☏ +389 2 323 0780
Церковь Святого Спасителя — один из самых значимых памятников
культуры в Скопье, к востоку от крепости Кале. Церковь является
памятником культуры, охраняемым законом, а богослужения и
религиозные обряды в ней совершаются только в праздник ее
покровителя Спасовдень.
Строительство
Во двор можно попасть через тяжелые дубовые ворота с
цепями, над которыми возвышается простой каменный саркофаг, в котором
покоятся останки македонского революционера и борца за свободу Гоце
Делчева (1872-1903). Церковь трехнефная, средний неф сводчатый, боковые
нефы плоские и обшиты досками кубами, а в западной части возведена
женская галерея. На южной стене, выше современного уровня пола, при
ремонте церкви в 1963-64 годах была обнаружена роспись XVI-XVII вв. И
эта самая стена говорит о части истории этой церкви, построенной в 16
веке. В течение XIX века церковь получила свой окончательный вид. В 1824
г. был достроен иконостас, а в 1867 г. изготовлена часть престольных
икон. Ремесленные гильдии и купцы из Скопье внесли свой вклад в создание
иконостаса и икон.
Иконостас
Церковь св. Спас имеет особое
значение благодаря очень красивой художественной резьбе, в которой
выполнены иконостас, трон правителя, проповедники, певцы и пьедестал для
лобзания икон.
С архитектурной точки зрения иконостас «Св. Спас»
принадлежит иконостасу в один этаж. Этот иконостас по своим
художественным качествам принадлежит к числу самых красивых произведений
Миячки Копаничар вообще. Иконостас имеет длину 10 метров и соответствует
трем нефам церкви. Его высота составляет 4,50 метра, а в средней части,
где находится крест с распятием, его высота составляет 7 метров. Средняя
часть немного оттянута к алтарю, чем нарушается плоскостность
иконостаса. На северной и южной частях иконостас обрывается и
продолжается по метру в длину с каждой стороны, но с гораздо меньшей
высотой.
По своей конструкции иконостас делится на пять
горизонтальных поясов: цоколь, тронную иконную галерею, архитрав, аттик
и акротерий. Резьба конструкции отличается от тех частей, которые должны
заполнить плоские поверхности и пустое пространство. Но все эти детали
соединяются продольными и поперечными соединениями в изделиях из дерева,
и таким образом получается структурная единица.
Мотивы
иконостаса, согласно руководствам по росписи, заимствованы из Священного
Писания. Но декоративный элемент различных сцен из Священного Писания
никогда не оставался в одиночестве, он весь связан с листьями, цветами,
животными, а иногда и с мотивами геометрических орнаментов. Так, в
переплетении листьев, цветов, животных и геометрических орнаментов
сакральная легенда вылеплена фигурами людей, иногда в стираных народных
одеждах. Так обстоит дело с Соломеей в сцене пира Ирода или с
жертвоприношением Авраама в винограднике Господнем. Богатство
разнообразных мотивов и композиций из растительного и животного мира,
переплетающихся с геометрическим орнаментом, проработанных в глубоком
рельефе и вплетающихся в композиции на основе текста Священного Писания,
показывает богатство, вполне сходное с изделиями Куюндзи. Следовательно,
все это умещается в огромную кружевную арабеску, где ни одна часть
грецкого ореха не остается необработанной; оно дрожит и издалека кажется
очень приятным, необыкновенным.
Престольные иконы, в большинстве
своем, были выполнены вместе с иконостасом, о чем мы узнаем из найденных
на некоторых из них надписей. Две престольные иконы выполнены в 1867
году и на них есть надпись с именами жертвователя и художника. Под
престольными иконами расположен тонкий карниз, обернутый веревкой,
отделяющий престольные иконы от рельефно-орнаментированного нижнего
фриза; есть маленькие поли, маленькие "китабинья". Их столько же,
сколько тронных икон (десять). На них искусно вырезаны различные сцены
из Ветхого и Нового Заветов, богато переплетенные листьями, цветами и
животными. Эта часть, помимо обновленных колонн и люнетов (архивов),
является наиболее резной частью иконостаса.
В те годы, когда
бригада Петре Гарката делала иконостас, они изготовили трон правителя,
амвон, проскинитор - пьедестал для целования икон и два аналога -
певчих. Как в иконостасе, так и в упомянутых выше предметах в основном
преобладает стиль барокко. Но через него более или менее переплетаются
другие стили. Со старинными произведениями резьбы по дереву
средневекового искусства, заимствованием мотивов из готического и
ренессансного искусства, а затем с натуралистическими мотивами,
композициями из стиля рококо и с множеством мотивов из восточного,
исламского искусства.
Таким образом, сливая и переплетая
различные стили, Мияки создали уникальный стиль, который в первые годы
своего развития достиг вершины в бондарном искусстве. Несмотря на
относительно скромные размеры, иконостас впечатляет мастерством
исполнения, высоким художественным качеством и богатством содержания,
что ставит его в один ряд с высшими достижениями копаничского искусства.