Собор Пресвятой Девы Марии Королевы Польши, Варшава

Полевой собор Войска Польского (польск. Katedra Polowa Wojska Polskiego, также известный как Церковь Богоматери Королевы Польской Короны) — главная гарнизонная церковь Варшавы и представительный собор всей Войска Польского. В прошлом церковь служила множеству общин и ролей: раньше она была церковью Коллегиума Нобилиума, а в 19 веке также была превращена в русскую православную церковь. В настоящее время здесь проходят все основные военно-религиозные праздники Варшавы.

Он расположен на улице Длуга 13/15, напротив памятника Героям Варшавского восстания и площади Красиньских, недалеко от Старого города Варшавы.

 

История

В 17 веке братьям-пиаристам была дана королевская привилегия получить большой участок к западу от Старого города Варшавы. Район, расположенный вдоль недавно вымощенной улицы Медовой, был близок к современному центру города, но в то же время предлагал гораздо больше места, чем в густонаселенном городе. Монахи основали Collegium Nobilium, одну из самых известных школ той эпохи, предшественницу Варшавского университета. В 1660 году они также начали строительство новой церкви, которая обслуживала бы как студентов, так и их учителей, спроектированную, скорее всего, Константино Тенкалла, итальянским архитектором, работавшим в то время в Речи Посполитой.

Церковь, финансируемая в основном королем Польши Иоанном Казимиром, должна была занять место бывшей деревянной церкви Святых Прима и Фелициана, разрушенной шведами во время Всемирного потопа. Однако после войн со Швецией, Московией и казаками экономика Польши пришла в упадок, а отречение короля положило конец амбициозному строительству. Из-за этого строительство продолжалось до 1682 года. Внутренние работы продолжались еще два десятилетия, и только в 1701 году церковь была окончательно освящена епископом Познани Миколаем Свенцицким.

Церковь продолжила традиции более ранней церкви Святых Прима и Фелициана, но также получила нового святого покровителя, Пресвятую Богородицу Побед. Картина Святой Марии Милостивой была привезена из Фаэнцы, а мощи двух католических святых были привезены из Рима, подаренные папой Урбаном VIII. В связи с длительным периодом строительства, проект церкви устарел почти сразу после ее завершения, так как в европейской архитектуре поздний барокко вытеснялся классицизмом. В 1730 г. церковь была перестроена по проекту Юзефа Фонтана.

После неудавшегося Ноябрьского восстания против Российской империи в 1834 году храм был конфискован российскими властями и превращен в православный храм Святой Троицы. Между 1835 и 1837 годами он был еще раз реконструирован в стиле барочных церквей Растрелли. Его авторами были Антонио Корацци и Анджей Голунский. В ходе реконструкции большая часть внутреннего убранства была разрушена и заменена православными фресками, а также большим иконостасом. Кроме того, к обеим башням были пристроены большие луковичные купола. Одновременно были перестроены в русском стиле и окружающие здания бывшего пиаристского монастыря и Дворца Гуманских.

После того, как русские оставили Варшаву в 1915 году, церковь использовалась немецкой армией, дислоцированной в Варшаве, в качестве склада. После того, как Польша восстановила свою независимость в 1918 году, было принято решение восстановить церковь в ее прежнем виде. Между 1923 и 1927 годами церковь была еще раз реконструирована, на этот раз Оскаром Сосновским, который основывал свой проект на рисунках XVII века. После ремонта святыня была вновь освящена как католическая церковь, но пиаристам ее не вернули. Вместо этого он возвысился до достоинства собора, так как стал резиденцией полевого епископа Войска Польского.

Во время Варшавского восстания 1944 года собор был одной из церквей, часто подвергавшихся нападениям люфтваффе. За руины тоже велись ожесточенные бои, так как сохранившаяся западная башня использовалась как наблюдательный пункт. В то же время подвалы монастыря и склепы под церковью использовались как временный полевой госпиталь. Остатки церкви вместе с госпиталем были разрушены немецкой бомбардировкой 20 августа 1944 года.

После войны, между 1946 и 1960 годами, церковь была восстановлена в былом величии группой архитекторов под руководством Леона Марека Сузина. Церковь оставалась резиденцией армейского епископа, хотя этот пост был почти чисто титульным, поскольку в руководимой коммунистами Польше религии не было места в армии. Официальный институт полевого епископа Войска Польского (наряду с аналогичными должностями для других конфессий) был восстановлен после того, как Польша восстановила суверенитет после Осени народов 1989 года. В результате церковь вернула себе статус собора, став резиденцией Военного ординариата Польши, одного из трех соборов в Варшаве в настоящее время.

 

Примечательные особенности

Собор в настоящее время является центральной церковью Войска Польского, и в нем проводятся все основные религиозные праздники, связанные с польскими вооруженными силами. Передний фасад отмечен большим тимпаном, на который указывает скульптура с изображением Святой Марии, а по бокам - две низкие башни. По обе стороны от главного входа есть несколько каменных табличек, увековечивающих известные польские воинские части прошлого, а также якорь и пропеллер, символизирующие два рода польских вооруженных сил. Вестибюль церкви отмечен рядом символических картин, изображающих некоторые из самых известных польских сражений и восстаний. Дополнительные сражения изображены на бронзовых воротах.

В главном алтаре находится скульптура покровительницы церкви, Богоматери Королевы Польской Короны. Под скульптурой находится стальная решетка с сотнями военных наград и вотивных табличек, подаренных солдатами. Слева находится небольшая Часовня Польского Солдата - Мавзолей Защитников Родины. Среди битв, изображенных на каменных плитах, - битва при Цединии, битва при Грюнвальде, битва при Вене, битва при Вестерплатте, оборона Варшавы, Варшавское восстание и битва за Берлин, а также другие сражения Второй мировой войны. Часовня справа от алтаря посвящена жертвам Катынского расстрела. Около 15 000 небольших табличек отмечены именами польских офицеров, массово расстрелянных НКВД в 1940 году, а еще 7 000 ждут имен тех, чьи тела еще не найдены. Некоторые из довоенных картин, уничтоженных немцами в 1944 году, были заменены картинами Михаэля Вильмана, привезенными в Варшаву из Силезии после войны.