Базилика Юлия (Рим)

Базилика Юлия (Рим)

Римское королевство

Римская Республика

Римская империя

Ранний византийский период (475- 842 г)

Средний византийский период (842- 1259 г)

Поздний византийский период (1259-1461 г)

Римские Боги

 

Описание Базилики Юлия

Базилика Юлия (Рим)

Базилика Юлия - эта огромная базилика, которая занимала площадь между храмом Сатурна и храмом Кастора и Поллукса. Она была начата Юлием Цезарем в 54 г. до н.э. и завершилась после его смерти его племянником Августом. Базилика Юлия была повреждена огнем почти сразу после строительства в 9 г. до н. э., но впоследствии была отремонтирована и посвящена внукам императора Гаю и Люцию. После многочисленных разрушений и вандализма остаются только ступени, фундамент и несколько фрагментов здания. Тем не менее, план здания достаточно ясен и виден до сих пор. Базилика имела центральный зал размером 80 метров на 18 метров, окруженный двойным портиком. Зал был достигал высоты трех этажей, а у внешнего портика было всего два.

Базилика Юлия была резиденцией сантумвири, властный орган, состоящий из 180 магистратов, которые вели дела по гражданскому праву. Они были разделены на четыре камеры из 45 человек, и, если дело не было особенно сложным, все они бы сидели отдельно. Однако четыре двора Базилики Юлии были разделены только перегородками или занавесками, а голоса адвокатов, крики зрителей в верхних галереях эхом проносились по всему здания. Адвокаты нанимали толпы зрителей, которые крчали и аплодировали каждый раз, когда адвокат, который им платил, делал выпадки или издевался над его оппонентами. У этих фанатов, должно быть, было много времени на руках. На камнях Базилики Юлии остались нацарапанные рисунки - это игральные доски, где они играли в кости и другие азартные игры, в то время, когда ждали своего часа представления.

 

История Базилики Юлия

Древний Рим
Первая итерация Базилики Юлии была начата около 54 г. до н.э. Юлием Цезарем, хотя его наследнику Августу было поручено завершить строительство и назвать его в честь своего приемного отца. Базилика была построена на остатках двух важных республиканских построек: базилики Семпронии, которую Цезарь разрушил, чтобы освободить место для новой базилики, и предшествовавшего им дома Сципиона Африканского, легендарного римского полководца. Базилика Семпрония была построена в 169 г. до н.э. Тиберием Семпронием Гракхом и потребовала сноса дома Африкана и ряда магазинов, чтобы освободить место.

Первая базилика Юлии сгорела в 9 году нашей эры, вскоре после завершения, но она была реконструирована, расширена и повторно посвящена приемным сыновьям Августа Гаю и Люциусу в 12 году нашей эры. Базилика была восстановлена ​​после пожара в 199 году нашей эры Септимием Северусом, а затем реконструирована императором Диоклетианом после другого пожара в 283 году нашей эры.

Базилика граничит на коротких сторонах с двумя важными древними дорогами, которые вели от Тибра к Форуму: Викус Югариус на западе и Викус Туск на востоке. Первый этаж был разделен внутри на пять проходов с востока на запад, при этом центральный проход образовывал большой зал размером 82x18 метров, защищенный трехэтажной крышей. Прилегающие проходы к северу и югу от центрального зала были разделены облицованными мрамором кирпичными колоннами, поддерживающими бетонные аркады; колонны, в свою очередь, поддерживали верхний уровень базилики, который использовался как общественная галерея. Пол центрального зала был вымощен красочными полихромными мраморными плитами, контрастирующими с простым белым мрамором прилегающих проходов. Фасад базилики в том виде, в каком он появился после реставрации Августа, был двухэтажным и аркадным, с колоннами из каррарского мрамора, украшающими опоры между арками на обоих уровнях.

В базилике размещались суды по гражданским делам и таберны (магазины), а также помещения для государственных учреждений и банков. В I веке он также использовался для заседаний Центумвиров (Суда Сотни), которые занимались вопросами наследования. В своих посланиях Плиний Младший описывает сцену, когда он умолял женщину-сенатора, чей 80-летний отец лишил ее наследства через десять дней после того, как взял новую жену. Светоний утверждает, что Калигуле очень нравилось осыпать толпу на форуме деньгами, стоя на крыше базилики Юлии.

Это было излюбленное место встречи римлян. В этой базилике располагались общественные места для собраний и магазины, но в основном она использовалась как суд. На мостовой портика на белом мраморе выцарапаны схемы игр. Один камень на верхнем ярусе стороны, обращенной к Курии, отмечен квадратной сеткой восемь на восемь, на которой можно было играть в игры, похожие на шахматы или шашки. Последняя зарегистрированная реставрация базилики Юлии была предпринята городским префектом Габинием Веттием Пробианусом в 416 году нашей эры, который также переместил несколько греческих статуй скульпторов Поликлета и Тимарха для демонстрации рядом с центром фасада. Надписи на основаниях этих статуй, свидетельствующие о реставрации, сохранились до сих пор.

Поздняя античность и средневековье
Базилика Юлии была частично разрушена в 410 году нашей эры, когда вестготы разграбили Рим, и на протяжении столетий это место постепенно разрушалось. Мрамор был особенно ценен в средние века и раннее Новое время из-за обжига в известь, материал, используемый для приготовления раствора. Остатки печей на этом месте, обнаруженные в ходе ранних раскопок, подтвердили, что таким образом было уничтожено большинство компонентов здания.

Часть остатков базилики была преобразована в церковь, обычно идентифицируемую как церковь Санта-Мария-де-Каннапара, которая упоминается в каталогах с 12 по 15 века. Другие части базилики были разделены в средневековый период для использования различными ремеслами. Мастера по мрамору, или марморарии, занимали большую часть оставшегося пространства, не занятого церковью в 11 веке, для переделки и продажи мраморных архитектурных украшений; восточный проход был занят производителями веревок и в результате получил название Каннапария. В 16 веке давно захороненное место базилики использовалось в качестве могильника для пациентов соседней больницы Ospedale della Consolazione.

Здание теперь состоит только из прямоугольной площадки, выровненной и приподнятой примерно на метр над уровнем земли, на которой лежат беспорядочные каменные блоки. Ряд мраморных ступеней проходит по всей длине стороны базилики, обращенной к Виа Сакра, и есть также доступ с более высокого лестничного пролета (земля здесь ниже) в конце базилики, обращенной к храму Кастора и Поллукса.

 

Описание

Базилика Юлия была построена на слегка наклонной площадке, на последних ответвлениях Кампидольо, о чем свидетельствует разное количество ступеней на двух коротких сторонах.

Базилика имела общие размеры 101 х 49 метров: большой центральный зал 82 х 18 метров был окружен со всех четырех сторон двойным рядом аркад на колоннах из кирпича и травертина, которые образовывали пять нефов. Мы знаем, что неф, выходивший на площадь, был двухэтажным, поэтому центральный, для обеспечения освещения в зале, должен был быть трехэтажным, чтобы можно было открывать окна в клирикарии.

В базилике располагался двор центумвиров. Деревянные перегородки или занавески разделяли его на сектора, которые использовались четырьмя судами одновременно: фактически, во времена большой активности возникали ситуации огромной неразберихи из-за поверхностных разделений. В случае вынесения особо важных судебных решений весь зал суда предоставлялся за счет снятия временных разделений. Плиний Младший вспоминает, как на одном из его процессов толпа собралась не только в зале суда, но и на верхних галереях.

Здание было открыто с северной стороны в сторону площади, где имелось дальнейшее крыло портика с колоннами, обогащенными мраморными полуколоннами дорического ордера и двумя ярусами арок; в центре этого портика находился главный вход, расположенный на длинной стороне здания, что характерно и своеобразно для римской базилики (в отличие от христианских базилик, имевших вход с короткой стороны).

 

Базилика сегодня

От древнего здания сохранилось очень немногое: практически только подиум, стоящий на нескольких ступенях (семь в восточном углу, одна в западном), где сохранились остатки настила и несколько полуколонн. Остатки кирпичных столбов, которые можно увидеть, являются результатом реставрации 19 века.

Его пределы отмечены двумя главными дорогами, которые идут от Тибра и ведут к Римскому форуму: викус Тускус на востоке и викус Югариус на западе. Первый соответствует текущему маршруту Виа ди Сан-Теодоро, а второй соответствует сегодняшнему маршруту Виа делла Консолационе и Вико Югарио.

На ступенях базилики, ведущих к Форуму, и на полу галерей и сегодня можно заметить некоторые выгравированные следы, воспроизводящие игровые доски, похожие на современную игру в шахматы, филе и трис, а также игру в ямочки или тропа (tabulae lusoriae). Другие граффити воспроизводят окружающие статуи.

Две базы с надписями в центре фасада гласят: "Opus Polycliti и Opus Timarchi". Это подписи двух известных греческих скульпторов, работавших в Риме, чьи оригинальные скульптуры, вероятно, были перевезены сюда во времена Септимия Севера, судя по символам. надписей Одно из этих оснований также опирается на другое основание, напоминающее префекта города Габинио Веттио Пробиано, вероятно, отождествляемого с префектом Пробиано в 377 году, который приказал привезти сюда статую из другого места.

Среди находок, обнаруженных при раскопках базилики, есть архаичные антефиксы в терракоте (конец VI, начало V вв. до н.э.), возможно, следы первоначальной отделки близлежащего храма Бобров. За базиликой раскопаны остатки некоторых таверн, сообщающихся с самой базиликой, вероятно, открытой на древней дороге, на нераскопанной территории под бывшей больницей Утешения, где также должен был возвышаться обожествленный храм Августа. На углу с Викусом Тускусом (виа дельи Этруски, который основал здесь общину с архаического периода) должна была стоять статуя Вертумна, бога, которого они обожали.