Костёл иезуитов, Варшава

Костёл иезуитов или церковь Богородицы Благодати (Покровительницы Варшавы), бывшая монастырская церковь Рождества Пресвятой Богородицы и св. Игнация Лойолы в Варшаве - церковь, расположенная в Старом городе Варшавы по адресу ул. Свентоянская 10.

Здесь находится святилище Богородицы Благодати, где почитается восседающий на троне и коронованный образ Богоматери Благодати.

 

История

Церковь была построена в 1609-1626 годах по проекту неизвестного зодчего, доказавшего своим мастерством свой незаурядный профессионализм и профессионализм. Вероятно, автором этого мастер-проекта был Ян Франкевич - строитель и создатель церкви св. Казимира в Вильнюсе.

Инициатором строительства храма был о. Петр Скарга. На собранные от милостыни деньги проповедник купил в 1597 году дом для ордена иезуитов. Многоквартирный дом, в котором первоначально жили иезуиты, назывался «Клашторек». В последующие годы монахи купили еще соседние многоквартирные дома и подготовили фундамент для строительства церкви. Они также получили строительную площадку от короля Сигизмунда.

Орден иезуитов прибыл в 1607 году в Варшаву, тогдашнюю резиденцию короля Сигизмунда III Вазы. Иезуиты хотели обосноваться рядом с замком. Место, где должна была быть построена резиденция ордена, было выбрано не случайно, так как запланированная резиденция иезуитов, примыкающая к собору и расположенная недалеко от замка, подчеркивала бы их значимость в обществе того времени.

Основателями этого храма были м.ин. Король Сигизмунд III Ваза, Анджей Бобола (камергер), братья Гостомские.

В 1656 году храм был разрушен и разграблен нашествием шведской армии. В 1660 году Орден основал при церкви аптеку. Вход был со Староместской площади. Он также обслуживал жителей Варшавы и был после замковой аптеки самой старой аптекой в ​​Варшаве. В 1668 году они основали школу с лекциями, среди прочего, по теологии и философии на академическом уровне.

В 1720 году началось строительство двухэтажного здания позади костела, инициированное плоцким епископом Людвиком Бартломеем Залуским. Благодаря этому зданию появилась улица Ежуицкая. В новопостроенное здание, носившее неофициальное название от имени епископа Залуского, была переведена школа - Gymnasium Zaluscianum. В здание также перенесли аптеку и богатую книжную коллекцию.

В 1773 году, после роспуска ордена, храм стал школьной церковью, подчиненной Комиссии народного просвещения. Некоторое время церковь также принадлежала немецкому братству святого Бруно. Некоторое время здесь находилась и резиденция отцов Павлов. В 1818 г. храм переживал кризис и обращался с ним как с соборным складом, а в 1828 г. в нем хранили шерсть. Храм вернулся к своей первоначальной функции только в 1834 году благодаря пиаристам. Снятые захватчиком с прежнего места жительства, монахи перенесли все свое имущество, включая памятники, в церковь на улице Свентоянской. Эти монахи привезли в свою новую резиденцию скульптуру медведя, которой и по сей день можно любоваться у входа в храм. В 1864 году, когда орден пиаристов был ликвидирован, церковь стала выполнять вспомогательные функции по отношению к соседнему собору. Лишь в 1918 году костёл вернулся к иезуитам, но уже в 1944 году храм был почти полностью разрушен в результате поджогов и взрывов. Церковь Богоматери Милости осталась на попечении ордена иезуитов.

 

Стиль

Церковь, вероятно, была спроектирована Яном Франкевичем. Это здание сочетает в себе элементы итальянской архитектуры с элементами архитектуры Северной Европы. В конструкции костела также можно увидеть элементы, характерные для Польши, напр. Люблинский свод. Архитектор также показал умение использовать узкое пространство для возведения храма. Эта церковь представляет собой однонефное здание в стиле маньеризма и барокко. Здание венчает орнаментальный фронтон, а также купол над апсидой. В проходе находится часовня вечного поклонения Святому Дару (adoration chapel).

Сзади к зданию асимметрично пристроили 65-метровую башню.

 

Элементы оборудования

Папская мемориальная доска

В церкви справа от входа есть каменная доска. Это напоминание о двух посещениях этого храма святым отцом Иоанном Павлом II. Эти визиты состоялись 2 июня 1979 г. и 16 июня 1983 г.

 

Дверь ангела

Входная дверь была изготовлена ​​в 2009 году скульптором Игорем Митораем, который в своем творчестве обращается к античной скульптуре, и торжественно освящена 12 сентября 2009 года. Ранее Миторай сделал аналогичную дверь для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели в Риме). Эти ворота были профинансированы по случаю 400-летия храма. Они выполнены из бронзы и изображают барельефную сцену Благовещения. В верхней части двери помещается Мария, а на открывающихся створках – два ангела. По мнению некоторых журналистов, женский образ навеян античной скульптурой Венеры Милосской, по христианской традиции в сцене Благовещения присутствует один ангел - Архангел Гавриил, как произведение искусства это вроде бы противоречит статье 124 Sacrosanctum консилиум. Сам художник сказал о своей работе: «Кого-то может шокировать совершенно иной, чем традиционный, образ Мадонны, смотрящей сверху вниз на двух ангелов, запечатленных в движении.

 

Образ Пресвятой Богородицы Милостивой

Картина находится в апсиде нефа. Первоначально он располагался в боковой часовне. В нем представлен образ Пресвятой Богородицы Благодати. Богородица держит в обеих руках сломанные стрелы, символ защиты от несчастий. Эта овальная картина является копией полихромии эпохи Возрождения, найденной в Фаэнце, Италия. Она была написана неизвестным варшавским художником по заказу настоятеля первого монастыря пиаристов в Польше о. Хасинта Орселли, предназначенный для алтаря церкви пиаристов на ул. Длуга (нынешний полевой собор). 24 марта 1651 года в присутствии папского нунция архиепископа Яна де Торреса он был торжественно введен в храм и показан варшавянам. Нунций прочитал буллу Папы Иннокентия X, устанавливающую праздник Mater Gratiarum Varsaviensis во второе воскресенье мая.

После переименования церкви пиаристов в православную в 1834 году картина была перенесена и сейчас находится в церкви отцов-иезуитов. В 1970 году Ватикан торжественно утвердил Богоматерь Благодати в качестве покровительницы Варшавы. 7 октября 1973 г. образ Пресвятой Богородицы, пользующийся необычным культом, по инициативе о. карта. Примас Стефан Вышинский. В 2004-2007 годах картина, поврежденная неумелой реставрацией 1961 года, подверглась профессиональной, длительной и тщательной реставрации.

 

Распятие

Историческое распятие родом из Любека 17 века. Он был сделан из дерева. На ней изображен Христос, умирающий на кресте. Этот крест был отправлен в 1645 году Яну Больфельту - королевскому секретарю, проживающему в Гданьске, купцом Рышардом фон дер Хардтом с просьбой поставить его в польской церкви. Больфельт решил предложить его ордену иезуитов. Это распятие было торжественно поставлено в главном нефе на поперечной оси, слева от главного престола, в праздник Воздвижения Креста Господня 14 сентября 1648 года. Во время Великой Отечественной войны крест покинул храм и был спрятан. Распятие вернулось в пресвитерию только в 1957 году. Затем, после того как иезуиты построили церковь св. Щепана в Мокотове, была передана тамошнему главному алтарю, а копия повешена в святилище.

 

Скульптура Богоматери Благодати

Скульптура Богоматери Благодати, выполненная из липового дерева, восходит к 17 веку. У Богоматери золотая корона, украшенная черными драгоценными камнями. Сочетание золотых мантий с синим плащом символизирует силу и милосердие. Богоматерь держит в обеих руках сломанные стрелы. Они символизируют милосердие и благожелательность, проявленные к человеку сдерживанием божественного гнева.

 

Портальный кенотаф Яна Тарло

Надгробный памятник Яну Тарло (1684-1750), одному из главных основателей Collegium Nobilium и благотворителю пиаристов, первоначально помещенный в костел оо. Пиарист, на самом деле похоронен в церкви о.о. Костел пиаристов в Ополе-Любельском находится с левой стороны в проходе. Надгробие изготовлено в мастерской Яна Ежи Плерша в 1752–1753 гг. для костела о.о. Пиарист. Разобрано, перемещено, а затем снова собрано Фаустином Ценглер в церкви о.о. иезуиты. Разрушен в 1944 году, заново собран и реконструирован в 2010 году.

 

Медвежья скульптура

Скульптура, изображающая медведя, остаток существовавшей до 1944 года пары медведя и льва, была изготовлена ​​в мастерской Яна Ежи Плерша в середине 18 века для костела св. Пиаристская церковь ул. Прима и св. Фелициан, как атрибут покровителей церкви, мучеников от начала христианства, растерзанных дикими зверями на арене во времена Римской империи. Образ св. Прима ассоциируется со львом, а св. Феличиана - с медведем. В 1834 году, после передачи Иваном Паскевичем церкви св. ул. Примы и Фелициана в православную церковь, многие элементы инвентаря были переданы постиезуитской церкви (после роспуска иезуитов в 1773 г.), отданы пиаристам, изгнанным из собственной церкви. До 1944 года скульптуры пары медведя и льва (лапы с когтями у обоих представленных животных: лев и медведь были идентичными, лев и медведь отличались только гривой) вместе с несуществующей скульптурой льва были в притворе церкви. Во время Варшавского восстания скульптура льва, сопровождавшего св. Прим был полностью разрушен, уцелел, хотя и сильно поврежден, медведь, которого после реставрации поставили на лестнице у лестницы перед входом в костел.

Фигура связана с варшавской легендой, в которой говорится, что каменный медведь — это влюбленный князь Мешко. Юноша превратился в статую от сожаления о том, что любовь, которую он испытывал к своей избраннице, не была взаимной, и она вышла замуж за другого мужчину. Согласно легенде, заколдованный в образе статуи принц все еще ждет девушку, которая с любовью вернет его к жизни и подарит ему желанное счастье.

 

Интерьер

Готический андеграунд
В ходе послевоенных строительных и реконструкционных работ были обнаружены обширные готические подземелья, свидетельствующие о строительном искусстве средневековья. Небольшая площадь, предназначенная для строительства храма, заставила строителей разработать каждый уголок. Следствием таких ограничений стало строительство многоуровневых подвалов. Поскольку церковь стояла на развалинах доходных домов, остатки стен снесли только до уровня земли, а более глубокие подвальные уровни засыпали ненужным щебнем, оставив только один ближайший к поверхности подвальный уровень, который предполагалось использовать. для погребальных склепов. Во время разделов русское правительство приказало замуровать существующие подвалы, чтобы предотвратить скопление оружия для повстанцев. Благодаря постоянной перестановке церковных администраторов старые, исторические подвалы были забыты.

Подземелье было заново открыто благодаря реконструкции здания после Второй мировой войны. В ходе работ по реконструкции верхние части подвалов были раскопаны и проведена консервация, а нижние не раскопанные ждут продолжения работ. Сохранившиеся эпитафии или их фрагменты, извлеченные при раскопках из-под завалов костела, а также памятные вещи времен Варшавского восстания и бюсты Петра Скарги и Мацея Казимежа Сарбевского – остатки эпитафий, существовавших в храме до 1944 г., находятся в сохранившиеся склепы.

В одном из помещений была размещена и открыта в 1979 году часовня, посвященная чести и памяти учителей и учеников гимназии иезуитов в Вильнюсе. Эта часовня была основана по инициативе бывших учеников этой гимназии.

Вильнюсская часовня
Часовня находится в одном из помещений готических подвалов храма. Он был посвящен памяти учителей и учеников гимназии иезуитов в Вильнюсе. Инициаторами создания этой часовни были люди, связанные с объектом в Вильнюсе, в т.ч. зрачки.