Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Расположение: Мусейная ул. 1, Абрамцево, в 60
км к северо-востоку от Москвы
Телефон. 8254 32470
Открыт: 10 утра-6 вечера Среда-Воскресенье с апреля по сентябрь, с 10 утра-4
вечера Среда-Воскресенье с октября по март
Абрамцево - небольшая деревня на северо-востоке Московской
области, недалеко от Сергиева Посада. Самым интересным из них
является одноименный музей-заповедник, который в прошлом был
наследием известного бизнесмена и мецената Саввы Мамонтова, а в
конце XIX века здесь располагалась творческая мастерская.
Главным достоинством усадьбы, известной как минимум с XVI века,
является живописный XVIII век, в котором Федор Головин, проживший
здесь более полувека, занимался обустройством недвижимости,
расположенной на высоком берегу Вори, в окружении лесов, которые
когда-то служили как отличное место для охоты и рыбалки. Он разбил
сад, разбил регулярный парк, построил в основном сохранившийся
деревянный одноэтажный дом, к которому позже были пристроены мезонин
и хозяйственные постройки. В конце XVIII века усадьбу приобрела
семья Молчановых, а в 1843 году она перешла в собственность семьи
Сергея Аксакова. Уволившись со службы, он поселился в Абрамцево и
написал первые книги, которые были восторженно приняты как
критиками, так и публикой, — "Записки о рыбалке" и "Заметки об
охотниках с ружьями в Оренбургской области". Затем здесь было
принято решение о создании автобиографической трилогии "Семейная
хроника". Аксакова знали многие известные люди своего времени,
Ф.И. Тютчев, И. С. Тургенев, М.С. Щепкин, Т.Н. Грановский. Любимец
Грановского и Н.В.Гоголь, который часто и подолгу гостил в его доме.
В 1870 году дочь Аксакова продала Абрамцево Савве Мамонтову,
промышленнику и главному строителю железной дороги, а заодно
большому знатоку искусства, особенно живописи и театра. Мамонтов
ставил театр в Москве, но художников собирал в Абрамцево. Постоянные
гости усадьбы Репин, Поленов, Васнецов, неугомонный Врубель обрели
здесь покой, юные Михаил Нестеров и Валентин Серов в Абрамцеве
фактически выросли, и последний написал здесь знаменитую "Персиковую
девочку", позировавшую дочери Мамонтова Вере, портреты, подмосковные
пейзажи, помимо этюдов, Абрамцевские художники создали дизайн самой
усадьбы. Мамонтов дарил им лавки, бани, церкви, и каждый раз это
получалось самостоятельным, в отличие от других произведений
искусства, оно получалось самостоятельным. Еще одним важным аспектом
жизни Абрамцево были творческие мастерские — столярные и гончарные,
которыми руководили Елизавета Мамонтова (жена Саввы) и Елена
Поленова (сестра знаменитого художника). Деятельность мастерских
носила как благотворительный, так и просветительский характер:
возрождение народных промыслов и обучение крестьян полезным ремеслам
давало им стабильный доход, независимый от землевладельца.
Абрамцевская продукция быстро завоевала популярность: например,
мебель в оригинальном народном стиле пользовалась успехом как в
столице, так и за рубежом.
Упадок абрамцевского кружка совпал
с концом XIX века: в 1899 году Савва Мамонтов предстал перед судом и
оказался банкротом. Пришел конец широкой жизни, и теперь работа
Абрамцевской мастерской (переехавшей в Москву и ставшей чем-то вроде
небольшой фабрики) больше не является благотворительной, а после
революции усадьбу вскоре национализировали, но младшая дочь
Мамонтова получила охранную грамоту от Народного правления получил
образование и стал первым хранителем местного музея. В 1930-х годах
здесь был организован дом культуры для работников искусств, а после
того, как он вновь обрел статус музея, сын Мамонтова Всеволод решил
поработать экскурсоводом.
В настоящее время "Абрамцево" -
один из самых популярных подмосковных комплексов.1 Здесь нет
памятников архитектуры и пафоса, присущих Архангельску и Кусково, а
природная среда хорошо сохранена: дикий берег Вори, полузаросшие
лесные тропинки, деревянные постройки, майоликовые орнаменты -
работы абрамцевских мастеров. Осмотреть недвижимость можно за
несколько часов, но поблизости есть еще различные объекты, связанные
с Абрамцевым. Усадьба живописна круглый год, поэтому обязательно
приезжайте в часы пик: летом здесь может быть многолюдно, особенно
по выходным.
Главная достопримечательность в Абрамцево — музей-заповедник в бывшей усадьбе. Если у вас осталось время, можно исследовать ближайшие земли, которые связаны с творческой деятельностью Сергия Радонежского и к усадьбе никакого отношения не имеют.
Музей-заповедник. ☎
+7 (496) 543-24-70, +7 (916) 278-45-42. Ср–Вс 10:00 – 18:00, парк:
ежедневно до 20:00 (часы работы могут меняться в зависимости от
времени года). Единый билет: 800 руб, без посещения усадебного дома:
550 руб. Вход в парк: 60 руб. Отдельные экспозиции: 40-150 руб.
Сейчас усадьба Абрамцево работает как «Государственный
историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево».
Парк работает чаще и дольше, чем музейные экспозиции, и вход туда
стоит гораздо дешевле. Посещение усадебного дома только с
экскурсией. Для фотосъемки требуется специальный билет, но в
реальности он нужен только если вы планируете снимать интерьеры, в
остальных местах сотрудники музея интереса к фотографирующим пока не
проявляют.
1 Усадебный дом (конец XVIII –XIX вв.). В главный
усадебный дом можно попасть только с экскурсией, которая длится
около полчаса. Вам подробно расскажут про «Семью Аксаковых и её
окружение», про семейство Мамонтова и «Мамонтовский художественный
кружок». На первом этаже дома сохранились голубая гостиная и зелёный
кабинет Аксакова, а в мезонине была воссоздана комната, где
останавливался Н.В. Гоголь и вечерами читались главы из второго тома
«Мёртвых душ». Среди помещений семейства Мамонтовых вам покажут
комнаты Саввы Мамонтова и его жены, красную гостиную и столовую, где
была написана знаменитая «Девочка с персиками».
2 Церковь Спаса
Нерукотворного. Идея строительства церкви родилась в
1880 году, когда из-за сильного разлива Вори не удалось посетить
пасхальную службу в ближайшей церкви. Автором первоначального
проекта был В.Д. Поленов, взявший прообразом новгородскую церковь
Спаса на Нередице. Декор фасадов был разработан В.М. Васнецовым и
был призван смягчить некоторую суровость поленовского решения.
Строительство началось весной 1881 года и в нём приняло участие чуть
ли не всё семейство с гостями. То что получилось, считается первым
произведением русского модерна с тонкой стилизацией под старину. В
оформлении интерьера принимали участие И.Е. Репин, В.М. Васнецов,
М.А. Врубель, хотя первую скрипку здесь играл Поленов, создавший
замечательный ансамбль, все детали которого, кстати, произведены
своими руками в собственных мастерских. В 1891 году в ризнице церкви
был похоронен молодой сын Мамонтовых Андрей, а в 1891-1892 годах
ризницу перестроили в нарядную часовню, увенчанную главкой
каплевидной формы. Позже у стен церкви похоронили и других членов
семейства Мамонтовых – дочь Веру и жену Елизавету Григорьевну.
3 Мастерская. Построена в 1873 году по проекту В.А. Гартмана и
является единственным его деревянным сооружением, дошедшим до наших
дней. Правда, Мамонтов с Васнецовым были недовольны этой работой:
здание строилось по словесным указаниям, но без непосредственного
участия автора проекта, и при этом никакого чертежа постройки не
существовало в природе. В мастерской нет постоянной экспозиции, а
проводятся различные тематические выставки.
4 Баня-теремок
(1878). Хронологически, это вторая (после мастерской Гартмана)
постройка усадьбы в русском стиле. Выполнена по проекту И.П. Ропета
и имеет силуэт с необычайно высокой четырёхскатной кровлей, за что
баня получила второе название – «теремок». Некоторое время
использовалась по назначению, но быстро превратилась в флигель для
гостей. Сейчас в ней представлены изделия абрамцевской столярной
мастерской – мебель и предметы быта, сделанные по эскизам Е.Д.
Поленовой и других художников.
5 Кухня. Построена в 1870 году
вместо старой кухни Аксаковых и во время ремонта усадебного дома
служила жилым помещением. Позже стала использоваться по назначению и
до 1930-х годов была соединена с усадебным домом крытым переходом.
Сейчас здесь показывают коллекцию декоративных предметов
крестьянского быта, собранную участниками Мамонтовского кружка в
поездках по стране.
6 «Избушка на курьих ножках». Вообще-то, это
всего лишь беседка, построенная в 1883 году по проекту В.М.
Васнецова. Несмотря на название, курьих ног она не имеет, но зато
стоит в окружении мрачных елей, создающих положенную ведьминому
жилищу жутковатую атмосферу. «Избушка на курьих ножках» украшена изображениями совы и
летучей мыши, позже ставшими излюбленными декоративными мотивами
русского модерна.
7 Поленовская дача. Это совершенно традиционный
деревянный одноэтажный дом был построен в 1882 году местной артелью
плотников для супружеской четы художников В. Д. Поленова и Н. В.
Якунчиковой, обвенчавшихся в новой церкви Спаса Преображения. Столь
же прост и незамысловат интерьер дома с его дощатыми стенами и
полами. Печь облицована изразцами, имитирующими кирпичную кладку.
Сейчас дача используется для небольших тематических выставок.
8 Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве». Единственная
каменная постройка усадьбы, внешне диссонирующая с остальным
окружением, появилась уже в годы советской власти и выполнена в
псевдоклассическом стиле. Сейчас в ней выставлены работы художников
ХХ и XXI веков, как-то связанных с Абрамцевым: большинство из них
жили в расположенном неподалеку Поселке художников.
9 Парк с
прудами. Усадьба окружена большим парком – местами рукотворным,
местами дикорастущим. В лесных участках попадаются деревья весьма
солидного возраста, а прямо перед усадебным домом кем-то из
владельцев был посажен дуб, давно отметивший свой двухсотлетний
юбилей. К северу от дома вдоль дорожки высажена липовая «аллея
Гоголя», видимо, имеющая какое-то отношение к писателю. Необычный
Нижний пруд выгорожен чуть ли не в русле речки Вори и окружён
системой деревянных мостиков. Верхний пруд совсем небольшой и вполне
традиционен.
10 Скамья Врубеля. За главным домом, чуть южнее
кухни, находится ещё одна достопримечательность усадьбы – скамейка,
созданная М.А. Врубелем в начале XX века. Она имеет очень простую
форму, но отделана изразцами ручной работы, что придаёт ей необычный
вид. К сожалению, она упрятана за стеклом и потому посидеть на ней
невозможно.
Хотько́во — крупный и не очень уютный город в 3 км к
северу от Абрамцево. Он вырос вокруг одноимённого монастыря и
железнодорожной станции, городской статус с 1949 года. Ещё за
полвека до этого в Хотьково существовали многочисленные кустарные
производства, но уцелело из них только одно — художественный
промысел резьбы по дереву (абрамцево-кудринская резьба), основы
которого заложили приезжавшие в Абрамцево художники. Единственной
достопримечательностью города является монастырь, всё остальное
построено после войны и решительно неинтересно. В народе название
Хотьково связывают с байкой о ехавшем в Троице-Сергиеву лавру царе,
которого на дороге подстерегли местные разбойники, ничуть не
смутившиеся вельможным статусом своей жертвы и сказавшие в ответ:
«Да нам Хоть кого».
11 Покровский Хотьков монастырь (500 м
к югу от ж/д станции Хотьково). Православный монастырь впервые упомянут в 1308
году, а основан, по-видимому, ещё раньше. В то время он имел
довольно странную, смешанную структуру: его монахами могли быть и
мужчины, и женщины. В 1330-е гг. здесь приняли постриг родители
Сергия Радонежского, и сам Сергий, на тот момент ещё отрок
Варфоломей, вроде бы жил в монастыре некоторое время прежде, чем
заняться созданием своего собственного. Впоследствии Хотьков
монастырь стал «филиалом» Троице-Сергиева, встречая прибывающих из
Москвы паломников. Дошедшие до наших дней монастырские постройки
гораздо моложе комплекса Троице-Сергиевой лавры, а их архитектурные
достоинства сомнительны. В комплексе доминирует тёмно-красный собор
Николая Чудотворца (1900-04) в неовизантийском стиле. С ним
соседствует Покровский собор (1812-16) — заурядный памятник
классицизма. Самым старым зданием монастыря является надвратная
церковь Рождества Иоанна Предтечи (1791) без явных признаков
какого-либо стиля. Она украшает северные ворота. Южная надвратная
церковь (преподобного Митрофана Воронежского) своей архитектурой и
датой постройки (1833) напоминает Покровский собор.
Отдел
художественных ремёсел музея-заповедника «Абрамцево», Хотьково, ул.
Кооперативная, 23 (напротив монастыря). 10:00 – 18:00 кроме Пн и
Вт. Бесплатно. В музее показывают предметы декоративно-прикладного
искусства, в том числе абрамцево-кудринскую резьбу. За вход денег не
берут, но посетители отмечают забавную коллизию с фотосъёмкой, на
которую нужно купить отдельное разрешение, что можно сделать только
в самом Абрамцево.
12 Церковь Ахтырской иконы Божьей матери, дер. Ахтырка (5 км от станции, западнее города). Роскошный каменный храм в стиле классицизма (1821-25) — всё, что осталось от усадьбы Ахтырка, принадлежавшей в XIX веке князьям Трубецким. До революции здесь был целый комплекс ампирных зданий: роскошных по своей архитектуре, да ещё к тому же и деревянных — не самый частый в России случай. В те годы Ахтырку нередко посещали абрамцевские художники: Васнецов писал здесь «Алёнушку», а сама усадьба и церковь встречаются на полотнах Кандинского. К сожалению, в 1920-е гг. усадьба сгорела до тла, и сейчас о ней напоминает лишь одинокий каменный обелиск, стоящий неподалёку от церкви.
Небольшое село Ра́донеж в древности было почти что
городом. Названо оно в честь новгородца Радонега и существует,
предположительно, с XII века. В 1330-е гг. сюда переехали родители
Сергия Радонежского, Кирилл и Мария (сжятой при рождение был крещен
Варфоломей в честь апостола), и сам будущий игумен. Радонежским он
стал в честь своей малой родины, а не наоборот. До XVI века включительно Радонеж оставался крупным селом
или даже городом на ярославском тракте, но утратил своё значение
после разрушений Смутного времени. То, что осталось на месте села,
стало называться Радонежский городок. Потом название сократилось до
простого Городок, и лишь в 1989 году селу было возвращено
историческое название Радонеж. Смотреть тут, в общем-то, нечего.
Сейчас Радонеж привлекает в основном паломников, хотя ничего,
связанного с Сергием Радонежским, в селе тоже не сохранилось.
13 Памятник Сергию Радонежскому. Памятник работы скульптора
В.М. Клыкова и архитектора Р.И. Семержиева навеян легендой о явлении
старца отроку Варфоломею. Этот сюжет, использованный ещё Васнецовым,
встречается в житии Сергия Радонежского: после чудесного явления
старца отрок Варфоломей овладел грамотой и обратился к вере.
Впрочем, глядя на трёхметровый бетонный монумент, вы вряд ли
догадаетесь, что же именно он символизирует.
14 Преображенская
церковь. Заурядная церковь в стиле классицизма построена в 1834-40
гг. Она стоит на возвышении, оставшемся от валов древнего города.
От Абрамцево рукой подать до Сергиева Посада, где находится Троице-Сергиева лавра. В направлении Москвы стоит посетить Пушкино с любопытным храмом в неорусском стиле, а ещё перед Пушкино, т.е. ближе к Абрамцево, находится посёлок Софрино с историческим вокзалом и барочной церковью конца XVII века.
Платформа Абрамцево. С Ярославского вокзала в направлении на Сергиев Посад или Александров до платформы «Абрамцево», дальше минут 15-20 пешком по лесной дорожке, начинающейся от ж/д платформы прямо под красной треугольной крышей. Схема тропинки приводится на сайте музея. Существует немного более длинный пеший маршрут – по грунтовой дороге, а потом по автомобильной трассе.
По Ярославскому шоссе до поворота на Лешково и Радонеж, далее в Хотьково левый поворот и еще 5 км по указателям на Абрамцево.
Рядом с музеем-усадьбой поесть можно в ресторане клуба «Галерея» (11:00 – 23:00) — это кирпичное здание, стилизованное под Абрамцево как внутри, так и снаружи, хотя качество стилизации вызывает вопросы. Если этот вариант не устраивает, можно поехать в Хотьково, где прямо рядом со станцией есть парочка обычных для Подмосковья забегаловок.
До Абрамцева легко добраться из Москвы на электричке. Гостиница
может понадобиться, если только вы решите провести несколько дней
вдали от города.
Отель в клубе «Галерея», Музейная ул. 4
(рядом с музеем-усадьбой). Дорогой отель, предлагающий гостям сауну,
ресторан и другие развлечения.
Музейный магазин. Он расположен в бывшей людской – одноэтажном деревянном здании по правую руку от главного дома. Здесь можно купить книги об Абрамцеве и русских художниках, наиболее известные произведения С.Т. Аксакова, репродукции картин художников Абрамцевского кружка и всевозможные сувениры: от магнитных закладок до декоративных тарелок. Здесь же продаются изделия известных фарфоровых заводов и Абрамцевского художественно-промышленного колледжа. Подробнее смотрите на сайте музея.
Село упоминается в грамоте великого князя Ивана Васильевича с 1504 года как деревня Обрамова. В 1584 году приводится уже форма Обрамкова, а в XVIII уже употребляются варианты с теми же суффиксами, но в акающей форме: сельцо Аврамово, Абрамково. Современный вариант Абрамцево используется с 1862 г. Топоним имеет несомненно антропонимическое происхождение: от личного имени Абрам (Аврам). Версия, выводящая его из диалектных обрамок («край луга у опушки, пригорка, с источниками, мочарами») рассматривается как ошибочная.
Историческое название поселения – Обрамочно. От него происходит и настоящее
название. В начале 18 в. имение приобрело унтер-лейтенант флота — Федор Головин.
Именно Головин и начал строительство усадьбы, приблизив ее вид к тогдашним
представлениям о дворянской усадьбе. Усилиями Федира Головина проведена
распланировка участка, созданы искусственные земляные террасы на склоне к реке
Воре, построен дворец из дерева, выкопаны два пруда, заложен фруктовый сад.
Небогатая усадьба имела также две маленькие деревни на три и 10 крестьянских
домов. Во времена Головина в 1768 г. проведено межевание усадьбы и создан ее
план, хранящийся ныне в музее-усадьбе.
Следует заметить, что усадьба со
времен Головина мало менялась и дополнялась небольшими зданиями без существенных
вмешательств в первоначальную планировку.
Писатель Аксаков Сергей Тимофеевич приобрел усадьбу в 1843 году. Она
использовалась летом. Аксаков имел большую семью и денег не хватало. Семья так и
не смогла построить, например, каменный барский дом и усадебную церковь.
Либерально настроенный владелец поддерживал связи с тогдашними русскими
литераторами.
Приятелем сына Аксакова – Константина – был Белинский
Виссарион Григорьевич, обучавшийся с ним в Московском университете. Когда
Белинского за противоправительственные мысли освободили от работы в
университете, Аксаков-отец взял его на работу в Межевой институт, спасая
писателя от нищеты.
Среди гостей Аксаковых — молодой писатель Иван
Тургенев
В усадьбе Абрамцево в последние годы жизни нашел тихое убежище и
Николай Гоголь, для которого хозяева выделили отдельную комнату. Итак,
владельцев усадьбы с литераторами связывали не только литературные интересы.
С усадьбой Абрамцево связаны судьбы Софьи (племянницы жены писателя
Аксакова) и художника Константина Трутовского (1826—1893). Они встретились в
усадьбе и полюбили друг друга. Но просьбу пожениться с любимой отклонял
тщеславный и деспотичный отец Софьи. В дело вмешался сам писатель Сергей
Тимофеевич, позволявший видеться молодоженам в усадьбе и приложил немало усилий,
чтобы они обручились. Переговоры с отцом Софьи были долгими, но дело уладили.
Аксаков и молодые Трутовские праздновали и свадьбу, и победу над негибким отцом.
Аксаков прожил в усадьбе 16 лет и уже слепого его вывезли в Москву, поближе
к врачам. В Москве он и скончался на 68 году жизни. Дом перешел во владение его
дочери — Веры Сергеевны. Она и продала усадьбу 1870 года, уже пустовавшую.
«С холма открывался вид на реку Ворю, всю извилистую, ширину в два лошадиных
пляска, а кое-где от плотины и шире. Река Воря с болотными берегами и
многочисленными заливами была вся в водяной траве и водных цветах. За ее
низменностью угадывалась снова нагорная сторона; и там, на горе, в окружении
еловой рощи, мешавшейся с негустой чернолесью, просматривалась просторная,
старинная, помещичья усадьба, цель нашего путешествия: Абрамцево… Парадный вход
с крышей, точно так же, как и в тысячи других усадеб того времени, открыл нам
свои просторы сени. Деревянный, окрашенный по гонту дом с фасада был
продолговатой и старинной постройки». Мало ли что здесь изменилось с поры 19
века. То есть, не ищите здесь архитектурных шедевров или блестящих проектов
зарубежных или отечественных гениев. Они не в Абрамцево, они в других усадьбах,
часто заброшенных и разрушенных.
Но об усадьбе Абрамцево хорошо знал и
писатель А. П. Чехов. Антон Павлович разглядел в усадьбе старинное гнездо
помещичьего и вспомнил его в пьесе «Вишневый сад». Чтобы усилить впечатление от
уничтожения подобного имения, он указал, что имение Раневской похоже на усадьбу
Абрамцево.
Конец 19 в. был не лучшим периодом существования дворянских усадеб Российской
империи. Многие из них разрушались, продавались за бесценок, пустовали или
использовались не по назначению. Худшим были разрушения и исчезновения усадеб
высокой художественной стоимости, которые остались без присмотра — Стольное
Безбородько, Батурин Разумовского, Ярополец Чернышевых, Гостилицы Разумовского,
Троицкое-Кайнарджи Румянцева-Задунайского.
Новая жизнь пришла только
туда, где хозяева усадеб приспособились к новым, строгим требованиям
пореформенной Российской империи или были финансово успешными — например
Архангельское Юсуповых. Бывшие дворянские усадьбы быстро меняли властителей. Вот
и Абрамцево перешло к миллионеру Мамонтову, представителю новорожденного класса
капиталистов, не-дворянину по происхождению. Небогатую усадьбу это спасло от
уничтожения.
В 1870 г. богатый Савва Мамонтов покупает усадьбу у Веры Сергеевны, дочери
Аксакова. Новый хозяин ценит историческое прошлое усадьбы и делает кое-что для
увековечения памяти писателя. Именно при Мамонтове в усадьбе заново воспроизвели
кабинет писателя. По замыслу Саввы Ивановича усадьба Абрамцево должна стать
родовым гнездом Мамонтовых. Для сохранения событий в имении создана «Летопись
сельца Абрамцева», которую тщательно вел владелец с года приобретения усадьбы. К
тому же здесь было где разгуляться детям Мамонтовых.
Усадьба уже
приходила в упадок и нуждалась в ремонте и обустройстве для новых требований,
для жилья большой семьи Мамонтовых и их многочисленных гостей. Фруктовый сад
частично вырубили ради постройки оранжереи, новых бань, домов для слуг, амбаров,
сараев.
Семья Мамонтовых живет здесь летом, но приглашает к себе гостей
преимущественно из художественно-артистического мира. Среди посетителей усадьбы
- художники, деятели театра, скульпторы, архитекторы-любители и
архитекторы-специалисты.
К перестройкам привлекают гостей. Так, по
проекту архитектора В. Гартмана построили студию-мастерскую, позже новый флигель
бань. Проект бань, роскошно-декоративный создал архитектор И. Ропет. В
строительство вмешался сам Савва Мамонтов и убрал откровенно помпезный и лишний
декор Ропета. Интересно, что баня-теремок никогда не использовалась как баня.
Сказочный декор бани нравился владельцам и гостям, поэтому ее хранили, а новую и
простую баню построили дальше по берегу реки Вори. Постепенно возникает новое
общество – Мамонтовский кружок, без активного вмешательства которого не
производится никакой достройки.
Религиозно
настроенным лицом была супруга Саввы Мамонтова. Особенно это проявилось при
проектировании и строительстве усадебной церкви. В 1880 г. возникла идея ее
постройки, к которой присоединились почти все члены Мамонтовского кружка.
Первоначальный проект создал художник Поленов, влюбленный в средневековую
архитектуру Новгорода. За основу положена архитектура церкви Спаса на Нередице
12 века. Проект до реализации доводил второй художник Виктор Васнецов. Поленов
создал иконы «Благовещения», «Тайная вечеря» и другие, Васнецов — иконы
«Богородица» и «Сергей Радонежский». Женская половина кружка вышивала хорогвы,
пелены, а самые смелые пошли на леса и высекали в камне орнаменты краеугольных
рельефов, как настоящие каменщики.
Печь в церкви с собственно созданными
изразцами в 1892 г. изложил Н. А. Врубель.
Попечительством Мамонтовых в поселке рядом с усадьбой строят так называемое «культурное поселение». Ценой Мамонтовых построили сельскую больницу и школу для крестьянских детей. Рядом со школой создали плотницкую мастерскую, где ученики овладевали плотничеством. Чтобы у учащихся были хорошие образцы, Мамонтовы делают несколько экспедиций и собирают образцы мебели и плотницких изделий. Жена Мамонтова, Елизавета Григорьевна, создавала эскизы мебели и иногда сама бралась за плотничный инвентарь. В усадьбе хранится дубовый шкаф, созданный им собственноручно.
Владелец усадьбы, Савва Мамонтов, был влюблен в керамику. Поэтому в усадьбе были все условия для создания разноцветных изразцов и керамики. Благодаря этому к созданию керамических изделий приобщился Врубель, обнаруживший способности незаурядного скульптора и колориста. В пейзажном парке усадьбы цветными изразцами Врубеля выложена керамическая садовая скамья.
Продолжением традиций усадебных театров эпохи крепостного права стал любительский театр в Абрамцево. Оперным пением увлекался и сам Савва Мамонтов. Для проведения любительских представлений отдавали гостиную, где построили деревянную сцену.
Церковь усадьбы неожиданно понадобилась семье из-за преждевременной смерти сына Саввы — Андрея. Его хоронят в усадебной церкви. В 1907 г. умерла молодой женщиной дочь Саввы — Вера, известная по картине Серова «Девочка с персиками». А через год – жена хозяина. Так в церкви появилось еще два захоронения. В 1918 г. ушел из жизни и сам Савва Мамонтов. Его тоже похоронили в усадебной церкви.
В 1918 г. усадьба Абрамцево преобразована в музей.
Попытки разрушить усадьбу не удавались, в ее защиту стали жители окрестных сел.
Но церковь в усадьбе закрыли, а небольшое кладбище возле нее разрушили. Кладбище
было восстановлено только после распада СССР и нового введения капитализма в
России. К началу 21 века церковь не возвращена общине, а используется как
выставочное помещение музея-усадьбы.
На территории дома выстроили
каменный дом отдыха для советских художников. Это придало тихому музейному
заведению хаоса и шумихи. К началу 21 в. дом отдыха для советских художников
ликвидирован, а помещение после ремонтов переоборудовано под выставку
произведений художников 20 века.
В усадьбу возвращены старые фото
последних хозяев Абрамцева и их гостей, оригинальные рисунки и находившиеся
здесь эскизы художников. В книжных шкафах издания того времени. В столовой на
мольберте копия картины Валентина Серова «Девочка с персиками». В парке усадьбы
реставрирована керамическая скамья, созданная Врубелем.
Плотничная
мастерская стала базой для самостоятельного художественного промысла.