Королевский замок, Варшава

пл. Zamkowy 4 (В Старом Городе)

☏ +48 22 355 51 70

informacja@zamek-krolewski.pl

Вт-Сб: с 10:00 до 16:00. Вс: 11:00 - 16:00

Взрослый: 30 злотых; Студенты: 20 злотых.

 

Королевский замок в Варшаве (польск. Zamek Królewski w Warszawie) — королевская резиденция, которая на протяжении веков служила официальной резиденцией польских монархов. Он расположен на Замковой площади, у входа в Старый город Варшавы. С 16 века до окончательного раздела Польши в 1795 году в замке располагались личные кабинеты короля и административные помещения королевского двора.

Первоначально укрепленный комплекс служил резиденцией мазовецких князей. В начале 1600-х годов он должен был заменить Вавельский замок в Кракове в качестве резиденции короля, парламента (палаты депутатов и сената) и Речи Посполитой. Средневековая готическая структура была преобразована в итальянский маньеризм архитекторами Маттео Кастелли и Джованни Баттиста Тревано. Самое восточное крыло в стиле барокко было спроектировано Гаэтано Кьявери и завершено в 1747 году.

Королевский замок был свидетелем многих заметных событий в истории Польши; Конституция от 3 мая 1791 года, первая в своем роде в Европе и вторая старейшая кодифицированная национальная конституция в мире, была разработана здесь четырехлетним парламентом. Здание было перестроено в неоклассическом стиле после разделов Польши. Во время Второй Польской республики (1918–1939) здесь находилась резиденция главы польского государства и президента.

Вторая мировая война принесла зданию полное разрушение; в сентябре 1939 г. он был обстрелян и подожжен истребителями Люфтваффе, а затем взорван нацистами после неудавшегося Варшавского восстания в 1944 г. В 1965 г. уцелевшие фрагменты стен, подвалы, прилегающий Дворец с медной крышей и Аркады Кубицкого были зарегистрированы как исторические памятники. В 1971–1984 годах была проведена реконструкция, в ходе которой ему был возвращен первоначальный вид 17 века. В 1980 году Королевский замок и окружающий его Старый город стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня он служит музеем, который ежегодно посещают более 500 000 человек, и является одной из самых узнаваемых достопримечательностей Варшавы.

 

История

Замок в средние века
В 1339 году папский легат в Варшаве заслушал дело короля Польши Казимира III Великого против германского Тевтонского ордена. Он утверждал, что они незаконно захватили кусок польской территории — Поморье и Куявию. Документы в этом деле являются самыми ранними письменными свидетельствами существования Варшавы. В то время укрепленный город, окруженный земляными и деревянными валами и расположенный там, где сейчас стоит Королевский замок, был резиденцией Тройдена, князя Мазовецкого. В конце 13 века, во времена правления герцога Конрада, была возведена деревянно-земляная ограда под названием «Малая усадьба» (лат. Curia Minor). Следующий герцог, Казимир I, решил построить Большую башню (лат. Turris Magna), возможно, одно из первых кирпичных зданий в Варшаве.

В середине 14 века была построена Замковая башня, и ее остатки до первого этажа сохранились до наших дней. Во время правления князя Януша I Старшего над Мазовией между 1407 и 1410 годами была возведена Курия Майор (Большая усадьба). Ее фасад, который еще стоял в 1944 году, был снесен немцами, но с тех пор был восстановлен. Характер новой резиденции и ее размеры (47,5 м/14,5 м) определили изменение статуса постройки, и с 1414 г. она функционировала как княжеская усадьба.

Период Возрождения
Когда в 1526 году Мазовецкое воеводство было присоединено к Королевству Польскому, здание, которое до этого было замком мазовецких князей, стало одной из королевских резиденций. С 1548 года в нем проживала королева Бона Сфорца со своими дочерьми Изабелой, ставшей королевой Венгрии, Екатериной, ставшей впоследствии королевой Швеции, и Анной Ягеллон, впоследствии королевой Польши. В 1556–1557 и в 1564 годах король Польши Сигизмунд II Август созывал королевские парламенты в Варшаве. Они встретились в Замке. После Люблинской унии (1569 г.), по которой Польская корона и Великое княжество Литовское объединились в единое государство, Варшавский замок регулярно становился местом, где собирался парламент Государства двух народов. В 1569–1572 годах король Сигизмунд II Август начал перестройку замка, архитекторами были Джованни Баттиста ди Квадро и Джакопо Парио.

Curia Maior была изменена, чтобы обеспечить место для заседаний парламента с помещениями для Палаты депутатов (Сейм - делегаты дворянства) на первом этаже (Старая Палата депутатов) и Сенатской палаты (где сенаторы обсуждались в присутствии короля) на первом этаже. Это была одна из первых попыток в Европе создать здание, которое использовалось бы исключительно для парламентских целей. Парламентский характер Курии Майор подчеркивается росписями фасада – гербами Польши, Литвы и различных регионов, от которых были избраны делегаты. Новое здание в стиле ренессанс, известное как «Королевский дом», было возведено рядом с Курией Майор. Король проживал там, когда заседал парламент.

Период Васа и Всемирный потоп
Следующие изменения в замке были сделаны во время правления Сигизмунда III, который перенес королевскую резиденцию из Кракова в Варшаву. В 1598–1619 годах замок был расширен. Джованни Тревано руководил реконструкцией. Его планы, вероятно, были изменены венецианским архитектором Винченцо Скамоцци.

Между 1601 и 1603 годами Джакомо Родондо закончил новое северное крыло. С 1602 года Паоло дель Корте занимался каменной кладкой. Позже, после 1614 года, когда Маттео Кастелли взял на себя руководство, западное крыло было построено (со стороны сегодняшней Замковой площади) как канцелярия и офис маршалов. Южное крыло было построено в конце. Так строились пятикрылья в стиле маньеризма-раннего барокко. В 1619 году была закончена Новая Королевская башня (лат. Nova Turris Regia), также называемая Башней Сигизмунда. Он был 60 метров в высоту и располагался посреди недавно построенного западного замка длиной 90 метров. На вершине башни были установлены часы с позолоченными стрелками и медным циферблатом. Шпиль новой башни был 13 метров в высоту и имел наверху скользящие ручки и медный флаг.

29 октября 1611 года в Сенаторской палате российский царь Василий IV, попавший в плен к гетману Станиславу Жулкевскому, отдал дань уважения польскому королю Сигизмунду III Вазе.

Польский король Сигизмунд III и его наследники из династии Ваза — Владислав IV Ваза и Иоанн II Казимир Ваза — собрали в замке множество богатых произведений искусства, таких как восточные ткани, гобелены, многочисленные картины таких известных художников, как Тициан, Веронезе , Якопо, Леандро Бассано, Тинторетто, Пальма иль Джоване, Антонио Вассилакки, Томмазо Долабелла, Гверчино, Гвидо Рени, Йозеф Хайнц, Бартоломеус Шпрангер, Рулан Савери, Рембрандт, Питер Сутман, Питер Данкертс де Риж, Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший , Даниэля Зегерса, Георга Даниэля Шульца и скульптур Джамболоньи, Джованни Франческо Сузини и Адриана де Фриза. Эти великолепные произведения искусства были либо уничтожены, либо разграблены во время вторжений в Польшу Швеции и России во время (Всемирного потопа в 1655–1657 гг.). Шведы вывезли все бесценные картины, мебель, гобелены, королевскую библиотеку, коронный архив, многочисленные скульптуры, целые этажи и королевские флаги. В замке у них был военный Лазаретский полевой госпиталь, что дополнительно способствовало опустошению построек. Через несколько месяцев войска уничтожили остальное, разграбив большую часть медных элементов и разорвав остальную часть пола замка.

Большинство сохранившихся замковых убранств периода Васа нашли свое место в коллекции Визитского монастыря в Варшаве в качестве пожертвований последнего Васа, Иоанна II Казимира и его жены французского происхождения Марии Луизы Гонзага.

В 1628 году в замке была поставлена ​​первая польская опера – «Галатея». Большой оперный зал (двухэтажный, длиной более 50 м), существовавший в Королевском замке, был разрушен шведами и немцами и перестроен в 1660-х годах королем Иоанном II Казимиром.

Период позднего барокко
В 1657 году началась реконструкция замка под руководством итальянского архитектора Изидора Аффайта. Из-за нехватки денег следующий польский король Михаил I Корибут не решился на коренную перестройку, ограничившись восстановлением разрушенных зданий. Из-за плохого состояния резиденции в 1669 году ему пришлось переехать в Уяздовский замок. До 1696 года, когда умер следующий польский король Иоанн III Собеский, никаких серьезных работ не проводилось. Они ограничили работу только текущими проверками состояния здания. В замке продолжали проводиться заседания парламента, а также различные государственные мероприятия, например, когда герцоги Пруссии Гогенцоллерны отдавали дань уважения королям Польши, и случаи, когда король принимал послов иностранных государств.

После избрания Августа II на выборах в 1697 году замок снова начал разрушаться. Новый конфликт с королем Швеции Карлом XII существенно ограничил бюджет короля. Несмотря на проблемы, в 1698 году Август II заказал проект реконструкции резиденции. В 1700 году это сделал приехавший из-за границы Иоганн Фридрих Кархер. 25 мая 1702 г. шведы вновь захватили Королевский замок в Варшаве, создав госпиталь на 500 коек, а в палате депутатов и комнатах министров разместили конюшню. Во время осады польской армией в 1704 году замок был взят обратно. Однако вскоре он был снова взят шведской армией. В 1707 году в силу мирного договора между Августом II и шведским Карлом XII русские союзные войска вошли в Варшаву, а в замке поселился российский царь Петр I. Через два месяца русские войска были выведены из Варшавы, взяв с собой произведения искусства из замка, в том числе картины Томмазо Долабеллы, в том числе две очень важные для русских картины: «Оборона Смоленска» и «Русский царь Василий IV, вынужденный преклонить колени перед польскими Король Польши Сигизмунд III. Оперный зал Владислава был полностью разрушен и больше не восстанавливался.

Реконструкция по планам Керхера началась с 1713 по 1715 год. В 1717 году зал Парламента был полностью перестроен. Он использовался саксонскими правителями в качестве коронационного зала. В последующие годы, между 1722 и 1723 годами, другие залы замка были преобразованы - под руководством архитектора Иоахима Даниэля фон Яуха была построена новая Сенатская палата, и вся обстановка была перемещена из старого на новое место, в том числе среди прочего : 60 польских губернских гербов, филенки, молдинги и лесенки. 31 мая 1732 года в замке вспыхнул пожар, уничтоживший западный фасад и часть башни Сигизмунда, а также внешние фасадные скульптуры, известные как арматура.

 

Следующий проект реконструкции Королевского замка появился после восшествия на польский престол Августа III в 1733 г. Новые планы, составленные в 1734 г. и разработанные в 1737 г. архитектором Гаэтано Кьявери, предусматривали, среди прочего, реконструкцию фасада замка на стороне Вислы в стиле рококо, который должен был сформировать новую так называемую саксонскую возвышенность, а также преобразование северо-восточной части с башней Альтана, где планировалось разместить 3 двухэтажных ризалита (ризальто). построен на. Работы по реконструкции по этим планам велись с разной интенсивностью между 1740 и 1752 годами. В период 1740–1747 годов фасад со стороны Вислы был реконструирован в стиле позднего барокко (архитекторы: Гаэтано Кьявери, Карл Фридрих Пёппельманн, Ян Кшиштоф Кнеффель). Одним из лучших скульпторов, работавших над замком в этот период, был Ян Ежи Плерш, создавший королевские декоративные рамы, молдинги и статуи, называемые Знаменитыми фигурами, которые держали королевские короны на вершине среднего ризальто Саксонского собора. высота, на стороне Вислы. Последняя реконструкция этого периода была завершена к концу 1763 года, после смерти Августа III, когда Плерш изготовил последние скульптуры и рамы с провинциальными гербами для Зала парламента.

период Просвещения
Самым ярким периодом в истории замка был период правления Станислава II Августа (1764–1795). Этот монарх собрал изысканные произведения искусства, многие из которых сохранились до наших дней. Он нанял для работы над замком первоклассных архитекторов, таких как Якуб Фонтана, Мерлини, Камсетцер и Кубицкий, а также замечательных художников, таких как Марчелло Баччарелли, Бернардо Беллотто (известный также как Каналетто), Францишек Смуглевич, Казимеж Войняковский и Жан-Батист Пильман и выдающиеся скульпторы, такие как Андре ле Брун и Якуб Мональди, и известные французские художники, такие как архитектор Виктор Луи. Полная реконструкция замка, запланированная королем, не была осуществлена, но интерьер был изменен на неоклассический стиль, хотя он, известный в Польше как стиль Станислава Августа, сильно отличался от неоклассицизма в остальной Европе. .

В 1766–1785 гг. по планам Якуба Фонтаны было перестроено южное крыло замка, сгоревшего 15 декабря 1767 г. (2 разрушенных этажа, новый фасад с южной стороны с тремя аванкордами или ризальтами, дивизия фасада лесенками и пилястрами с ионическими капителями). Между 1774 и 1777 годами были обставлены личные покои монарха. Они состояли из Проспектного зала (с пейзажами Каналетто), часовни, Зала аудиенций и Опочивальни, а между 1779 и 1786 годами были завершены Сенатские апартаменты, состоящие из Бального зала, Рыцарского зала, Тронного зала, Мраморного зала. Комната и конференц-зал. В этих комнатах находились картины и скульптуры, изображающие великие события в истории Польши, а также портреты польских королей, генералов, государственных деятелей и ученых (включая Коперника и Адама Нарушевича). В 1777 году алтарь из позолоченной бронзы, подаренный королю Станиславу Августу Понятовскому папой Климентом XIV, был установлен в новой капелле Королевского замка, так называемой Саксонской капелле (ныне концертный зал). В замке также размещались богатые королевские коллекции, включающие 3200 картин, классические статуи, около 100 000 графических изображений, а также медали, монеты и прекрасная библиотека, для размещения которой в 1780–1784 годах было возведено отдельное здание. В новом здании библиотеки разместилось множество книг, драгоценных камней, рисунков, монет, карт и планов, принадлежавших монарху. Книжная коллекция Королевской библиотеки насчитывала 16 000 томов различных произведений, 25 525 рисунков, 44 842 гравюры в 726 переплетенных томах, всего 70 000 гравюр — в этом зале также проходили маскарады.

Вплоть до 1786 года Станислав II Август несколько раз пытался изменить внешний декор замка и построить архитектурную замковую площадь, однако осуществить эти планы ему не удалось.

В этот период Замок был местом, где впервые расцвели идеи польского Просвещения. Король устраивал в замке «обеды по четвергам» для ученых, ученых, писателей и художников. Именно здесь возникла идея Национальной комиссии по образованию; обсуждалось одно из первых светских министерств образования в Европе. Замок был местом, где были сделаны первые предложения для рыцарской школы и национального театра. Именно в Сенатской палате в Замке так называемый «Великий сейм» (Великий парламент) принял знаменитую Польскую конституцию от 3 мая 1791 года. Во время церемонии короля перенесли в близлежащую церковь Св. Иоанна. . В честь этого события в стену замка была вставлена ​​мраморная доска с написанным на ней текстом Игнация Красицкого.

В разделенной Польше и Второй Польской Республике

С 19 по 20 декабря 1806 г. и с 1 по 30 января 1807 г. в замке проводил время французский император Наполеон Бонапарт. Здесь в 1807 году он принял решение образовать Варшавское герцогство, которым должен был управлять саксонский принц Фридрих Август I, используя Королевский замок в качестве своей резиденции. Князь Юзеф Понятовский, главнокомандующий польской армией и маршал Франции, проживал в примыкающем к замку дворце с медной крышей. После создания конституционного Королевства Польского (1815 г.) здесь, в замке, собирались его парламенты. Как короли Польши, русские цари Александр I и Николай I также проживали в замке, когда они останавливались в Варшаве. Во время Ноябрьского восстания 25 января 1831 года сейм на дебатах в замке сверг царя России Николая I с престола польского короля.

В 1836 г., после отмены деления на воеводства в Конгрессе Польши, они были заменены губерниями. В это время Королевский замок стал резиденцией царского воеводы Ивана Паскевича. Паскевич поручил Людвику Корио, русскому полковнику и архитектору, разработать новые фасады и фасады (западную, южную и восточную части). Однако российские власти не были удовлетворены новыми проектами, и Корио было приказано подготовить еще один проект, который будет ссылаться на решения Кубицки (и его коллег Лелевеля и Томаса). Наконец, Корио перестроил все фасады и фасады в неоклассическом стиле, но Саксонский фасад остался прежним. После смерти Паскевича в 1856 году все последующие губернаторы проживали в Камергерской комнате Королевского замка. Русские чиновники занимали комнаты на обоих этажах западного и северного крыльев замка. Губернаторы находились под усиленной охраной русской армии. К сожалению, жилое помещение, отведенное этим солдатам, было Парламентским залом, Библиотекой и казармами под Замком. В результате они остались опустошенными.

После Январского восстания 1863 г. русская армия полностью разрушила Королевский сад со стороны Вислы (превращенный в военную парадную площадь), построила несколько кирпичных казарм для конюшен и казачьих казарм. В 1862–1863 годах в Королевском замке проводились ремонтные работы под руководством Ежи Орловича, Людвика Гославского и Потолова. В 1890 году Саксонская возвышенность была перестроена под руководством строителя Яна Кисланского, когда деформировались аркады обеих смотровых галерей, относящихся к периоду августа III. Последние ремонтные работы стоимостью 28 000 рублей во времена правления России проводились в 1902 году в помещениях, занятых русской армией.

Во время Первой мировой войны это была резиденция немецкого военного губернатора. После восстановления независимости Польши в 1918 году замок стал резиденцией президента Польши. Он был восстановлен под руководством Казимира Скуревича (1920–1928) и Адольфа Шишко-Богуша (до 1939 года). По условиям мирного договора, подписанного с Советской Россией в Риге в 1920 году, произведения искусства и другие ценные вещи, в том числе все замковое убранство, вывезенное в Россию, были возвращены в Польшу. В результате удалось восстановить исторические помещения в их облике времен правления Станислава II Августа.

Во время Второй мировой войны
17 сентября 1939 года замок был обстрелян немецкой артиллерией. Крыша и башенки были уничтожены огнем (частично они были восстановлены сотрудниками Замка, но позже умышленно сняты немцами). Потолок Бального зала обрушился, в результате чего была разрушена потолочная фреска Баччарелли «Сотворение мира», а другие помещения получили незначительные повреждения. Но сразу после захвата Варшавы немцами их оккупационные войска принялись сносить замок. Наиболее ценные объекты, включая даже установки центрального отопления и вентиляции, были демонтированы и вывезены в Германию.

4 октября 1939 года в Берлине Адольф Гитлер отдал приказ взорвать Королевский замок. 10 октября 1939 г. специальные немецкие подразделения под руководством историков и искусствоведов (д-р Дагоберт Фрей, искусствовед из Университета Бреслау, Густав Барт, директор музеев в Бреслау, и д-р Йозеф Мюльманн, искусствовед историк из Вены) начал демонтировать пол, мрамор, скульптуры и каменные элементы, такие как камины или формы. Артефакты были вывезены в Германию или хранились на складах Кракова. Многие из них также были захвачены различными нацистскими сановниками, проживавшими в Варшаве. Замок был полностью опустошен. Вопреки немецким приказам, несмотря на опасность быть расстрелянными, польским музейщикам и специалистам по реставрации произведений искусства удалось спасти многие произведения искусства из замка, а также фрагменты лепнины, паркетных полов, деревянных панелей, и многое другое, которые позже были использованы при реконструкции. Общеизвестна большая заслуга, оказанная Польше профессором Станиславом Лоренцем, возглавившим эту кампанию по спасению сокровищ замка. Затем саперы вермахта просверлили в зачищенных стенах десятки тысяч отверстий для динамитных зарядов.

В 1944 году, после подавления Варшавского восстания, когда боевые действия уже прекратились, немцы взорвали разрушенные стены замка. Выравнивание Королевского замка было лишь частью более крупного плана — Плана Пабста, целью которого было строительство монументального Зала Сообщества (нем. Volkshalle) или равного по размерам Конгресс-холла НСДАП (Национал-социалистической немецкой рабочей партии — нем. Parteivolkshalle) на месте Королевского замка и заменить колонну Сигизмунда памятником Германии.

Груда щебня, увенчанная лишь двумя обломками стен, — вот все, что осталось от шестисотлетнего здания. На одном из этих фрагментов сохранилась часть лепного украшения, это был картуш с королевским вариантом девиза Ордена Белого Орла — «PRO FIDE, LEGE ET REGE» (За Веру, Закон и Короля).

Реконструкция
Сразу после окончания войны в 1945 году начались работы по спасению от дальнейшего разрушения уцелевших фрагментов стен, фундаментов и подвалов замка, а также почерневших от огня стен Дворца с медной крышей и здания Королевской библиотеки. В 1949 году польский парламент принял закон о восстановлении замка как памятника польской истории и культуры. Тем временем специальные архитектурно-проектные бюро под руководством Яна Домбровского, Петра Беганского и Яна Захватовича разработали чертежи для восстановления каркаса здания и меблировки исторических помещений. Решение о начале работ несколько раз откладывалось, но, наконец, было принято 20 января 1971 года. Был создан Общественный комитет. Под всеобщие аплодисменты было принято решение восстановить замок на добровольные пожертвования. Как в Польше, так и за границей были созданы комитеты по сбору средств.

К маю 1975 года фонд уже достиг 500 миллионов злотых. К тому же дню более тысячи ценных произведений искусства были подарены замку многочисленными поляками, проживающими как в Польше, так и за границей. Официальные представители других стран также подарили Замку произведения искусства, представляющие большую художественную и историческую ценность.

 

Сегодня

Внушительный фасад, построенный из кирпича, имеет длину 90 метров (300 футов) и выходит на Замковую площадь. На каждом конце фасада стоит квадратная башня с выпуклым шпилем. Башня Сигизмунда расположена в центре главного фасада, с обеих сторон окружена замком. Эта огромная башня с часами (60 метров в высоту), спроектированная в 17 веке, всегда была символом польской столицы и источником вдохновения для архитекторов других зданий в Варшаве. Сейчас замок служит музеем и подчиняется Министерству культуры и национального наследия. Многие официальные визиты и государственные встречи также проходят в Королевском замке.

Интерьер
Интерьер состоит из множества разных комнат, все тщательно отреставрированы с использованием как можно большего количества оригинальных экспонатов после разрушений Второй мировой войны.

Ягеллонские комнаты
В этих комнатах, принадлежавших резиденции Сигизмунда Августа, теперь находится ряд портретов династии Ягеллонов, королевской династии, происходящей из Литвы, правившей в некоторых странах Центральной Европы между 14 и 16 веками. В 2011 году Ягеллонские залы были преобразованы в современную Галерею живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Палаты парламента
С 16 века здесь зародилась польская демократия. В 1573 году здесь были написаны поправки к конституции Речи Посполитой с большой религиозной терпимостью. Кроме того, во время Всемирного потопа в 1652 году в этих комнатах было установлено право вето liberum veto, хотя оно не применялось до 1669 года. В 1791 году Майская конституция, первая современная кодифицированная национальная конституция Европы, а также вторая старейшая национальная конституция в мире был составлен здесь. Декорации в комнате являются копиями оригиналов Джованни Баттиста ди Куадро.

Королевские апартаменты
В этих апартаментах жил король Станислав Август Понятовский. Они состоят из зала Каналетто, в котором выставлено несколько живописных видов Варшавы. Их написал не Каналетто, а его племянник Бернардо Беллотто, также известный как Каналетто. Жан-Батист Пильман работал между 1765 и 1767 годами над одним из своих крупнейших проектов — обоями. Доменико Мерлини спроектировал соседнюю Королевскую часовню в 1776 году. Сейчас здесь в урне хранится сердце Тадеуша Костюшко. Залы для аудиенций также оформлены Мерлини, на них выставлены четыре картины Марчелло Баччарелли. Анджей Гжибовски позаботился о реставрации комнаты, в которой было много оригинальных предметов.

Коллекция Ланцкороньских
В 1994 году графиня Каролина Ланцкороньская подарила Королевскому замку 37 картин. Коллекция включает две картины (портреты) Рембрандта: «Отец еврейской невесты» (также известный как «Ученый за кафедрой») и «Еврейская невеста» (также известный как «Девушка в картинной раме»), изначально находившиеся в коллекции Станислава Августа Понятовского.

В декабре 2018 года Замок приобрел скрипку, созданную Антонио Страдивари в 1685 году. В ознаменование 100-летия восстановления независимости Польши инструменту было официально присвоено имя Полония. Скрипач-виртуоз Ежи Вавровски — единственный человек, которому разрешено играть на этом инструменте.

В декабре 2018 года в коллекции замка была возвращена картина Марчелло Баччарелли «Портрет Ежи Мнишека с дочерью Елизаветой и Киопеком» (1795 г.), считавшаяся пропавшей без вести.

 

Дворец с медной крышей

Дворец с медной крышей с 1989 года является филиалом Королевского замка-музея. Дворец граничит с Королевским замком в Варшаве и идет вниз по склону от Замковой площади и Старого города. Первоначально это был патрицианский дом Вавжинца Реффуса, построенный в 1651–1656 годах. После разрушения в 1657 году армией Георгия II Ракоци он был полностью перестроен в 1698–1701 годах для Ежи Доминика Любомирского.

Любомирский расширил дворец, построив южное крыло, перпендикулярное остальной части здания, а также расширил западный фасад. Вскоре после постройки дворец стал называться Пале Мартен в честь внука Любомирского. В 1720 году дворец был перестроен с пристройкой второго северного флигеля. Дополнительно интерьер был украшен картинами в стиле рококо. После 1777 года дворец перешел во владение последнего короля Польши Станислава II Августа, который нанял архитектора Доменико Мерлини, чтобы тот еще раз перепроектировал внутренние помещения дворца и присоединил к нему библиотечное крыло Королевского замка. Затем король подарил обновленное здание своему племяннику князю Юзефу Понятовскому. Младший Понятовский был успешным командиром восстания Костюшко 1794 года, а затем одним из маршалов Наполеона Бонапарта. При его владении дворец стал центром светской жизни высокого класса Варшавы. Когда Варшава стала частью Прусского королевства после Третьего раздела Польши, здания стали штаб-квартирой прусского военного министерства.

Дворец с медной крышей был сожжен в 1944 году и реконструирован по мотивам картин Бернардо Беллотто в период с 1948 по 1949 год.

В настоящее время дворец является музеем, в котором, в частности, находится постоянная выставка восточных ковров и другого восточного декоративно-прикладного искусства, подаренная музею госпожой Терезой Саакян. В коллекции 579 предметов, 562 из которых – текстиль.

 

Интересные факты

24 мая 1829 года в Сенаторском зале Королевского замка Николай I был коронован королем Польши.
5 ноября 1916 г. в Большом зале был объявлен Акт от 5 ноября.
23 апреля 1935 года в Рыцарском зале была подписана Апрельская конституция.
Регалии Станислава Августа Понятовского хранятся в Королевской капелле. Это Орден Белого Орла, церемониальный меч Ордена Святого Станислава и аквамариновый скипетр.
В замке также хранятся знаки отличия президентской власти – печать Президента, Валет Президента Республики Польша и национальные документы, которые Рышард Качоровский передал Леху Валенсе 22 декабря 1990 года.
Многие польские легенды связаны с Королевским замком. Согласно одной из них, в 1569 году король Сигизмунд Август, оплакивавший смерть любимой жены Варвары Радзивилл, попросил известного колдуна мастера Твардовского вызвать ее призрак. Эксперимент удался при поддержке волшебного зеркала, которое сегодня хранится в Венгровском соборе. Несмотря на это, некоторые люди подозревали, что это был не призрак королевы, а очень похожий на любовницу ее короля Барбару Гижанку, и все событие было подстроено сообщником Гижанки Миколаем Мнишеком, королевским камергером.
Королевский замок в Варшаве является одним из официальных членов Ассоциации европейских королевских резиденций.
В 2014 году Национальный банк Польши выпустил монету номиналом 5 злотых из серии «Откройте для себя Польшу», на которой изображен Королевский замок в Варшаве.

 

Копия в Чикаго

В 1979 году исторический театр Gateway в районе Джефферсон-Парк в Чикаго был куплен Фондом Коперника с намерением превратить его в резиденцию Польского культурного и гражданского центра. Из-за исторической значимости здания его интерьер был сохранен нетронутым, в то время как внешний вид был реконструирован, и была добавлена ​​​​башня с часами в стиле необарокко, чтобы придать ему сходство с Королевским замком в Варшаве. Это визуальная дань многочисленному польскому населению Чикаго, самому большому присутствию за пределами Польши.