Андреевский монастырь — монастырь у озера Матка, в 17 км от Скопье, в ущелье реки Треска. Он спрятан среди отвесных и высоких скал и является одним из немногих монастырей, в которых сохранилось большинство надписей со времени строительства и росписи храма, значимых для его истории. Он посвящен апостолу Андрею.
Другой сын царя Волкашина, Андрей, построил эту церковь в 1389 году.
Фрески – работы митрополита Иоанна (брата известного иконописца Макария)
и иеромонаха Григория, которые подписаны в проскомидии. Если митрополит
известен как живописец, работавший в окрестностях Прилепа (между прочим,
он написал икону «Иисус Христос Спаситель и Животворец» для монастыря
Зрзе в 1384 году), то Григорий появляется здесь впервые.
«Они
продолжают традицию придворной иконописной школы. Оставляя жития Христа
и Девы Марии, они отдают первое место во фресках фигурам воинов, в
роскошных военных одеждах и с выдающимися мышцами, необыкновенно хорошо
прописанными».
С художественной точки зрения
эти фрески, по мнению специалистов, представляют собой новшество в
македонской средневековой живописи. Здесь у живописцев отчетливо
выражена тенденция решения некоторых основных живописных задач в
перспективе и в размещении фресок в определенном пространстве. Среди
фресок безусловно следует обратить внимание на композицию «Молитва на
Елеонской горе», на южной стене церкви.
В надписи к северу от
алтарной раковины написаны имена живописцев: митрополита Иоанна,
живописца и монаха Григория. Митрополит Йован – известный художник,
работавший вместе со своим братом Макарием в окрестностях Прилепа. Их
деятельность была сосредоточена в монастыре «Св. Спас" над селом Зрзе,
близ Прилепа, где они также фигурируют как основатели церкви,
построенной их дедом, монахом Германом.
Церковь св. Андрея представляет собой сочетание удлиненного триконха внутри и свободного креста снаружи. северная и южная раковины - это собственно апсиды, имеющие назначение хоров, а третья раковина с восточной стороны - алтарная апсида, пятигранная снаружи. Купол подвесок возвышается над центральным пространством. Полукруглые ниши, расположенные в два ряда одна над другой, оживляют внешний вид этой небольшой церкви.
Внутри фрески
расположены в трех горизонтальных зонах. При этом выбор составов
сокращается ввиду ограниченности места для росписи. Фресковое убранство
выделяется своим стилистическим и художественным качеством, а также
иконографическими особенностями среди других памятников, воздвигнутых в
Македонии в то время. Живописец не придерживается традиционной
иконографической схемы, поскольку в картине не представлены образы
отшельников, чудеса Христа, сцены из жизни Богородицы и т.п. Он излагает
темы с большей ясностью, естественностью и близостью к простому
верующему.
Лики и фигуры святых воинов (святых Георгия, Димитрия,
Феодора Тирона и Феодора Стратилата), показанные в первой зоне в полный
рост, представлены с жизненной силой и действуют миролюбиво в своем
выражении.
В средней зоне, где показаны сцены из «Страстей
Христовых», в творчестве художника наблюдается больше зрелости и
изобретательности, а в некоторых композициях мы встречаем тенденцию и
стремление к решению проблемы, перспективу. и размещение фигур в
определенном пространстве. В композиции «Молитва на Елеонской горе»
фигура одного из апостолов составлена свободно, с укорачиванием, что
свидетельствует об особой смелости и таланте живописца из церкви «Св.
Андрей». Особо выделяются композиции: «Омовение ног», «Тайная вечеря» и
«Снятие с креста».
Верхняя зона
В верхней зоне
проиллюстрированы сцены из цикла великих праздников: «Рождество
Христово», «Сретение», «Крещение Христово» и другие.
Художник
Йован передает персонажам сильную экспрессию, подчеркнутую объемность,
живой колорит. Он берет на себя решение сложных поз и движений в
композициях, вероятно, еще и потому, что, безусловно, совершенствует
свое живописное мастерство. Он также обогащает фон сцен, рисуя
архитектуру и перемещая в ней фигуру («Тайная вечеря»). Эта
интерпретация его художественного превосходства по отношению к другим
мастерам находит ответ в работе над иконой «Иисус Христос Спаситель и
Животворец» 1393/1394 годов из иконостаса монастыря в Зрзе, которая
считается произведением искусства . Эта икона считается продолжением его
творчества, которое было создано в монастыре «Св. Андрей».
Художники, работавшие над фресковой живописью
Художник Йован с
работами над фресками в «Св. Андрея» предстает перед нами как зрелый и
способный художник, человек, поднявший художественное творчество на
более высокую ступень к концу XIV века. С одной стороны, он возвращается
к основным, выверенным ценностям и характеристикам византийской
живописи, а с другой стороны, также накладывает отпечаток на
определенное своеобразие. Со смертью митрополита Йована, считавшегося
одним из величайших живописцев того времени, в художественной жизни
Средневековья в нашей стране образовалась определенная пустота.
Единственными живописцами, последовавшими творческому пути Йована, были
его брат, иеромонах Макарий, и его сотрудник по фрескам монах Григорий.
К главному храму в середине XVI века пристроили алтарь с
прямоугольным основанием, перекрытый полукруглым сводом. Судя по
сохранившимся остаткам длинной надписи, сделанной на другом участке
восточной стены, притвор был расписан в 1559/1560 гг. Роспись
сохранилась в основном на восточной стене. Здесь представлены Деисус
(Богоматерь, Христос на престоле и Иоанн Предтеча), апостолы Петр и
Павел, сцены из Божественного акафиста и др.
Эту картину отличает
некая монументальность, которой нет в живописи XVI века. Создается
впечатление, что создатели пытались сбалансировать новую роспись из
притвора с картиной в нефе, хотя разница во времени между этими двумя
картинами очевидна. Мастера-живописцы выделяются своим талантом и
готовностью, однако им не удается достичь художественного уровня своих
предшественников - живописца, митрополита Иоанна и монаха Григория.