Костёл Преображения Господня, Варшава

Преображенская церковь, обычно Капуцинская церковь - барочная церковь отцов-капуцинов, расположенная на улице Медовой в Варшаве. Он является частью монастырского комплекса капуцинов.

 

История

Костёл Преображения Господня был построен вместе с монастырем в 1683-1694 годах по инициативе короля Яна III Собеского как обетное приношение за победы в битвах под Хотином и Веной.

Вот как Й. Бартошевич описывает историю строительства храма (с небольшими сокращениями, оригинальное написание):
«Сигизмунду III Рим отказал в свободе привести капуцинов в Польшу, потому что этот орден, столь строгий в своих статутах, не мог строго соблюдать свое правление на севере. сыновей, правивших в Польше... Король Собеский, однако, добился своего.Видимо, он был связан клятвой, желая отблагодарить небо за полученные им победы над турками и татарами, он решил сломить отталкивание Рима для наших климата и ему это удалось, потому что вскоре отец Яков из Равенны, посланный старейшинами, прибыл в Польшу. Он посетил короля в Яворове в 1679 году и, получив от него рекомендательные письма к кардиналам и генералу, вернулся в Италию, где Это дело в основном поддержал князь Михал Радзивилл, шурин короля и посланник республики в Святой столице. «В Риме Варшава и Краков были выбраны в качестве первых монастырей в Польше. Польша во второй раз с быками и в конце августа 1681 года стояла в Варшаве с тремя монахами».

27 декабря 1681 года Вежбовский, епископ Познани, выдал каноническое разрешение на основание монастыря. Король купил участок и дом на ул. Мёдова. Сначала была построена часовня (1682 г.), в которой монахи стали совершать службы, быстро завоевав расположение жителей Варшавы. В следующем году (11 июля) царь приказал выдать грамоту об основании монастыря. Первый камень в фундамент церкви был заложен 23 июля 1683 года, накануне венской экспедиции. На церемонии присутствовали Ян III Собеский, королева Мария Казимира, сыновья, апостольский нунций Опизо Паллавичини, архиепископ Эфесский, епископ Вежбовский, сенаторы, гетманы, министры и толпы варшавян. На камне вместо оригинальных слов Christo Redemptori Joannes III. Полоний. Рекс ... король приказал выгравировать слова Христо Триумфатори Иоанна III. Полоний. Рекс….

Весной 1686 года отец Павел Имолинский начал строить монастырь по проекту итальянского строителя - архитектора Аффаиты (младшего). Поскольку проект своими размерами и великолепием противоречил монашескому уставу, король решил построить более скромный монастырь, прежний строитель Августин Лоччи создал новый проект, и Каролю Черони было поручено наблюдение за строительством. В мае 1688 года король приобрел площадь, предназначенную для двора и садов, простирающуюся от церкви до дворца епископа Збонского.

Окончательный проект церкви, вероятно, был подготовлен Тильманом ван Гамереном. В протоколе от 1 декабря 1694 г. папа Иннокентий XII включил фонды (впоследствии возведенные в ранг монастырей) в Варшаве и Кракове в состав Тосканской провинции, запретил монахам покидать монастыри без согласия Святого Престола, отменил монахов из-под юрисдикции епархиального епископа и разрешил создание послушничества для 12 поляков. Отец Францишек Аррецци стал новым генеральным комиссаром капуцинов в Польше. Вот как описывает приезд отца Аррецци в Варшаву Й. Бартошевич (оригинальное написание):

"...Отец Францишек Аррецци прибыл в Варшаву через Краков, вдоль Вислы, со своими четырнадцатью братьями. Они пошли прямо к церкви св. св. , отец Санта Кроцце, с уважением... Они вернулись в монастырь с нежным приемом, где нашли письма от короля и королевы Яворова... Наши отцы уже видели церковь, полностью законченную в то время, с виду скромную. , внутри сплошная мозаика. Отец Аррецци боялся этой неслыханной для капуцинов экстравагантности..."

Отец Аррецци был так озабочен внешним видом церкви, что потребовалось папское разрешение (... Так что отбросьте свои сомнения и, опираясь на справедливое убеждение Его Святейшества, молитесь... как писал кардинал Аяччоли отцу Комиссару), чтобы монахи могли начать совершать службы.

Надпись на фризе храма «Te decet Hymnus Deus in Syon, Tibbi reddam veta mea in conspectu omnis populi» представляет собой двустишие из Псалма 65 (64) Давида, переведенного из Библии Тысячелетия, гласит: Тебе должны поклоняться , Боже, в Сионе. Чтоб обеты твои исполнил, какие молитвы слышишь.

Освящение костела состоялось 11 октября 1692 г., но его строительство закончилось летом 1694 г. Церковный колокол звучал от дворцовых часов в Виланове. Царь еще намеревался построить нижний храм, но геологические условия не позволили и подземелье использовали как склеп.

Согласно историографии (оригинальное написание) ... дух Яна III хранил благочестивое основание ... Никакие войска не занимали и не трогали капуцинов в Варшаве в течение нескольких лет непрерывных поставок и военных шествий с 1700 года. Действительно, монархи Август II, Петр Великий и Карл XII, находившиеся в столице во время этих беспорядков по железной дороге, с почтением посещали царский труп.)

В 1738 г. в четырех монастырях в Польше насчитывалось около 50 монахов польского происхождения, и Святой Престол поручил их попечение чешской провинции, а Бенедикт XIV (5 октября 1754 г.) возвел польскую опеку в ранг губернии, а в 1761 г. Климент XIII сделал его независимым.

Нунций Камилло Паолуччи в присутствии большой толпы увенчал капуцинов изображением Святого Причастия. Панни полугрудные, которые им подарил один из жителей Варшавы, синдик Фишеровского монастыря.

 

В 1781 г. торжественно отмечалось 100-летие приведения капуцинов в Польшу (оригинальное написание):
Празднование этого важного для Ордена и жителей столицы сувенира состоялось торжественно 6 августа, в самый день Преображения Господня, под надзором тогдашнего настоятеля монастыря в Варшаве отца Филипецкого из Маркушова. В канун Рождества настоятель нескольких самых важных отцов монастыря отправился в замок и там допустил присутствие короля... он со смирением Ордена попросил почтить столь великое торжество своим присутствием... На следующий день король отправился в серьезном обществе сенаторов и армейской церкви на великую мессу, которую отслужил епископ Смоленский Водзинский. Костел был красиво и со вкусом украшен, и появились четыре портрета королей: Яна III, двух Августов и самого Станислава Августа, увенчанные лаврами. Выслушав мессу, король отправился в монастырь... и свой портрет работы Бачарелли, который он прислал для украшения церемонии, он навсегда передал монастырю... Церемония завершилась вечерней и пением Те Deum. гимн, с большой иллюминацией церкви и стрельбой из пушек, которые в конце были переполнены на Медовой улице. (в сноске автор добавляет: "По неосторожности не были открыты окна во время артиллерийского залпа, из чего выяснилось, что с первым же выстрелом выбились все окна в окрестных дворцах и доходных домах")

Храм имеет скромный фасад, сохраняющий тосканский ордер, украшенный гербом Собеских - Янины. В фасад также вмонтирована памятная доска, посвященная Юраю Крижаничу.

17 июня 1983 года во время своей второй поездки в Польшу храм посетил Иоанн Павел II. Папа молился перед Святыми Дарами и у урны с сердцем Иоанна III Собеского в Королевской капелле.

 

Алтари и часовни в церкви середины девятнадцатого века

Главный престол с образами Преображения Господня и св. Войцех Шимона Чеховича. На кивории картина маслом с изображением головы Христа в терновом венце работы неизвестного автора. Вверху, под сводом, над алтарем щит с короной с гербом Собеских - Янины, поддерживаемой ангелами. На столпах главного престола, с правой стороны, алтарь св. Иоанн Непомуцкий с картиной святого маслом, слева св. Фиделис (Марк Рой), первый мученик-капуцин, тоже с картиной.

Другой алтарь справа - алтарь Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы с увенчанным (серебряные, позолоченные венцы) образом Пресвятой Богородицы. Ранее в алтаре находилась мозаичная картина Благовещения Пресвятой Богородицы.

Далее - алтарь св. Антония Падуанского также с изображением святого маслом.

Третий алтарь с правой стороны - Господа Иисуса, а в нем фигура Его на кресте, сделанная из кости, за стеклом, прекрасной работы.

С левой стороны было только два престола: св. Францишек Серафицкий с изображением святого из галереи Ватикана, подарок княгини Чарторыйской, сестры Станислава Августа, и алтарь св. Феликса, капуцина, а в нем статуя святого из воска за стеклом, прославившегося многочисленными чудесами.

С левой стороны храма располагались две часовни.

Ранее известная как Королевская часовня, а после того, как в нее было помещено сердце короля (26 июня 1830 г.), она была переименована в Часовню Яна III с алтарем и изображением блаженного Ангела Акры работы варшавского художника Гладиша. перенесен из церкви св. Анна (отцы-бернардинцы). В этой часовне находятся замурованные в саркофаге (лично Хенриком Маркони) сохранившиеся внутренности Иоанна III в свинцовом ящике и сердце короля, помещенное в памятник епископом Адамом Проспером Буржинским в серебряном сосуде - сосуд был переплетен в форме сердце. Бюст Яна III из белого мрамора работы Людвика Кауфмана. Этот саркофаг расположен с правой стороны алтаря, а с левой стороны находится саркофаг Августа II Сильного с урной из серого мрамора с останками царя внутри. Часовня была овальной формы с двумя окнами, от церкви ее отделяла застекленная дверь.

Вторая часовня св. В Каетане (бывшая часовня Брюля) хранится картина святого, неизвестного итальянского художника, купленная княгиней Чарторыйской из бывшего театинского монастыря (она находилась на улице Длуга в доме канцлера Иоахима Литавора Хрептовича).