Струга


.

 

 

 

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

 

 

Описание Струга

Струга (македонский: Струга, албанский: Струге) - город на западе Северной Македонии на озере Охрид. Прозвище "Город поэзии", он известен своим ежегодным международным поэтическим фестивалем. В отличие от более крупного и более популярного Охрида, Струга расположена на равнине и более этнически разнообразна. Тем не менее, он содержит достаточное количество достопримечательностей, как в городе, так и в окрестных деревнях.

Струга всегда была в тени Охрида, так как в Охриде больше памятников и лучше сохранившихся домов. Но Струга все еще может быть забавной однодневной поездкой из Охрида, если ее совместить с поездкой в ​​деревни на западном побережье озера Охрид, где главной достопримечательностью, помимо красивых тихих пляжей, являются пещерные церкви.

В отличие от Охрида, расположенного на холмах, Струга плоская, раскинулась вокруг реки Дрим. Это отличное место, чтобы расслабиться с чашкой кофе у реки.

В то время как в городе Струга проживает большинство этнических македонцев, муниципалитет Струги в целом с его 50 соседними деревнями является домом для албанского большинства.


 

 

 

Происхождение термина
Древнее название города - Энхалон, что на древнегреческом языке означает угорь, и в то время город был небольшим поселением. Позже поселок получил название Струга.

Название Струга происходит от чистого и характерного славянского слова. Жители Струги и Охрида дают два объяснения происхождения этого названия.

Согласно первому народному толкованию, название Струга происходит от открытого географического положения города: места, где постоянно дует ветер.

Второй - совсем другое: когда-то македонские славяне (Бршачи и Миячи) в Струге занимались животноводством и в определенное время стригли многочисленных овец на ножнице (стрижке шерсти) у устья (устья) Черного Дрима из Охридского озера. Однако это может быть более логично связано с проходом через загон для дойки овец, который называется веревкой.

Некоторые авторы утверждают, что город назван так потому, что Черный Дрим проходит сквозь расстояние (турецкое слово для места, окруженного тростником и другими материалами для охоты на угря и рыбы в целом).

Возможно, наиболее близким к истине является объяснение, что Струга означает рукав реки, приток (в данном случае исток Черного Дрима) в месте с рыболовным снаряжением.

Впервые под славянским названием Струга город упоминается в документе 11 века. В другом документе XVI века (письме Калимана) в императорской хартии дается «доход от охоты на рыбу в городе Струга, который направляется в Зографский монастырь».

История
Струга - старинное поселение, восходящее к периоду неолита. В древности Струга была очень прибыльной, поскольку располагалась на дороге Виа Эгнатия, которая соединяла Восточную и Западную Римские империи. Археологические находки и раскопанные памятники говорят о том, что жизнь здесь восходит к доисторическим временам. Первое поселение эпохи неолита было зарегистрировано около 3000 г. до н.э. Древнее название города - Энхалон, что означает угорь, а нынешнее название Струга получило его позже от старославянского слова «страга», что означает проход.

Праславянский период
На основании некоторых археологических находок предполагается, что древний город Энхалон, вероятно, основанный членами иллирийского племени десарети, находился недалеко от современной реки Климетика. Основные археологические находки включают рельефное надгробие (IV в.) И витражную вазу, которая, как считается, была привезена из Египта, эпохи римского тысячелетия, а также несколько древних гробниц с декоративными предметами и керамикой, найденные в Св. . Грузия. Древний историк Полибий дает информацию о битвах между древними македонцами и иллирийцами в районе Охрида и утверждает, что король Филипп II захватил Энхалон в 334 году до нашей эры. В 148 г. до н. Э. город пал перед римлянами, которые построили знаменитую стратегическую Виа Эгнатия, которая соединила Рим через Дуррес и Салоники с Константинополем. Эта дорога также проходила через древний Энхалон.

В то время город Энхалон экспортировал продукты сельского хозяйства и животноводства в другие части Римской империи, импортируя предметы для практического использования из золота, серебра, металла в целом и стекла. Римское правление закончилось в четвертом веке. Затем Охрид был присоединен к Эпиру. Практически в то же время начинается распространение христианства в районе Струги. Считается, что первым христианским миссионером в этой области был епископ Антиохийский Эразм. В то время здесь было построено несколько церквей.

Поселение славян
После массового вторжения южных славян, затопивших Балканский полуостров, на бывшую иллирийскую территорию, у берегов Охридского озера, прибыли представители славянского племени березити (Бршачи). Они пришли с востока через Битолу и Преспу. Березиты, несомненно, одно из крупнейших македонских славянских племен, поселились в Струге, где они смешались с однокровными Мияци, пришедшими сюда с севера.

Вероятно, тогда, в конце VI или начале VII века, березиты основали сегодняшнюю Стругу. Некоторые авторы предполагают, что березитяне нашли на этом месте заброшенные руины гораздо более древнего неславянского поселения.

 

Есть еще одна возможность рассмотреть этот вопрос. Возможно, древний город дожил до подхода берзитов в районах Охрида и Струги, когда его иллирийцы и другие жители, охваченные страхом, покинули его и укрылись в горах. Если так, то македонские славяне полностью разрушили город и построили новое поселение, подобное поселениям, которые они основали на всеславянской прародине, где-то за Карпатами. Окрестности нового города очень подходили для некоторых местностей на родине. В частности: вокруг устья Черного Дрима раскинулось большое болото, которое, вероятно, покрыло все современное поле Струги, полное разнообразной и богатой флоры (кустарники, тростник и т. Д.) И дикой природы. В связи с этим у жителей молодого поселка Струга не было причин опасаться нехватки продуктов питания. Березиты были отличными охотниками и рыбаками, а Черный Дрим и Охридское озеро давали им неограниченные возможности для обильной рыбной ловли. Эта необычайно важная экономическая база, а затем обилие воды и других природных ресурсов в непосредственной близости, позволили Струге постепенно и непрерывно развиваться до определенных пределов, обусловленных близостью Охрида, города с явно более важным и ключевым стратегически-географическим положением. . Вокруг Струги выросли славянские поля и горные деревни. Она стала их центром во всех отношениях.

Вскоре после прихода болгарских неславянских племен на Балканский полуостров их ханы стремились расширить границы своего государства за счет других южных славян и Византии. Хан Пресиан вошел в восточную часть Македонии, вероятно, в область Брегальница, а также к северу и югу от нее. Князь Борис (853-888), который вынудил болгар к обращению, изгнал византийцев с территории всей Западной Македонии и завоевал Стругу и ее окрестности. Он также проник глубоко в Албанию, где жили и славяне.

Сначала Византия не хотела признавать новое положение в этой части Балканского полуострова, но позже, в 864 году, она подписала договор с болгарским князем Борисом I и признала де-юре его правление на недавно завоеванных территориях, то есть в Македонии. Струга оставалась под властью Болгарии во время правления болгарского царя Симеона Великого (893-927), который стремился вытеснить Византию с Балкан, чтобы создать обширную южнославянскую империю (такие идеи позже разделяли македонский царь Самуил и сербский царь Душан). .

Во время, после и после Самуила
Положение македонских славян в Струге и районе Струги было в среднем хорошим во время правления Самуила, хотя он вел постоянные войны против византийцев. Тогда в этом районе богомилы были в большинстве, но их не преследовали. Большое ухудшение произошло после установления византийского правительства в Македонии. Струга находилась в границах охридской тематики и подвергалась жестокой феодальной эксплуатации. Византийские чиновники (как военные, так и гражданские), которые прибыли в Черный Дрим из более крупных и более развитых городских центров империи, зная о продолжительности своей жизни там, стремились использовать свои услуги, чтобы быстрее разбогатеть за счет македонских славян. Более того, они не знали о милосердии. Выжимали все, что можно было выжать, грабили все, что можно было ограбить. При этом выделялись государственные органы по сбору налогов, а также греческое духовенство, которое делало все, чтобы искоренить славянское богослужение в церквях. Знаменитый охридский архиепископ Феофилакт (1084-1108), который перевел и представил свою обширную биографию Климента Охридского (а затем сжег славянский оригинал), в некоторых своих письмах жаловался, что государственные власти обременяют его подданных - рыбаков и мельников - с удвоенными налогами, не имея законного права. Это также относилось к македонским славянам в районе Струги, потому что они также были его «подданными».

Струга снова попала под власть Болгарии во времена Калояна (1197-1207). Она была рабыней болгарского государства во времена Ивана Ассена (1216-1240). Можно сказать, что он возродился свободно, как во времена Самуила, после создания независимого государства македонским феодальным правителем Стресом.

Струга и регион Струга сильно пострадали в XI веке, когда норманны во главе с Робертом Гвискаром и его сыном Бемундом глубоко проникли в Македонию после Виа Эгнатия. Перед приходом норманнских завоевателей византийские власти в Охридской теме собрали солдат для своей пехоты. Также при переходе норманнов Струга была разграблена. Солдаты из Северной Европы совершили множество преступлений в районе Струги. Некоторое время город находился под властью эпирианцев, чей деспот Теодор Ангел Дука Комнин был коронован императором архиепископом Охридским Димитаром Хоматианом (1217-1234) (автором краткой биографии Климента Охридского).

 

В XI веке Стругу посетила византийская писательница-путешественница Ана Комнина, в записях которой Струга названа городом сотни мостов. В средние века благодаря уже существующей Виа Эгнатия и недавно построенным дорогам Самуила Струга превратилась в богатый торговый центр. Писатель-путешественник Бернар описывает его как важный перекресток, а Эвлия Челеби, останавливавшаяся здесь во второй половине 17 века, свидетельствует о двух крупных ярмарках Струги, проводившихся в течение двух лет, которые посетили до 50 000 посетителей. Район, где были построены тысячи магазинов и других объектов, до сих пор называется Панагьюриште. В городе XIX век проходит в знак возрождения и освобождения от духовного влияния Греции. Именно Струга через братьев Дмитрия и Константина Миладинови стал предвестником и центром македонского национального возрождения.

Под сербской империей
После восстановления Византийской империи в 1261 году византийцы правили всей Македонией около 20 лет, не будучи потревоженными ею. Но в том же веке началась экспансия и консолидация сербского правительства на юге, на территории Македонии. Сербский царь Милютин первым оккупировал македонские территории. Душан Сильни (1331-1355) включил Стругу в пределы своей великой империи, со столицей в Скопье. Он назначил севастократа Бранко Младенови ((отец Вука Бранкови)) губернатором Охрида и Струги. Но более вероятно, что его сын Гргур Бранкович практически находился у власти.

В то время Струга была еще известным экономическим центром, особенно с развитым рыболовством. В уставе царя Душана Сильного город Струга упоминается как место охоты и рыбалки, подаренное храму Пресвятой Богородицы Периблепти в Охриде. В том же документе указано, что тогда Струга была разделена на две городские части: Вранинска Струга и Мала Струга, вероятно, называемая так согласно речным рукавам Блэк Дрим, на расстоянии.

Царь Душан позволил известным дубровницким купцам перемещаться по своей стране. Это положение способствовало развитию торговли в наиболее важных городах Македонии. Караваны дубровницких купцов, груженные драгоценными и разнообразными товарами из стран Западной Европы, останавливались в основном в Скопье, тогдашней столице сербского государства, а меньшая часть купцов продолжала свой путь в южную часть Македонии. Часто посещали Прилеп, Битолу и Охрид. Дубровницкие торговцы, которые должны были добраться до Охрида, также отправились в Стругу, чтобы продать то, что они везут, а также купить скот и сельскохозяйственную продукцию Струги.

Под властью Османской империи
Преемник Душаана, король Уро, был неспособен спасти королевство от раскола и ослабления. Некоторые сербские феодалы стремились стать как можно более независимыми и не зависеть от центрального правительства. Затем усилился честолюбивый царь Волкашин (1365–1371). Ему удалось укрепить свою власть в Прилепе, Битоле, Охриде и Струге. После его смерти в битве на реке Марица в 1371 году эту территорию унаследовал легендарный герой народной поэзии всех южных славян король Марко (1371–1395). Хотя король Марко был турецким вассалом, он заботился о защите македонских славян от все более частых турецких грабежей в этой части Македонии. Струга недолго оставалась под прямым правлением короля Марко, потому что великий префект Андреа Гропа (вероятно, албанского происхождения) утвердился в районе Охрида и в районе Струги как независимый хозяин. Но даже Gropa не смог сделать ничего значительного для защиты населения в своей области. В то время турки начали постоянно завоевывать и покорять македонские города. Знаменитый военачальник Тимур Таш-бей организовал поход из Самокова через Овче Поле на юго-запад Македонии. Его войска захватили города Стип, Велес, Прилеп и Битола.

После стабилизации турецкого правительства в Македонии было произведено административно-территориальное деление всей страны. В 1582 году в Охридский Санджак вошли следующие нахи: Охрид (со Стругой), Преспа и Дебрка (из Охридской казы) и Горни Дебар, Зупа и Река (из Дебар казы).

В конце 1670 года знаменитый писатель-путешественник Эвлия Челеби также посетил Стругу, которая, по его словам, была одним из мест, откуда взималась самая большая подача крови. Согласно его показаниям, в Струге был старый деревянный мост с 12 арками и длиной около 50 метров, а на мосту был построен дворец агаты, охраняемый 45 вооруженными гавазами. В то время раз в год в Струге проводилась большая ярмарка, которая длилась десять дней и собирала около 40-50 тысяч человек и около тысячи торговцев. Основными промыслами в городе были кузнечное дело, шорное дело, гончарное дело и др.

 

Греческая пропаганда
В начале 17 века греческое влияние в Струге и районе Струги усилилось. Тогда греки пришли из южных епархий Охридского архиепископства. До этого в городке у Черного Дрима сохранилось славянское богослужение, а надписи на фресках и иконах были на славянском языке кириллическими буквами. Священники и монахи Струги неустанно и с любовью переписывали славянские рукописи. Доказательством тому можно считать тот факт, что в Струге был найден славянский перевод службы Климента Охридского в расшифровке стенограммы сербской редакции XV века. Испытывая славянскую традицию в церквях и келейных школах при храмах, Струга оказал необычайно стойкое сопротивление грецизму и всеми силами пытался предотвратить его проникновение в окружающую среду. Но греки вообще не сдавались. Из соседнего Охрида он начал распространяться на Стругу, в то же время с аналогичным пагубным влиянием, исходящим из Албании, которой также угрожала новая политика патриархата в Константинополе.

В 17 веке католическая пропаганда ожила в регионах Охрид и Струга. Она и раньше действовала в Македонии, в основном по политическим мотивам. Время от времени она падала и совсем ничего не чувствовала. В 1651 году Папа назначил Андрея Богдани католическим архиепископом (архиепископом), но он не приехал в Македонию, в Охрид, опасаясь быть убитым православными христианами.

ВМРО
Внутренняя македонская революционная организация в Струге и районе Струги развернула гораздо более обширную и обширную деятельность после прибытия Христо Узунова и Николы Русинского в районы Охрида и Струги. У двух способных революционеров, централистов, были очень четкие представления о том, как должна происходить дальнейшая подготовка македонского народа к вооруженной борьбе против многовекового поработителя. Они ввели разнообразную тактику, которая использовалась до того, и приказали революционным отрядам двигаться только ночью, уничтожая следы за ними. Кроме того, в строгом порядке отряды были обязаны: проводить боевые учения в труднодоступных горных районах; чтобы избежать боев, которые будут навязаны им турецкими войсками, чтобы сохранить жизненную силу ВМРО для решающего сражения. В жаркую погоду отряды ночевали за пределами населенных пунктов, а если они селились в деревне, то жители села были обязаны выставить собственную охрану.

И городские, и сельские комитеты приняли новых членов Революционной организации. Вся территория была покрыта сетью ВМРО. В каждой деревне, даже самой маленькой, был свой сельский комитет, в который входили: вождь, секретарь, казначей, деревенский князь и 2-3 члена. Кроме того, у селькомов были свои курьеры и охрана (охрана) для защиты поселка от непредвиденной опасности. Тех, кто не был в отрядах, но имел оружие, включали в народное ополчение, которое действовало только при необходимости.

Македонские крестьяне больше не обращались в турецкие суды. Комитеты и герцоги взяли на себя судебную власть. Комитеты ВМРО также ускорили вооружение; заказанные сбережения на свадьбах и других подобных обрядах; запретили девушкам и женщинам носить украшения; приказал увеличить производство сельскохозяйственной продукции и животноводства, чтобы производители могли иметь доступ как к деньгам, так и к продовольствию, необходимым для партизанской войны.

Комитеты ВМРО в Струге и Охриде вступили в борьбу со всеми видами суеверий (магия, гадание, ясновидение и т. Д.). Организация с помощью учителей и других более просвещенных людей заставила македонцев постепенно привыкать к более гигиеническому образу жизни и обращаться за медицинской помощью в случае болезни, вместо того, чтобы обращаться к шарлатанам, которые разбогатели за счет необразованных. ВМРО запретил их деятельность и преследовал их.

VMRO в Струге развивает ряд моральных качеств среди своих членов, а через это и среди всех людей в этом районе. Из этических ценностей, которые прививал и культивировал ВМРО, на первое место вышли борьба с ненавистью ко всем туркам в целом и соблюдение строжайшей половой морали в отрядах и деревнях. Виновные в последнем были приговорены к смертной казни. Затем были даны инструкции, как бороться с изменниками и эксплуататорами трудящихся.

Положительные результаты были видны в повседневной жизни. Отряды очистили грабителей. Население вздохнуло с облегчением от своего ужаса. Хотя ВМРО также боролся против жестокой феодальной эксплуатации македонских крестьян, Комитет Струги проводил иную практику в отношении помещиков в Струге: революционные отряды защищали помещиков от произвола их хозяев, но также и от помещичьих грабежей. Из-за этого чифликсайби - албанцы и турки - бесплатно снабжали отряды продуктами питания.

Илинден 1903

До и во время восстания
После прибытия Русинского в Охридский регион Охридский революционный округ был разделен для облегчения функционирования на десять революционных округов с главным центром в Охриде и штаб-квартирой в Струге. Согласно этому разделу, на территории Струги были созданы следующие революционные регионы:
Девятый революционный район: Струга, под псевдонимом Дримкол, с центром в селе Вевчаны и
Десятый революционный регион: Малезия, на правом берегу реки Црн Дрим, с центром в деревне Присовжани.

Он также выступал в 1903 году. Революционная деятельность в Струге не утихает. Комитеты VMRO используют зимние месяцы для более прямой работы с членами и всем населением. Но турецкие власти не сидят на месте. Полиция повсюду рассылает своих агентов, собирает данные и передает их мудрому человеку Струге, чтобы он мог принять соответствующие меры против ВМРО. 19 января 1903 года мудрец из Струги покинул свой штаб во главе воинского отряда численностью около 40 человек и посетил село Радозда в поисках комитов. Солдаты тщательно обыскали дома, но ничего подозрительного не обнаружили.

В первые месяцы 1903 года произошел ряд важных событий, которые должным образом отразились в районе Струги. Знаменитый Конгресс ВМРО в Салониках был созван сторонниками внутреннего превосходства и явными предателями македонского народа. Затем состоялся Смилевский съезд, на котором делегаты Охрида, которые также представляли регион Струга, высказались против объявления восстания из-за своей позиции на местах. Однако решение провалилось. Съезд назначил Христо Узунова руководителем революционных отрядов Охридского и Стругинского районов. Сразу после возвращения со Смилевского съезда он начал форсировать подготовку края к активному участию в вооруженном восстании. Комитеты продолжали закупать оружие и открывать нелегальные склады и убежища в горах. 14 мая 1903 года руководство Охрида и Струги прибыло в районный штаб Главного штаба повстанческих войск во главе с дамой Груевой. Район рекомендует установить курьерское сообщение из Струги в Генеральный штаб «через район Ресен или Демир Хисар».

С того же месяца быстро заправляются картриджи для компаний в доме Дудуловци в Струге. Этот нелегальный литейный завод при нормальных условиях заправлял в среднем 2000 картриджей в день. В то же время Комитет Струги ВМРО задействовал более опытные женские группы, шесть из которых были особенно активными. Их возглавили десять человек: Дола Бамбалова, Фана Бендова, Мара Китанова, Мара Мечкарова и Пара Спасова.

За несколько недель до Илинденского восстания комитет Струги ВМРО обязал очень активного члена Васильку Якимову Матову вывезти, согласно данному проекту, флаг Революционного региона Струга. Поскольку не было единой директивы по изготовлению революционных флагов с одним наброском, жители Струги сделали свой боевой флаг следующим образом: на одной (основной - здесь слева) стороне была вышита девушка с флагом в руках - аллегория Македонии - и надпись на этом флаге. «Свобода или смерть». Справа от девушки стоял маленький лев. Девушка наступала на предметы, знаменующие поражение Османской империи. С другой (правой) стороны был большой лев с поднятым хвостом, наступающий на турецкий флаг с религиозными символами: полумесяц и звезда. Вышивка с двух сторон на красном шелке.

Флаг стоял на длинной деревянной гладкой ручке. Интересно, что бахрома из красного шелка и золотого серебра свисала не со всех трех свободных краев флага, а только сбоку и снизу. Верхний край флага был свободен, а наверху ручки был букет (как на свадьбу).

Июль 1903 года был наполнен различной активизацией деятельности городских комитетов ВМРО в Охриде и Струге. Комитет Струги часто сталкивался с большими трудностями из-за этнического состава населения, а также из-за близости Албании. Хотя у ВМРО было большое количество сторонников, соратников и членов среди албанцев, революционное руководство Струги не знало, как отреагируют албанцы с их родины, если реакционным кругам удастся убедить их в том, что борьба македонцев была антимусульманской, а это не было и не могло быть. быть.

Другой нерешенный вопрос - это ведение борьбы после объявления восстания. Даже после Смилевского съезда руководство Струги колебалось в отношении тактики и стратегии борьбы по уже упомянутым причинам. Очень похожие трудности были и в Охридском районе. Тем не менее подготовка продолжалась ускоренными темпами. Революционный регион Охрида был разделен на пять субрегионов, два из которых в Струге: Струга и Дебар Дримкол - к западу от реки Црн Дрим, с ответственными князьями Лукой Групчевым и Марко Павловым, и Малезия, на восточном берегу Черного Дрима, с ответственным герцогом Тасе Христо."

 

После Илинден 1903 г.
После подавления Илинденского восстания комитет Струги ВМРО принял ряд мер, чтобы помочь тем деревням, которые пострадали больше всего. Комитет реализует идею самопомощи македонского народа, которая оказалась быстрее и эффективнее, чем средства, предоставляемые различной пропагандой. Церковь св. Грузия. Протокол заседания правления, проведенного 31 августа 1903 года, показывает, что «в том году (когда он был митрополитом Феодосием Голабовым - Б.М.) (церковь) имела чистый доход в размере 20 258 грошей… псалмы), слуг и милостыню ». Милостыня означает средства, которые павшие революционеры раздавали бедным семьям.

В октябре 1903 года другое событие подтвердило революционный характер женщин в районе Струги. Мартиника из села Ябланица, член ВМРО, застрелил иностранного предателя и турецкого шпиона. Турецкие власти схватили ее, связали и перевели в центральную тюрьму в Битоле. Мартиника не успокоилась, но сумела сбежать из тюрьмы с помощью других заключенных. Это событие удивило полицию Битолы, которая не смогла ее выследить. Мартиника жила нелегально и продолжала работать на Революционную организацию.

Комитет Струги ВМРО быстро обновил революционную сеть на территории. Новые и молодые люди пополнили редкое руководство сельских комитетов. Женские группы Организации также расширились и пополнились новыми членами.

Возобновление сербской пропаганды в Струге продолжает создавать препятствия для нормальной деятельности ВМРО. Хотя она очень слаба, она не отказывается от этой области. Ее агитаторы вербуют сторонников даже среди членов Организации, что привело к убийству герцога Ставра Гогова, который оказался большим врагом сторонников превосходства и всей иностранной пропаганды. Наемник тяжело ранил герцога, но через несколько недель он все же поправился и продолжал действовать в этом районе. Это было в 1906 году. В том же году турецкие власти убили очень активного сотрудника ВМРО, священника Петре из села Вевчаны. Это убийство вызвало большой бунт среди населения, и комитеты использовали его для усиления агитации среди македонцев и среди друзей-мусульман.

11 апреля 1907 г. македонские бойцы из нескольких отрядов собрались в Вевканах для консультации. Прибывшие отряды находились под командованием князей Ставре Гогова и других. Их обнаружили турецкие власти. Турецкие воинские части прибыли в село в сопровождении башибозуки из Лабуништы, Октиси и Подгорчи. Князь Гогов умер в окружении одинокой каменной башни.

После Hurriyet 1908 года правительство младотурков попросило македонцев из Струги служить в турецкой армии. Многие получили приглашения явиться в определенное подразделение. Затем Баба Парушка из Струги самостоятельно перевела 190 македонцев из города в горы, где они присоединились к компании Петра Чаулева (который иногда укрывался в Албании).

Два года спустя, 5 мая 1910 года, македонцы в Струге провели ежегодное городское собрание для обсуждения некоторых культурных и образовательных вопросов. Присутствующие избрали церковно-школьный совет из числа наиболее активных жителей Струги. Все избранные были мирянами. Правление, среди прочего, предложило построить в Струге новое школьное здание, потому что старое было в полуразрушенном состоянии. Граждане восприняли инициативу и начали вносить пожертвования добровольно.

Балканы и Первая мировая война.
Когда балканские монархий объединились, чтобы объявить войну Турции, чтобы преследовать свои тайные стремления разделить Македонию и другие балканские области все еще под властью султана - Струг - по карте так называемой «спорной зоны» - входил в сферу интересов Королевства Сербия, а Охрид - в болгарскую зону. Струга без боя оккупирована сербскими войсками, а турецкие войска отступают к Эльбасану (Албания).

Первая мировая война отразилась и на районе Струги. 26 ноября 1915 года в самом городе произошло столкновение болгарских и сербских частей. После нескольких дней боев сербские армии были вынуждены отойти в Албанию. Струга оккупирована болгарскими частями.

После окончания Первой мировой войны Струга снова оказалась под властью сербов. Жизнь в новом Королевстве сербов, хорватов и словенцев (SCS) была не намного лучше, чем в турецкие времена, поскольку македонский народ оставался национально угнетенным и лишенным гражданских прав.

вторая мировая война
В 1941 году Струга перешла под власть Италии. Освободилась 8 ноября 1944 года.

 

 

Интересные факты

Река Дрим, впадающая в Охридское озеро в Свято-Наумском монастыре, вытекает из Струги после прохождения через все озеро.
До того, как Дрим был заблокирован несколькими плотинами вниз по течению от Струги, на озере Охрид было много угрей. Ежегодный прогон угрей, когда они массово покидали озеро каждую осень для нереста в Атлантическом океане, был главным событием в Струге, где были построены плотины для ловли рыбы. История угря города прославляется в романе Луана Старовой «Путь угрей» («Патот на гулиагулите»).
Владо Малески, поэт из Струги, написал македонский национальный гимн "Denes nad Makedonija se raga". Впервые пелось в Струге.
Карнавал Василицы в селе Вевчаны проводится 14 и 15 января уже более 1500 лет.

 

 

Достопримечательности Струга

1 Церковь Святого Георгия (Црква „Св. Ѓорѓи“). Самая старая и самая значительная из церквей в городе Струга. Датируемая 13 веком, церковь наиболее известна благодаря иконе Святого Георгия, написанной в 1267 году и считающейся одной из самых важных в Македонии. Он также считается чудотворным, так как был найден в озере. Церковь была отремонтирована и расширена в течение многих лет, причем наиболее значительное событие произошло в 1835 году. Вокруг церкви можно найти несколько сохранившихся традиционных домов.
2 Музей Nezlobinski природы Никола (Никола Незлобински Музејот на природата), улица Нико Нестор, ☏ +389 46 786 664, info@museumstruga.mk✉. Музей был основан в 1928 году Никола Nezlobinski, русского врача, который жил и работал в Струге после Октябрьской революции. Незлобинский прибыл в 1924 году с задачей искоренения малярии. Он осуществил значительные улучшения в области здравоохранения и гигиены в этом районе и до сих пор пользуется уважением за свою работу. Музей, являющийся национальным учреждением, содержит отделения биологии, этнологии, археологии, истории и изобразительного искусства. Среди археологических экспонатов-мозаичные полы, найденные на ранних христианских стоянках в деревнях Струга-Октиси и Радолишта.
3 Мост поэзии (Мост на поезијата). Этот мост пересекает черную реку Дрим как раз перед тем, как впадает в Охридское озеро. Он наиболее известен тем, что в конце августа здесь проходит заключительное мероприятие поэтических вечеров Струга, где поэты читают свои произведения на родных языках с моста.
4 Халвети Текье (Халвети теќе). Это один из наиболее репрезентативных примеров османской архитектуры в Струге. Текье, суфийский Исламский монастырь, был основан Хасаном бабой в начале 18 века и состоит из пяти комнат в форме буквы "Т". К услугам гостей минарет, балкон и купол.
5 Старый базар (городской рынок, Градски пазар). Маленький базар Струги-это прямая улица, названная в честь Иосипа Броз Тито, и сегодня здесь больше кафе, чем магазинов. Он заканчивается оживленным рынком.
6 Дом Миладиновци (Куќа на браќата миладиновци). интересные примеры традиционной архитектуры. Братья родились и жили в этом здании, и сегодня оно служит музеем, посвященным им.
7 Галерея Вангеля Коджомана (Галерија вангел коџоман) (напротив дома Миладиновци). Одним из самых известных македонских художников XX века был этот уроженец Струги. В этой галерее выставлены его работы.

Окрестные села
Западное побережье Охридского озера
К западу от Струги вдоль озера идут деревни Калишта и Радожда, за которыми следует пограничный переход Кяфасан в Албанию.

8 монастырь Калишта (Калишки манастир). Этот живописный монастырь на берегу озера предлагает много интересного для изучения. Здесь находится множество церквей, в том числе две средневековые пещерные церкви. Церковь Девы Марии является самой древней и содержит значительные фресковые работы. Церковь Святого Афанасия, построенная в скале за пределами главного монастырского комплекса, относится к концу 14 века. Здесь также есть интересные фрески. Главная церковь монастыря была построена в 18 веке, хотя большая часть ее нынешнего облика датируется 1977 годом. Он содержит уникальную икону, найденную в пещерной церкви Девы Марии, которая изображает святую мать с младенцем Иисусом в черном. Под небольшой церковью Святого Петра текут воды, якобы обладающие целебной силой. Рядом с комплексом у его главного входа находится популярный отель Biser и пляж.
9 пещерная церковь Святого Михаила Архангела (Црква „Св. Архангел михаил"), село радожда. В радоже есть церкви мутлипле, сохранившийся участок древней дороги ВИА Эгнатия и освещенный крест высотой 22 метра (72 фута). Однако самой значительной его достопримечательностью является средневековая пещерная церковь, посвященная святому Михаилу Архангелу. Построенный в 13 веке, он расположен в одном из самых красивых мест западного побережья Охридского озера. Большинство его фресок датируются 14 веком, а самые старые секции датируются 13-м годом.

Подальше от озера
10 деревня Горна Белица (Горна белица) (11 км к северо-западу). Живописная горная деревня на высоте 1600 м над уровнем моря на горе Ябланица. Поселившись у Влахов (Ароманов) около 1730 года, деревня в наши дни имеет мало круглогодичных жителей. Тем не менее, многие люди поддерживают дома выходного дня в Горна-Белице. В деревне есть горный домик вместимостью до 30 человек. К востоку от деревни находится монастырская церковь, посвященная святому Клименту Охридскому. Это старый монастырь, но большая его часть была разрушена во время Второй мировой войны; сохранились восемь икон и крест. Церковь и ее колокольня были восстановлены.

11 Церковь Введения Пресвятой Девы Марии (Црква „Воведение на Пресвета Богородица“), деревня Враниште. В этой большой деревне находится церковь, датируемая 10 или 11 веком. Это небольшое здание, построенное из камня, но с некоторыми интересными архитектурными особенностями. Он окружен могилами.
12 Церковь Святого Николая (Црква „Св. Никола“), деревня Враниште. Эта главная церковь Враниште была построена до 19-го века на средства, пожертвованные османского чиновника. Церковь имеет доминирующую колокольню. В 2014 году в церковном комплексе был открыт музей, в котором хранятся археологические памятники, средневековые иконы и многое другое.
13 Церковь Вознесения Христова (Црква „Вознесение Христово“), деревня Вишни. Это значительная пещерная церковь недалеко от Вишни, вдоль каньона реки. Это требует приличного подъема в гору через лес и скалы, но путь показывает перила для безопасности. Дата постройки неизвестна, но ей несколько веков; Фрески датируются XIV веком, основываясь на характеристиках стиля живописи. К сожалению, из-за высокого уровня влажности в этом месте фрески сохранились не очень хорошо.
14 Церковь Святого Афанасия (Црква „Св. Атанасиј“), деревня Вишни. Вишни - старая деревня, расположенная на границе с Албанией. Здесь находится несколько церквей, а главная из них была построена в 19 веке и посвящена святому Афанасию. Он был построен из камня и имеет темный деревянный купол. Деревенское кладбище находится во дворе церкви. Недалеко от деревни находятся природные источники, которые стоит посетить.
15 Глобочица (Глобочица). Эта деревня является домом для искусственного озера с тем же названием, которое было создано в 1965 году. Создание озера, которое находится на реке Черный Дрим, потопило церковь Святого Илии в 15 веке. Когда вода чистая, ее все еще можно увидеть сквозь воду, а при низком уровне озера - верхнюю. Все движимые предметы в церкви были доставлены к Святому Георгию в Струге до того, как была затоплена река. Новая церковь, посвященная святому Илье, была построена в 2014 году на берегу озера. Озеро популярно для рыбалки и других прогулочных катеров.
16 Успенская церковь (Црква „Успение на Пресвета Богородица“), деревня Збажди. Главная церковь этой горной деревни посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Он был построен в 19 веке из камня. У этого есть отдельная колокольня, и сельское кладбище сидит выше этого.
17 деревня Ябланица (ланиабланица). Ябланица, расположенная на одноименной горе, представляет собой живописную деревню, в которой проживают этнические македонцы православной и исламской веры. В селе есть несколько церквей, в том числе Святой Илия, построенный в 1886 году, и «Церковь Девы Марии», главная церковь.
Лабунишки Езера 18, деревня Лабуништа. Над селом Лабуништа на горе Ябланица находятся два небольших ледниковых озера. Несмотря на то, что они маленькие, они расположены среди красивых горных пейзажей. Одно - верхнее озеро, а другое - нижнее. Сама Лабуништа - большая деревня, населенная македонскими мусульманами.
19 Успенская церковь (Црква „Успение на Пресвета Богородица“), деревня Модрич. Построенная в 1884 году, эта церковь была известна своей коллекцией икон, которая была недавно передана в музеи для предотвращения краж. Церковь имеет высокую отдельную колокольню и деревенское кладбище во дворе. Модрич - старинная деревня на горе Ябланица с традиционной архитектурой.
20 Подгорцы Озеро (Подгоречко Езеро). Крупнейшее ледниковое озеро горы Ябланица. Он имеет максимальную глубину 10 м (33 фута) и находится на высоте 2000 м (6560 футов) над уровнем моря в непосредственной близости от деревни Подгорци ниже.
21 Церковь Святого Афанасия и церковь Святого Николая (Црква „Св. Атанасиј“ и Црква „Св. Никола“), деревня Сельчи. Обе эти церкви в этой старой деревне датируются 19 веком. Святой Николай имеет большой доминантный купол, увенчанный крестом. Святой Афанасий меньше, но в обеих церквях есть значимые иконы.

Вевчани, в 14 км к северо-западу от Струги, является независимой деревней, известной своим древним карнавалом и природными пейзажами.

 

 

 


 

Транспорт

Как добраться

 

 

Транспорт по городу

 

 

Где поесть

 

 

Отели, хостелы и прочие

 

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация