Дебар, Македония

 

Описание Дебар

Дебар - город в самой западной части западной части Северной Македонии, прямо на границе с Албанией. В пределах города Дебар проживает около 14 000 человек, а общая численность населения муниципалитета Дебар составляет менее 20 000 человек, включая 17 окрестных деревень. Город расположен на северном берегу озера Дебар, искусственного озера, образованного плотиной, где встречаются реки Черный Дрин и Радика. Дебар также является воротами в Мавровский национальный парк с южной границы парка.

 

История

Самая ранняя запись Дебара находится под именем «Деборус» на карте, нарисованной астрономом и картографом Птолемеем во 2 веке.

Византийский император Василий II знал о его существовании, и Феликс Петанчик в 1502 году назвал его Дибри.

После того как византийский император Василий II в 1014 году победил Самуила из Болгарии, Дебар был подчинен епископству Битолинского.

Во второй половине 14 века Дебар находился под властью албанского клана Кастриоти, но попал под власть Османской империи, когда местный албанский правитель Гьон Кастриоти умер вскоре после того, как его четверо детей были взяты в заложники.

Он был завоеван османами в 1395 году и впоследствии стал резиденцией Санджака Дибры.

В 1440 году Сандербег был назначен его санджакбэем.

Гердж Кастриоти выжил, чтобы забрать землю своего отца и развязать всю Албанию в 1444 году. Статуя Скендербега, большая, чем в натуральную величину, украшает центр Дебара, демонстрируя нежность, которую местные жители проявляют к его делу. Во время османско-албанских войн между 1443-1479 гг. Область Дебар была границей между османами и Лигой Лежи во главе со Скандербеком и стала зоной непрерывных конфликтов. 29 июня 1444 года и 27 сентября 1446 года у Дебара произошли два крупных сражения, оба из которых закончились разгромом османских армий.

Дебар был снова захвачен турками и стал известен как Дебре. Город постоянно восставал против турецкого владычества, однако, не в последнюю очередь из-за богатства многих турецких беков и ага, которые жили там за счет местных налогов и жира на земле. Турецкое правление также принесло торговлю в Дебар, и центр города вырос и стал известен своей ремесленной промышленностью. Большая часть архитектора того периода все еще выживает.

В начале 19-го века, когда Дебар восстал против турецкого султана, французский путешественник, публицист и ученый Ами Буэ заметил, что у Дебара было 64 магазина и 4200 жителей. Сначала это был центр санджаков в Скутари-Вилайете до 1877 года, а затем в Манастир-Вилайете между 1877 и 1912 годами как «Дебре» или «Дебре-и-Бала» («Верхний Дебре» на османском турецком языке, в отличие от «Дебре-и-Зир», что было турецким именем Пешкопи). ).

В конце османского периода Дебре (Дебар) был городом с населением 20 000 человек, 420 магазинами, 9 мечетями, 10 медресе, 5 теккес, 11 государственными начальными школами, 1 средней школой, 3 христианскими начальными школами и 1 церковью. Подразделение Османской армии было также размещено в городе.

Дебар активно участвовал в национальном албанском движении, и 1 ноября 1878 года албанские руководители города приняли участие в основании Призренской лиги.

В 1907 году в городе состоялся Конгресс Дибра, который сделал албанский официальным языком в Османской империи. Конгресс разрешил, чтобы албанский язык преподавался в школах на законных основаниях впервые в Империи.

После захвата Сербии города Дебар, многие его албанские жители бежали в Турцию, остальные отправились в Тирану. Из тех, кто оказался в Стамбуле, некоторые из них мигрировали в Албанию, в основном в Тирану, где дибранская община составляла значительную часть населения столицы с 1920 года и в течение нескольких последующих лет.

Во время балканских войн 1912 - 13 гг. Албанцы вернули Дебара обратно, но затем передали его Королевству сербов, хорватов и словенцев в качестве награды за помощь союзникам во время Первой мировой войны. После этого многие сербы и черногорцы были призваны Поселение в Дебаре - обычная тактика для обеспечения того, чтобы вновь приобретенные земли стали более интегрированными с Родиной.

Он был оккупирован Королевством Болгарии между 1915 и 1918 годами.

С 1929 по 1941 год Дебар входил в состав Вардар-Бановины Королевства Югославии.

17 апреля 1941 года Дебар вместе с большей частью Западной Северной Македонии был присоединен к контролируемому Италией Королевству Албания после вторжения Оси в Югославию во время Второй мировой войны. Великая Албания была официально протекторатом Италии, и поэтому обязанности государственного управления были переданы албанским властям. В Дебаре были созданы албанскоязычные школы, радиостанции и газеты. Когда в сентябре 1943 года Италия капитулировала, Дебар перешел в руки Германии. В 1944 году, после двухмесячной борьбы за город между коммунистическим Фронтом национального освобождения Албании и немецкими войсками, удерживающими город, включая дивизию СС Сканнербег, 30 августа 1944 года коммунисты во главе с Хакши Ллеши наконец получили Дебар.

После прекращения военных действий с окончанием Второй мировой войны и установления коммунизма как в Албании, так и в Югославии Дебар перешел обратно в югославские руки.

 

Происхождение термина
Многие ученые утверждают, что название города Дебар имеет македонское происхождение, то есть имеет происхождение и значение из македонского, старославянского и других славянских языков. На старославянском языке существительное дебар (дьбръ) означает долина, долина, что соответствует местоположению и окружающей среде, в которой расположен город Дебар. В Македонии есть несколько названий деревень, областей, областей и других топонимов, образованных от существительного Дебар, таких как область, а также долина, этнографическая область и муниципалитет Дебрца в Охриде, деревни Дебреше (Гостивар), Дебреште (Прилеп), Дебреч (Кайларский район), Дебриште (регион Кавадарци) (в более старых записях и деревня Тетово Доброште упоминается как Дебреште), местность Дебревник (регион Струмица), с общей чертой, что они расположены в долинах и долинах, то есть в предгорьях, где начинается долина или равнинная часть в долинах. Также македонский педагог, возрожденец и учитель Иордан Хадзи-Константинов - Великан в своих сочинениях, путевых заметках и опубликованных статьях пятидесятых годов XIX века часто употребляет слово debrina, обломки для обозначения долин и долин. Отсюда можно сделать вывод, что название (топоним) Дебар образовано от физико-географических, то есть орографических терминов, означающих долина, то есть долина. Принимая во внимание расположение города Дебар и Дебарского поля, которое сегодня в основном затоплено искусственным озером, а также более обширную территорию Горни и Долни Дебар, в долине между горами Дешат, Стогово и Ябланица, а также область, где расположены долины рек Радика. и Black Drim, можно с уверенностью заключить, что город получил свое название от коренного македонского населения и языка в результате своего географического положения.

Однако имя Дебар упоминается еще до прихода славян, т.е. слово Дебар известно истории еще до нашей эры. Так, в «Истории Уннова» на странице 86 написано: Гора, осадили Салоники, подошли к Дебару, где столкнулись с римской конницей ... Этот тезис подтверждается чешским историком Иречеком, который, среди прочего, утверждает, что это слово не славянское, а происходит от латинского слова deboros, что означает долина, долина.

Легенды народного сказителя по-разному трактуют происхождение имени Дебар: Когда-то Дебар был большим селом, жители которого занимались ремеслами и арендой. Жильцы, двигаясь по крутым дорогам, утомляли лошадей, особенно когда они возвращались, потому что они были очень загружены. Они гнали усталых лошадей с «Di-bre, di-bre! «И со временем это название осталось для поселения.

Первые записи для имени
Первым письменным документом, в котором упоминается имя Дебар, является карта Клавдия Птолемея, сделанная примерно в середине 2-го века, на которой она называется Деборус. Византийский император Василий II знал о его существовании, а Феликс Петанчич упоминает его под именем Дибри в 1502 году.

Ястребов в «Старой Сербии и Албании» («Памятник сербской Кралевской академии», стр. 41) пишет: «Этот город (Дебар) не существовал во времена Скендербега». Скандербег начал войну с турками в 1444 году, а это значит, что даже тогда города Дебар не существовало. По словам Ястребова, на месте нынешнего города Дебар находился поселок Оровник. Он заключает это из заявлений некоторых старых албанцев. Однако некто Мустафа Дзуф из Лусны сказал Ястребовой, что Оровник должен означать населенный пункт, который простирался от сегодняшнего Дебара на север, недалеко от села Гражданани.

Летописец Акрополя (1257 г.) сообщает, что по дороге из Дурреса через Мат в Дебар он был вынужден оставаться дольше, чем следовало бы, потому что дорога была опасна для восставшего населения. Однако здесь возникает вопрос, означает ли имя Дебар город или провинцию. Большинство ученых считают, что это провинция, потому что существует множество свидетельств существования имени Дебар в XII и даже в XI веке.

Во-первых, арабский ученый Идризи писал в 1153 году: «Дорога Виа Эгнатия в Скопье проходила из Дуррес-Тирана-Дебар под долиной реки Радика, Маврови-Ханови, Горни и Дольни-Полог через Жаждущую гору в Скопье».

Впервые город Дебар под его именем на географических картах записан на карте, выпущенной в 1545 году под названием «Дибри». Затем Барлетт, биограф Скандербега в 1577 году, говорит, что «он сам был в городе Горни Дебар». Из этого следует, что в конце XV - начале XVI века мы располагаем достоверными данными о затоплении города Дебар.

 

География и расположение

Город Дебар расположен в долине Дебар (Поле), в крайней западной части Западной Македонии и в целом в Республике Македонии, недалеко от границы с Албанией. Он находится в 131 км от Скопье, а ближайшие к нему города - Струга (52 км) и Гостивар (71 км). Дебар расположен в юго-восточной части поля Дебар у подножия горы Дешат (Крчин) на высоте 625 метров. Дебар также окружен горами Стогово на востоке и Ябланица на юге, которые отделяют район Дебара от соседних районов Кичево и Дримкол в Струге. Город Дебар расположен на самом берегу искусственного озера Дебар, которое было нагружено строительством плотины лpilje в 1969 году в устье реки Радика в Черном Дриме, прямо на южной окраине города. С гор и холмов Крчиин, Тикварци и Пашина Ливада открывается прекрасный вид на город.

Через Дебар протекает несколько рек, таких как Вакуфска Река, Бански Поток, Чинкароска Река и некоторые более мелкие. Вода из этих рек впадает в Блэк Дрим.

Климат города смешан от континентального и горного с отличительными особенностями и средиземноморского (средиземноморского) климата, который является результатом сильного климатического влияния Адриатического моря, которое приходит и ощущается с запада вдоль долины и Черного моря. Зима в Дебаре характеризуется обильными снегопадами, а из-за высоких гор, влияния Адриатики и существования искусственного озера весна и осень характеризуются высокой влажностью и осадками, а лето - приятной свежестью.

 

История

Заселение славян в районе Дебара происходит в VII и VIII веках. Географическая и топографическая номенклатура XVII и XVIII веков показывает, что Дебарский край был заселен славянами. Так, из 122 названий деревень Дебарского района 103 имеют славянские названия, а остальные 19 - турецкие. До прихода турок славянское и албанское население в районе Дебара было христианским. Но с тех пор началась исламизация. Вероятно, вначале эта исламизация проводилась по просьбе местного населения. Это было связано с чисто экономическими причинами - сохранением собственности, неуплатой налогов и получением различных других привилегий, предоставленных турецким правительством мусульманам.

Общее перемещение македонского населения из деревень в города наблюдается с 17 века. Это вызвано частым притеснением и активизацией грабежей. Самые крупные выселения были зарегистрированы из деревень Два Брата Планина. Однако особенно вырос Дебар примерно в середине и в конце XIX века.

Турецкий писатель-путешественник Хаджи Калфа в первой половине 17 века в своем путешествии о Дебаре говорит: «Дибре находится в семнадцати днях ходьбы от Константинополя (Стамбул) и расположен между Калканделой (Тетово), Кирховой (Кичево) и Охридом».

В 1832 г. был введен обязательный налог - бедель для христианского населения. Это привело к исламизации многих христианских семей. В то время были большие переселения из деревень в Дебар и дальше. Этот сдвиг продолжается на протяжении всего девятнадцатого века. На месте македонского населения поселились албанцы. В диалектах Дебара много албанских слов. Многие македонские семьи, иммигрировавшие в Дебар, сохранили свои фамилии в деревнях, откуда они прибыли, таких как Кочишки, Броштички, Осольнички, Банишки, Райчки, Макеларски, Обочки, Радоески, Отиштанский и другие. В 1865 году Хан отметил, что в городе Дебар было 2 000 домов с 10 000 жителей, в то время как сеемседин писал в 1891 году, что в Дебаре проживало 20 000 человек. Как видно, Дебар был самым густонаселенным в 19 веке, в основном потому, что город был важным транспортным перекрестком и одним из крупнейших торговых центров Македонии. Главная дорога Via Egnatia проходила через Дебар. В то же время город охватывал все провинции по обе стороны среднего течения Черного реки - от Струги до Призрена, от Тираны до Кичево и от Эльбасана до Гостивара. Все это придавало большое значение экономическому центру на западной стороне Балканского полуострова. Длинные колонны караванов двигались через Дебар в разных направлениях, в Албанию, Салоники, Скопье. Дебар имел самые тесные торговые связи с Эльбасаном, затем с Битолой, Салониками и Скопье. В Дебар ввозилось зерно, товары и промышленные изделия, вывозилось значительное количество кож, в основном мелких товаров, затем шнуры и фаянс. Дебар развивался до демаркации границы между Югославией и Албанией, когда ее значение стало резко снижаться. В этот период Дебар потерял свою значимость как торговый центр.

 

Помимо торговли в Дебаре были очень развиты ремесла. Наиболее развитыми ремеслами были коинундзи, терви, кузнечное дело, каменная кладка, затем судкар, боджидзи, зографски, казандзи и другие. Интересно, что только македонское население в основном занималось ремеслами, тогда как албанское население было более торговым. Окружающее население больше занималось земледелием, а не животноводством. В начале XIX века в Дебарском районе начал развиваться миграционный труд. Этот труд пробудил феодальный строй. Земля была в руках аги и бейев. Его культивировало бедное население Македонии, в меньшей степени албанское население. Награды за упорный труд были мизерными. Им тоже пришлось искать способы прокормить себя и свои семьи. Массовые миграции мигрантов начались в Болгарии, Турции, Сербии, Румынии и даже в Египте и Америке. Некоторые из трудовых мигрантов полностью выехали из Дебара и остались постоянно жить там, где работали. Сегодня потомки жителей Дебара живут в Салониках, Софии, Белграде, Бухаресте, а в Скопье у него есть свой квартал - «Дебарский квартал».

В 17-19 веках школа резьбы по дереву Дебара была очень развита. Его представители изготовили множество иконостасов в Македонии, Болгарии, Сербии и даже в России. В конце XIX века великий македонский возрожденец Григор Прличев был заключен и подвергнут пыткам в тюрьме Дебар турецкими властями, которые прекрасно описали Дебара в своей автобиографии.

Благодаря своему экономическому процветанию, богатству жителей и славе мастеров-строителей и каменщиков Дебара во времена Османской империи существовала поговорка: «Стамбул горит, Дебар его строит».

Численность населения
По данным первой организованной переписи СФР Югославии с 1948 года, в районе Дебара проживало 25 231 человек, из которых 4698 в городе Дебар и 20 533 человека в деревнях (Дебарско Поле, Голо Брдо, Жупа, Река, Малезия). С этнической точки зрения население состояло из 14 516 (57,5%) македонцев, 7 485 (29,6%) албанцев, 2 913 (11,5%) турок, 267 (1,05%) цыган и 50 других.

Перепись 1991 г. не была полностью проведена в городе Дебар, потому что часть его населения отказалась участвовать, то есть бойкотировала ее проведение, из-за чего город не располагает полными данными за этот год переписи.

Согласно переписи 2002 года, в городе Дебар проживает 14 561 человек, тогда как во вновь созданном муниципалитете Дебар с новой организацией проживало 17 952 человека.

Из-за сложной экономической ситуации в последние годы увеличилась эмиграция из Дебара, жители которого в основном эмигрируют в Соединенные Штаты.

 

Достопримечательности Дебар

Большая часть достопримечательностей района Дебар находится в окрестных деревнях.

Инкъар џамија. Самая старая мечеть в Дебаре была построена в 1468 году. Ее строительство было заказано султаном Мехмедом II. Расположенная в просторном дворе, мечеть прямоугольная с пирамидальной крышей. У него есть один минарет. Во дворе есть интересный восьмиугольный тюрбе (могила) и другие могилы.
Часовая башня мечети. Новая мечеть и башня с часами в центре Дебара. Минарет стоит выше башни с часами.

Райчица
Райчица - это деревня, примыкающая к Дебару. Расположенный на восточном въезде в Дебар, он имеет более 100 жителей.

Райчицкий монастырь (Рајчки манастир). Монастырский аналог монастыря святого Иоанна Бигорского в Маврово. Основанный в 14 веке, он находится над озером Дебар в 2 км от Дебара. Главная церковь в монастыре, посвященная святому Георгию, была построена в 1852 году. Монастырь был в грубой форме до 1999 года, когда он был восстановлен и было установлено сотрудничество с монастырем в Бостоне. Часовня была добавлена ​​к основанию в 2006 году.
Церковь Святой Варвары (Црква „Св. Варвара“). Небольшая средневековая церковь, расположенная над озером Дебар. Он был построен в 1597 году. Церковь была ограблена турками важных икон в 1913 году. Вокруг церкви есть небольшое кладбище.
Церковь Святого Афанасия (Црква „Св. Атанасиј“). Эта небольшая церковь была построена между 1868 и 1877 годами. Фреска была сделана в 1875 году.

Дальше
Деревни муниципалитета Дебар, расположенные в гористой местности, являются домом для интересных мест, особенно церквей и монастырей. Гари и Осой, на склонах горы Стогово, особенно известны своей архитектурой как деревни, в которых живут миджаки, группа македонцев, известных своими строительными навыками. Горно и Долно Косоврасти находятся на горе Дешат над рекой Радика, причем последняя находится на более низком уровне.

Церковь Успения (Црква „Успение на Пресвета Богородица“) (деревня Гари). Построенная в эпоху Возрождения македонских церквей в 18 веке, церковь Успения имеет особенно богатые фрески, выполненные известным художником Дичо Зографом. Иконостас был сделан другим известным художником, Петром Филиповски-Гарката, и его братьями, уроженцами Гари. Прямоугольная церковь в основном построена из камня и имеет боковое крыльцо.
Елен Скок (Елен Скок) (деревня Могорче). Одноарочный каменный мост через реку Малую. Он был построен в 18 веке и спроектирован Мимаром Хайрудином, архитектором за старым мостом в Мостаре. Это как раз в пределах границ Мавровского национального парка.

 

Население

По первой организованной переписи населения СФР Югославии в 1948 г. в районе Дебар проживало 25 231 человек, из них 4 698 - в городе Дебар и 20 533 - в деревнях (Дебарско Поле, Голо Брдо, Жупа, Река, Малезия). С этнической точки зрения население состояло из 14 516 (57,5%) македонцев, 7 485 (29,6%) албанцев, 2913 (11,5%) турок, 267 (1,05%) цыган и 50 других.

Перепись 1991 г. в г. Дебаре полностью не проводилась, так как часть его населения отказалась от участия, т. е. бойкотировала ее проведение, из-за чего полных данных по городу за этот год переписи нет.

Согласно переписи 2002 года, в городе Дебар проживает 14 561 человек, а в недавно созданном муниципалитете Дебара с его новой организацией проживало 17 952 человека.

Из-за сложной экономической ситуации в последние годы увеличилась эмиграция из Дебара, жители которого в основном эмигрируют в США.

 

Поселения и кварталы

Город разделен на несколько кварталов: Варош, Будулец, Химатовцы, Горно-Тикварци, Долно-Тикварци, Мазия, Вакуф, Долна Маала, Муроец, Пичаковци, Шаваец и некоторые другие более мелкие.

 

Экономика

Наиболее известными и крупными хозяйственными объектами, на которых занято большое количество рабочих, являются горно-гипсовый завод «Радика-КНАУФ», «Дебарскит Бани Цапа» и гидроэлектростанция «Спилье». В Дебаре работает несколько ковроткачей, чьи ковры часто продаются на зарубежных рынках. С обретением Македонией независимости и открытием границы с Албанией торговля и малый бизнес в городе получили большое развитие, поскольку все большее число жителей приграничных албанских деревень и городов снабжаются продуктами и услугами на рынке в Дебаре. .

 

Личности

Йован Дебарский (1018 - 1037) - первый глава Охридского архиепископства и основатель-основатель монастыря св. Йована-Бигорского.
Георгий Граматик (вторая половина XI века - ?, начало XII века) - македонский средневековый священник, грамматик и миниатюрист.
Штерьо Михайлов (1856 — 27 декабря 1911, Рила, Болгария) — македонский революционер, участник Разловецкого восстания и герцог Кресненского восстания.
Исайя Мазовски (1852–1926) — македонский деятель национального возрождения.
Ислам Найдени (1864-1903) - албанский педагог, основатель первой школы албанского языка в Дебаре.
Иван Божинов (1867 - 1927, София) — македонский народный артист, писатель, поэт, издатель и печатник.
Сефедин Пустина - албанский революционер, руководитель Охридско-Дебарского восстания.
Иван Аговский (24 июня 1887 - 1925, София) - македонский революционер.
Кирил Зерновски (21 октября 1897 г. - 28 декабря 1972 г., Скопье) - македонский инженер-строитель и профессор строительного факультета в Скопье, делегат Второй сессии ASNOM.
Живко Ошавков (6 июля 1913 - 18 февраля 1982, Скопье) - социолог и философ из Болгарии, один из основоположников социологии в Болгарии.
Александр Маринов (26 февраля 1914 - 13 ноября 1944 в Скопье) - македонский партизан, революционер, борец за свободу Македонии и участник NOV.
Нексат Аголи (1914 - 28 апреля 1949, Голи-Оток) - македонский юрист и коммунистический деятель.
Васил Куноски (20 ноября 1916 - 13 июня 1993) - македонский поэт для детей.
Кемаль Аголи (22 октября 1918 г. - Голи Оток, после 1948 г.) - коммунистический деятель, участник НОВ и делегат Первой сессии АСНОМ.
Благоя Деспотовский - Шовель (март 1919 г. - 7 октября 1941 г., Скопье)
Стойце Митревски (? в Дебаре — 1946 в Скопье) — македонский партизан, борец за свободу Македонии и участник НОВ.
Атанас Топаловский (1922 в Дебаре — 1944 в Тетово) — македонский партизан, борец за свободу Македонии и участник НОВ.
Лютви Руси (21 января 1923 г. - Скопье, 28 февраля 1981 г.) - македонский журналист, писатель и переводчик с албанского языка и на него.
Лиман Каба (1924 - 7 апреля 1945, Банова Яруга, Славония, Хорватия) - народный герой из НОБ.
Васил Тодоровский (1925 в Дебаре — 1945 в Среме, Сербия) — македонский партизан, борец за свободу Македонии и участник НОВ.
Ибе Паликуча (1927-1944) - национальный герой НОБ.
Ружа Паноска (10 марта 1927 г.) - македонский лингвист, методист, профессор кафедры македонского языка и южнославянских языков филологического факультета «Блейз Конески» в Скопье.
Коста Крпач (1 июня 1927 г.) - бывший македонский кинодеятель, поэт, редактор и пропагандист.
Спасе Куновски (24 сентября 1929 г. - Скопье, 1 августа 1978 г.) - македонский художник, самый значительный представитель сюрреализма и метафизической живописи в Македонии.
Иван Ивановский (10 июня 1930 г.) - македонский поэт, детский писатель, театральный критик.
Масар Кодра (1932 — Скопье, 2004) — македонский историк, научный сотрудник, профессор университета.
Милан Панчевски (16 мая 1935 - 9 января 2019) - бывший высокопоставленный коммунист Македонии и Югославии, последний президент Союза коммунистов Югославии.
Янка Атанасова (19 декабря 1935 — 1980 в Скопье) — македонская балерина.
Янко Борисов Обочки (1935) - бывший македонский хирург, нейрохирург, примарий и министр здравоохранения СФРЮ и СР Македонии.
Душко Костовски (1939 - Скопье, 1995) - актер театра, кино и телевидения.
Гзим Острени (1 ноября 1942 г.) - македонский политик, главнокомандующий ONA.
Неджми Мехмети (1945 - 4 июля 2005, Скопье) - македонский писатель и журналист, один из старейшин албанской журналистики.
Джордан Даниловски (род. 15 января 1957 г.) - македонский поэт, критик, эссеист, прозаик.

 

Дебар как тема в искусстве

"Пусть Бог убьет Дебранса" - македонская народная песня.