше архиепископами, более ранними епископами Бари. Он посвящен святому Сабину, епископу Каносы, мощи которого были перенесены сюда в IX веке. Нынешнее здание было построено между концом XII и концом XIII веков, в основном в последние тридцать лет XII века, и было построено на месте руин императорского византийского собора, разрушенного в 1156 году Вильгельмом I Сицилийским. Нечестивый (il Malo); справа от трансепта все еще можно наблюдать следы первоначального покрытия, которое простирается под нефом.
Нынешнее здание, построенное между XII и XIII веками и, вероятно,
последними тридцатью годами века, было построено по воле
архиепископа Райнальдо на руинах византийского собора, разрушенного
Вильгельмом I, известного как Иль Мало ( 1156 г.), который и сегодня
можно наблюдать справа от трансептной части первоначального этажа,
который проходит под центральным нефом.
Еще до византийского
собора, также благодаря наличию епархии Бари, датируемой как минимум
V веком, когда засвидетельствовано участие епископа Конкордио в
римском соборе 465 г., существовала древняя епископальная церковь,
датируемая примерно до шестого века, чьи останки находятся под
центральным нефом, о чем свидетельствует одна из напольных мозаик,
содержащая надпись, в которой фигурирует имя епископа Андреа
(758-761). Построенный с тремя нефами, с квадратными колоннами и
крестовыми сводами, построенными из каменных блоков, расположенных
елочкой, он, вероятно, располагался на том месте, где стоит склеп
нынешнего собора, епископа Санта-Мария. Существование фундамента
апсидального здания, ось которого должна была располагаться немного
наклонно по сравнению с осью нынешнего собора, также подтверждает
его существование.
Взамен этого епископского храма в первой
половине XI века архиепископ Византийский (1025-1035) построил новый
храм, который впоследствии был достроен Николаем I (1035-1061) и
Андреем II (1061-1068), его преемники. Позже эта церковь была
разрушена Вильгельмом Плохим во время разрушения всего города в 1156
году, во время которого уцелела только базилика Сан-Никола.
Материалы из предыдущей церкви и других разрушенных зданий были
использованы для работы нынешнего здания. Освященная 4 октября 1292
года церковь вдохновлена стилем базилики Сан-Никола. Затем здание
претерпело серию реконструкций, сносов и пристроек, начиная с 18
века. В восемнадцатом веке фасад, интерьер нефов, интерьер Труллы
(древний баптистерий двенадцатого века, сегодня ризница) и склеп
были перестроены в стиле барокко по проекту Доменико Антонио
Ваккаро. Вместо этого в 1950-х годах интерьеру вернули его старинные
романские черты.
Экстерьер
Типологически это важный пример апулийского романского
стиля. Простой фасад разделен двумя пилястрами на три части,
воспроизводящие сечение нефов с тимпаном посередине, боковые скаты и два
малых сегмента на концах, в соответствии с арками сторон. Венчание арок
опирается в крыльях на фигурные кронштейны. В верхней части средней
части проходят два фриза, верхний с кистями в византийском стиле, нижний
с розетками и арками, прерываемые большой розой, заключенной в красивую
полукруглую раму, украшенную семью полками с гротескными фигурами родом
из готики. период, но в основном реставрационные работы. Окно со
столбами внизу имеет зубчатую раму и корону из четок, как и маленькие
окна со столбами, обрамляющие розу.
Три портала в стиле барокко -
единственные оставшиеся части реконструкции 18 века, но они включают в
себя древние простые архитравные порталы собора 11 века. В стене справа
от фасада – эдикула и барочная роза.
Левая сторона открыта
глубокими арками, по которым проходят шестигранные галереи (переделаны).
Боковой портал имеет в косяках остатки декора предыдущей церкви.
Последний участок стороны занимает большая цилиндрическая конструкция
труллы (древний баптистерий, преобразованный в ризницу в 17 веке). Глава
трансепта имеет три пары глухих арок, каждая из которых включает две
пары второстепенных арок, два этажа многостворчатых окон и розу. Он
соединен с колокольней (высотой 68,90 м), элегантной и изящной, которая
возвышается над линией крыши с тремя рядами многостворчатых окон, одним
с тремя и одним с четырьмя многостворчатыми окнами, и заканчивается еще
одним выступом, для реставрации. Задний фасад, который окружает и
скрывает апсиды, окруженный двумя колокольнями, правая из которых
рухнула во время землетрясения 1613 г.), имеет великолепное окно в
центре, шедевр апулийской скульптуры конца XII века. . Широкий арочный
проем с двойным обрамлением заключен в навес на висячих колоннах.
Карнизы, арки, парапеты и полки покрыты плотным орнаментом с
растительными и животными мотивами восточного вдохновения, выполненными
почти ажурно, а фигуры в круглой форме (слоны и сфинксы) представляют
собой скульптуры классической пластики. Глава южного трансепта имеет
двойную глухую арку, разделяющую цоколь, элегантные окна со стойками,
окруженные животными на полках, и большую розу (16 век), имитирующую
романские формы. Правая сторона повторяет глубокие своды и шестигранные
галереи левой, однако порталу предшествует портик с примитивными
колоннами и глухими арками XIV века. Выше стена главного нефа, открытая
одиночными стрельчатыми окнами, увенчана красивым фризом, продолжающим
фриз фасада. Восьмиугольный фонарь в восточном стиле возвышается над
крестом, скрывающим шапку купола: он разделен стройными пилястрами с
серповидными арками, увенчанными красивым фризом с растительными
переплетениями.
Интерьер
Внутри церковь, лишенная всех
барочных построек, предстает во всей своей торжественности, с тремя
нефами, разделенными двумя рядами восьми стройных колонн, вероятно,
идущих от византийской постройки. Над двухпрофильными арками открываются
фальшивые женские галереи с большими трехэтажными окнами, заключенными в
большие разгрузочные арки. Лепные капители и балочный потолок
перестроены по образцу единственной оригинальной капители. На полу
центрального нефа остатки полихромного мрамора (14 век) с розой,
воспроизводящей дизайн фасада.
В седьмой арке с правой стороны
нефа можно увидеть перекомпонованный амвон (1955 г.) с оригинальными
фрагментами XI и XII веков.
Трансепт приподнят и ограничен по направлению к срединному нефу
плутеями 13 века, имитирующими восточные ткани, принадлежащими
пресвитерскому ограждению, подписанному Перегрино да Салерно; по
сторонам лестницы, ведущей в пресвитерию, изображены два романских льва.
На стене правого трансепта остатки мозаики. Выше вы можете увидеть
остатки висячей галереи, закрывавшей как главы трансепта, так и
центральный неф. Над пресвитерием возвышается купол (35 метров),
опирающийся на три баржи и на крышку апсиды; четыре шапки соединяют
базовый квадрат с восьмиугольным барабаном, в котором открываются окна и
который шнур ниш отделяет от круглого купола. Киворий главного алтаря
был восстановлен с остатками оригинала работы Альфано да Термоли (1233
г.). 1-я ступень представляет собой серию почти квадратных изразцов,
вырезанных с растительными мотивами, 2-я - переплетающиеся
геометрические фигуры, в фоны которых постоянно вставляется чибис; на
3-м есть надпись. Три полукруглые апсиды воспроизводят пропорции нефов;
в главном, открытом арочным окном, находится мраморный хор с епископской
кафедрой в центре, как и киворий и кафедра, воссозданные на оригинальных
остатках. В левой апсиде остатки фресок (XIII-XIV вв.), саркофаг
епископа Ромуальдо Арсионе (умер в 1309 г.) и тот, что принимает тело
святой Коломбы ди Сенса, ранее хранившееся в исчезнувшем монастыре Сан
Винченцо и полностью восстановлен в 2005 году.
Выходя из труллы,
с двенадцатиугольным планом, лестница, воспроизведенная также в правом
проходе, ведет к склепу, преобразованному в восемнадцатом веке,
прямоугольному и апсидному, соответствующему трансепту церкви с 24
колоннами в три ряда. В нем хранится византийская трапеза Богородицы
Одигитрии, главного святого покровителя города вместе со святителем
Николаем, по преданию, пришедшему с Востока в VIII веке, а на самом деле
более позднего периода и, в главном алтаре , останки святого Сабина,
епископа Канозы и владельца собора.
В правой ризнице находится
алтарь с изображением, вероятно, святого Мауро, считающегося первым
епископом Бари.В боковых проходах можно полюбоваться бронзовыми панелями
Виа Крусис работы скульптора Франческо Нагни (1897-1977).
В
Палаццо делла Курия, примыкающем к собору, находится епархиальный музей,
в котором хранится Exsultet, драгоценный пергамент византийского
происхождения, прекрасно иллюстрированный до 1050 года. Изображения
перевернуты по отношению к тексту и, следовательно, по отношению к
диакон, который читал. Таким образом верующие, когда пасхальную молитву
на пение разворачивали с амвона, могли смотреть на священные рисунки.
Между прочим, даже те, кто не знал латыни, могли иметь непосредственное
представление об этой истории.
Что-то феноменальное происходит в
великолепном соборе, повторяющемся уже около тысячи лет, но выявившемся
«на свет» лишь несколько лет назад и совершенно случайным образом во
время реставрационных работ, охвативших собор в 2002 году, и после его
учитывая новое расположение скамеек, которое сделало бы видимым
мозаичное окно-розетку, полностью закрытое ими до тех пор; только в этот
момент и некоторое время спустя, во время летнего солнцестояния,
ризничий собора Микеле Кассано в опустевшей и залитой солнцем церкви
заметил, что форма окна-розетки фасада, нарисованная солнечными лучами,
переливается на мозаику пола, которая имеет ту же форму и размер, что и
окно-розетка наверху, пока она не войдет в нее. Ризничий в этот момент
почувствовал, что открыл что-то действительно важное, скрытое от истории
почти тысячелетие.
Суккорпо
Нынешний собор настаивает на
succorpo, состоящем из археологических предсуществований древнего
византийского собора, а также улиц и зданий рядом с ним. Некоторые из
этих сред сохранялись на протяжении веков, поскольку в современную эпоху
они использовались как ямы и оссуарии, сообщающиеся с привилегированными
алтарями храма наверху. В последнее время были проведены археологические
исследования, после которых площадь суккорпо была превращена в музей, и
теперь ее можно посетить. В частности, войдя через небольшую дверь рядом
с лестницей, ведущей в склеп, можно посетить остатки древнего собора, в
том числе довольно большую часть полихромной мозаики, украшавшей пол
(комната Тимотео), некоторые погребальные комнаты , остатки римской
дороги и остатки двух небольших византийских церквей, от которых
сохранились даже фрагменты фресок.