Костёл Святого Иоанна Крестителя, Варшава

 

Архикафедральный собор Святого Иоанна Крестителя (польский: Archikatedra św. Jana w Warszawie) - римско-католическая церковь в районе Старого города в Варшаве, Польша. Кирпичное готическое строение стоит на Свентоянской улице, рядом с костелом иезуитов. Собор Святого Иоанна является одним из трех главных соборов города, но это единственный храм, который также имеет титул архисобора. Это материнская церковь Варшавской архиепископии и один из национальных пантеонов Польши. Наряду со старым городом церковь внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

История

Храм был возведен на улице, а не — как в других польских городах, расположенных в то время — в углу рыночной площади. Такое расположение объясняется его двойной ролью – приходской церкви для города и часовни для замка.

Первым храмом на месте нынешнего пресвитерия была деревянная замковая часовня, построенная на рубеже 13 и 14 веков. Эта часовня в начале В 14 веке он стал приходской церковью города (приход был возведен в 1313 или 1315 году). На площади за церковью (нынешняя улица Канония) было устроено кладбище. С 1321 г. встречается упоминание о Гюнтере, настоятеле (приходском священнике) в Варшаве, а в 1338 г. к дверям храма был прибит иск против Тевтонского ордена. Во время Варшавского процесса 1339 года суд заседал в храме и в доме мэра на Староместской площади.

Около 1390 года по инициативе князя Януша I Старшего было возведено готическое кирпичное здание. Церковь также стала усыпальницей мазовецких князей.

В 1406 г. приходская церковь стала соборной (глава по приказу Януша I Старшего прибыла из Черска).

В 1428 году Анна Холшаньская заложила в нем первую часовню Успения Божией Матери. В 1510 году коллегиальная церковь получила новый готический алтарь (сохранившийся по сей день в Цеглове). Осенью 1602 года в результате урагана обрушилась огромная готическая западная башня, частично разрушив внутреннее убранство храма. В ходе реконструкции был изменен фасад церкви и построен новый раннебарочный. В пресвитерии также были построены два хора. После 1611 года соборная церковь получила новый барочный алтарь.

В 1637 году в храме состоялась первая коронация Цецилии Ренаты.

Около 1650 года с правой стороны фасада была построена высокая колокольня. После 1763 года по проекту Якуба Фонтана была построена ризница. В 1798 году, после учреждения должности епископа Варшавского, коллегиальная церковь получила титул собора буллой Пия VI. В 1818 году он стал архикафедральным собором.

24 мая 1829 года в храме состоялась торжественная месса после коронации Николая I Романова польским королем (сам акт коронации проходил в Сенаторском зале Королевского замка).

Церковь была образцом готики до 19 века. В 1837-1842 годах (по другим данным, 1836-1840) храм, находившийся в плохом техническом состоянии, был капитально перестроен на государственные средства в стиле английской неоготики по проекту Адама Идзковского. Установлено, среди прочего новый фасад с центральной частью башни, оштукатуренный, с богатой каменной отделкой. В 1901–1903 годах состоялась очередная реконструкция фасада по проекту Хуго Кудеры.

Во время военного положения в Царстве Польском, 15 октября 1861 года, русская армия во главе с военным генерал-губернатором Варшавы Александром Даниловичем Герстенцвейгом усмирила мирное население, собравшееся здесь, чтобы отпраздновать годовщину смерти Тадеуша Костюшко. В результате 16 октября католическая церковь объявила о закрытии всех варшавских храмов.

Храм был поврежден во время обороны Варшавы в сентябре 1939 г. и почти полностью разрушен немцами в 1944 г. Лучше всего сохранились фрагменты разрушенного собора – Барычковская часовня и пресвитерий.

Он был реконструирован в 1948-1956 годах на основе планов оригинальной церкви 14-го века по проекту реконструкции Яна Захватовича и Марии и Казимира Пехотки. Фасад реконструированного храма выполнен по акварели Зигмунта Фогеля начала XIX века, изображающей обнаженный из штукатурки готический фасад собора. Он был построен в так называемом Висла в готическом стиле, а также по образцу фасада доминиканского костела св. приложение. Петра и Павла в Хелмно и церковь св. Станислав, св. Дороти и св. Вацлав во Вроцлаве. До 1952 года функции предсобора выполняла церковь Успения Пресвятой Богородицы и Св. Иосиф Супруг (семинария).

Торжественное освящение восстановленного собора было совершено 9 июня 1960 года примасом Стефаном Вышинским.

В 1960 году церковь получила звание малой базилики. С 1994 года здесь проводится Международный фестиваль органной музыки «Органы Архикафедральный».

В 2012–2015 годах в соборе были проведены масштабные ремонтные работы, в том числе обновлены кирпичные фасады и интерьер с часовнями, отреставрированы порталы, скульптуры, эпитафии и органы. В подземелье, пробив проходы между некоторыми склепами, проложили специальный образовательный маршрут с мультимедийными элементами.

 

Папы в соборе

28 октября 1919 года здесь состоялась церемония епископской хиротонии Ахилле Ратти, впоследствии Папой Пием XI (1922–1939). Он был рукоположен кардиналом Александром Каковским, митрополитом Варшавским. Нунций Ратти часто сам участвовал или служил мессы. в этом храме.
Варшавский собор пять раз посещал Папа Иоанн Павел II (1979, 1983, 1987, 1991, 1999) во время его понтификата и много раз до того, когда он был епископом и архиепископом.
25 мая 2006 года собор посетил Папа Бенедикт XVI, состоялась встреча с духовенством Варшавской архиепископии. Бенедикт XVI в образе Йозефа Ратцингера также присутствовал в этом месте в 1981 году, во время похорон митрополита Варшавского примаса Стефана Вышинского.

 

Интерьер

Обильный декор в стиле раннего барокко внутри с начала 17 века и великолепная роспись главного алтаря работы Пальмы иль Джоване с изображением Богородицы с младенцем, святыми Иоанном Крестителем и святым Станиславом были уничтожены во время немецкой бомбардировки костела 17 августа. 1944 г. Остатки церкви были взорваны немцами в ноябре 1944 г. От шестисотлетней постройки осталась одна стена, которая каким-то образом уцелела. Это опустошение польского национального памятника было частью запланированного разрушения Варшавы, которое официально началось после подавления Варшавского восстания.

Картина «Богоматерь с младенцем» была создана в 1618 году для короля Сигизмунда III Вазы специально для размещения на центральном алтаре собора Святого Иоанна. Как шедевр он был конфискован по приказу Наполеона и перевезен в Париж. Он был возвращен варшавскими властями в 1820-х годах после Венского конгресса. Он пережил много войн и бомбардировки Варшавы, так как был покрашен, но не пережил Вторую мировую войну. Среди скульптур, утраченных в результате немецких бомбардировок, наиболее достойным упоминания был мраморный бюст Яна Францишека Белинского, воеводы Мальборка (умер в 1685 г.), вырезанный Жаном-Жозефом Винашем.

Проект реконструкции интерьера значительно отличался от довоенного собора, возвращая его во времени к его грубому готическому виду, потому что от первоначального убранства собора сохранилось очень мало. Собор представляет собой трехнефное здание, два нефа той же высоты, что и главный неф. С правой стороны от фасада находится колокольня, под ней находится проход на улицу Декания. Здесь есть кафедра 1959 года, спроектированная Юзефом Тренаровским, и партер, который является копией разрушенных барочных партеров, основанных королем Иоанном III Собеским. Кроме того, в соборе много часовен, надгробий и эпитафий. У левого прохода многочисленные часовни. Они, в свою очередь, от главного алтаря:
Часовня Баричка, в конце левого прохода (в ней находится деревянное распятие, считающееся самым ценным элементом убранства собора; оно было привезено из Нюрнберга в 1539 году купцом Ежи Баришкой)
Часовня Взбитого Христа (самая старая часовня, датируется 15 веком)
Баптистерий (с ценным крещением, датируемым 1631 годом)
Часовня Иоанна Крестителя
Часовня Святого Станислава, 15 век.
Среди реконструированных элементов первоначального интерьера — алтарь в стиле рококо в часовне Непорочного зачатия, так называемой Литературной капелле, с изображением Девы Марии из разрушенной Андреевской церкви на Театральной площади, датируемой XVII в. век.

Картина, которая когда-то принадлежала польским королям Иоанну II Казимиру Вазе, Михаилу Корибуту Вишневецкому и Иоанну III Собескому, использовалась во время сражений.

 

Погребения

В склепах под главным проходом покоятся останки известных личностей, в том числе:

король Станислав Август Понятовский
князь Мазовецкий Януш I Старший
Станислав, князь Мазовецкий
князь Мазовии Януш III
Изабелла Вазовна, дочь Владислава IV Вазы
Президент Габриэль Нарутович
Президент Игнаций Мосьцицкий
Премьер-министр Игнаций Ян Падеревский
главнокомандующий генерал Казимеж Соснковский
Архиепископы Варшавы
Щепан Холовчиц , примас Королевства Польского
Войцех Скаршевский, Примас Королевства Польского
Антони Мельхиор Фиялковски
Святой Зигмунт Щенсный Фелинский
Винсент Теофил Попиль
открытка. Август Хлонд, примас Польши
бл. открытка. Стефан Вышинский, примас Польши
открытка. Юзеф Глемп, примас Польши

Епископ Станислав Ян Витвицкий
придворный маршал Адам Казановски
писатель Хенрик Сенкевич
художник Марчелло Баччарелли и его жена Фредерик
Адам Паржневский, предводитель двора Анны Вазовной
Ремигиан Залески, кастелян Ленчицы

 

Королевские Свадьбы в соборе

12 сентября 1637 г. - Владислав IV Ваза и Цецилия Рената.
10 марта 1646 г. - Владислав IV Ваза и Луи Мария Гонзага.
30 мая 1649 года — Ян Казимеж и Людвика Мария Гонзага.
5 июля 1665 г. - Ян III Собеский и Мария Казимьера д'Аркьен.

 

Дополнительная информация

В южную стену собора вмурован мемориал времен Варшавского восстания: фрагмент гусеницы с памятной доской с ошибочной надписью "Гусеница немецкого танка - мины "Голиаф", разрушившие часть стен собора". во время Варшавского восстания 1944 г. На самом деле фрагмент гусеницы там точно был не миной "Голиаф", а, вероятно, более тяжелой машиной "Боргвард IV". Взрыв одного из таких автомобилей на близлежащей улице Килинского привел к гибели нескольких сотен повстанцев и мирных жителей 13 августа 1944 года.
Моделью треугольной готической вершины собора послужила церковь св. Дороти во Вроцлаве.
Примерно с 1951 по 1971 год крыша собора была покрыта красной монастырской черепицей, которая, несмотря на протесты проф. Захватовича, обменяли на медную крышу.
В герцогском склепе, в подвале, находится готическая менса XIV века главного алтаря храма, найденная при реставрационных работах.