Вевчани, Македония

 

Транспорт

 

Описание Вевчани

Вевчани (македонский: Вевчани) - деревня на западе Северной Македонии у подножия горы Ябланица. К востоку от границы с Албанией это 14 километров (8,7 миль) к северо-западу от города Струга и Охридского озера. Население составляет около 2500 человек, и это единственное поселение в муниципалитете Вевчани.

Деревня находится в живописной гористой местности. Большая часть Вевчани находится на высоте более 1000 метров (3200 футов) над уровнем моря. Вевчани известен своими природными источниками и пейзажами, ежегодным карнавалом, которому 1400 лет, и прошлыми попытками стать независимой республикой.

Вевчани окружен муниципалитетом Струга, кроме как на западе, где он граничит с Албанией. Это самый маленький муниципалитет по площади в стране за пределами Большого Скопье. Местные жители говорят на уникальном македонском диалекте, найденном только в трех других деревнях.


Происхождение названия

Название Вевчаны происходит от старославянского слова вес, что означает деревня. Добавление суффикса к демону дает название деревне - Вескани. В 17 веке он также назывался Весканы, а в 20 веке использовалось название Вехчаны, чтобы окончательно принять официальное название Вевчаны сегодня.

 

География и расположение

Деревня расположена в районе Дримколь, в западной части поля Струга, территория которого на восточном склоне горы Ябланица возвышается на ее гребне, где она касается линии государственной границы с Албанией. Поселок холмистый, дома возвышаются на высоте от 820 до 980 метров. От города Струга эта большая деревня находится в 13,5 км, а от региональной дороги Струга-Дебар примерно в 7 км.

Вевчаны расположены у подножия восточных склонов горы Ябланица, на высоте 800 метров. В частности, село находится на границе, то есть на стыке горного склона Ябланицы на западе и равнины дна долины на востоке.

Район Вевчани расположен к северо-западу от Охридского озера на западной стороне поля Струга на восточной стороне горы Ябланица. Он тянется в направлении восток-запад, от подножия, через холмистую местность, вплоть до гребня горы Ябланица. Он граничит с муниципалитетом Струга и в более узкой части касается линии государственной границы с Албанией.

Населенные пункты в нижней части поселка носят следующие названия: Суво Поле, Пельвец, Петрушин Красный, Врбице, Попой Костенье, Буклей Костенье, Садой, Црвени Брегой, Нисторчиня, Велкова Кошара, Каланова Кошара, Люшкова Кошара, Дуракор, Тумбулка, Средорцы, Илая Водейнца, Мали Лог, Св. Петька и св. Димитрия.

Населенные пункты в горной части села носят следующие названия: Варвара, Гьонец, Калайдзина Кошара, Мивко, Бранейнца, Св. Спас, Смолейца, Голема Ливада, Гропа Шат, Попов Кутель, Средни Рид, Шкала Вевчанска, Басила Вевчански, Голина, Црн Камень, Чума, Извор Вевчански, Гьорейца, Цветков Костенар, Попадина Лелеински, Пестаински Ворон, Митрина Глава, Парталой Кутли, Сува Чесма, Сурбановско, Лазаров Мев, Кула, Дупни Дол и Грданова Чесма.

Асфальтированная дорога ведет к Вевчани, которая проходит через Стругу через села Враништа и Велеста. Вевчаны - большая деревня, похожая на небольшой городок («Паланка»), она хорошо урбанизирована, устроена и регулируется. Главная улица проходит в центре поселка в направлении восток-запад, где сосредоточено большинство магазинов, гостиниц, ресторанов, торговых и ремесленных мастерских, дома культуры и открытой сцены амфитеатра и оздоровительного центра.

Вевчаны - это резиденция одноименного муниципалитета, и это единственный случай в Македонии, когда только одно поселение является отдельным муниципалитетом.

Соседние села Вевчаны: Подгорцы на севере, Октиси на юге, Велеста на востоке и Горна Белица на юго-западе.

 

Достопримечательности Вевчани

Вевчански родники (Вевчански Извори). Главной достопримечательностью Вевчани являются ее природные источники. Самый большой находится у входа в пещеру, под ней находится около десяти небольших источников. Источники расположены в западном конце деревни, спускаясь с горы Ябланица. Территория представляет собой один большой парк с тропами и площадкой для пикника.

 

Археологические сайты
Бойкоска Браненица - поселение поздней античности;
Исмаилова церковь - поселение и некрополь поздней античности;
Белый пляж - уединенная находка позднего средневековья;
Плешец - поселение эпохи неолита и железного века.
Варвара - средневековый некрополь;
Октишки Каштан - случайная находка уздечки;
В Логоне (Клюнка) - единственная находка бронзовой монеты в Амфиполе, II век до нашей эры;
Suvo Pole (Drimski Pot) - единственная находка, имитирующая кельтское искусство, серебряная монета с изображением двуглавого бога войны Януса;
Селище (Долни Попой) - склад римских бронзовых монет в глиняном сосуде;
В деревне / Велковци / Муковци - единственная находка металлического амулета от культурной группы Комани; и
Вакоски Ливадже (Пельвец) - в крайней восточной части кадастрового муниципалитета по направлению к соседней деревне Велеста, где итальянские солдаты раскопали каменные блоки и столбы, происходящие либо из мавзолея времен ранней империи, либо из раннехристианской базилики.

 

Церкви

Церковь Святого Николая (Црква „Свети Никола“). Строительство церкви началось в 1834 году и было завершено в 1862 году. Иконы были изготовлены в 1867 году, а фрески - в 1879 году.

Церковь "Св. Варвара »- восстановлен 20 октября 1994 г .;
Церковь "Св. Димитрия »- церковь меньшего размера, отреставрированная в 1980-е годы;
Церковь "Св. Петька »- церковь поменьше возле церкви Св. Димитрий;
Церковь "Св. Спас Дольни »- краеугольный камень освящен и заложен 20 октября 1985 г., освящен 10 октября 1996 г .;
Церковь "Св. Спас Горни »- монастырская церковь;
Церковь "Св. «Успение Пресвятой Богородицы» - так называемый нижний храм, сегодня не существует;
Церковь "Св. Георгия »- отреставрированная в 2013 г. церковь, построенная у самого въезда в село;
Церковь "Св. Воскресенье »- церковь-часовня;
Церковь "Св. Халвинг »- церковь-часовня;
Церковь «Богоявленская» - церковь-часовня; и
Церковь "Св. Петар и Павле »- монастырский храм в местности Вевчанская Голина. Строительство началось 8 июля 2000 года.

 

Часовни
В Вевчанах есть многочисленные часовни. Среди них: «Св. Димитрия », « Св. Петька », « Св. Воскресенье »,« Св. Среда » и церковь « Св. Иоанна". Одно из самых молодых церковных зданий в Вевчанах - монастырь Св. Петр и Павел ". Его строительство началось 8 июля 2000 года на Вевчанской Голине, на высоте около 2000 метров. Строительство выполнено в честь 2000-летия христианства и миссии апостола Павла.

Существование этих духовных святилищ в прошлом очень способствовало обогащению духовной жизни поселения. За это отвечали и служившие здесь священники. Не менее важны и строители Вевчан, чьи работы постоянно присутствуют в этих священных храмах. Их дух распространяется даже шире, чем их родные Вевчаны.

Благодаря этим известным и неизвестным строителям в Вевчанах на этом небольшом, но духовно богатом месте было построено несколько священных зданий. Культ их никогда не прекращался.

 

История

Следы поселения существуют с III века до нашей эры. Первым его местонахождением в наши дни были не Вевчаны, а чуть ниже подножия горы Ябланица, в месте, которое сегодня называется Селиште. Возможно, что произошло какое-то слияние древнего македонского поселения, которое находилось в районе Вайтоса, который находится чуть выше Вевчани, с упомянутым поселением Селиште, образовав его на сегодняшнем месте (между Вайтосом и Селиште).

Первые легенды и писания о Вевчанах говорят, что это древнее поселение, и его начало относится к концу VI, то есть началу VII века, когда племя Берзити (Бршачи) затопило регион Струга и поселилось на месте нынешнего Вевчан, к юго-востоку от горы Ябланица. Здесь снова есть небольшая нестыковка, потому что сегодня Вевчаны - это в основном поселок Мияк.

Средний век
Поскольку поселение Вевчаны записано в документах, существует несколько подлинных документов, существовавших на протяжении веков. Одно из них - письмо Калимана, как самый старый на сегодняшний день исследовательский документ. В нем говорится, что Вевчаны как сельское поселение видно с конца IX века и насколько высокоразвитым, экономически сильным и обязанным платить натурные налоги болгарскому князю Борису I, а после него - императору Симеону Великому. Следующее письменное упоминание о деревне, написанной под названием Вескани, относится к XIV веку, то есть в 1342-1345 годах, когда царь Стефан Душан подарил его с письмом в церковь Святой Богородицы Перивлепта в Охриде.

Несколько позже, в 16 веке, в османских налоговых регистрах немусульманского населения провинции Охрид, согласно турецкой переписи 1509 года, было 208 домов, а во время второй переписи 1519 года было 223 дома, и это было более крупное поселение, чем Струга, которую тогда считали. 176 домов.

В начале XVII века в 1633–1634 годах поселение было зарегистрировано под названием Вещано со 154 дворами.

XIX век
В поздний период Османской империи жители Вевчани отличались большим мужеством, бесстрашием и героизмом, непослушанием, свободолюбием, патриотизмом и преданностью православной христианской вере и Македонии - качествами, которыми сегодня Вевчаны бросают вызов окружающим мусульманам и мусульманам. известны по всей Македонии и за ее пределами.

В конце XIX века Вевчаны были деревней в Струга нахия, в Охридской казе Османской империи.

Есть множество примеров из конца восемнадцатого и всего девятнадцатого века. Мэр Вевчан по имени Тасе был вынужден турками принять ислам, но после того, как он отказался, его повесили в Вевканах. К востоку от Вевчан находится местность под названием Рамов Гроб, получившая свое название потому, что там албанец Рамо из Велесты незаконно взял воду из Вевчан и выпустил ее в своем селе, из-за чего он был убит Вевчанами. Вспоминается священник Поп Наум, известный также по прозвищу «Мал Охха», который выступал против богатого жителя по имени Гроздан-паша из села Горна Белица, который хотел присвоить пастбища Вевчани на Ябланице, поэтому священник Наум даже пошел добиваться справедливости. в Константинополь.

В середине и в конце XIX века жители Вевчан (из рода Велких), прибывшие в Румынию, участвовали и отдали свои жизни как солдаты - добровольцы, сражавшиеся на стороне русской армии против турецкой армии в Крымской войне 1856 года и русских Турецкая война на Балканах в 1878 году.

Во время национально-освободительной и революционной борьбы с османским рабством в Вевчанах были два князя Струги компании ВМОРО - Яким Алулов и Ставре Гогов, которые с лета 1904 года, после убийства Якима Алулова, стали лидерами компании Струга ВМОРО. В апреле 1907 года Ставре останавливался в доме своего дяди Трпе Шекуткова в его родном селе Вевчаны, о котором узнали турки и с регулярной армией вместе с башибозуком из соседних сел Октиси, Лабуниста и Подгорцы окружили дом. Ставре Гогов вместе с хозяевами героически продержался более 20 часов в неравном бою, а его невесте Коте Христовой удалось пройти осаду и принести им бомбы и патроны. После того, как были выпущены пули, Ставре Гогов покончил с собой. Вместе с ним погибли Трпе Шекутков и его брат Кузман Шекутков. Невестка Андрица и трое внуков Кузмана Шекуткова были ранены, а от нападения аскера и башибозука погибли 27 человек. Турки сожгли дом. После убийства Ставре Гогова его невеста Кота Христова убила предателя и присоединилась к одной из компаний ВМОРО.

 

вторая мировая война
В 1943 году в местечке Свети Спас, недалеко от села Вевчаны, было создано НОПО «Дримкол», в котором участвовало около двадцати бойцов, в основном албанской национальности.

Дело Вевчани
В конце 20-го века, когда Македония еще была частью СФРЮ, в деревне Вевчаны прошли акции протеста против плана снабжения водой соседнего села Октиси водой из источников Вевчани.

Дело Вевчани - это случай 1987 года, когда тогдашнее правительство намеревалось захватить источники Вевчаны под предлогом обеспечения водой жителей соседнего села Октиси и фактически намеревалось использовать воду для элитного поселка Эллен Камен, который выходил на выходные. располагались виллы тогдашних глав правительств. Жители Вевчан воспротивились этому, построив баррикады и запретив прокладку водопровода. Несмотря на согласие двух местных общин Вевчаны и Октиси, ночное подключение воды из источников Вевчан к Октиси 25 мая 1987 года не было выполнено из-за организованного и жестокого противостояния населения Вевчан.

Несмотря на усилия по преодолению ситуации, распространилась информация о том, что вода из Вевчан Извори будет поставляться в Стругу и туристический поселок Елен Камень, а Вевчаны останутся без воды, скидки на усилия властей по успокоению населения и строительные работы были прекращены. После оценки и подготовительных мероприятий властей и включения возможности применения силы правоохранительными органами, в случае возобновления насильственного организованного сопротивления, 6 августа 1987 года было решено начать работы по подключению водоснабжения в селе Октиси со стороны Вевчани Извори. Однако в тот же день строителей на въезде в село Вевчаны встретили 500-600 жителей, которые построили баррикаду из дерева и камней и несли палки, сельскохозяйственные инструменты и другие предметы, несмотря на призывы членов SIA Struga покинуть это место, они не покинули это место. они сделали. В течение дня в Вевчанах было большое движение жителей и их групп в том месте, где должны были проводиться строительные работы, и несколько раз звонил церковный колокол, призывая горожан собраться и помешать строительным работам.

Беспорядки достигли кульминации 7 августа 1987 года, когда вмешались силы специального назначения, когда в тогдашней Югославии впервые были применены «электрические дубинки». А именно, на следующий день, 7 августа 1987 года, около 10 часов утра, 23 рабочих снова были заблокированы группой из 500-600 жителей села Вевчаны, которые построили 5 баррикад от входа в центр села, во время которых полиции пришлось вмешаться с помощью электрических и резиновых дубинок. В результате столкновения с местными жителями были ранены 23 жителя и 11 сотрудников полиции, 19 жителей села Вевчаны (из них 3 женщины) были задержаны. Несмотря на собрание и голодовку группы молодых людей и телеграммы, отправленные руководящим органам на национальном и федеральном уровнях, по состоянию на 18 августа 1987 года строительные работы были завершены, и вода из Вевчан в Октиси, наконец, потекла. Эти события потрясли широкую македонскую и югославскую общественность и общество и приобрели (необычно) более широкие масштабы и политические последствия. Местная община села Вевчаны получила телеграммы в поддержку продемонстрированного сопротивления, делегатский вопрос был задан Ассамблее СФРЮ об этих событиях, а Ассоциация словенских писателей написала протестное письмо организации и участникам 26-го Вечера поэзии Струги. Во всем этом тогдашние власти обвинили организованную акцию групп выходцев из Вевчан из самого села и некоторых, проживавших в других республиках (особенно в Словении).

Некоторые аналитики рассматривают эти протесты в Вевчанах как своего рода выражение недовольства и несогласия с тогдашним социалистическим режимом и борьбой за демократические реформы. Помимо славной и непослушной истории Вевчан до и для Илинден, после этих событий следует символическое протестное самопровозглашение «государства Вевчан» (республики) с его паспортами и деньгами (так называемых личностей), которое сегодня является известной туристической достопримечательностью. для Вевчан. В селе Вевчаны и сегодня есть мемориальная доска, на которой написаны имена всех тогдашних вождей с надписью «Бог, убей предателей».

 

Регулярные мероприятия

Карнавал в Вевчанах

Одно из самых известных событий в Вевчанах - карнавал в Вевчанах. Письменные источники указывают, что карнавалу не менее 1460 лет, но есть археологические находки, указывающие на то, что карнавал существует уже не менее 2200 лет. Сегодня карнавал - это интересное и необычное переплетение языческих и христианских обычаев. Традиционно участники стараются избегать использования современных элементов карнавала, но в последние годы, организованные муниципалитетом и Министерством культуры, на этом, в остальном хаотичном, вневременном мероприятии вводится порядок.

Карнавал в Вевчанах - это, по сути, обычай под маской, которая называется «Святой Василий». Он отмечается ежегодно 13 и 14 января и посвящен св. Василий Великий. В этот день празднуют православный Новый год и отправляют старый. В остальном это языческий обычай, сохранившийся здесь до сегодняшнего дня. Участников в нем называют вассалами. Это люди в масках и группы всех возрастов, организованные по районам.

Это маски жениха и невесты, музыкантов, Глупого Августа и чертей. Особенно характерна маска Глупого Августа. Обычно его роль принимают молодые люди, полные энергии, потому что этого требует персонаж. Глупый Август с дозой агрессии выступает в защиту жениха и невесты (символа плодородия) и общается с публикой только криками и движениями. Эта маска появляется из древности как некая пародия на тогдашних правителей. В отличие от этих масок, существует гораздо больше текущих масок, которые появляются только один раз. Это заставляет участников искать новые идеи и маски, которые делают карнавал всегда актуальным, массовым и привлекательным для публики. Кроме того, у него есть соревновательный характер между соперничающими группами Долно и Горно Маало.

На карнавал в Вевчанах в качестве публики собираются люди из окрестных деревень. В течение двух дней село гудит трубами, барабанами, песнями и играми, шутками и криками. За три месяца до этого гастарбайтеры снова живут за Василикой. Они готовят, придумывают или делают маски, договариваются, чем удивить других вассалов - как называют на карнавале тех, кто в масках. Это также странный парад духа этих людей, их изобретательности, проявления радости, хотя их грудь год за годом наполнялась вздохами от разлуки.

Вечером напротив Василицы, как только наступила ночь, верхняя и нижняя группы Василицы отправились на экскурсию по домам. Перед каждым танцем, на глазах у каждой горстки жирных анекдотов про хозяина и семью, песен и «Тяжелый год, с ягнятами, самцами, телятами ...... Ураааааа !!!». Хозяева вознаграждают гостей за плодотворный и счастливый год, а также радость, принесенную куском хлеба, жареным мясом и тем более деньгами. На карнавале в Вевчанах известен обычай «Крещение водой из источника» в водах знаменитых источников Вевчан. Делается это, когда зацветает где-то под началом рассвета в два-три часа ночи, 14 января, на Василике. Хотя и рано, участники - это почти вся деревня, от 1000 до 1500 человек из Вевчан. В них больше женщин, чем мужчин, есть и старшие, но более молодые поколения из Вевчан. Реализация этого обычая связана с предметами резинки или медного котла, реже бывает литургия или хлеб, самодельный и запеченный. Главный объект обряда «Водное крещение» - букет базилики. Некоторые делают его в виде креста, но обязательно из трех ветвей: кизила, базилика и базилика. Каждая ветка грозди имеет особое предназначение: слив представляет собой твердое дерево, оно возвещает о ранней весне и дает начало здоровой жизни и богатому берикету. Базилик - это растение от Бога, благословляющее плодородие, новую и здоровую жизнь и процветающее лето. Опять же, базилик - это растение с колючками, которое преследует зло и все, что страшно, плохо и неприемлемо для нового года.

И по этому обычаю основную часть процессии составляют высшие и нижние вассалы. Их ведут жених и невеста с музыкой и музыкой. В этом случае главную роль играет сельский священник. По пути к процессии присоединяются сельчане со всех районов деревни, которые направляются к источникам. Вевчанцы по обычаю называют это «хождением по воде». Здесь, в водах Вевчан Извори, совершается акт водного крещения: молитвы священника, преломление хлеба и вымачивание букета базилики символизируют водное крещение, после чего наполняются медные сосуды. После этого зимнюю атмосферу облагораживают песнями, играми, пожеланиями и поздравлениями «На долгие годы - Год тяжелый».

 

Затем следует возвращение домой, где продолжается празднование обычая. В домашних условиях «крещеная вода» из медного сосуда делится пополам. Его цель - использовать в двух целях. Первый относится к воде, которая останется в бойлере. А именно, хозяин стучит в закрытую дверь своего дома сосудом с «крещеной водой», затем дверь открывается и начинается первый обряд исполнения обряда. Он пропитывает узелок и опрыскивает комнаты в доме, благословляя «прекрасных, берикет для ягнят и телят, а также амбары, полные зерна и бочки с вином». Хозяин также поливает «крещеной водой» помещения, где разводят скот и птицу: пондила, курятники. И это делается во благо и к лучшему в новое лето Господне.

Второе назначение «крещеной воды» используется хозяйками. С ней рано утром 14 января она будет месить кашаник монеткой. Таким образом, празднование обычая продолжается замешиванием, выпечкой и пиршеством с кашаником, это фирменное блюдо Вевчан для гостей и праздник в День Василицы. Это пресное тесто из пшеничной муки на дрожжах. Кашаник гостей, которые побывают в гостях у хозяина Василицы, подается с луканци (домашними колбасками Вевчани), а также с домашним взбитым сыром и кислым молоком. Легенда гласит: «Тот, кто проголодался от кашаника и кто найдет монету, будет иметь красивую воздушную эмберикет до года Василики - года Сурвы». В Новый год арена игр и песен продолжается посреди села, где и заканчивается чудесный праздник.

С 1993 года карнавал является членом Ассоциации европейских карнавальных городов, в которой Вевчани, к большому неудовольствию Греции, представил Македонию под ее конституционным названием.

Карнавал в Вевчанах стал поводом в 1996 году провести семинар на тему «Обычаи под маской» с участием местных и этнологов из нескольких европейских стран, которые выделили основные характеристики публичного карнавала: традиционные маски, внешний вид. персонажей из социальной жизни, но также и элементы, составляющие исходный слой обычая. Конечно, они также высказали свое мнение о нововведениях, внесенных в традиционный обычай. На карнавале в Вевчанах своеобразный «театр без стен» отложить спектакль не получилось. Из года в год он вызывает все больший интерес общественности как в стране, так и за рубежом.

Последние полевые исследования свидетельствуют о том, что карнавал в Вевканах старше установленных 1400 лет. Предполагается, что его начало было за 800 лет до этого. Утверждения и утверждения о том, что в турецкие времена карнавала не существовало, неверны, прежде всего потому, что Вевчаны никогда не находились под турецкой оккупацией. Поэтому в турецких записных книжках о его существовании ничего не говорится. Начало этого языческого обычая ясно отражало потребность людей избавляться от злых и черных мыслей через маски. Поэтому карнавал в Вевчанах - это, по сути, культурно-развлекательное мероприятие с оттенком науки.

Карнавал 2012 года с масками для Корана вызвал межэтническую напряженность в районе Струги: несколько христианских храмов в нескольких деревнях Ябланицы были повреждены или сожжены, как и в случае с главной деревенской церковью в Лабунисте.

Зеленая повестка дня
С 18 декабря 2007 года началась новая деятельность по реализации Зеленой повестки дня в муниципалитете Вевчаны. Опрос жителей муниципалитета был проведен представителями местных НПО, которые участвуют в Зеленой повестке дня. Опросы общественного мнения проводятся для определения ценностей муниципалитета Вевчаны и информирования населения о способах их включения в процесс реализации зеленой повестки дня.

Песни и игры Лазаря-Георгия Победоносца
Первая акция этого мероприятия состоялась 18 мая 2003 года в районе Вевчанских Изворов. Поскольку обычаи, песни и танцы, связанные с этими двумя фестивалями, исчезли с конца 1950-х годов, идея пришла к выводу. Инициатором выступил КУД «Дримкол» как главное учреждение культуры Вевчан.

По традиции Вевчан, одними из самых важных и красивых праздников были праздники Лазаря и День Святого Георгия. Это праздники, которые отмечались весьма своеобразно, праздники, на которые исполнялось много песен, праздники, где главными участниками были юноши и незамужние девушки Лазарь.

Характерной чертой этих хореографий является старинное аутентичное пение Вевчанов песен: петь лазарки, илинкуле сеструле, шипы Гюрджа и женский танец на всей стопе, характерный для этой танцевальной области.

Музыкальная часть состоит из танца: кусок сахара, танец Ильинкино, для плеча, играемый на зурле, волынке, флейте, бубне и барабане.

 

Экономика

Деревня имеет очень большую территорию, площадь которой составляет 35,5 км2. Преобладают пастбища на площади 2 245,8 га, леса - 564,9 га, пашни - 557,4 га.

У жителей Вевчан разные занятия: в основном это известные строители, гастарбайтеры, бизнесмены, провизоры, врачи, ученые и педагоги, фермеры, животноводы. Кукуруза, пшеница, виноград, овощи и фрукты выращиваются на возделываемых землях, которые простираются в низинах к востоку от деревни, небольшие количества которых поступают на продажу. Сегодня на полях выращивается большая часть зерновых, особенно пшеницы и кукурузы, и есть недавно созданные фруктовые сады, в то время как садовые культуры в основном выращиваются на приусадебных участках для собственных нужд. Сегодняшний скот намного слабее, чем в прошлом, когда в Вевчанах было около 3000 овец, много коз и 300 пар волов. Летом овец и волов пасли на горе Ябланица, в районе овчарни Вевчани в местности Голина, ниже пика Црн-Камень и вокруг ледникового озера Вевчанска Локва, а зимой держали в корзинах внизу. деревня. В прошлом и сегодня для Вевчан очень важна мигрантская работа, то есть выезд мужчин в качестве строителей из села по всей стране и за границу.

Деревня выполняет смешанные функции в сельском хозяйстве.

В Вевчанах есть несколько магазинов, объектов торговли и общественного питания, а также промышленный завод у въезда в село. Основным импортером и дистрибьютором пива «Lasko», «Union» и минеральной воды «Radenska» из Словении является компания «Lasko Komerc» DOOEL Vevcani, а также действует в Вевчанах пекарня и пекарня «Almiko», у которой есть несколько магазинов и в Охриде.

 

Туризм и гостеприимство

В связи с обилием природных красот в этом районе, а также знаменитым карнавалом в Вевчанах, туризм и гостеприимство являются очень важной отраслью для роста и развития в Вевчанах. В селе Вевчаны есть несколько отелей с лучшими условиями проживания с ресторанами, такими как: «Вилла Алула», пансионат «Кутмичевица», «Пупинова кука», апартаменты «Во Извор», апартаменты «Сутиноски», «Виа Эгнатия» и "Домакинская куча".

 

Численность населения

По данным Васила Кнчова («Македония. Этнография и статистика») за 1900 г., в селе Вевчаны проживало 2 590 жителей.

В 1907 году в деревне было 440 домов и 2347 жителей, все македонцы.

Деревня большая, и в 1961 году в ней проживало 2706 жителей, а в 1994 году их количество уменьшилось до 2448 жителей, македонского населения и всего трех жителей - валахов.

Согласно последней переписи населения 2002 года, в селе Вевчаны проживало 2 433 человека, из которых 2 419 македонцев, 3 албанца, 4 серба, 1 валах и 7 других.

Все о поселении первых семей и семейств в Вевканах до сих пор основано на предположениях и легендах. Таким образом, первыми жителями Вевчан были братья Калан и Алула. У красивого источника реки с ледяной водой и летом они решили поселиться. Интересно, что они не строили дома рядом друг с другом. Район Алуловци расположен наверху, ниже горы, там, где заканчивается Горно Маало, а дома Калановци расположены на другом конце села, то есть там, где он начинается возле последних полей в поле. С тех пор, наверное, прошли века. Но родство и близость между этими двумя районами сохранились. Даже сегодня, по прошествии стольких лет, живет традиция, что эти две семьи являются близкими, и не случалось, чтобы кто-то из одного района женился на девушке из другого района.

В Верхнем районе Вевчан проживают следующие роды: Поповцы, Алулой, Куковци, Костойчини, Шекуткой, Русей, Бебекой, Велкой, Бубаной и Србаковци, а в Нижнем районе живут: Аврамой, Илиой, Чочорой, Муйой Шурбаной, Сургуной или Тузей, Плюшкой, Попагини, Каланой, Лоттей и Пупини. Фамилии семей, проживающих в Вевчанах сегодня: Батькоски, Костойноски, Радиноски, Сутиноски, Угриноски, Дуцкиноски, Мукоски, Китаноски, Лешоски, Попоски, Секуткоски, Пупиноски, Даскаловски, Кукоски, Цогоски.

 

Перечисленные роды отмечают разные домашние праздники. Представление Пресвятой Богородицы - Precista отмечается родами Velkoi, Bebekoj, Bubanoj, чьи предки иммигрировали из деревни Velchani близ Поградеца (ныне под Албанией), где в роду Velkoi известна следующая генеалогия: Rasho (жив в возрасте 72 лет в 1971 году) -Косто -Крстан-Танэ и Трифун, которые погибли во время Крымской войны в 1856 году в качестве русских солдат, потому что они были рабочими-мигрантами в Крайове, и предок Крстан, который также был рабочим-мигрантом в Румынии, умер на Балканские горы во время русско-турецкой войны в 1878 году. Как домовая слава Святой Никола празднуется семьями из родов Плюшкой, Каланой, Алулой, Попагжини, Русини, а День Святого Георгия - в родах Попой, Даскалой, Дейко. , Чочорой, Парталой, Мукой. Вторая группа поселенцев в Вевчанах прибыла из перемещенного села Бигор в Дебарском Дримколе, которое находилось между селами Луково и Пискупштина. Эмигранты из Бигора под предводительством предка Секулы сначала пришли в местечко Секулово, в низину под деревней Вевчаны, а затем перебрались в сами Вевчаны. До 1915 года жители села Вевчаны отправлялись вырубать лес на окраине села Бигор.

Особую славу имеет род Pupini St. Богородица, и говорят, что они прибыли из деревни Ница в Албании в начале 19 века недалеко от монастыря Святого Наума, где по какой-то причине «турки» убили хозяина семьи, а затем его жену Пупу ( «Влахского происхождения») с четырьмя сыновьями и крупным рогатым скотом (около 500 овец и 100 коз) переехали в Вевчаны, где тогдашняя деревня «котобашия» (мэр) Тасе Србакоски предоставила им место для строительства дома в районе, который сейчас называется Пупин Камень. . Два сына по имени Джоргжи и Никола остались жить в Вевчанах, Стоян переехал в район Топлица в Сербии, а четвертый сын, имя которого не помнят, переехал в район Банат в Воеводине, а его потомком стал известный ученый в области физики и электроники Михайло Пупин.

Семьи Srbakovci и Surgunoj имеют одинаковое происхождение, и Surgunoj, как говорят, жил в семье с двумя братьями, которые не были в согласии, из-за чего турецкое правительство изгнало сургуна из старого района, а один поселился в Вевчанах и у другого в Дебаре такая же фамилия Сургунови.

В прошлом
В «Этнографии провинций Адрианополь, Монастир и Салоники» говорится об этом в 1873 году. Весканы были поселением с 865 семьями и 2430 жителями, все македонцы, которых болгарские лидеры назвали болгарами и которых сам Васил Кнчов называет македонцами. Таким образом, согласно статистике Кнчова, в конце 19 века в Вевчанах проживало 2590 жителей, все болгары. Данные за 1907 год более точны, по ним в селе было 2347 жителей и 440 домов.

 

Религия

Сегодня Вевчаны принадлежит волости Вевчаны, в которую, помимо нее, входят села Октиси и Горна Белица. В остальном, в его окрестностях есть несколько святых мест, где было построено не менее десятка святынь. Они происходят из разных периодов времени, некоторые из которых сегодня не существуют, но упоминаются как таковые. Они расположены в поселке и вокруг него. Все эти христианские святилища имеют свою предысторию, легенды и особенности, но также имеют значение во времени. Их появление не случайно. Этот район уже давно находится под влиянием христианства, и поселение одним из первых приняло веру Христову.

Вевчаны - единственный пригород, который больше всех сумел противостоять исламизации турок. Хотя здесь были единичные случаи обращения, они не могли оставаться в среде, которая относилась к ним как к отступникам христианской веры.

Жители Вевчан, как добрые христиане-жертвователи, проявили себя при строительстве церковных зданий за пределами Вевчан. Так, в период с 1804 по 1845 год, когда церковь Св. Никола Чудотворец »во Враниште, помимо других деревень Струги, в своем приходе упоминается Вевчаны с 19 дарителями вместе со священником Спасе. Жители Вевчан также выступили жертвователями при реставрации церкви Св. Gjorgjija »в Струге, 24 апреля 1840 года. Мы также находим их в книге жертвователей церкви Св. Иоанна Крестителя »в Мислешево, 1899 г .; как местные жители, так и как рабочие-мигранты из Галаца, Румыния. Обещание и дарование традиционно казались монастырю Св. Наум »в Охриде, а также регулярно в святилищах в Вевчанах (« Св. Спас »,« Св. Никола »,« Св. Димитрия »), которые не прекращаются и по сей день. Раньше дарение земли вакфу, то есть церкви, происходило довольно часто, что обогащало его собственность.

 

Христианство в этих областях оставило глубокие следы в жизни, обычаях и верованиях людей и, следовательно, в строительстве священных зданий, то есть святынь. Они посвящены нескольким святым и были построены в поселении и вокруг него. Они посещают местных жителей, а также жителей окрестных районов. Обычно он появляется по праздникам, но бывает и в других случаях.

Христианские символы, украшающие эти святилища, также встречаются в домах жителей Вевчан, в предметах домашнего обихода, народной вышивке, ткачестве, резьбе и в других сферах жизни, что создает неразрывную связь между духовным и светским. Наиболее распространенные символы: крест, солнце Кутлеса, цветок с шестью листьями, виноградная лоза, птицы и другие библейские мотивы.

 

Культура

Культурно-художественное объединение "Дримкол" из Вевчан за долгое время существования оставило свой след в истории культуры Македонии.

Он был создан в 1973 году как объединение граждан, в котором объединились любовь, желание и энтузиазм к фольклору многих молодых людей Вевчан.

С тех пор и по сегодняшний день он активно и успешно работает над воспитанием, развитием и представлением сценической художественной деятельности, уделяя особое внимание фольклорной деятельности. Как национальное достояние Македонии, это культурное и художественное объединение утверждает себя и подтверждает нашу страну, как и ожидалось, с качеством и достоинством, и в качестве доказательства получают дипломы, награды и признания на отечественных и зарубежных фестивалях.

Богатый оригинальный костюм Вевчан, оригинальные инструменты, оригинальная хореография из Вевчан делают эту труппу неповторимой, непохожей на все остальные в Македонии. Но, помимо оригинального фольклора, в репертуаре этого коллектива есть хореографические аранжировки из всех танцевальных направлений нашей страны (восток, запад, центр, юг), и для их представления у этого коллектива есть подходящий костюм.

 

Эмиграция

Периодически происходила эмиграция населения из Вевчан. Выходцы из села известны в селе Биджево (Вевчанцы, 2 семьи) и в Мислешево (Вевчанцы, 1 семья). Эмиграция была даже после окончания турецкого владычества, из-за чего в селе было такое же население (около 2400 человек) в период с 1921 по 1971 год.

 


Транспорт

Как добраться

На машине
Основной способ добраться до Вевчани - у шоссе Струга-Дебар (R1201). Дорога к деревне обозначена большими воротами с названием деревни и церковью. С этой точки, это 4 км (2,4 мили) езды на запад, чтобы добраться до центра деревни.

Вевчани также имеет сельское автомобильное сообщение с Горной Белицей на юго-западе и Октиси на юго-востоке.

На автобусе
Автовокзал (Вевчани Автобуска Cтаница). В Вевчани есть автовокзал с автобусами, идущими в основном до Струги.