Иеуд

 

Транспорт

 

Описание Иеуд

Иеуд (венгерский язык: Йод, идиш: יועד) - коммуна в округе Марамуреш на севере Румынии. Коммуна расположена в центральной части округа Марамуреш, на берегу Иудейора, притока реки Иза. Он состоит из одной деревни, Ieud.

Коммуна была впервые упомянута в 1391 году в рукописи под названием Codicele de la Ieud. Это было найдено в Иудской церкви Рождества Богородицы. Церковь является старейшей из восьми деревянных церквей Марамуреша, которые внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Достопримечательности Иеуд

Деревянная церковь в Иеуд-Дил
Деревянная церковь Рождества Богородицы в Иеуд-Диле (названа так из-за расположения на каменистом склоне) была построена местным дворянским родом Балеа в начале XVII века. Церковь датируется вторым десятилетием 17 века, будучи на столетие старше деревянной церкви с этого места, второй деревянной церкви в деревне и одной из старейших сохранившихся в Марамуреше. Это старое место греко-католического богослужения (см. «Шематизм Марамуреш» 1936 г., перепечатанный в 2011 г., источник: Греко-католическая епархия Марамуреша). На чердаке церкви Иеуда в 1921 году были найдены Кодексы Иеуда или Иеуд Зборник - документ, вызвавший споры, который некоторые историки считают первым румынским письмом.

В своей внешней строгости, согретой изнутри резьбой консолей и яркими красками росписи, деревянная церковь в Иеуд Дил представляет собой вершину искусства и техники строительства деревянных церквей в Марамуреше. Его ценность удваивается живописным ансамблем самого высокого качества, самой представительной работой известного местного художника-передвижника Александру Понегальского. Церковь была включена в 1999 году ЮНЕСКО в список памятников мирового культурного наследия вместе с семью другими деревянными церквями Марамуреша.

Документация
Старая церковь на холме в Йеуде была в центре внимания с самого начала румынских исследований в Марамуреше, столетие назад. Иоан Михайи де Апа отметил его в 1900 году среди самых красивых в Марамуреше. В 1909 году Иоан Бирлеа собрал надписи из церкви в свою ценную коллекцию заметок из церквей Марамуреси. Два года спустя Тит Бад датировал церковь 1364 годом, считая ее самой старой церковью в Марамуреше. Этнограф Таче Папахаги отметил церковь в Иеуд Дил в своем исследовании в Марамуреше в первые годы после Первой мировой войны хорошо сохранившимися настенными росписями, которые он проиллюстрировал одним из немногих клише, появляющихся в его книге. Строение и особенно картина были более подробно описаны Виктором Брэтулеску в 1941 году, который также опубликовал 18 изображений и 8 эскизов. Тогда же были сделаны первые рельефы церкви архитектором Н. Киореану. Значительно позже, в 1968 г., И. Д. Штефэнеску возобновил описание основных сюжетов церковной росписи. Анка Поп Брату также позаботился о настенной росписи, но гораздо более систематизированной, в 1982 году. Церковь была задокументирована, изучена и дендрохронологически датирована в 1997 году во время последней реставрации. В период с 2007 по 2009 год роспись церкви прошла процесс реставрации и консервации.

Датировка церкви
Для датировки деревянной церкви часто упоминался 1364 г. Эта дата впервые появилась в схематизме Герлинской епархии от 1900 г., который, весьма вероятно, использовал в качестве источника данные, собранные и присланные Тит Бадом, Греко-католический викарий Марамуреша. Тит Бад подтвердил эту датировку в 1911 году, сославшись на надпись на «балке церковного моста». Эта дата была взята у него и увековечена как через публикации, так и через созданную в деревне устную традицию.

Средневековый историк Раду Попа поставил под сомнение датировку Тит Бада, заявив, что она, как и другие подобные ей, «основана на книжных творениях», вместо этого предлагая дату после татарского нашествия 1717 года. Эта тенденция датирует большинство деревянных церквей Марамуреша после татарского нашествия. 1717 г., отражен в памятникном листе, составленном для включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Историк искусства Мариус Порумб, более равноудаленный от обеих позиций, утверждал, что деревянная церковь в Иеуд-Диле «вероятно 17-го века, с реставрацией 18-го века».

Позиция историков, более или менее взвешенная, не заменила традицию, созданную Синицей, оставив для хождения несколько возможных дат. Окончательно эта проблема была решена в 1997 году дендрохронологическим методом исландским исследователем Олафуром Эггертссоном, который твердо датировал деревянную церковь в Иеуд-Диле вторым десятилетием XVII века.

На мосту церкви действительно есть надпись на кириллице на опорах башни. Надпись начинается на продольной подошве, у западного окна: «В год Господень 18...». Автор надписи, кажется, передумал и переделал надпись на поперечной подошве, лучше освещенной западным окном: «В год Господень 1827 maistori Cionca Alexa cu Iusco Ion crâsnicu». Таким образом, надпись, упомянутая Титом Бадом, фиксирует реставрацию или ремонт церковной башни в 1827 году.

 

Церковная роспись
Роспись покрывает всю внутреннюю поверхность церкви, в алтаре, нефе и пронаосе. Ансамбль росписи, отмеченный искусствоведом Анкой Поп-Брату богатством иконографической программы, сложностью композиционных решений и декоративным разнообразием, не датирован и не подписан. Анка Поп-Брату приписал эту работу странствующему церковному художнику из Марамуреша Александру Понехальски, характерный стиль которого можно отличить от других ансамблей росписи, подписанных в Кэлинешть Кэни (1754 г.), Сырби Сусани (1760 г.), Будешть Сусани (1760 г.), Бербешти (1769 г.). ), Дешести (1780). Однако она заставила датировать картину из Ieud Deal 1782 годом, опираясь на датированную икону, которую можно отнести к Александру Понехальски. Посредством этой датировки Анка Поп-Брату создал фреску в Ieud Deal в последний период творчества художника, представляя себе постепенную эволюцию к этой кульминационной точке его творчества. Однако известно, что подвижная икона может быть добавлена ​​в инвентарь позже и не может точно датировать настенную роспись. Историк искусства Мариус Порумб более внимательно отметил, что «в 1782 году художник написал несколько икон в церкви на холме в Иеуде», не включая фресковый ансамбль.

Архивные документы проливают свет на датировку росписи Иеуд-Диле. В приходской записи 1774 г. фигурирует информация о том, что обе церкви в Иеуде были отремонтированы в 1764-65 гг. дворянином Михаем Баля. Дендрохронологическое исследование показало, что в Ieud Deal в то время менялись подошвы. Видимо, по этому же поводу были увеличены и окна, которые раньше были намного меньше. Между карнизами на западе сохранились два первоначальных окна. Тогда же, вероятно, иконостас с двумя дверями был заменен на трехстворчатый, по обычаю, введенному в местном церковном искусстве примерно в середине XVII века. Арочные проемы в стене между женщинами и мужчинами не могли быть выполнены лучше в другой раз, они также вписываются в обновленный дух второй половины XVIII века. Что, однако, действительно обновило храм в 1765 году, так это, скорее всего, его перекраска. В этот период несколько деревянных церквей были либо (пере)крашены во время ремонта, либо окрашены в качестве завершающего штриха к новому строительству. С этой точки зрения церковь в Иеуд-Диле не была исключением, особенно в деревне честолюбивой знати. Таким образом, реставрация картины была завершена в 1764-65 годах, скорее всего, в 1765 году.

Исключительный живописный ансамбль в Иеуд-Диле является результатом конкретного заказа покровителя церкви. Покровителем был известный дворянский род Балеа, от которого в ту эпоху отличался вице-комитет Марамуреша Михай Балеа. Возможно, масштабность живописного ансамбля обязана ему, а не мастеру-живописцу, который тем не менее вложил в его создание талант и мастерство.

Тексты, найденные на фреске
Тексты на румынском языке с кириллическими буквами, обрамленные в росписи нефа, расположенного под нижними окнами, особенно клирика на севере и дьякона на юге, содержат богословские наставления верующим, особенно интересные в контексте религиозные беспорядки той эпохи в Марамуреше. На фоне тем, нарисованных вокруг нефа, тексты под окнами предстают как манифесты сохранения православной традиции в Марамуреше. Их текст должен быть более тщательно задокументирован, если он еще разборчив, и проанализирован:

Под окном фонаря, северная стена в нефе: «Против святых... или писаных православницой берецеки пусть [не будут] как честные, а во Христе С [сф/брат/возлюбленный] , священники, учителя и миряне, этот de[s]dmnazaesque ... чтобы не было hulum против того, кто лучше знает, чтобы направить для нас много e[s]t[e] жизни святых отцов »
Под дьяконским окном, южная стена в нефе: «…что было в начале, что мы слышали, что видели своими очами и к чему прикасались руки наши…показывали и видели и свидетельствовали знаком всех святых».

 

Здание

Эта церковь была спроектирована в свое время как одно из самых больших помещений, шириной 7,15 м и длиной 11,87 м, с максимальной вместимостью около 340 верующих, причем пространство было поровну разделено между женщинами и мужчинами. Церковь расположена с запада на восток с женской палаткой (пронаос), мужской церковью (неф) и алтарем. Приятно отметить, что в начале XVII века в Марамуреше не возводили крыльца, и эту часть в эту церковь потом тоже не привезли. Вход с запада через недекорированный портал, также повторяющийся у входа в неф. Пронаос, или женская палатка, имеет сводчатый свод под ногами башни и открывается в мужскую церковь через отверстия в стене по обе стороны от двери. Мужской храм или неф – главное помещение, подчеркнутое высоким небом храма (свода). Следует отметить, что высота нефа равна его ширине, пропорция, отмеченная и в других церквях начала 17 века в Марамуреше. В алтарь ведут три двери, а перед иконостасом — подошва, знаменующая переход от мирского к священному. Алтарь открытый и отделан пятью короткими внешними сторонами. Его ширина 4,15 м, а глубина 3,6 м. Интерьер освещают маленькие остроугольные окна, которые изначально были еще меньше.

ТЕХНИЧЕСКИЕ
Колодец церкви в Иеуд-Дил построен из еловых бревен, скрепленных гладкими планками в потайных зубцах. Подошвы и порталы, более подверженные влаге, выполнены из древесины дуба. Стены подняты прямыми балками из топора и барды, затем укреплены деревянными гвоздями. Между балками делаются «куптые» углубления для герметизации стен.

Судя по старинным фотографиям, домики какое-то время были обшиты досками. Не исключено, что во время одного из предыдущих ремонтов или из-за просадки часть чеотори была разрушена. Ремонт в юго-восточном углу нефа датируется 1959 годом. Однако чеоты в других углах свидетельствуют об особом качестве исполнения и участии церковных мастеров-специалистов.

 

Демография

Согласно переписи, проведенной в 2011 году, население коммуны Иеуд составляет 4 318 жителей, что больше по сравнению с предыдущей переписью 2002 года, когда было зарегистрировано 4 223 жителя. Большинство жителей составляют румыны (95,32%). Для 4,65% населения этническая принадлежность неизвестна. С религиозной точки зрения большинство жителей исповедуют православие (70,36%), меньшинство составляют греко-католики (24,62%). Для 4,65% населения религиозная принадлежность неизвестна.

 


Транспорт

Как добраться

Ближайшая железнодорожная станция - Иза, в деревне Салиштеа-де-Сус, на линии Клуж-Напока - Сигету Мармацией. Оттуда вы можете легко путешествовать пешком.

Есть также многочисленные автобусы, которые проходят мимо Иеуд.