Гостивар - город на западе Северной Македонии. Гостивар расположен в долине Полог на северо-западе Македонии, рядом с национальным парком Маврово и истоком реки Вардар. Гостивар - это четвертый по численности населения муниципалитет в Македонии с населением более 80 000 человек. Сам город имеет чуть более 35 000 жителей, что делает его вторым по величине городом Полога после Тетово. Гостивар этнически разнообразен: 47% населения идентифицируют себя как албанцы, одна треть - македонцы, 13% - турки, а остальные - рома (цыгане) или другие.
О происхождении названия
города Гостивар существует несколько предположений и фольклорных
преданий. Однако утверждение, что имя Гостивар имеет македонское или
славянское языковое происхождение, может быть принято как наиболее
достоверное. В качестве доказательства славянского происхождения
имени Гостивар можно взять тот факт, что в Чешской Республике в
пределах столицы Праги (районы Прага 10 и Прага 15) есть поселение и
целый регион под названием Гостивар ((по-чешски: Гостивар,
произношение: ( Г) хутивар (з), который в прошлом был отдельным
поселением, а в немецких записях 12 века встречается под названием
Гостивар. Учитывая, что в чешском языке мягкий x заменяет звук d
(например, Прага - Прага), название этого большого поселения в
юго-восточной части Праги на самом деле - Гостивар, и знание слов
почти такое же (чешское гостевое существительное: hoste) Можно
свободно заключить, что имя Гостивар, которое встречается как в
Македонии, так и в Чешской Республике, имеет славянское
происхождение.
В средние века город очень часто посещали
гости со всех концов, а в летние дни по традиции ежегодно
проводилась большая ярмарка (ярмарка). Эта традиция продолжалась во
времена Османской империи. Из-за большой посещаемости поселения
людьми из других концов, гости, турки между собой, по-турецки часто
называют «Гостивар» (бывают гости). В то время в городе было много
постоялых дворов, поэтому предполагается, что «гостеприимным
городом» или «городом-гостем» стал Гостивар. Этимологическое
значение топонима в науке до сих пор не определено. Во время
турецкого правления поселение начало развиваться в значительную
резиденцию Горни Полог, также называемую Горна Нахия. Население из
окрестных низменных и холмисто-горных деревень стало переезжать в
центральный поселок, который стал расти. В 1659 году богатый
Мехмед-паша построил посреди поселения мечеть, а вокруг нее построил
школу и баню, а позже - караван-сарай и магазины. Богатый Агу
Бекир-бек также построил мечеть и школу в Гостиваре, которые
располагались на месте сегодняшней Часовой башни.
По словам
Марко Чепенкова, Гостивар был местом посещения монастырей из
Сува-Горы (гора к востоку от города), где гостями были многие
священники, путешественники и паломники. В честь этого богатого
застолья циновка получила название Гостивар. Существует также
легенда, которая говорит, что это происходит из турецких времен, где
Гостивар означает «место, куда всегда приходят гости». По словам
турок, город был назван так потому, что по-турецки слово VAR
означает «там», поэтому в этом месте всегда были гости. Также слово
ВАР или Вари на всех славянских языках означает источник или место,
откуда бьет большое количество воды - кипящей, а также означало
баню. В подтверждение этого мы добавим в качестве примера город
Карловы Вары в Чешской Республике, который переведен. Что в
старославянском переводе будет «Спа для гостей». Некоторые ученые,
например, русский профессор Афанасий Селищев, считают, что
славянское название города - Костово.
Согласно записям
Абдулакима Догани, Гостивар получил свое название от девушки,
приехавшей из Бара, которая выбрала этот город своим местом
жительства. На местном языке это девушка из Бара (Тиват в
Черногории), поэтому имя Гостивар происходит от девушки из Тивата.
Вероятность и истинность этого утверждения очень мала, и в первую
очередь в контексте великого албанского национализма, то есть для
подтверждения тезиса об автохтонии албанцев в Гостиваре и других
поселениях в Македонии, а сам анекдот имеет очень мало логического
значения.
По другой легенде, нынешняя в городе Гости-Гости
была создана во времена правления правителя Волкашина. Поскольку
через эти районы приходило большое количество посетителей, гостей,
во время турецкого правления по-турецки они называли это «Гостивар»,
что означает (есть гости). Само название, т.е. Гостивар, называлось
местом сбора гостей, то есть «Городом гостей». Волкашин построил для
всех своих детей «города» (крепости). Например, он построил для
своей дочери Кита в Кичево крепость под названием «Китин Град»
(Китингград), а для Цвета построил крепость на Сува-Горе под
названием «Цвета-гора», где было много церквей и монастырей.
Монастыри в «Цвета Гора» имели свои хозяйства в Горном Пологе
(Гостиварский район). В городе Гостивар тогда находились Сувогорские
монастыри. Жители монастыря часто бывали на хуторах возле Гостивара,
где их хорошо развлекали. Легенда гласит, что после «посещения»
поселение было названо Гостивар.
Город расположен в долине Полог (Верхний Полог) на высоте 510 метров. Рядом с Гостиваром в деревне Вруток (5 км к юго-западу от Гостивара) находится исток крупнейшей македонской реки Вардар, протекающей через город, которая делит его на две части, а также недалеко от него находится крупнейший македонский национальный парк и лыжный центр. Маврово. Гостивар находится в 67 км от Скопье, а соседние города - Тетово в 27 км к северу и Кичево в 46 км к югу. Гостивар - это город, который строится с большой скоростью и становится одним из самых красивых городов Македонии.
Каменный век
Согласно последним данным, полученным в
результате археологических раскопок на стоянках эпохи неолита Тумба
у села Долно Пальчиште (1987/88) и Под село тумба у села Стенче
(2000), самые старые следы жизни в долине Полог (район Тетово и
Гоствар) датируются 8000 лет назад, а точнее 6100 г. до н.э. Из этих
мест происходит большое количество раскопанных фрагментов, а также
полностью сохранившиеся керамические изделия, а также алтари и
статуэтки, посвященные женскому культу. В районе Тетово были
обнаружены многие важные изображения наскального искусства в виде
художественных композиций, связанных с ритуальными ритуалами.
Этот район на протяжении всего неолита был заселен носителями
культурной группы Анзабегово-Вршник, которая также присутствовала в
регионе Скопье и Восточной Македонии. Однако в раннем неолите эта
область находилась под сильным влиянием неолитической культуры
Велушина-Породина из Пелагонии к югу отсюда, что можно увидеть по
форме старейшего сохранившегося алтарного типа «Большая Мать» (лат.
Magna Mater), найденного в этой области. , и обнаружен около Стенше.
Поздний неолит характеризуется влиянием культуры барвинка с севера.
Железный век
В конце 4-го тысячелетия нашей эры начались
первые набеги новых поселенцев, степных народов из Средней Азии -
индоевропейцев, которые, разрушив и ассимилировав старую
неолитическую культуру, создали на Балканах новый энеолитический
культурный комплекс, получивший название Салкуджа-Бубан-Криводол.
Следы этой новой популяции были обнаружены и в Пологе (в Пальчище,
Зелино и др.). Эта ситуация стабилизировалась в среднем бронзовом
веке, когда возникли первые зачатки балканских протоэтнических, а
затем и доэтнических общин. В этот период начинается сильное
проникновение материальных элементов с юга развитой микенской
культуры, что можно увидеть через парад роскошных бронзовых мечей,
найденных в Тетово, привезенных из этих микенских центров. Хотя
следующие эпохи будут отмечены массовыми миграциями, железный век
по-прежнему характеризуется стабилизацией, которая привела к
развитию торговли. К этому периоду относятся и большие керамические
зернохранилища для злаков, найденные недалеко от деревни Ларсе.
В этот период, согласно записям Страбона, относящимся к
монетному двору в Дамастиону, и особенно согласно сохранившимся
ономастическим следам более поздних времен, можно видеть, что Полог
населяли бриги (Briges, Brigoi). Бригиды были неотъемлемой частью
более поздних этнических сообществ паионов, древних македонцев,
десаретов, эдонитов и мигдонов. Даже паионы, хотя и принадлежали к
древнему населению бронзового века, имели бесспорные связи с
бригидами в этой части Балкан. В лингвистике и ономастике пэона и
древней Македонии присутствует ряд словосочетаний и имен с
бригидскими корнями, что указывает на тот факт, что бригиды были
субстратом или основой в пэонской и древней македонской этнической
формации.
Ранняя античность
В 1932 г. Бронзовая статуя
агрианского периода, IV век до нашей эры, была найдена недалеко от
места под названием Балезова Цесма и является ценной археологической
находкой в районе Тетово. Статуя имеет размеры 9 см в длину и 4 см
в ширину и находится в Музее Македонии в Скопье.
Влияние
центров греческих ремесел в этой части Балкан на самом деле приведет
к дополнительным изменениям в культуре и образе жизни местного
населения. Именно эти изменения знаменуют собой новый, архаический
период и переход от эпохи доисторической эпохи к эпохе истории и
древности. Археологически эти преобразования видны через новый
материал (новые виды керамики, ювелирных изделий и других ремесел) и
духовный (новый способ захоронения: кремация вместо ингумации,
принятие культов греческих божеств) и другие особенности, которые
изначально были приняты как престиж со стороны самых элитных
социальных слоев, а затем и со стороны остального населения, что
лучше всего видно из так называемых княжеские гробницы, самая
известная из которых - в Тетово, в которой была найдена знаменитая
статуэтка Менады.
В прошлом существовали различные теории
относительно того, какое древнее племя населяло эту область. Однако,
по последним данным, вся территория Южной Сербии, Восточного Косово
и Северной Македонии, включая Полог, в этот период, вплоть до III
века до нашей эры. населяло самое северное древнемакедонское
(пеонское) племя агрианов. Это видно в непрерывности археологических
горизонтов, развитом импорте керамики с юга Греции, богатых
княжеских гробницах и т. Д. У этого племени были свои цари, самый
известный из которых - Лангарос, который в 335 г. до н.э. помогал
македонскому царю Александру III во время его похода против племен
на севере. Агриане последовали за ним в его кампании через Азию,
когда они оказались одними из самых безжалостных воинов во многих
ключевых битвах, после чего стали особенно известны в древнем мире.
Из-за экономического и торгового развития некоторые города также
чеканили свои собственные автономные монеты. Так было с городом
Пелагия, который на протяжении 4 века до нашей эры. он чеканил свои
собственные серебряные монеты на монетном дворе Дамастион. Город
Пелагея считается расположенным недалеко от сегодняшнего Тетово, и
фактически в городском смысле является его древним предком, от имени
которого произошло позднее славянское название всей долины Полог
(Пелагия-Полог, как в случае Скупи-Скопье, Астибо-Стип,
Салоники-Салоники и др.).
К концу 4 века до нашей эры.
Ослабленное агрианское государство перешло под власть царя Пеонии
Авдолеона, и к середине III века до н.э. все его территории были
оккупированы дарданцами с севера (с юга до северной Македонии и
Полога), что можно увидеть сквозь разрыв в археологических
горизонтах того периода. Эти приграничные районы в течение
следующего периода будут использоваться в качестве логистической
базы, откуда Дардания организовал мощные мародерские кампании на юге
до богатого королевства Македония, даже после того, как эти
территории попали в состав Римской империи в 168 году до нашей эры.
Римский период
Так было до 29 века нашей эры. и Полог, вместе
с остальной частью Дардании, вплоть до Дуная, перейдет под власть
римлян, начав эру стабилизации, мирной жизни, торговли и
процветания. С 2-3 века нашей эры. Есть несколько каменных табличек,
на которых по-гречески написана эпитафия, что говорит о том, что
этот регион был частью греческой языковой сферы, в отличие от Косово
и Скопье, которые были частью латинской языковой сферы. Это
означает, что в ранний имперский период (1-3 века нашей эры) Полог
входил в состав римской провинции Македония, а в поздней Аттике (3-6
века нашей эры), после реформ Диоклетиана, входил в состав провинции
Македония II (Македония). Секунда). Найденные стелы также содержат
богатый ономастический материал и личные имена, которые в основном
являются местными и из которых видно, что латинизация этих
периферийных концов, за пределами основных дорог, не получила
большого распространения.
Римские императоры, получившие
наставления от великих варварских нашествий (кельтов, остготов,
гуннов), которые чаще происходили с 3-го века и продолжались в
последующие века, в конце 4-го века начали строить укрепленные
города и крепости на господствующих холмах. К этому периоду
относятся многочисленные castrum, castellum и refugium для населения
в районе Тетово, наиболее важными из которых являются те, которые
расположены недалеко от современных деревень Рогле, Орасье, Лешок,
Стенче, Егуновце, Градец и области Изар-Банице. Тетово.
Хотя
христианство в Македонии пришло с апостолом Павлом в 50-х годах I
века нашей эры, все же только после легализации Константина в 313
году нашей эры. он мог бы более массово проникнуть в простых людей и
начать строительство ранних христианских церквей - базилик. На
сегодняшний день в Пологе зарегистрированы следы 16
раннехристианских базилик, из которых 12 - в Тетово и 4 - в
Гостиваре, из которых наиболее изученной является базилика Стенше V
века нашей эры. который является уникальным в Македонии с 3
баптистериями (баптистериями) и одним в Туденсе, который относится
ко второму полу. 6 век. и является старейшей трехнефной церковью в
Республике Македонии и редко встречается во всей Южной Европе.
Однако после сильного аварско-славянского проникновения в конце
6 века нашей эры. все крепости заброшены, но не разрушены полностью.
Большинство из них, два или три века спустя, когда будет
восстановлена стабильная государственная организация, будут
перестроены с той же целью, но на этот раз они будут заселены
доминирующим славянским населением, заложив основы новых
средневековых городов.
Средние века
Когда славяне пришли в
район Полога, равнинные поселения были заброшены. Некоторые из
туземцев перебрались в некоторые из более отдаленных небольших
горных поселений домашнего скота. В основном славянское население
заселяло важнейшие места равнины, которым они дали новое, славянское
название, назвав его «Подлог» (Полог), что, вероятно, означает «под
горой», «под горой». В X веке византийцы восстановили контроль над
всей территорией Полога, укрепили наиболее важные разрушенные
крепости и установили в них постоянное военное присутствие. Затем на
несколько десятилетий территория Полога была частью царства Самуила,
после распада которого снова попала под власть Византии. В 1282-83
гг. Регион Полог перешел под власть сербов во главе с королем
Милютиным. В противном случае Гостивар как поселение впервые
упоминается в грамоте Милютина от 1313 года под названием Банска
(Баньица) как деревня в южной части долины Полог с населением около
200 человек. В уставе также упоминается средневековый монастырь
Гостивар. Во время правления Милютина сербское население было
колонизировано в долине Полог. Но найденные византийцы сохранили
свои права и владения. Гостивар как сельское поселение упоминается
во времена душанского царства в грамоте царя Душана 1331-1340 годов
под названием Белика, по средневековому названию реки Вардар.
Османский период
В этот период поселение начало разрастаться,
развившись в значительном центре Горни Полог, или как его тогда
называли - Горна нахия. Население в этот период из равнинных и
холмисто-горных деревень начало селиться в Гостиваре, и количество
жителей значительно увеличилось. В городе поселились многие турки и
албанцы. В 1659 году богатый Мехмед-паша построил посреди селения
мечеть, а вокруг построил школу и баню. Позже этот же бей построил в
городе караван-сарай и несколько магазинов. Следуя примеру
Мехмед-паши и других беков, они ради престижа построили несколько
зданий, в основном мусульманских памятников. Так, богатый Бекир-бей
в Гостиваре построил мечеть и школу, которые располагались на месте
сегодняшней башни с часами.
В 1850 году геолог и балканолог
Ами Буэ в описании Тетово, среди прочего, в одной части говорит, что
в Пологе находится «большая деревня» Гостивар, а как город Гостивар
впервые упоминается в обеих записях 19 века. По их словам, этот
поселок на Пологе сформировал свой базар (площадь), а вторник был
базарным днем. В 1874 г. в городе было 400 домов, около 2000
жителей, а в конце того же века - 3500 жителей.
Наибольший
расцвет Гостивара пришелся на конец 19 века во время турецкого
правления, когда он стал центром казы. Затем в Гостиваре начинает
формироваться образ маленького городка. Благодаря иммиграции
различных мастеров и ремесленников из Велеса, Крушево, Кичево и
Дебара, образовался Гостиварский базар, а вторник объявлен базарным
днем, что является традицией по сей день. Во время Илинденского
восстания из Гостивара и его окрестностей примут участие многие
македонские патриоты, которые отправятся воевать прямо в Крушево и
его окрестности.
вторая мировая война
Во время Второй
мировой войны македонское население Гостивара испытает
беспрецедентный террор со стороны албанских фашистских оккупантов -
баллистов во главе с Дземо и Мефайлом. Ровно в конце войны возле
Гостивара будет убит командир баллистов Дземо, за которым последует
всеобщее чествование македонцев в Гостиваре. Во время Второй мировой
войны в Гостиваре и его окрестностях сражались несколько македонских
партизанских отрядов и частей, которые вели тяжелые бои с
баллистическими частями, которые сначала поддерживались
итальянскими, а затем немецкими оккупантами. Национальным героем
Гостиварского района является Хеде Филипоски-Дама, памятник которой
находится на площади Гостивар (напротив универмага).
Межнациональные отношения и конфликты
Гостивар в недавней истории
Македонии останется в памяти даже после событий 9 июля 1997 года,
когда полиция Македонии провела акцию по снятию флага иностранного
государства (Албании), который был вывешен перед муниципальным
зданием. В ходе событий погибнут 4 мирных жителя. Во время военного
конфликта 2001 года Гостивар и его окрестности будут избавлены от
вооруженной борьбы и конфликта, но многие македонцы из Гостивара
будут частью македонских сил безопасности в операциях в Тетово и
крепости Тетово. Совсем недавно межэтнические отношения были в
беспорядке после убийства Бесника Шехапи и Имрана Мехмеди 28 февраля
2012 года в порядке самообороны, совершенного полицейским Якимом
Трифуноски, и частых инициатив албанских политиков назвать улицу и
установить памятник лидеру баллистической войны Второй мировой
войны.
Численность населения
В 50-х годах XIX века
французский геолог и балканолог Ами Буэ, писавший о Тетово, среди
прочего объявил, что в одной части долины Полог находится «большая
деревня» Гостивар. В остальном же Гостивар как город впервые
упоминается в двух записях XIX века. По их словам, в этом районе
Полога уже был базар, а вторник был базарным днем. Во второй
половине 19 века, в 1874 году, в городе было около 400 домов с
примерно 2 000 жителей, а в конце того же века около 3 500 жителей.
Российский профессор и ученый Андрей М. Селищев упоминает «город под
Шаром» под названием Костово.
Согласно статистическим данным
болгарского этнолога, географа и писателя-путешественника Васила
Кнчова, в конце XIX века в Гостиваре проживало 3735 человек, из
которых 3100 были турками, 310 македонцами, 200 цыганами, 100
албанцами и 25 влахами. После Балкан и Первой мировой войны
численность населения не увеличилась, в основном из-за эмиграции
мусульман в Турцию. В период между двумя мировыми войнами город
переживал экономический застой, а весь Верхний Полог представлял
собой слаборазвитую территорию, без промышленных объектов и
инфраструктуры. Исключением была железная дорога до Скопье, а затем
до Кичево, которая позже сыграла важную роль в восстановлении
экономики.
По данным первой организованной переписи СФР Югославии с 1948 г.,
в районе Гостивар проживало 53 258 жителей, из которых 7832 в городе
Гостивар и 45 426 человек в деревнях (Горни Полог, Мавровско Поле,
Горна Река). С этнической точки зрения население состояло из 39 345
(73,8%) албанцев, 13 091 (24,5%) македонцев, 342 рома, 180 сербов,
117 турок и 183 других.
Перепись 1991 г. не была полностью
проведена в городе Гостивар, поскольку часть его населения
отказалась участвовать, т.е. бойкотировала ее проведение, из-за чего
город не располагает полными данными за тот год переписи.
Согласно переписи 2002 года, в городе Гостивар проживает 35 847
человек, в то время как во вновь созданном муниципалитете Гостивар с
новой организацией проживало 80 280 жителей (в старом муниципалитете
Гостивар до 2004 года было 49 545 жителей).
1 Церковь Святой Марии (Црква „Св. Богородица“). Эта церковь
стоит на центральной площади города. Он был построен в 1923 году и
содержит видную центральную башню.
2 Часовая башня (Саат-кула).
Башня с часами Гостивара является одним из его главных символов,
которые встречаются как на флаге города, так и на гербе. Он был
построен в 1729 году Исмаилом Ага; дата написана на османском
турецком языке на камне над входом. Расположенная в центре
Гостивара, эта башня с часами является одной из наиболее хорошо
сохранившихся в Македонии и по-прежнему показывает точное время.
3 Bey's House (Бегова куќа). Также известное как Желтый дом, это
самое старое из существующих зданий в Гостиваре. Он был построен в
18-м или 19-м веке для богатой турецкой семьи с элементами восточных
элементов Даутом Болетини.
Дальше
Вруток - это деревня, в
которой находится исток самой важной реки Македонии. Расположенный
на склонах горы Бистра, он является домом для нескольких рыбных
ресторанов у источника Вардар. В деревне к юго-западу от города
Гостивар проживает более 1100 жителей.
Бродек - горная
деревня на западе муниципалитета Гостивар с самой большой площадью
среди деревень в Македонии. В то время как Бродек сегодня почти
полностью опустошен, он имеет много традиционной деревенской
архитектуры, которую стоит увидеть, дополненной горными пейзажами.
Здесь также есть монастырский комплекс, созданный в 2015 году, и
небольшой водопад.
4 Церковь Святого Николая (Црква „Св.
Никола“) (деревня Бродец). Главная церковь Бродец, Святого Николая
была построена в 19 веке. У этого есть единственный купол и
показывает внутреннюю живопись стиля Mijak.
Известные места в других деревнях муниципалитета включают ниже.
5 Церковь Святых Петра и Павла (Црква „Св. Петар и Павле“)
(деревня Долна Банжица). Эта церковь 19 века была построена из
камня. Главная церковь этой деревни, она также расположена возле
средневековых руин некрополя.
Гостивар расположен в долине Полог на северо-западе Македонии,
рядом с национальным парком Маврово и истоком реки Вардар.
Гостивар - это четвертый по численности населения муниципалитет в
Македонии с населением более 80 000 человек. Сам город имеет чуть
более 35 000 жителей, что делает его вторым по величине городом
Полога после Тетово. Гостивар этнически разнообразен: 47% населения
идентифицируют себя как албанцы, одна треть - македонцы, 13% -
турки, а остальные - рома (цыгане) или другие.
Гостивар расположен на главной дороге Скопье-Гостивар. Эта дорога гладкая и приятная, но вы должны платить за проезд по ней.
В 50-х годах XIX века французский геолог и балканолог Ами Бюэт,
писавший о Тетово, сообщал, в частности, что «большая деревня» Гостивар
находилась в части Пологской долины. В остальном, как небольшой город,
Гостивар впервые упоминается в двух записях XIX века. По их словам, в
этом земледельческом поселке уже был базар, а вторник был базарным днем.
Во второй половине XIX века, точнее в 1874 году, в городе было около 400
домов, в которых проживало около 2000 жителей, а в конце того же века
около 3500 жителей. Российский профессор и ученый Андрей М. Селищев
также упоминает «город под Шаром» с названием Костово.
Согласно
статистическим данным, которыми располагает болгарский этнолог, географ
и писатель-путешественник Васил Кнчов, в конце 19 века в Гостиваре
проживало 3735 жителей, из которых 3100 были турками, 310 македонцами,
200 цыганами, 100 албанцами и 25 влахами. После Балкан и Первой мировой
войны прироста населения не наблюдалось, в основном за счет эмиграции
мусульманского населения в Турцию. В период между двумя мировыми войнами
город переживал экономический застой, и весь Верхний Полог представлял
собой неосвоенный район, без промышленных объектов и инфраструктуры.
Исключение составляла железная дорога на Скопье, а затем и на Кичево,
сыгравшая впоследствии важную роль в хозяйственном возрождении.
По первой организованной переписи СФР Югославии 1948 г. в Гостиварском
районе проживало 53 258 жителей, из них 7 832 - в городе Гостивар и 45
426 - в деревнях (Горный Полог, Мавровско Поле, Горна Река). С
этнической точки зрения население состояло из 39 345 (73,8%) албанцев,
13 091 (24,5%) македонцев, 342 рома, 180 сербов, 117 турок и 183 других.
Перепись 1991 г. в г. Гостивар не была полностью проведена, так как
часть ее населения отказалась от участия, то есть бойкотировала ее
проведение, из-за чего полных данных в городе за тот год переписи нет.
Согласно переписи 2002 года, в городе Гостивар проживает 35 847
жителей, в то время как во вновь созданном муниципалитете Гостивара с
новой организацией проживало 80 280 жителей (в старом муниципалитете
Гостивара до 2004 года проживало 49 545 жителей).
Важнейшим местом проведения культурных мероприятий в Гостиваре
является Дом культуры АСНОМ.
В этом культурном центре круглый год
проходят самые важные культурные и художественные мероприятия. Годовая
программа составляется и представляется в Министерство культуры. Более
значимые мероприятия — Арт-колония, которая проходит в Маврово, но
основная выставка — в Гостиваре. Шоу-программа, сольные концерты, песни
и игры на трех языках: македонском, албанском и турецком.
Также
действует культурно-художественное общество «Братья Гиноски», в котором
есть несколько секций: секция старинных городских песен, секция
фольклора (танцевальная секция), а также секция современных танцев.
Библиотека «Вук Караджич» находится сразу за Домом культуры. В нем
более 8000 наименований, то есть более 80000 книг. Также в библиотеке
есть детский отдел.
«Литературные искры» - международный
фестиваль поэзии;
В связи с хорошими экономическими и транспортными возможностями, а
также с постоянным увеличением населения, со второй половины 20 века в
городе Гостивар стали открываться ремесленные и торговые лавки. Также
был введен базарный день (вторник). С этими новыми возможностями в то
время начинается процветание Гостивара. Купцы из Велеса и Тетово,
ремесленники из Крушево и Кичево одними из первых создали Гостиварский
базар. В то время в Гостиваре было большое расширение различных ремесел,
которые прежде всего больше служили для удовлетворения потребностей
деревни. Раньше в Гостиваре было много терзи, опинчаров, шорников,
шорников, гончаров и др. В настоящее время эти ремесла находятся на
грани полного исчезновения или сводятся к слабым воспоминаниям среди
населения.
Сегодня в Гостиваре развиты торговля, промышленность и
экономика. Известными промышленными объектами являются завод «Силика»,
стекольный завод, текстильная промышленность «Готекс», скотобойня «Горни
Полог», мельница Зито Шар, доломитовый завод «Вардар Доломит», который
был приватизирован несколько лет назад и успешно продвигает свою
продукцию на зарубежные рынки. В последние годы торговая активность
значительно возросла. По всему городу расположено несколько рынков
гиганта "GETRO", у которого есть магазины и рынки и в Хорватии, а в
самом центре города, рядом с башней с часами, построен современный
современный торговый центр "De Jure". построен в несколько этажей со
структурным фасадом.
KK Gostivar - самый известный спортивный клуб Гостивара. Существует с
1954 года под названием «Маврово». С тех пор клуб несколько раз менял
название: Gotex, Vardar-Komerc, Gostivar и Nicol Firth. Он добился
значительных спортивных результатов как в бывшей Югославии, так и в
последнее время. Трижды в 1965, 1967 и 1968 годах завоёвывал титул
Чемпиона Республики. Он успешно играет во второй лиге бывшей Югославии.
Несколько раз команда пыталась попасть в первую лигу, но не хватало
последнего решающего шага для достижения цели. Наиболее заметные
результаты команда зафиксировала в далеком 1964-1965 годах, когда ей
удалось обеспечить себе участие в четвертьфинале, где она уступила
«Белграду», тогда обладателю чемпионского титула.
Гостивар принимал
кубок в 1993-94 годах.
РК Пантери — старый гандбольный клуб из
Гостивара. Он тоже играл в первой лиге, после чего на какое-то время
пропал. Через несколько лет он был восстановлен и работает до сих пор.
ПК "Бистра" - альпинистское общество из Гостивара, существующее с 1985
года и функционирующее в основном благодаря энтузиазму его членов. Они
совершили множество восхождений по всей Македонии.
В Гостиваре есть три государственные средние школы и одна частная:
Средняя школа «Пансе Попоски» - основана решением Ассамблеи
муниципалитета Гостивара в 1960 году и начала работать с 1960/61
учебного года с двумя классами на македонском и албанском языках, в
каждом из которых обучается 35 человек. Первое поколение выпускников
средней школы относится к 1963/64 учебному году.
СУ "Цеде
Филиповски",
CSNO "Злате Малакоски" и
ПГУ "Яхджа Кемаль" - колледж
в Гостиваре, существующий с 1999 года. Он функционирует как частная
средняя школа.
В городе четыре начальных школы:
ОУ
«Братство-Единство»,
ОУ "Гоче Делчев",
ОУ «Исмаил Лемали» и
ОУ
«Мустафа Кемаль Ататюрк», у которого есть районные школы в селах: Долна
Баница, Беловище и Врапчище.
Согласно старому разделению, в муниципалитете Гостивар было 26,54%
македонцев и 59,01% албанцев, но с новым разделением, с присоединением
сельских муниципалитетов Вруток, Долна Баница, Србиново и Цегране,
количество македонцев уменьшилось до 19,77 человек. %, а албанцы -
66,37%. Большая часть македонской общины города считает, что таким
образом обеспечивается политическое господство албанцев в Гостиваре.
С этим связана тенденция реабилитации некоторых албанских деятелей
времен Второй мировой войны, входивших в организацию Бали Комбетар. По
мнению албанцев, это герои, но македонцы считают, что это фактически
узаконивает фашистскую оккупацию Македонии. А именно, одни и те же лица,
согласно македонцам и их воспоминаниям и согласно македонской и мировой
историографии, совершили большое количество убийств, краж, изгнаний и
преступлений против неалбанского населения.
Однако значительной
миграции македонцев в другие части страны в городе не наблюдалось.
Рожденный
Харалампие Поленакович (1909-1984), македонский академик
Александр Гаревски (5 ноября 1912 г. - 10 сентября 1988 г., Скопье) -
македонский инженер-строитель и бывший профессор строительного
факультета в Скопье.
Лазо Наумовски (1923-1978) - македонский
писатель для детей.
Христо Исакиев (1926 - 1945) - македонский
партизан, борец за свободу Македонии и участник НОВ.
Тома Костов
(1925 - 1945) - македонский партизан, борец за свободу Македонии и
участник НОВ.
Панче Попоски (1924 г. - татарский Елевци, Дебарско,
август 1944 г.) - македонский коммунист, участник НОВ и национальный
герой.
Вукан Диневски (22 апреля 1927 — 27 сентября 2006, Скопье) —
македонский актёр театра, кино и телевидения, режиссёр, педагог,
исполнитель народной и художественной поэзии.
Тодор Чаловски (1945) -
македонский писатель
Ибрагим Ибрахими (1967 г.) - министр труда и
социальной политики Македонии в период 2016-2017 гг.
Йован
Манасиевски (21 мая 1968 г.) - македонский политик, депутат от ЛДП.
Бесим Догани (1972) - македонский политик, заместитель председателя
Собрания Республики Македония.
Сулейман Рушити (1972), политик и
министр
Нексати Якупи (10 июля 1973 г.) - македонский политик и
министр окружающей среды в период 2008–2011 гг.
Висар Вишка (род. 17
января 1977 г.) - македонский актер.
Ружица Милошеска Брчёска -
вокалистка, автор песен, композитор и участница музыкальной группы Area.
Ивица Брчоски - гитарист, композитор и участник музыкальной группы Area.
Связанный
Томе Серафимовский (из Зубовцев), скульптор
Янаки
Манасиевски (из Галате) (1943–2000), первый македонский генерал в
независимой Македонии.
Чеде Филиповски - Дама (из Никифорово),
национальный герой
Александр Хомовский (из Пожаране), журналист
Джон Ф. Трифуноски (из Врутока 1914-1997) был одним из самых известных
македонских и сербских антропологов и географов.