Сэпынца - это коммуна в округе Марамуреш на севере Румынии, в 15 километрах к северо-западу от Сигет и к югу от реки Тиса. Город известен своим "Веселым Кладбищем".
Веселое кладбище - это кладбище в деревне Сапання, округ
Марамуреш, Румыния. Он славится своими красочными надгробиями с
наивными картинами, в оригинальной и поэтической манере описывающими
людей, которые похоронены там, а также сценами из их жизни. Веселое
кладбище стало музеем под открытым небом и национальной
туристической достопримечательностью.
Необычная особенность
этого кладбища состоит в том, что оно отличается от
распространенного убеждения, культурно разделяемого в европейских
обществах - убеждения, которое рассматривает смерть как нечто
неизгладимо торжественное. Были установлены связи с местной
дакийской культурой, чьи философские принципы предположительно
гарантировали бессмертие души и веру в то, что смерть была моментом,
наполненным радостью и ожиданием лучшей жизни. Коллекция эпитафий с
Веселого кладбища существует в 2017 году под названием Crucile de la
Săpânța, составленном автором Roxana Mihalcea.
Монастырь Сапання-Пери (Mănăstirea Săpânța-Peri). Самая высокая
деревянная церковь в мире.
Дом-музей Стана Иоанна Патраша (Casa
Stan Ioan Pătraş). Дом художника, создавшего Веселое кладбище.
Если вы планируете проводить больше времени в Сапання, деревня
предлагает другие менее людные, но интересные достопримечательности:
Второе Веселое Кладбище (Cimitirul Vesel 2). Поскольку основное
кладбище имеет ограниченный размер, это кладбище используется в
дополнение к известному. Тем не менее, он впечатляет такими же
красивыми крестами и видом на деревню в ее окрестностях.
Музей
под открытым небом для сельской архитектуры и технологии (Ansamblul
de arhitectură tehnică Populară). Это маленькое зрелище показывает,
как люди в Сапанье использовали воду в прошлом.
Он расположен в 21 км к северо-западу от Марамаросзигет, на левом берегу Тисы.
От ручья Шаплонка, который берет начало в устье Тисы. Основой для этого могло быть славянское слово сольпъ (=водопад, водопад). Сначала он был написан как Запанча в 1373 году, а затем как Заплонча в 1390 году.
Им владели потомки облагороженных румынских дворян, которые были
тесно связаны с дворянами Сарвасо. В средние века им также принадлежали
Алсо- и Фельсеро. Позже все его знатные семьи взяли фамилию Шаплончаи.
Таким образом, в 1720 г., когда он состоял из 38 дворян и 15 крепостных,
все 38 дворянских родов назывались Шаплончаи. Наиболее распространенной
фамилией среди крепостных была Орос (русская), что указывает на их
русинское происхождение. В 1767 г. здесь проживало 556 крепостных, 60
мелких дворян и 60 оружейников. Помимо румынского, в качестве местных
языков упоминались также русинский и венгерский.
Четыре еврейские
семьи в 1735 году, двенадцать в 1767 году и 291 еврейский житель в 1840
году были зарегистрированы в Саплонке. Их первая синагога была построена
около 1800 года. Около 1870 года здесь поселился чудо-раввин Йозеф Меир
Вайс, родившийся в Мюнкачи, автор книги «Имрей Йозеф» и основатель
«сфинка-хасидизма» (идишское название Шфинка или Шпинка Шаплонка). Из-за
соперничества его семьи с династией Тейтельбаум на Марамарошзигете
раввинский суд постановил, что они должны покинуть Саплонку. Они
переехали в Мункач, а затем в Надьшолёш, но их потомки (потомки ветвей
Вайса, Горовица, Кахане и Фридмана) до сих пор называют себя
чудо-раввинами Сфинкса. Большинство из них живут в Бруклине и Израиле.
Румынские жители обратились в греко-католическую религию в 1790
году. Примерно в 1880 году румыны из Саплоны имели плохую репутацию во
всем графстве. В деревне часто была кровь, и говорят, что кто-то средь
бела дня угнал с пастбища 32 коровы. 5–6 мая 1944 г. Ночью группа
советских десантников Иштвана Декана высадилась к югу от села, на
курорте Таколи. Около 10 числа произошло столкновение с жандармами, в
ходе которого трое партизан были убиты, четверо взяты в плен. Втроем им
удалось вернуться за линию фронта.
В 1990-х и 2000-х годах село
несколько раз попадало в поле зрения СМИ из-за войны между православными
и греко-католиками. Лишь несколько семей в Саплонце вернулись к
греко-католической религии, и община не вернула церковь Видамского
кладбища, построенную в 1886 году. По словам греко-католиков, местное
руководство постоянно мешает им построить новую церковь на собственном
участке, а в 1997 году тогдашний мэр сам похитил покойника
греко-католика, чтобы его похоронили по православному обряду. Башня
неоготической церкви была снесена православным приходом в 2009 году, и
планируется построить пять новых башен в византийском стиле —
греко-католические организации заявляют, что это должно стереть следы
греко-католического прошлого церкви.
В 1838 году в нем проживало
792 греко-католика и 320 евреев.
В 1880 г. из 1982 жителей 1340
были румынами, 533 немцами (идиш) и 35 венграми; 1365 греко-католиков,
573 еврея и 28 католиков.
В 2002 г. 3 240 из 3 267 жителей были
румынами; 2936 православных, 257 адвентистов и 65 греко-католиков.
В 2002 году 89,9% населения были православными, 7,9% адвентистами и 2% принадлежали к Румынской греко-католической церкви.
Поездом
Поездка на поезде до Сигету Мармацией, затем
автостопом или автобусом на 18 км.
На автобусе
Бустранс из
Бая-Маре (3-5 леев): автобус ходит 3 раза в день до Сигету-Мармацией
(1 час 5 минут), а оттуда автобус два раза в день до Сапаньи (21
мин, два раза в день) (июль 2018 года).
На такси
Такси от
Бая-Маре до Сапаньи занимает 1 час 30 минут и стоит 150-190 леев
(июль 2018 года).
На самолете
Ближайшие аэропорты -
Сату-Маре и Бая-Маре.
Несколько мини-супермаркетов и туристических магазинов находятся в Сэпынце, особенно недалеко от Веселого кладбища. Они не предназначены для больших покупок, но их должно хватить на один день в деревне.
Согласно переписи 2011 года, население коммуны Сэпынта составляет 2 903 человека, по сравнению с предыдущей переписью 2002 года, когда было зарегистрировано 3 267 жителей. Большинство жителей составляют румыны (96,14%). Для 3,51% населения этническая принадлежность неизвестна. В конфессиональном отношении большинство жителей исповедуют православие (87,43%), меньшинство - адвентисты седьмого дня (7,72%). Для 3,65% населения религиозная принадлежность неизвестна.
Сэпынца находится на севере Румынии, примерно в километре к югу от верховьев Тисы, в исторической области Марамуреш (уезд Марамарош). На Drum naţional 19 место находится примерно в 20 километрах к северо-западу от Сигету-Мармацией; столица округа Бая-Маре (Фрауэнбах) находится примерно в 80 км (35 км по прямой) к югу от Сэпынцы.