Дворец Паца — Радзивиллов, Варшава

Дворец Паца (также называемый дворцом Радзивиллов, по-польски: Pałac Paca-Radziwiłów) представляет собой барочный дворцово-дворовый комплекс в центре Варшавы.

 

Позиция

Дворцовый комплекс расположен по адресу Ulica Miodowa 15, примерно в 100 метрах к западу от стен Старого города Варшавы. На севере к дворцу примыкает бывший дворец семьи Борхов (Мёдова 17/19), на юге - небольшой монастырский комплекс ордена капуцинов с примыкающей к нему церковью Преображения Господня (польск. Kościoł Przemienienia Pańskiego) на улице Улица. Miodowa 13 или Ulica Kapucyńskiego 4. Напротив входа во дворец Паца находится дворец Ходкевичей. Примерно в 40 метрах к югу от юго-западного угла дворцового комплекса проходит нижняя Аллея Солидарности, с которой видна южная сторона дворца. Сад отеля граничит с улицей Ulica Leona Schillera на западе. В южной части этого сада в начале 20 века было построено здание Ипотечного отдела Окружного суда (польск. Gmach Wydziału Hipotecznego Sądu Okregowego), в котором сейчас находится налоговая служба (Aleja Solidarności 58). Этот объект примыкает к дворцу. Ансамбль занимает участок площадью около 200 х 70 метров, при этом задний сад составляет лишь добрую треть этой площади.

 

История

Главное здание сегодняшнего комплекса было первоначально построено как дворец в стиле барокко между 1681 и 1697 годами Тильманом ван Гамереном для князя Доминика Миколая Радзивилла. С 1744 по 1759 год дворцом владел епископ Анджей Станислав Залуский, для которого Джакомо Фонтана в 1757 году построил дополнительные конюшни и хозяйственные постройки. Затем он снова попал в руки семьи Радзивиллов после того, как его купил Михал Казимеж Радзивилл, который оставил собственность своим родственникам и потомкам строителя.

Похищение короля
С 1762 по 1775 год Михал Фредерик Чарторыйский был арендатором и жителем дворца. В то время частым гостем во дворце был король Станислав II Август Понятовский. После одного из его пребывания там король был схвачен и похищен 3 ноября 1771 года сторонниками Барской конфедерации. Через день король смог вернуться в свой замок.

Преобразование под General Pac
В 1794 г. постройки комплекса были частично разрушены. Во время прусской оккупации здание использовалось с 1807 по 1809 год, сначала как театр, а затем казармы и госпиталь.

Людвик Пак приобрел ансамбль в 1823 году и тщательно перестроил его в стиле классицизма по проекту Энрико Маркони. Преобразование было в основном завершено в 1828 году. Помимо значительных изменений фасадов и интерьеров дворца, Маркони возвел на Медовой фронтальное трехэтажное здание, закрывавшее главный двор, ранее выходивший на улицу. За дворцом в связи с дворцовым садом были построены полукруглые конюшни, которых сегодня уже нет. Точно так же настенные росписи Джованни Баттисты Карелли, Миколая де Анджелиса и Юзефа Гловацкого, которые были выполнены в то время, больше не доступны. Окончательная детальная работа совпала с началом Ноябрьского восстания. Поскольку владелец замка был участником восстания, после подавления восстания в 1835 году дворец и имущество Пака были конфискованы российскими властями.

Резиденция власти
После экспроприации поврежденный дворец был восстановлен при Стефане Балинском. С 1849 г. он был резиденцией правительственных органов. С 1876 по 1939 год здесь размещались уездный суд и другие учреждения. Между мировыми войнами он был восстановлен при Оскаре Сосновском; Переделки, сделанные под русскими владельцами, были разобраны. Во время битвы за Варшаву в начале Второй мировой войны дворец сгорел. Он был разрушен во время и после Варшавского восстания 1944 года. В 1948-1951 годах дворец был перестроен под руководством архитекторов Хенрика Бялбжеского и Чеслава Конопки. Фасад сада обрел вид времен ван Гамерена. Парадный фасад дворца был восстановлен в стиле модификаций Маркони. Дворец был назначен резиденцией Министерства здравоохранения и социального обеспечения, теперь именуемого Министерством здравоохранения (польский: Ministrystwo Zdrowia).

 

Архитектура

Сегодня ансамбль состоит из центрального флигеля, двух флигелей вдоль парадного двора и парадного корпуса с воротами. Центральное крыло состоит из трехэтажного квадратного основного здания, которое было расширено двумя узкими четырехэтажными башнями на западе и двумя пристройками на юге, образуя горизонтальное Н-образное здание. Фасады дворца выполнены в стиле позднего классицизма и неоренессанса. Интерьеры, с другой стороны, в основном выполнены в мавританском и неоготическом стилях. Особого внимания заслуживает большой зал на первом этаже, созданный по образцу терм Каракаллы в Риме.

Флигельные корпуса главного двора также выполнены в классическом стиле и имеют три этажа. Помимо карнизов, они в основном не украшены. С другой стороны, фронтальное здание, спроектированное Маркони, очень примечательно. Поскольку улица не проходит параллельно зданию дворца, уличная часть общей длиной около 70 метров также проходит под углом к ​​дворцу и его внутреннему двору. Чтобы создать вертикальный подход к дворцовому комплексу, Маркони предусмотрел в районе ворот полуэллиптическую нишу с двумя воротами (третьи, центральные аркады замурованы), самые важные из которых ведут перпендикулярно дворцовому двору. Вторые ворота ведут в небольшой круглый двор, который, таким образом, становится архитектурным аналогом главного двора. Высота здания-ниши соответствует выходящим влево и вправо трехэтажным фасадным блокам, которые сейчас используются под офисы; он также поднят примерно на один метр с чердаком. На уровне третьего этажа нишу окружает барельефный фриз Людвига Кауфмана длиной около 20 метров и высотой один метр. На ней изображено провозглашение свободы греческих городов Титом Квинктием Фламинином по случаю Олимпийских игр в Коринфе.